Научная статья на тему 'Языковое воздействие как метод политической борьбы'

Языковое воздействие как метод политической борьбы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
99
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковое воздействие как метод политической борьбы»

Кичигин А.

ЯЗЫКОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

О ставшем теперь модным термине «имидж», не так давно у российских исследователей были достаточно абстрактные понятия. Но, можно с уверенностью констатировать, что вне зависимости от терминологии, так или иначе, имидж как таковой появляется гораздо раньше своего научного определения. Имидж успешного и мудрого политика был востребован во все времена. В последнее время это особо заметно и в Челябинске. Особую почву для создания положительного либо негативного имиджа сформировали неоднозначные отношения городских и областных политических фигур. И первую скрипку в этом процессе стали играть СМИ. Мы рассмотрим этот момент на примере публикаций пары печатных изданий. Именно в них во всей красе показал себя метод речевого воздействия.

Речевое воздействие, в широком смысле - воздействие на индивидуальное и коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами - с помощью сообщений на естественном языке. Иногда под понятие речевого воздействия подводят также использование сообщений, построенных средствами так называемых паралингвистических (то есть «окололингвистических») семиотических систем, к которым относятся жесты, мимика и позы (так называемая кинесика, образующая ядро паралингвистики в традиционном понимании последней); эстетические коды словесного творчества (например, стилистические коды и систему интертекстуальных ссылок); а также, в случае письменной коммуникации, средства графического оформления текста (метаграфемика) [1]. В узком смысле, который на практике встречается гораздо чаще, под речевым воздействием понимают использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем, естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения.

Стоит напомнить, что в лингвистических исследованиях речевое воздействие связывается с выразительностью, особым ком-

муникативным качеством речи, ее свойством «обращать на себя внимание и запоминаться» благодаря использованию специальных языковых средств, конструктивных приемов, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Способы речевого воздействия, которые активно используются в средствах массовой информации, можно разделить на риторические (язык увещеваний, язык закона, административный язык, язык сделок) и психологические (доказывание, убеждение, уговаривание, клянченье, внушение, просьба, приказ, принуждение).

Задачу убеждения автор материалов, направленных на создание имиджа, решает с помощью общественно-политической лексики (государство, общество, мораль), лексики, имеющей книжную стилистическую окраску (взывать, чаяния, нерушимый, держава), тропов и риторических фигур.

Современную же публицистическую речь, отражающую политические события, характеризует изобилие клишированных форм, готовых к употреблению блоков, оборотов и речевых стереотипов, которые используются для начала и завершения статьи, а также для ее названия.

Важным конструктивным принципом языка газеты является сочетание стандарта и экспрессии. Последняя достигается различными средствами, одно из которых - метафора. Источники подобных форм самые разные: названия нашумевших фильмов, известных книг, часто исполняемых песен, фрагментов рекламных роликов, ставшие известными высказывания общественных деятелей, политиков и прочее. Часто используются фразеологические обороты, афоризмы, перефразированные пословицы.

Сейчас в газетной речи наблюдается взаимодействие книжного и разговорного вариантов литературного языка, а также сильно влияние просторечия и жаргона на язык СМИ. Кроме того, журналисты нередко используют самые ходовые, широко распространенные слова и выражения разговорно-бытовой лексики.

Отчетливее всего методы речевого воздействия можно рассмотреть на примерах внутригородского политического противостояния, самую активную фазу которого можно было наблюдать в течение года, после выборов мера.

Так интересен материал, опубликованный в различных средствах информации, в том числе и «Вечерний Челябинск» №36 от 1.03.2006 «Кто и почему объявил войну Михаилу Юревичу». Дается вводная: «Это должен знать каждый житель Челябинска» (подтекст - это все правда, этому можно доверять и ничего не скрывается). Подчеркивается, что в «последние дни на главу города Челябинска оказывается беспрецедентное давление, которое организовано близкими друзьями бывавшего мэра Челябинска В.Тарасова...» (Начиная со вступления нового мэра на пост, образ старого подавался в отрицательной форме. Таким образом, друзья старого мэра (А. Никитин, Е. Рогоза, А. Симоненко, О. Колесников) во главе с ним должны рассматриваться как шайка разбойников, готовых разорить город). Материал состоит из подзаголовков: чего хочет противник главы города, что имел при Тарасове, что запретил Юревич. В конце подводится итог, указывающий на правильность рассуждений, рассчитанный на поддержку населения («...челябинцы! Теперь вы знаете об истинных причинах недовольства бизнесменов, имевших привилегии, действующим главой Челябинска Михаилом Юревичем»), Тут же выделяется положительный образ Юревича («...задача - сделать город благоустроенным, строить жилье, дороги и детские сады, восстанавливать в городе освещение»). Интересно и построение материала. Для привлечения внимания читателя к наиболее важным моментам используется крупный шрифт. Используется принцип: «Их должны знать в лицо» (фотография с подписью и информация о собственности «господ»). Причем слово «господа» в данном случае имеет пренебрежительный оттенок.

Текст построен достаточно грамотно и нацелен на обывателя. При написании материала используется деловой стиль, максимально адаптированный для горожанина: «Акты выбора земельных участков, согласно которым Рогоза намерен был «застроить сквер на алом поле досугово-развлекательным комплексом, застроить площадь перед ЮУрГУ, снести единственный в городе специализированный детский сад для слабовидящих детей со специальным обученным персоналом» и так далее. При этом практически каждый пункт из перечня должен формировать у читателей чувство личной обиды: «... при Тарасове за счет го-

родского бюджета, а значит, за счет каждого жителя Челябинска к объектам Никитина подводились коммуникации, дороги».

Активно используется повторы. Каждый подзаголовок «Чего хочет?» заключает в себе ответ: «Возврата привилегий, которые у него были при Тарасове». Как и во многих журналистских материалах, здесь используется прием контраста и противопоставления мэра оппозиционерам: «Что Юревич запретил Никитину?

Своеобразно подается информация, связанная с чередой митингов, проходивших несколько лет назад в Челябинске. Рассмотрим один из материалов - «Мэр вышел на митинг» («Вечерний Челябинск», № 36 от 1.03.2006 года), в котором можно заметить четкий курс отстаивания позиции мэрии. В начале материала аудитории преподносится сам факт проведения данного митинга. Журналист пишет, казалось бы, объективно. Но вскоре мы замечаем некоторые моменты, в которых раскрываются сильные позиции мэрии. При этом народ не отождествляется с оппозиционными бизнесменами. Они как стадо заблудших овец, которых привели на митинг силой или обманом («Народ скандировал заранее подготовленные лозунги слаженно и громко»). Мэр же готов ко всему. Он отвечает даже на самые неудобные вопросы. Он мудрец, готовый показать народу правильный путь. Активно используя средства речевого воздействия, автор формирует образ сильного лидера. «Михаил Юревич к диалогу был готов, поэтому в самом начале акции вышел к протестующим. Градоначальник аргументировано и четко обозначил позицию власти: наведение порядка в сфере строительства и взимание арендной платы абсолютно со всех, невзирая на лица, будет продолжаться». Показательна и фотография, прилагаемая к тексту. На ней изображен Юревич, общающийся с народом. Из-за спины выглядывает настороженный и злой Никитин. Подпись к фотографии звучит так: «А. Никитин (справа) внимательно слушает М. Юревича».

Материал построен при помощи контраста, противопоставления «белой» власти и «черной» оппозиции. Автор не упускает момента осмеять некоторых из организаторов митинга: «Артур Никитин с платформы автомобиля (на котором, кстати, был предусмотрительно установлен микрофон) говорил о «невосполнимом ущербе» Челябинску в результате деятельности новой ад-

министрации. Текст наполнен прямой речью Михаила Юревича. Здесь мэр преподносится в роли надежного источника информации: «Мы обязаны думать о наполнении бюджета, большая часть которого формируется именно из арендной платы. Которую платить нужно», — сказал мэр». Все моменты в статье, которые напрямую касаются оппонентов власти, написаны простым, незамысловатым языком. Все, что касается мэра, выдержано в сугубо деловом стиле: «Кроме того, Юревич отметил, что установленная федеральным законодательством система конкурса будет действовать и на территории Челябинска. Пока не будет решен этот вопрос, о демонтаже киосков «Роспечати» говорить рано. Придет тот, кто победит в конкурентной борьбе. Михаил Юревич также отметил, что власти Челябинска и депутаты городской думы приняли решение о создании комиссии из 12 человек, которая в течение двух недель рассмотрит все поступившие в думу заявления. Среди ее членов, в частности, депутаты Борис Видгоф, Ирина Рузаева, Андрей Барышев, Алексей Севастьянов и Артур Никитин. От исполнительной власти — оба первых вице-мэра. Ответил глава города и на неудобный вопрос журналистов о его отношении к сбору подписей за его отставку, заявив, что «это право каждого гражданина, здесь нет нарушений Конституции».

Можно абсолютно уверенно сказать, что данный текст, как и многие другие материалы, направлен исключительно на формирование имиджа Юревича, как уверенного в себе политика. Журналистская же ценность данного материала равна нулю, ввиду отсутствия в нем хотя бы намека на объективность.

В создании положительного имиджа не малую роль играет опора на авторитетное мнение. В материале «Леонид Беркович: «Такие митинги - позор!» («Соседи», № 8 от 3.03.2006 года) не упоминается Администрация города или сам мэр. Но председатель строителей Челябинской области дает негативную оценку событиям, происходящим в Челябинске («По словам Леонида Берковича, события, происходящие в эти дни в Челябинске, лишь создают неоправданный ажиотаж на строительном рынке города. Более того, Союз строителей категорически осуждает сами методы, избранные компанией "Монолит" для достижения своих целей»), В свете данного заявления муниципалитет выглядит

положительной организацией, борющейся за стабильность в Челябинске.

Теперь рассмотрим материал с интригующим заголовком -«Герои давно минувших дней» («Вечерний Челябинск», № 38 от 3.03.2006 года). Он был опубликован в рубрике «Вопрос ребром». Это достаточно большой материал, состоящий из подзаголовков: «на самом деле, причины и следствия, неоправданные льготы для Никитина, «Монолит-Инвест» тоже против, что было, что будет». Эти подзаголовки становятся специфическим средством речевого воздействия. Выделяя прописными буквами определенные слова, автор тем самым подчеркивает значимость содержания

Материал начинается с изложения факта о проведении митинга. Но факт обыгрывается в пользу Администрации города: «Политическая и бизнес-оппозиция выгоняет на «акции протеста» своих работников, чтобы защитить необоснованные привилегии для бизнеса». В данном случае уже изначально заметно отношение автора. Он не считает это сборище народа акцией протеста. Здесь же в очередной раз народ сравнивается с заблудшим стадом овец, которое выгнали на митинг. Активно используются просторечные выражения и разговорная лексика. При этом в значении многих слов имеется эмоциональная составляющая, и посредством выбора таких слов автор пытается оказать сильное эмоциональное воздействие на читателя. Однако подобные эмоциональные выражения используются не всегда, а только тогда, когда речь заходит об оппонентах: «Льготы и привилегии — вот к чему они привыкли, выскочив в свое время на местный рынок, как черти из табакерки. Ради однажды полученного из административных рук жирного куска пирога они будут биться теперь до последнего, бросая в этот бой (последний самый) ресурсы, деньги и людей». Здесь же присутствует намек на бесполезность данного противостояния. Далее - краткое указание на, мягко говоря, плохую работу прежней администрации и позитивные стороны политики новой администрации. Единственная фраза журналиста нам не понятна: «Большинство осознало правильность позиции мэра и приняло эти правила игры, основанные на законе и интересах города». Вряд ли стоит ставить рядом такие понятия, как игра и закон.

И опять же здесь оппоненты ассоциируются с балующимися детьми: «Заводила антимэрской фронды — Артур Никитин, руководитель компании «Стройсвязьурал-1». Он был «особенным» даже среди приближенных к прежнему мэру». Митинг сравнивается с военными действиями. Армия со своими командирами, с тактикой, стратегией («После январских праздников притихшие было оппоненты главы города Челябинска вновь взялись за информационное оружие»).

Правда, бедные солдаты ничего не понимают, а приказы не обсуждаются: «Пикет проводили прикомандированные к «митингующему народу» хорошо подготовленные командиры, которые не очень-то стеснялись журналистов, отдавая в их присутствии по «мобильникам» команды, куда и сколько надо перегнать людей и какой атрибутикой их вооружить. Борьба с ненавистным «режимом» нынче ведется по всем правилам военного искусства. Налицо и тактика, и стратегия, и огромные задействованные финансовые ресурсы, и человеческий потенциал».

В тексте активно используются общеупотребительная лексика. Автор раскладывает по полочкам историю взаимоотношений администрации города и ее политических оппонентов. При этом, специфические политические термины отсутствуют. Материал преимущественно рассчитан на обывателя, которому не интересен текст, наполненный различного рода политическими понятиями. Кроме того, в материале наблюдается взаимодействие книжного и разговорного вариантов литературного языка, а также сильно влияние просторечия и жаргона на язык. Корреспондент использует ходовые, широко распространенные слова и выражения разговорно-бытовой лексики.

Автор периодически апеллирует к мнению читателя, время от времени задавая «правильные» вопросы, ответы на которые для многих очевидны. Чтобы несколько принизить личности конкурентов администрации, активно используется эмоционально - экспрессивная лексика, а также яркие сравнения. Например, «как черти из табакерки».

В тексте абсолютно отсутствует двусмысленность. Журналист приводит набор конкретных фактов, изображающих явно проигрышные мнения оппонентов. Для полного разгрома используется

прием красноречивости общественного мнения: «Фабричного изготовления плакаты с призывами к отставке мэра висят в киосках «Роспечати», таблички того же содержания — в руках людей, похоже, не очень-то понимающих, что и зачем они делают. В то же время недавно проведенный соцопрос показал: подавляющее большинство горожан к идее отставки мэра относятся крайне отрицательно».

Так, материалы, направленные на формирование имиджа полтика, характеризуются лаконичностью изложения, употреблением общественно-политической лексики и фразеологии, смысловой и информативной насыщенностью. Выразительные компоненты текста выделяют в нем главное с точки зрения автора публикации, привлекают к нему внимание адресата, и тем самым облегчают восприятие. Именно расставленные в тексте акценты, выделение существенного обеспечивают воздействующий характер, эффективность речи, создание определенного образа.

Со временем фигуры и расстановка сил на политической арене Челябинска изменились. Но можно с уверенностью сказать, что независимо от этого различные методы речевого воздействия будут востребованы постоянно.

Список литературы

1. Киселева, Л. А. Вопросы теории речевого воздействия [Текст] / Л. А. Киселева. - Л., 1978. - С. 54.

Корнеев Н.

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО СПОРТИВНОГО СМИ НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСК СПОРТИВНЫЙ»

Исследования региональных систем печати являются сегодня как никогда значимыми. На примере Челябинской области можно убедиться, что в последнее время ежегодно рождаются и прекращают существовать десятки периодических изданий, многие из которых не проходят официальной регистрации и номерами которых не располагают крупнейшие библиотеки области. Сведения о многих из них со временем безвозвратно утрачиваются. Между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.