Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ НА ПЛАТФОРМЕ "TED TALKS"'

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ НА ПЛАТФОРМЕ "TED TALKS" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1104
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ / ПЛАТФОРМА TED TALKS / ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО / ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ЭТИКЕТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ / ОСОБЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ / PUBLIC SPEECH / TED TALKS PLATFORM / LANGUAGE FEATURES / QUESTION-AND-ANSWER UNITY / INTRODUCTORY CONSTRUCTIONS / INCENTIVE SENTENCES / ETIQUETTE SPEECH FORMULAS / SPECIAL VERB FORMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балакина Ирина Александровна, Мунарова Ольга Джураевна

Данная статья посвящена анализу 10 самых просматриваемых видео на платформе TED talks. Рассмотрены 6 языковых особенностей: использование местоимения «мы» в значении «я» и «вы»; применение особых глагольных форм; вводные конструкции, содержащие обращение к слушателям; употребление в речи побудительных предложений; вопросно-ответное единство; этикетные речевые формулы. В работе иллюстрируются все актуальные концепции развития онлайн платформы, которая набирает свою популярность в современном обществе, с подробным объяснением всех языковых особенностей и их взаимосвязанном и логическом построении в произведенной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Балакина Ирина Александровна, Мунарова Ольга Джураевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE FEATURES OF PUBLIC SPEECH ON THE "TED TALKS" PLATFORM

This article considers and analyzes the 10 most viewed videos on the TED talks platform. 6 language features are considered: the use of the pronoun "we" in the meaning of "I" and "you"; the use of special verb forms; introductory constructions containing an appeal to listeners; the use of incentive sentences in speech; question-and-answer unity; etiquette speech formulas. The paper illustrates all the current concepts of the development of an online platform that is gaining popularity in modern society, with a detailed explanation of all language features and their interrelated and logical construction in the speech produced.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ НА ПЛАТФОРМЕ "TED TALKS"»

PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК 80

Ирина Александровна Балакина, Ольга Джураевна Мунарова

г. Екатеринбург

Языковые особенности публичной речи на платформе "TED talks"

Данная статья посвящена анализу 10 самых просматриваемых видео на платформе TED talks. Рассмотрены 6 языковых особенностей: использование местоимения «мы» в значении «я» и «вы»; применение особых глагольных форм; вводные конструкции, содержащие обращение к слушателям; употребление в речи побудительных предложений; вопросно-ответное единство; этикетные речевые формулы. В работе иллюстрируются все актуальные концепции развития онлайн платформы, которая набирает свою популярность в современном обществе, с подробным объяснением всех языковых особенностей и их взаимосвязанном и логическом построении в произведенной речи.

Ключевые слова: публичная речь, платформа TED talks, языковые особенности, вопросно-ответное единство, вводные конструкции, побудительные предложения, этикетные речевые формулы, особые глагольные формы.

Irina Aleksandrovna Balakina, Olga Djuraevna Munarova

Ekaterinburg

Language features of public speech on the "TED talks" platform

This article considers and analyzes the 10 most viewed videos on the TED talks platform. 6 language features are considered: the use of the pronoun "we" in the meaning of "I" and "you"; the use of special verb forms; introductory constructions containing an appeal to listeners; the use of incentive sentences in speech; question-and-answer unity; etiquette speech formulas. The paper illustrates all the current concepts of the development of an online platform that is gaining popularity in modern society, with a detailed explanation of all language features and their interrelated and logical construction in the speech produced.

Keywords: public speech, TED talks platform, language features, question-and-answer unity, introductory constructions, incentive sentences, etiquette speech formulas, special verb forms.

В современном мире, где правят информационные технологии, люди делятся своими открытиями не только на очных конференциях, но и на онлайн платформах. Одной из самых популярных языковых платформ на сегодняшний день является международная платформа "TED Talks", где люди со всего мира могут обратиться к данной платформе, преследуя абсолютно разные цели. На данном этапе развития, многие школы используют официальные видео материалы с данной платформы, для наглядного обучения детей и воспитания в них с ранних лет, навыков общения и конечно же публичной речи.

Официальная расшифровка TED - Technology Entertainment Design, где главной целью данной платформы, как говорят сами основатели, является распространение и развитие уникальных идей. Данная платформа является известной, прежде всего своими ежегодными конференциями и обилием самых разнообразных идей, прозвучавших на конференциях представителями различных народностей. Помимо этого, данная языковая платформа является уникальной не только благодаря всем вышеперечисленным причинам, но также подобного рода конференции проходят как вживую, также и онлайн. Именно поэтому данная платформа является одним из самых успешных реализованных проектов, так как люди с разных частей света могут насладиться полезным просмотром того или иного видео в онлайн режиме.

Публичная речь - это в первую очередь устная форма речи, где оратор - это в первую очередь человек, произносящий речь, а во - вторых, правильно ее преподносящий. "В теории публичной речи комплекс знаний и умений по подготовке и произнесению речи понимается как ораторское искусство, которое включает умение формулировать тезис, умение подбирать материал, умение доказывать, умение опровергать, а также речевое мастерство" [3, С. 6].

Для того, чтобы публичная речь влияла на слушателя, была интересной и увлекательной, стоит использовать и знать определённые языковые особенности:

1) Использование местоимения «мы» в значении «я» и «вы». Данный прием создает эффект непринужденного разговора, он помогает усилить контакт между аудиторией и оратором. К тому же данный прием способствует развитию так называемого «совместного размышления».

Например: «Мы не можем оставить данную проблему без внимания, нам стоит внимательнее подходить к способам ее решения». «Мы с вами на пороге нового открытия, мы должны понимать всю важность данного изобретения».

2) Следующим приемом, входящим в языковые средства публичной речи является применение особых глагольных форм.

Например: «Стоит отметить, что данная проблема не имеет единого решения, я предоставил вам

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020

167

один лишь вариант возможного решения данного вопроса». «Отметим еще раз актуальность данной проблемы в 21 веке». Также можно использовать такие глагольные формы в речи как: рассмотрим проблему, поясним, попробуем понять и другие.

3) Вводные конструкции, содержащие обращение к слушателям, тоже являются основополагающим фактором образования и развития публичной речи. Это обуславливается именно тем, что связующие конструкции, помогут придать речи "тягучесть" и одновременно легкость, поскольку подобного рода конструкции хорошо сочетаются со всеми остальными формирующими частями предложения и если посмотреть на картину в целом, то это довольно объемная и хорошо сконструированная работа. Например: как вы видите, как вы понимаете, как вы знаете и др. Данные конструкции помогают слушателю подготовиться к восприятию новой информации.

4) Следующим явно выраженным элементом, участвующим в формировании публичной речи является употребление в речи побудительных предложений.

5) Далее следует упомянуть другое языковое средство, которое не уступает предыдущим, это вопросно-ответное единство. Данный прием служит незаменимым помощником для создания ситуации непосредственного общения. Оратор задает вопрос и сам же на него и отвечает. Например: «Что же заставляет нас постоянно возвращаться к данной проблеме? Дело в том, что данная проблема актуальна всегда, и никто еще не нашел единого решения». Данный прием, хорошо используется для того, что привлечь наиболее внимание аудитории и заставить ее сосредоточиться на проблематике данного вопроса. Риторический аспект данных вопросов помогает аудитории прийти к собственному умозаключению, основываясь на задумках и идеях автора, а также помогает обеспечить устоявшуюся базу для формирования своего личного видения данной проблемы.

6) И последним языковым средством в данном списке, можно считать этикетные речевые формулы, которые входят в зачин и концовку речи. Здесь «Этика ораторской речи - это устойчивые единицы, принятые в ораторской практике и необходимые для поддержания общения в избранной тональности» [5, С. 48].

Главной функцией указанных речевых формул является функция вежливости, которая устанавливает характер отношений между оратором и слушателем. Во время заседания депутатов уместно использовать такие речевые формулы: уважаемый председатель, уважаемый президиум, товарищи и др. От ситуации выступления зависит выбор формул речевого этикета. Выделяют официальные формулы (дамы и господа, товарищи), нейтральные (разрешите начать свое выступление с, разрешите на этом прерваться) и эмоциональные (Дру-

зья! Я хочу вас поблагодарить за внимание, мне было очень приятно выступать перед вами).

Таким образом, публичную речь составляют различные смысловые блоки. Они помогают оратору составить наиболее грамотную, хорошо продуманную и вместе с этим хорошо оформленную речь. Языковые средства выполняют огромную роль в формировании более тесного контакта со слушателями, стоит отметить значимость не только вербальных, но и невербальных средств общения, поскольку именно в их совместном использовании, слушатель сможет найти причинно-следственную связь между словами оратора и своим собственным пониманием происходящей ситуации.

Далее рассмотрим детальный разбор 10 популярных видео на платформе TED:

1) Simon Sinek "How great leaders inspire action?"

Проанализировав данное видео, можно выделить, что Саймон использовал многие языковые особенности из перечисленных в своей публичной речи. Прием вопросно-ответного единства в речи Саймона Синека и использование местоимения «мы» вместо «ты» и «я» являются сами часто используемыми приемами. В течение всего выступления было задано множество вопросов для поддержания контакта с аудиторией. Например, начало выступления началось с вопросов: "How do you explain when things don't go as we assume? Or better, how do you explain when others are able to achieve things that seem to defy all of the assumptions?" Одним из примеров использования местоимения «мы» может служить цитата слов Саймона, сказанных в конце выступления. "Whether they're individuals or organizations, we follow those who lead, not because we have to, but because we want to. We follow those who lead, not for them, but for ourselves. And it's those who start with "why" that have the ability to inspire those around them or find others who inspire them".

Также были использованы некоторые вводные конструкции, побудительные предложения и глагольные формы, но в незначительном количестве.

Ярко выраженных этикетных речевых формул замечено не было, кроме стандартного окончания любой публичной речи. Фразы: Thank you very much.

2) Brene Brown "The power of vulnerability".

Анализ показал, что данное видео не имеет

одного какого-то приема, который бы оратор использовал повсеместно. В видео есть примеры почти всех приемов. Например: прием использования местоимения «мы» "we're talking about expanding perception", использования вопросно-ответного единства "And all you can think about is that opportunity for growth, right?", прием использования вводных конструкций, обращенных к слушателям "And I thought, you know, I am a storyteller. So I thought, you know what, I'm going to start with con-

PHILOLOGICAL SCIENCES

nection". Стоит отметить, что этикетные речевые формы замечены не были, кроме благодарности в конце выступления.

3) Cameron Russell "Looks aren't everything. Believe me, I am a model"

В своей речи, Кэмерон чаще всего использует вводные конструкции, содержащие обращение к слушателям. Например: "And if you ever are wondering...". Прием вопросно-ответного единства Кэмерон Рассе использует в интересном формате, она не задает прямой вопрос аудитории, а повествует о том, какие вопросы ей часто задавали. Например: "I'm going to answer the questions that people always ask me". Один раз в своей речи она обращалась к приему использования местоимения «мы». Использования побудительных предложений, глагольных форм или этикетных речевых формул замечено не было (кроме приветствия и прощания).

4) Robert Waldinger "What makes a good life? Lessons from the longest studies of happiness".

Проведенный анализ показал, что Роберт Уо-лдингер в своей публичной речи чаще всего использует два приема. Вопросно-ответное единство - это первый прием, который использует оратор. Роберт задает много вопросов, на которые сам же и отвечает. Ярким примером служит начало его публичной речи, которую он начинает с вопроса: "What keeps us healthy and happy as we go through life?" Второй прием, который был многократно использован в речи оратора - это использование местоимения «мы» в значении «ты» и «я». Например: "We're given the impression that these are the things that we need to go after in order to have a good life." Вводные конструкции, глагольные формы и побудительные предложения практически не употреблялись.

5) Shawn Achor "The happy secret to better work"

Анализ показал, что Шон Ачор в своей публичной речи чаще всего прибегает к использованию вводных конструкций, содержащих обращение к слушателям. В его речи часто встречаются такие водные конструкции: as most of you know, you could see и.т.д. Также оратор прибегает к использованию местоимения «мы». Например: and we know that's. Других языковых особенностей, рассмотренных выше, замечено не было.

6) Tom Thum "The orchestra in my mouth"

Зачастую Том использует в речи вводные

конструкции, содержащие обращение к слушателям. Например: you know, if you guys haven't figured it out already и.т.д. "Ladies and gentlemen" -одна из этикетных речевых форм, которую Том активно использует в своей речи, когда обращается к зрителям. Других языковых особенностей публичной речи замечено не было.

7) Celeste Headlee "10 ways to have a better conversation"

В своей речи Селеста отводит значительную роль личным местоимением, поскольку это является лучшим способом взаимодействия с аудиторией. К примеру: All right, I want to see a show of hands; And how many of you know; You know, it used to beи прочее. Здесь также можно заметить связные конструкции, которые помогают Селесте найти общий язык с аудиторией, и правильно направлять ее по своему плану.

8) Maz Jobrani "A Saudi, an Indian and an Iranian walk into a Qatari bar"

В данном видео прослеживается частое использование вводных конструкций, что помогает наладить хороший контакт с аудиторией, где оратор представляет себя и свою публику как одно общее целое. Примерами такого приема могут служить следующие выражения:

You know, like sometimes you run into people that you think know the city well, but they don't know it that well; But no, guys, really, it is exciting to be here и прочее.

9) Thomas Suares "A 12-year-old app developer"

Анализ показал, что в видео преобладает прием вопросно-ответного единства, представленное, как и в стандартном формате, обращения с вопросом к аудитории, так и в отсылке к часто задаваемым вопросам от других людей на протяжении всей жизни.

"Многие люди спрашивают меня- A lot of people ask me, how did I make these?" Однако также можно рассмотреть примеры обычного вопросно-ответного единства: "Where do you go to find out how to make an app?"

10) Andrew Solomon "Depression, the secret we share"

Как и в предыдущих анализах видео, здесь также можно рассмотреть наличие определённого местоимения "мы", где оратор все время поддерживает связь и не теряет контакта со своей аудиторией.

К примеру, в следующей фразе можно рассмотреть местоимение "мы": "We know depression through metaphors". А в следующих примерах присутствуют вводные конструкции, как один и приемов языковых средств: "If you have a loss and you feel incredibly unhappy, and then, six months later, you are still deeply sad, but you're functioning a little better, it's probably grief, and it will probably ultimately resolve itself in some measure".

Исходя из всего вышеуказанного, можно сказать, что во время проведения анализа 10 видео, был сформирован ряд самых популярных языковых средств, использовавшихся во время проведения публичной речи. Данные отражены на рисунке 1:

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020

169

единство

Рис. 1. Самые популярные языковые средства, использующиеся во время проведения публичной речи

Анализируя данную диаграмму, можно сказать, что такое языковое средство как, использование местоимения "мы" в различных значениях и введение вводных конструкций, считаются наиболее популярными среди других языковых приемов, использованными авторами видео материалов, анализ которых был произведен выше. Здесь стоит сказать о том, что именно данные два приема считаются наиболее распространенными и являются основными языковыми средствами в 6 видео из 10.

Следующую позицию возглавляет такой прием, как вопросно-ответное единство, так как было упомянуто при разборе 4 из 10 видео.

Что же касается, этикетно-речевых формул, то здесь стоит упомянуть тот факт, что данный прием является обязательным и используется абсолютно во всех видео материалах, однако только в 2 видео

из 10, данный прием был задействован весьма масштабно.

Такие языковые средства, как применение глагольных форм и употребление в речи побудительных предложений, являются наименее приоритетными среди остальных 6 способов, так как были упомянуты всего лишь единожды. Однако, это не исключает того условия, что данные языковые средства имеют немаловажное значение в формировании грамотной и насыщенной публичной речи.

Тем самым, стоит сказать, что языковые средства являются отличным фундаментом в построении грамотной публичной речи, благодаря которой можно вызвать доверие у аудитории и набрать огромное количество своих сторонников не только в пределах данной языковой платформы, но и за ее пределами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Галюк, И.В. Культура публичной речи : учеб.-метод. пособие для ДПО / И.В. Галюк. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. - 6 с. - Текст : непосредственный.

2. Скорикова, Т.П. Культура публичной речи : метод. материалы по спецкурсу / Т.П. Скорикова. - Москва : МИ-ИТ, 2001. - 48 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Galjuk I.V. Kul'tura publichnoj rechi: ucheb.-metod. posobie dlja DPO [The culture of public speech]. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij juridicheskij institut (filial) Akademii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii, 2016. 6 p.

2. Skorikova T.P. Kul'tura publichnoj rechi: мetod. materialy po speckursu [The culture of public speech]. Moscow: MIT, 2001. 48 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.А. Балакина, Кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»; доцент кафедры делового иностранного языка, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: Irina_m1983@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7424-0344.

0.Д. Мунарова, студент, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: Olgamunarova@gmail.com, ORCID: 0000-0002-8703-2464.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

1.A. Balakina, Ph. D. in Philology, Associate Professor of the Department of English Philology and Methods of Teaching English, Ural State Pedagogical University; Associate Professor of the Department of Business English, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia, e-mail: Irina_m1983@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7424-0344.

O.D. Munarova, Undergraduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: Olgamunarova@gmail.com, ORCID: 0000-0002-8703-2464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.