Научная статья на тему 'ЙЕМЕНСКИЙ КРИЗИС: НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ: Рец. на кн.: HELEN LACKNER. YEMEN IN CRISIS: AUTOCRACY, NEO-LIBERALISM AND THE DISINTEGRATION OF A STATE. L.: Saqi Books, 2017. 330 p.; MARIEKE BRANDT. TRIBES AND POLITICS IN YEMEN: A HISTORY OF THE HOUTHI CONFLICT. L.: Hurst & Co Publishers, 2017. 466 p.; NOEL BREHONY (ed.). HADHRAMAUT AND ITS DIASPORA: YEMENI POLITICS, IDENTITY AND MIGRATION. L.; N.Y.: I.B. Tauris, 2017. 254 p.'

ЙЕМЕНСКИЙ КРИЗИС: НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ: Рец. на кн.: HELEN LACKNER. YEMEN IN CRISIS: AUTOCRACY, NEO-LIBERALISM AND THE DISINTEGRATION OF A STATE. L.: Saqi Books, 2017. 330 p.; MARIEKE BRANDT. TRIBES AND POLITICS IN YEMEN: A HISTORY OF THE HOUTHI CONFLICT. L.: Hurst & Co Publishers, 2017. 466 p.; NOEL BREHONY (ed.). HADHRAMAUT AND ITS DIASPORA: YEMENI POLITICS, IDENTITY AND MIGRATION. L.; N.Y.: I.B. Tauris, 2017. 254 p. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
йемен / Хадрамаут / социокультурнаяидентичность / социальнаястратификация / миграционные процессы. / Yemen / hadhramaut / social and cultural identity / a stratified society / migration.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михаил Анатольевич Родионов

три книги, вышедшие в 2017 г., анализируют текущий йеменский кризис. В монографии Элен лакнер, британской исследовательницы политической культуры йемена, рассматриваются политические, социальные, экономические и экологические составляющие кризиса. Автор видит в его основе критическую фазу во взаимоотношениях между традиционными социальными стратами (с наследуемым социальным статусом) и современными структурами (с приобретаемым социальным статусом). книга, написанная австрийской исследовательницей в области социальной антропологии мариеке Брандт, сосредоточивается на локальных племенах как ядре традиционной социальной иерархии, точнее, на зайдитских приверженцах семьи саййида Хусайна ал-Хуси. последняя книга, под редакцией бывшего британского дипломата ноэла Брехони, — мультидисциплинарное коллективное исследование, посвященное Хадрамауту, важному историко-культурному ареалу Южной Аравии. Это один из первых результатов работы Центра исследований Хадрамаута, учрежденного в 2013 г. с целью поощрения научных разысканий в регионе для международного научного сообщества, а также для жителей Хадрамаута, хадрамийцев, живущих на родине или за рубежом. уроженец кении хадрамаутского происхождения Абдалла Буджра, вдохновитель проекта и старейшина социальной антропологии Хадрамаута, собрал под одной обложкой труды специалистов из разных стран. Эти публикации позволяют сделать вывод, что йеменский кризис можно интерпретировать как кризис социальной, культурной и религиозной идентичности, затронувший традиционные страты локального общества с их гибкой приспособляемостью, а также современные институты и организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YEMENI CRISIS: VARIOUS APPROACHES TO A PROBLEM: A Review of HELEN LACKNER, YEMEN IN CRISIS: AUTOCRACY, NEO-LIBERALISM AND THE DISINTEGRATION OF A STATE. London: Saqi Books, 2017, 330 pp.; MARIEKE BRANDT, TRIBES AND POLITICS IN YEMEN: A HISTORY OF THE HOUTHI CONFLICT. London: Hurst & Co Publishers, 2017, 466 pp.; NOEL BREHONY (ed.), HADHRAMAUT AND ITS DIASPORA: YEMENI POLITICS, IDENTITY AND MIGRATION. London; New York: I. B. Tauris, 2017, 254 pp.

Three books published in 2017 address the current Yemeni Crisis. The first is written by helen Lackner, a British political and social anthropologist with long-term expertise in Yemeni affairs. She considers the critical phase of the relationship between traditional social strata (with inherited social statuses) and modern structures (with acquired statuses) as the core reason for the multifaceted (political, social, economic, and ecological) crisis. The second book authored by Austrian anthropologist marieke Brandt is focused on the local tribes as the hub of a traditional social hierarchy or, more precisely, on the Zaydi adherents of the sayyid al-houthi clan. The last book, edited by ex-British Diplomat Noel Brehony, is a multidisciplinary collective research project on hadhramaut, an important cultural area of South Arabia; it is the first fruit of the hadhramaut Research Centre, launched in 2013 to promote local studies for international academics and the hadhramaut population, the hadramis — both in diaspora and at home. The kenia-born hadhrami Abdalla Bujra, the spiritus movens of this project, the doyen of the social anthropology of hadhramaut, gathered several generations of international scholars under one cover. Three relevant issues on Yemeni turmoil, by helen Lackner, marieke Brandt, and the team led by Noel Brehony respectively, allow us to draw the conclusion that the present disaster may be regarded as a crisis of social, cultural and religious identity involving traditional strata of local societies with their flexible adaptability, on the one hand, and the modern entities on the other.

Текст научной работы на тему «ЙЕМЕНСКИЙ КРИЗИС: НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ: Рец. на кн.: HELEN LACKNER. YEMEN IN CRISIS: AUTOCRACY, NEO-LIBERALISM AND THE DISINTEGRATION OF A STATE. L.: Saqi Books, 2017. 330 p.; MARIEKE BRANDT. TRIBES AND POLITICS IN YEMEN: A HISTORY OF THE HOUTHI CONFLICT. L.: Hurst & Co Publishers, 2017. 466 p.; NOEL BREHONY (ed.). HADHRAMAUT AND ITS DIASPORA: YEMENI POLITICS, IDENTITY AND MIGRATION. L.; N.Y.: I.B. Tauris, 2017. 254 p.»

антропологический форум, 2019, №43

ЙЕМЕНСКИЙ КРИЗИС: НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ: Рец. на кн.: HELEN LACKNER. YEMEN IN CRISIS: AUTOCRACY, NEO-LIBERALISM AND THE DISINTEGRATION OF A STATE.

L.: Saqi Books, 2017. 330 p.; MARIEKE BRANDT. TRIBES AND POLITICS IN YEMEN: A HISTORY OF THE HOUTHI CONFLICT. L.: Hurst & Co Publishers, 2017. 466 p.; NOEL BREHONY (ed.). HADHRAMAUT AND ITS DIASPORA: YEMENI POLITICS, IDENTITY AND MIGRATION..

L.; N.Y.: I.B. Tauris, 2017. 254 p. Михаил Анатольевич Родионов

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН 3 Университетская наб., Санкт-Петербург, Россия Санкт-Петербургский государственный университет 7-9 Университетская наб., Санкт-Петербург, Россия

mrodio@yandex.ru

Аннотация: Три книги, вышедшие в 2017 г., анализируют текущий йеменский кризис. В монографии Элен Лакнер, британской исследовательницы политической культуры Йемена, рассматриваются политические, социальные, экономические и экологические составляющие кризиса. Автор видит в его основе критическую фазу во взаимоотношениях между традиционными социальными стратами (с наследуемым социальным статусом) и современными структурами (с приобретаемым социальным статусом). Книга, написанная австрийской исследовательницей в области социальной антропологии Мариеке Брандт, сосредоточивается на локальных племенах как ядре традиционной социальной иерархии, точнее, на зайдитских приверженцах семьи саййида Хусайна ал-Хуси. Последняя книга, под редакцией бывшего британского дипломата Ноэла Брехони, — мультидисциплинарное коллективное исследование, посвященное Хадра-мауту, важному историко-культурному ареалу Южной Аравии. Это один из первых результатов работы Центра исследований Хадрамаута, учрежденного в 2013 г. с целью поощрения научных разысканий в регионе для международного научного сообщества, а также для жителей Хадрамаута, хадрамийцев, живущих на родине или за рубежом. Уроженец Кении хадрамаутского происхождения Абдалла Буджра, вдохновитель проекта и старейшина социальной антропологии Хадрамаута, собрал под одной обложкой труды специалистов из разных стран. Эти публикации позволяют сделать вывод, что йеменский кризис можно интерпретировать как кризис социальной, культурной и религиозной идентичности, затронувший традиционные страты локального общества с их гибкой приспособляемостью, а также современные институты и организации.

Ключевые слова: Йемен, Хадрамаут, социокультурная идентичность, социальная стратификация, миграционные процессы.

Благодарности: Рецензия подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта 19-09-00309 А «Хадрамаут: история самоидентификации (VI в. н.э. — 1967 г.)», рассчитанного на 2019-2021 гг. Для ссылок: Родионов М. Йеменский кризис: несколько подходов к одной проблеме: Рец. на кн.: Helen Lackner. Yemen in Crisis: Autocracy, Neo-Liberalism and the Disintegration of a State. L.: Saqi Books, 2017. 330 p.; Marieke Brandt. Tribes and Politics in Yemen: A History of the Houthi Conflict. L.: Hurst & Co Publishers, 2017. 466 p.; Noel Brehony (ed.). Hadhramaut and Its Diaspora: Yemeni Politics, Identity and Migration. L.; N.Y.: I.B. Tauris, 2017. 254 p. // Антропологический форум. 2019. № 43. С. 202-210. doi: 10.31250/1815-8870-2019-15-43-202-210

URL: h ttp://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/043/rodionov.pdf

antropologicheskij forum, 2019, no. 43

YEMENI CRISIS: VARIOUS APPROACHES TO A PROBLEM: A Review of HELEN LACKNER, YEMEN IN CRISIS: AUTOCRACY, NEO-LIBERALISM AND THE DISINTEGRATION OF A STATE.

London: Saqi Books, 2017, 330 pp.; MARIEKE BRANDT, TRIBES AND POLITICS IN YEMEN: A HISTORY OF THE HOUTHI CONFLICT. London: Hurst & Co Publishers, 2017, 466 pp.; NOEL BREHONY (ed.), HADHRAMAUT AND ITS DIASPORA: YEMENI POLITICS, IDENTITY AND MIGRATION. London; New York: I. B. Tauris, 2017, 254 pp.

Mikhail A. Rodionov

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera),

Russian Academy of Sciences 3 Universitetskaya Emb., St Petersburg, Russia St Petersburg State University 7-9 Universitetskaya Emb., St Petersburg, Russia mro dio@yandex.ru

Abstract: Three books published in 2017 address the current Yemeni Crisis. The first is written by Helen Lackner, a British political and social anthropologist with long-term expertise in Yemeni affairs. She considers the critical phase of the relationship between traditional social strata (with inherited social statuses) and modern structures (with acquired statuses) as the core reason for the multifaceted (political, social, economic, and ecological) crisis. The second book authored by Austrian anthropologist Marieke Brandt is focused on the local tribes as the hub of a traditional social hierarchy or, more precisely, on the Zaydi adherents of the sayyid al-Houthi clan. The last book, edited by ex-British Diplomat Noel Brehony, is a multidisciplinary collective research project on Hadhramaut, an important cultural area of South Arabia; it is the first fruit of the Hadhramaut Research Centre, launched in 2013 to promote local studies for international academics and the Hadhramaut population, the Hadramis — both in diaspora and at home. The Kenia-born Hadhrami Abdalla Bujra, the spiritus movens of this project, the doyen of the social anthropology of Hadhramaut, gathered several generations of international scholars under one cover. Three relevant issues on Yemeni turmoil, by Helen Lackner, Marieke Brandt, and the team led by Noel Brehony respectively, allow us to draw the conclusion that the present disaster may be regarded as a crisis of social, cultural and religious identity involving traditional strata of local societies with their flexible adaptability, on the one hand, and the modern entities on the other. Keywords: Yemen, Hadhramaut, social and cultural identity, a stratified society, migration.

Acknowledgements: The publication of this review is supported by Russian Foundation for Basic Research (RFBR) within the project 19-09-0039-A "Hadramawt, a story of self-identification (6th c. CE to 1967)", 2019-2022. To cite: Rodionov M., 'Yemeni Crisis: Various Approaches to a Problem: A Review of Helen Lackner, Yemen in Crisis: Autocracy, Neo-Liberalism and the Disintegration of a State. London: Saqi Books, 2017, 330 pp.; Marieke Brandt, Tribes and Politics in Yemen: A History of the Houthi Conflict. London: Hurst & Co Publishers, 2017, 466 pp.; Noel Brehony (ed.), Hadhramaut and its Diaspora: Yemeni Politics, Identity and Migration. London; New York: I. B. Tauris, 2017, 254 pp.', Antropologicheskij forum, 2019, no. 43, pp. 202-210. doi: 10.31250/1815-8870-2019-15-43-202-210

URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/043/rodionov.pdf

HADHRAMAUT AND ITS DIASPORA

Yemeni Politics, Identity and Migration

Рец. на кн.: Helen Lackner. Yemen in Crisis: Autocracy, Neo-Liberalism and the Disintegration of a State. L.: Saqi Books, 2017. 330 p.;

Marieke Brandt. Tribes and Politics in Yemen: A History of the Houthi Conflict. L.: Hurst & Co Publishers, 2017. 466 p.;

Noel Brehony (ed.). Hadhramaut and Its Diaspora: Yemeni Politics, Identity and Migration. L.; N.Y.: I.B. Tauris, 2017. 254 p.

Три книги, вышедшие в 2017 г., анализируют текущий йеменский кризис. В монографии Элен Лакнер, британской исследовательницы политической культуры Йемена, рассматриваются политические, социальные, экономические и экологические составляющие кризиса. Автор видит в его основе критическую фазу во взаимоотношениях между традиционными социальными стратами (с наследуемым социальным статусом) и современными структурами (с приобретаемым социальным статусом). Книга, написанная австрийской исследовательницей в области социальной антропологии Мариеке Брандт, сосредоточивается на локальных племенах как ядре традиционной социальной иерархии, точнее, на зайдитских приверженцах семьи саййида Хусайна ал-Хуси. Последняя книга, под редакцией бывшего британского дипломата Ноэла Брехони, — мультидисциплинарное коллективное исследование, посвященное Хадрамауту, важному историко-культурному ареалу Южной Аравии. Это один из первых результатов работы Центра исследований Хадрамаута, учрежденного в 2013 г. с целью поощрения научных разысканий в регионе для международного научного сообщества, а также для жителей Хадра-маута, хадрамийцев, живущих на родине или за рубежом. Уроженец Кении хадрамаутского происхождения Абдалла Буджра, вдохновитель проекта и старейшина социальной антропологии Хадрамаута, собрал под одной обложкой труды специалистов из разных стран. Эти публикации позволяют сделать вывод, что йеменский кризис можно интерпретировать как кризис социальной, культурной и религиозной идентичности, затронувший традиционные страты локального общества с их гибкой приспособляемостью, а также современные институты и организации.

Ключевые слова: Йемен, Хадрамаут, социокультурная идентичность, социальная стратификация, миграционные процессы.

Михаил Анатольевич Родионов

Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН / Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия mrodio@yandex.ru

Йеменский кризис:

несколько подходов к одной проблеме

О текущем йеменском социально-политическом кризисе написаны сотни научных статей и десятки книг, но случилось так, что в 2017 г. почти одновременно были опубликованы три примечательные работы, демонстрирующие ключевые подходы к анализу социальных корней этой гуманитарной катастрофы.

Сотрудница Лондонского института Ближнего Востока Элен Лакнер более сорока лет

•и •с

изучает политическую культуру йеменского общества на основе письменных источников и полевых данных. Для анализа этой культуры в своей работе «Йемен в кризисе: автократия, неолиберализм и распад государства» она рассматривает взаимоотношения социальных структур — традиционных (с наследуемым социальным статусом) и модернистских (с приобретаемым социальным статусом).

К первым Элен Лакнер относит иерархию социальных страт, на вершине которой помещаются саййиды, претендующие на происхождение от пророка Мухаммада, дающее им наследственные права на посреднические функции при разрешении любого конфликта. За ними следуют религиозные авторитеты (называемые на севере Йемена кудат — судьи, а на юге — машаййих, или шейхи) различного происхождения, но примерно с теми же функциями, что и саййиды. Ядром общества является племенная страта, каба'ил, — конгломерат племен, обладающих привилегией на ношение оружия для защиты чести и обычного права.

Внизу пирамиды находятся непривилегированные традиционные страты: социально обделенные масакин, социально слабые ду'афа, социально несовершеннолетние субйан, а также слуги и рабы. С середины прошлого века, когда рабство было окончательно отменено, наиболее одиозные из приведенных стратовых названий публично не употребляются, но стратовое происхождение каждого члена общества, как правило, всем известно.

Иерархия социальных страт в целом, констатирует Элен Лакнер, сохранилась в рассматриваемом регионе вплоть до наших дней, несмотря на все попытки ее реформирования или отмены. Заметим, что такая устойчивость связана прежде всего с действующими до сих пор правилами брачных предпочтений, поддерживающими относительную внутристратовую эндогамию, которая дает членам каждой из групп наследуемый социальный статус.

С традиционной иерархией взаимодействуют и соперничают новые социальные структуры — партии, правительственные и неправительственные организации. Они обещают своим сторонникам новый социальный статус и карьерный рост, но часто лишь повышают уровень конфликтности в обществе и способствуют дезинтеграции государства (Р. 190-216; ср.: [КосИопоу 2007: 19-29]).

Отмечая, что йеменцы, устав от анархии, насилия и лишений, готовы к миру любой ценой, Элен Лакнер справедливо полагает, что главной проблемой в посткризисном Йемене станет проблема экологическая, а именно катастрофический дефицит пресной воды (Р. 294-296).

Специалист по Юго-Западной и Южной Аравии прочитает книгу опытной британской исследовательницы с несомненной

антропологический форум 2019 № 43 204

пользой, хотя этнографу будет не хватать живых примеров и деталей из полевой практики, а филологу-арабисту — погружения в языковой контекст.

В фокусе второй книги, «Племена и политика в Йемене: история хуситского конфликта», — не весь Йемен, а один из его племенных районов. Эта объемная и основательная монография Марие-ке Брандт, сотрудницы Института социальной антропологии Австрийской академии наук, — результат ее пятилетних полевых разысканий на севере Йемена. В этом традиционном для австрийских этнографов историко-культурном ареале она изучала горные племена, исповедующие зайдитскую версию шиизма, и многолетний конфликт хуситов, зайдитских последователей саййида Хусайна ал-Хуси, с центральными властями, апогеем которого было взятие хуситами столицы Йемена Саны в 2014 г.

Когда горячая фаза кризиса отрезала страну от окружающего мира, Мариеке Брандт стала активно использовать «дигиталь-ную этнографию», т.е. общение с друзьями-информантами через социальные сети, пытаясь хоть как-то компенсировать отсутствие нового полевого материала. Для подведения предварительных итогов и выяснения исследовательских перспектив ею был организован в Вене 14-15 февраля 2018 г. международный антропологический симпозиум «Живое наследие Йемена: племена и трайбализм в XXI в.», собравший экспертов по Южной Аравии из Австрии, Великобритании, России, США. На основе их докладов подготовлена коллективная монография, которая должна выйти в свет в конце 2019 г. и заслуживает, на наш взгляд, отдельной рецензии.

Помимо самой подробной в современной йеменистике истории хуситского конфликта, переросшего из узколокального в общенациональный и даже межгосударственный, Мариеке Брандт дает анализ племенной структуры на севере Йемена, продолжая традиции венской школы социальной антропологии, заложенные Вальтером Досталем (1928-2011) и развитые ее коллегой Андрэ Гингрихом и британским этнографом Шилой Уэйр [Weir 2007]1.

Для Мариеке Брандт концепт трайбализма в ближневосточном контексте — не расхожее эволюционистское клеймо для архаичных социальных общностей, обреченных на исчезновение в ходе социальной эволюции, а прежде всего племенная мораль, обозначаемая на севере и юге Йемена соответственно как каб-йала и кабвала (племенной порядок, «племенизм»).

1 Библиографию по этому вопросу см.: (P. 419-438), а также: [Weir 2007: 359-374]. Отметим, что в 1980-х гг. Вальтер Досталь оказал большую помощь советами и литературой этнографу из Санкт-Петербурга, автору этих строк, тогда только начинавшему полевые разыскания на юге Йемена.

•и •с

Что касается термина «племя», то Мариеке Брандт предпочитает рабочее определение Гингриха: «[П]лемя — это средняя по численности [около 2 тыс. мужчин, способных носить оружие. — М. Р.] централизованная или акефальная общность со следующими характеристиками: 1) особая территория, границы которой отделяют своих от чужих; 2) особое родословие, восходящее к реальному или легендарному общему предку; 3) способность эффективно взаимодействовать с окружающим миром» (P. 17-18). Можно согласиться с тем, что высокая адаптивность племенной организации позволила хуситам не только устоять под ударами правительства, но и стать одним из важнейших акторов в общейеменских испытаниях.

Австрийская исследовательница бегло характеризует и другие социальные страты северойеменского общества (P. 21-24), но в фокусе внимания всегда остается локальное племенное ядро. Такой подход делает указанную работу лишь ограниченно пригодной для понимания корней и перспектив йеменского кризиса.

Иной, мультидисциплинарный, подход к йеменской проблеме демонстрирует сборник «Хадрамаут и его диаспора: йеменская политика, идентичность и миграция», который его составитель предпочитает называть коллективной монографией. Проблема рассматривается на нескольких уровнях с применением различной исследовательской «оптики» — исторической и антропологической. Базовым уровнем анализа служит не Йеменская Республика (ЙР), которая представляет собой результат непрочного политического объединения в 1990 г. аравийских территорий юго-запада (Йеменская Арабская Республика — ЙАР) и юга (Народная Демократическая Республика Йемен — НДРЙ), а Хадра-маут как самобытный историко-культурный ареал, жители которого, хадрамийцы, повлияли на культуру многих народов бассейна Индийского океана и некоторых других стран мира.

Предыстория сборника начинается в конце 2013 г.: в Мукалле, административном центре провинции Хадрамаут, было объявлено об учреждении Центра исследований Хадрамаута (Hadhra-maut Research Centre — HRC) — независимой организации для изучения ареала силами местных и зарубежных специалистов, включая хадрамийцев диаспоры. Стремясь добиться локального, регионального и международного признания и поддержки этой задачи, центр с помощью Британской школы востоковедения и африканистики начал готовить научную конференцию, прошедшую 15 декабря 2015 г. в Лондоне под названием «Открывая Хадрамаут заново: парадигмы исследования» (P. X-XII).

Большую роль в организации конференции сыграли два человека: британский востоковед Ноэль Брехони, бывший профессиональный дипломат, служивший в Британском посольстве

антропологический форум 2019 № 43 206

в Адене сразу же после провозглашения НДРЙ, и родившийся в Кении хадрамиец Абдалла Буджра, старейшина социальной антропологии Хадрамаута, автор фундаментальной работы о взаимоотношениях социальных страт в Хурайде, городе с преобладающим саййидским населением [Бщга 1971]. Книга Абдал-лы Буджры, питомца Британской школы востоковедения и африканистики при Университете Лондона, оказала влияние, прямое или косвенное, практически на всех этнографов, занимающихся Йеменом, включая Элен Лакнер, Мариеке Брандт и автора этой рецензии.

Ноэль Брехони стал редактором и составителем рецензируемого сборника, а Абдалла Буджра и норвежский профессор из Бергена Лейф Мангер, специалист по хадрамийской диаспоре, сформулировали основные направления будущих исследований (Р. 207-232).

Какие научные установки и представления должно принимать международное сообщество исследователей Хадрамаута и как научные парадигмы способствуют пониманию корней и перспектив йеменского кризиса? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, посмотрим, что уже сделано и как наработанный материал отразился в рассматриваемом сборнике.

Помимо предисловия, введения и заключения, в нем десять глав в трех тематических блоках: «Хадрамийцы в Йемене» (три главы), «Хадрамийцы в диаспоре» (девять глав) и «Исследовательские вопросы» (одна глава). Коснемся только тех глав, авторы которых приближают нас к искомому ответу.

Первый блок открывается главой, написанной редактором и его арабским коллегой Саададдином Талибом и представляющей собой историческую справку о хадрамийцах в йеменской политике с 1960-х гг., т.е. с того времени, когда авторы сами стали очевидцами официальной и закулисной сторон процесса, вплоть до 2016 г.

Следующая глава, едва ли не самая интересная в сборнике, добавляет новые краски к модели социокультурной идентичности хадрамийцев, которую молодой греческий исследователь Танос Петурис (^апоз Ре1оипз) назвал комплексом «хадрамийской исключительности» (Р. 41-66): в его интерпретации практически любые исторические, социальные, этнокультурные, религиозные характеристики применительно к Хадрамауту и/или к его диаспоре лишь усиливают хадрамаутскую идентичность.

Последняя глава в этом разделе принадлежит уже знакомой нам Элен Лакнер и посвящена социальным структурам Хадрамаута, его сельскому хозяйству и миграциям (Р. 67-84), т.е. тому же, что рассматривалось в ее книге на общейеменском материале1.

См. выше.

£ Самым обширным оказался раздел о хадрамийской диаспоре,

| что отражает высокую степень изученности темы, которую

й начали разрабатывать голландские ученые со второй половины

•S XIX в.1 Новый импульс изучению миграций из Хадрамаута в стра-

ны бассейна Индийского океана был дан после 1990 г., когда Ц территория бывшей НДРЙ вновь открылась для западных (а не

только для российских) ученых [Freitag, Clarence-Smith 1997; f Suvorov, Rodionov 1999; Hartwig 2000; Boxberger 2002; Freitag

* 2003; Ho 2006; Rodionov, Schoenig 2011]. i= iC

j= Ряд авторов этого раздела вводят в научный оборот ценный

! эмпирический материал, архивные документы и редкие фото-

§ графии из частных собраний. Так, Нико Каптейн представляет

J читателю уникальный атлас хадрамийского саййида из Батавии,

& Уильям Кларенс-Смит публикует первый обзорный материал

| о хадрамийцах на Филиппинах, Джеймс Спенсер пишет о юж-

< нойеменских наемниках за рубежом, а Филипп Петриа — о ха-

f драмийских торговцах и негоциантах диаспоры. С главой Та-

= носа Петуриса, охарактеризованной выше, перекликается глава

| Айана Уокера о двойной самоидентификации выходцев из

£ Хадрамаута, обосновавшихся в Кении (P. 164-186).

.Ц Особо можно выделить главу японского антрополога Казухиро

^ Араи «Возрождение хадрамийской диаспоры? Сеть, создаваемая

J религиозными деятелями в Индонезии» (P. 101-123). Написанная

у в ноябре 2015 г., эта глава убедительно показывает, что, несмотря

g на все потрясения, жители Хадрамаута научились преодолевать

j внешнюю блокаду и успешно возрождают миграционный юго-

m восточный маршрут с помощью религиозных авторитетов из

§ страты саййидов. Основанный на высокой оценке адаптивных

° способностей традиционных социальных страт, данный аргу-

! мент — один из немногих доводов в пользу сдержанно-оптими-

| стичного прогноза на выход из йеменского кризиса. Только будет ли он к тому времени называться «йеменским»?

Это зависит от изменения этнокультурной идентичности у граждан дезинтегрированного государства, снова, как и до 1990 г., разделенных на северян и южан. Разумеется, трансформация этнокультурной идентичности у жителей Южной Аравии (от Баб-эль-Мандебского пролива на западе до границы Махры с Оманом на востоке) началась задолго до последнего десятилетия прошлого века, когда недолгая эйфория от «воссоединения единого йеменского народа» сменилась у южан быстрым разочарованием и неудачной попыткой отделения в 1994 г.

Сегодня приверженцы южноаравийской идентичности не устают напоминать, что Южная Аравия, один из путей расселения

Историю изучения Хадрамаута до 1991 г. см.: [Rodionov 2007: 3-15].

антропологический форум 2019 № 43

208

древнейшего человечества из Восточной Африки, является родиной древних (существующих с конца II тыс. до н.э.) государств: Саба, Катабан, Хадрамаут и Маин создали южноаравийскую цивилизацию с характерной архитектурой, письменностью, верованиями, приемами ирригации, развитым сельским хозяйством, включавшим выращивание благовонных деревьев и кустарников (ладан, мирра). Причем топоним Хадрамаут, в отличие от остальных, не ушел в историю, а сохранился в живом употреблении, обозначая современный этнокультурный ареал и административную единицу.

В рассматриваемых изданиях, анализирующих йеменский кризис, используются разные подходы (антропологический, исторический, мультидисциплинарный), разные антропологические традиции (прежде всего британская и австрийская), разная исследовательская оптика, фокусирующаяся на всей этнокультурной области или на той или иной ее части (Йемен, племена севера, Хадрамаут и его диаспора). Но все они убеждают, что главной задачей международного сообщества экспертов по Южной Аравии в целом и специалистов по Хадрамауту и хадрамийской диаспоре в частности является дальнейшее углубленное изучение адаптационных механизмов в стратифицированном обществе, а также этнокультурных и религиозных составляющих идентичности.

Благодарности

Рецензия подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта 19-09-00309 А «Хадрамаут: история самоидентификации (VI в. н.э. — 1967 г.)», рассчитанного на 2019-2021 гг.

Библиография

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Boxberger L. On the Edge of Empire: Hadhramawt, Emigration, and the Indian Ocean,

1880s-1930s. Albany: State University of New York Press, 2002. 292 p. Bujra A.S. The Politics of Stratification: A Study of Political Change in a South

Arabian Town. Oxford: Clarendon Press, 1971. 201 p. Freitag U. Indian Ocean Migrants and State Formation in Hadhramaut:

Reforming the Homeland. Leiden: Brill, 2003. 589 p. Freitag U., Clarence-Smith W.G. (eds.). Hadhrami Traders, Scholars and Statesmen in the Indian Ocean, 1750s-1960s. Leiden: Brill, 1997. 392 p. (Social, Economic and Political Studies of the Middle East and Asia. Vol. 57). Hartwig F. Hadramaut und das indische Fürstentum von Hyderabad. BadenBaden: Ergon Verlag, 2000. 386 S. Ho E. The Graves of Tarim: Genealogy and Mobility across the Indian Ocean.

Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 2006. 379 p. Rodionov M. The Western Hadramawt: Ethnographic Field Research, 1983-91. Halle-Wittenberg: The Martin Luther University Halle-Wittenberg Press, 2007. 307 p. (Orientwissenschaftliche Hefte. Heft 24).

Rodionov M., Schoenig H. The Hadramawt Documents, 1904-51: Family Life and Social Customs under the Last Sultans. Beirut: Ergon Verlag, 2011. 342 p. (Beirutes Texte und Studien, 130 / Orient-Institut Beirut). Suvorov M., Rodionov M. (eds.). Cultural Anthropology of Southern Arabia:

Hadramawt Revisited. St Petersburg: MAE RAS Press, 1999. 187 p. WeirSh. A Tribal Order: Politics and Law in the Mountains of Yemen. L.: British Museum Press; Austin, TX: The University of Texas Press, 2007. 390 p.

Михаил Родионов

Yemeni Crisis: Various Approaches to a Problem: A Review of Helen Lackner, Yemen in Crisis: Autocracy, Neo-Liberalism and the Disintegration of a State. London: Saqi Books, 2017, 330 pp.;

Marieke Brandt, Tribes and Politics in Yemen: A History of the Houthi Conflict. London: Hurst & Co Publishers, 2017, 466 pp.; Noel Brehony (ed.), Hadhramaut and Its Diaspora: Yemeni Politics, identity and Migration. London; New York: I. B. Tauris, 2017, 254 pp.

Mikhail A. Rodionov

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera),

Russian Academy of Sciences

3 Universitetskaya Emb., St Petersburg, Russia

St Petersburg State University

7—9 Universitetskaya Emb., St Petersburg, Russia

mrodio@yandex.ru

Three books published in 2017 address the current Yemeni Crisis. The first is written by Helen Lackner, a British political and social anthropologist with long-term expertise in Yemeni affairs. She considers the critical phase of the relationship between traditional social strata (with inherited social statuses) and modern structures (with acquired statuses) as the core reason for the multifaceted (political, social, economic, and ecological) crisis. The second book authored by Austrian anthropologist Marieke Brandt is focused on the local tribes as the hub of a traditional social hierarchy or, more precisely, on the Zaydi adherents of the sayyid al-Houthi clan. The last book, edited by ex-British Diplomat Noel Brehony, is a multi-disciplinary collective research project on Hadhramaut, an important cultural area of South Arabia; it is the first fruit of the Hadhramaut Research Centre, launched in 2013 to promote local studies for

AHTPOnO^OrUHECKMM OOPYM 2019 № 43

210

international academics and the Hadhramaut population, the Hadramis — both in diaspora and at home. The Kenia-born Hadhrami Abdalla Bujra, the spiritus movens of this project, the doyen of the social anthropology of Hadhramaut, gathered several generations of international scholars under one cover. Three relevant issues on Yemeni turmoil, by Helen Lackner, Marieke Brandt, and the team led by Noel Brehony respectively, allow us to draw the conclusion that the present disaster may be regarded as a crisis of social, cultural and religious identity involving traditional strata of local societies with their flexible adaptability, on the one hand, and the modern entities on the other.

Keywords: Yemen, Hadhramaut, social and cultural identity, a stratified society, migration.

Acknowledgments

The publication of this review is supported by Russian Foundation for Basic Research (RFBR) within the project 19-09-0039-A "Hadramawt, a Story of Self-Identification (6th C. CE to 1967)", 2019-2022.

References

Boxberger L., On the Edge of Empire: Hadhramawt, Emigration, and the Indian Ocean, 1880s-1930s. Albany: State University of New York Press, 2002, 292 pp.

Bujra A. S., The Politics of Stratification: A Study of Political Change in a South

Arabian Town. Oxford: Clarendon Press, 1971, 201 pp. Freitag U., Indian Ocean Migrants and State Formation in Hadhramaut: Reforming the Homeland. Leiden: Brill, 2003, 589 pp. Freitag U., Clarence-Smith W. G. (eds.), Hadhrami Traders, Scholars and Statesmen in the Indian Ocean, 1750s-1960s. Leiden: Brill, 1997, 392 pp. (Social, Economic and Political Studies of the Middle East and Asia, vol. 57).

Hartwig F., Hadramaut und das indische Fürstentum von Hyderabad. BadenBaden: Ergon Verlag, 2000, 386 SS. Ho E., The Graves of Tarim: Genealogy and Mobility across the Indian Ocean.

Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 2006, 379 pp. Rodionov M., The Western Hadramawt: Ethnographic Field Research, 1983-91. Halle-Wittenberg: The Martin Luther University Halle-Wittenberg Press, 2007, 307 pp. (Orientwissenschaftliche Hefte, Heft 24). Rodionov M., Schoenig H., The Hadramawt Documents, 1904-51: Family Life and Social Customs under the Last Sultans. Beirut: Ergon Verlag, 2011, 342 pp. (Beirutes Texte und Studien, 130 / Orient-Institut Beirut). Suvorov M., Rodionov M. (eds.), Cultural Anthropology of Southern Arabia:

Hadramawt Revisited. St Petersburg: MAE RAS Press, 1999, 187 pp. Weir Sh., A Tribal Order: Politics and Law in the Mountains of Yemen. London: British Museum Press; Austin, TX: The University of Texas Press, 2007, 390 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.