Научная статья на тему 'Язык, фольклор и мировоззрение как концептуальные основания этонофилософии'

Язык, фольклор и мировоззрение как концептуальные основания этонофилософии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
625
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСОФИЯ / ЭТНОФИЛОСОФИЯ / ЯЗЫК / ФОЛЬКЛОР / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ / ETHNOSOPHY / ETHNOPHILOSOPHY / LANGUAGE / FOLKLORE / PHILOSOPHY / FOLK WISDOM / CONCEPTUAL BASES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Валентина Васильевна

В статье проводится исследование концептуальных основ этнофилософии, имеющее цель определения понятия «этнофилософия» и механизмов его формирования для обоснования объективности этнофилософии. Подчеркивается значение лингвокультурного аспекта для истории становления науки. В современном исследовании этнофилософии автором также анализируются мировоззренческие начала этнософии, взаимосвязи фольклора и мировоззрения. В заключение делается вывод о существенности проблемы языка и структуры этнофилософии для самоопределения ее как науки. В результате исследования лингвокультурного аспекта этнофилософии происходит структурная дифференциация этнофилософского знания. Коммуникативная функция, присущая фольклору как языковому знаку, ведет к диалектической антиномии по отношению к автономному языковому знаку. Двойственность коммуникативной и автономной функций в фольклоре проявляется в процессе становления философии народа, связанного соответственно эпохе с разными уровнями мировидения. В заключение автор делает вывод, что в этнософии имеются взаимно уравновешивающие концепции материального и идеального, или двоякого, отношения к действительности, дуализма, вместе с тем этнософия придерживается и материалистической линии в своих концептуальных взглядах и содержаниях. Модификации отношения к действительности играют важную роль в устно-поэтическом творчестве и структуре этнофилософии (метафизика, мифология, материализм, философия, наука и во всей структуре существуют традиции). Теоретическое исследование своей многосодержательной структуры этнофилософия проводит как философский дискурс, заключающийся в представлении смыслового единства всей структуры и научного определения предмета своего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE, FOLKLORE AND WORLDVIEW AS A CONCEPTUAL BASIS OF ETHNOPHILOSOPHY

The article presents a study of the conceptual foundations of ethnophilosophy having the purpose of definitions of "ethnophilosophy" and mechanisms of its formation to support objectivity ethnophilosophy. It stresses the importance of linguistic-cultural aspect of history of formation of science. In today's study, the author also analyzes ethnophilosophy ideological beginning, the relationship of folklore and outlook. In conclusion, it is concluded significant problems of language and structure determination ethnophilosophy it as a science. The study of linguistic-cultural aspect goes with structural differentiation of ethnophilosophy knowledge. Communicative function inherent in folklore as a linguistic sign, leads to a dialectical antinomy with respect to autonomous linguistic sign. The duality of communicative and autonomous functions in folklore manifests itself in the process of formation of the philosophy of the people associated respectively with different age levels worldview. In conclusion, the author concludes that ethnophilosophy is a mutually balanced concept of material and ideal, or a dual relationship to reality, dualism, however ethnophilosophy adheres to the materialist line in its conceptual views and content. Modifications relation to reality play an important role in the oral-poetic creativity and structure ethnophilosophy (metaphysics, mythology, materialism, philosophy, science: in the whole structure of the existing tradition). Theoretical study of ethnophilosophy structure holds as a philosophical discourse is to represent the unity of the whole semantic structure and the scientific definition of the object of his research.

Текст научной работы на тему «Язык, фольклор и мировоззрение как концептуальные основания этонофилософии»

УДК 39:1

ПЕТРОВА Валентина Васильевна, Чувашский государственный университет, г. Чебоксары, Россия etnofilosofia@yandex.ru

ЯЗЫК, ФОЛЬКЛОР И МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭТОНОФИЛОСОФИИ

В статье проводится исследование концептуальных основ этнофилософии, имеющее цель определения понятия «этнофилософия» и механизмов его формирования для обоснования объективности этнофилософии. Подчеркивается значение лингвокультурного аспекта для истории становления науки. В современном исследовании этно-философии автором также анализируются мировоззренческие начала этнософии, взаимосвязи фольклора и мировоззрения. В заключение делается вывод о существенности проблемы языка и структуры этнофилософии для самоопределения ее как науки. В результате исследования лингвокультурного аспекта этнофилософии происходит структурная дифференциация этнофилософского знания. Коммуникативная функция, присущая фольклору как языковому знаку, ведет к диалектической антиномии по отношению к автономному языковому знаку. Двойственность коммуникативной и автономной функций в фольклоре проявляется в процессе становления философии народа, связанного соответственно эпохе с разными уровнями мировидения. В заключение автор делает вывод, что в этнософии имеются взаимно уравновешивающие концепции материального и идеального, или двоякого, отношения к действительности, дуализма, вместе с тем этнософия придерживается и материалистической линии в своих концептуальных взглядах и содержаниях. Модификации отношения к действительности играют важную роль в устно-поэтическом творчестве и структуре этнофилософии (метафизика, мифология, материализм, философия, наука - и во всей структуре существуют традиции). Теоретическое исследование своей многосодержательной структуры этнофилософия проводит как философский дискурс, заключающийся в представлении смыслового единства всей структуры и научного определения предмета своего исследования.

Ключевые слова: этнософия, этнофилософия, язык, фольклор, мировоззрение, народная мудрость, концептуальные основания.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-151-154

PETROVA Valentina V., Chuvash State University, Cheboksary, Russia etnofilosofia@yandex.ru

LANGUAGE, FOLKLORE AND WORLDVIEW AS A CONCEPTUAL BASIS OF ETHNOPHILOSOPHY

The article presents a study of the conceptual foundations of ethnophilosophy having the purpose of definitions of "ethnophilosophy" and mechanisms of its formation to support objectivity ethnophilosophy. It stresses the importance of linguistic-cultural aspect of history of formation of science. In today's study, the author also analyzes ethnophilosophy ideological beginning, the relationship of folklore and outlook. In conclusion, it is concluded significant problems of language and structure determination ethnophiloso-phy it as a science. The study of linguistic-cultural aspect goes with structural differentiation of ethnophilosophy knowledge. Communicative function inherent in folklore as a linguistic sign, leads to a dialectical antinomy with respect to autonomous linguistic sign. The duality of communicative and autonomous functions in folklore manifests itself in the process of formation of the philosophy of the people associated respectively with different age levels worldview. In conclusion, the author concludes that ethnophiloso-phy is a mutually balanced concept of material and ideal, or a dual relationship to reality, dualism, however ethnophilosophy adheres to the materialist line in its conceptual views and content. Modifications relation to reality play an important role in the oral-poetic creativity and structure ethnophilosophy (metaphysics, mythology, materialism, philosophy, science: in the whole structure of the existing tradition). Theoretical study of ethnophilosophy structure holds as a philosophical discourse is to represent the unity of the whole semantic structure and the scientific definition of the object of his research.

Keywords: ethnosophy, ethnophilosophy, language, folklore, philosophy, folk wisdom, conceptual bases

Введение

На современном этапе становления этнофилософии необходимо комплексное изучение языковых, этнософских и мировоззренческих ее оснований. На всем протяжении исторического развития этносов основания этнофилософии находятся во взаимодействии и в непрерывном становлении, вместе формируя этнофилософию. Основы науки этнофилософии прослеживаются в своем развитии во взаимодействии как целое, чтобы обрести вместе силу, заключенную в них. Без языка этнос и его философия теряют свое значение, без фольклора - свое прошлое, без мировоззрения - свою философию. Вместе эти феномены создают неисчерпаемый для исследований об этносе предмет «этнофилософия».

Основная часть

Взаимное влияние мировоззренческих идей этнософии и фольклора рассматривается наукой этнофилософией, предметом исследования которой является этнософия [1, с. 287]. Начала структур этнофилософии как системы требует выяснения роли этнософии в формировании мировоззрения этноса и тех форм, посредством которых происходит взаимодействие этнофилософии и этнософии. В этнической философии не должно быть сведения содержания некоторых ее понятий к понятиям фольклора и представления их как тождественных ему. Имеются направления фольклора, которые созвучны с этнософией, поскольку устно-поэтическое творчество, влияя на мировоззрение исследователя, отражается в национальной философии.

Содержание этнофилософии определяется индивидуальным сознанием исследователя, обусловленным духовным содержанием, принадлежащим этническому сознанию. Духовное содержание коллективного сознания, заключенное в устно-поэтическом творчестве, приобретает форму концептов, являющихся одновременно знаком и ценностью, выражающих существенные для коллективного сознания архетипы. Язык устно-поэтического творчества идентифицируется с «духом» его творца и с душевным состоянием этноса, с их посредничеством и представляет концептуально-образную форму чувственного мира этноса, доступную для освоения здравого смысла. Образный мир, выраженный в устно-поэтическом творчестве, не сводится к сущности объективного, а относится к субъективному миру этноса, поскольку во временном и пространственном перемещении этнической общности образный мир изменяет свое содержание и структуры. Такие трансформации прослеживаются при воспроизводстве следующими поколениями устно-поэтического творчества, при изменении его языковых, территориальных, культурных компонентов. Тогда можно будет ставить вопрос о началах народной мудрости, детерминированных генезисом этноса. Устно-поэтическое творчество функционирует как архетипы сознания, «дух» народа и внешний материальный символ, сопровождающий ту или иную традицию, в зависимости от значения и назначения в ритуальной практике этноса. Концепты и символы образно обозначают объекты чувственного мира как среды обитания этноса. Тогда можно говорить о своеобразии наименования и структуры языка. «Этнические объекты» даны в коллективном сознании одинаковым образом в виде архетипов и ассоциируются с древними пластами практики этноса, что способствует его сплочению как общности. Поэтому мудрость народа имеет коллективное происхождение. Архетипы - это центральное ядро этнической картины мира, на периферии которого расположены менее устойчивые в традициях новации мышления, в том числе и субъективные элементы, представляющие мировоззрение исследователей. Индивидуализация в философствовании этноса, связанная с его научными представлениями, приводит в дальнейшем к становлению национальной философии. Отдельные субъективные элементы концепций исследователей народной мудрости могут быть объективированы в зависимости от качества и количества, определяющихся центральным ядром как части этнической картины мира, принадлежащей коллективному сознанию. Субъективное сознание исследователя народной мудрости заключает в себе индивидуальное и одновременно коллективное сознание, создающие в концепции моменты личностной и универсальной значимости.

Этнофилософия самосознает себя как наука по универсализации предмета и базовых категорий своих концептуальных оснований и ставит задачу обоснования объективности этноса и своего предмета исследования - этнофилософии как качественно нового уровня становления этнософии, требующей анализа концептуальных оснований об «этническом» [2]. Проблема объективности этнофилософии явлениям и предметам, которые подпадают в область ее изучения, проводится через диалог «язык - этническая духовная культура». Этнофилософия как социокультурный феномен, имея дело с концептами устно-поэтического творчества и концепциями разных авторов об «этническом», сталкивается с проблемой языка философии. Автор рассматривает философский дискурс, паремиологию, категории, концепты народной мудрости как автономные реальности этнофилософии, служащие посредниками между субъектом и объектом для определения ее практического достижения понимания знака как материального. «Ход объективирования предметов может быть иначе назван процессом образования взгляда на мир... Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее, что он не отражение сложившегося миросозерцания, а слагающая его деятельность» [3, с. 140]. Конструктивные возможности языка могут далеко «отойти» от практического объекта, приобретая все более высокую абстрактность, что равносильно становлению этнофилософии как метафизической, оторванной от практической философии. Для обоснования объективности базовых понятий эт-нофилософии применимы принцип «восхождения от всеобщего к конкретному» и индуктивно-дедуктивный метод, заключающийся в построении всеобщих понятий этнофилософии с последующим дедуктивным умозаключением к эмпирии. Требуется от всеобщих понятий этнофилософии, выявленных и определенных, последовательно перейти, используя сравнительно-исторический метод, к мировоззренческим началам, объектам и практике этноса. Каковы начала, та неопределенная реальность значений? Откуда смысл их исходит? Этот универсальный контекст затрагивает этническое явление, представленное в древнем пласте языка. Связь эт-нофилософии с общим контекстом этнических процессов обусловливает исходить из истоков этногенеза, традиций и верований этноса.

Устно-поэтическое творчество функционирует как основа языка этнософии, выражающего «дух», мышление и бытие этноса. В текстах народной мудрости существуют тема, содержание, которые функционируют в значении коммуникации мудрости с воспринимающим. Аксиологическая функция выявляется в коммуникативной ценности народной мудрости. Антиномия прояв-

ляется между автономностью концептов и их коммуникативностью. С коммуникативной точки зрения задается проблема отношения концептов народной мудрости к обозначаемым их объектам. Такое отношение отлично от феномена народной мудрости в качестве автономного концепта, поскольку в коммуникативном концепте народная мудрость направлена на этническую реальность, например, на образно точно выделенный объект, событие или историческое лицо. Коммуникативное отношение между народной мудростью и обозначенным в ней явлением или вещью имеет экзистенциальное значение, так как она обосновывает и утверждает «этническое существование». Этнофилософия на основе концептов устно-поэтического творчества и понятий национальной философии формирует аутентичную материальному и духовному бытию этноса языковую картину мира и базовые категории.

Проблема механизма формулирования этнофилософии связана с формированием ее структуры, состоящей из признаков. Объекты мира предполагают этническое бытие, выраженное через уровни концептов и образов как язык этнофилософии условно относимого к лингво-культурологии; в понятиях и понятийной деятельности заключается познавательная языковая среда этноса; категории, этническая картина мира принадлежат к сфере познания этнофилософии. Все уровни принадлежат к проблеме «концептуальные основы этнофилософии». Определение науки дается, исходя из важнейших признаков каждого уровня. Что существует? -Предмет, объект (уровень существования, сущности). Как объективируются или именуются «этнические объекты»? - Концептуально, образно. Какие инструменты (средства) для этого имеются? - Язык, обыденное мышление, здравый смысл. В результате что имеем? - Суждения, концепты, мудрость. Какова их цель? - Ценностная, воспитательная, образовательная, охранительная, сохраняющая и воспроизводящая с помощью традиций, обычаев, ритуалов, идеалов и устной передачи. Объект этнофилософии «этнос» имеет такие важные признаки, как сознание, язык, территория и культура. Предмет этнофилософского познания - этнософия. Этнофилосо-фия - явление социально-философской науки о духовном бытии и «духе» этноса, качественно новый уровень философии народа, концептуализирующий этнософию, и понятийная деятельность по созданию базовых категорий этнофилософской картины мира. Механизмы формирования этнофилософии функционируют как факторы ее структуры.

Для определения этнофилософии важен показ самосознания этнофилософии как объективного знания, и метафизический дискурс в ней необходим для ретроспективного исследования верований, мифологии и ритуалов, что подразумевает метафизику этноса как пройденный этап становления его философии. В этнософии имеются взаимно уравновешивающие концепции материального и идеального, или двоякого, отношения к действительности, дуализма, вместе с тем этнософия придерживается и материалистической линии в своих концептуальных взглядах и содержаниях. Модификации отношения к действительности играют важную роль в устно-поэтическом творчестве и структуре этнофилософии (метафизика, мифология, материализм, философия, наука - и во всей структуре существуют традиции). Теоретическое исследование своей многосодержательной структуры этнофилософия проводит как философский дискурс, заключающийся в представлении смыслового единства всей структуры и научного определения предмета своего исследования.

Заключение

В заключение даются выводы в форме следующих тезисов:

- Проблемы языка этнофилософии, структуры науки и ценности паремиологии относятся к существенным проблемам этнофилософии, имеющей дело с этнософскими текстами.

- Этнофилософия представляет собой язык, опосредованно отождествляемый с субъективным сознанием исследователя и объектом реальности, выражающимся в науке абстрактной категорией и существующим в этническом сознании как мировоззрение и этническая философская картина мира.

- Этнофилософия есть дисциплина, состоящая из: а) народной мудрости, функционирующей как концепт, образный символ и отражающей бытие, отношение этноса к миру и к самому себе и проявляющейся в устно-поэтическом творчестве как произведение-вещь, объект изучения и идеал; б) «этнического объекта», пребывающего в этническом сознании и функционирующего как концепт и его значение; в) отношения к обозначаемой концептом вещи, который направлен как на конкретный, так и на нереальный объект.

- Тематика и содержание устно-поэтического творчества для этнофилософского знания имеют информативно-коммуникативную и сообщающую языковую функцию; значения образных символов, предопределенные этническим объектом, имеют носителя, функционирующего как информационный знак. Эту роль выполняет содержание концепта. Отношение к обозначаемому образу - как к коммуникативному знаку, направленному на реальный объект. Устно-поэтическое

творчество обладает качеством коммуникативного языкового знака. Отношение устно-поэтического творчества к означаемому объекту и к коммуникативному своему знаку имеет экзистенциальную ценность. Содержание устно-поэтического творчества содержит мифологемы, верования, которые метафизичны и не аутентичны объектам действительности. Это не означает, что модификации отношения к означаемому объекту по разным ступеням шкалы не имеют значения для этнофилософии и что реальность в устно-поэтическом творчестве отсутствует для обоснования объективности этнософии. Уровни существуют и функционируют как факторы структуры предмета этнофилософии - этнософии и показывают становление философских идей этноса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Петрова В.В. Этнопедагогика как предмет исследования этнофилософии // Сб. Всероссийские яковлевские чтения / ред. И.В. Павлов, Н.Г. Гаврилова. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. - 345 с.

2. Петрова В.В. Этническая философия как феномен духовной культуры общества // Сборник трудов молодых ученых чуваш. гос. ун-та им. И.Н. Ульянова, 2015. - 259 с.

3. Потебня А.А. Мысль и язык. - 4-е изд. - Одесса: Гос. изд-во Украины, 1922. - 185 с.

REFERENCES

1. Petrova V.V. Pedagogy as a subject of study is the philosophy. Collection of All-Russia Yakovlevsky read. Ed. I.V. Pavlov, N.G. Gavrilova. [Etnopedagogika kak predmet issledovanija jetnofilosofii. Sbornik Vserossijskie jakovlevskie chten-ija] - Cheboksary Chuvashia. state. ped. University Press, 2015. p. 345 (in Russ.)

2. Petrova V.V. Ethnic philosophy as a phenomenon of spiritual culture of the society. [Jetnicheskaja filosofija kak feno-men duhovnoj kul'tury obshhestva. Sbornik trudov molodyh uchenyh chuvash. gos. un-ta im. I.N. Ul'janova] Proceedings of young scientists of Chuvashia. State University by I.N. Ulyanov, 2015. p. 259 (in Russ.)

3. Potebnya A.A. Thought and Language. [Mysl' i jazyk]. Fourth Edition. Odessa: State Publishing House of Ukraine, 1922., p. 185 (in Russ.)

Information about the author

Петрова Валентина Васильевна, аспирант, кафедра философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, г. Чебоксары, Россия etnofilosofia@yandex.ru

Получена: 15.12.2015

Для цитирования статьи: Петрова В.В. Язык, фольклор и мировоззрение как концептуальные основания этнофилософии. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 151-154. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-151-154

Информация об авторе

Petrova Valentina V., Postgraduate Student, Department of Philosophy and Methodology of Science, Chuvash State University, Cheboksary, Russia

etnofilosofia@yandex.ru Received: 15.12.2015

For article citation: Petrova V.V. Language, folklore and worldview as a conceptual basis of ethnophilosophy. [Yazyk, fol'klor i mirovozzrenie kak kontseptual'nye osnovaniya etnofilosofii]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 151-154.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-151-154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.