УДК 327
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-183-188
ПЕНЬКОВЦЕВ Роман Владимирович
Институт международных отношений,
истории и востоковедения
Казанский (Приволжский) федеральный
университет
г. Казань, Россия
Roman.Penkovtsev@kpfu.ru
ХАЛИД Гамдан Хаммод Мокбел
Институт международных отношений,
истории и востоковедения
Казанский (Приволжский) федеральный
университет
г. Казань, Россия
gamdanalzaid@gmail.com
ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РЕСПУБЛИКЕ ЙЕМЕН
Roman V. PENKOVTSEV Institute of International Relations, History and
Oriental Studies Kazan (Volga Region) Federal University
Kazan, Russia Roman.Penkovtsev@kpfu.ru
GHAMDAN H-M. KHALID Institute of International Relations, History and
Oriental Studies Kazan (Volga Region) Federal University
Kazan, Russia gamdanalzaid@gmail.com
INFLUENCE OF «ARAB SPRING» EVENTS ON THE POLITICAL SITUATION IN THE REPUBLIC OF
YEMEN
В статье всесторонне анализируются предпосылки, ход и результаты «арабской весны» в странах Ближнего Востока и Северной Африки, дается системная характеристика понятия «арабская весна» в контексте исследований по истории современных международных отношений. Авторами даются основные характеристики политических режимов, находившихся у власти накануне событий «арабской весны», и объясняются основные причины возникновения народных выступлений в зависимости от конкретной государственно-политической ситуации. Особое внимание уделено уникальным прецедентам «арабской весны» в контексте политической ситуации Республики Йемен. Авторами были подробно изучены внутренние факторы, сопутствовавшие революционным процессам, как отсутствие развитой социально-экономической инфраструктуры, низкий уровень жизни, безработица и маленькая заработная плата, отсутствие программ поддержки молодежи. Также обращается внимание на основные внешние факторы, такие как инспирирование событий и даже управление ими со стороны западных (прежде всего американских) структур посредством системы Интернет и глобальных социальных сетей. В ходе исследования были выявлены основные проявления революционного процесса в йеменском народном менталитете и государственной власти, исследован феномен «арабской весны» в контексте событий в Йемене.
Ключевые слова: международные отношения, мировая политика, международная безопасность, Ближний Восток, Йемен, «арабская весна», региональные конфликты, международный терроризм, гражданская война, проблема беженцев
The article analyzes the prerequisites, the course and results of the «Arab Spring» in the countries of the Middle East and North Africa, and provides a systematic description of the concept of «Arab Spring» in the context of research on the history of contemporary international relations. The authors give the main characteristics of political regimes that were in power on the eve of the «Arab Spring» events, and explain the main reasons for the emergence of popular speeches, depending on the specific state-political situation. The main manifestations and consequences of the «Arab Spring», such as the emergence of civil wars and internecine conflicts, the formation and activities of international terrorist groups, the destruction of economic infrastructure and the refugee problem are studied in detail. Particular attention is paid to the unique precedents of the «Arab Spring» in the context of the political situation in the Republic of Yemen. The authors studied the internal factors that accompanied the revolutionary processes, such as the lack of developed socioeconomic infrastructure, low living standards, unemployment and small wages, and the lack of youth support programs. Attention is also drawn to external factors, such as inspiring events and even managing them from Western (primarily American) structures through the Internet and global social networks. Thus, the events of the «Arab Spring» in Yemen represent a complex combination of internal and external factors that have affected the desta-bilization of the socio-political situation and, as a result, led to a systemic state-political crisis. In the course of the study, the main manifestations of the revolutionary process in the Yemeni people's mentality and state power were revealed, and the phenomenon of the «Arab spring» was investigated in the context of the events in Yemen.
Keywords: international relations, world politics, international security, Middle East, Yemen, «Arab Spring», regional conflicts, international terrorism, civil war, refugee problem
Благодарность. Авторы выражают благодарность Институту международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета.
Acknowledgement. The authors are grateful to the Institute of International Relations, History and Oriental Studies of the Kazan (Volga Region) Federal University
Нет никаких сомнений в том, что революции «арабской весны» принесли известность Восточному миру. Революционное движение, которое проявилось на территории стран арабского мира в последние годы, стало крупным шагом к разрушению модели повиновения арабского народа диктаторской власти. Несмотря на разрушительную силу явления революции, оно создало плодородную среду для исследования учеными причин и факторов, которые повлияли на радикальные перемены в менталитете арабского гражданина, совершившего действия, никогда ранее не прогнозируемые большинством аналитиков и наблюдателей.
В декабре 2010 г. в арабском мире произошло то, чего не случалось в течение многих десятилетий, когда Восток был за пределами перемен и демократических преобразований. События «арабской весны» были неожиданными как для самого арабского, так и для всего мира и важнейшими в истории Востока. Эти события быстро распространялись по всем арабским государствам разного уровня, и даже государства с развитой экономикой, хорошим уровнем жизни и доходом, например страны Персидского залива, Сирии и Ливии, не стали исключением.
Существует два мнения касательно данной ситуации. Первое: арабские революции и протесты являются исключительно внутренними событиями. Сторонники этой тенденции также считают, что Запад, особенно Соединенные Штаты Америки, не положительно относятся к событиям арабской революции и рассматривают это как свершившийся факт. Второе мнение: внешний фактор играет важную роль в продвижении событий на арабских митингах и изменениях в них. В ряде рассекреченных документов, открытых на сайте WikiLeaks, написано, что Соединенные Штаты заплатили миллионы долларов организациям, которые поддерживают демократию в странах региона. Некоторые считают, что эти документы и сам сайт сыграли важную роль в том, что произошло в арабском мире, потому что в этих документах было обнаружено много информации о правителях, их окружении и коррупции, которая существует в этих странах.
Фактически революции в арабских странах начались в декабре 2010 г., хотя, несомненно, толчком к этому послужили протесты в Западной Сахаре, разгоревшиеся еще в октябре того же года. 18 декабря 2010 г. гражданин Туниса Мохаммед Буазизи совершил акт самосожжения в знак протеста коррумпированной полиции и ее жесткого обращения. Успех протестов в Тунисе воодушевил гражданскую оппозицию на беспорядки в Алжире, Иордании, Египте и Йемене, распространяясь и на другие страны арабского мира. В целом же, протесты проходили против плохого качества жизни и против существующего гражданского строя.
К маю 2012 г. восстания привели к свержению глав в четырех государствах. Тунисский президент Зин эль-Абидин Бен Али был вынужден бежать в Саудовскую Аравию после 14 января. Египетский президент Хосни Мубарак подал в отставку после массовых протестов, которые длились около трех недель. Лидера Ливии Муаммара Каддафи свергли 23 августа 2011 г., после чего он был убит 20 октября того же года в его родном городе, занятом боевиками. Правитель Йемена Али Абдалла Салех оставил свой пост 27 февраля 2012 г. [1]. Постепенно происходило накопление негатива при диктаторских и авторитарных режимах, непрерывно приближаясь к критической массе. Диктаторские и авторитарные режимы правили без демократического волеизъявления народа и интеллигенции. Таким образом, некоторые решения авторитарных и диктаторских режимов были весьма непопулярны у населения.
По сравнению с другими арабскими странами, которые переживали подобные обороты, в Сирии революция длилась гораздо больше времени. Это привело к осложнению ситуации в стране, включая вопрос сирийской оппозиции, действия которой начались в первые месяцы революции. Во главе движения стояли две основные группы: Национальный совет и Национальный координационный орган.
Кризис оппозиции углубился с появлением растущего числа новых организаций, которые невозможно перечислить и распознать их ориентации, как и определить их истинную роль в революции. Мировые державы неоднократно проявляли инициативу в решении кризиса, организуя международные совещания, встречи и конференции, такие как Женева-1, Женева-2 и Женева-3.
Несколько столиц мира стали свидетелями решительных дипломатических шагов по урегулированию ситуации. И спор между сторонами кризиса и теми, кто стоит за ними, не был решен. В основном внимание уделялось отъезду Асада и этапу после его ухода. Также кризис в государстве осложнялся появлением террористической организации ИГИЛ и ее контролем над крупными районами Сирии и Ирака [2].
Спустя шесть лет сирийской революции ситуация складывалась так, что в марте 2016 г. политическая и военная перспективы казались закрытыми для полной победы над режимом или выбора политического решения, к которому хотел бы прийти сирийский народ, принимая во внимание размеры человеческих потерь в ходе переворота. Таким образом, кризис сирийских беженцев усугублялся, олицетворяя кризис самой страны.
С начала сирийской войны международное сообщество участвовало в двух отдельных дебатах. Первое - это стратегическая дискуссия, направленная на реализацию принципа надежной безопасности, основанного на сдерживании последствий войны и предотвращении нестабильности в регионе.
По мере развития войны к повестке безопасности добавился удар по исламскому государственному проекту. В то же время шли активные дискуссии по вопросу концепции «мягкой безопасности» - лучшего способа в вопросе помощи сирийцам и решении «худшего гуманитарного кризиса с начала холодной войны». Фактически разделение между надежной безопасностью и мягкой безопасностью подтолкнуло международное сообщество уделять первоочередное внимание надежной безопасности за счет развития принципа мягкой безопасности.
С течением времени и продолжением сирийской войны международные организации и страны также должны стратегически верно направлять финансовые ресурсы, чтобы эффективно помогать беженцам и принимающим их общинам. Стратегии международной помощи, такие как Региональный план беженцев 2015 года, повышают устойчивость в принимающих общинах, а также уровень оказания помощи в краткосрочной перспективе. «Нам нужна новая структура системы помощи, которая связывает поддержку беженцев с шагами, предпринятыми для стабилизации общин, которые они организуют» [3], - отмечает Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутерриш. Например, Ливан нуждается в 2,5 млрд долл., чтобы восстановить уровень услуг до того, который был в стране до начала сирийской войны, сообщает Всемирный банк. В другом докладе указывается, что кризис беженцев привел к тому, что к концу 2014 г. еще 170 тыс. ливанцев оказались в бедственном положении.
Среди причин и предпосылок революционного процесса можно выделить следующие важнейшие характеристики. Во-первых, это снижение уровня жизни и стагнация социальной ситуации. Во всех странах, за исключением Саудовской Аравии и пяти стран Персидского залива, произошло снижение уровня жизни. Та же социальная ситуация складывалась в Ливии, Тунисе, но хуже всего дела обстояли в Египте. Жалобы египетских демонстрантов были направлены также на правовую и политическую жестокость полиции и законов о ЧП, отсутствие свободных выборов и свободы слова, коррупцию и экономические вопросы, включая высокий уровень безработицы, инфляцию цен на продукты питания и низкую заработную плату. Основными требованиями протестующих были: положить конец режиму Хосни Мубарака, отменить закон о чрезвычайном положении, требовали свободу слова, справедливости, отзывчивости властей, невоенного правительства, скажем, в управлении ресурсами Египта. Забастовки профсоюзов привели к давлению на чиновников.
Ситуация в Тунисе была немного лучше, люди были менее несчастными, но именно здесь начинается серия арабских революций. Однако есть вещи, которые очевидны. Экономическая стабильность и прогресс не могут отрицать необходимости основных свобод. В то время рост цен на продовольствие и высокий уровень безработицы в сельской местности вызвал первые протесты. Протесты накапливались, вызывая напряженность даже в годы политических репрессий, но последние недовольства вывели народ на улицы. Социальная ситуация в Ливии была лучше, чем в Тунисе и Египте, но и здесь накапливалось недовольство режимом Муаммара Каддафи.
Почти все арабские страны прошли через арабский социализм, который был национальной формой государственного социализма. Идеологически это была попытка игнорирования принципов рыночной экономики, что на практике нанесло ущерб экономикам арабских стран. Финансовый и экономический кризисы также резко отрицательно сказались на состоянии экономик арабских стран. Aрабские страны обладают огромными запасами нефти и газа, но это не спасало их от кризиса. Большая часть доходов государства поступала из доходов от нефти, цены на которую взлетели в 1970-х годах. В 1980-е годы большая часть нефтяных денег была потрачена на закупку вооружений и спонсорство групп боевиков и движений за независимость во всем мире.
Нефтяные доходы пополняли до 58% ВВП в Ливии, который в пересчете на душу населения был высоким; индекс развития человеческого потенциала и уровень грамотности были выше, чем в Египте и Тунисе. «Арабская весна» началась с революции в Тунисе и предшествовала вспышкам протестов в Ливии. Индекс восприятия коррупции в Ливии в 2010 г. составил 2,2, рейтинг 146 из 178 стран, ситуация хуже, чем в Египте (ранг 98) и Тунисе (ранг 59). Все это создает широкий контраст между хорошим образованием, высоким спросом на демократию и практику правительства (восприятия коррупции, политической системы, основ демократии). По оценкам ливийских граждан, 13% были безработными. Более 16% семей не имели ни одного из своих членов, получавших стабильный доход, в то время как 43,3% имели только одного работающего.
Несмотря на уровень собственной безработицы, в Ливии существовала «нехватка рабочей силы» и был более чем миллион рабочих - иммигрантов из-за рубежа, что было несправедливо по отношению к собственным рабочим. Эти мигранты сформировали основную часть беженцев, по-
кинувших Ливию после начала боевых действий. Индекс человеческого развития в 2010 г. в Ливии был выше, чем даже в Саудовской Аравии. Ливия имела добротную систему социального обеспечения, которая предоставляла доступ к бесплатному образованию, бесплатной медицинской помощи и финансовой помощи для жилищного строительства. Для Африки важно обеспечить в первую очередь свободный доступ к свежей воде на большей части страны. Худшие экономические условия были в восточной части Ливии, где для Каддафи добывали нефть. Несмотря на улучшение жилищных условий, состояние городской инфраструктуры оставалось на низком уровне. Потоки сточных вод из предприятий города Бенгази привели к полному разрушению окружающей среды [4].
Йемен считается страной с одним из самых низких индексов развития человеческого потенциала в арабском мире. Более половины страны живет на два доллара в день или меньше, а треть населения страдает от постоянного голода, в стране протекает длительный конфликт с Аль-Каидой, у которой в Йемене довольно прочные позиции, а на юге страны сильна поддержка сепаратистских движений, желающих возрождения Народной Демократической Республики Йемен. Также важно упомянуть племенной тип структуры йеменского общества. Таким образом, суть явления на территории республики имела свои особенности [5].
В Йемене движение против власти активизировалось еще в 2007 г., когда на юге были выдвинуты требования автономии или независимости от Северного Йемена, на том основании, что экономические и политические жалобы населения до сих пор не нашли решения. Также в период с 2004 по 2010 г. правительственные войска провели в провинции Саада, на севере Йемена, шесть этапов вооруженного конфликта с повстанцами, известными как хоуситы, которые обвинили власти в дискриминации по политическим и религиозным предпочтениям.
Гнев народа начал возрастать к тому же из-за безработицы и коррупции во власти. Известен беспрецедентный случай 8 января 2011 г., когда президент Салех предложил внести изменения в избирательное законодательство и Конституцию, чтобы в седьмой раз участвовать в президентских выборах к концу его срока в 2013 г. В январе 2011 г., после начала движения «арабской весны» в Тунисе и Египте, событий, которые вдохновляли народ, тысячи людей вышли на улицы, чтобы потребовать конец правления находившегося у власти в течение 33 лет.
В феврале количество протестующих возросло до нескольких сотен тысяч и демонстрации начали подавляться кровавыми методами со стороны государственной власти, особенно в столице Сане, Адене и Тайз [6]. Однако протесты продолжались уже в 17 провинциях страны, а перечень требований демонстрантов все возрастал. Так, оппозиция призывала снять всех родственников президента с руководящих должностей военных и государственных учреждений. Президент пробовал разными способами смягчить ситуацию, даже открыв свой офис с целью выслушать своих граждан и обсудить их вопросы и претензии. Но со стороны оппозиции, состоящей из молодых йеменцев, на площадях и улицах города непрерывно шли обвинения в попытке разжечь племенные разногласия среди общества.
В июне 2011 г. Али Абдалла Салех получил серьезное ранение в результате теракта. В связи с недееспособностью президента его полномочия были временно переданы вице-президенту Абд-раббо Мансуру Хади, который стал ответственным за проведение переговоров с оппозицией на предмет передачи власти. Встречи велись при активном содействии ССАГПЗ, спецпосланника Ген-секретаря ООН Джамаля Беномара, а также США, ЕС, Китая и России и увенчались подписанием в Эр-Рияде 23 ноября 2011 г. плана мирной передачи власти. В соответствии с достигнутыми тогда договоренностями А. Салех официально отказался от своих полномочий в пользу вице-президента А. Хади, который впоследствии был избран на пост главы государства [7]. А. Хади стал президентом и содействовал реструктуризации армии и отстранению всех родственников бывшего президента от руководства в министерствах обороны и внутренних дел, в остальных государственных учреждениях, чем вызвал положительную реакцию мятежников.
Новый виток противостояния начался в 2014 г. (президентское кресло вместо сметенного «арабской весной» Салеха уже занимал Абд Раббо Мансур Хади). Формальным поводом для шиитского мятежа послужило повышение цен на бензин, в котором хоуситы винили коррумпированное правительство. Численность «Ансар Алла» к тому моменту превышала 100 тыс. человек. За короткое время мятежникам удалось взять под контроль несколько мухафаз (провинций) на северо-западе страны, и к 21 сентября хоуситы с боями захватили часть столицы государства, включая некоторые правительственные здания и радиостанцию. Президент Хади был вынужден подписать с хоуситами договор, по которому представители движения могли получить шесть министерских портфелей в новом правительстве. Впрочем, этим правом мятежники так и не воспользовались [8]. Салех не совсем ушел с политической сцены в Йемене, он остался лидером партии Алмотамр Ал-шааби Аллам, главной партии в стране, верховодившей более 30 лет. Очевидно, что сторонники
партии действовали в ее интересах, в которые не входили так называемое мирное соглашение о переходе власти и стабильность в стране.
Хусииты не остановили войну, всегда находя новые поводы для продолжения конфликта, и двигались в сторону столицы с намерением перевернуть режим и возглавить государство. Также они выдвигали свои требования к А. Хади, который активно пытался противостоять их действиям. Таким образом, будучи следствием явных недостатков в государственном режиме арабского мира и бездействия властей, «арабская весна» стала логичной реакцией населения, однако ее результат лишь разочаровал народ.
Аналитики предполагали успех революционных действий, падение режима, приход новых молодых демократических деятелей власти, которые бы учитывали интересы граждан страны. Итогом, напротив, стала гражданская война, тотальное уничтожение инфраструктуры, свержение множества политиков без изменения в режиме и позитивных последствий. Не стоит и говорить о многочисленных человеческих потерях в ходе протестов, митингов и терактов. Государства разделились на более мелкие регионы, контролируемые несколькими вооруженными группировками, которые также воюют между собой, параллельно оказывая давление на ополченцев, на старый режим и новую перспективную власть, сея беззаконие, хаос и тиранию.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в арабском мире давно назревал конфликт на почве недовольства населения повышенным уровнем коррупции, отсутствием надлежащего уровня образования, распределением денежных средств в ряде государств, безработицей у молодежи, отсутствием свободы у СМИ, выборов. Это и послужило поводом для участия США в жизни населения под видом социальных, экономических, образовательных организаций, также организаций по защите прав человека и СМИ. Но это привело к тому, что арабский мир перестал быть самостоятельным в управлении своими государствами.
Что касается прогнозов относительно дальнейшего развития событий на территории арабских государств - проведение большого референдума за независимость на курдской территории, являющегося проектом США, не дает надежду на решение проблемы мирным путем. Однако нельзя отрицать вероятность начала еще нескольких гражданских войн и конфликтов на границах севера и юга государств.
Государства неумолимо подтверждают тенденцию дробления на все более мелкие регионы, и оптимальным решением в этой ситуации будет внедрение политики федерализма, но все это двояко, и ни один прогноз не дает стопроцентной вероятности его исполнения, как провалились прогнозы относительно результатов «арабской весны». Очевидным является лишь факт необходимости того, чтобы мировые державы обратили свое внимание на ситуацию в Восточном мире и поспособствовали скорейшему решению кризиса в регионе и в Йемене дипломатическим путем.
REFERENCES
1. Gali A. Prichiny i posledstviya arabskikh revolyutsiy poslednego vremeni (The causes and consequences of the recent Arab revolutions), Available at:
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1427693760 (accessed 13.09.2017).
2. äjjj—llSjJill/ Syrian Revolution, Available at: http://www.aljazeera.net/encyclopedia/events/2016/3/7/»jJill- ll(accessed 31.10.2017).
3. UJ^JJ-ll UJ^-^U^^' O^lj/ Syrian refugees and regional security, Available at: http://carnegieendowment.org/sada/58981 (accessed 20.09.2017).
4. Posledstviya Arabskikh revolyutsiy i prichiny ikh vozniknoveniya (Consequences of the Arab revolutions and the reasons for their occurrence), Available at: http://rassvet-info.ru/events/rossiya/arabskie-revolyutsii.html#ixzz4sBtStvpU (accessed 21.10.2017).
5. Yemenis take to the streets calling for President Saleh to step down, Available at: https://www.theguardian.com/world/2011/jan/27/yemen-protests-president-saleh (accessed 26.10.2017).
6. ^b^lj i o^l ^ ^vj^jH The problem of political transitions in Yemen; opportunities and challenges. 1990 - 2012, Available at:
http://repository.aabu.edu.jo/jspui/handle/123456789/300 (accessed 26.09.2017).
7. Kassad K. Krizis v Yyemene i perspektivy rossiyskoy diplomatii (Crisis in Yemen and prospects of Russian diplomacy), Available at: http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=9261 (accessed 01.11.2017).
8. Dergachev S. Burya v pustyne (Storm in the desert), Available at: https://lenta.ru/articles/2015/01/29/desert/ (accessed 11.09.2017).
Информация об авторах:
Пеньковцев Роман Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра международных отношений, мировой политики и зарубежного регионоведения, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия Roman.Penkovtsev@kpfu.ru
Халид Гамдан Хаммод Мокбел, аспирант, кафедра международных отношений, мировой политики и зарубежного регионоведения, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия gamdanalzaid@gmail.com
Получена: 05.12.2017
Для цитирования: Пеньковцев Р. В., Халид Г.Х.-М. Влияние событий «Арабской Весны» на политическую ситуацию в республике Йемен. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 6. Часть 2. с.183-188. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-183-188.
Information about the authors:
Roman V. Penkovtsev, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of International Relations, Global Policy and Foreign Area Studies, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia
Roman.Penkovtsev@kpfu.ru
Ghamdan H-M. Khalid, Postgraduate Student, Department of International Relations, Global Policy and Foreign Area Studies, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia gamdanalzaid@gmail.com
Received: 05.12.2017
For citation: Penkovtsev R.V., Khalid G. H-M. Influence of «Arab Spring» events on the political situation in the republic of Yemen. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.6 Part.2. Pp. 183188.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-183-188. (in Russian)