Научная статья на тему '«Языковая мозаика»'

«Языковая мозаика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / FOREIGN LANGUAGES / SECOND LANGUAGE COMMUNICATION / MOTIVATION / PERSON-ORIENTED ACTIVITY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветошкин Андрей Александрович, Нуждина Александра Владимировна, Пискунова Светлана Ивановна

В статье анализируется опыт деятельности школы иностранных языков «Языковая мозаика». Школа призвана внедрить процессный подход в организацию обучения иностранным языкам. Авторы рассматривают основные методы преподавания в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветошкин Андрей Александрович, Нуждина Александра Владимировна, Пискунова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School of foreign languages «language mosaic» in the innovative structure of the Mordovian State Pedagogical Institute

The article analyzes the experience in the development of innovative infrastructure of theuniversity. In particular, the activity of the School of Foreign Languages «Language Mosaic» is described. The school aims to introduce the process-oriented approach into foreign language teaching. The authors discuss the basic teaching methods of applied at school.

Текст научной работы на тему ««Языковая мозаика»»

Из жизни вуза

73

describes the experience of the Research and Education Center «Science Education» of Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva in providing a wide range of educational and research services for students, Institute staff, students and teachers.

Keywords: natural science education, research and educational center, digital microscopy, nanotechnology, scanning probe microscopy, molecular and cellular biology, integration of education and research

А.А. ВЕТОШКИН, зав. кафедрой

А.В. НУЖДИНА, ст. преподаватель «яЗЫКОВаЯ МОЗаИКа»

С.И. ПИСКУНОВА, декан

В статье анализируется опыт деятельности школы иностранных языков «Языковая мозаика ». Школа призвана внедрить процессный подход в организацию обучения иностранным языкам. Авторы рассматривают основные методы преподавания в школе.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, иностранные языки, иноязычная коммуникация, мотивация, личностно-деятельностный подход

Развитие международных связей нашего государства и их качественное изменение, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребованными в практической и интеллектуальной деятельности человека. В настоящее время иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Соответственно, меняется место предмета «Иностранный язык» в школьном обучении. При этом иностранный язык в полной мере осознается как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, способ приобщения к иной национальной культуре, инструмент развития интеллектуальных способностей школьников, ихобщеобразовательного потенциала [1]- То есть объективное место иностранного языка в современной реальности подкрепляется его субъективным значением, которое состоит в том, что владение языком все чаще рассматривается учащимися как важное качество в характеристике личности, условие их самореализации и повышения социального статуса.

Эти факторы обусловили создание на базе МордГПИ школы иностранных языков «Языковая мозаика », которая обеспечивает дополнительное углубленное изучение английского, немецкого и французского языков на младшей (А), средней (В) и старшей (С) ступенях обучения с разным уровнем владения иностранным языком. Цель школы заключается в обучении

74

Высшее образование в России • № 4, 2013

практическому владению одним или несколькими иностранными языками, выбранными обучающимися; в развитии интеллекта и творческого потенциала, расширении кругозора и креативного мышления на базе одной или нескольких программ с углубленным изучением иностранного языка; выявлении наиболее способных учащихся средних общеобразовательных учреждений Саранска и Республики Мордовия.

Школа «Языковая мозаика» ставит перед собой следующие задачи:

■ повышение мотивации и интереса учащихся к изучению иностранных языков;

■ знакомство с культурой стран изучаемого языка;

■ формирование коммуникативных навыков и умения свободно общаться на иностранном языке;

■ развитие умения понимать аутентичные неадаптированные тексты на слух и на печатной основе и использовать информацию в речи;

■ помощь в снятии «языкового барьера» обучающихся;

■ знакомство с правилами речевого этикета.

Учебный план школы «Языковая мозаика» сохраняет преемственность с программой общеобразовательной школы. Особенно успешно комплектуются группы детей младшего школьного возраста. При планировании и организации работы на этой ступени особое место отводится игровой деятельности. Преподаватель использует детские песни, стишки, скороговорки, компьютерные игры («BabaYaga »), аудиоматериал с сайтов, ориентированных на обучение детей младшего школьного возраста (www.teachingenglish.org.uk). В ходе занятия учащиеся не только изучают языковой и грамматический материал, но и разыгрывают сценки со сказочными героями, так что занятия получаются интересными и увлекательными. В процессе преподавания пре-

подаватели придерживаются следующих принципов:

1) учет психофизических особенностей обучающихся;

2) применение личностно-ориентированного подхода и индивидуальных методик обучения;

3) использование игровых методов;

4) опора на культурный контекст - неразрывную связь с культурой страны изучаемого языка;

5) сочетание традиционных и инновационных методик преподавания, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Главный акцент сделан на мотивации обучения. Как правило, слушатели 5-10 лет не всегда в полной мере осознают, что именно хочет от них преподаватель. Поэтому учитываются их интересы и уровень владения языком. В то же время учащиеся младшего школьного возраста учатся очень охотно и всегда ждут от учителя оценки их успехов. В отличие от старших, учащиеся младшей школы не могут долго сидеть неподвижно, и поэтому важная роль отводится игровым методам обучения. Младшие школьники уже достаточ-

Из жизни вуза

75

но хорошо владеют своим родным языком, и это нужно использовать при обучении иностранному языку, двигаясь от простейшего к более сложному. Учащиеся чувствуют себя комфортнее в их обычной обстановке, поэтому преподаватели активно используют в процессе обучения игрушки, яркие постеры, рисунки. Дети очень восприимчивы к тому, что они видят вокруг себя, поэтому преподаватели школы не боятся изменять пространство аудитории в соответствии с задачей занятия: поставить парты так, чтобы они напоминали гостиную, двухэтажный автобус, игровую площадку или магазин. Ориентация на личность ребенка и мобильность - необходимые условия занятий в школе «Языковая мозаика ».

Не менее важной проблемой в организации работы школы является фигура самого педагога, так как учащиеся воспринимают учителя не столько как носителя знаний по предмету, сколько как яркую и интересную личность, способную устанавливать и развивать с ними доброжелательные отношения, что является залогом плодотворного и эффективного сотрудничества. Основными принципами при отборе кандидатов для работы в «Языковой мозаике» являются следующие:

1) терпение, находчивость, чувство юмора;

2) уважение к детям: преподаватель призван вселять в них чувство уверенности, учитывать их индивидуальный уровень развития;

3) ориентация на иноязычную коммуникацию: преподаватель, корректируя ошибки учащихся, не должен делать из этого цель обучения, его задача - побуждать к свободному общению на иностранном языке. Дети должны понимать, что ошибки - нормальное явление в обучении;

4) строгость и справедливость: преподаватель призван формировать у детей чувство ответственности за то, что они делают в классе и дома;

5) творческое начало: особо приветствуется, если преподаватель использует свои навыки игры на музыкальных инструментах, пения, рисования. Так процесс обучения иноязычной речи превращается из рутины в увлекательное и интересное занятие.

Применяемые в практике работы «Языковой мозаики » методы педагогической психологии основываются на личностнодеятельностном подходе, сформулированном в работах И.А. Зимней. Согласно этому подходу, в центре образовательного процесса находится сам обучающийся, а учебный процесс подразумевает организацию и управление его учебной деятельностью [2, с. 4].

Обучение иностранному языку с опорой на иноязычную культуру позволяет педагогически учитывать тот факт, что ребенку свойственно нерасчлененное (целостное) восприятие мира, поэтому задача учителя - построить обучение так, чтобы создать у ребенка единый образ этого мира. В качестве основы для подобной модели может служить коммуникативный подход к обучению, нацеленный на создание пространства общения обучаемых в процессе объединения различных дисциплин и видов де-

76

Высшее образование в России • № 4, 2013

ятельности, наиболее свойственных определенному возрасту ребенка.

На старшей ступени обучения работа ведется с использованием аудио- и видеоматериалов с сопровождающими заданиями по учебно-методическим комплексам издательств MacMillan, Hueber, материалами различных Интернет-ресурсов, ориентированных на изучающих иностранные языки (BBC, DeutscheWelle, Community D, www.studyenglish.ru,www.studygerman.ru и др.). Для повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка преподаватель организовывает для учащихся через Skype прямой контакт с носителями языка, благодаря чему они могут реально оценить свои умения понимать речь на слух и вести беседу.

За четыре учебных года в школе «Языковая мозаика» прошли обучение более 240 человек. Многие посещают дополнительные занятия в школе несколько лет подряд. Учащиеся активно участвуют в деятельности вуза, в особенности факультета иностранных языков.

Литература

1. Митина С.И. Традиции и инновации в

преподавании иностранных языков (опыт факультета иностранных языков Морд-ГПИ) // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2 (10). С. 32-34.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.

М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. 287 с.

VETOSHKINA.A., NUZHDINA A.V., PISKUNOVA S.I. SCHOOL OF FOREIGN LANGUAGES «LANGUAGE MOSAIC » IN THE INNOVATIVE STRUCTURE OF THE MORDOVIAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE

The article analyzes the experience in the development of innovative infrastructure of the university. In particular, the activity of the School of Foreign Languages «Language Mosaic» is described. The school aims to introduce the process-oriented approach into foreign language teaching. The authors discuss the basic teaching methods of applied at school.

Keywords: innovative infrastructure, foreign languages, second language communication, motivation, person-oriented activity-based approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.