2012 Математические основы информатики и программирования №1(15)
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
УДК 004.432:004.435
ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ AspectTalk
Д. А. Стефанцов
Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск,
Россия
E-mail: d.a.stefantsov@isc.tsu.ru
Описывается язык объектно-ориентированного (ООП) и аспектно-ориентированного (АОП) программирования AspectTalk, состоящий из базового языка, метаязыка, библиотек ООП и АОП. Он реализуется с помощью метапрограммирования, протоколов метаобъектов и механизма примесей. Приводится сравнение AspectTalk с языками программирования, имеющими похожие возможности.
Ключевые слова: язык программирования, метапрограммирование, Smalltalk,
ООП, АОП, метаобъектный протокол.
Введение
Язык AspectTalk разработан для проведения экспериментальных исследований в области защиты программных систем обработки информации путём их интеграции с политиками безопасности средствами аспектно-ориентированного программирования [1-3].
Будучи языком метапрограммирования, язык АОП может быть построен на базе любого языка программирования. В качестве базового языка в AspectTalk используется собственный диалект языка объектно-ориентированного программирования Smalltalk, поскольку, во-первых, в настоящий момент ООП является наиболее распространённой парадигмой программирования, а во-вторых, язык Smalltalk имеет самый маленький набор правил записи среди существующих языков ООП.
В ООП вычисления производятся посылкой сообщений от одних объектов другим с просьбой произвести некоторые вычисления. При этом каждый объект обладает набором сообщений, на которые он может ответить. Этот набор называется протоколом объекта. Посылка сообщений — это способ вызова подпрограммы в объектной системе. Подробнее о системах ООП можно прочитать, например, в [4].
Свойства ООП и АОП в языке AspectTalk реализуются с помощью метаязыка, модули на котором изменяют семантику конструкций базового языка. Библиотека АОП реализована в два этапа: на первом — с помощью метаязыка в объектную систему вводятся метаобъекты, на втором — с помощью протоколов метаобъектов описывается механизм примесей.
Любые вычисления можно построить только на посылке сообщений, по примеру лямбда-исчисления [5], но в реальной вычислительной системе есть потребности взаимодействия с внешними устройствами — дисками, клавиатурой, монитором, мышью и т. д., а также в эффективных вычислениях и в управлении памятью. Для того чтобы
удовлетворить эти потребности, в объектную систему вводится дополнительная сущность — виртуальная машина (ВМ), выполняющая требуемый набор операций, называемых, по традиции, примитивами.
Для упрощения процесса трансляции и выполнения программы ВМ представляют, как правило, не набором подпрограмм, а в виде самостоятельной программы, принимающей на вход последовательности команд. Допустимые для ВМ команды образуют язык ВМ.
В данной работе описывается язык AspectTalk: подробно — его базовый язык и метаязык и кратко — библиотеки ООП и АОП. Последняя реализована с помощью протоколов метаобъектов. Сообщается также об используемых ВМ и о трансляторе с AspectTalk в промежуточный язык. Показано, как с помощью основных конструкций языка AspectTalk можно реализовать свойства распространённых объектно-ориентированных и аспектно-ориентированных систем.
1. Базовый язык
Объекты представляют собой наборы данных и допустимых операций над этими данными. Данные и операции, как правило, подбираются способом, подходящим для той или иной предметной области. Например, есть объекты-строки, представляющие собой последовательности символов. Операции над объектами-строками — это конкатенация, взятие подстроки, поиск подстроки в строке и т. д. Есть также объекты-числа с допустимыми операциями — сложением, умножением, делением, вычитанием и т. д. Данные объекта и операции над объектом называются соответственно член-функциями и член-данными объекта.
Объектная система строится рекурсивно: данные объекта являются ссылками на другие объекты. Для упрощения вводятся элементарные данные — объекты, реализация которых скрыта от пользователя объектной системы (программиста) с помощью ВМ. Элементарные данные могут не содержать ссылок на другие объекты.
Существует несколько способов задания множеств операций над объектами. Алгоритм поиска операции по её имени называется диспетчеризацией.
Член-данные и член-функции объекта хранятся в словарях —объектах, являющихся важными компонентами любой объектной системы. Словарь представляет собой функцию, отображающую множество одних объектов в множество других. Например, словарь может отображать числа на строки, содержащие записи этих чисел в восьмеричной системе счисления, и быть определённым только для чётных чисел. Он может отображать строки на числа и другие словари и быть определённым только для строк «мой дядя», «самых», «честных правил». Аргументы функции, представляемой словарём, называются ключами. Пара (ключ, значение) в словаре называется элементом этого словаря. Операции над словарями позволяют получить значение, соответствующее некоторому ключу, изменить значение, соответствующее некоторому ключу (т. е. расширить функцию), добавить новый ключ в словарь (т. е. расширить функцию, представляемую словарём) и т. д.
По цели использования все словари объектной системы можно разделить на пользовательские и системные. Первые пользователь объектной системы (т. е. программист) явно задаёт в программе, вторые определяются в объектной системе неявно и используются для её работы. Например, множество переменных, используемых в подпрограмме, задаётся словарём, отображающим имена переменных в их значения.
Здесь описываются базовая часть языка AspectTalk, а также конструкции языка в порядке их усложнения. Для каждой конструкции приводится соответствующая
часть грамматики в бэкусовой форме. Лексемы языка вводятся по мере необходимости с помощью регулярных выражений.
1.1. Литералы
Базовый язык AspectTalk включает стандартные типы объектов, необходимые для реализации большинства алгоритмов, — числа, строки, массивы и т. п. Для описания объектов стандартных типов в языке AspecTalk существуют специальные конструкции, называемые литералами и обладающие следующим свойством: два объекта, описанные одной конструкцией, равны. Как правило, строковое представление объекта стандартного типа, используемое, например, при выводе этого объекта на экран, совпадает с литералом, описывающим данный объект (листинг 1).
1
2
3
4
5
6
integer string char symbol <literal> < array >
[+\-]?([0-9]+r)?[0-9a-zA-Z] +
’([“’] I ’’) + ’
\$.
#[~\t\n\r [\]{}() " ’#; .] + integer I string I char I symbol "#(" <literal> ") "
Листинг 1. Литералы языка AspectTalk
I <array>
Числа
На данный момент язык AspecTalk поддерживает только литералы целых чисел. Соответствующее регулярное выражение представлено в строке 1 листинга 1. Целое число начинается с необязательного знака, после чего следует необязательное указание на систему счисления (по умолчанию используется десятичная), а затем записывается модуль числа.
Основание системы счисления может принимать значения от 2 до 36 включительно. Для записи цифр больше 9 используются символы английского алфавита в верхнем или нижнем регистре.
Примеры литералов, задающих целые числа: +0, 2r0, 16r0, -3r0. Все перечисленные литералы задают число 0.
Строки
Строковые литералы представляют собой последовательности знаков, заключенные в одинарные кавычки (см. строку 2 листинга 1). Для того чтобы включить знак одинарной кавычки в строковый литерал, его необходимо продублировать.
Примеры строковых литералов: ’мой дядя’, ’самых’, ’честных правил’,
’Dot your i”s and cross your t”s’.
Знаки
Знаки являются составными частями строк и задаются литералами, удовлетворяющими регулярному выражению в строке 3 листинга 1: литерал, задающий знак, начинается с символа «$», после которого следует требуемый знак.
Например, строка ’мой дядя’ содержит знаки $м, $о, $й, $ , $д, $я, $д, $я.
Символы
Символы используются в качестве ключей в системных словарях, т. е. в словарях член-функций, член-данных, аргументов, локальных переменных. Ключи в словарях член-функций называются селекторами, в прочих системных словарях — идентификаторами. Регулярное выражение для литералов, описывающих символы, представ-
лено в строке 4 листинга 1: описание символа начинается со знака «#», после которого записывается последовательность знаков. Примеры символов: #size, #at:put:.
Массивы
В языке AspectTalk, как и в языке Smalltalk, существуют литералы для массивов, элементы которых могут быть заданы литералами. Описание массива начинается со знаков «#(», после чего следуют 0 или более литералов, разделённых пробельными знаками, затем следует знак «)». В строках 5 и 6 листинга 1 приведена бэкусова форма, определяющая возможные литералы для описания массивов; внутри массивов знаки «#» могут быть опущены при описании символов и вложенных массивов.
Примеры массивов: #(), #(1 #two (three) ’four’).
Во многих языках программирования литералы отождествляются с константами. В языке AspectTalk этого отождествления следует избегать, поскольку массив, заданный литералом, не является константой и может быть изменён.
1.2. П е р е м е н н ы е
В объектной системе объекту может быть сопоставлено имя. Соответствие имени объекту хранится в системных словарях. Элементы системных словарей, используемые для хранения данных, называются переменными. Будем говорить, что в переменной x хранится объект у или значение у, если объект у имеет имя x в объектной системе.
Имя переменной является идентификатором и представляет собой последовательность букв, цифр и знаков подчёркивания, начинающуюся не с цифры. Регулярное выражение, описывающее возможные идентификаторы, есть [a-zA-Z_][0-9a-zA-Z_]*. Примеры идентификаторов: x, y, index.
Переменные в языке AspectTalk хранят только ссылки на объекты, как, например, переменные в языках Smalltalk, Python и Java. Объекты хранятся в динамической памяти ВМ и удаляются механизмом сборки мусора в случае, если объект становится недоступным через текущие переменные программы. В отличие от языка Java, переменной не сопоставлена метка типа хранящегося объекта, поэтому в одной и той же переменной можно хранить объекты разных типов, как в языках Smalltalk и Python.
Присвоение значения переменной производится с помощью специальной операции, имеющей, по историческим причинам, три обозначения: «:=», «<-» и «_». В листинге 2 приведены примеры присвоений: в строке 1 переменной x присваивается значение ’Hello, world!’, в строке 2 переменной у присваивается значение переменной х, в строке 3 производится множественное присвоение — в переменных x и y сохраняется ссылка на целое число 31337.
1 x := ’Hello, world!’
2 y := x
3 y := x := 31337
Листинг 2. Примеры присвоений в языке AspectTalk
В языке AspectTalk есть псевдопеременные — переменные, значение которых всегда определено тем или иным образом и не может быть изменено командой присвоения. Примерами псевдопеременных являются true, false и nil, указывающие всегда на булевы константы 0, 1 и «пустой объект» соответственно.
1.3. Посылка сообщений
Объекты взаимодействуют при помощи посылки сообщений друг другу. Сообщение включает в себя имя и набор параметров. После получения сообщения объект
выполняет процедуру диспетчеризации — находит необходимый алгоритм обработки принятого сообщения. В процессе обработки сообщения объект может посылать сообщения другим объектам или самому себе. Заканчивается процесс обработки возвратом результата объекту, пославшему сообщение.
Результат процедуры диспетчеризации зависит от параметров трёх типов — объекта, принимающего сообщение, имени сообщения и параметров сообщения.
Процесс посылки сообщения можно рассматривать как способ вызова подпрограммы. Главные отличия: l) позднее связывание сообщения с алгоритмом, выполняющим его обработку; 2) алгоритму обработки сообщения всегда передаётся дополнительный параметр — ссылка на объект, принявший сообщение, которая хранится в псевдопеременной self.
Унарные сообщения
Унарные сообщения не имеют параметров. Для посылки унарного сообщения необходимо после объекта-получателя записать селектор сообщения. В листинге З приведены примеры посылки унарных сообщений: в строке l массиву посылается сообщение с селектором #size, после чего результат — размер массива, число З — записывается в переменную n; в строке 2 числу n посылается сообщение с селектором #factorial, после чего результат — число б — записывается в переменную x.
1 n := #(one two three) size
2 x : = n f ac t ori al
Листинг З. Примеры посылки унарных сообщений
Далее для краткости сообщение с селектором #x будем называть сообщением x.
Бинарные сообщения
Бинарные сообщения — это сообщения с одним параметром, селектор которых записывается с помощью специальных знаков: «+», «-», «*», «/», «%», «<», «<=», «=», «>=», «>», «~=», «==», «~~», «@», «,». Получатель сообщения указывается перед селектором, а параметр — после. Бинарные сообщения введены в язык для записи математических операций в естественном виде. Примеры посылки бинарных сообщений приведены в листинге 4: в строке l объекту 1 посылается сообщение + с параметром 2, а результату — объекту З — посылается сообщение * с параметром З, после чего результат — объект 9 — записывается в переменную x; в строке 2 объекту 9, хранящемуся в переменной x, посылается сообщение = с параметром 9, после чего результат — объект true — записывается в переменную y.
1 x := (І + 2) * З
2 y := x = 9
Листинг 4. Примеры посылки бинарных сообщений
Сообщения с ключевыми словами
Для посылки сообщений с ненулевым количеством параметров в языке AspectTalk реализованы сообщения с ключевыми словами. Ключевое слово записывается в виде идентификатора со знаком двоеточия на конце: at: , and: , or: . Селектор сообщения с ключевыми словами содержит столько ключевых слов, сколько сообщение содержит параметров: #at:put:, #to:do:, #ifTrue:ifFalse:. В записи посылки сообщений с ключевыми словами сначала указывается объект-получатель, а затем записывается последовательность ключевых слов, после каждого из которых следует параметр.
В листинге 5 приведены примеры посылки сообщений с ключевыми словами: в строке 1 массиву посылается сообщение at: с параметром 2, результатом является второй элемент массива — символ #two; в строке 3 массиву из пяти элементов, хранящемуся в переменной у, посылается сообщение at:put: с параметрами 5 и 0, в результате чего в пятый элемент массива записывается число 0.
1 x := #(one two three) at: 2
2 y := #( 0 0 0 0 1)
3 y at: 5 put : 0
Листинг 5. Примеры посылки сообщений с ключевыми словами
Данный синтаксис записи сообщений с ключевыми словами отличается от наиболее распространённого варианта записи вызова метода с несколькими параметрами в таких языках, как C+—+, Java, Python, где имя сообщения записывается слитно, после чего следуют параметры в скобках через запятую. Главной целью введения такой формы записи в язык AspectTalk, как и в язык Smalltalk и, например, в Objective-C, является повышение читаемости программы.
Порядок вычисления выражений
В записях посылок сообщений вместо любого объекта может, в свою очередь, стоять выражение, результатом обработки которого является объект. Записи такого вида будем называть выражениями. Вложенные выражения анализируются с учётом приоритетов посылки сообщений. Порядок посылки сообщений в выражении в языке AspectTalk позаимствован из языка Smalltalk и определяется следующими правилами:
1) приоритеты типов сообщений в порядке убывания:
а) унарные;
б) бинарные;
в) с ключевыми словами;
2) выражения для объектов получателя сообщения и параметров сообщения вычисляются в произвольном порядке;
3) сообщения с одинаковым приоритетом посылаются в порядке слева направо;
4) порядок вычисления выражения можно изменить с помощью скобок ( и ) .
В листинге 6 иллюстрируется порядок вычисления выражений:
1) в строке 2 приведено выражение, иллюстрирующее приоритет операций: наименее приоритетной операцией является посылка сообщения at:put: — она будет выполнена последней, при этом получатель (объект х) и параметры (1 и результат выражения х size + 1) вычисляются в произвольном порядке, возможно, зависящем от транслятора; вычисление выражений x и 1 тривиально; в выражении x size + 1 посылка бинарного сообщения + — наименее приоритетная операция, она будет выполняться последней, при этом получатель и параметр (х size и 1) вычисляются в произвольном порядке;
2) в строке 3 приведено вычисление математического выражения с помощью бинарных селекторов; поскольку у бинарных селекторов одинаковый приоритет, посылка соответствующих сообщений начинается слева направо, т. е. сначала будет послано сообщение + объекту 1 с параметром 2, затем результату (объекту 3) будет послано сообщение * с параметром 3; в данном случае приоритет операций языка расходится с приоритетом операций в математических записях; эта особенность взята из языка Smalltalk, у которого язык AspectTalk заимствует большинство свойств;
3) в строке 4 иллюстрируется использование скобок для изменения порядка вычисления выражения: второй элемент массива х увеличивается на единицу.
1 x := #(1 2 3 4 5)
2 x at: 1 put: x size + 1
3 y:= 1 + 2*3
4 x at: 2 put: (x at: 2) + 1
Листинг 6. Примеры, иллюстрирующие порядок вычисления выражений
Каскады сообщений
В программах на AspectTalk, так же как и в программах на Smalltalk, часто возникает необходимость послать несколько сообщений одному и тому же объекту. Для этого вводится специальная синтаксическая конструкция — каскады сообщений. Для описания каскада необходимо после описания объекта (литерала, переменной или сообщения с посылками сообщений) перечислить посылаемые сообщения с параметрами, каждое из которых необходимо предварить знаком «;». Результатом вычисления выражения с каскадом всегда является объект, принимающий сообщения каскада.
В листинге 7 представлен пример использования каскадов сообщений. В этом примере словарь используется для хранения сведений о человеке: в строке 1 результатом выражения Dictionary new является новый словарь, которому в строках 2-4 посылаются три сообщения at:put:, сохраняющие в нём данные о человеке. Результат вычисления каскада — новый словарь, в который добавлено три элемента, — помещается в переменную person.
1 person := Dictionary new;
2 at: ’name’ put: ’Иван Иванов’;
3 at : ’ age ’ put : 42 ;
4 at: ’height’ put: 178
Листинг 7. Пример использования каскадов сообщений
Следует отметить, что каскадные выражения отличаются в диалектах языка Smalltalk — Smalltalk-80 и Little Smalltalk. В языке AspectTalk используются каскадные выражения из последнего.
1.4. Б л о к и
В языке AspectTalk выражения, состоящие из литералов, переменных, операций присвоения значения, посылок сообщений и каскадов, могут выполняться последовательно. При этом каждое из предложений выполняется ради побочного эффекта — изменения значения переменной, вывода строки на экран и т. п. Предложения отделяются друг от друга знаком точки «.». Точка после последнего предложения не обязательна. Пример последовательности предложений показан в листинге 8. Всякая программа на AspectTalk является последовательностью предложений.
1 s := ’Мой дядя самых честных правил’.
2 w := $я.
3 r := 0.
Листинг 8. Последовательность предложений на языке AspectTalk
В языке AspectTalk, как и в языке Smalltalk, можно описать объекты, представляющие собой последовательности предложений и называемые блоками. Как и всякие
объекты, блоки обладают состоянием и могут принимать и обрабатывать сообщения. Одним из таких сообщений является сообщение, запускающее выполнение предложений, содержащихся в блоке. Таким образом, блоки представляют собой разновидность подпрограмм. Параметры и результат сообщения, запускающего выполнение предложений блока, являются соответственно входными и выходным параметрами подпрограммы. С другой стороны, блоки являются объектами и могут быть сохранены в переменной, переданы в качестве параметров в другой блок, возвращены в качестве результата вычисления другого блока, а также могут принимать сообщения.
Описание блока начинается со знака «[», после которого следует необязательное описание входных параметров блока: имя каждого параметра предваряется знаком «:», параметры отделяются пробельными символами, описание параметров заканчивается знаком « | ». После необязательного описания параметров записываются предложения блока. Описание блока заканчивается знаком «]». Блоки могут быть вложенными, т. е. содержать описания других блоков.
Если блок не имеет параметров, сообщение, запускающее выполнение предложений блока, имеет селектор #value. В противном случае селектор состоит из ключевых слов value:, количество которых равно числу параметров блока. Результат последнего предложения считается результатом выполнения всего блока.
В листинге 9, строка l, показано описание блока с одним параметром и одним предложением, возвращающим значение true, если строка-параметр имеет ненулевую длину, и false в противном случае. В строке 2 запускается выполнение блока и его результат записывается в переменную x.
1 notEmpty := [ :str і str size > G ].
2 x : = no t Empt y val ue : s .
3 lcm := [ :n :m і d := n gcd: m. (n * m) / d ]
Листинг 9. Блок с одним параметром
Предложения блока могут содержать локальные переменные. В строке З листинга 9 определён блок, вычисляющий наименьшее общее кратное двух чисел. В процессе вычисления используется локальная переменная d, хранящая наибольший общий делитель чисел. Всякая запись значения в переменную, не содержащуюся в текущих системных словарях, добавляет эту переменную в словарь локальных переменных. Переменные в AspectTalk могут вводиться по необходимости во время своего первого использования. Словарь локальных переменных очищается при каждом запуске блока.
Поиск переменных всегда начинается со словаря локальных переменных текущего блока, продолжается в словаре параметров блока, после чего поиск рекурсивно продолжается среди переменных объемлющего блока. Таким образом, поиск переменных производится в цепочке словарей, начинающейся со словаря локальных переменных и заканчивающейся словарём глобальных переменных. В случае, когда переменная была найдена в одном из объемлющих блоков, указатель на эту переменную сохраняется в текущем блоке-объекте и хранится в нём до тех пор, пока он не будет удалён сборщиком мусора. Благодаря этой особенности, блоки в AspectTalk являются замыканиями в терминах таких языков, как Scheme и Python. Замыкания также реализованы в одной из популярных библиотек языка C+—+ [б].
В листинге lO приведён пример программы, демонстрирующей возможности замыканий. В блоке gen объявляется локальная переменная n и инициализируется нулём, после чего блок возвращает вложенный блок, увеличивающий n на l и возвращающий значение n. Поскольку словарь локальных переменных блока очищается при каждом
запуске блока, указатели на переменные п в блоках с1 и с2 будут указывать на разные области памяти. Следовательно, с1 и с2 будут изменять разные области памяти и вести независимый счёт. Комментарии в строках 4-6 описывают значение соответствующих переменных.
:= п + 1. п ] ].
І gen : = [ n := 0. [n : = n
2 d : = gen value.
З c2 := gen value.
4 x : = c1 value. " x= І "
Б y : = c1 value. " y= 2 "
б z : = c2 value. " z= І"
Листинг 10. Замыкания в языке AspectTalk
Замыкания являются мощным механизмом, позволяющим кратко описывать сложные алгоритмы и структуры данных. В частности, библиотека ООП, описываемая далее, реализована с помощью замыканий.
Условные переходы
В языке AspectTalk, как и в языке Smalltalk, нет специальных синтаксических конструкций для определения условных переходов. Для реализации ветвлений в программе используются блоки и булевы значения true и false. Последним могут быть посланы сообщения с селекторами #ifTrue:, #ifFalse:, #ifTrue:ifFalse:, #ifFalse:ifTrue:, принимающие блоки в качестве параметров и запускающие их выполнение в зависимости от значения, при этом результат сообщения равен результату запущенного блока или nil, если не был запущен ни один блок (см. таблицу).
Ветвления в языке AspectTalk
Селектор сообщения true false
#ifTrue: Запускается блок-параметр nil
#ifFalse: nil Запускается блок-параметр
#ifTrue:ifFalse: Запускается 1-й блок-параметр Запускается 2-й блок-параметр
#ifFalse:ifTrue: Запускается 2-й блок-параметр Запускается 1-й блок-параметр
В листинге 11 приведены примеры условного перехода. В строке 1 первый знак строки s сравнивается со знаком, хранящимся в переменной w; в случае совпадения переменная r увеличивается на 1. В строках 2-4 устанавливается взаимная простота чисел n и m. Если значение выражения (n gcd: m) = 1 равно true, то переменной х присваивается значение 1, а если false, то 0.
1 (s at: 1) = w ifTrue: [ r := r + 1].
2 (ngcd: m) =1
3 ifTrue: [ x := 1 ]
4 ifFalse : [ x := 0 ].
Листинг 11. Пример условного перехода в языке AspectTalk
Циклы
Как и в случае условных переходов, в языке AspectTalk нет специальных синтаксических конструкций для организации циклов — они реализуются с помощью блоков.
Самый простой в реализации вид циклов — циклы с условием. Цикл с условием реализуется посылкой сообщения #whileTrue блоку. Для обработки этого сообщения блок вычисляет сам себя (посылая сообщение #value объекту в псевдопеременной self), и
если результат — это объект true, то рекурсивно посылает себе сообщение #whileTrue. Рекурсия продолжается до тех пор, пока значение, возвращаемое в ответ на сообщение #value, равно true. Следовательно, цикл с условием можно описать следующим образом: тело цикла записывается в виде предложений некоторого блока без параметров; последнее предложение представляет собой условие продолжения цикла; описанному блоку посылается сообщение #whileTrue. Очевидно, реализуемый подобным образом цикл является циклом с постусловием.
Цикл с предусловием реализуется с помощью сообщения #whileTrue: —блок-приёмник сообщения вычисляет себя (self value), и если результат равен true, вычисляет блок-параметр, после чего рекурсивно посылает себе сообщение #whileTrue: с тем же параметром, который был получен из предыдущего сообщения. Условие продолжения цикла записывается в блоке-приёмнике, а тело цикла — в блоке-параметре.
Аналогичным образом обрабатываются сообщения #whileFalse и #whileFalse:; единственное отличие состоит в том, что проверяемое условие — это условие выхода из цикла, а не условие продолжения цикла.
В листинге l2 приведён пример программы на AspectTalk, подсчитывающей количество вхождений знака $я в строку ’Мой дядя самых честных правил. Результат
накапливается в переменной r. В данной программе используется сообщение #ifTrue:.
1 s := ’Мой дядя самых честных правил’.
2 w := $я.
3 r := G.
4
Б [ s size > G ] whileTrue:
6 [ ( s at : І) = w
7 ifTrue: [ r := r + І ].
В s := s allButFirst. ].
Листинг І2. Пример использования цикла с условием
Несмотря на то, что циклы в AspectTalk реализуются с помощью рекурсии, их выполнение не приводит к росту стека вызовов подпрограмм, так как в их реализации используется механизм хвостовой рекурсии, описанный в [Т].
Очевидно, цикл со счётчиком можно реализовать с помощью цикла с условием, заведя переменную цикла, увеличивая её на каждой итерации и сравнивая с конечной границей. Данная дисциплина организации цикла для удобства реализована в виде сообщений #to:do: и #to:by:do:, посылаемых целым числам: получатель является начальной границей счётчика, параметр ключевого слова to: — конечной границей счётчика, параметр ключевого слова do: — телом цикла. В сообщении #to:by:do: есть также возможность указать шаг счётчика с помощью параметра by: . Необходимо отметить, что счётчик передаётся в блок — тело цикла при вычислении последнего.
В листинге 1З приведён тот же алгоритм, что и на листинге 12, но с использованием цикла со счётчиком вместо цикла с условием.
1 s := ’Мой дядя самых честных правил’.
2 w := $я.
3 r := G.
4 І to : s s i z e do :
Б [ :i і (s at: i) = w ifTrue: [ r := r + І ] ].
Листинг ІЗ. Пример использования цикла со счётчиком
В языке AspectTalk есть возможность организации циклов по элементам объектов-агрегатов, содержащих в себе множество равнозначных ссылок на другие объекты. Примерами объектов-агрегатов являются массивы, строки и словари. Для описания подобного цикла объекту-агрегату посылается сообщение #do:, параметром которого является блок — тело цикла. В процессе обработки сообщения объект-агрегат перебирает содержащиеся в нём ссылки на объекты и для каждого из них посылает сообщение #value: телу цикла, передавая в качестве параметра текущий элемент.
В листинге 14 представлен тот же алгоритм, что и в листингах 12 и 1З, но реализованный с помощью цикла по строке, являющейся агрегатом объектов-знаков.
1 s := ’Мой дядя самых честных правил’.
2 w := $я.
3 r := G.
4
Б s do: [ :c і c = w ifTrue: [ r := r + І ] ].
Листинг І4. Пример использования цикла по объектам-агрегатам
1.5. Примитивы
Примитивом называется операция обращения к виртуальной машине. Примитивы используются для выполнения простых действий, таких, как арифметические операции над целыми числами, вывод строки на экран и т. п. Некоторые операции, которые могут быть выполнены средствами языка AspectTalk, реализуются виртуальной машиной в целях оптимизации. К таким операциям относится, например, преобразование числа в строку.
В отличие от Smalltalk, примитивы в AspectTalk имеют явные параметры и возвращаемое значение. В Smalltalk параметры и возвращаемое значение примитивов берутся из текущего стека, что затрудняет понимание текста программы, а также делает язык зависимым от реализации ВМ.
Примитивы можно разбить на три группы:
1) примитивы общего назначения;
2) примитивы, используемые для ввода и вывода;
3) примитивы, относящиеся к тому или иному типу данных.
В листинге l5 проиллюстрированы примитивы этих трёх групп: в строке l указан примитив newObject, результатом выполнения которого является новый объект; примитив write принимает два параметра — имя потока вывода (stdout) и строку, выводит переданную строку на поток вывода и возвращает nil (см. строку 2); в строке З используется примитив integerAddition, принимающий на вход два числа и возвращающий их сумму.
1 <newObj ect >
2 <write stdout ’Hello, world!’>
3 < i nt e ge rAddi t i on x І >
Листинг ІБ. Примеры примитивов в языке AspectTalk
1.б. Грамматика языка AspectTalk
В листинге 1б описаны все возможные лексемы языка в виде регулярных выражений (строки 1-11) и правила синтаксиса в бэкусовой форме (строки 1З-29). Лексемы записаны в виде идентификаторов, нетерминалы грамматики — в виде идентификато-
ров, окружённых угловыми скобками «<» и «>». Простые (односимвольные и двухсимвольные) лексемы представлены в синтаксических правилах буквально и окружены знаками «"».
Выделение группы терминалов и нетерминалов знаками
1) «(» и «)?» означает, что эта группа может присутствовать и отсутствовать в выражении, задаваемом правилом;
2) «(» и «)*» означает повторение группы ноль или более раз;
3) «(» и «)+» означает повторение группы один или более раз.
Выше описана семантика всех приведённых в листинге 16 конструкций, за исключением команды возврата результата в строке 14, которая будет описана в п. 3.
1 identif ier = * ] _ Z - A z - a 9 - G [ ] _ Z - A z - a [
2 keyword = * ] _ Z - A z - a 9 - G [ ] _ Z - A z - a [
З binarysel = +l-l*l/l%l<l<=l=l>=l>l~=l==l~~l@l,
4 unarysel = * ] _ Z - A z - a 9 - G [ ] _ Z - A z - a [
Б integer = [+\-]?([0-9]+r)?[0-9a-zA-Z] +
б symbol = #[~\t\n\r [\]{}() " .] +
7 string = ’([~’]|’ ’) + ’
В c omment = "([“"] 1 "")+"
9 char = \$.
10 delimiter = [\t\r\n ]+
11 assign = _l<-l : =
12
13 <statements > = <statement> ( "." <statement> )*
14 <statement > = ( "~" )? < expres s ion >
1Б <expression > = identifier assign <expression>
1б <expression > = <cascaded>
17 < c as c ade > : = <simple> ( ";" <selectors> )*
1В <simple > = <binary> ( keyword <binary> )*
19 <binary > = <unary> ( binarysel <unary> )*
20 <unary > = <primary> ( unarysel )*
21 <primary > = <variable> | <literal> |
22 <block> | <primitive> | "(" <cascade> ")"
23 < s el e c t o rs > : : = ( unarys e l | bi narys e l < unary > |
24 ( keyword <binary> )+ )+
2Б <block > ::= " " ( (":" identifier)+ "|")? <statements> "]"
2б < l i t e ral > : = integer | symbol | string | char | <array>
27 < array > : = "#(" ( <literal> )* ")"
2В <primitive > = "<" identifier ( <primary> )* ">"
29 <variable > = i de nt i f i e r
Листинг 16. Грамматика языка AspectTalk
2. Метаязык
Метаязык используется для изменения семантики синтаксических конструкций языка. Инструкции метаязыка записываются в отдельных модулях и имеют собственные грамматические правила.
Содержание метаязыкового модуля в АярееіТаІк описывает синтаксические правила, с помощью которых транслятор определяет конструкции, семантику которых необходимо изменить. Правила определяются в виде, схожем с бэкусовой формой (ли-
стинг І7). В качестве элементов описания допускается использование нетерминалов и лексем, определённых в грамматике базового языка AspectTalk. Последним правилом в метаязыковом модуле должно быть правило вида «<handler> ::= identifier», в котором задаётся имя блока, вызываемого вместо всех конструкций, описанных с помощью правил модуля. Таким образом семантика этих конструкций заменяется на определённую в указанном блоке. Такой блок будем называть обработчиком.
1
2
3
4 Б б 7 В 9
10
11
< r ul e s >
< r ul e >
< i t e ms >
:= <rule> <newline> <rules>
= <item> "::=" <items> |
" < handl er > " " : : =" i dent i f i e r : = < ri t em > < it ems > l
<ritem> "|" <items> |
" ( " < i tems > " ) ? " l " ( " < i tems > " ) *" l "(" <items > ")+" |
<ritem > <item>
"(" <items > ")" : = <item> | <item> = identifier | "<"
" - >" i de nt i f i e r i de nt i f i e r " >"
Листинг 17. Грамматика метаязыковых модулей на AspectTalk
В правилах метаязыковых модулей можно использовать конструкцию «->», позволяющую получить объект из контекста выполнения синтаксической конструкции (см. строку 10). После служебного слова ««->» указывается идентификатор, который будет использован в словаре всех объектов из контекста выполнения синтаксической конструкции. Этот словарь будет передан в блок-обработчик при его вызове.
Если конструкции, описанные правилами метаязыкового модуля, имеют возвращаемое значение (т. е. если описывается выражение), то значение, возвращаемое блоком-обработчиком, возвращается вместо значения описанных конструкций.
Заметим, что метаязыковые конструкции языка Groovy [8] позволяют решать аналогичные задачи, однако вариант AspectTalk удобнее в использовании, так как позволяет декларативно объявить интересующие конструкции, не заставляя программиста работать с конкретными деревьями разбора, которые могут различаться в разных трансляторах.
2.1. Порядок выполнения метаязыковых модулей
Порядок выполнения языковых модулей задаётся либо в отдельном файле, либо в командной строке. Сначала загружаются метаязыковые модули в указанном порядке, потом — модули на базовом языке в указанном порядке.
3. Реализация ООП в AspectTalk
С помощью метаязыка в языке AspectTalk реализованы свойства, традиционные для объектно-ориентированных языков: инкапсуляция, наследование и полиморфизм. В отличие от своего предшественника, AspectTalk лишён декларативных конструкций, описывающих как член-данные и член-функции объектов, так и традиционную для объектно-ориентированных языков иерархию наследования. Все необходимые действия задаются конструкциями языка, описанными выше.
3.1. Инкапсуляция
С каждым объектом в языке AspectTalk связаны два словаря — член-данных и член-функций объекта. Для каждого объекта эти словари могут формироваться индивидуально. При этом говорят, что объект инкапсулирует член-данные.
В листинге 18 приведён пример объявления объекта добавлением к его словарю член-данных переменной с именем word и к словарю его член-функций элемента с именем say, который выводит на экран строку ’Hello, world!’ при выполнении.
1 a := Object new;
2 addVariable: #word;
3 addMethod: #say usingBlock:
4 [ word := ’Hello, world!’.
5 word writeln ].
Листинг 18. Объявление объекта
Теперь если послать объекту а сообщение say, то на экран выведется строка ’Hello, world!’. В листинге 18 модификация словарей объекта производится с помощью заранее определённых для всех объектов сообщений addVariable: и addMethod:usingBlock:. Эти методы обращаются к соответствующим примитивам виртуальной машины, которая и производит модификацию словарей.
В описании грамматики языка в листинге 16 указана конструкция, не описанная до сих пор (см. строку 14)—команда возврата результата, начинающаяся со знака «~», за которым следует выражение. Эта команда возвращает значение указанного выражения в качестве результата обработки текущего сообщения. Если команда встретилась в блоке, не являющемся член-функцией некоторого объекта, то работа блока прерывается, управление передаётся блоку, запустившему данный, и производится проверка, является ли он член-функцией некоторого объекта, и т.д. до тех пор, пока очередной блок из стека вызова блоков не окажется член-функцией некоторого объекта. После этого значение указанного в команде выражения возвращается в качестве результата работы найденной член-функции.
Следует упомянуть об изменении порядка поиска переменных в случае ООП: словарь член-данных текущего объекта встраивается в цепочку словарей переменных сразу после словарей локальных переменных и параметров текущего блока.
3.2. Наследование
Для того чтобы избежать необходимости задания словарей для каждого объекта, используются специальные объекты, называемые классами. Класс — это объект, способный конструировать другие объекты и задавать для них часть словарей член-данных и член-функций. В листинге 18 использован класс Object, посылкой сообщения new которому конструируется новый объект. Именно в классе Object определены член-функции addVariable: и addMethod:usingBlock:, позволяющие модифицировать словари объекта.
В листинге 19 приведено определение класса на языке AspectTalk. Как и в случае с определением объекта, удобным средством описания оказывается механизм каскадов сообщений.
Определяется класс Talkative; все объекты, сконструированные с его помощью (далее такие объекты называются экземплярами соответствующего класса), будут понимать сообщение say и выводить строку ’Hello, world!’ в процессе их обработки. В строке 8 представлено объявление экземпляра класса Talkative — объекта a. Это делается посылкой сообщения new объекту-классу Talkative (так же, как в листинге 18 сообщение new посылается объекту-классу Object). При получении данного сообщения класс не только конструирует свой экземпляр, но и посылает ему сообщение
init перед возвратом его в вызвавший алгоритм. Поэтому метод с именем init может считаться аналогом конструкторов в языках C+—+ и Java.
1 Talkative := Class new;
2 addlnstanceVariable: #word;
3 addlnstanceMethod: #init usingBlock:
4 [ wo rd : = ’ Hel l o , wo rl d! ’ ] ;
5 addlnstanceMethod: #say usingBlock:
6 [ word writeln ].
7
8 a := Talkative new
Листинг 19. Определение класса на языке AspectTalk
Модификация словарей экземпляров класса производится с помощью сообщений addlnstanceVariable: и addInstanceMethod:usingBlock:, которые создают соответственно член-данные и член-функции класса как объекта. В языках C+—+ и Java такие член-данные и член-функции называются статическими.
Для сокращения избыточности программ в языке AspectTalk используется механизм наследования, привычный для всех распространённых объектно-ориентированных языков программирования: член-данные и член-функции, объявленные в классе-родителе, наследуются дочерним классом и не требуют повторного объявления. В листинге 20 приведён пример описания унаследованного класса. Наследование происходит с помощью передачи параметра сообщению new: .
1 Memorizer := Class new: Talkative;
2 addlnstanceMethod: #remember: usingBlock:
3 [ : what l word : = what ] .
4
Б a := Memorizer new
Листинг 20. Объявление класса-потомка
Экземпляры класса Memorizer, подобно экземплярам класса Talkative, выводят на экран содержимое член-данного word, однако позволяют модификацию этого член-данного с помощью посылки сообщения remember: .
Как и в языках Java и Smalltalk, все классы объединены в единую иерархию наследования с корнем — классом Object. Следует отметить, что, как и в языках-предшественниках Smalltalk-80 и Little Smalltalk, в языке AspectTalk нет множественного наследования, характерного для языков C+—+ и Python. Ещё одной особенностью AspectTalk по сравнению с языком C+—+ является тот факт, что все член-функции на этом языке являются «виртуальными» в терминологии языка C+—+. Это происходит потому, что все переменные в языке AspectTalk являются указателями, как и в языках Smalltalk-80, Little Smalltalk, Python, Java и многих других, в которых также все член-функции являются «виртуальными» в терминологии языка C+—+.
3.3. П олиморфизм Тот факт, что все член-данные в языке AspectTalk являются «виртуальными», обусловливает свойство полиморфизма языка. Следует отметить также, что два объекта
совершенно разных классов могут быть переданы в один блок при условии, что оба они обрабатывают сообщения, посылаемые параметрам блока в его предложениях. Это свойство обусловливается отсутствием типизации переменных языка AspectTalk.
При необходимости установления принадлежности объекта классу используются сообщения isKindOf: и isMemberOf:, определённые для всякого объекта и принимающие класс в качестве параметра. В первом случае результат будет истинен, если переданный в качестве параметра класс встречается на пути от класса объекта-получателя до корня иерархии наследования. Во втором случае результат будет истинен только тогда, когда получатель является экземпляром класса, переданного в качестве параметра.
3.4. С т а н д а р т н а я б и б л и о т е к а к л а с с о в
Стандартная библиотека классов языка AspectTalk содержит описание объекта Metaclass, метакласса Class и следующих стандартных классов: Object, Block, Execution, Comparable, Integer, Symbol, Char, String, Array, UndefinedObject, Boolean, True, False.
На рис. 1 изображена иерархия наследования классов стандартной библиотеки языка AspectTalk. Все прямые подклассы класса Object сгруппированы для краткости в один узел.
Object
Array
UndefinedObject
Рис. 1. Иерархия наследования классов стандартной библиотеки языка AspectTalk
4. Реализация АОП в AspectTalk
Аспектно-ориентированные свойства языка AspectTalk, как и его объектно-ориентированные свойства, описаны в библиотеке, реализованной с помощью метаязыка. Технология реализации АОП — протоколы метаобъектов [9]. Важным метаобъектом для реализации АОП является метакласс, который, во-первых, является классом класса, а во-вторых, модифицирует механизм передачи сообщений между объектами.
В листингах 19 и 20 уже использовался метакласс Class, посылкой сообщения new которому создаются объекты-классы. Это отражает первую особенность метаклассов: всякий класс в языке AspectTalk является экземпляром некоторого метакласса и принимает сообщения addlnstanceVariable: и addInstanceMethod:usingBlock:, с помощью которых модифицируются словари экземпляров классов.
В листинге 21 отражена вторая особенность метаклассов — изменение механизма диспетчеризации сообщений. Если экземпляру класса, который, в свою очередь, является экземпляром метакласса DialogueClass либо подклассом экземпляра метакласса
DialogueClass, будет послано сообщение «say», то сначала будет исполнен блок, объявленный с помощью сообщения «addEnvelope:usingBLock», посланного метаклассу DialogueClass.
1 DialogueClass := Metaclass new;
2 addEnvelope: ’say’ usingBlock: [ :sender :message :args |
3 ’--’ write.
4 ~ receiver call: message with: args.
5 ] .
6 Talkative class: DialogueClass.
Листинг 21. Описание метакласса на языке AspectTalk
Этот блок имеет доступ ко всем член-данным объекта-получателя сообщения say; в качестве аргументов ему передаются объект-отправитель, селектор сообщения и массив, содержащий параметры сообщения. Псевдопеременная receiver ссылается на объект-получатель. Имея эти данные, можно повторно переслать сообщение (выполнить оригинальную член-функцию). В данном случае блок-конверт выводит на экран два знака «-» и пробел, после чего запускает выполнение оригинальной член-функции. Последняя строка листинга 21 меняет метакласс класса Talkative с Class на
DialogueClass. В результате все сообщения, выводимые на экран экземплярами классов Talkative и Memorizer, будут предварены префиксом «— ».
Метаклассы, так же как и классы, организованы в иерархию наследования. При этом наследуются не только словари член-функций и член-данных, определённых для классов, но и словари конвертов, определённые для экземпляров этих классов.
Для защиты программных систем путём их интеграции с политикой безопасности (ПБ) посредством АОП предлагается использовать механизм примесей как альтернативу механизму множественного доступа. Этот метод защиты подробно изложен в [3]. Его суть следующая:
1) незащищённая программная система описывается в терминах классов;
2) реализация ПБ описывается в терминах примесей;
3) декларативным способом устанавливается соответствие классов и примесей, а также шаблоны для вызовов алгоритмов-конвертов.
Примеси могут быть описаны в библиотеке АОП с помощью метаклассов. На этапе трансляции происходит объединение классов и примесей в один общий, составной класс с изменённой диспетчеризацией сообщений с помощью алгоритмов-конвертов.
Похожий подход предложен в [10], но аспектно-ориентированная система у нас проще системы, описанной в [10], поскольку она не разделяет статические и динамические свойства системы и описывает оба типа соответствующих примесей единообразно.
5. Транслятор с AspectTalk в промежуточный язык
Технология ВМ широко используется в современном программировании. Существующие ВМ в достаточной мере покрывают потребности языка AspectTalk: 1) обладают возможностями управления памятью, в том числе имеют функцию «сборки мусора»; 2) обладают необходимым набором примитивных операций, в том числе над требуемыми элементарными данными; 3) выполнены в виде отдельной программы. В большинстве случаев языком ВМ является польская инверсная запись, задаваемая последовательностью команд ВМ.
Изначально для реализации AspectTalk была использована стековая ВМ. В настоящее время AspectTalk транслируется в язык Scheme [ІЗ], а в качестве ВМ используется интерпретатор Scheme. Использование Scheme в качестве промежуточного языка упрощает трансляцию модулей на метаязыке.
б. Сравнение с другими языками
По ходу изложения уже отмечались отдельные сходства и различия между языком AspectTalk и существующими языками программирования, имеющими метаязыковые конструкции. Перечислим основные из них.
По сравнению с AspectJ [11]:
1) упрощённый синтаксис;
2) явный порядок применения нескольких аспектов;
3) невозможность описания логических парадоксов [12];
4) аспекты, независимые от программы (в т. ч. в аспектной библиотеке).
По сравнению со Scheme [ІЗ]:
1) больше возможностей для императивного программирования, привычного для большинства программистов;
2) макросы не имеют системного имени; возможность переопределить базовые конструкции языка с помощью макросов.
В настоящее время AspectTalk транслируется в Scheme, поэтому программы, эквивалентные AspectTalk, можно писать сразу на Scheme. (Эта ситуация аналогична ситуации с первыми трансляторами с C+—+, которые переводили программы на C+—+ в программы на C.) При этом использование нового языка для обозначения часто используемых конструкций на другом языке имеет следующие преимущества:
1) AspectTalk поощряет АОП и метапрограммирование в целом;
2) он запрещает небезопасные использования конструкций.
По сравнению со Smalltalk [14]:
1) объектная модель не является частью языка (наследование, словари времени трансляции);
2) объектная библиотека AspectTalk не ограничивает использование метаклассов: есть возможность описывать метаклассы явно, порождать несколько классов от одного метакласса;
3) метапрограммирование не ограничивается работой с метаклассами, разрешены описания точек выполнения с помощью метаязыка;
4) некоторые конструкции базового языка AspectTalk имеют отличную от своих аналогов в Smalltalk семантику.
Стоит отметить также, что язык Python [15], как и AspectTalk, не ограничивает использование метаклассов, но, как и Smalltalk, имеет жёсткую объектную модель и ограниченные возможности метапрограммирования.
По сравнению с MetaclassTalk [1O]:
1) аспектная библиотека AspectTalk похожа на АОП в MetaclassTalk;
2) в MetaclassTalk метаобъектный протокол — единственное средство метапрограммирования; метаязык AspectTalk предоставляет возможность реализации более мощной аспектной библиотеки.
По сравнению с Groovy [8]:
1) язык Groovy, как и язык AspectTalk, состоит из двух уровней: языка и метаязыка;
2) метаязык Groovy так же, как и метаязык AspectTalk, позволяет изменять семантику некоторых синтаксических конструкций, однако для этого необходима манипуляция деревом синтаксического разбора как структурой в языке Groovy; это осложняет реализацию метаязыковых модулей.
Заключение
Язык AspectTalk разработан для проведения экспериментальных исследований в области АОП. В основе языка лежат свойства языков Smalltalk, Scheme, MetaclassTalk, Python, AspectJ и Groovy, которые комбинировались и модифицировались для достижения простоты синтаксиса и семантики, отсутствия противоречий (невозможности описания логических парадоксов), возможности реализации АОП, удобного для описания политик безопасности и интеграции их с программами.
Свойства АОП и метапрограммирования, реализованные в AspectTalk, могут использоваться для реализаций аспектно-ориентированных версий других языков программирования. В частности, перспективным направлением представляется реализация JIT-транслятора, переводящего последовательность инструкций для архитектуры x86 в другую последовательность инструкций для этой же архитектуры, но содержащую в себе, помимо оригинальных команд, команды политики безопасности. Возможными средствами для реализации подобного транслятора являются библиотеки [16, 17].
За рамками данной работы остались формальное описание семантики языка AspectTalk и детальное описание его примитивов, стандартной библиотеки и реализации библиотек ООП и АОП в нём и транслятора с него в язык Scheme. Предполагается, что это будет сделано в последующей публикации автора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стефанцов Д. А. Реализация политик безопасности в компьютерных системах с помощью аспектно-ориентированного программирования // Прикладная дискретная математика. 2008. №1(1). С. 94-100.
2. Стефанцов Д. А. Технология и инструментальная среда создания защищённых систем обработки информации // Прикладная дискретная математика. Приложение. 2009. №1. С.55-56.
3. Стефанцов Д. А. Внедрение политик безопасности в программные системы обработки информации // Прикладная дискретная математика. 2011. №3(13). С. 55-64.
4. Budd T. A. An Introduction to Object-Oriented Programming. 3rd edition. Boston, MA, USA: Addison-Wesley Longman Publishing Co., Inc., 2001. 611 p.
5. Revesz G. E. Lambda-calculus, Combinators and Functional Programming. New York, NY, USA: Cambridge University Press, 2009. 192 p.
6. www.boost.org/libs/lambda — Boost C++ Libraries. Chapter 14. Boost. Lambda. 2009.
7. Абельсон Х., Сассман Дж. Дж. Структура и интерпретация компьютерных программ. М.: Добросвет, 2010. 608 с.
8. http://groovy.codehaus.org/ — Groovy. A dynamic language for the Java platform. 2012.
9. Kiczales G., des Rivieres J., and Bobrow D. G. The art of metaobject protocol. Cambridge, MA, USA: MIT Press, 1991. 345 p.
10. Bouraqadi N., Seriai A., and Leblanc G. Towards unified aspect-oriented programming // ESUG 2005 Research Conf. Brussels, Belgium, 2005. 22 p.
11. http://www.eclipse.org/aspectj/ — AspectJ. Crosscutting objects for better modularity. 2012.
12. Forster F. and Steimann F. AOP and the antinomy of the liar // Workshop on the Foundations of Aspect-Oriented Languages. 2006. P. 47-56.
13. Sperber M., Dybvig R. K., Flatt M., etal. Revised6 Report on the Algorithmic Language Scheme. New York, NY, USA: Cambridge University Press, 2010. 302 p.
14. Goldberg A., Robson D., and Harrison M. A. Smalltalk-80: The Language and its
Implementation. Boston, MA, USA: Addison-Wesley, 1983. 714 p.
15. http://python.org/ — Python Programming Language. 2012.
16. http://www.pintool.org/ — PIN Toool. 2011.
17. http://dynamorio.org/ — DynamicRIO. Dynamic Instrumentation Tool Platform. 2012.