Е ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
_
Е.В. Демченко
Язык и фольклор как основные атрибуты процесса этнической социализации детей в удмуртских семьях в условиях мегаполиса (по данным анкетирования в Москве и Ижевске)
Н Демченко Елена Валерьевна - соискатель исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт лаборатории истории диаспор, специалист по коммуникациям в сфере национальных отношений (Москва, Россия)
Автор исследует особенности передачи и сохранения этнических характеристик в семьях удмуртов в условиях проживания в многонациональных мегаполисах. Отмечается, что интерес российского научного сообщества к проблеме адаптации человека к новой этнокультурной среде связан, прежде всего, с интенсификацией миграционных потоков и других видов перемещений (туризм, длительная учеба или работа) внутри страны. На основе анкетирования, проведенного среди семей удмуртов, проживающих в двух российских регионах: в Москве (Московской области) и в городе Ижевске, столице Удмуртской Республики, автор определяет особенности проявления данного процесса в каждом из этих городов. Особое внимание в работе уделяется исследованию роли национального языка и фольклора в жизни современных удмуртских семей, переселившихся в мегаполис.
Ключевые слова: этническая социализация, удмурты, семья, адаптация, традиции, фольклор, диаспора.
Language and folklore: main attributes of the ethnic socialization process of children in Udmurt families living in a megalopolis (according to Moscow and Izhevsk surveys) Elena V. Demchenko, Doctorate Student, Expert, Laboratory of the History of Diasporas, History Faculty, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) The author explores the specific features of transmission and preservation of ethnic characteristics in Udmurt families living in multiethnic megalopolises. It has been noted that the Russian scientific community's interest in the problem of human adaptation to a new ethno-cultural environment is associated primarily with intensified migration flows, and other types of movement (tourism, long-term study or work) within the country. Based on a survey conducted among Udmurt families living in two Russian regions: Moscow city and Izhevsk city, the capital of the Udmurt Republic, the author defines the specific features of the manifestation of the process in each of these cities. Special attention is paid to the study of the role the national language and folklore play in the life of modern Udmurt families who have moved to the megalopolises. Keywords: ethnic socialization, Udmurts, family, adaptation, traditions, folklore, diaspora.
Актуальность проблемы исследования
Проблема адаптации человека к новой этнокультурной среде в последние десятилетия стала предметом пристального внимания со стороны российского научного сообщества. Такой
интерес связан прежде всего с интенсификацией миграционных потоков и других видов перемещений (туризм, длительная учеба или работа) внутри страны. Особый случай миграции представляет переселение на постоянное жительство представителей этнических меньшинств в столицу Российской Федерации - город Москву.
Являясь полиэтничным мегаполисом, в котором, по официальной статистике, сегодня проживают представители более 160 этнических общностей России, стран ближнего и дальнего зарубежья, Москва, тем не менее, остается типично русским городом. В ходе переписи населения 2010 г. к русским причислили себя 91,6% опрошенных (Черников В.В., 2016 (http://www.palitra-diaspor.ru/lekcii/proshedshie-lektsii/pervaya-lektsiya-proekta).
Процесс миграции представителей этнических меньшинств приводит к необходимости их адаптации к новому социокультурному пространству в условиях иной этнической среды.
Если рассматривать процесс адаптации к условиям проживания в мегаполисе удмуртов, то необходимо отметить, что основную часть «переселенцев» составляют выходцы из сельской местности или малых городов Удмуртии. «Город для сельской молодежи - новое социокультурное пространство, которое предстоит освоить. Молодые люди оказываются на стыке двух культур - городской и сельской, модернизированной и преимущественно традиционной, на стыке двух этнокультурных пространств - русского и удмуртского». (Шулакова Н.Н., 2014).
Таким образом, в Москве мигрант находится в ситуации двойного выбора. Та модель адаптации, которой он отдаст предпочтение, определит в дальнейшем как успешность самого процесса адаптации, так и возможность сохранения им этнической идентичности. Причем выбор этот будет касаться не только лично участника миграционного процесса, но и его детей, степень этнической социализации которых полностью зависит от родителей.
Организация исследования
Процесс этнической социализации детей рассмотрен на примере семей удмуртов, проживающих в двух российских регионах: в Москве (Московской области) и в городе Ижевске, столице Удмуртской Республики.
В Ижевске, входящем в двадцать крупнейших городов России по численности населения, на сегодняшний день проживают представители более ста национальностей. При этом доля удмуртского населения составляет около 30%. Более половины горожан, примерно 60%, -русские, среди других национальностей значительную часть населения города составляют татары - около 10% (Официальный сайт муниципального образования город Ижевск (http:// www.izh.ru/i/info/14725.html).
Сравнение полученных в ходе опросов результатов представляет интерес и с точки зрения пересечений в оценке сложившейся ситуации удмуртами - представителями двух мегаполисов.
Источником исследования являются данные анкетирования, проведенного в апреле 2016 г. одновременно в Москве и в Ижевске. В опросе приняли участие 13 московских семей удмуртов, в которых воспитываются от одного до шести детей. В семи из них удмуртом является либо один родитель, либо детей воспитывает только одна мама - удмуртка. В Ижевске анкетирование проводилось в 11 семьях, в которых удмуртами себя указали один или оба родителя.
Все респонденты, за двумя исключениями, имеют высшее образование, двое - степень кандидата наук. Подавляющее большинство опрошенных являются уроженцами малых населенных пунктов разных районов Удмуртии и соседних регионов, где исторически проживают удмурты, так что все они указали уверенное знание удмуртских национальных традиций и обрядов, устного народного творчества, особенно бережно хранимых именно в семьях сельских жителей. Все опрошенные владеют удмуртским языком.
Таким образом, задачей исследования стало: выявление отношения современных родителей-удмуртов к процессу этнической социализации детей (возможна ли она в условиях мегаполиса?); оценка роли в этом процессе семьи; сравнение результатов, полученных на материале городов Москвы и Ижевска.
История изучения вопроса в современной российской науке
Историография по этой теме немногочисленна. Среди удмуртских исследователей тема этнической социализации получила развитие в 1990-х гг., что объясняется общим ростом научного интереса к различным аспектам национальных культур в России и на постсоветском пространстве. Предметом исследования, прежде всего, стали вопросы сохранения этнических характеристик удмуртов в современном мире. Активно начали исследоваться российские регионы, исторически являющиеся местом компактного проживания удмуртов: Пермская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Кировская область. (Попова Е.В., 2010).
Особенностям народной педагогики, изучению элементов традиционного удмуртского воспитания посвящен целый ряд работ ведущего научного сотрудника отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, доктора исторических наук Г.А. Никитиной. В работе «Народная педагогика удмуртов», опубликованной в 1997 г., она, в частности, отмечает, что в направлении историко-этнографическо-го изучения детства учеными, представителями смежных наук, делаются только первые шаги. По мнению исследователя, «в этнографических описаниях дореволюционных авторов вопросы о народных представлениях, путях и средствах воспитания и обучения детей среди удмуртов ограничивались отдельными замечаниями о детях, более или менее подробным изложением сведений об условиях и обстановке родов, способах ношения детей, детских играх и игрушках, раннем привлечении детей к труду». (Никитина Г.А., 1997). В советское время, отмечает Никитина, в поле зрения исследователей также попадали лишь отдельные аспекты социализации удмуртских детей.
Работа Г.А. Никитиной представляет интерес как комплексное монографическое исследование по этнопедагогике удмуртов. В дальнейшем она продолжила изучение этой темы, расширив ее географию данными многочисленных этнографических экспедиций по местам компактного проживания удмуртов в регионах России.
Вопросы взаимодействия удмуртов с другими народами, традиционная и современная культура удмуртов остаются в центре внимания учеников и последователей Никитиной. Так, в 2013 г. вышла диссертационная работа И.Н. Назмутдиновой, предметом исследования которой является семейный этикет удмуртов «как части традиционной и современной культуры, развивающейся вместе со своим носителем и изменяющейся, обогащающейся, в том числе - за счет заимствований элементов культуры других этносов» (Назмутдинова И.К., 2013).
Тему этнической социализации разрабатывает и коллега Никитиной И.Л. Поздеев. В своей диссертационной работе «Проблемы этнической социализации (на примере удмуртского этноса)» он подробно исследует современные институты этнической социализации, включая семью, систему образования, СМИ и «улицу» (Поздеев И.Л., 2007).
В начале 2000-х годов вопрос сохранения этнического самосознания становится те-
мой научно-практических конференций. Так, в 2004 году в Ижевске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная вопросам формирования и современного развития диаспор Урало-Поволжья. Отдельная секция конференции была отведена обсуждению вопросов этнического самосознания и проблемам идентификации поволжских и финно-угорских народов, в том числе удмуртов.
Еще одним аспектом изучения темы этнической социализации стал процесс аккультурации удмуртской сельской молодежи в городе. Его исследует Н.Н. Шулакова. Она рассматривает использование молодыми люди четырех стратегий: ассимиляции, интеграции, сепарации и маргинализации, а также исследует изменение их этнокультурного поведения в зависимости от срока проживания в городской среде (Шулакова Н.Н., 2014).
Проблема этнической социализации удмуртов в Москве в научном мире специально не изучалась. Фрагменты темы можно встретить в материалах скорее публицистического характера, подготовленных активистами удмуртского землячества в общем контексте описания жизни и досуга удмуртов в Москве и Московской области («Земляки», сборник статей, 2008).
Характеристика этнокультурного окружения удмуртов
Удмурты - один из наиболее крупных финно-угорских народов: по данным официальной статистики, в мире их насчитывается около 570 тысяч. В основном, удмурты проживают компактно в Удмуртской Республике РФ и соседних с ней регионах.
Несмотря на компактность расселения удмуртов в РФ, по своей культуре они неоднородны. Внутри удмуртского этноса выделяют несколько групп, основные из которых - северные и южные. Они развивались в различных этноисторических условиях. Данное обстоятельство определило своеобразие их этнографических характеристик: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние, у северных - русское. Различия между ними прослеживаются в элементах материальной культуры, обрядах, диалектах языка. Особую группу составляют удмурты Башкортостана, так называемые закам-ские, в культуре которых «удмуртскость» сохранилась особенно четко, сами они причисляют
себя к язычникам. Представители этой группы также приняли участие в анкетировании.
Большинство верующих удмуртов - православные. Некоторая часть удмуртов придерживается традиционных верований (среди принявших участие в опросе есть представители язычников), но чаще ими исполняются как православные, так и собственно удмуртские обряды.
В советское время отмечалось сокращение сферы применения удмуртского языка, его непрестижность, отсутствие полной национальной школы, низкий уровень национального самосознания.
Для 1990-х годов характерно усиление национального самосознания, что привело к появлению национально-культурных организаций удмуртов, восстановлению этнокультурных связей в финно-угорском мире. В 1994 г. удмуртскому языку на территории Удмуртской Республики впервые был придан статус государственного наравне с русским языком (Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г., ст. 8).
Сегодня в Удмуртии расширяется сеть общеобразовательных и дошкольных учреждений, в которых ведется преподавание удмуртского языка. На национальном языке выходят газеты и журналы. В Республике восстанавливается традиция проведения национальных праздников. В столичном регионе, по итогам переписи 2010 года, проживает 1814 удмуртов, примерно столько же - в Московской области. С учетом усиления миграционных процессов, есть основания считать эти данные заниженными.
В Москве существуют земляческие организации удмуртов, которые определяют в качестве своих задач приобщение к обычаям, традициям, языку представителей удмуртской диаспоры, проживающих в Москве; воспитание в удмуртах-москвичах чувства сопричастности к жизни республики, истории народа, его культуре. Некоторое время усилиями энтузиастов в Москве работала воскресная школа по изучению языка, культуры и традиций удмуртского народа.
В 2015-2016 годах в Москве при поддержке Правительства Москвы и Главы Удмуртской Республики был проведен национальный удмуртский праздник Гербер.
По официальным данным, полученным Постпредством Главы Удмуртской Республики при Президенте РФ в 2015 г., в столичных вузах ежегодно получают образование около 700 студентов-удмуртов. В ряде вузов, напри-
Рис. 1
мер, в Университете дружбы народов, активно действует студенческое землячество (Личный архив автора // Демченко Е.В., 2015-2016 гг.).
Эти аспекты необходимо учитывать для понимания возможностей этнической идентификации удмуртов, переселившихся в Москву.
Роль семьи в воспитании этнических характеристик удмуртских детей
В основе процесса этнической социализации лежит передача и получение этнокультурной информации. По мнению специалистов, процесс усвоения этнической культуры продолжается примерно до юношеского возраста, когда происходит (или не происходит) сознательное отождествление себя с определенной этнической общностью (Поздеев И.Л., 2005).
Основными источниками этнокультурной информации выступает непосредственное окружение ребенка: семья, учреждения образования и микросоциальная группа, среди представителей которой происходит взросление человека.
Процесс этнической социализации детей удмуртов в московском регионе проходит
в особых условиях: во-первых, полностью отсутствуют межпоколенческие связи; во-вторых, в результате отсутствия контактов со сверстниками-удмуртами дети лишены целого пласта так называемого детского фольклора; в-третьих, отмечается присутствие сильного иноэтнического влияния.
Семья является главным звеном, знакомящим ребенка с окружающей природной и социальной сферой и формирующим его самосознание; в ней ребенок получает и основную массу этнокультурной информации. Через родителей общество погружает ребенка в мир своих ценностей, обычаев, традиций и норм. Кроме того, «именно от желания родителей и близких родственников зависит, передавать или не передавать в межпоколенной трансмиссии свою этничность, от чего в свою очередь зависит дальнейшая этническая самоидентификация ребенка, так как зачастую человек выбирает свою национальность, исходя из национальности родителей» (Поздеев И.Л., 2005).
У удмуртов традиционно существовали большие семьи. В процессе воспитания ребенка, приобщения его к этнической культуре принимали участие все члены семьи. Коллектив родственников был важным институтом социализации, с которым сталкивался ребенок. Дети общались с родственниками в процессе трудовой деятельности, участвовали в организации и проведении семейных праздников. Представители старшего поколения, живущие
Рис. 2
совместно с молодой семьей и их детьми, являлись идеальными носителями этнокультурной информации. «Истоками педагогики пожилых были народная мудрость, традиции, приметы, пословицы и поговорки. Бабушки предостерегали детей от вмешательства в разговоры взрослых, от громкого смеха и крика на улице. В их воспитательном лексиконе всегда были выражения: «Терпи» (Чида), «Будь как все» (Калык рад лу), «Прилично, неприлично» (еч, урод) и т.д. Именно пожилое поколение более всех культивировало в детях сложи вши-еся стереотипы поведения и, наоборот, строго осуждало нетипичность, нетрадиционность» (Никитина Г.А., 1997).
Эта характеристика берет начало в семей-но-родовой организации удмуртов, которые исторически имели крепкие связи в общине. Члены рода осознавали свою связь через культ предков - почитание воршуда (божества - покровителя рода или семьи). Осознание своей принадлежности к широкой родственной группе было равносильно этнической идентификации личности.
Сегодня именно от старших родственников дети узнают и становятся свидетелями народных традиций и обычаев, а также получают языковую практику. Так, например, в семье башкирских удмуртов, 12 лет проживающих в Московской области, считают, что в условиях мегаполиса очень тяжело передать детям национальную культуру. Поэтому процесс этнической социализации активно идет во время пребывания у старших родственников в Башкирии, в селе закамских удмуртов, где дети «все видят своими глазами и сами принимают участие в народных праздниках». В этой связи указывается древний удмуртский праздник окончания посевов - Гербер, религиозные праздники -Масленица, Пасха и моления (данная семья относит себя к язычникам). Все без исключения опрошенные указали главным носителем национальной культуры именно бабушку, которая проживает отдельно, как правило - в сельском районе Удмуртии.
У удмуртов, как и у всех других народов, издавна сложился свой этнический идеал личности - образ человека, обладающего набором приоритетных в данном обществе качеств. «Данный образ присутствует в индивидуальном и общественном сознании народа, он составляет ядро, ось обыденной, народной психологии любой этнической группы. И целью социализации является формирование такого члена общества, который соот-
ветствовал бы идеальному образу человека в данной культуре» (Поздеев И.Л., 2005).
Среди личностных характеристик, которые традиционно хотели бы видеть в своих детях удмурты, звучат усердие и трудолюбие, почитание старших, скромность и честность, покладистость, обходительность с людьми, сдержанность. Кроме того, человек должен был быть «как все», не выделяться из среды общинников. Отмечаются у удмуртов и специфические черты характера, которые возникли в результате контактирования с иноэтничным окружением, которое не всегда оказывается достаточно дружелюбным. «Соседство с доминирующими численно и по социальной активности этносами заставляло удмуртов воспитывать в себе и детях такие значимые, с их точки зрения, качества, как замкнутость, скрытность, немногословность, вынуждало их занимать позицию оборонительной самоизоляции, стараться свести межэтнические контакты к минимуму» (Поздеев И.Л., 2005). Недаром одна из поговорок, хорошо известная и в наши дни звучит так: «Дзуч - гон-дыр, бигер - кион, удмурт - сяла» (русский -медведь, татарин - волк, удмурт - рябчик).
В анкетах встречаются и категоричные ответы: «никакие национальные черты удмуртов в своем ребенке видеть не хочу».
Итак, переезд в новый регион прерывает связь с коллективом родственников: представители старшего поколения, как правило, не переселяются вместе с детьми и внуками. Это подтверждается и анкетными данными: указывая состав семьи, московские удмурты называют только себя и детей. Только в одном из десяти случаев в состав семьи входит старший родственник. В то же время все отмечают важность сезонного общения детей с бабушками и дедушками, другими старшими родственниками во время летних каникул, отпусков родителей.
Роль языка в процессе передачи этнических характеристик
Особую роль в восприятии этнокультурной информации играет язык, на котором разговаривают родители, поскольку он уже сам по себе является культурной границей. Как отмечают исследователи, «устное народное творчество удмуртов являлось одним из каналов передачи этнокультурной информации детям, а общение на родном языке служило одним из
главных признаков этнической принадлежности» (Поздеев И.Л., 2005).
Согласно результатам социологического опроса, проведенного среди удмуртов в Удмуртии в 2005 г., на вопрос о том, что в первую очередь роднит их с людьми одинаковой национальности, 67% удмуртов назвали именно язык (Поздеев И.Л., 2005).
По официальным данным, сегодня почти три четверти удмуртов, проживающих в национальной республике, владеют удмуртским языком, хотя проблемы с его изучением вызывают тревогу у ученых и общественных деятелей. Указание при опросе на знание национального языка часто не тождественно его свободному владению.
Анкетирование удмуртов, проживающих в Ижевске, показало, что в половине из них не знают и не используют удмуртский язык в семье. В основном, это касается смешанных семей (удмурт / русский, удмурт / мариец, удмурт / татарин).
В остальных семьях удмуртский язык указывается как язык повседневного общения в семье наряду с русским. На удмуртском языке дети не только разговаривают, но и пишут. Знания получают как от старших родственников, так и непосредственно в процессе учебы в школах и других учебных заведениях, как например, в национальной гимназии им. Кузебая Герда.
В семьях московских удмуртов, за одним исключением, с детьми говорят только по-русски. Только в 2 из 13 случаев в семье наблюдался билингвизм: в межличностном общении родители одинаково часто использовали оба языка. При этом оказалось, что дети не знают удмуртского языка, либо - в отдельных случаях - знают несколько элементарных слов, которые услышали от старших родственников в Удмуртии.
В московских семьях есть книги на удмуртском языке: учебники удмуртского языка и произведения художественной литературы для детей и взрослых, журналы и научная литература. Но, как правило, их почти не читают.
устное народное творчество как атрибут национального самосознания
Важнейшим этническим компонентом процесса воспитания детей в семье является устное народное творчество. Прежде всего, это обращение к жанрам удмуртского фольклора (пос-
ловицы, поговорки, сказки, песни). «Фольклор являлся не только этническим маркером, он нес в себе большую познавательную информацию о далеком прошлом, о своем этносе, других народах» (Поздеев И.Л., 2005). Среди опрошенных семей только треть использует в повседневной жизни пословицы и поговорки, которых у удмуртов, кстати, великое множество. Так, например, в семье С., в которой воспитывается шестеро детей (все рождены в Москве), любимыми удмуртскими поговорками являются следующие: «ужез яратись мурт шудо луэ» (счастлив тот, кто любит работу), «пуны быжзэ косэ» (собака просит свой хвост - так говорят когда тебя просят что-то сделать, а тебе не хочется и ты просишь того, кто меньше тебя, слабее), «небыт ваземез кочыш но яратэ» (ласковое слово и кошка любит), «верам кыл-дэ берен уд басьты» (сказанное слово обратно не возьмешь), «азьыдлэсь берыд чебер» (твоя спина интереснее лица), «кызлэн кускилиез кы-деке уз палды, адямилэн но пиналыз мурт вы-жые уз мыны» (шишка от ели далеко не упадет, и ребенок в чужого не уродится).
Чаще всего дети в удмуртских семьях слушают на ночь не удмуртские, а русские сказки («Лапти-самоходы», «Медведь и мышь», «Теремок», «Гуси-лебеди»). Из героев народного удмуртского эпоса дети твердо знают только Тол Бабая (Деда Мороза), в отдельных семьях называют также ву-мурта (водяной), вукузе (властитель водной стихии, старик с длинной бородой, живущий в омутах), нюлэсмурт (леший), коркакузе (домовой).
Удмурты - один из самых поющих народов страны. В удмуртском языке даже существует выражение, обозначающее людей, не умеющих петь, - в народе таких называли «паллян кырдзась» (поющий влево).
Московские удмурты - не исключение: в их семьях любят песни, причем одинаково охотно исполняют удмуртские, русские народные и современные песни. Рядом с песнями «Подмосковные вечера», «Горят костры далекие» указываются и удмуртские «Лымы тодьы» («Снег белый»), «Марлы тияй» («Зачем ломала»), «Аналтид тон монэ туганэ» («Забыл ты меня, мой друг»). Примечательно, что каждая вторая семья главным знатоком и исполнителем удмуртских песен называет именно бабушек. Песни обязательно звучат во время праздничных застолий.
Не менее важным показателем воспитания у детей интереса к своей национальной культуре является использование такого этнического элемента, как национальная одежда. Национальный костюм (платье, фартук
Рис. 3
у женщин) имеется практически в каждой семье, а удмуртские национальные украшения (ибыр весь) - у всех. Элементы национальной одежды используют на праздниках: например, у московских удмуртов сложилась многолетняя традиция отмечать в конце июня национальный праздник Гербер в подмосковных Бронницах. Приезжают семьями, в одежде обязательно присутствуют элементы национальной одежды.
Более широко национальная одежда используется только во время поездки к старшим родственникам-удмуртам в Удмуртию или Башкирию, где национальную одежду одевают на праздники не только пожилые, но и молодые люди и дети.
Заключение и выводы
Период детства является важнейшим этапом формирования у ребенка основных черт личности, в том числе - характеристик, присущих его этносу. Всем опрошенным было предложено определить первостепенные, на их взгляд, условия, способствующие этнической социализации детей. Результаты оказались следующими: практически все участники опроса назвали определяющим личное стремление родителей передать детям этническую информацию. На втором месте по значимости - возможность обучения удмуртскому языку, при условии востребованности этого знания в повседневной жизни. На третьем месте - пожелание чаще бывать на родной земле и общаться с родственниками.
В удмуртских семьях, проживающих в московском регионе, решающая роль в этом процессе принадлежит родителям. Именно от них зависит, как впоследствии будут себя идентифицировать дети.
Опрос показал, что те семьи, которые стремятся передать детям интерес к культуре и
традициям своего народа, используют в этих целях, прежде всего, элементы фольклора (пословицы, поговорки, песни, сказки), приобщают детей к национальным праздникам, поощряют интерес к изучению родного языка. Этот процесс идет в семье ненавязчиво, при этом ребенок одновременно получает знания о традициях как удмуртского, так и русского этноса: герои сказок, народные песни, пословицы и поговорки чередуются и дополняют друг друга. Сравнение данных анкетирования удмуртских семей Ижевска показало схожесть процессов этнической социализации детей в удмуртских и смешанных семьях, выявив в то же время значение в этом процессе социальных институтов (учреждений системы образования с национальным компонентом). Основным источником получения этнических знаний для детей, проживающих в мегаполисе, остается общение со старшим поколением, которое является носителем этнической культуры и хранителем традиций удмуртского народа. Общение носит сезонный и временный характер.
Вторая тенденция, которая также отчетливо проявилась в результатах опроса, указывает на твердое убеждение родителей в отсутствии мотивации для передачи детям этнических характеристик: «нет необходимости и востребованности». Прежде всего, это касается изучения удмуртского языка: область применения его на практике они не видят. Данной позиции придерживаются не только московские удмурты, но и ряд семей, опрошенных в Ижевске. Каждый третий отметил, что без знания удмуртского языка можно быть вполне успешным в Удмуртии, а вот без английского языка -нет. Поэтому неудивительно, что значительная часть детей в удмуртских семьях даже не интересуется национальной культурой.
Данная тема представляет предмет уже другого исследования. ■
Источники и литература
Источники
Анкеты участника социологического опроса.
Литература
1. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Ижевск, 28-29 октября 2004 года, Удмуртский институт истории, языка и литературы УРО РАН. - Ижевск, 2005.
2. Поздеев И.Л. Проблемы этнической социализации (на примере удмуртского этноса), на правах рукописи. - Ижевск, 2005.
3. Шулакова Н.Н. Стратегия аккультурации удмуртской сельской молодежи в городе// Вестник Удмуртского университета. - 2014, вып. 3.
4. Никитина ГА. Народная педагогика удмуртов. - Ижевск, 1997.
5. Попова Е.В. Удмурты в этнически смешанных селениях Урало-Поволжья: опыт соседства // Этнографическое обозрение. -2010, вып. 6.
6. Назмутдинова И.К. Семейный этикет в системе традиционной и современной культуры удмуртов. - Ижевск, 2013.
7. Земляки. Удмуртское землячество в Москве / Сост. М.М. Козлов. - Ижевск: Удмуртия, 2008.
8. Черников В.В. Публичная лекция на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016 г. http://www.palitra-diaspor.ru/ lekcii/proshedshie-lektsii/pervaya-lektsiya-proekta/
9. Информационно-аналитический портал «Дружба народов. Палитра московских диаспор, землячеств, автономий, национально-культурных общественных организаций». http:// www.palitra-diaspor.ru/lekcii/proshedshie-lektsii/ pervaya-lektsiya-proekta/
10. Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, т. 11, разд. 4 «Национальный состав и владение языками, гражданство», Росстат, официальный сайт.
11. Конституция Удмуртской Республики, 1994 г.
12. Финно-угорский культурный центр РФ. http://www.finnougoria.ru/community/ nko/535/18850/
13. Кошман Т.В. Удмурты в Казахстане. Этногенез удмуртского народа. Этнос. Язык. Культура. Религия / Сборник статей и материалов Международной научной конференции, посвященной 65-летию доктора филологических наук, ученого-филолога Атаманова М.Г. -Ижевск: Удмуртский университет, 2011.
14. Абдулатипов Р.Г., Михайлов ВА. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос»: Монография.-М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2015.
15. Куликов К.И. Национально-государственное строительство восточно-финских народов в 1917-1937 гг. - Ижевск: УИШ УРО РАН, 1993.
16. Официальный сайт муниципального образования город Ижевск http://www.izh.ru/i/ info/14725.html
Статья поступила в редакцию 13.08.2016 г.