Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАТ-КОММУНИКАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ШКОЛЬНОЙ ПЕРЕПИСКИ)'

ЯЗЫКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАТ-КОММУНИКАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ШКОЛЬНОЙ ПЕРЕПИСКИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвистика / чат-коммуникация / школьная переписка / языковые особенности / синтаксис / грамматика / linguistics / chat communication / school correspondence / language features / syntax / grammar

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В.К. Бреусов

В данной статье были рассмотрены некоторые особенности жанра чат-коммуникации родителей в школьной онлайн переписке. Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить и изучить лингвистические особенности школьного онлайн-чата родителей. Автор выделил типичные структурные компоненты, наиболее частотные аббревиатуры, эмоджи и сокращения, встречающиеся в данном типе текста. Необходимость обосновывать изменения в языке, в частности в жанре чат-коммуникации делают данное исследование актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE CHARACTERISTICS OF PARENTS' CHAT COMMUNICATION (BASED ON THE MATERIAL OF SCHOOL CORRESPONDENCE)

The article deals with peculiarities of the genre of parental chat communication in school online correspondence. The aim of this research is to identify and study the linguistic features of parental online chat in schools. The author highlights typical structural components, most frequent abbreviations, emojis, and shortcuts encountered in this type of text. The necessity to justify changes in language, particularly in the genre of chat communication, makes this study relevant.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАТ-КОММУНИКАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ШКОЛЬНОЙ ПЕРЕПИСКИ)»

ЯЗЫКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАТ-КОММУНИКАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ШКОЛЬНОЙ ПЕРЕПИСКИ)

В.К. Бреусов, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-196-199

Аннотация. В данной статье были рассмотрены некоторые особенности жанра чат-коммуникации родителей в школьной онлайн переписке. Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить и изучить лингвистические особенности школьного он-лайн-чата родителей. Автор выделил типичные структурные компоненты, наиболее частотные аббревиатуры, эмоджи и сокращения, встречающиеся в данном типе текста. Необходимость обосновывать изменения в языке, в частности в жанре чат-коммуникации делают данное исследование актуальным.

Ключевые слова: лингвистика, чат-коммуникация, школьная переписка, языковые особенности, синтаксис, грамматика.

Особенностью развития современного общения является быстрый процесс внедрения интернет-коммуникации. Из-за этого интернет-коммуникация приковывает интерес исследователей и ученых, которые изучают ее в разных аспектах. Интернет-коммуникация - это многофункциональная коммуникация в электронной среде, которая характеризуется дистанцирован-ностью, опосредованностью, мультиме-дийностью, гипертекстуальностью, разнообразием дискурсивных и жанровых воплощений [1]. Интернет-коммуникация включает в себя собственную систему речевых жанров. Главная категория онлайн-коммуникации - диалогичность, которая представлена во многих современных жанрах, а именно: социальные сети, интернет-издания, конференции и онлайн-переписки.

Онлайн общение развивается каждый день. Благодаря этому факту, мы можем хранить и передавать большие объемы информации, использовать видеосвязь во время онлайн-конференции, которая происходит в реальном времени, а также общаться в чатах с помощью видео и аудио-сообщений.

Чат - это один из наиболее популярных жанров интернет-коммуникации, который активно исследуется в последние годы в различных ракурсах, включая вопросы стратегического плана чат-коммуникации,

сближения с устной речи при письменной форме существования, личностного фактора [2]. Чат - это жанр интернет-коммуникации, который представляет собой онлайн общение.

Чат включает в себя систему речевых жанров. Главная категория чата - диало-гичность, которая представлена во многих современных жанрах, а именно: социальные сети, интернет-издания, конференции и онлайн-переписки. В рамках чата как жанра синхронного общения категория диалогичности получает наиболее яркое и очевидное воплощение. Диалогические отношения здесь складываются между репликами интерактантов, одновременно находящихся на сайте и принимающих непосредственное участие в коммуникации. В этом плане общение на чатах, хотя и происходит при участии технических средств, ближе всего стоит к живому разговорному общению.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что чат-общение описывается как речевое взаимодействие в реальном времени, но оно также может характеризоваться отсроченными сообщениями, т.к. у участников есть возможность добавлять сообщения в любое для них удобное время. Поэтому в чатах наблюдается перемежение тем, возврат к ранее обсуждаемым вопросам.

Одной из характерных особенностей чат-общения является использование псевдонимов. Псевдонимом может являться, как и просто Фамилия и Имя пользователя, так и выдуманное имя (nickname). Выбор псевдонима обычно зависит от темы и контекста чата. В проанализированном родительском чате было выявлено, что все участники беседы используют официальный вариант (имя и фамилия), так как этому способствует предмет он-лайн-коммуникации (в данном чате - школа). Пользователи чата получают сообщения в реальном времени от других участников, если тема разговора вызывает интерес, то в дискуссию вступают новые собеседники. Модель чата, которую видят пользователи, проста: псевдоним адресата, а также само сообщение.

Рассмотрев собранный материал, было замечено, что участники чата активно используют различные графические аббревиатуры, которые позволяют экономить время написания сообщения. Графическая аббревиатура - это слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него. Аббревиатуры, которые используются во время беседы в чате делятся на группы: общепринятые, передача количественных и порядковых числительных с помощью цифр, а также использование символов и цифр, которые созвучны при записи слов.

Проанализировав чат-родителей, было обнаружено, что участники довольно часто используют аббревиатуры: дз = домашнее задание; стр. = страница; п. = параграф; тпо — тетрадь на печатной основе; упр. = упражнение; допы = дополнительные.

Пользователи также активно используют сокращения для передачи порядковых числительных: 1ый = первый; 2ой = второй; 31ый = тридцать первый и т.п. Данные способы сокращения используются для экономии времени написания сообщения.

В исследованном материале также отмечается частое использование эмоджи (смайлики) - текстовые или графические

символы, которые помогают передавать эмоции и чувства собеседникам: «спросите у детей Д » (смайлик просьбы о помощи/мольбы); «пусть год будет плодотворным и познавательным ^ Е-1» (смайлики, символизирующие школу, а именно первое сентября); «поздравляем (смайлик аплодисментов); «¿¡)» (смайлик «большой палец вверх» обозначает «Класс!»); «" » (подмигивающий смайлик, чаще всего отправляется в ответ на «Спасибо за помощь»); «* *» (смеющийся смайлик, который используется тогда, когда в чате рассказывают, что натворили дети в школе).

Помимо вышеперечисленных эмоджи, родители также применяют и символы улыбок или наоборот грусти. Для этого они используют обыкновенные скобки: «))» - улыбка; «((» - грусть. Данный способ общения позитивно воспринимается участниками чата, ведь любое изображение быстрее обрабатывается сознанием, чем текстовая информация. Смайлик - это быстрый способ передать эмоцию. Иногда такие символы помогают смягчить интонацию и сделать текст разговорным.

На синтаксическом уровне при анализе также было выявлено использование многоточий и восклицательных знаков, которые чаще всего применяются для передачи эмоций: «Мы потеряли учебник географии...»; «Молодцы!!!! Поздравляем!!!!»; «Спасибо большое... фух...». При анализе таких сообщений было замечено, что восклицательные знаки часто используются в комбинации со словами, написанные «кап-сом» (прим.: верхний регистр): «ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИНЕСТИ!»; «ЗАВТРА ДЕТЯМ КО 2 УРОКУ!»; «Об этом я и говорю - В ТЕЧЕНИИ ГОДА!». Данное написание сообщения используется для того, чтобы передать собеседнику важность реплики, а также передает эмоцию, ведь использование капслока означает, что человек «кричит».

Длина сообщения зависит от контекста, который хочет донести участник чата. Как правило в чатах чаще всего употребляются короткие сообщения, ведь с помощью них легче и проще донести информацию собе-

седника, а также при наборе данного сообщение не используется много времени. В среднем в чате-родителей сообщение состоит из 10 слов.

Во время анализа чат-родителей, было замечено, что чаще всего встречаются короткие сообщения с точной информацией: «Что задали на завтра?»; «География: параграф 2, Математика #771, 772»; «Русский упр. 368».

Длинные сообщения применяются людьми, которые хотят высказаться на ту или иную тему, тем самым показать, что недовольны ситуацией: «Предлагаю сдавать и рассаживать детей по мере сдачи по дальности от окна. И когда у окна останутся сидеть дети тех родителей кто не сдал это их решение!!! Сколько уже можно обсуждать это и проводить опросы!!! Надоело уже это читать!!! Одно и тоже!!! Предлагаю сдавать и писать список! После праздников подытожим переведённые суммы и списки и попросим рассадить детей согласно экономии или неэкономии родителей!!!! Ну честное слово, извините за прямолинейность, ну детский сад!!!» (прим: 72 сло-

выражает благодарность с помощью длинных сообщений: «Спасибо, Вам, Юлия Витальевна!!! Берегите себя для наших детей, а мы будет беречь детей для Вас! Чтобы в следующем году в полном составе и с новыми силами грызть гранит науки и взрослеть!» (прим: 32 слова).

Анализ показал, что в чате имеется склонность к использованию аналогичных сообщений (повторения за собеседником). Например, один участник просит написать тех, кто проголосовал в опросе, все остальные 24 участника отмечаются сообщением со структурой «Фамилия + 1 голос» либо коротким сообщением «прошла».

Подводя итог, необходимо заметить, что главные особенности чат-коммуникации используются для экономии времени, и упрощения написания с помощью различных устройств, которые помогают передавать сообщения в реальном времени (онлайн). Характер общения в интернете придерживается правила: писать так, как говоришь, однако это позитивно воспринимается участниками чат-коммуникации.

ва). Однако есть ситуации, когда человек

Библиографический список

1. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю.С. Осипов. - М.: Большая российская энциклопедия, 2004-2017.

2. Колокольцева, Т.Н. Интернет-коммуникация как зеркало основных тенденций развития и функционирования русского языка / Т.Н. Колокольцева // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - 2011. - № 4(14).

3. Кубракова, Н.А. Принцип коммуникативного гедонизма в жанре чата интернет-коммуникации / Н.А. Кубракова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №75. - С. 60-64.

4. Лихолитов, П.В. Компьютерный жаргон / П.В. Лихолитов // Русская речь. - 1997. -№3. - С. 43-49.

LANGUAGE CHARACTERISTICS OF PARENTS' CHAT COMMUNICATION (BASED ON THE MATERIAL OF SCHOOL CORRESPONDENCE)

V.K. Breusov, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article deals with peculiarities of the genre of parental chat communication in school online correspondence. The aim of this research is to identify and study the linguistic features of parental online chat in schools. The author highlights typical structural components, most frequent abbreviations, emojis, and shortcuts encountered in this type of text. The necessity to justify changes in language, particularly in the genre of chat communication, makes this study relevant.

Keywords: linguistics, chat communication, school correspondence, language features, syntax, grammar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.