Научная статья на тему 'Языки общения в интернет-среде'

Языки общения в интернет-среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
581
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКИ В ИНТЕРНЕТЕ / МИФЫ И МИФОЛОГИИ МИРА / ЯЗЫКОВАЯ И МИФО-ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНЫ МИРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Алланазарова Сохиба Холмирзаевна

В современную эпоху глобализации культурное и мифологическое наследие перестало быть достоянием только одного народа, так как с помощью всемирной сети Интернет к религиозным текстам, мифам, описаниям традиций могут получить доступ пользователи разных национальностей, в целях самообразования, приобщения к чужим культурно-историческим ценностям. Общение между представителями разных культур в интернет-среде помогает им узнавать, принимать другдруга и является залогом взаимоуважения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языки общения в интернет-среде»

ЯЗЫКИ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ СРЕДЕ Алланазарова С.Х.

Ллланазароеа Сахиба Холмирзаевна - старший преподаватель, кафедра Узбекского и иностранных языков, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в современную эпоху глобализации культурное и мифологическое наследие перестало быть достоянием только одного народа, так как с помощью всемирной сети Интернет к религиозным текстам, мифам, описаниям традиций могут получить доступ пользователи разных национальностей, в целях самообразования, приобщения к чужим культурно-историческим ценностям. Общение между представителями разных культур в интернет-среде помогает им узнавать, принимать друг друга и является залогом взаимоуважения.

Ключевые слова: языки в интернете, мифы и мифологии мира, языковая и мифо-поэтическая картины мира.

Одним из обязательных аспектов представленности какого-либо феномена в актуальной культуре является существование связанных с ним интернет-пространств, созданных заинтересованными лицами. Изучение различных ннт ер нет-сообществ помогает выявить популярные тенденции на основе активности их аудитории, при анализе небольших групп по интересам сформировать общее представление об отношении люден к тому или иному феномену современной культуры. охарактеризовать его как массовый или элитарный. Интернет-ресурсы нашего времени являются интересными и важными объектами для исследований, так как в них происходит открытое для посторонних людей общение, нз которого можно получить информацию о распространенных темах и мнениях. Также, в инт ер нет-среде раскрывается творческий потенциал участников различных тематических сообществ, форумов и

т.д., н направленна творчества, заключенные в них ндеи могут помочь исследователям при создании целостной характеристики культурного феномена. Тему германо-скандннавской мифологии можно назвать распространенной, так как многие имеют о ней представление, созданное поверхностным ознакомлением на уровне массовой культуры, но при этом ее представленность в тон же массовой культуре мало изучается и требует обращения и внимания исследователей.

Для анализа интернет-среды мной были выбраны тематические сообщества из мировой социальной сети «В Контакте». связанные с германо-романской и скандинавской мифологией и неоязыческнм движением «Асатру» (или -«Трот»). Большую часть интернет-сообществ с тематикой скандинавской мифологии составляют группы развлекательного характера. Они посвящены аудиовизуальному ряду (размещение изображений, видео, аудиозаписей), в них распространяются наиболее популярные и известные в современной массовой культуре мотивы, связанные с образами воинов, мифических существ, богов, с тематикой оружия н сражений, а также популяризуются современные музыкальные коллективы, исполняющие музыку, основанную на скандинавских традициях. Аудитория данных сообществ - около двухсот тысяч человек. В качестве примера подобного ресурса можно обозначить ресурс «Славный Север», представленный в тематическом ракурсе сети «ВКонтакте»-. Данный ресурс позиционирует себя как журнал о герма но-романо -скандинавской, славянской и кельтской культурах. Тем не менее, несмотря на подобную научную «заявку», данный ресурс представляет, в основном, контент развлекательного характера, связанный с визуальными образами (не аутентичными, а стилизованными). В меньшем количестве представлены группы о религии и науке - аудитория у сообществ, направленных исключительно на систему Асатру и на изучение истории, мифологии, скандинавских языков и литературы, доходит до тринадцати тысяч человек. История

и религия в таких объединениях людей находятся в близком взаимодействии. В качестве пример проанализируем научно-популярный проект «Ульвдалир (Волчья долина)», представленный в сети «ВКонгакте». Проект представляет себя как ресурс, посвященный изучению эпохи викингов. Положительным н позитивным аспектом таких религиозно-исторических сообществ, по моему мнению, является деятельность по распространению научной н художественной литературы о мифологии и истории, новостей, посвященных археологическим находкам, исследованиям, размещение новостей о тематических встречах (например, на традиционные праздники), выставках, лекциях, научных конференциях и т.д. Популярностью среди участников пользуются научные труды А. Я. Гуревича, в которых рассматриваются средневековая культура, общество, быт, история скандинавских народов, их саги и эпосы.

Существуют объединения, занимающиеся выпуском журналов (пример - Ьйрз:/Л/к.сош/8а§а^оигпа1) на тему германо-скандинавской мифологии, истории, лингвистики, художественной литературы и сообщества официально зарегистрированных религиозных общин, в которых публикуются локальные новости для последователен (пример - 1111рз:/Лгк.сош/а5а1:ги_ща1). Участники групп также занимаются различными видами творчества - создают ювелирные украшения, одежду, аксессуары, пишут прозу и лирику, переводят тексты со скандинавских языков на русский. В некоторых сообществах, посвященных религии, германо-скандинавские верования и традиции смешиваются со славянскими, кельтскими, египетскими, индийскими и т.д., несмотря на то. что данные религиозно-мифологические системы имеют серьезные различия. Участники сами создают для своей деятельности правила и тексты, на которые могут ориентироваться заинтересованные.

Преобладающее число участников интернет-сообществ с тематикой тер мано-романо-скандинаве ко и мифологии, как развлекательных, так и серьезно направленных на религию и

историю, - мужского пола, старше восемнадцати лет. Осуществим отдельные процедурные направления исследовании данных интернет-ресурсов.

Например, ресурс Трот, не относящийся к числу лидирующих по количеству участников, тем не менее, демонстрирует достаточно высокую коммуникацию внутри сообщества - 187 сообщений.

Коммуникативная активность поддерживается, в том числе, не только за счет обсуждения аудитории, но и за счет деятельности модераторов группы, размещающих различную информацию (записи). Далее, мы сопоставили указанные ресурсы по активности модерируемого контента. В интернет-среде от активности администрации сообществ и от грамотного распоряжения пространством ресурса зависит популярность распространяемых ими материалов. Последняя сравнительная характеристика ресурсов связана с визуализацией контента.

В данной статье нами была представлена процедура исследования мифологии в тематических группах, развивающихся в сети Интернет. В сообществах с исторической, религиозной тематикой участников суммарно меньше, чем в одной группе развлекательного характера. Это связано с тем, что людей, серьезно увлеченных историей скандинавских стран и причисляющих себя к последователям религии Асатру, меньше, чем тех. кто на уровне хобби интересуется атмосферой германской мифологии и ее образами в массовой культуре. Архивные визуальные материалы в небольших сообществах объемнее, потому что в группах с малым количеством участников формируются более близкие и доверительные связи между единомышленниками.

Список литературы

1.Асатру [Электронный ресурс]. Режим доступа:

1Шр://асатру.рф./ (дата обращения: 19.04.20190).

2. Белов екая A.C. Популяризация гермаио-скандинавской мифологии в современной культуре. Статья [Текст] / Национальные культуры в межкультурной коммуникации: сб. науч. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. / редко л.: С.Ю. Лебедев (отв. ред.) [и др.]. Минск: Колорград, 2018. С. 286-295.

3.Гуревич А.Я. «Эплл» и сага [Электр. Ресурс] / А.Я. Гуревич. М.: Наука. 1979. Режим доступа: http://svr-lit. m/svr- lit/gurevi ch-edda- i- s a ga/index .htm/ (дата обращения: 22.04.2019).

4. Мелетинский E.M. Скандинавская мифология как система. [Электронный ресурс] / Е.М. Мелетинский. Режим доступа: http://www. mthenia. ш/fo lklore/me letinsky 10 .htm/ (дата обращения: 16.03.2019).

5. Мелетинский E.M. Эдда и ранние формы эпоса [Текст] / Е.М. Мелетинский. М.: Наука. 1968. 364 с.

6. Рубанщ О.Б. Скандинавская мифология в современной английской и американской литературе жанрафэнтезн. Статья. [Электронный ресурс] / Журнал «Царскосельские чтения», 2016. С. 268-271. Режим доступа: https: Н cyberleninka ju/ aiticle/n/skandiiiavskaya-mifologiya-v-s оvremeimoy-angliysk oy-i- ainerikanskoy-1 iterature -zlia nra -fentezi/ (дата обращения: 31.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.