Научная статья на тему 'Политические проблемы стран ближневосточного региона в xxi веке'

Политические проблемы стран ближневосточного региона в xxi веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2159
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ГЕОПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / АРАБСКАЯ ВЕСНА / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ИСЛАМ / СУННИЗМ / ШИИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шкварун Максим Андреевич

В статье подробно рассмотрена политическая обстановка в ближневосточных государствах: Йемен, Ливан, Ирак, Египет и Сирия, в XX-нач. XXI века, по сегодняшний день. Проводятся параллели, выявляющие сходства и различия в правящих режимах, исследуемых государств, после чего дается сравнительная оценка и последствия свержения власти, плюсы и минусы, как это повлияло на социально-экономическую основу народонаселения. Автор рассматривает политическое устройство, форму правление и преобладающую конфессию в рассматриваемых странах. Сравнивает основные положения религий, каким образом они отражаются на системе государственной власти. Описываются основные догматы Ислама, его разделение на две ключевых ветви суннизма и шиизма. После погружения в исторический экскурс в каждую из описанных ближневосточных стран, происходит выход на ситуацию новейшего времени, события «последних дней» и предоставляется вывод, экспертное заключение о причина-следственных связях. Кратко, дается характеристика термина «Арабская весна», причинах его возникновения. Приводится роль «сверхдержав» в ближневосточном регионе, на события, оказавших влияние на ситуацию в рассмотренных государствах. Дана характеристика действий США на проблемы стран ближневосточного региона в XXI веке. Исследование включает статистику и анализ жертв политических и диктаторских режимов, в сравнение с погибшими в гражданских войнах, и от проведения военных операций США и западной коалиции. В окончании статьи автор делает выводы и дает собственную оценку произошедшим событиям в рассмотренных странах, их причинам и взаимосвязям с геополитическими интересами США и странами западной Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PROBLEMS OF THE COUNTRIES OF THE MIDDLE EAST REGION IN THE 21ST CENTURY

The article examines in detail the political situation in the Middle Eastern states: Yemen, Lebanon, Iraq, Egypt and Syria, in the XX-n. XXI century, to the present day. Parallels are drawn that reveal similarities and differences in the ruling regimes of the states under study, after which a comparative assessment is given of the consequences of overthrowing power, pluses and minuses, as this has affected the socio-economic basis of population. The author considers the political structure, the form of government and the predominant denomination in the countries in question. Compare the main provisions of religions, how they affect the system of state power. Describes the basic tenets of Islam, its division into two key branches Sunnism and Shiism. After immersing in a historical digression to each of the described Middle Eastern countries, there is a way out to the situation of modern times, the events of the «last days» and provides a conclusion, an expert opinion on the cause-effect relationships. Briefly, the term «Arab Spring», the reasons for its occurrence, is given. The role of the «superpowers» in the Middle East region, the events that influenced the situation in the states considered is cited. The characteristics of US actions on the problems of the countries of the Middle East region in the 21st century are given. The study includes statistics and analysis of victims of political and dictatorial regimes, compared to those killed in civil wars, and from military operations by the US and the Western coalition. At the end of the article, the author draws conclusions and gives his own assessment of the events that took place in the countries examined, their reasons and interrelations with the geopolitical interests of the United States and countries of Western Europe.

Текст научной работы на тему «Политические проблемы стран ближневосточного региона в xxi веке»

3.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАН БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА В XXI ВЕКЕ

Шкварун Максим Андреевич, аспирант, кафедра истории и политики России

Место учебы: Институт международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

maxsimus1@rambler.ru

Аннотация: в статье подробно рассмотрена политическая обстановка в ближневосточных государствах: Йемен, Ливан, Ирак, Египет и Сирия, в XX-нач. XXI века, по сегодняшний день. Проводятся параллели, выявляющие сходства и различия в правящих режимах, исследуемых государств, после чего дается сравнительная оценка и последствия свержения власти, плюсы и минусы, как это повлияло на социально-экономическую основу народонаселения.

Автор рассматривает политическое устройство, форму правление и преобладающую конфессию в рассматриваемых странах. Сравнивает основные положения религий, каким образом они отражаются на системе государственной власти. Описываются основные догматы Ислама, его разделение на две ключевых ветви - суннизма и шиизма.

После погружения в исторический экскурс в каждую из описанных ближневосточных стран, происходит выход на ситуацию новейшего времени, события «последних дней» и предоставляется вывод, экспертное заключение о причина-следственных связях. Кратко, дается характеристика термина «Арабская весна», причинах его возникновения.

Приводится роль «сверхдержав» в ближневосточном регионе, на события, оказавших влияние на ситуацию в рассмотренных государствах. Дана характеристика действий США на проблемы стран ближневосточного региона в XXI веке. Исследование включает статистику и анализ жертв политических и диктаторских режимов, в сравнение с погибшими в гражданских войнах, и от проведения военных операций США и западной коалиции.

В окончании статьи автор делает выводы и дает собственную оценку произошедшим событиям в рассмотренных странах, их причинам и взаимосвязям с геополитическими интересами США и странами западной Европы.

Ключевые слова: Ближний восток, Геополитика, Энергетические ресурсы, Арабская весна, Межконфессиональные противоречия, Ислам, Суннизм, Шиизм.

POLITICAL PROBLEMS OF THE COUNTRIES OF THE MIDDLE EAST REGION IN THE 21ST CENTURY

Shkvarun Maxim A., Postgraduate student, Department of history and politics of Russia

Study place: Institute of international relations and world history of National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

maxsimus1@rambler.ru

Abstract: the article examines in detail the political situation in the Middle Eastern states: Yemen, Lebanon, Iraq, Egypt and Syria, in the XX-n. XXI century, to the present day. Parallels are drawn that reveal similarities and differences in the ruling regimes of the states under study, after which a comparative assessment is given of the consequences of overthrowing power, pluses and minuses, as this has affected the socio-economic basis of population.

The author considers the political structure, the form of government and the predominant denomination in the countries in question. Compare the main provisions of religions, how they affect the system of state power. Describes the basic tenets of Islam, its division into two key branches - Sunnism and Shiism.

After immersing in a historical digression to each of the described Middle Eastern countries, there is a way out to the situation of modern times, the events of the «last days» and provides a conclusion, an expert opinion on the cause-effect relationships. Briefly, the term «Arab Spring», the reasons for its occurrence, is given.

The role of the «superpowers» in the Middle East region, the events that influenced the situation in the states considered is cited. The characteristics of US actions on the problems of the countries of the Middle East region in the 21st century are given. The study includes statistics and analysis of victims of political and dictatorial regimes, compared to those killed in civil wars, and from military operations by the US and the Western coalition.

At the end of the article, the author draws conclusions and gives his own assessment of the events that took place in the countries examined, their reasons and interrelations with the geopolitical interests of the United States and countries of Western Europe.

Keywords: Middle East, Geopolitics, Energetic resources, Arabspring, Interconfessional contradictions, Islam, Sunshine, Shiism.

В современном мире одной из наиболее острых проблем является ситуация на Ближнем Востоке. В средствах массовой информации постоянно звучат новости о событиях, происходящих в регионе. Пристальное внимание общественности сосредоточено на том, как обстоят дела в Сирии, которая находится в сфере интересов многих ведущих держав: России, США, Китая,

Ирана, Турции, Израиля, стран Западной Европы. Лидеры государств и политики международного уровня постоянно упоминают Ближний Восток в качестве ключевой повестки, требующей решения. 17 июля 2018 года прошла встреча В.В. Путина и Д. Трампа. В ходе этих переговоров поднимался так называемый «Сирийский вопрос». Стороны отметили положительный

опыт взаимодействия военных по координации своих действий и выразили надежду на конструктивную работу по дипломатической линии. Политическое решение вопроса в Сирии и во всем Ближневосточном регионе - многогранная задача, требующая участия представителей различных социальных групп, делящихся по этническим, религиозным и политическим взглядам внутри рассматриваемых стран, а также участия ведущих мировых держав, считающих указанную территорию зоной своих стратегических интересов.

Необходимо отметить особенную роль Китая в политической обстановке на Ближнем Востоке, который в отличие от других участников Большой игры в регионе использует экономико-финансовые и политические инструменты без прямого военного участия. После победы Д. Трампа на выборах в Соединённых Штатах, и определения им жесткой позиции по лоббированию экономических интересов Америки, начались мировые торговые войны, основным конкурентом в которых стал Китай. Руководство Китая и лидер Си Цзиньпин стремятся создать Новый шёлковый путь, вкладывая в проект огромные ресурсы и осуществляя инвестиции в государства, на территории которых реализуется необходимая инфраструктура. Одним из важнейших аспектов политики Китая являются энергетические ресурсы, поставляемые странами Ближнего Востока, поэтому в его интересах стабильность в регионе, а также защита от ассимиляции углеводородных ресурсов основным оппонентом - сШа. Данными факторами во многом объясняются стратегические цели Китая на Ближнем Востоке.

Позиции мировых лидеров по Ближнему Востоку разнятся, но можно говорить о консолидации усилий по разрешению проблем у важных участников процесса, таких как Россия, Турция и Иран, чему свидетельствует встречи глав государств: В.В. Путина, Р.Т. Эрдогана и М. Рухани. В начале 2017 года были проведены переговоры в Астане с участием США, представителей ООН, официального правительства Сирии и оппозиционных сил - Сирийских повстанцев. Следующей стала встреча, прошедшая 22 ноября 2017 года в Сочи в составе: России, Турции и Ирана, в ходе которой обсуждалась стабилизация дел в Сирии и полное прекращение огня на всей ее территории. После завершения встречи, стороны сделали совместное заявление: «Президенты выразили надежду, что прогресс в разрешении сирийского кризиса, достигнутый благодаря взаимодействию Ирана, России и Турции, окажет позитивное воздействие на общую обстановку в регионе и снизит опасность межэтнического и межконфессионального противостояния»1. Очевидным является факт, что официальные заявления такого уровня носят сдержанный характер и содержат обобщенный посыл, при этом можно считать очевидным сближение разнонаправленных интересов суннитской Турции и шиитского Ирана по Сирийскому вопросу при непосредственном участии России, во главе с В.В. Путиным. Также стоит отметить, что данные договоренности во многом продуктивны, а самое главное, что они выполняются.

Соединенные Штаты и ведущие европейские державы: Великобритания, Германия и Франция, являлись сторонниками событий, получивших название «Араб-

1 Заявление с информационного ресурса официального сайта Кремля - http://kremlin.ru/events/president/news/56152; http: // kremlin.ru/supplement/5256

ская весна». Фактически, именно они стали основными «поджигателями войны» на Ближнем Востоке, поставляя в регион многочисленное вооружение, в том числе тяжелое. Западные страны под предлогом демократии поддерживают оппозицию, в частности радикально направленную, в государствах Ближнего Востока. Германия, во главе с Ангелой Меркель и её кабинетом во время ближневосточных революций приняли решение об увеличении количества поставок оружия в Саудовскую Аравию, Алжир, Бахрейн, Кувейт, Оман, ОАЭ и Катар, которое в многочисленных случаях оказывалось в руках исламистских боевиков. Официальные заявления политиков блока НАТО, так же, как и большинство заявлений официальных лиц, направлены на необходимость стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Основной проблемой становится риторика о демократических ценностях и свободах, направленных на смену действующих режимов власти, а за кулисами остаются геополитические и экономические интересы. В Сирийском вопросе ключевым требованием участников западной коалиции, для урегулирования ситуации, стало отстранение от власти Башара Асада, что при реализации, вероятно, погрузит страну в ситуацию схожую с другими государствами «Арабской весны», обострит внутренние противоречия, особенно на межконфессиональной почве.

В ближневосточных странах подавляющее большинство населения является приверженцами Ислама, который разделен на две основных ветви: суннизм и шиизм. В отличие от светских государств Запада, в ближневосточных странах религия является основной правовой составляющей. При анализе проблематики происходящих политических процессов, в рассматриваемых государствах, религия занимает фундаментальное место. Политические противоречия, которые существуют в странах Ближнего Востока, в большей степени обусловлены разногласиями на межконфессиональной почве.

В статье рассматриваются 6 ближневосточных государств, которые структурированы в разрезе государственных религий и политического устройства в таблице 1 (Таб. 1)2.

Таблица 1

Госрелигия и политическое устройство _ближневосточных стран_

Государство Госрелигия Политическое устройство

Йемен Ислам (суннитского толка) Президентская республика

Ливан Конфессионализм (Ислам ~ 60%; христиане ~ 40%) Парламентская республика

Ирак Ислам (шииты ~ 60%; сунниты ~ 20%) Федеративная парламентская республика

Египет Ислам (суннитского толка) Президентско-парламентская республика

Сирия Ислам (сунниты ~ 74%; шииты ~ 13%) Президентская республика

Ливия Ислам (суннитского толка) Парламентская республика

Из приведенной таблицы очевидно, что преобладающей религией в ближневосточных странах является Ислам с подавляющим числом сторонников суннитского толка.

2 Авторская таблица, сведено, официальная государственная религия и политическое устройство.

С позиции государственного устройства, предпочтительней - суннизм, одной из ключевых особенностей которого является постулат об отсутствии необходимости посредничества, в виде религиозных институтов, между богом (Аллахом) и человеком. Исходя из шиитских воззрений, связующим звеном между богом и человеком является имам, который должен управлять мусульманами, если переводить на рельсы европейской культуры, то это теократическая форма управления государством. В политическом устройстве, в котором присутствует светская власть главы государства и отдельно «божественного» наместника, неизбежны конфликты интересов и борьба за власть между этими политическими силами.

При наличии значительного числа сторонников суннитского и шиитского Ислама в одной стране возрастает риск сепаратизма, основанный на принципиальных межконфессиональных противоречиях, способных вылиться в вооруженные столкновения и в полномасштабную гражданскую войну.

Изучаемая проблематика исследована рядом отечественных ученых, так Т.П. Мусихина и Н.В. Мамин, в одной из своих работ, указывают на применение нового типа войн, войн «Четвертого поколения», примененных США на Ближнем Востоке. Погружение в историю и новейшие события Ближнего Востока, таких как «Арабская весна», роль США на Ближнем Востоке проработаны в статьях И.В. Рыжова. В статье Е.Ю. Корьякина «Ближний Восток накануне событий «Арабской весны»: Взгляд германских экспертов» отражает Западноевропейскую точку зрения, позицию Германии на причины процессов, происходящих в государствах Ближнего Востока. Причины возникновения и популяризации Исламского радикализма на Ближнем Востоке и в мире изложены А. Асыоглу в публикации «Ближний Восток в тупике радикализма». Авторский коллектив в составе: В.В. Наумкина, В.А. Кузнецова, А.Г. Аксенен-ка, И.Д. Звягельской, Н.В. Сухова в материале для дискуссионного клуба «Валдай» презентовал доклад «Ближний Восток: когда наступит завтра?» с тезисными предложениями преодоления проблематики на Ближнем Востоке и ролью России в этом вопросе. К сожалению, невозможно указать всех отечественных арабистов и востоковедов, работающих над исследованием Ближнего Востока, в рамках данной работы, поэтому автором выделены труды ученых наиболее близких к теме статьи и материалов, повлиявших на её раскрытие с последующими выводами. Рассмотрим происходящие события в ближневосточных государствах в новейшей истории Ближнего Востока.

«Арабская весна»

Волнения, начавшиеся в арабском мире в декабре 2010 года, получили название «Арабская весна». Восстания и протесты связаны с социально-экономическими факторами, низким уровнем жизни населения и неизбежном вмешательстве западных стран в происходящие события. Проводимые акции во всех странах развивались по идентичному сценарию, действия координировались, проводя параллель с будущими, на тот момент, событиями на Украине, в 2013-14 гг. из опубликованных данных можно увидеть схожий алгоритм, по которому осуществлялись революции в арабских странах.

В статье И.В. Рыжова и М.Ю. Бородиной, о межарабских противоречиях, одной из основных причин «Арабской весны» называются сложные взаимоотношения

между арабскими государствами, ставшие следствием колониального наследия региона: «Поскольку большинство арабских стран в свое время являлись колониями, либо подмандатными территориями европейских государств (в основном Великобритании и Франции). Пренебрегая интересами местного коренного населения, европейцы устанавливали границы своих колониальных владений, нарушая и разрушая при этом сложившиеся между арабскими народами экономические, социально-культурные, этнические связи и, соответственно, сложившиеся между ними веками границы». [11]

«Арабская весна» имела серьезные последствия для экономики вовлеченных в неё стран. Политическим итогом стало укрепление позиций радикальных исламистов, родилась идея создания нового арабского халифата. Объявленной целью революций, начатых «Арабской весной», считается развитие демократических свобод и политического плюрализма. Если разобраться в ситуации, то люди выходят на улицы, когда они «голодные», с требованиями поднять уровень жизни, и тут возникает вопрос, была ли достигнута такая цель вследствие арабских революций.

Также, по мнению И.В. Рыжова и М.Ю. Бородиной ключевыми причинами возникновения «Арабской весны» во многих государствах Ближнего Востока стали многочисленные региональные кризисы, низкий уровень жизни населения и отсталые хозяйственные структуры. Авторы статьи отмечают: «В последние годы непрекращающиеся региональные проблемы вызвали ностальгию по идее панарабизма среди арабского населения, а также породили в современном арабском обществе настроения пессимизма и безысходности, создавая питательную среду для экстремизма левого и правого толка». [11]

Авторы Т.П. Мусихина и Н.В. Мамин в статье о Ближнем Востоке, приходят к выводу, что результаты «Арабской весны» привели к образованию политического вакуума, который заполнили радикально направленные исламские группировки боевиков. [20]

Как уже было сказано, последствием революционных движений на Ближнем Востоке стал значительный подрыв экономики арабских стран, что повлекло за собой понижение уровня жизни населения. В итоге население, находящееся за чертой выживания, эмигрирует в Европу, их число измеряется миллионами человек. С одной стороны, для западных стран это может стать экономически целесообразным за счет приобретения дешевой рабочей силы, с другой - есть риски проникновения радикально настроенных арабов и внутренней дестабилизации, которая может обуславливаться последующей борьбой мигрантов за свои права.

Йемен

Одной из фундаментальных причин идущей в Йемене гражданской войны являются требования хуситов (шииты) о смене политического режима и защите их интересов от суннитского большинства. В результате, в стране идёт затяжное противоборство с привлечением иностранных государств во внутриполитические процессы, с участием внешних вооруженных сил, в первую очередь это Саудовской Аравии (сунниты), во главе Совета Сотрудничества Арабских государств Залива и США, лоббирующие свои интересы на Ближнем Востоке. В свою очередь, хуситы получают поддержку от Ирана, формально отрицающего своё участие.

Происходящие события описывают в своей статье

«Особенности политических преобразований в арабских республиках (Сирия, Йемен, Ливан, Египет, Ирак) в начале хХ| века» Рыжов И.В. и Черняев С.В. «Арабская весна» в 2011 году привела к ряду антипрезидентских демонстраций, что в итоге вылилось в свержение президента А. Салеха (с предоставлением ему личной неприкосновенности) и избранием вице-президента А. Хади на пост главы государства. Параллельно с этим на новый виток перешло противостояние правительства с шиитским мятежом хуситов на севере страны, апогеем чего стал вооруженный конфликт 2014-2015 гг., военное вторжение ряда арабских государств во главе с Саудовской Аравией в Йемен в 2015 году, и создание антисаудовской коалицией нового главного политического института страны - Верховного Политического Совета. С августа 2016 года его возглавляет представитель хуситской (хуситы - шиитское военизированное движение йеменских арабов) организации «Ансар Аллах» Салех ас-Самад - экс - советник изгнанного силами коалиции президента А. Хади, основную свою задачу видящий в достижении национального примирения и прекращении интервенции. [16]

Говоря о современной истории Йемена, в государстве идёт постоянная гражданская война, краеугольным камнем которой является противостояние между суннитским большинством и шиитами. Попытки найти компромисс с подключением международных институтов, таких как Организация Объединенных Наций, заканчиваются временными соглашениями, зачастую носящими абстрактный характер, которыми просто пренебрегают стороны конфликта.

Политические разногласия в Йемене заключаются в разделении на сторонников монархического устройства в государстве, в виде имамата, и приверженцев республиканской формы управления государством, с основным законом в виде конституции.

После объедения в единое государство в 1990 году была создана Йеменская Республика (президентская республика). На короткий период времени, 3-4 года, в стране образовался политический плюрализм. Вспыхнувшая вновь гражданская война и вооруженное подавление южан, Али Абдаллой Салехом, председателем президентского совета, способствовало политической стабильности. Централизованная власть в руках А. Салеха сопровождалась расширением политических свобод и созданием демократических общественных институтов.

При рассмотрении внутренних проблем Йемена, основанных на политических и межконфессиональных противоречиях, стоит учитывать влияние внешних сил на данные процессы. Основываясь на фактах очевидно участие в жизни Йемена таких стран, как Саудовская Аравия, США и Иран, а также ООН, которые в большей степени дестабилизирует обстановку, при неразрешенных в Йемене внутригосударственных проблемах. Интересы внешних игроков и использование рычагов влияния, межконфессиональные вопросы между суннитами и шиитами, политические разногласия и наличие влиятельных племенных сил в стране, существенным образом подрывают государственность и суверенность Йемена. В таких условиях, возможной формой правлением может стать только максимально централизованная и милитаризированная власть, но есть риск, что такой подход будет выражаться в виде диктатуры, что будет замедлять процесс формирования гражданских свобод, создания правовых институ-

тов и укрепления экономики.

Ливан

В Ливане межконфессиональные противоречия, в силу исторического наследия, включают в себя разногласия между представителями Ислама (сунниты и шииты) и Христинами, которые также подразделяются на вытекающие из них религиозные группы. Последствием стало две гражданских войны, со времени независимости Ливана, в XX веке, в 1958 г. и в 1975-1990 гг.

С 2011 года в Ливане снова начались волнения, связанные с гражданской войной в Сирии, где политической подоплекой, с религиозным окрасом, стало разделение на сторонников и противников Башара Асада. Как пишут Рыжов И.В. и Черняев С.Е.: «Сирийский конфликт и всплеск террористической активности в регионе негативно отразились на демократизации политической системы Ливана. Последние на данный момент парламентские выборы в 128-местную Палату представителей были проведены в 2009 году. В результате, просирийская коалиция политических партий и отдельных кандидатов «Коалиции 8 марта», поддержанная движением «Хезболла», получила небольшое преимущество с 68 местами против 60 мест у антисирийской «Коалиции 14 марта»». [16] Конфликт идёт между шиитами, представленными в основном группировкой «Хезболла», и их противниками - радикально настроенными суннитами, выступающими за смену политического режима в Сирии.

Особенностью политического устройства Ливана является специфическая «ливанская модель» (Конфес-сионализм). Ключевая составляющая модели заключается в разделении мест в парламенте по религиозной принадлежности. За представителями различных конфессий закрепляется определенное количество мест, тот же принцип сохраняется в распределении основных государственных должностей. Данный подход создает систему «сдерживания и противовесов», способствующих сохранению мирной обстановки. Ситуация обостряется при нарушении баланса, возникающего за счёт радикально настроенных представителей Ислама со стороны, как шиитов, так и суннитов. Христиане придерживаются нейтральной позиции.

Исследуя устройство внутри Ливана, важно учитывать фактор внешних сил в делах государства, он находится в сфере интересов США, Сирии, Израиля и Саудовской Аравии. При таком количестве значимых игроков на карте трудно представить вариант стабилизации и ухода от вооруженных конфликтов. Идущая гражданская война в Сирии обостряет внутриполитическую ситуацию в Ливане, а поток беженцев из Сирии значительно подрывает экономику страны.

Ирак

Особенностью Ирака, помимо конфессиональных различий между Исламскими течениями - шиитами и суннитами, на первый план выходят этнические проблемы. Иракский Курдистан обладает наибольшей автономией среди всех стран с концентрацией этнических курдов. В XX веке противостояние иракских властей с боевыми курдскими формированиями стало фундаментом развития гражданской войны. Осложнение в политическом устройстве Иракского Курдистана сыграла его неоднородность, противостояние между двумя политическими партиями - Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК). Несмотря на близость политических идей - марксистко-ленинский путь развития и

курдский национализм, открытый вооруженный конфликт между данными силами длился четыре года (1994-1998 гг.) и полностью завершился только в 2006 году. Данные события можно охарактеризовать как политическую борьбу за власть, сферы влияния и ресурсы, но без принципиальных идеологических разногласий. После свержения Саддама Хусейна, лидерам ДПК и ПСК удалось формально объединиться, достичь договоренностей в ключевых политических вопросах и выступать единым списком на парламентских выборах. Возможность создания суверенного государства Курдистана вызывает серьезные опасения у Турции, которая принимает участие в отстаивании своих интересов в регионе. В Турции проживает значительное количество этнических курдов, которые объединены движением «Рабочая Партия Курдистана», партией -непризнанной официальной турецкой властью, и с которой идёт извечная борьба. Постоянно звучат обвинения в организации и проведении терактов. Таким образом, «Курдский вопрос» значительно влияет на государственное устройство Ирака и на урегулировании политических проблем наравне с межконфессиональными противоречиями.

Исследуя политическое устройство Ирака, помимо фактического наличия государства в государстве -Курдистана, присутствует и конфессиональная проблематика. Шииты при режиме С. Хусейна были отстранены от власти, составляя при этом большинство населения Ирака. Штаты, свергнувшие режим С. Хусейна, рассчитывали на поддержку шиитов, но вместо этого получили шиитские вооруженные формирования, активно выступающие против вмешательства внешних сил в дела Ирака.

Указанный подход США можно отнести к ведению «войн четвертого поколения», концепция которых исследована в статье Т.П. Мусихина и Н.В. Мамина «Ближний Восток в условиях войн «Четвертого поколения»». Авторы отмечают важную особенность данных войн, поскольку 90% их жертв наблюдается среди гражданского населения. [20]

Основная сила в Ираке выражена в «Армии Махди», сторонники которой относят себя к иракским националистам. Исторически сложилось, что основным шиитским государством в регионе является Иран, который оказывает значительное влияние на все шиитские формирования Ближнего Востока. Противостояние Ирана с сШа, поводом для которого стала «Иранская ядерная программа», идет в виде наложения санкций и политического давления со стороны последних. Официальные власти Ирана формально занимают позицию невмешательства в дела соседних государств.

Арабы, исповедующие Ислам суннитского толка после свержения С. Хусейна, организовали партизанскую войну против интервентов западной коалиции. Даже после устранения лидеров партизанских движений, потери американцев продолжались сохраняться в течение всего времени проведения операции в Ираке. Арабские сунниты, оказавшиеся в меньшинстве при проведении парламентских выборов, по отношению к шиитам и курдским суннитам, выступают против федерализации государства и сохранения его целостности. Данные интересы, прежде всего, связаны с распределением нефтяных доходов Ирака и фактическим отстранением от принятия внутриполитических и государственных решений, находящегося у власти при режиме С. Хусейна суннитского меньшинства.

Также на севере Ирака проживают этнические курды, исповедующие езидизм, имеющие собственную автономию. Христиане, проживающие в Ираке, занимают немногочисленную его часть и испытывают определенные трудности в реализации своих прав.

Ситуация, сложившаяся в Ираке, обострена борьбой различных этнических групп, конфессиональными противоречиями, политической борьбой за власть, участием внешних сил. Разрешение конфликтов окрашено милитаризмом и контролем над определенными территориями. В основе лежат нефтяные месторождения, которые являются ключевой точкой в экономике Ирака, чем и обусловливается последующая политическая борьба внутри страны, а также интерес со стороны третьих стран. Относительная стабильность в Ираке сохранялась при режиме С. Хусейна, несмотря на то что назвать его гуманным нельзя.

Египет

Египет, арабское государство на севере Африканского континента, где основной религией является Ислам с преобладающим большинством суннитского толка. Как и в других ближневосточных странах, внутренние проблемы в стране тесно связанны с религиозными противоречиями. Основной беспорядков в 2011 году стала борьба действующей власти, во главе с президентом Хосни Мубараком, и оппозиции, основу которой составляли члены организации «Братья мусульмане». Важно отметить, что причиной стали накопившиеся социальные проблемы: безработица, низкая заработная плата, проблемы с жильем, высокие цены на продовольствие, недостаточный уровень свободы слова и в целом низкий уровень жизни, которые оставались неразрешенными долгое время. Данные факторы способствовали росту популярности «Братьев мусульман» в низших слоях населения и в рабочей среде.

Концептуальной частью противостояния является основы государственного устройства. «Братья мусульмане» основываются на построении теократического государства, а египетские вооруженные силы, включающие армию и органы правопорядка, на светский подход к государственному управлению. Государственный переворот 2013 года закончившийся свержением Мухаммеда Мурси обострил внутриполитическую ситуацию в Египте. Происходящие события сопровождались жертвами между сторонами конфликта и характеризовались, как гражданская война.

В происходящих в Египте событиях задействованы также интересы иностранных государств, которые косвенным образом принимают в них участие. «Братьев мусульман» неофициально поддерживают Катар и Турция, предоставляя финансовые ресурсы для их деятельности. На стороне армии, во главе с генералами, находятся Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, заинтересованные в уменьшении влияния Катара в регионе.

Существующие в Египте проблемы можно разделить на основные блоки: социально-экономические проблемы, требующие решения для стабильности любой государственной платформы, и религиозные вопросы, ставшие камнем преткновения во всем ближневосточном регионе. Западные страны, включая США, также поддерживают своё участие в жизни Египта, но они менее выражены конкретными действиями, чем в ранее рассмотренных ближневосточных государствах.

На сегодня в Египте демократические силы занимают твердые позиции и имеют поступательный импульс

в результате свержения Х. Мубарака и М. Мурси, показывая свою перспективность, но при этом политическую и избирательную неопытность. [16]

Сирия

Сирия - еще один пример ближневосточного государства, политическое устройство которого строилось на централизованной власти с лидером, находящимся «у руля» долгое время. Говоря о противоречиях, это религиозное противостояние шиитов и суннитов, а также борьба между правящей Партией арабского социалистического возрождения (ПАСВ), более известной как «Баас» и Исламистами, во главе с движением «Братья мусульмане». В 2012 году в стране была осуществлена демократическая конституционная реформа, упразднившая систему референдума на президентских выборах, в соответствии с которой единственный кандидат мог быть выдвинут только правящей партией «Баас». Теперь для выдвижения кандидатам в президенты достаточно заручиться поддержкой 35 парламентариев однопалатного Народного Совета. [16] Радикально настроенные Исламисты оказывают влияние на все ближневосточные государства, ставя своей целью создание арабского халифата.

Отличительной особенностью Сирийского режима является, что он поддерживается Россией. Очевидно, без протекции РФ судьба Сирии обречена повторить сценарий Ирака и Ливии. Речь идёт уже о геополитических интересах, в которые включилась Россия. События, происходящие в Сирии, выходят за рамки революции внутри страны и борьбы с терроризмом, так как противостояние идёт между Западной коалицией, во главе с США, и Россией. Известный факт, что Россия испытала в Сирии новые образцы вооружения и произвела «демонстрацию силы», тем самым заявив о себе на международной арене.

Противостояние между Западной коалиций и Россией влияет на политическое устройство Сирии, где каждая из сторон заинтересована, чтобы у власти находились их сторонники. Только после урегулирования противостояния между внешними силами, возможно будет начать процесс нивелирования внутриполитических проблем в Сирии. Вопросы конфессиональных противоречий и идеологические разногласия находятся на втором плане, хотя становятся предлогом для принятия различных решений и действий противоборствующих сторон.

Ливия

История образования Ливийской парламентской республики (таб.1) характерна для ближневосточного и североафриканского регионов: колониальный статус до «Второй мировой войны», переходный период и

получение независимости от метрополии в середине XX века. После революции и прихода к власти Муаммара Каддафи в стране де-факто установился диктаторский режим, который закончился на волне «Арабской весны» при участии США и блока НАТО, его публичным убийством, повстанцами, в результате пленения.

Из всех рассматриваемых в статье государств, именно Ливийский лидер - Муаммар Каддафи находился у власти самый продолжительный срок, 42 года. Интересен факт, что страна практически моноконфессиональная, подавляющее большинство населения исповедуют Ислам суннитского толка, что минимизирует риски внутренних конфликтов на религиозной почве. Достижение стабильности в Ливии в значительной степени связано с урегулированием межплеменных отношений, что удавалось демонстрировать Муа-ммару Каддафи во время своего нахождения у власти.

Рассматривая Ливию, времен М. Каддафи, важно отметить социальный аспект его политики: бесплатная медицина и образование, высокие зарплаты и уровень жизни населения - можно расценить как попытку справедливого распределения доходов от нефти среди населения. Если смотреть на ВВП (Рис.1), в интервале с 2002 до 2011 гг., наблюдался рост, что свидетельствует об экономической устойчивости Ливии, а после свержения режима Каддафи ВВП сократилось в 1,5-2 раза, что неизбежно сказалось на уровне жизни населения и росту безработицы.

Фактически в стране осталась только нефтеперерабатывающая промышленность, которая находится под контролем у стран блока НАТО, на фоне продолжающейся гражданской войны. Подобный сценарий развития событий использовался США и их союзниками в большинстве стран Ближнего Востока. Уместным будет вопрос: «При вводе войск на территорию иностранного государства, под предлогом распространения демократических ценностей и борьбы с терроризмом, каким образом учитываются интересы граждан этой страны»? Опираясь на приведенную статистику по ВВП (Рис.1), можно сделать вывод, что данный аспект исключается из расчета, и экономическое обоснование опирается исключительно на цели интервентов.

Делая небольшое отступление от основной темы, можно провести параллель - в античные времена, Римская Империя, расширяя свои границы, заведомо выдвигала соседним странам невыполнимые условия мира, отсутствие ответа или отказ на которые давал формальный повод для объявления войны - данный подход можно охарактеризовать, как неприкрытую демократию силы.

GDP (current US$)

World Bank national accounts data, and OECD National Accounts data files. License: CC BY-4.0 G

Line Bar Map

: Also Show <1 Share ф Details

0 LABEL

1990 - 2017

©-Э

Рис.1. ВВП Ливии (В-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Относительная стабильность в рассмотренных государствах складывалась только при фактически диктаторских режимах, которые создавались эволюционным путем, без всестороннего вмешательства Западных стран, во главе с гегемоном в виде Соединенных Штатов. Религиозное противоборство двух глобальных ветвей Ислама и Христианства отражает только часть существующих противоречий, представители данных конфессий разделяются на течения со своими особенностями и обостренной диалектикой по вопросам политического устройства государства. Также в регионе сильное влияние имеет племенной характер, влияющий на разделение власти, который необходимо учитывать в политическом аспекте. В совокупности факторов, в ближневосточных государствах царят неразрешимые противоречия с экономической подоплекой, богатый на природные ресурсы регион, в основном на углеводороды, привлекает крупные энергетические транснациональные корпорации и иностранные правительства, включающие как непосредственных соседей, так и мировые державы, отстаивающие свои стратегические интересы в регионе.

3 Данные взяты с информационного ресурса Всемирного Банка, ссылка на ресурс https: //data.worldbank.org /Ы^ог/ЫУ.ОйР.МК TP.CD?end=2017&locations=LY&start=1990&view=chart

цих долларах США)3.

Стабильность в Ираке, Йемене, Сирии и Египте сохранялась при лидерах (таб. 2)4, создавших баланс между религиозными общинами, племенами, внешними силами и получившими признание непререкаемой власти в государстве. Главам указанных государств удавалось сдерживать или быстро подавлять гражданские войны, вести внешнюю политику и использовать дипломатические инструменты при общении со своими влиятельными соседями. Установленные режимы длились в течение десятилетий, подтверждая данным фактом право на существование в таком виде.

Таблица 2

Политические режимы_

Страна Режим Период влияния

Ирак Садам Хусейн 1979-2003 гг.

Йемен Али Абдалла Салех 1978-2012 гг.

Сирия Хафез Асад^Башар 1971-2000 гг.; 2000 - по

Асад настоящее время

Египет Хосни Мубарак 1981-2011 гг.

Ливан Конфессионал изм Гражданские войны

Ливия Муаммар Каддафи 1969-2011 гг.

Вмешательство США в ближневосточный регион повергло его в бесконечные гражданские войны.Начатая на Ближнем Востоке «Арабская весна», западными странами провозглашена как парад борьбы за свободу и сознательное волеизъявление арабских народов. Информационная пропаганда НАТО проводит ассоци-

4Авторская таблица, содержится страна, диктатор и годы нахождения у власти.

ативный ряд с буржуазными революциями Запада ХУП-ХУШ веков, но очевиден вопрос, это сознательное волеизъявление народов или сложившаяся ситуация является следствием работы спецслужб иностранных государств, лоббирующих свои интересы в регионе!

Автор согласен с посылами из работы Рыжова И.В. и Кривова С.В. по ближневосточной политике США, в частности с тем, что: «Демократическое мессианство США на Ближнем Востоке, сопровождаемое прямым давлением на непокорные страны и режимы, не решает современных проблем американской политики в регионе, а лишь оттеняет и обостряет их». Позиция США жестко исключает попытки государств быть самостоятельными в политике и избавиться от влияния на свой суверенитет американского воздействия. Штаты в ответ на такие попытки изолирует это государство всеми средствами, от экономических санкций до военного вмешательства, политический режим таких стран, зачастую, объявляется тоталитаризмом, несущим в себе угрозу США и мировой демократии. [12]

Исключением из приведенных режимов (таб. 2) стал Ливан, где изначально форма управления предусматривала разделение власти между представителями различных конфессий. На первый взгляд, такой компромиссный подход должен претендовать на образцовую модель, в качестве политического устройства для ближневосточных стран, отягощенных множеством конфессиональных, этнических, культурных и прочих противоречий. Реальность такова, что в стране с момента получения независимости происходят конфликты с вовлечением внешних участников, установленный режим традиционно имеет слабые вооруженные силы. Сохранить суверенитет в сложившейся парадигме становится все более сложной задачей, чем в случае милитаристским подходом или диктаторским режимом.

Официальную и достоверную информации по количеству жертв режимов в рассматриваемых странах найти затруднительно, но примерные цифры приводятся на разных сайтах и этого достаточно для проведения параллелей и выводов.

За 24 года нахождения у власти С. Хусейна в Ираке жертвами его режима стали примерно 400000 человек, а в период американской операции с 2003 по 2011 годы погибло 460000 человек5. В Йемене во время правления Али Абдаллы Салеха отсутствуют данные о репрессиях или пострадавших, зато есть цифры о погибших после его ухода в гражданской войне, которая продолжается и на сегодняшний день. По информации специального координатора при ООН по Йемену Джей-ми МакГолдрика погибло уже свыше 10000 человек6. В Египте, при правлении Хосни Мубарака, массовых жертв режима не было, в Интернете, конечно, встречаются статьи о далеком 1981 годе, связанные с подавлением исламских экстремистов, но что никак нельзя отнести к репрессиям, в произошедших волнениях погибло 887 человек7. В Сирии данные о жертвах геноцида или массовых казнях отсутствуют. По различным же источникам только погибших в гражданской войне с

марта 2011 года от 220000 до 511000 человек8.

Из всех приведенных режимов, кровавым был только «режим Хусейна», его военное свержение Вашингтоном привело к ещё большим жертвам и погрузило страну в хаос. Ближневосточная политика США породила «Арабскую весну», запустившую цепь событий, при которых стабильные государства Ближнего Востока одно за другим погрузились в пучину гражданских войн. Под демократическими лозунгами и требованиями соблюдения прав и свобод человека работает американская «военная машина», отстаивающая геополитические и экономические интересы Вашингтона.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 97,21%.

Список литературы:

1. Исламские течения и группы: Учебное пособие / Дамир Шагавиев. - Казань: Хузур Спокойствие, 1436/2015. - 336 с.

2. Политические системы и политические культуры Востока / под ред. профессора А.Д. Воскресенского. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. 829 с.

3. Арабы-христиане в истории и литературе Ближнего Востока. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), 2013. - 670

4. Археология Кавказа и Ближнего Востока. - М.: Таус, 2016. - 416 с.

5. Гучетль, Г.И. Демократизация в арабском мире: опыт Туниса и Сирии / Г.И. Гучетль. - М., 1999. 138 с.

6. Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия. Что дальше? - М.: Языки славянских культур, 2012. - 384 с.

7. Ближний Восток. Война и политика. - М.: Марджани, 2016. - 288 с.

8. Заблоцка, Ю. История Ближнего Востока в древности (от первых поселений до персидского завоевания) / Ю. Заблоцка. - М.: Наука, 2016. - 416 с.

9. Косач, Г. Г. Коммунисты Ближнего Востока в СССР. 1920-1930-е годы / Г.Г. Косач. - М.: Издательский центр РГГУ, 2013. - 276 с.

10. Сапронова, М.А. Арабский Восток: власть и конституции / М.А. Сапронова. - М., 2001. 216 с.

11. Мелларт, Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока / Дж. Мелларт. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 2016. - 150 с.

12. Млечин, Л.М. В поисках утраченного величия. Иран, ядерное оружие и Ближний Восток / Млечин Леонид Михайлович. - М.: БХВ-Петербург, 2014. - 436 с.

13. Павлюк, С. Ближний Восток: Вдоль и поперек / Семен Павлюк. - М.: Китони, 2013. - 256 с.

14. Рыжов И.В., Бородина М.Ю. Арабская весна как квинтэссенция межарабских противоречий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6 (1).

15. Рыжов И.В., Кривов С.В. Политика США и баланс сил на Ближнем Востоке: от ключевых очагов воздействия к нейтрализации радикальных режимов// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1 (1).

16. Рыжов И.В., Черняев С.В. Особенности политических преобразований в арабских республиках (Сирия, Йемен, Ливан, Египет, Ирак) в начале ХХ1 века// Политика и Общество. 2017. № 7.

5 Материалы о численности погибших взяты с информационных ресурсов http://www.lenpravda.ru/monitor/268616.html и Ь|йс^://г1а.ги^с1епсе/20131016/970309958.Мт1

6 Материал о численности погибших взят с информационного ресурса http://www.bbc.com/russian/news-37219556

7 Материал о численности погибших взят с информационного

ресурса https://ru.wikipedia.org/wiki/Арабская_весна#cite_note-auto-депега!ес14-87

8 Материал численности о погибших взят с информационного ресурса Ь^: // ria.ru/spravka/20180129/1513416087.html и https://goo.gl/Ypfzg7

17. Рыжов И.В. Проблемы регионального лидерства в современной системе международных отношений: некоторые теоретические аспекты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Международные отношения. Политология. Регионоведение. № 2 (5). 2006.

18. Звягельская И.Д. Ближневосточный клинч. Конфликты на Ближнем Востоке и политика России. М.: Аспект Пресс, 2014. 208 с.

19. Ближний Восток. Арабское пробуждение и Россия: что дальше? / Сборник статей. Отв. ред.: В.В. Наумкин, В.В. Попов, В.А. Кузнецов. М.: ИВ РАН, 2012. 593 с.

20. МусихинаТ.П., Мамин Н.В. Ближний Восток в условиях войн «Четвертого поколения» (На примере войны в Ираке 2003-2011 гг.) // Известия Уральского Федерального Университета. Серия 3: Общественные науки. Т. 158, 2016, № 11 (4).

21. Корьякина Е.Ю. Ближний Восток накануне событий «Арабской Весны»: взгляд германских экспертов // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки, 2015, Т. 146, № 4.

22. Асыоглу А. Ближний Восток в тупике радикализма // Международная жизнь. 2016, № 4.

23. Сухова Н.В. Ближний Восток: когда наступит завтра? // Валдайские записки, 2017, № 1.

24. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (2-е издание). М.: Российская газета. 2006. 414 с.

25. Вавилов А.И. Политика США в мусульманском мире на примере арабских стран. Опыт критического анализа. М., 2009.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья направлена на исследование политических и межконфессиональных проблем в ближневосточных государствах. Проводится сравнительный анализ выбранных государств с погружением в исторические события, происходящие в XX веке с поэтапными переходами, к ситуации в наши дни, новейшую историю. Автором были учтены все основные критерии данной проблематики и грамотно использован научный подход к исследованию.

Статья, безусловно, актуальна исходя из постоянных событий, идущих в ближневосточном регионе, в частности, касающихся политического и военного урегулирования ситуации в Сирии. Происходящие события связаны с геополитикой «сверхдержав» и поэтому находятся под пристальным вниманием всего мирового сообщества.

В статье использованы научные статьи и литература отечественных авторов, что раскрывает тематику, в большей степени, со стороны Российских исследователей и создает почву для продолжения работы в выбранном направлении, по изучению работ зарубежных ученых, в области ближневосточного региона.

По вышеуказанным причинам, научная статья М.А. Шкваруна «Политические проблемы стран ближневосточного региона в XXI веке» отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья рекомендована к публикации.

Заведующий кафедройистории и политики России

ИМОМИ ННГУ, профессор, д-р ист. наук

И. В. Рыжов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.