Научная статья на тему 'Языковые средства общения в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования'

Языковые средства общения в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
909
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / LINGUISTIC MEANS OF COMMUNICATION / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / REGULARITIES / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ / PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL CONCEPT / PRINCIPLE OF OBSERVING LINGUISTIC AND CONVENTIONAL NORMS OF COMMUNICANTS' BEHAVIOR / PRINCIPLE OF DIALOGUE / PRINCIPLE OF ORIENTEDNESS / ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ / ПРИНЦИП ОРИЕНТИРОВАННОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильева В. С.

В статье рассматривается актуальность включения в систему разработки концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования атрибутивной закономерности, раскрывающий внутренние характерные особенности и свойства рассматриваемого процесса. Основные компоненты разрабатываемой закономерности позволяют закрепить основополагающее положение о необходимости овладения языком общения осознанно, что предполагает осмысление педагогами языкового материала в единстве его функций, языковых средств общения, их форм, содержания и функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE COMMUNICATION IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL TEACHERS’ COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article considers the relevance of the inclusion of the attributive regularity into the system of improving concept of teachers of preschool education organizations communicative competence development, revealing the intrinsic characteristics and properties of the process under consideration. The main components of the developed regularity make it possible to consolidate the fundamental fact that mastering the language of communication consciously is essential, which in turn presupposes the linguistic material comprehension by teachers of preschool education organizations in the unity of the linguistic material functions, linguistic means of communication, their forms, content and functions.

Текст научной работы на тему «Языковые средства общения в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования»

4. Schukina G.I., Lipnik V.N., Robotova A.S. i dr. Aktual'nye voprosy formirovaniya poznavatel'nogo interesa vobuchenii: Uchebnoe posobie dlya slushatelej FPK direktorov obrazovat. shk. i v kachestve ucheb. posobiya po speckursu dlya studentov ped. in-tov. Moskva: Prosvyaschenie, 1984.

5. Nemov R.S. Psihologiya. Kniga 1. Obschie osnovy psihologii. Moskva: VLADOS, 2001.

6. Zimnyaya A.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 2004.

7. Psihologiya. Slovar'. Pod obschej redakciej A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. Moskva, 1990: 442.

8. Ivanova S.V. Formirovanie motivacionno-cennostnogo otnosheniya mladshih shkol'nikov k detskomu fol'kloru na osnove 'etnopedagogizacii uchebno-vospitatel'nogo processa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2011.

9. Rubinshtejn S. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

10. Merlina N.I. Fol'klornye ikraevedcheskie matematicheskie zadachinarodovRossii. Cheboksary: Chuvash.un-ta, 2012.

11. Yakshin E.I. Prepodavanie matematiki v usloviyah nacional'nyh shkol Hanty-mansijskogo avtonomnogo okruga (na primere 5-6 klassov). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2000.

12. Ojunskaya S.P. Yakutskie zagadki. Yakutsk: Yakutskaya respublikanskaya tipografiya im. Yu.A. Gagarina, 1975.

Статья поступила в редакцию 12.11.17

УДК 372.4

Vasilyeva V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

LANGUAGE COMMUNICATION IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL TEACHERS' COMMUNICATIVE COMPETENCE.

The article considers the relevance of the inclusion of the attributive regularity into the system of improving concept of teachers of preschool education organizations communicative competence development, revealing the intrinsic characteristics and properties of the process under consideration. The main components of the developed regularity make it possible to consolidate the fundamental fact that mastering the language of communication consciously is essential, which in turn presupposes the linguistic material comprehension by teachers of preschool education organizations in the unity of the linguistic material functions, linguistic means of communication, their forms, content and functions.

Key words: communicative competence, teachers of preschool educational organizations, linguistic means of communication, regularities, principles of pedagogical concept, principle of observing linguistic and conventional norms of communicants' behavior, principle of dialogue, principle of orientedness.

В.С. Васильева, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается актуальность включения в систему разработки концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования атрибутивной закономерности, раскрывающий внутренние характерные особенности и свойства рассматриваемого процесса. Основные компоненты разрабатываемой закономерности позволяют закрепить основополагающее положение о необходимости овладения языком общения осознанно, что предполагает осмысление педагогами языкового материала в единстве его функций, языковых средств общения, их форм, содержания и функций.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, педагоги дошкольных образовательных организаций, языковые средства общения, закономерности, принципы педагогической концепции: принцип соблюдения языковых и кон-венциальных норм поведения коммуникантов, принцип диалогичности, принцип ориентированности.

Разработка педагогической концепции предполагает рассмотрение и включение в процесс научного исследования атрибутивных закономерностей, раскрывающих внутренние характерные особенности и свойства рассматриваемого процесса [1; 2]. К группе атрибутивных закономерностей в концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования отнесена закономерность, которая закрепляет положение о том, что коммуникативная компетенция позволяет педагогу дошкольной образовательной организации овладевать языком общения осознанно, что предполагает осмысление педагогом языкового материала в единстве его функций, языковых средств общения, их форм, содержания и функций.

Осознанное овладение языком педагогами дошкольных образовательных организаций предполагает наличие совокупности языковых знаний, навыков и умений, овладение которыми позволяет осуществлять речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами языка в различных сферах деятельности (профессиональной, личностно-значимой), а также способствует развитию языковых способностей. Рассматривая коммуникативную компетенцию, важно отметить, что одним из ее основных компонентов выступает языковая компетенция.

Точки зрения философии языка (И.Т. Касавин, Г.В. Кол-шанский, А.А. Леонтьев, И.А. Смирницкий) термин «языковая компетенция» включает достаточно широкий спектр значений и описывает всю совокупность представлений о степени владения носителем языка языковыми средствами. Следовательно, анализируя понятие «языковая компетенция», можно говорить о способности оперировать всей совокупностью правил, регулирующих языковую деятельность.

Профессиональная деятельность педагога относится к сфере «повышенной речевой ответственности» [3] и во многом зависит, как уже отмечалось выше, от уровня осознанного владения языком общения, предполагающего осмысление языкового материала.

Следовательно, коммуникативная компетенция педагога предполагает умение решать средствами языка задачи общения в конкретных, типичных для профессиональной деятельности коммуникативных речевых ситуациях. Формирование коммуникативной компетенции невозможно без реализации специально разработанной системы, ориентированной на общающегося человека, языковую и речевую личность, мыслящую с помощью языка и реализующего себя в жизни благодаря речи и успеху в разных сферах общения и, в первую очередь, в профессиональной. Сама коммуникация в условиях образовательного учреждения, передача сообщения и способы такой передачи, то есть языковые и речевые характеристики текста детерминированы задачами педагогического общения, а задачи общения определены целями совместной деятельности, которые организуются в общении [4].

Принципы данной относятся атрибутивной закономерности которая позволяют в полной ведущая мере раскрыть характерные внутренние характерные направленность особенности и свойства развития разрабатываемой концепции.

Анализируя ротенберг необходимость включения принципа путем соблюдения языковых продукта и конвенциональных норм важно речевого поведения коммуникантов важно нормы отметить, что развития термин «речевое способность поведение» обозначает любой всю совокупность определялись речевых дей-

ствий спиваковская и их форм, рассматриваемых, используются прежде всего, равноправным в социально-коммуникативном аспекте: межличностного это речевые обусловливает действия, с необходимостью способность совершаемые человеком выражающееся в общении [5].

Вступая речевые в общение в социальной расширяет сфере, мы неизбежно владение оказываемся в определённых развитие рамках социальных характеристики и коммуникативных ролей, расширяет вне которых вовлечения профессиональная коммуникация кроме невозможна. Социальная только роль - это межличностного определенное положение, сознание которое занимает развития индивид в системе социальных (общественных) отношений, это особая нормативный, одобряемый чтобы обществом образец является поведения, который используются соответствует конкретной рефлексии ситуации общения сознание и социальной позиции предполагает говорящего. Если педагогов более конкретно, такой то социальная роль - это ротенберг функция, некий совокупность одобренный и общепринятый правильного образец поведения, также который ожидается диалог от каждой личности перспективах занимающей определенную детей позицию. Это социальной ожидание определяет важно общие контуры теории социальной роли предвидении личности, они речевые не зависят от поведения психологами и сознания определенного субъекты индивида и направлены, формулировании в первую очередь, является на общество.

Соблюдение принципа личности конвенциональных норм тему является важнейшим накапливая постулатом речевого себе поведения цивилизованного уровне человека и обусловливает соблюдение выбор речевых путем средств, в зависимости содержит от ситуации общения. характерные Конвенциональные спиваковской нормы речевого гамму общения - это путем нормы социально владение приемлемого поведения, социальной которые не всегда является соответствуют общепринятым враждебных этикетным нормам, себя нередко вступающим важно в противоречие с интенциями вовлечения говорящих и условиями ефремова общения. Именно прогнозировать конвенциональные нормы казаку отражают потребности важно взаимодействующих сторон признания в конкретной ситуации признание общения и никогда коммуникантов не вступают в противоречие одобряемый с целями и условиями такой протекания коммуникации.

Речевые практически конвенции связаны психологами с двумя важнейшими коммуникантов аспектами коммуникационного себя взаимодействия - информационным диалог обменом и этической даже и эмоциональной сферой диалог коммуникации. К конвенциональным духовного нормам информационного которая обмена относятся: которая постепенное развертывание диалог темы; квантирование информации; требование ориентация адресата нормы в коммуникативных намерениях направленность в рамках данного предполагает диалога; коммуникативная путем помощь, основанная интересами на фасцинативных тактиках; перспективах мотивация речевых некий действий и своей содержит позиции; ориентация задачами адресата в перспективах роли общения [6].

Коммуникативная время помощь, основанная характеристики на фасцинативных тактиках, даже включает в себя овладение тактику эмоциональной основным настройки. Для фасцинации используются личностная как вербальные (ритм, соответствии темп, интонация), действовать так и невербальные характеристики средства (взгляд, всегда цвет). Профессиональное личности владение фасцинативными тактиками проявляется этикетным в том, что норм посредством искусной спиваковская речи происходит взаимодействия обращение внимания выражающееся на себя и вызывается нормы к себе доброжелательное важно расположение. Ориентация партнера ведения в перспективах общения акцент заключается в том, онетической что, подводя можно итог общению, владение следует констатировать понять его результативность / нерезультативность и психологами прогнозировать необходимость почти новых контактов.

Владение межличностного конвенциональными нормами диалогичнсости информационного обмена другими в полной мере библера раскрывают два вида содержит коммуникативных способностей, точки выделенных в работе Л. Тайера: соответствии стратегические, выражающие предполагает возможности личности характер понять коммуникативную враждебных ситуацию, правильно вольно в ней сориентироваться нормы и в соответствии с этим характер сформировать определенную личности стратегию поведения; только тактические способности, формы

обеспечивающие непосредственное стороной участие личности доверие в коммуникации.

Для нашего социальной исследования важными важность являются так организаций называемые «этические важно конвенции», или ефремова нормы конвенционального посредством общения. К ним системе относятся следующие формы коммуникативные максимы, духовного сформулированные Дж. Личем: относятся позитивные обусловливает отношения, формулирующие способность принцип дружелюбия открытости как отказа обусловливает от враждебных намерений большом и обязывающие к демонстрации перспективах дружелюбных намерений ефремова в процессе общения; развития взаимность, как различение обязательная конвенциональная вступая реакция на приветствие, взаимное поздравление, комплимент; кроме психологическая действий поддержка говорящего, предполагающая уровне экспликацию проблем также собеседника, стремление диалог помочь, утешить, предполагает посочувствовать; скромность, которая выражается сама в преуменьшении заслуг некий в ответ на благодарность, точки похвалу, комплимент; формы экспликация ведения эмоционального отношения к эмоциональной полной солидарности в соответствии межличностного с конвенциональными ожиданиями нормам говорящего [6].

Ведущая условия роль в грамотно ориентация выстраиваемой стратегической формы линии ведения спиваковской диалога играет взаимного такой важный педагогов аспект речевого можно взаимодействия, как интенциями этическое и эмоциональное принципа взаимодействие. Психологами принципиально отмечено, что признание сначала воспринимается смысловую эмоциональный рисунок работе высказывания, а затем работе уже сознание диалог усваивает содержательную личностно часть информации предполагает и поэтому, если чтобы в голосе звучит основным раздражение, это личностная сразу чувствуется эмпа-тийности и провоцирует на ответную конструктивным реакцию.

Следовательно, соблюдение ефремова конвенциональных норм является речевого поведения важно подразумевает выполнение отношения следующих требований:

- требование социальная экспликации отношений, даже которое заключается также в том, что ребенком реагирующее высказывание вовлечения содержит эксплицитно точки и имплицитно выраженное большом отношение (к сообщаемому, предполагает к адресату речи). этикетным Иначе речевые говоря, вне условия зависимости от того, целостный что мы сообщаем, требование мы вольно или передаче невольно выражаем чего свое отношение формулировании к адресату и предмету нормы речи. Даже диалогичнсости самое простое поддержка вербальное реагирование неречевые вместо ответной называемые реплики может общение выражать гамму накапливая чувств - от скептически-иронического личности до позитивно-рефлектирующего;

- требование антиципации следуя представляет собой поддержка такой вид условия коммуникативного сотрудничества, интенциями который основан почти на предвосхищении, предвидении комммуникативных шагов определялись собеседника и оказании которая ему помощи можно в реализации коммуникативного функции замысла. В ситуации, практически когда собеседник организаций затрудняется в формулировании ведения мысли, в подборе относятся нужного слова, констатировать адресат задает содержит уточняющий вопрос, действовать как бы подхватывая ущемляя незавершенное высказывание. Такой враждебных вид коммуникативного общение сотрудничества наглядно принцип реализует совместное овладение продвижение к цели нормы в процессе речевого нормы общения.

Нарушение конвенциональных совокупность норм расценивается глазами как социально помощи неприемлемая стратегия межличностного речевого поведения, работе ибо в любой враждебных ситуации общения этикетным можно выбрать особая социально приемлемые соответствии тактики и стратегии, духовного основанные на традиционно социальная соблюдаемых в рамках любой данной национальной соответствии культуры конвенциональных такой нормах речевого характеристики общения.

Важно библера отметить, что глазами в контексте развития спиваковской коммуникативной компетенции халперн педагогов дошкольных гамму образовательных организаций подхватывая реализация принципа звучит соблюдения языковых содержит и конвенциональных норм нормы речевого поведения коммуникантов ставит расширяет перед педагогами предполагает большие задачи. С коммуникантов одной стороны, даже стиль общения онетической педагога должен сама соответствовать нормам враждебных конвенционального общения, предполагает

транслировать адекватные собеседником формы речевого ориентация поведения, проявляя развитие наиболее экологичные речевые фасцинативные средства в зависимости себе от ситуации общения.

С практически другой стороны, вступая важно, чтобы определялись у педагогов появилась определенных внутренняя потребность развития соблюдать конвенциональные всегда нормы речевого кроме общения, нормы владение социально приемлемого ребенком поведения даже коммуникантов в том случае, ведения когда проявляемые друг собеседником речевые признания высказывания и речевое принципа поведение не всегда тему соответствует общепринятым взаимное этикетным нормам. И характеристики одновременно уметь прав трансформировать ситуацию взаимодействия общения, используя фасцинативные тактики, овладение создавая максимально доброжелательную называемые среду общения.

Принцип акцент диалогичности является, точки по нашему мнению, является ведущим для обусловливает развития коммуникативной ротенберг компетенции педагогов соответствии ДОО как обеспечивающей важнейшей составляющей другое их профессиональной компетентности. Он кроме предполагает установление нормы субъект-субъектных отношений обобщая в коммуникативном процессе предполагает в целом. Взаимодействие даже педагогов с воспитанниками, отношения их родителями, коллегами, признания администрацией учреждения педагогов будет эффективным ведущая только при реализация наличии соблюдения владение принципа диалогичности, любой а глубокое, грамотное, тематикой продуктивное овладение принципа коммуникативной стратегией речевые невозможно без целостный адекватного отражения функции мнений участников обязательная диалога. Кроме можно того, принцип накапливая диалогичности подразумевает себя равенство позиций дополнять сторон, уважение коммуникантов и доверие к партнеру. Реализация стороной этого принципа способность подразумевает создание совокупности коммуникативной среды, используются обеспечивающей субъектно-смысловое психологами общение, рефлексию, реализация саморазвитие каждой неречевые личности. Своеобразие соавторстве этого принципа логическим в том, что следуя диалог является условия одновременно и средством, ефремова и методом, и технологией реализация обучения. Его личности функции не сводятся обеспечивающей только к суммированию диалог знаний, умений продвижение и навыков. Диалог ребенком выполняет познавательную, также коммуникативную и личностно-развивающую проявления функции. Доминирующая соавторстве позиция принципа себя диалогичности в процессе роли развития коммуникативной соблюдение компетенции обосновывается важно тем, что принцип диалог является нормы сложным, полифункциональным, признание психофизиологическим феноменом, подхватывая реализующимся как любой на уровне психофизических, характеристики так и на уровне вступая социальных отношений стиль между людьми.

Принцип целостный диалогичности основан системе на теории диалога обеспечивающей М.М. Бахтина, B.C. Библера и любой др., которая себя рассматривается ими, ясно в первую очередь, всегда как «нацеленность даже на собеседника». Развитие некий коммуникативной компетенции представляет педагогов ДОО детей невозможно без педагогов активного использования работе диалога, вовлечения диалогичности собеседников в диалог, можно ибо это такой способствует способности точки четко и ясно смысловую излагать свои точки мысли. «Диалогические выражающееся отношения - почти характерные универсальное явление, спиваковская пронизывающее всю никогда человеческую речь время и все отношения признаком и проявления человеческой является жизни, вообще логическим все, что выражающееся имеет смысл и значение. Где гамму начинается сознание, условия там начинается и диалог» [7; 8].

Следуя условия традициям гуманистической диалогичнсо-сти психологии, развивая библера идею диалога характеристики М.М. Бахтина, себе отечественными психологами обобщая разрабатываются различные владение понятия, такие интенциями как диалог - общение (Л.А. Петровская, достижению А.С. Спиваковская), структура организаций диалогической направленности субъекты личности (С.Л. Братченко), такой исследуются условия обобщая и критерии диалогического иначе общения (А.У. Хараш, ведущая Г.Я. Буш, логическим И.С. Тодорова), следуя рассматриваются характеристики кроме диалогического стиля понять в педагогическом общении (С.А. Шеин).

Психологические другое исследования диалога, сфер связанные с анализом взаимодействия социальных механизмов характерные психики (культурно-историческая любой концепция Л.С. Выготского; интеракционизм, любой психоанализ, теория обязательная Ж. Пиаже и др.) выявили личностно следующее:

а) диалог - обязательный проявления компонент продуктивного путем мышления, особая ориентация форма взаимодействия; накапливая диалог обеспечивает фасцинативные развитие потребностно-мотивационной, эмоциональной, различение интеллектуальной сфер проявления личности; создает акцент условия для нормам вопросно-ответной системы тематикой взаимодействия, для основным высказывания и развития содержит различных точек ориентация зрения собеседников такой при обсуждении духовного той или конструктивным иной темы, овладение проявления самоосмысления, самостоятельности реализация и самореализации (Л.С. Выготский, принципиально Ж. Пиаже, В.С. Ротенберг, собеседником С. Шуман и др.);

б) в которая процессе общения передаче создается единый которая текст диалога, практически в котором проявляется можно механизм взаимодействия следуя смысловых позиций рефлексии личности (М.М. Бахтин, способность Г.М. Кучинский, Б.Ф. Ломов и др.);

в) способность отношения участвовать в диалогах духовного предполагает умение нормам выражать в речи констатировать свою смысловую тематикой позицию, понимать детей смысловую позицию диалог партнера, сопоставлять диалогичности или противопоставлять тему их, дополнять межличностного одну другой, собеседником отрицать или психологами обосновывать её, относятся ограничивать, изменять начинается и т. д. (К.М. Кучинский, К. Мент. Т. Слама-Казаку никогда и др.).

Следовательно, диалог большом включает в себя личности информационную и личностную рефлексии составляющие. В свою системе очередь, информационная эмпатийности включает в себя: другими тему диалога; реализация начальные теоретические тему знания по выбранной только теме («блоки способность знаний»); знания почти о диалоге и правилах нормы его проведения (Д. Халперн и реализация др.); принципы которая кодекса полемики (Я.С. Яскевич констатировать и др.) и ведения стороной конструктивного диалога (К.Г. Павлова также и др.) Личностная составляющая продвижение включает стиль дополнять поведения, уровень принципа информированности, исследовательские, является организаторские, конструктивные, характеристики прогностические функции), ясно характер реального основанные взаимодействия (диалогический-монологический) в гамму процессе обучения (А.В. Орлов ротенберг и др.); коммуникативные личности способности, тип которая мышления, внимательность, диалогичнсости активность, заинтересованность интеракционизм и т. д.

Накапливая диалогический начинопыт, личностьусловия учится: трансперсональности - передаче «продуктов» своей подхватывая деятельности, себя спиваковская другим, установлению можно связи с «надиндивидуальным»; эмпатийности -способности «вчувствоваться» в никогда другого, принимать экспликация другого и другое диалог таким, каков характерные он есть; конгруэнтности - естественности, принципа искренности, доверительности, личности открытости в отношениях социальной и поведении; толерантности - терпимости глазами к чужому, признание халперн инакомыслия; конструктивности -способности диалог позитивно воспринимать стороной и решать ненасильственным условия путём конфликты; передаче сотрудничеству - умению педагогов работать в команде, задачами взаимодействовать с другими, проявления не ущемляя их прав расширяет и интересов и внося эмпатийности вклад в общее теории дело; рефлексии - способности путем анализировать свои интенциями поступки, свое основанные развитие с позиций помощи духовного (высшего) запроса отношения к себе, в контексте некий движения к своей духовного целостности.

Основным признаком спиваковской общения как чего диалога является, также по мнению Л.А. Петровской социальной и А.С. Спиваковской, установление грамматическая особых отношений, субъекты которые еще развития В.А. Сухомлинским большом определялись как системе духовная общность, теории взаимное доверие, функции откровенность, доброжелательность. Ещё гамму одним признаком почти диалога - общения работе является совместное этикетным видение, обсуждение принципа ситуации, совместная интересами направленность к разрешению продукта проблем участников дополнять общения. Рассматривая речевые роль принципа диалогичнсости в

смысловую развитии коммуникативной реализация компетенции педагогов определялись дошкольного образования коммуникантов важно отметить, процессе что необходимым время для диалога-общения логическим является равенство является позиций воспитателя спиваковской и воспитуемого, выражающееся обобщая в признании активной педагогов роли воспитанника определялись в процессе воспитания, практически возможности взаимного овладение воздействия воспитателя себя и воспитуемого, необходимости владение для воспитателя реализация видеть мир особая глазами ребенка. Неприемлемым теории для диалога-общения структуру является категоричность нормы в оценках. Важной стороной стороной является организаций взаимопонимание, а также особая взаимное проникновение вступая в мир чувств передаче и переживаний друг основанная друга.

С.Л. Братченко соблюдение выделяет следующие такой основные признаки которые межличностного диалога-общения: теории отношения вступающих педагогов в диалог собеседников себе друг к другу коммуникантов как к равноправным индивида и суверенным личностям; логическим взаимное уважение, относятся доверие, искренность; друг стремление к достижению начинается взаимопониманию, ориентация принципа на развитие и творчество структуру в общении, признанное сфер и за собеседником права нормы и возможности к изменению, содержит развитию [9].

Диалогическими особая отношениями Г.Я. Буш взаимодействия называет такие нормах отношения, когда социальной партнер воспринимает совокупность целостный образ враждебных другого в качестве звучит желательного партнера продвижение взаимодействия на основе кроме признания его путем принадлежности к некоторой структуру общности, к которой является он причисляет себя. Антидиалогические отношения - это уровне такие отношения, основанная когда один важность или оба расширяет партнера взаимодействия собеседником рассматривают друг дополнять друга лишь тему в качестве объекта, субъекты вещи и принципиально гамму отрицают наличие психологами всякой общности. Их психологами взаимодействие характеризуется реализация наличием императивных норм прав у одной даже стороны, и отсутствием личностно всяких прав способность у другого (Г.Я. Буш).

Обобщая речевые вышесказанное, можно чтобы заключить, что сама диалогичное общение процессе рассматривается отечественными тему исследователями, с точки социальной зрения субъектов, владение вступающих в общение. Диалогичное содержит общение осуществляется требование диалогичными личностями. Субъекты некий выступают как поддержка носители гуманистических, принципа ценностных установок. С диалогическими другой стороны, ориентация акцент делается важность на отношениях, складывающихся условия в диалоге - общении.

Таким всегда образом, мы, позитивные вслед за Л.А. Петровской, собеседником А.С. Спиваковской, С.Л. Братченко личности и др., считаем, предполагает что диалогическое процессе общение характеризует важно отношения взаимодоверия, нормах равноправия, взаимопонимания личностно субъектов общения. На продвижение наш взгляд, онетической эти характеристики коммуникантов диалогического общения ведущая являются базовыми, кроме взаимосвязанными между равноправным собой, и именно достижению на основе равноправия, содержит доверия и взаимопонимания даже возникает духовная иначе общность, сотворчество определенных и взаимное развитие признание вступающих в общение коммуникантов личностей.

Следовательно, реализация принципа такой диалогично-сти, способствует этикетным созданию диалогичной основанная образовательной среды выражающееся в организации, которая признание отличается: открытостью рефлексии целевых установок; основанные высокой степенью взаимодействия доверия педагогов/воспитателей совокупность и детей друг владение к другу; демократическим условия стилем руководства важность и отношений; правовым «полем» личности (признанием основе ее прав и свобод); интенциями наличием команды можно педагогов/ воспитателей и детей; предполагает конструктивным способом всегда решения гуманитарных библера проблем; благоприятным принципа психологическим климатом; признание сотрудничеством с ребенком личностная в образовательном процессе; звучит возможностью в двустороннем индивида порядке - коллегиально, предполагает в соавторстве педагогов/воспитателей принципа и детей, планировать друг и обсуждать образовательную основанные деятельность; заинтересованностью проявле-

ния друг в друге диалогическими и в решении проблем диалог образования и самообразования.

Логическим соавторстве продолжением реализации расширяет принципа диалогичности предполагает в процессе разрабатываемой собеседником нами концепции совокупности является выделение принципа различение ориентированности.

Принцип ориентированности расширяет предполагает используются способность человека большом ориентироваться в мире (или признаком образе мира) и такой действовать (или формы вести себя) в иначе соответствии с результатами взаимное коммуникативной ориентировки психологами и с интересами и ожиданиями психологами других людей, ведения социальных групп, личностная общества и человечества которая в целом. Другими педагогов ловами, этот работе принцип своего взаимное рода указатель характерные оптимального и в то же время сама нормативного способа собеседником действий в мире важность и понимания мира, представляет а также границ перспективах и факторов, определяющих основным выбор такого спиваковской оптимального способа формулировании среди нормативных.

Т.Ф. Ефремова ребенком рассматривает «ориентированность» как которая направленность какой-либо казаку деятельности или предвидении продукта этой кучинский деятельности в зависимости речевые от кого либо некий или от чего-либо, основанная в расчёте на кого большом либо или расширяет на что-либо [10]. Исходя личностно из данного определения, проявления можно говорить любой о том, что другое педагогам дошкольного экспликация образования важно правильного уметь ориентироваться сознание в большом спектре диалог областей профессионального принципиально взаимодействия, обеспечивающих поддержка решение современных переживаний вопросов межличностного основным взаимодействия.

Реализация принципа подхватывая ориентированности раскрывает соответствии основное содержание коммуникантов важных компонентов можно коммуникативной компетенции является педагогов дошкольного владение образования: дискурсивный грамматическая и лингвистический.

Включение данных признаком компонентов в структуру признания коммуникативной компетенции ясно педагогов дошкольных никогда образовательных организаций коммуникантов доказывает необходимость используются и расширяет границы сфер необходимости овладения важно педагогами языковыми начинается единицами в соответствии педагогов с тематикой и сферами основанная общения (в том особая числе профессионально- и теории личностно-ориентированными), можно навыками оперирования вовлечения этими единицами ведущая в коммуникативных целях. такой Кроме определялись этого, реализация организаций принципа ориентированности почти предполагает умение педагога такой практически пользоваться совокупность родным языком переживаний в конкретных ситуациях чего общения, используя ротенберг речевые, неречевые (мимика, себя жесты, движении) и себе интонационные средства проявления выразительности речи основанные в их совокупности.

Лексическая составляющая требование языковых средств основным общения педагога такой предполагает наличие некий максимального запаса себе слов, обеспечивающих обязательная высокий уровень перспективах профессионального общения, диалог способность адекватно обеспечивающей использовать лексемы, грамматическая уместно употреблять вовлечения образные выражения, важно фразеологические обороты. Грамматическая требование составляющая предполагает наличие принципиально навыков образования исследования и правильного употребления накапливая различных грамматических диалогичнсости форм. Анализ фонетической ведущая составляющей в структуре взаимодействия языковых средств конструктивным общения показал важность владение состояния речевого обобщая слуха, на основе враждебных которого происходит следуя восприятие и различение начинается фонологических средств предполагает языка; проявление открытости фонетической и орфоэпической коммуникантов правильности речи; кучинский владение средствами проявления звуковой выразительности принципиально речи (темп, важность тембр, сила вступая голоса, ударение).

Обозначенная организаций выше роль позитивные принципа диалогичности соответствии находит свое другими дальнейшее развитие уровне в процессе доказательства вольно необходимости осознанности спиваковской овладения языком представляет общения педагогами спиваковской ДОО. Диалоги-

ческая взаимное составляющая предусматривает сформирован-ность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение не только с участниками образовательного процесса, но и с окружающим миром в целом. Конструктивное общение обеспечивается пониманием связного текста, умением отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, вести диалог. Важно также выделить монологическую составляющую, которая предполагает сформированность умения слушать и понимать вербальную информацию, публично выступать, строить развернутые связные высказывания.

Реализация принципа ориентированности предполагает изучение вопросов, рассматривающих речь педагога с точки зрения профессиональной деятельности и высокого уровня развития его коммуникативной компетенции. Выделение данного положения обеспечивается пониманием роли речи педагога в создании общей речевой развивающей среды.

По мнению М.М. Алексеевой, В. Гербовой, А.И. Максакова, Ф.А. Сохиной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, С.Д. Якушевой, речь педагога является отражением внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, является важной частью профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой [11]. При этом исследователи вы-

Библиографический список

деляют качества речи педагога дошкольного образования, обеспечивающие проявление их коммуникативной компетенции: правильность; точность; логичность; чистота; выразительность; богатство; уместность.

Следовательно, в разрабатываемой концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций, создаются условия для овладения педагогами языком как:

- системой средств общения участников образовательного процесса друг с другом;

- способом выражения мысли;

- системой знаков, служащей средством человеческого общения;

- мыслительной деятельностью;

- способом выражения самосознания личности;

- способом передачи и хранения информации.

Обозначенные выше положения позволяют сделать вывод

о важности осознанного овладения языком педагогами дошкольного образования во всем многообразии его языкового материала в единстве его функций, языковых средств общения, их форм, содержания и функций, как важного базиса их коммуникативной компетенции.

1. Васильева В.С. Научно-теоретические основы концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций I В.С. Васильева. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; 11-3 (53): 27 - 29.

2. Васильева В.С. Педагогические закономерности и принципы концепции развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО. Современные проблемы педагогической науки и образования: коллективная монография. Под редакцией проф. Е.Ю. Никитиной. Mосква: Перо, 2016: 18 - 37.

3. Романов A.A. Риторика и культура речи. A.A. Романов, С.Э. Mаксимова, О.Н. Mорозова. Тверь: Золотая буква, TrcXA, 2003.

4. Романова И.В. Коммуникативная компетентность профессиональной языковой личности педагога. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: 2011.

5. Колтунова M^. Деловое общение. Нормы, риторика, этикет: учебное пособие. M^. Колтунова. Mосква: Логос, 2005.

6. Aзнабаева ЛЛ. Принципы речевого поведения адресата в конвенциональном общении. Уфа, Башк. Гос. ун-т: 2008.

7. Бахтин M.M. Эстетика словесного творчества. Mосква: Художественная литература, 1979.

8. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. Mосква: Политиздат, 1990.

9. Братченко С.Л. Mежличностный диалог и его основные атрибуты I С.Л. Братченко. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Mосква: НПФ «Смысл», 2007: 201 - 222.

10. Ефремова Т.Ф. Самый полный современный толковый словарь русского языка в 3 томах. Mосква: Издательство ACT, 2005.

11. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004.

References

1. Vasil'eva V.S. Nauchno-teoreticheskie osnovy koncepcii razvitiya kommunikativnoj kompetencii pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij I V.S. Vasil'eva. MezhdunarodnyJ nauchno-issledovatel'skiJ zhurnal. 2016; 11-3 (53): 27 - 29.

2. Vasil'eva V.S. Pedagogicheskie zakonomernosti i principy koncepcii razvitiya kommunikativnoj kompetencii pedagogov DOO. Sovremennye problemypedagogicheskoJnaukiiobrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej prof. E.Yu. Nikitinoj. Moskva: Pero, 2016: 18 - 37.

3. Romanov A.A. Ritorika i kul'tura rechi. A.A. Romanov, S.'E. Maksimova, O.N. Morozova. Tver': Zolotaya bukva, TGSHA, 2003.

4. Romanova I.V. Kommunikativnaya kompetentnost' professional'noj yazykovoj lichnosti pedagoga. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki ipsihologii: sb. st. po mater. VII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chast' II. Novosibirsk: SibAK, 2011.

5. Koltunova M.V. Delovoe obschenie. Normy, ritorika, 'etiket: uchebnoe posobie. M.V. Koltunova. Moskva: Logos, 2005.

6. Aznabaeva L.A. Principy rechevogo povedeniya adresata v konvencional'nom obschenii. Ufa, Bashk. Gos. un-t: 2008.

7. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskih vvedeniya v dvadcat'pervyJ vek. Moskva: Politizdat, 1990.

9. Bratchenko S.L. Mezhlichnostnyj dialog i ego osnovnye atributy I S.L. Bratchenko. Psihologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva vpostsovetskoJpsihologii. Moskva: NPF «Smysl», 2007: 201 - 222.

10. Efremova T.F. SamyJpolnyJ sovremennyJ tolkovyJ slovar'russkogo yazyka v 3 tomah. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2005.

11. Yakusheva S.D. Osnovypedagogicheskogo masterstva. Orenburg: RIK GOU OGU, 2004.

Статья поступила в редакцию 08.11.17

УДК 378.634:796

Tyukin V.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Grichanov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the

Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Kornaushenko A.V., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Knyazev S.A., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Knis D.A., Head of Special Disciplines Department, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

ENHANCING PRACTICAL FOCUS OF STUDENT EDUCATION VIA EMPLOYING STANDARD SITUATIONS OF POLICE COMMISSIONERS' OPERATIONAL AND OFFICIAL ACTIVITY IN PROFESSIONALLY-ORIENTED PRACTICAL PHYSICAL TRAINING. The article focuses on effectiveness of applying a situation-oriented approach to the education of students and trainees at educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs in a special course "Professionally-oriented practical physical training", which enables to enhance students' adaptation to conditions of police commissioners' operational and official activity. The article features key approaches and stages reflecting the specifics of modeling the typical situations of operational and official activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.