Научная статья на тему 'ЯЗЫК ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОНЦЕПТА BLACK LIVES MATTER'

ЯЗЫК ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОНЦЕПТА BLACK LIVES MATTER Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / BLACK LIVES MATTER / КАРТИНА МИРА / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЙ КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жемчужникова Анастасия Кирилловна

В последние годы расовый вопрос требует всё большего внимания со стороны американского общества, что подтверждается возникновением в 2013 г. и стремительным распространением в 2020 г. общественного движения Black Lives Matter. Роль расовой проблематики в современной американской системе ценностей не может не находить отражения в языке, поскольку расовая принадлежность рассматривается как особый ценностный концепт в англоязычной картине мира. Исследуемый концепт Black Lives Matter (BLM) представляет собой разновидность ценностного концепта, связанного с национальной, расовой характеризацией. Анализ структуры ценностного концепта BLM с точки зрения своеобразия общественно-политического движения BLM, отраженного в его семантике, позволил сделать вывод, что деятельность участников подразумевает определенные изменения в существующем социальном устройстве, направленные на защиту и продвижение ряда ценностей. Это, в свою очередь, позволило выделить ряд входящих в состав концепта BLM ценностных субконцептов, языковая актуализация которых рассматривается в данной статье. К ним относятся такие концепты, как life, justice, equality, nonviolence, являющиеся наиболее частотными и формирующими ядро концепта BLM. Кроме того, в статье рассматриваются антиценности, репрезентирующие в языке социальные проблемы, на борьбу с которыми направлено движение BLM. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о сложной и многоуровневой структуре исследуемого концепта BLM как единицы, отражающей и формирующей ценностную картину мира американской лингвокультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LANGUAGE OF THE VALUE COMPONENT OF THE BLACK LIVES MATTER CONCEPT

In recent years, racial issues have increasingly attracted attention in the American society. A vivid illustration of that is the emergence of the Black Lives Matter (BLM) social movement in 2013 as a hashtag in social networks, coming to the forefront in 2014-2015 in Ferguson, and gaining skyrocketing worldwide popularity in 2020 after George Floyd’s murder by a white officer. The role of racial issues in the modern American system of values cannot but be reflected in the language, due to the fact that the race is perceived as a special axiological concept in the Anglophone worldview. The investigated BLM concept can be defined as a certain kind of a value-based concept related to the national, ethnic characteristics. The structure of the BLM value-based concept is analyzed in the research through the analysis of characteristic features of the BLM social and political movement reflected in its semantics, taking into consideration the participants of this movement, their ideas, objectives and activities. Lexico-semantic analysis of the BLM concept structure made it possible to conclude that the activity of the participants has the ultimate target of implementing certain changes in the existing social structure aimed at protecting and promoting certain values. The research identifies a list of value-based subconcepts within the structure of the BLM concept and analyzes their linguistic representation. These include concepts such as life, justice, equality, nonviolence, most frequently referred to and forming the core of the BLM concept. Moreover, the article analyzes anti-values, which represent in the language the social problems the BLM movement is fighting against. The research makes a conclusion about the complex and multi-level nature of the investigated BLM concept as a unit that shapes the value component of the American linguistic culture worldview.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫК ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОНЦЕПТА BLACK LIVES MATTER»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

2022. Том 14. Выпуск 1

УДК 811.111

doi 10.17072/2073-6681-2022-1-38-45

К 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета

Язык ценностной составляющей концепта Black Lives Matter

Анастасия Кирилловна Жемчужникова

старший преподаватель кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9. [email protected] SPIN-код: 7856-7956

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7691-6248 ResearcherID: С-9724-2016

Статья поступила в редакцию 26.11.2021 Одобрена после рецензирования 10.01.2022 Принята к публикации 17.01.2022

Информация для цитирования

Жемчужникова А. К. Язык ценностной составляющей концепта Black Lives Matter // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2022. Т. 14, вып. 1. С. 38-45. doi 10.17072/2073-6681-2022-138-45

Аннотация. В последние годы расовый вопрос требует всё большего внимания со стороны американского общества, что подтверждается возникновением в 2013 г. и стремительным распространением в 2020 г. общественного движения Black Lives Matter. Роль расовой проблематики в современной американской системе ценностей не может не находить отражения в языке, поскольку расовая принадлежность рассматривается как особый ценностный концепт в англоязычной картине мира. Исследуемый концепт Black Lives Matter (BLM) представляет собой разновидность ценностного концепта, связанного с национальной, расовой характеризацией. Анализ структуры ценностного концепта BLM с точки зрения своеобразия общественно-политического движения BLM, отраженного в его семантике, позволил сделать вывод, что деятельность участников подразумевает определенные изменения в существующем социальном устройстве, направленные на защиту и продвижение ряда ценностей. Это, в свою очередь, позволило выделить ряд входящих в состав концепта BLM ценностных субконцептов, языковая актуализация которых рассматривается в данной статье. К ним относятся такие концепты, как life, justice, equality, nonviolence, являющиеся наиболее частотными и формирующими ядро концепта BLM. Кроме того, в статье рассматриваются антиценности, репрезентирующие в языке социальные проблемы, на борьбу с которыми направлено движение BLM. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о сложной и многоуровневой структуре исследуемого концепта BLM как единицы, отражающей и формирующей ценностную картину мира американской лингвокультуры.

Ключевые слова: концепт; Black Lives Matter; картина мира; ценности; ценностный концепт; лингвокультура.

В современной научной парадигме понятие ценности является важной составляющей целого ряда гуманитарных дисциплин. Интерес к исследованию данной категории возник еще в античности, и в дальнейшем ценности становились

объектом внимания философов, психологов, социологов. Так, например, по утверждению философа Н.А. Бердяева, человек - это «существо оценивающее», и важной функцией человеческого сознания является определение ценностей и

© Жемчужникова А. К., 2022

их иерархии [Бердяев 1995], а психолог М. Рокич определяет ценности как фундаментальные нравственно-этические нормы, которые обеспечивают целостность социальных систем за счет того, что регулируют процессы, происходящие в обществе [Rokeach 1973].

В большинстве случаев ценности представлены в вербализованной форме и отражаются в языке народа, что определяет интерес к данной категории со стороны лингвистов. При этом многие ученые опираются на постулат, что языковая деятельность человека невозможна в отрыве от социума и, как результат, от сложившейся общественной системы [Алефиренко 2013; Вендина 2002; Слышкин 2000]. Другими словами, преобладающие социокультурные нормы общества создают определенную шкалу ценностей, которая проявляется при выборе человеком жизненных приоритетов в выражении ценностного отношения.

Являясь одной из доминант лингвокультуро-логии, категория ценности также тесно связана с понятием культуры. Так, Е. Г. Хомякова говорит о лингвокультурологии как о «науке, исследующей способы, средства и уровни фиксации человеческого опыта, передающегося в виде ценностных ориентиров во всех областях деятельности человека» [Хомякова, Петухова 2014: 13]. А Н. Ф. Алефиренко определяет ценности как культурно значимые отношения человека к окружающему миру, которые служат ему в качестве ценностных ориентиров [Алефиренко 2013].

Выделяются два основных подхода к интерпретации ценностей с позиций лингвокультуро-логии. Согласно первому они предстают как знаковые идеальные образования, материальные или культурные, представляющие собой важность предметов реальной действительности для носителей определенной культуры [Виноградов 2007: 93]. Иными словами, ценности сами не являются предметами или явлениями окружающей действительности, а представляют собой характеристики и свойства этих объектов. Согласно второму подходу ценности рассматриваются как дискурсивные образования, определяющиеся оценочным отношением участников разговора к предмету речи [Серебренникова 2011: 18]. Анализ дискурса с привлечением социальной проблематики позволяет выделять оценочные параметры различных типов социального взаимодействия, таких как межличностный, социострук-турный, модальный, идеологический и прагматический [Coupland 1988; van Dijk 1988].

Многие исследователи отмечают, что ценности имеют иерархическую организацию. С точки зрения психологии это можно сравнить с пирамидой потребностей в концепции А. Маслоу, так

как ценности тесно связаны с потребностями. В основе лежат физиологические потребности, затем идут потребности в безопасности и стабильности, на третьей ступени находятся социальные потребности, затем следует потребность в признании и уважении, и наконец, последнюю ступень занимают так называемые духовные потребности [Maslow 1954]. Аналогичным образом можно выделить базовые, «вечные» ценности, которые являются основой сознания человека, означают самое дорогое для него и формируются в процессе первичной социализации личности [Елишев 2011: 88; Серебренникова 2011: 17]. Более простые ценности могут входить в ценностный концепт более высокого уровня. В классификации, предложенной В. А. Блюмкиным, выделяются ценности-цели, представляющие собой масштабные, всеобъемлющие понятия, и промежуточные, инструментальные ценности-средства, которые обусловлены высшими ценностями [Блюмкин 1981]. При этом исследователи также отмечают шифтинговый характер категории ценности, поскольку в различных ситуациях и культурах ценности могут переходить с одного уровня на другой, с индивидуальных подниматься до групповых или даже общечеловеческих [Алефиренко 2013: 9]. Применительно к американской лингвокультуре существует набор ценностей и идеалов, которые разделяет каждый житель США, а именно: свобода, индивидуализм, практичность, волонтерство, психология избытка, мобильность, патриотизм, прогресс, американская мечта [Fiedler, Jansen, Norman-Risch 2004: 25-29].

Представляя собой результат познавательной деятельности человека, восприятия и оценивания им окружающей действительности, категория ценности тесно взаимодействует с категорией концепта. Существуют различные определения концепта, в частности, З. Д. Попова и И. А. Стер-нин определяют его как результат познавательной деятельности общества, представление о фрагменте мира, отражает категориальные и ценностные характеристики этого фрагмента действительности, а также несет информацию об отношении общественного сознания к нему [Попова, Стернин 2000]. Многие западные когнити-висты - Р. Лангакер, Р. Джакендофф, Д. Круз -также трактуют его как ментальный конструкт, репрезентирующий в сознании ту или иную категорию опыта, знания о том или ином фрагменте мира [Cruse 2000; Jackendoff 2002; Langacker 1987].

Таким образом, ценностная категория может быть исследована в рамках когнитивного концептуального подхода, путем выявления и анализа соответствующих ценностных концептов.

Как отмечает Е. Г. Хомякова, «ценностный концепт, являясь по сути продуктом когнитивного развития человека, социума и культуры, передает, актуализируясь в языке, своеобразие их взаимодействия и взаимосвязи» [Хомякова 2019: 18]. Рассматриваемый в данной статье концепт Black Lives Matter представляет собой разновидность ценностного концепта, связанного с национальной, расовой характеризацией.

Расовая проблематика, которая всегда была одной из самых сложных в американской политической и общественной жизни, требует в последние годы всё большего внимания со стороны американского общества. Свидетельством возросшей роли проблем расизма является возникновение в 2013 г. и распространение в 2020 г. общественного движения Black Lives Matter. Про-тестные митинги и шествия сторонников движения стали самыми масштабными за всю историю США, показав, что в современном американском обществе расовый вопрос вышел на первый план, что не могло не найти отражения в языке.

Поскольку концепт представляет собой микромодель рассматриваемой культуры, словосочетание Black Lives Matter можно рассматривать как репрезентант единого ценностного концепта в англоязычной языковой картине мира.

Рассмотрим более подробно структуру ценностного концепта BLM с точки зрения своеобразия общественно-политического движения BLM, отраженного в его семантике, учитывая участников этого движения и характер их деятельности. На официальном сайте BLM задачи движения представлены следующим образом:

(1) ...mission is to eradicate white supremacy and build local power to intervene in violence inflicted on Black communities. By combating and countering acts of violence, creating space for Black imagination and innovation, and centering Black joy, we are winning immediate improvements in our lives (BlackLivesMatter Official Website).

Глагольный ряд в рассмотренном выше примере обозначает как деятельность «против» чего-либо (to eradicate, to intervene, to combat, to counter), так и борьбу «за» что-то (to center, to create, to build, to win) в зависимости от цели. В ходе последующего анализа удалось прийти к выводу, что цели, заявляемые участниками движения BLM, можно подразделить на две группы: 1) устранение существующего общественного порядка и 2) внедрение нового.

В ходе описания первой группы целей выделяются лексемы, имеющие негативные коннотации, которые характеризуют расизм: white supremacy, violence inflicted on Black communities.

Таким образом, для данной группы понятие цели борьбы имеет непосредственную причинно-следственную связь с общественными событиями и явлениями, послужившими триггером для возникновения движения BLM.

Вторая группа целей содержит лексемы, имеющие положительные коннотации: Black imagination and innovation, immediate improvements in our lives. Эксплицитно выражена их направленность на интересы чернокожего населения: Black, our, а сами цели олицетворяют стремления участников движения BLM, характеризуя новую реальность, которую они хотят претворить в жизнь.

Важно отметить, что, несмотря на разные коннотации, в каждой из двух выделенных групп цель подразумевает определенные изменения в существующем социальном устройстве, направленные на защиту и продвижение ценностей аф-роамериканского населения путем включения их в ценностную картину мира белого населения. Таким образом, рассмотренные выше цели сформированы на основе ценностных концептов, которые также могут быть рассмотрены как компоненты структуры концепта BLM. Многоуровневая структура концепта BLM дает основание для использования термина «субконцепт» в качестве инструмента лингвистического анализа применительно к концептам в составе структуры концепта BLM. В соответствии с этим представляет интерес исследование языковой актуализации ценностных субконцептов, включенных в структуру концепта BLM как единицы, формирующей ценностную картину мира американской лингвокультуры.

Первый ценностный субконцепт, выделяемый в ходе анализа, - life. Важность человеческой жизни отражена в самом названии движения, которое олицетворяет исследуемый концепт BLACK LIVES MATTER, а также в высказываниях его участников:

(2) Chelsea Fuller, spokeswoman for the Movement for Black Lives, said the movement's core idea - that black lives are valuable (The Washington Post, 09/06/20).

При этом лексема life, которая используется как актуализация рассматриваемого концепта в языке, может выступать как в более широком значении period of animate existence of an individual (https://www.dictionary.com/browse/life), так и в метонимическом значении a living being, especially a human being (там же). Как явствует из данных определений, в качестве ценности выступает не только человеческая жизнь, но и сам человек как индивид и личность.

Следующий ценностный концепт, который выделяется в рамках концепта BLM как ценностной категории, - justice. Если рассмотренная

выше ценность life является общечеловеческой, то расовая справедливость тесно связана именно с американской культурой и историей:

(3) Protests demanding racial justice in the wake of the recent deaths of Ahmaud Arbery, George Floyd, Breonna Taylor and Tony McDade... (The Washington Post, 11/06/2020).

Данный пример демонстрирует актуализацию рассмотренного ценностного концепта в англоязычном тексте через словосочетание racial justice, а список имен является отсылкой к недавним случаям проявления расизма.

На различных этапах протестов сторонников движения BLM ценностью может являться справедливость для более узкого или широкого круга людей:

(4) Yet violence has not deterred peaceful protests under the banners of Black Lives Matter and Justice for George Floyd (The Washington Post, 03/07/20);

(5) The current movement owes much to young people, but it has an old foundation: The demand for equal justice under law (The Washington Post, 03/07/20).

Анализ данных примеров демонстрирует, что, если в примере (4) протестующие требуют справедливости непосредственно для убитого Дж. Флойда, то в примере (5) речь идет о справедливости перед законом для всего населения, как белого, так и афроамериканского. Кроме того, сравнение значений лексемы justice в обоих примерах позволяет сделать вывод о различной интерпретации рассматриваемого концепта:

(6) Justice can mean punishment, and justice can mean equality (The Washington Post, 02/06/20).

Таким образом, справедливость может достигаться за счет наказания виновного, а может подразумевать установление равных прав и обязанностей, что отсылает к самому истоку расовой проблемы.

Следующий ценностный концепт, выделяемый в рамках концепта BLM, - equality, так как понятие равенства, как показывает пример (6), неразрывно связано с понятием справедливости. При этом языковая репрезентация концепта equality демонстрирует, что в рамках движения BLM идея равенства может относиться к различным социокультурным группам:

(7) At the core of the Black Lives Matter movement are calls for equal treatment under the law for those targeted by police - black or white - and for the police themselves (The Washington Post, 02/06/20).

Данный пример демонстрирует, как концепт equality реализуется в языке не только за счет лексемы equal, но и, косвенно, за счет того фак-

та, что в один ряд ставятся представители различных рас (black - white), социально-статусных категорий: полицейские и гражданское население (targeted by police - for the police themselves), что ключевым образом отличается от рассмотренных ранее примеров, где вся деятельность движения BLM и, соответственно, семантика концепта BLM строились на противопоставлении black - white.

Заключительный ценностный концепт, выделяемый в рамках анализа, - nonviolence. Прагма-семантический анализ концепта BLM позволяет заключить, что в его структуре лексема nonviolence играет важную роль. Сами участники движения также характеризуют свои действия как мирные, ненасильственные:

(8) During the massive Black Lives Matter protests across the country in reaction to the killing of George Floyd, many demonstrators took pains to show their commitment to nonviolence (The Washington Post, 24/08/20).

В данном примере демонстрируется значимость ценностного концепта nonviolence для участников движения BLM, выражающаяся в том, что протестующие готовы приложить все усилия (took pains, commitment) ради этой ценности. Сторонние наблюдатели - журналисты, статистики - также отмечают мирный характер демонстраций:

(9) This summer's Black Lives Matter protesters were overwhelmingly peaceful (The Washington Post, 16/10/20).

Приведенный пример демонстрирует еще один способ языковой актуализации концепта nonviolence - через лексему peaceful.

С другой стороны, сами протестные акции могут рассматриваться и как беспорядки:

(10) Are Black Lives Matter protesters peaceful or violent? Depends on whom you ask (The Washington Post, 24/08/20).

Данный пример иллюстрирует невозможность однозначного определения характера протестов и зависимость этой характеристики от личной оценки говорящего. Это соответствует теоретическому положению о том, что оценка является формой существования ценностей.

Таким образом, на примере четырех описанных выше ценностных субконцептов было показано, как ценностная категория реализуется в структуре концепта BLM. Данный список концептов не является исчерпывающим, представляя наиболее частотные концепты, формирующие ядро концепта, в то время как наряду с ними могут быть выделены ценностные концепты freedom, improvement, innovation и т.д.

С другой стороны, рассматривая категорию ценности, ряд ученых предлагают такой термин,

как «антиценность» [Ефимов, Таланов 2010]. Они представляют собой противоположность «ценности», антисоциальное явление, которое несет вред обществу и ведет к его деградации. Кроме того, можно говорить о биполярной структуре ценности, так как каждой ценности соответствует антиценность, носящая антонимический характер.

Применительно к концепту BLM примерами таких антиценностей будут концепты death, inequality, injustice, violence, антонимичные рассмотренным выше ценностным концептам. Они репрезентируют в языке социальные проблемы, на борьбу с которыми направлено движение BLM, что отражено в первую очередь в самом определении движения в примерах (1) и (2): white supremacy, violence inflicted on Black communities. В частности, жестокость и насилие в отношении афроамериканцев явились триггером массовых волнений, олицетворявших идеи движения BLM, и лексема violence репрезентирует в языке то, против чего борются участники:

(11) Since the deaths of George Floyd and Bre-onna Taylor, an estimated 15 million to 26 million Americans have taken to the streets to protest police violence and advocate for Black lives (The Washington Post, 05/08/20).

(12) ... carrying signs with the words "White Silence is White Violence" (The Washington Post, 31/05/20).

Анализ двух вышеприведенных примеров демонстрирует, что участники движения выступают как против физического насилия (police violence) в тех случаях, когда оно привело к смерти Дж. Флойда и Б. Тэйлор, так и против молчаливого одобрения (White Silence is White Violence) жестокости белым населением.

Аналогичным образом ценности justice противопоставлена антиценность, реализующаяся в языке при помощи антонимичной лексемы injustice:

(13) They are tired of the fatal injustices they have seen with their own eyes in just the past few months (The Washington Post, 01/09/20).

В данном примере она характеризует само явление, против которого ведется борьба в рамках движения BLM.

Подводя итог исследования, можно сделать вывод, что, с одной стороны, концепт Black Lives Matter сам по себе является ценностным, таким образом, репрезентируя в языке многолетний опыт борьбы с расизмом в США и отражая и формируя ценностную картину мира американской лингвокультуры. С другой стороны, анализ структуры и содержания данного концепта позволяет выделить ряд ценностных субконцептов, входящих в структуру рассматриваемого концепта BLM, которые также соот-

ветствуют ценностям и идеалам американской картины мира. Наиболее частотными и, соответственно, формирующими ядро концепта BLM являются ценностные субконцепты life, justice, equality, nonviolence. Кроме того, был сделан вывод, что данные ценности противопоставляются ряду антонимичных антиценностей, которые репрезентируют в языке социальные проблемы, явившиеся триггером создания движения BLM. Таким образом, проведенный в рамках исследования анализ позволяет сделать вывод о сложной структуре концепта BLM и многоуровневом характере его ценностного компонента.

Список источников

Официальный сайт движения Black Lives Matter. URL: https://blacklivesmatter.com/about/ (дата обращения: 01.11.20).

How the Black Lives Matter movement went mainstream / J. A. Del Real, R. Samuels, T. Craig // The Washington Post. June 9, 2020. URL: https://www.washingtonpost.com/national/how-the-black-lives-matter-movement-went-main-stream/2020/06/09/201bd6e6-a9c6-11ea-9063-e69bd6520940_story.html (дата обращения: 05.11.20).

Here's how to teach Black Lives Matter / N. E. Brown, R. Block, Jr. & C. Stout // The Washington Post. June 11, 2020. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/2020/ 06/11/heres-how-teach-black-lives-matter/ (дата обращения: 22.08.20).

Opinion: Black Lives Matter is America's ray of light this Independence Day // Editorial Board. The Washington Post. July 03, 2020. URL: http s: //www.washingtonpo st. com/opinions/bl ack-lives-matter-is-americas-ray-of-light-this-indepen-dence-day/2020/07/03/faba0330-bd36-11ea-80b9-40ece9a701dc_story.html (дата обращения: 22.08.20).

The wide gulf in how Biden and Trump view the question of justice / Ph. Bump // The Washington Post. June 2, 2020. URL: https://www.washing-tonpost.com/politics/2020/06/02/wide-gulf-how-biden-trump-vi ew-questi on-justi ce/ (дата обращения: 08.03.21).

Are Black Lives Matter protesters peaceful or violent? Depends on whom you ask / S. Radnitz & Y. Hsiao. The Washington Post. August 24, 2020. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/20 20/08/24/are-black-lives-matter-protesters-peace-ful-or-violent-depends-whom-you-ask/ (дата обращения: 05.11.20).

This summer's Black Lives Matter protesters were overwhelmingly peaceful, our research finds /

E. Chenoweth & J. Pressman // The Washington Post. October 16, 2020. URL: https://www.wa-shingtonpost.com/politics/2020/10/16/this-sum-mers-black-lives-matter-protesters-were-overwhe-lming-peaceful-our-research-finds/ (дата обращения: 05.11.20).

How the coronavirus pandemic helped the Floyd protests become the biggest in U.S. history / M. Arora // The Washington Post. August 5, 2020. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/20 20/08/05/how-coronavirus-pandemic-helped-floyd-protests-become-biggest-us-history/ (дата обращения: 08.03.21).

D.C. on edge as anger over George Floyd's death launches protests through the nation's capital / Samantha Schmidt, Rachel Weiner & Joe Heim // The Washington Post. May 31, 2020. URL: https://www.washingtonpost.com/local/dc-on-edge-as-anger-over-george-floyds-death-launches-pro-tests-through-the-nations-capital/2020/05/30/01be-2956-a2af-11ea-9590-1858a893bd59_story.html (дата обращения 08.03.21).

Black Lives Matter and 'antifa' are not the same thing / J. Capehart // The Washington Post. September 1, 2020. URL: https://www.wa-shingtonpost.com/opinions/2020/09/01/black-lives-matter-antifa-are-not-same-thing/ (дата обращения: 05.11.20).

Список литературы

Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2013. 288 с.

Бердяев Н. А. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. 383 с.

Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.

Вендина Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М.: Индрик, 2002. 336 с.

Виноградов С. Н. К лингвистическому пониманию ценности // Русская словесность в контексте мировой культуры: материалы Междунар. науч. конф. РОПРЯЛ. Н. Новгород: Изд-во Ни-жегород. ун-та, 2007. С. 93-97.

Елишев С. О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте [Электронный ресурс] // Ценности и смыслы. 2011. № 2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennost-tsennostnye-orientatsii-v-mezhdistsipli-narnom-aspekte (дата обращения: 05.08.2020).

Ефимов В. И., Таланов В. М. Общечеловеческие ценности: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 249 с.

Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2000. 30 с.

Серебренникова Е. Ф. и др. Этносемиомет-рия как способ лингвистического аксиологического анализа // Лингвистика и аксиология: этно-семометрия ценностных смыслов: коллективная монография. М.: ТЕЗАУРУС, 2011. С. 49-76.

Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингво-культурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. 128 c.

Хомякова Е. Г., Петухова Т. И. Лингвокультурология: истоки и проблемы. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2014. 132 с.

Хомякова Е. Г. Порождающие ценностные концепты англоязычного социума // Англистика XXI века: материалы IX Всерос. межвуз. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21-23 января 2018 года. СПб.: Автономная некоммерческая организация консолидации образовательного пространства «Университетские Образовательные Округа», 2019. С. 14-19.

Coupland N. Introduction: Towards discourse stylistics // Coupland N. Styles of discourse. - London: Croom Helm, 1988. P. 6-74.

Cruse D. A. Meaning in language: An introduction to semantics and pragmatics. Oxford: Oxford University Press, Cop. 2000. 424 p.

van Dijk T. A.. News as discourse. New-York: Hillsdale, 1988. 200 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fiedler E., Jansen R., Norman-Risch M. American in CloseUp. 13th emp. U.K.: Longman Group UK Ltd., 2004. 284 p.

Jackendoff R. S. Foundations of language: Brain, meaning, grammar, evolution. Oxford: Oxford University Press, 2002. 477 p.

Langacker R. Foundations of Cognitive Grammar. Vol. 1: Theoretical Prerequisites. Stanford: Stanford University Press, 1987. 516 p.

Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harper & Row, 1954. 334 p.

Rokeach M. The Nature of Human Values. New York, 1973. 438 p.

References

Alefirenko N. F. Lingvokul'turologiya. Tsen-nostno-smyslovoe prostranstvo yazyka: uchebnoe posobie [Linguistic and Cultural studies. Value and Semantic Space of Language: Textbook]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2013. 288 p. (In Russ.)

Berdyaev N. A. Tsarstvo Dukha i tsarstvo Kesarya [The Kingdom of God and the Kingdom of Caesar]. Moscow, Respublika Publ., 1995. 383 p. (In Russ.)

Blyumkin V. A. Mir moral'nykh tsennostey [The World of Moral Values]. Moscow, Znanie Publ., 1981. 64 p. (In Russ.)

Vendina T. I. Srednevekovyy chelovek v zerkale staroslavyanskogo yazyka [The Medieval Man in the Mirror of the Old Slavonic Language]. Moscow, Indrik Publ., 2002. 336 p. (In Russ.)

Vinogradov S. N. K lingvisticheskomu ponima-niyu tsennosti [On the linguistic interpretation of value]. Russkaya slovesnost' v kontekste mirovoy kul 'tury: Materialy Mezhdunar. nauch. konf. ROPRY-aL [Russian philology in the context of world culture: Proc. intern. sci. conf. of the Russian Society of Russian Language and Literature Teachers]. Nizhny Novgorod, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Press, 2007, pp. 93-97. (In Russ.)

Elishev S. O. Izuchenie ponyatiy Tsennost", 'Tsennostnye orientatsii' v mezhdistsiplinarnom aspekte [Studying the concepts Value', Value-based orientations' in the interdisciplinary aspect]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 2011, issue 2 (11). Available at: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennost-tsennostnye-orientatsii-v-mezhdistsiplinarnom-aspekte (accessed 05.08.2020). (In Russ.)

Efimov V. I., Talanov V. M. Obshchechelovech-eskie tsennosti: monografiya [Universal Values: Monograph]. Moscow, 'Akademiya Estestvoznani-ya' Publ., 2010. 249 p. (In Russ.)

Popova Z. D., Sternin I. A. Ponyatie 'kontsept' v lingvisticheskikh issledovaniyakh [The Notion 'Concept' in Linguistic Research]. Voronezh, Voronezh State University Press, 2000. 30 p. (In Russ.)

Serebrennikova E. F. et al. Etnosemiometriya kak sposob lingvisticheskogo aksiologicheskogo analiza [Ethnosemiometry as a method of linguistic axiological analysis]. Lingvistika i aksiologiya: etnosemiometriya tsennostnykh smyslov: kollektivnaya monografiya [Linguistics and Axiology: Ethnosemiometry of Value Meanings: Collective monograph]. Moscow, TEZAU-RUS Publ., 2011, pp. 49-76. (In Russ.)

Slyshkin G. G. Ot teksta k simvolu: lingv-okul'turnye kontsepty pretsedentnykh tekstov v soz-nanii i diskurse [From Text to Symbol: Linguistic

and Cultural Concepts of Precedent Texts in Consciousness and Discourse]. Moscow, Academia Publ., 2000. 128 p. (In Russ.)

Khomyakova E. G., Petukhova T. I. Lingvokul'tur-ologiya: istoki i problemy [Linguoculturology: the Origins and Issues]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Press, 2014. 132 p. (In Russ.)

Khomyakova E. G. Porozhdayushchie tsen-nostnye kontsepty angloyazychnogo sotsiuma [Generative value concepts of the anglosphere]. Anglistika 21 veka: Materialy IX Vserossiyskoy mezhvuzovskoy nauchno-metodicheskoy konfer-entsii [English studies of the 21st century: Proc. allRuss. sci.-method. conf.]. St. Petersburg, Autonomous non-profit organization 'Universitetskie Obrazovatel'nye Okruga' Publ., 2019, pp. 14-19. (In Russ.)

Coupland N. Introduction: Towards discourse stylistics. Coupland N. Styles of Discourse. London, Croom Helm, 1988, pp. 6-74. (In Eng.)

Cruse D. A. Meaning in Language: An Introduction to Semantics and Pragmatics. Oxford, Oxford University Press, Cop. 2000. 424 p. (In Eng.)

van Dijk T. A. News as Discourse. New-York, Hillsdale, 1988. 200 p. (In Eng.)

Fiedler E. American in Close-Up. E. Fiedler, R. Jansen, M. Norman-Risch. 13th emp. U.K., Longman Group UK Ltd., 2004. 284 p. (In Eng.)

Jackendoff R. S. Foundations of Language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution. Oxford, Oxford University Press, 2002. 477 p. (In Eng.)

Langacker R. Foundations of Cognitive Grammar. Vol. 1: Theoretical Prerequisites. Stanford, Stanford University Press, 1987. 516 p. (In Eng.)

Maslow A. H. Motivation and Personality. New York, Harper & Row, 1954. 334 p. (In Eng.)

Rokeach M. The Nature of Human Values. New York, 1973. 438 p. (In Eng.)

The Language of the Value Component of the Black Lives Matter Concept

Anastasiia K. Zhemchuzhnikova

Senior Lecturer in the Department of Foreign Languages in International Relations Saint Petersburg State University

7-9, Universitetskaya naberezhnaya, St. Petersburg, 199034, Russian Federation. [email protected] SPIN-code: 7856-7956

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7691-6248 ResearcherID: C-9724-2016

Received 26 Nov 2021 Revised 10 Jan 2022 Accepted 17 Jan 2022

For citation

Zhemchuzhnikova A. K. Yazyk tsennostnoy sostavlyayushchey kontsepta Black Lives Matter [The Language of the Value Component of the Black Lives Matter Concept]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2022, vol. 14, issue 1, pp. 38-45. doi 10.17072/2073-6681-2022-1-38-45 (In Russ.)

Abstract. In recent years, racial issues have increasingly attracted attention in the American society. A vivid illustration of that is the emergence of the Black Lives Matter (BLM) social movement in 2013 as a hashtag in social networks, coming to the forefront in 2014-2015 in Ferguson, and gaining skyrocketing worldwide popularity in 2020 after George Floyd's murder by a white officer. The role of racial issues in the modern American system of values cannot but be reflected in the language, due to the fact that the race is perceived as a special axiological concept in the Anglophone worldview. The investigated BLM concept can be defined as a certain kind of a value-based concept related to the national, ethnic characteristics. The structure of the BLM value-based concept is analyzed in the research through the analysis of characteristic features of the BLM social and political movement reflected in its semantics, taking into consideration the participants of this movement, their ideas, objectives and activities. Lexico-semantic analysis of the BLM concept structure made it possible to conclude that the activity of the participants has the ultimate target of implementing certain changes in the existing social structure aimed at protecting and promoting certain values. The research identifies a list of value-based subconcepts within the structure of the BLM concept and analyzes their linguistic representation. These include concepts such as life, justice, equality, nonviolence, most frequently referred to and forming the core of the BLM concept. Moreover, the article analyzes anti-values, which represent in the language the social problems the BLM movement is fighting against. The research makes a conclusion about the complex and multi-level nature of the investigated BLM concept as a unit that shapes the value component of the American linguistic culture worldview.

Key words: concept; Black Lives Matter; worldview; values; value-based concept; linguistic culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.