Научная статья на тему 'Мифо-религиозное пространство северного региона'

Мифо-религиозное пространство северного региона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
293
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФО-РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕВЕР / ЭТНОФИЛОСОФИЯ / ЭТНОСОФИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / БАРЕНЦЕВ РЕГИОН / MYTHOLOGICAL-RELIGIOUS SPACE / NORTH / ETHNOPHILOSOPHY / ETHNOSOPHY / ETHNIC PSYCHOLOGY / INDIGENOUS PEOPLES / BARENTS REGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полуэктов Антон Андреевич

В статье раскрывается проблема понимания и интерпретации мифо-религиозного пространства северного региона. Предпринимается попытка обоснования Севера как особого геософского концепта, вписанного в структуру традиционного сакрального знания народов Баренцева региона. В своих построения автор исходит из современных концепций этноса и этничности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Полуэктов Антон Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGICAL-RELIGIOUS SPACE OF THE NORTHERN REGION

The article deals with the problem of understanding and interpretation of mythological-religious space of the northern region. The author makes an attempt to substantiate the North as a special geosophical concept included in the structure of traditional sacred knowledge of the Barents region peoples. The author’s theoretical reflection proceeds from modern conceptions of ethnos and ethnicity.

Текст научной работы на тему «Мифо-религиозное пространство северного региона»

УДК 299.4+130.2(121-123)

ПОЛУЭКТОВ Антон Андреевич, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения института социальногуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 15 научных публикаций

МИФО-РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

В статье раскрывается проблема понимания и интерпретации мифо-религиозного пространства северного региона. Предпринимается попытка обоснования Севера как особого геософского концепта, вписанного в структуру традиционного сакрального знания народов Баренцева региона. В своих построения автор исходит из современных концепций этноса и этничности.

Ключевые слова: мифо-религиозное пространство, Север, этнофилософия, этнософия, этническая психология, коренные народы, Баренцев регион.

Одной из актуальных проблем социальнофилософского дискурса является построение моделей взаимодействия человека, природы и общества, реализующихся как в производственно-экономической деятельности, воплощенной как в сферах экологической и материальной культуры, так и в социальной деятельности, связующей человека и общество в пространстве нормативной и духовной культуры. В связи с этим актуальным является выявление специфики этнических форм синтеза материальных и духовных оснований социального бытия человека в качестве исходных для анализа комплекса связей между его производственно-экономической, общественной и духовно-религиозной деятельностью. Этническое сознание порождает и обосновывает высшие санкции, утверждающие ценности

и истинность существующего миропорядка. Исследование форм его отражения в этнофи-лософии дает возможность определить базовые механизмы социальной регуляции, выраженные в религиозно-мифологической картине мира и представленные в многообразии пролегоменов современной европейской философии.

Актуальность осмысления подобного взаимодействия подчеркивается и в новой Кир-кенесской декларации, подписанной главами государств и правительств - стран Баренцева Евро-Арктического региона, в ней, в частности, говорится: «Мы признаем, что традиционные знания коренных народов могут способствовать устойчивому использованию ресурсов, и что такие знания также играют важную роль в обеспечении устойчивого развития региона» [7].

© Полуэктов А.А., 2013

Согласно американскому социологу Ар-джуну Аппадураи, окружающий нас мир может быть представлен в пяти понятиях: «этнопространство, медиапространство, технопространство, экономическое пространство и пространство идей» [12]. Все они являются составными частями мировоззренческого пространства региона, которое формируется как социальное бытие общества.

Существенной особенностью социального бытия в обществах традиционного типа являлась ритуализация и мифологизация всех областей человеческой деятельности. В концепции П.А. Флоренского триада форм человеческой деятельности представлена сферами: теоретическая (мировоззрение), практическая (хозяйство), литургическая (культ) [10]. При этом культ (теургия) рассматривается в качестве первоначального ядра, из которого в процессе десакрализации выделились в качестве автономных все формы общественного бытия человека и его деятельности, ранее входившие в нераздельную и неслиянную теургическую целостность.

По мнению современных исследователей, главным отличительным признаком этноса является наличие этнического сознания, формирующегося на основании комплекса исторически сложившихся форм интерпретации сакрального содержания этнической памяти. В 70-80-е годы XX века академиком Ю.В. Бромлеем была разработана фундаментальная теория этничности, в основу которой было положено различие между узким и широким смыслом концепта «этнос». Этнос в узком смысле слова в самой общей форме может быть определен как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в т. ч. языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия его от других таких же образований [1, с. 37]. В широком смысле этнос является этно-социальным организмом, в составе которого наряду с уникальными, неповторимыми качествами и свойствами присутствует и базовые, фундаментальные основоположения и характеристики, заданные

его социальной структурой. Современные процессы трансформации ценностей и установок этнических групп, помещенных в индустриальный и постиндустриальный контекст, ставят под вопрос само существование этносов в качестве стабильных и устойчивых социальных образований. Тематизация этнофилософии в качестве концептуальной модели, отражающей взаимодействие архаического ядра этнической памяти и современных механизмов социальной регуляции этничности, позволяет продемонстрировать трансформацию традиционных мировоззренческих установок как процесс выхода из кризисного состояния этносов.

В настоящее время активно разрабатываются концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в сценариях мироустройства, в которых важное место занимает проблема сохранения традиционной среды обитания северных этносов, их традиционного природопользования, развития национально-территориального или общинного самоуправления, сохранения и возрождения норм и ценностей традиционной этнической культуры [9, с. 324-325].

Особо значимая роль в сценариях устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера отводится возрождению и изучению традиционной духовной культуры северных социумов, ядро которой составляет сакральная традиция и восходящая к ней этническая философия.

Этнофилософия коренных народов Крайнего Севера, основанная на фундаментальной идее гармоничного единства человека, природы и общества, не эксплицирована в традиционных концептах и терминах европейского философского дискурса. Корпус северной философии представлен ритуальными, мифологическим и фольклорными текстами. Этнофило-софские темы, сюжеты и образы запечатлены в священном предании и языке как «доме бытия» коренных народов Севера, в философском, научном и художественном творчестве выдающихся носителей, хранителей и выразителей этнической традиции.

Следует выделить 2 разнонаправленные, но и органично связанные области знания: культурная антропология и социальная философия. Российская этнография, возникшая на междисциплинарном синтезе естественно-научного и гуманитарного знания (география, история, языкознание, фольклористика) являет собой основу, на которой зиждется этнофилософия как раздел социальной философии.

Складывание этнической философии как одного из разделов социальной философии восходит к первой четверти XX века и связано с предшествующим этапом развития идей этнической психологии. Антропология XVIII-

XIX веков включала в себя как составную часть раздел, посвященный вопросам психологии рас и народов. Для психологии XIX века большое значение имеет идея «духа» и «народного духа», введенная в научный обиход философией истории Гердера [5]. Она получает свое дальнейшее развитие в школе новой психологии Гербарта [4]. Его последователями закладывается фундамент будущей этнической психологии. С другой стороны, к идеям новой науки подводит языкознание. В этом отношении важное место занимают идеи В. Гумбольдта, который считал, что в самой структуре языка (его «внутренней форме») воплощено определенное воззрение на мир («мировиде-ние») того или иного народа [6].

Начало российской традиции этнической философии связано с творчеством Г.Г. Шпе-та, который в работе «Введение в этническую психологию» рассматривает проблему этнофи-лософии с точки зрения концепции коллективного сознания. Согласно его теории, значение «общих выражений» составляют идеи, которые могут выражаться разнообразными способами. К ним относятся не только языковые данные, но и все то, что считается «продуктами культуры», представляющими собой сложную систему, исследование которой составляет задачу «философской науки». В терминах «духовная коллективность», «духовный уклад», «тип эпохи» Г.Г. Шлет утверждает понятие этнической философии [11].

В социально-философской мысли тема этнической философии поднимается в рамках традиционалистского направления, которое обращается к историософским представлениям о северном происхождении человека. В начале

XX века Г Вирт осуществляет попытку лингвистического анализа для поиска Изначальной Традиции. Он утверждает, что Арктида, северная прародина человека, явилась колыбелью всякой традиции. Ключом к ее пониманию является нордический календарь, в котором человек неразрывно связан с природой. Модель Вирта во многом соответствует представлениям Р Генона о полярном происхождении человека, об изначальном золотом веке [3]. Однако для Генона центральной темой становится исследование сакрального уровня основных символов, содержащихся в мировых религиях и эзотерических учениях, в которых мыслитель видит закон, устанавливающий отношение какой-либо вещи и ее сущности. Особая роль символа заключается в связующей функции всех уровней реальности от природного порядка до сверхъестественного.

Говоря об отечественной социально-философской и научной традиции в исследовании проблем Севера, следует прежде всего отметить труды основоположников евразийской идеи (Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Л.Н. Гумилёва), которые, раскрывая особенности народов Севера, обращали особое внимание на их духовные и религиозно-нравственные основы. Современное неоевразийство (А.Г. Дугин, Г.А. Югай, Г. Джемаль) концептуализирует Евразию как геополитическое пространство. Г Джемаль интерпретирует Север как последний рубеж реальности, в котором потенциально заключено знание человека о мире и о самом себе.

В современном мире северные этносы сталкиваются с рядом проблем, которые относятся к вопросу сохранения их культуры. За годы нефтегазового освоения разрушены многие священные места, нанесен вред окружающей природе, флоре и фауне. Часть культовых памятников находятся под защитой, поскольку располагаются на территориях традиционного природополь-

зования - это один из видов особо охраняемой природной территории. Эти территории имеют не только природную, но и большую культурную ценность, т. к. они связаны с происхождением и историей этноса. Согласно Конституции Российской Федерации, органы государственной власти призваны охранять «исконную среду обитания» коренных народов, т. е. ту природную и историко-культурную среду, которая сложилась на территориях исторического расселения коренных малочисленных народов и является основой их традиционного образа жизни.

«Важность сохранения природных священных мест и их значимость осознается международными организациями по охране окружающей среды. Сегодня наше государство, -отмечает президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера С.Н. Харючи, -в очередной раз ставит вопрос: газ или земля

и образ жизни нескольких тысяч аборигенов с их традиционными представлениями о священных землях, реках, озерах. В очередной раз возникает конфликт двух цивилизаций: индустриальной и доиндустриальной, в которой сформировались и существовали за счет традиционного природопользования коренные народы Крайнего Севера. Сохранение исторического наследия коренных малочисленных народов Севера, древней цивилизации оленеводов, традиционного образа жизни - это сложная задача, и ответственность за ее решение лежит на органах власти, научных учреждениях и общественных организациях России» [8, с. 15].

Таким образом, большой вклад в понимание и решение вопросов развития Севера может и должна внести философия Севера - философия северной цивилизации и этнофилософия коренных малочисленных народов Севера.

Список литературы

1. Бромлей Ю.В. Этносоциальные вопросы в СССР. М., 1986. 64 с.

2. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб., 2001. 159 с.

3. Генон Р. Символы священной науки / пер. с франц. Н. Тирос. М., 2004. 480 с.

4. Гербарт И.Ф. Психология. М., 2007. 288 с.

5. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. СПб., 2013. 760 с.

6. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества (1830-1835) // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 37-297.

7. Киркенесская декларация. URL: http://govemment.ru/media/files/41d46b75c7931f08b9b7.pdf.

8. Попков Ю.В., Костюк В.Г., Тугужекова В.Н. Этносы Сибири в условиях современных реформ (социологическая экспертиза). Новосибирск, 2003. 128 с.

9. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Философия Севера. Новосибирск, 2006. 456 с.

10. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 2012. 905 с.

11. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 2010. 160 с.

12. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996. 229 p.

References

1. Bromley Yu.V Etnosotsial’nye voprosy v SSSR [Ethno-Social Issues in the USSR]. Moscow, 1986. 64 p.

2. Wundt W. Probleme der Völkerpsychologie. Wiegandt, Leipzig, 1911 (Russ. ed.: Vundt V Problemy psikhologii narodov. St. Petersburg, 2001. 159 p.).

3. Guénon R. Symboles de la Science sacrée. Paris, 1962. (Russ. ed.: Genon R. Simvoly svyashchennoy nauki. Moscow, 2004. 480 p.).

4. Herbart J.F. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, 2007. 288 p.

5. Herder J.G. Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit. 1774 (Russ. ed.: Gerder I.G. Idei k filosofii istorii chelovechestva. St. Petersburg, 2013. 760 p.).

6. Humboldt W. Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaus und ihren Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts. 1836 (Russ. ed. : Gumbol’dt V. O razlichii stroeniya chelovecheskikh yazykov i ego vliyanii na dukhovnoe razvitie chelovechestva (1830-1835). Izbrannye trudypoyazykoznaniyu [Selected Works on Linguistics]. Moscow, 1984, pp. 37-297).

7. Kirkenes Declaration. Available at: http://government.ru/media/files/41d46b75c7931f08b9b7.pdf (in Russian).

8. Popkov Yu.V, Kostyuk V.G., Tuguzhekova V.N. Etnosy Sibiri v usloviyakh sovremennykh reform (Sotsiologiches-kaya ekspertiza) [Siberian Ethnic Groups Under Conditions of Contemporary Reforms (Sociological Assessment)]. Novosibirsk, 2003. 128 p.

9. Popkov Yu.V., Tyugashev E.A. Filosofiya Severa [Philosophy of the North]. Novosibirsk, 2006. 456 p.

10. Florenskiy P.A. Stolp i utverzhdenie Istiny: Opytpravoslavnoy teoditsei v dvenadtsati pis’makh [The Pillar and Ground of the Truth: An Essay in Orthodox Theodicy in Twelve Letters]. Moscow, 2012. 905 p.

11. Shpet G.G. Vvedenie v etnicheskuyupsikhologiyu [Introduction to Ethnic Psychology]. Moscow, 2010. 160 p.

12. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996. 229 p.

Poluektov Anton Ändreevich

Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences, Northern (Arctic) Federal University

named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

MYTHOLOGICAL-RELIGIOUS SPACE OF THE NORTHERN REGION

The article deals with the problem of understanding and interpretation of mythological-religious space of the northern region. The author makes an attempt to substantiate the North as a special geosophical concept included in the structure of traditional sacred knowledge of the Barents region peoples. The author’s theoretical reflection proceeds from modern conceptions of ethnos and ethnicity.

Keywords: mythological-religious space, North, ethnophilosophy, ethnosophy ethnic psychology, indigenous peoples, Barents region.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;

e-mail: [email protected]

Рецензент - ТеребихинН.М., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук, директор Центра сравнительного религиоведения и семиотики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.