Т.И. БАРМАШОВА доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»*
Язык внешнего облика человека в контексте взаимосвязи сознательного и бессознательного
Философия языка является важным разделом философии. Значимость языка в жизни общества настолько велика, что известный австрийский философ и логик, представитель аналитической и лингвистической философии Л. Витгенштейн посредством его изучения пытался понять и объяснить всю сложность современного бытия. Согласно идее мыслителя язык отражает мир, потому что логическая структура
1
языка идентична онтологической структуре мира .
Основные тенденции развития философии языка позволяют заметить одну из особенностей его экспликации в философии - феномен языка позиционируется в основном как дискурсивно-логический феномен, как лингвистическое явление, как сопутствующий элемент сознания, знания, науки. Представляется оправданным остановиться отдельно на проблемах языка, которые в недостаточной степени рефлек-сируются мыслителями. Решение проблемы языка осуществляется, как правило, в гносеологическом аспекте. Вместе с тем нельзя недооценивать онтогносеологический аспект решения проблемы языка. В этом русле следует отметить интересную и перспективную проблему языка внешнего облика человека, которая обозначается некоторыми исследователями, но, к сожалению, не существует систематизированных работ. Целью статьи является восполнение определенного пробела в исследовании данной проблемы.
* Бармашова Татьяна Ивановна, e-mail: [email protected]
1 Витгенштейн Л. Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005, с. 182.
Многие мыслители придавали большое значение языку внешнего облика человека, связывая его с бессознательным. Согласно Е.Н. Трубецкому пластика человеческого тела является неотрефлексированным носителем информации. При анализе техники написания икон Благовещения и евангелистов Строгановского письма XVI в. мыслитель обращает внимание на изобразительные средства, способные передать динамику тела покорных исполнителей Божьей воли Иоанна и его ученика, которому он диктует откровение. Из поля зрения философа не ускользает изгиб спины человека, беззаветно отдающегося откровению. Язык тела натуралистично характеризует специфику русской религиозности, в соответствии с которой ученик своей позой выражает безграничную, слепую покорность. Трубецкой понимает это как «человеческое эхо апостола, которое безотчетно его повторяет и бессознательно воспроизводит ...»1.
О языке внешнего облика вел речь также М. Фуко, указывая на аналогию тела человека и его судьбы. Все знаки тела он считает не случайными. Он писал: «Каким образом можно узнать, что линии руки или морщины лба вырисовывают на теле людей то, что их склонности, неудачи или трудности образуют в великой ткани жизни?»2. Эти знаки не всегда поддаются сознательному прочтению, образуя пространство бессознательного.
Русский философ А.Ф. Лосев позиционировал язык внешнего облика как важное средство выражения сущности человека как в личностном, так и сверхличностном аспектах. Согласно ему «человеческое тело не просто физическая вещь, но орудие выражения неисповедимых тайн вечности. Тело и лицо человека - не физический факт, но зерцало всего бытия, откровение и выражение всех тайн, кото-
3
рые только возможны» .
Представление о языке лица и тела человека, которые являются естественными знаковыми системами, символами, выражающими душевную жизнь человека, имело место у ряда других мыслителей. В частности его придержива-
1 Трубецкой Е.Н. Этюды по русской иконописи // Избр. произв. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998, с. 389-390.
2 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994, с. 63.
3 Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. М.: Мысль, 1993, с. 747-748.
лись Новалис (Ф. фон Харденберг), К. Карус, Э. Кречмер, Ф. Лерш и другие исследователи.
Большое значение языку внешнего облика придавал Э. Фромм. Как он правомерно полагал, понять тело как символ души означает понять бессознательное. По этому поводу он писал: «Образ человека, манера держаться, ходьба, жесты, выражение лица, дыхание и образ речи, - все это говорит больше о бессознательном какого-то человека, чем все другие информации»1. Аналогично ему К. Карус акцентировал важную роль внешнего облика человека. Он не признавал дихотомического деления тела и души, подчеркивая лишь противоположность между сознательными и бессознательными областями души. Он писал: «Все, что мы называем формой тела, чертами лица, взглядом глаз -только внешняя символика, посредством чего глубоко внутреннее выражает себя в образе бессознательной идеи и так сильно, что может иметь определяющее влияние на всю жизнь»2. Связь языка лица и тела с духовным миром человека подчеркивал немецкий поэт и писатель Новалис (Ф. фон Харденберг), не сомневаясь в том факте, что духовность человека определяет индивидуальность, неординарность, несравнимость составляющих его тело элемен-
3
тов, например глаз, пальцев, рук и многого другого .
Некоторые отечественные исследователи, анализируя проблему образования бессознательных психических доминант, обуславливающих действие механизма объективации субъекта, ведут речь о процессе символизации доминанты через фиксацию человеческого лица4.
Решение проблемы языка внешнего облика имеет ряд аспектов или подходов - коммуникативно-информационный (передача информации в процессе коммуникации социума посредством языка внешнего облика), психодинамический (выражение динамики сознательных и бессознательных процессов через язык внешнего облика), культурно-исторический (экспликация языка внешнего облика в контексте социокультурного развития). Деление на указанные аспекты достаточно
1 Fromm E. Entdeckung des gesellschaftlichen Unbewussten. Weinheim, Basel, 1990, S. 86.
2 Carus C.G. Psyche. Jena, 1926, S. 429.
3 Kern G. Philosophie des Carl Gustav Carus. Celle, 1926, S. 132.
4 Мозжилин С.И. Психическая доминанта лица // Психология и экономика, 2010, № 3, с. 58-66.
условно. Все три аспекта связаны между собой теснейшим образом. Уже на коммуникативно-информационном уровне происходит прочтение динамики бессознательных процессов через язык внешнего облика. Психодинамический аспект одновременно будет нести коммуникативно-информационную функцию. И, безусловно, все аспекты проблемы языка внешнего облика социокультурно детерминированы.
С философской точки зрения язык внешнего облика можно рассматривать как явление, в котором закодирована информация о сущности определенного человека. Поскольку существует феномен видимости (несовпадения сущности и явления), язык внешнего облика сложно поддается расшифровке. Не каждый человек в равной степени способен прочесть тайны душевной жизни другого человека посредством ее внешней символики. Для людей с развитой интуицией не составляет труда понять сущность человека, ориентируясь лишь на его внешний облик. Давно замечено, что именно представительницы слабого пола относятся к этой категории, обладая развитой чувственной интуицией. Это как нельзя лучше подтверждают рассуждения «Героя нашего времени» Печорина относительно доктора Вернера: «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не поменяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов; надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной ,„»1. В данном случае язык внешнего выражения каким-то непостижимым образом выдает информацию о сущности человека, о его душе, о внутреннем мире. Это интуитивное угадывание происходит чаще всего бессознательно.
Многие исследователи рассматривают человека как смысловое поле, формируемое языковыми знаками как в сфере сознательного, так и в сфере бессознательного2. При этом
1 Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // Проза. Избранное. М.: Сов. Россия, 1989, с. 82.
2 Баянов К.Р. Языковые основания сознания и подсознания // Практическая психология: интенсивные методы и технологии поддержания психологического здоровья личности: Сб. научных статей / Отв. ред. В.В. Люхин. Глазов: Изд-во Глазовского гос. пед. ун-та им. В.Г. Короленко, 2016, с. 207-226.
скрытые смыслы в языке правомерно признаются следами «работы» человеческого подсознания1. Язык внешнего облика является выражением индивидуальных особенностей человека. В широком понимании язык создает также «систему надындивидуальных смыслов, задающих программу поведения субъектов. Язык структурирует для его носителей окружающий мир, на бессознательном уровне закрепляет стереотипы мышления и тем самым определяет ... способ презентации знаний о мире, системы ценностей и моделей поведения»2. Таким образом, значимость объективации содержания бессознательного через его язык заключается в раскрытии личностного и надындивидуального смыслов.
Проблема языка внешнего облика с неизбежностью предполагает вопрос о механизме взаимосвязи сознательного и бессознательного способов его выражения. Как известно, сознательное и бессознательное, будучи диалектически взаимосвязанными, но противоположными способами отражения внешнего мира, отличаются характером функционирования, конкретными формами проявления, основными свойствами. Если сознательному отражению присущи такие особенности, как направленность внимания на объект, рефлексивность, вербальная форма выражения, формализованнность, преобладание понятийного, реальность осознающего себя «Я» в отношении к действительности, то бессознательное отражение характеризуется противоположными чертами. Существует ли материальная основа их различия, обусловливающая их качественную неоднородность?
Вопрос психофизической корреляции этих феноменов в значительной степени раскрывает квантово-волновая теория когерентного мозга, обосновывающая реальность различных подструктур мозга, детерминирующих сознательные или бессознательные процессы3. При этом бессознательные мыслительные процессы предполагают квантово-волновую природу, сознательные - классическую природу.
1 Шляхов В.И. Проблема бессознательного в языке и скрытые смыслы в иносказаниях // Русский язык за рубежом, 2013, № 2 (237), с. 50- 56.
2 Янкова Н.А. Проблема участия языка в формировании социокультурных отношений и философские основания ее решения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2016, № 6(68), с. 216.
3 Проблемы управления интеллектуальной деятельностью / Под ред. В.В. Чавчанидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1974, с. 41-68.
Это обусловливает одновременное отражательное кодирование действительности, обеспечивая параллельное восприятие информации. Если предположить, что классические и квантово-волновые нейронные сети имеют одинаковые кодировку и «входные слова», в любом случае они будут не тождественны по характеру переработки информации. Данная концепция в значительной степени углубляет теорию асимметрии мозга, предлагая ответ на вопрос о причинах различного функционирования левого и правого полушарий, которые коррелируются соответственно с сознательным и бессознательным способами отражения мира. Это дает возможность приблизиться к пониманию языка сознания и бессознательного.
Сходную позицию занимают В.Ф. Петренко и А.П. Супрун, решая проблему переходов между сознательными и бессознательными состояниями субъекта на основе квантовой теории, обосновывающей идею общности квантового мира и бессознательного. Проблему субъектно-объектного взаимодействия они рассматривают как переход в описании мира от языка волновых процессов, обладающих «связностью» или «спутанностью» (язык гильбертовых пространств, на котором «говорит» бессознательное), к предметному языку сознания, для которого процессы описываются в пространстве - времени Р. Декарта, Евклида, Н.И. Лобачевского или Б. Римана1. Некоторые другие отечественные исследователи также затрагивают проблему переходов между сознательными и бессознательными состояниями субъекта на основе квантовой теории2 или касаются проблемы волновой организации нейрофизиологических процессов3.
1 Петренко В.Ф., Супрун А.П. Квантовая физика и психология в контексте постнеклассической рациональности // Методология современной психологии, 2014, № 4, с. 194-215; Петренко В.Ф. К проблеме коллективного бессознательного в рамках философии постнеклассической рациональности и психологии конструктивизма // Вопросы философии, 2018, № 2, с. 89-101.
2 Плохова М.А. Соотношение сознательного и бессознательного в квантовой методологии // Философия сознания: классика и современность. Вторые Грязновские чтения. М.: Издатель Савин С.А., 2007, с. 349-356.
3 Илюхина В.А. Мультиформная волновая организация нейрофизиологических процессов - универсальный «язык» мозга человека в реализации информационно-управляющих функций // Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 2010, т. 46, № 3, с. 268-278.
Вышеизложенная объяснительная модель материальных основ существования сознательного и бессознательного способов отражения действительности, безусловно, является перспективной. Однако в дополнение к этому представляется уместным эксплицировать вопрос: каким образом язык внешнего облика обнаруживает себя, какими средствами передачи информации располагает? Вполне вероятно, это происходит, прежде всего, вследствие изменения эмоционального состояния субъекта. Это относится и к субъекту, внешность которого является объектом отражения, и к субъекту-наблюдателю. В первом случае эмоция способна обеспечивать естественное поведение субъекта, что содействует его более полному раскрытию. Во втором случае эмоция может влиять на характер отражения, порождая необъективность и предвзятость интерпретации наблюдателя. Будучи невербальным знаком, язык эмоций выступает не только источником, но и своеобразным индикатором получения информации из внешнего мира, и в значительной степени определяет особенности межсубъектного взаимодействия. Вместе с тем эмоция может оставаться «непрочитанной» по поводу детерминирующих ее факторов, предоставляя лишь потенциальную возможность для осознания.
Эмоция может лишь свидетельствовать о наличной информации, не обнаруживая ее содержания. Например, депрессия человека проявляет себя посредством эмоционального состояния тревоги, подавленности, пессимизма. Однако не всегда имеет место понимание побуждающих эмоцию факторов. Подобные эмоции могут сопровождать и другие психологические состояния субъекта. Более того, эмоция может быть ошибочно истолкована. Если даже субъект ставит цель обнаружить источник эмоций, это не всегда удается по причине сложности и неоднозначности душевной жизни человека. В результате неадекватной расшифровки как эмоционального фона, так и языка внешнего облика в целом, суть определенного человека превратно интерпретируется.
Важную роль в интерпретации языка внешнего облика играет интуиция, которая по своей результативности нередко превосходит рациональный анализ. Благодаря интуиции решаются сложнейшие проблемы. Почему это происходит? Как представляется, осознанный анализ предполагает объект не в чистом виде, а в отношении к субъекту, в силу чего сложно дистанцироваться от субъективной оценки их отношений. Не-
осознанная переработка информации исключает фиксированную противоположность субъекта и объекта, что лишает почвы субъективности, которая может быть обусловлена инертным образом мышления, устаревшими парадигмами и т.п.
Вопрос «прочтения» содержания душевной жизни человека посредством языка внешнего облика (эмоций, мимики, выражения глаз, жестов, манер, осанки, походки) автоматически ставит на повестку дня вопрос о целесообразности и необходимости осознания скрытых составляющих внутреннего мира индивида окружающими. Сыграет ли это положительную роль в динамике взаимоотношений людей? В этом отношении не всегда можно дать однозначный ответ. Целесообразность или нецелесообразность осознания скрытой информации определяется характером отношений взаимодействующих субъектов, конкретными условиями действительности, значимостью происходящего в системе ценностей социумов. В каких-то ситуациях объективация содержания бессознательного желательна. Это относится к процессам, которые содействуют гармонизации отношений социальных субъектов. В противном случае «расшифровка» языка внешнего облика может сыграть лишь негативную роль в информационно-коммуникативном процессе.
Тем не менее в общем и целом осознание, осмысление языка внешнего облика человека (представляющего собой по своей сути результативную информационную подсказку нашего внутреннего «багажа») является важным подспорьем в расшифровке сущности личности. Объективное прочтение скрытой информации другого субъекта способствует установлению адекватных отношений между взаимодействующими сторонами. Это может служить залогом здоровых отношений в семье и в коллективе. Понимание языка бессознательного гармонизирует взаимопонимание людей не только в личной жизни, но также в сфере общественных отношений. Способность прочтения за маской имиджа истинного лица человека играет большую роль в политической жизни. В этом отношении показательным примером являются предвыборные политические кампании разных уровней. Положительный результат выборов во многом зависит от того, насколько прозорливыми оказались избиратели, различая наигранное, искусственное в языке внешнего облика кандидатов от их реального внутреннего мира. Учет языка внешнего облика важен в правовой сфере. Используемый как
подсказка, он может способствовать разоблачению преступника, в том числе террориста, который может выдать себя взглядом, физиогномикой, жестами. Таким образом, если человек рассчитывает на успешную деятельность в различных сферах общества, он должен не только делать ставку на сознательные формы своей активности, но и учитывать огромную роль бессознательных проявлений, в том числе языка внешнего облика.
Бармашова Т.И. Язык внешнего облика человека в контексте взимосвязи сознательного и бессознательного. В статье эксплицируется онтогносеологический аспект проблемы языка внешнего облика человека в единстве сознательного и бессознательного способов его «прочтения». Язык внешнего облика номинируется как важный фактор информационно-коммуникативных процессов взаимодействия социальных субъектов.
Ключевые слова: философский аспект, язык внешнего облика, сознательное, бессознательное.
Barmashova T.I. The language of the external appearance of a person in the context of the relationship of conscious and unconscious. The article explicates the onto-gnoseological aspect of the problem of the language of the external appearance of a person in the unity of the conscious and unconscious ways of its "reading". The language of appearance is nominated as an important factor of information and communication processes of interaction between social subjects.
Keywords: philosophical aspect, language of appearance, conscious, unconscious.