УДК 81 ’27
ББК Ш100.3 ГСНТИ 16.21.51
Н. В. Вагенляйтнер
Омск, Россия
ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКА В АСПЕКТЕ ХАРАКТЕРИЗАЦИИ ВНЕШНОСТИ (на материале печатных СМИ)
Код ВАК 10.02.19 N. V. Vagenlyaytner
Omsk, Russia
LANGUAGE IMAGE OF THE WOMAN-POLITICIAN IN ASPECT OF THE DESCRIPTION OF APPEARANCE (according to printing mass-media)
Аннотация. Статья посвящена когнитивносемантическому анализу языкового образа политического деятеля, в частности внешнего облика женщи-ныг-политика, репрезентированного в газетныгх текстах. Рассмотреныг средства и способыг характеризации внешности в печатныгх СМИ.
Ключевые слова: внешний человек; имидж; языгко-вой образ; семантическое макрополе; лексикосемантические группы; атрибуты внешности; оценка; стереотип.
Abstract. The article is devoted to the cognitive semantic analysis of a language image of the politician, in particular the external shape of the woman-politician described in newspaper texts. Means and ways of the characteristic of appearance in printing mass-media are considered.
Key words: the external person; image; language image; semantic macrofield; lexico-semantic groups; attributes of appearance; an estimation; a stereotype.
Сведения об авторе: Вагенляйтнер Наталья Викторовна, аспирант кафедры русского языка, старший преподаватель кафедры массовой информации и коммуникации.
Место работы: Омский государственный педагогический университет.
Контактная информация: 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14.
e-mail: [email protected].
About the author: Vagenlyaytner Natalia Viktorovna, Post-graduate Student of the Chair of the Russian Language, Senior Lecturer of the Chair of the Mass Information and Communication.
Place of employment: the Omsk State Pedagogical University.
Одной из активно разрабатываемых современной отечественной лингвоантропологией проблем является моделирование образа человека по данным русского языка. Определяя образ человека в языковой картине мира как «концентрированное воплощение сути тех представлений о человеке, которые объективированы всей системой семантических единиц, структур и правил того или иного языка» [Одинцова 2000: 8] и признавая многоаспектность образа человека как объекта языковой концептуализации, исследователи обращаются к особенностям отображения в языке разных сторон, проявлений, ипостасей, характеристик человека (примером могут служить работы омских лингвоантропологов М. П. Одинцовой, В. П. За-вальникова, О. В. Коротун, Е. В. Коськиной, Ю. Ю. Литвиненко, Л. Б. Никитиной, Н. В. Орловой, Н. А. Седовой, Н. Д. Федяевой и др., посвященные языковым репрезентациям целостного и частичного человека, человека в его внешних и внутренних проявлениях). Актуальность нашего исследования — семантической реконструкции образа политического деятеля как фрагмента русской языковой картины мира — вызвана, во-первых, необходимостью системного описания языкового образа челове-
ка в целом, во-вторых, отсутствием в современной отечественной лингвистике специальных исследований языковых репрезентаций политика с учетом широкого экстралингвисти-ческого контекста.
Данная статья обращена к гендерному аспекту языкового образа политика и содержит наблюдения над репрезентацией внешнего человека (политического деятеля) в печатных СМИ. Наше внимание сосредоточено на языковом образе женщины-политика и типичных для газетных текстов способах и средствах характеризации ее внешности.
Как известно, целостный человек — один из фундаментальных образов-концептов языковой картины мира — многократно расчленен и параметризован языковым сознанием, и двумя составляющими его базовыми сущностными характеристиками являются внутренний человек и внешний человек. Названные языковые ипостаси человека тесно взаимосвязаны и соотносятся друг с другом.
В понимании атрибутов, составляющих внешнего человека, мы придерживаемся точки зрения составителя «Идеографического словаря» О. С. Баранова, включающего в это понятие широкий спектр признаков: анатомические;
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 гг.», государственный контракт № 14.740.11.0990.
© Вагенляйтнер Н. В., 2011
1BQ
Раздел З. Язык — политика — культура
функциональные; голос, физическое состояние, походку, манеры, элементы гардероба, поведение и социальный статус [Баранов 1995].
Добавим, что внешность предстает объектом оценивания и субъектом информации, характеризующимся экспрессивностью и способностью воздействия на окружающих [Коротун 2002: 72]. Безусловно справедливым является это утверждение и применительно к внешности политических деятелей.
Как известно, в мире политики принято создавать имидж, «конструировать» внешний вид политика согласно предпочтениям, ценностным установкам, эстетическим и этическим стереотипам населения страны. То, что внешность политиков имеет определенное значение в политической борьбе, осознается как самими политиками, так и избирателями, понимающими, что перед ними картинка, экранный образ, а на самом деле политик может оказаться совершенно иным человеком. Вслед за К. В. Киуру мы считаем, что имидж является внешним замещением, представлением чего-то другого: «...внешность представляет содержание предмета, „копия“ — предмет в целом, а имидж является упрощенным представлением, заменой полнокровного образа» [Киуру 2007: 51]. Образ же, «будучи ориентированным на предметный мир, воспроизводит объект в его целостности» [Арутюнова 1999: 315]. Наше исследование ориентировано на образ внешнего человека — политика, т. е. отображение в языке знаний и представлений его носителей о внешних атрибутах политического деятеля.
В центре внимания субъекта, описывающего внешность человека, находятся те ее составляющие, которые представляют наибольшую эстетическую, экспрессивную, прагматическую и информативную значимость в данной культуре. Семантическое макрополе «внешний человек» в русской языковой картине мира включает следующие лексико-семантические группы: «Целостный внешний вид», «Тело и его части», «Функциональные признаки внешности», «Экспрессия внешности» [Коротун 2002]. В то же время в разных дискурсах, текстах, ситуациях общения элементы этого поля «задействованы» с разной степенью частотности.
Анализ газетных текстов показал, что при описании внешности женщины-политика частотно употребление слов и словосочетаний, характеризующих: а) внешний вид в целом: За внешностью дивчины-красавицы скрывается холодный, расчетливый, жесткий и жестокий политик (о Ю. Тимошенко) [Комсомольская правда. 2007]; Она тщательно следит за своей внешностью, ухожена (о Скрынник) [Комсомольская правда 2009]; В Минздраве так и говорят: у нашей Шараповой — модельная внешность [Комсомольская правда 2007]; б) анатомические особенности наружного строения тела и его частей: Ее макияж, рассыпанные по плечам белоку-
рые локоны, модные костюмы и сумки порой контрастируют с ее жестко поджатыми губами и напряженным взглядом... (о Т. Голиковой) [Комсомольская правда 2009]; 30-
летняя Наталья Аристархова (рост около 180 сантиметров) получила должность статс-секретаря — замминистра в феврале [Комсомольская правда 2007]; Красивая барышня с заплетенной косой, с горящими страстью глазами и пламенными речами (о Ю. Тимошенко) [pkr.ru/news. 2004]; в) функциональные признаки внешности: Только невысокая симпатичная девочка в очках сидела в одном из кабинетов за огромным столом, заваленным кипами бумаг. Я не сразу поняла, что это и есть та самая Эльвира На-биуллина [Политический журнал. 2007]; Не повышает голоса (о Э. Набиуллиной) [Комсомольская правда. 2009]; У нее манеры гейши (о Ю. Тимошенко) [Комсомольская правда.
2008]; г) выразительность внешности: Ирина Хакамада использует обаяние, привлекательность, кокетство, умение одеваться. В ней есть чисто женская харизма [Комсомольская правда. 2007]; Актриса и депутат Госдумы умудряется сочетать в себе два великих таланта — вечно прекрасной женщины и мудрого политика [Комсомольская правда. 2007]; И Голикова, и Набиуллина были первыми помощниками министров... Которые немало сделали, чтобы очаровательные леди стали ,железными"профессионалами [Московский комсомолец. 2008]; д) возраст и физическое состояние (последнее, заметим, очень редко): В Минналогов и сборов аж две красивые женщины-замминистра, одна другой моложе. 30-летняя Наталья Аристархова (рост около 180 см) получила должность статс-секретаря-замминистра в феврале. А в ноябре к ней присоединилась 31-летняя Ольга Сердюк [Комсомольская правда. 2007]; 36-летняя Татьяна Голикова, ставшая минувшим летом первым замминистра финансов, кажется слишком молодой для столь ответственной должности. Даже несмотря на то, что в своем деле она настоящий ас, к примеру, помнит наизусть все цифры госбюджета [Комсомольская правда. 2007]; Отметим, что летний отпуск пошел явно на пользу депутату областной думы. Татьяна Игоревна выглядит посвежевшей и похудевшей [aif.ru. 2009]; е) сопутствующие признаки внешности (одежда, обувь, косметика, аксессуары, манера одеваться): В отличие от бывшего шефа-мод-ника с его яркими галстуками одевается госпожа министр по принципу „не выделяться“. Ни намека на гламур. Низкий каблук, спокойных цветов костюмы, блузки под горло, минимум косметики (об Э. Набиуллиной) [Комсомольская правда. 2009]; Заместитель руководителя фракции „Единая Россия“ и одна из главных думских модниц Татьяна Яковлева подтвердила „НИ“, что строгий
1B1
Политическая лингвистика 3(37)'2011
деловой стиль остался в далеком прошлом, а сейчас женщины-депутаты вместо брюк все чаще носят юбки, а вместо черного и серого цветов предпочитают розовый и сиреневый [Новые известия. 2008]; Министр образования Омской области Ирина Прозорова никогда не остается незамеченной. На этот раз из толпы ее выделял не только традиционный яркий макияж и „вавилоны“ на голове, но и костюм с леопардовыми принтами, которые вышли из моды еще в 2008 году [Ваш Ореол. 2010].
Заметим, что для описаний внешности женщин-политиков не актуальны характеристики отдельных частей тела и его органов, кожи, элементов лица: задача СМИ — обратить внимание на те атрибуты внешности женщины-политика, которые в наибольшей степени помогают создать портрет человека в контексте его деятельности.
К функциональным признакам внешности авторы газетных статей обращаются в тех случаях, когда они особенно ярко выражены, подчеркивают индивидуальность их обладательницы и позволяют выделить ее из числа других (по Н. А. Седовой [Седова 1999: 96] — коммуникативная ситуация описания человека с целью подчеркивания его личностной (внешней и внутренней) индивидуализации).
Наиболее частотны при описании женщин-политиков в СМИ характеристики внешности в целом с акцентом на ее выразительность, а также указания на такие «сопутствующие» атрибуты внешнего человека, как одежда и манера одеваться.
Для русского национального сознания является традиционным противопоставление и сопоставление внешнего и внутреннего в человеке. В русской культуре принято считать, что внутренние качества личности важнее привлекательной внешности: По одежке встречают — по уму провожают. Такого рода соотношение применимо и к сопоставлению внешнего вида политика и его профессиональных качеств (как относящихся к внутреннему человеку). Однако поскольку восприятие женщины в политике осложнено практически тотальной патриархальностью этой сферы, в число характеристик женщин-политиков в газетных текстах включаются и те качества, которые определяются половой принадлежностью: мягкость, сострадательность, чуткость и т. д. (они тоже относятся к внутреннему человеку).
Описания всех названных проявлений женщин-политиков (внешние данные, деловые качества, гендерно обусловленные качества личности) сопряжены с оценкой, которая особенно ярко проявляется в семантических конструкциях сопоставления и противопоставления.
Для сопоставления внешних данных женщины-политика и ее внутренних качеств характерна однородность оценки: Замминистра путей сообщения Анна Белова — женщина вид-
ная и энергичная. Весной 2001 года выступила соавтором проекта революционной реформы железнодорожной отрасли, который в мае прошлого года был одобрен правительством ...[Комсомольская правда. 2007]. — Положительная оценка внешности (женщина видная) сочетается с положительной оценкой деловых качеств (соавтор проекта революционной реформы железнодорожной отрасли). Противопоставление внешних данных профессиональным проявлениям, как правило, связано с отрицательной оценкой последних: Обе (Э. На-биуллина и Т. Голикова — Н. В.) были незамедлительно признаны дамой приятной и дамой приятной во всех отношениях... Тонкая светскость, любезность, изящество силуэтов и красота манер — все было при обеих дамах, так ожививших доселе скучные до зубовного скрежета заседания „серых пиджаков“. Увы, почти только этим они и запомнились за неполный год своего пребывания в правительстве, а до главного дела — пенсионной реформы, стимулирования реального сектора экономики, кажется, так толком и не дошли... Вероятно, дамы предполагали, что их первый срок — это только начало и у них будет возможность всерьез проявить себя уже в новом кабинете [Большой бизнес. 2008]. Если в работе женщины нет профессиональных достижений, то ее внешние данные становятся поводом для иронии: Телеведущую и (по совместительству) депутата Белгородской областной думы исключили из рядов ЛДПР. За прогулы. Припомнили Маше и ее откровенные фотосессии для мужских журналов. Опасно это — работать рядом с секс-бомбой. Вдруг рванет?! (о М. Малиновской) [Ваш Ореол 2008].
При сопоставлении мужских и женских качеств, присущих женщине-политику, частотна положительная оценка деловых, интеллектуальных проявлений, характерных для полити-ков-мужчин, в сочетании с констатацией наличия типично женских черт внешности: Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, несмотря на то, что всегда выглядит женственно, в политике решительна, рассудочна, последовательна, не склонна к публичному проявлению эмоций [Комсомольская правда. 2007]. В подобных случаях положительно оцениваются и внешность женщины, и ее профессиональные данные, при этом подчеркивается уникальность сочетания в женщине женского начала (выглядит женственно) и мужских качеств (решительность, рассудочность и т. д.).
Отрицательная оценка типична для ситуаций, когда женщина перенимает мужской тип поведения, и это отражается на ее внешности: Посмотрите на разных женщин-политиков, госпожа Клинтон, Валентина Матвиенко, Кандализа Райс, Маргарет Тетчер ...даже Хакамада... вот я лично вижу мужскую психику
в женском обличие и, на мой взгляд, это, хотя, наверное, и правильно в мире политики, но для меня неприглядно [Российская газета. 2004]; Райс — типичный „мужик в юбке“, ни дать ни взять [Комсомольская правда. 2008].
В ситуациях «сокрытия» за женской внешностью качеств, типичных для политиков-мужчин, оценка внешних данных женщины оказывается в зависимости от оценки ее «мужских» проявлений. Ср.: Тимошенко — политик с абсолютно мужскими мозгами, для нее главное — власть и деньги. При том, что она выбрала внешне удачный образ сельской учительницы, который приближает ее к украинскому избирателю, по сути это стопроцентный прагматик-космополит, пришедший во власть из бизнеса, и как имиджмейкеры ни стараются, этот прагматик от бизнеса проявляется в ее хищном лисьем облике [Комсомольская правда. 2008]. — Стремление политика-женщины с мужскими мозгами к власти и деньгам делает ее внешний облик неприглядным, хищным. — Такой яркой блондинке больше подошел бы заливистый смех и кокетство. Но этого у нее и в помине нет. В ее бытность замом министра финансов она отвечала за российский бюджет, королевой которого ее называли, и, говорят, держала в уме все цифры многотомного фолианта (о Т. Голиковой) [Комсомольская правда. 2009]. — Стереотипное представление о легкомысленности яркой блондинки «разбивается» о реальное положение дел: яркая блондинка оказывается королевой российского бюджета, т. е. проявляет себя совсем не по-женски; внешность в этом случае противопоставляется деловым качествам и получает безусловно положительную оценку.
Анализ материала показывает, что внешние данные женщины-политика играют важную роль: привлекательная внешность зачастую признается обязательным атрибутом женщины, посвятившей себя политической деятельности; женщине, в отличие от мужчины, позволительно в политических целях пользоваться своими внешними данными: Вообще я считаю, что женщина во власти должна очень серьезно следить за собой. Она должна хорошо выглядеть. Она должна менять каждый день наряды [Российская газета. 2004]; Политик Ирина Хакамада. Для достижения целей включает женские чары. То есть использует обаяние, привлекательность, кокетство, умение одеваться [Комсомольская правда. 2007]; Вот у меня, например, в разное время бывали турецкий премьер-министр
Тансу Чиллер и лидер Пакистана Беназир Бхутто. Когда я с ними встречался, признаться, я млел. Конечно, я не сдавал под влиянием их красоты свои позиции, просто они мне нравились как очаровательные женщины (из интервью с Е. Примаковым // Московские новости. 2007). Добавим, что типичные женские проявления часто противопоставляются мужским и признаются нужными в политической сфере как делающие ее менее жесткой: Я помню, когда я был председателем правительства, она (В. Матвиенко) была моим заместителем... И вскоре она ко мне пришла, потому что ей позарез был нужен миллиард на выплату зарплат. Я ей отказал. И она меня обезоружила тем, что села и заплакала... Вот мужик не смог бы заплакать. А она не искусственно, а натурально расплакалась (из интервью с Е. Примаковым // Московские новости. 2007).
Таким образом, языковой образ женщины-политика в печатных СМИ характеризуется репрезентациями разнообразных внешних атрибутов человека. Описание внешности сопряжено с ее оценкой, характер которой определяется соотношением с оценкой внутренних (интеллектуальных, деловых, профессиональных) качеств человека, а также противопоставлением оценок внешнего и внутреннего человека. Важным критерием оценки внешности женщины-политика являются стереотипные представления о типичных для женщин внешних проявлениях и их «уместности» в политической сфере, которая традиционно воспринимается как «мужская».
ЛИТЕРАТУРА
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд-е, испр. — М.: Языки культуры, 1999.
Баранов О. С. Идеографический словарь. — М.: ЭСТ, 1995.
Киуру К. В. Имиджевый политический медиатекст: система жанров и дискурсный анализ. — СПб.: Роза мира, 2007.
Коротун О. В. Образ-концепт «внешний человек» в русской языковой картине мира : дис. ... канд. филол. наук. — Омск, 2002.
Одинцова М. П. Вместо введения: к теории образа человека в языковой картине мира // Язык. Человек. Картина мира : лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка) / под ред. М. П. Одинцовой. — Омск, 2000. Ч. 1.С. 8—11.
Седова Н. А. Речевой жанр «портрет человека»: коммуникативно-прагматическая интерпретация // Вестн. Омск. ун-та, 1999. Вып. 4. С. 94—98.
Статью рекомендует к публикации канд. филол. наук, доц. М. Б. Ворошилова