Научная статья на тему 'К вопросу о природе и сущности современной рекламы'

К вопросу о природе и сущности современной рекламы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
395
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / МИФ / АРХЕТИП / INTELLIGENTSIA / IDENTIFICATION / SELF-IDENTIFICATION / SOCIAL IDENTITY / DICHOTOMY / ADVERTISING / MYTH / ARCHETYPE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ерёменко Иван Владимирович

В статье рассматривается использование мифа и архетипа в рекламе, как средство манипуляции общественным сознанием. Знание природы мифа и архетипа позволяет не только более грамотно выстраивать рекламные кампании и производить рекламные продукты, но и добиваться максимальной эффективности от продвижения с помощью рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE NATURE AND ESSENCE OF MODERN

The article explores the use of a myth and an archetype in advertising as a means to manipulate social consciousness. Knowing the nature of a myth and of an archetype allows not only to be more competent when launching advertising campaigns and produce advertising products but also to achieve maximum efficiency by means of advertising promotion.

Текст научной работы на тему «К вопросу о природе и сущности современной рекламы»

тификации и увеличение дистанции между собой и другими социальными группами характерны для интеллигенции в кризисные моменты развития общества.

Список литературы

Арнольдов, А.И. Миссия интеллигенции: драма и надежды. - М., 2001.

Иванов-Разумник, Р.В. Что такое интеллигенция // Интеллигенция. Власть. Народ : антология. - М., 1993.

Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее: Тезисы доклада на международной научно-теоретической конференции. Иваново, 23-25 сент. 1998 г. - Иваново, 1998.

Павлов, Л.Г. Интеллигенция России во второй половине XIX - начале ХХ в. в освещении отечественной историографии // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. - Барнаул, 2003.

Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций: 1861 -февраль 1917 г. ; отв. ред. С.И. Потолов. - СПб., 1997.

Степанова, О.К. Понятие «интеллигенция»: судьба в символическом пространстве и во времени. - Социс. - 2003. - № 1.

© Макарова С.Э., 2009

И.В. Ерёменко

к вопросу о природе и сущности современной рекламы

ЕРЁМЕНКО Иван Владимирович - аспирант кафедры культурологии Московского гуманитарного университета (e-mail: ivan_eremenko@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается использование мифа и архетипа в рекламе, как средство манипуляции общественным сознанием. Знание природы мифа и архетипа позволяет не только более грамотно выстраивать рекламные кампании и производить рекламные продукты, но и добиваться максимальной эффективности от продвижения с помощью рекламы. Ключевые слова: реклама, миф, архетип.

Многообразие дефиниций современной рекламы определяется, на наш взгляд, прежде всего тем, что исследователи данной проблематики

не дифференцируют понятия природы и сущности явлений. Однако с точки зрения материалистической диалектики явление и сущность относятся к различным уровням объективной реальности. Под сущностью понимается внутренняя, глубокая, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета и явления, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Под явлением понимается внешне наблюдаемая, более изменчивая характеристика того или иного явления или предмета.

В философской литературе явление и сущность сегодня рассматриваются как диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом; иногда это несовпадение носит ярко выраженный характер, иногда наоборот, внешние черты маскируют сущностные проявления. Никто не ставит под сомнение тот факт, что понятия «сущность» и «явление» отражают различные стороны, уровни объективной действительности.

Адепты экономического либерализма утверждают, что реклама способствует более эффективной реализации принципа рыночной конкуренции, процветанию компаний, производящих продукцию более высокого качества, от чего в итоге выигрывает потребитель и общество в целом, связывая с этим представления о сущности рекламы. Как отмечалось выше, в работах этих ученых реклама рассматривается в качестве атрибутивного механизма самоорганизующейся рыночной экономики. Главным постулатом приверженцев рекламы является следующий: она позволяет продвигаться на рынке более качественных товаров и дает возможность выживать в конкурентной борьбе более эффективным фирмам. В действительности реклама не связана с качеством товаров. Ее задача - продать товар, при этом качество продукта может быть сомнительным и просто ужасающим. Достаточно вспомнить рекламу инвестиционных пирамид или недоброкачественных лекарственных препаратов типа гербалайфа.

Другими словами, в самом общем смысле к рекламе можно отнести различные способы побуждения к покупке товара. Анализ показывает, что реклама есть не что иное, как подмена рациональной информации эмоциональным импульсом. Если она и использует логические аргументы, то только как способ «зацепить» потенциального покупателя, привлечь его, предъявляя ему различные метафоры и гиперболы, ориентированные на эмоциональное и образное восприятие. В этом и состоит сущность рекламы, главной задачей которой является не столько передача рациональной информации о свойствах товара, сколько побуждение индивида к его покупке. Так можно определить сущность рекламы в отличие от ее природы, которая связана с феноменологической стороной и описанию которой посвящено абсолютное большинство работ, где исследуется феномен рекламы.

Если рассматривать рекламу в качестве средства не столько передачи рационально-технической информации о товаре, сколько демонстрации привлекательных образов и использования раздражающих эмоций к покупке данного товара, то много становится ясным и в мифологической составляющей природы рекламы, и в тех образах коллективного бессознательного, которые используются при ее разработке.

В рамках информационного общества можно говорить о том, что образовался новый тип побуждения к труду. Суть его сводиться к тому, что побуждение к труду реализуется через пропаганду определенного уровня потребления и качества жизни. Указанное манипулятивное воздействие базируется на использовании широкого спектра возможностей, присущих информационно-развлекательному бизнесу. Сюда входят, прежде всего, СМИ, различные спортивные и музыкальные зрелищные мероприятия и т. д. Можно согласиться с мнением, которое неоднократно высказывалось в печати, что движущим механизмом информационно-развлекательных программ является в первую очередь реклама. Если из подобного типа мероприятий изъять рекламу, то информационно-развлекательный бизнес со временем исчезнет. Масса товаров перестанет продаваться, прекратится работа журналов, теле- и радиокомпаний, перестанут проводиться Олимпийские игры и другие спортивные соревнования, многие фирмы разорятся, а многие профессии просто исчезнут.

На наш взгляд, есть рациональное зерно в том, что современное общество - это общество рекламы. Можно согласиться с точкой зрения, что, учитывая силу рекламного воздействия и факт роста роли рекламы в жизни общества, Россию следует причислить к странам, в которых сложилось рекламное общество.

К числу негативных эффектов рекламы относится и следующее обстоятельство: увеличение недоброкачественных товаров и услуг; возникновение конкурентно-агрессивного фона в обществе; реклама навязывает стандарты жизни, не все из которых можно отнести к позитивным. Сюда следует отнести продвижение «нездоровых» продуктов, например, пива, алкогольных напитков, табачных изделий и пр.

Еще проще обстоит дело с техническими товарами - бытовой техникой, автомобилями и т. п. Здесь объективная оценка качества товара выглядит более обоснованной. В автомобильном бизнесе подобное движение отчасти присутствует. Существует большое количество независимых субъектов, тестирующих автомобили по различным критериям (тесты на «крушение», устойчивость движения и т. д.).

Таким образом, можно обсуждать возможность формирования совокупности государственных, общественных и бизнес-структур, которые давали бы объективную оценку качества товара посредством согласованных и утвержденных стандартизированных процедур. Указанные структуры выдавали бы соответствующие оценки (сертификаты) качества, которые размещались

бы на упаковках товара и на специальных указателях (POS-материалах) в местах продаж, а также в СМИ (включая Интернет). Это позволило бы потребителям узнавать реальное, а не рекламное качество товара и делать выбор, не подвергаясь манипулирующему воздействию.

Все перечисленные факторы, связанные с эмоцианально-чувственным восприятием мира, имеют отношение к природе рекламы.

Таковы представления о природе и сущности рекламы, которые существуют в современной научной литературе.

Если мы намерены анализировать природу рекламы, то целесообразно обращаться к ее первоосновам, т. е. архаическим структурам, которые лежат в основе современной рекламы. Рассмотрение рекламы в данном ключе стало возможным после того, как вышли в свет классические работы К.Г. Юнга1 об архетипах коллективного бессознательного, а также работы Е.М. Мелетинского, Р. Барта, Д.Д. Фрэзера, П.С. Гуревича, М. Элиаде2 о природе мифа. В них была обоснована идея, что мифологизация современного массового сознания является общей закономерностью современного этапа общественного развития, что архетип и миф выступают главными средствами, с помощью которых осуществляется процесс мифологизации массового сознания, что миф и архетип не относятся к устаревшем конструктам массового сознания.

Какие же мифы и архетипы используются в современной рекламе? Анализ ряда рекламных материалов позволяет делать вывод, что наиболее употребительными мифами и архетипами в современной рекламной деятельности сегодня являются следующие.

Миф о «золотом веке». Этот образ имеется в индийской, иранской, вавилонской, иудейской, греческой, ацтекской, скандинавской и некоторых других мифологиях. Архаическое мышление воспринимает все изменения как шаги на пути возвращения к « золотому веку».

К мифу о «золотом веке» внутренне близок миф о «потерянном рае». Некоторые телевизионные рекламные сообщения апеллируют к данной мифологеме, обыгрывая изгнание первых людей из рая, и т. п.

В современной рекламе широко используется миф о сотворении мира. Попытка в рекламном обращении создать историю товара, в том числе легендарную, вызывает уверенность у зрителя в могуществе компании или продукта, доверие к ним как к чему-либо традиционному. Поэтому миф о происхождении мира также широко используется в рекламе. Как показывает анализ, в современной рекламе широко используют мифологемы имени, руки, глаза, неба, солнца, воды и др.

1 См.: Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Харьков, 2004.

2 См.: Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976; Барт, Р. Мифологии. - М., 1996; Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь. - М., 1980; Гуревич, П.С. Социальная мифология. - М., 1983; Элиаде, М. Аспекты мифа. - М., 1996.

Другим элементом архаического сознания, отраженного в рекламе, является «оживание» рекламируемого продукта. В рекламе популярен мотив очеловеченной, ожившей вещи со своим характером и манерой поведения.

Одним из наиболее часто встречающихся архетипических символов в рекламе также выступает солнце. Д.Д. Фрэзер в книге «Золотая ветвь» подробно останавливается на природе и интенсивности широко распространенного в мире поклонения солнцу. Солнце олицетворяет силу, наиболее тесно связанную с ростом продукта, поскольку оно является источником жизни и роста пищевых злаков, фруктов и т. д. Поэтому применение образа солнца в рекламе пищевых продуктов имеет не сакральную и сопоставительную, а функциональную символику.

Столь же широко используется и мифологема воды. Вода - земная жизнь, первичные соки природы, символ очищения, углубления, расслабления, отрешения от забот и негативных мыслей. У некоторых народов, например кельтских племен, существовал культ источников и озер. Водяная стихия - символ хаоса, и для архаического сознания мифические существа, персонифицирующие хаос, часто продолжают существовать на окраинах Космоса, по берегам мирового океана. Вода - женский символ, что может быть связано с представлением о женщине как растении. Пример использования мифологемы воды - телереклама косметики <^аЬегПс», в которой женщина умывается водой из некоего источника, и реклама «BonAqua» (где присутствует слоган «Вода дает молодость»).

Таким образом, мифы и архетипы используются в рекламе как мощнейшее средство манипуляции общественным сознанием. Знание природы мифа и архетипа позволяет не только более грамотно выстраивать рекламные кампании и производить рекламные продукты, но и добиваться максимальной эффективности от продвижения с помощью рекламы.

Список литературы

Барт, Р. Мифологии. - М., 1996.

Гуревич, П.С. Социальная мифология. - М., 1983.

Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976.

Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь.- М., 1980.

Элиаде, М. Аспекты мифа. - М., 1996.

Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Харьков, 2004.

© Ерёменко И.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.