Рябова Е.Л.
Доктор политических наук, главный редактор журнала «Этносоциум и межнациональная культура».
Терновая Л.О.
Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Явные и скрытые смыслы забастовок*
Социальная практика демонстрирует огромное количество способов выражения недовольства определенной части общества сложившейся ситуацией. Это могут быть: разные формы протестного голосования, подача петиций, пикетирование, бойкоты, флешмобы, акции молчания, бойкот, саботаж, стачка, забастовки, митинги и демонстрации, перекрытия дорог, «спящий дракон», филибастер, бунт, восстание, революция и пр. Выбор формы, метода и способа протеста определен множеством обстоятельств. К ним относятся не только факторы времени и места, но и особенности политической культуры, цели протестующих и степень их социальной зрелости и сплоченности.
Долгое время на вершину социального протеста ставили забастовку (от итал. и исп. basta! — хватит! довольно!). Сейчас время проведения первой известной нам забастовки опустилось на полторы тысячи лет, во времена правления фараона Древнего Египта Рамсеса III. В 1166 г. до н.э. занятые на строительстве королевского некрополя в Дейр-эль-Медине рабочие, не получив плату за проделанную работу, не вытерпев голод и пищу низкого качества, согласно Папирусу о забастовке периода правления Рамзеса III, хранящемуся в Египетском музее в Турине, и надписям на различных черепках, найденных в Дейр-эль-Медине и хранящихся в музеях Каира, Берлина и др., устроили протест в форме у сидячей забастовки. Они заняли ближайшие заупокойные храмы и не уходили оттуда до тех пор, пока им не были выданы их долги по зарплате1.
Эта самая ранняя забастовка выявила уже все, что станет причиной для подобных протестных акций в будущем. Во-первых, забастовка — ласточ-
1 Parra Ortiz J.M. La primera huelga de la historia, en el Egipto de Rameses III // Historia y Vida. 1997. № 352. Julio. Р. 65-75.
© Рябова Е.Л.,Терновая Л.О., 2022.
ка упадка в экономике. Во-вторых, она сигнализирует о неэффективном управлении, часто проявляемом ростом коррупции. В-третьих, несмотря на то, что забастовка — это трудовой конфликт, она косвенно указывает также на внешнеполитическое обострения, например, Египет в то время столкнулся с натиском «народов моря»2.
В истории разнообразных протестных акций забастовка оказалась одной из самых ярких и распространенных форм проявления конфликта между трудящимися и собственником или управленческими структурами. Еще до недавнего времени считалось, что такие конфликты присущи исключительно капиталистическому способу производства и возникают они с появлением зачатков такого производства. Исходя из этой позиции, первой в истории Европы стихийной забастовкой называлась вспыхнувший в 1345 г. во Флоренции протест наемных рабочих преимущественно чесальщиков шерсти — чомпи (итал. Ciompi) — под руководством Чуто Брандини3.
Гнев рабочих часто направлялся на орудия труда, а не на капитал. В начале XIX в. рабочие Англии начали ломать машины, что стало известно как движение луддитов. Тогда в их защиту в английском парламенте выступил со своей первой речью поэт Джордж Байрон. 2 марта 1812 г. в газете Morning Chronicle поэт опубликовал носящее политический характер сатирическое стихотворение «Ода авторам билля против разрушителей станков». Байрон обличал правительство, которое приняло Билль о смертной казни для луддитов, говорил о неизбежности отмщения тем, кто обрекает рабочих на бедственное положение и смерть.
Протест ткачей вскоре охватывает и континент. В 1831 - 1834 гг. жестоко подавляются восстания ткачей на шелкопрядных фабриках в Лионе. Работники требовали введения единого и повышенного тарифа сдельных расценок. Вначале собрания носили мирный характер, но когда негоцианты отказались удовлетворить просьбу хозяев мастерских, то были созданы комиссии рабочих и центральная комиссия, чтобы руководить мирной борьбой владельцев мастерских за удовлетворение своих требований. А общество благотворительности подмастерьев и учеников требовало немедленного введения нового тарифа. Центральная комиссия решила провести в Лионе 25 октября 1831 г. массовую демонстрацию. В этот день колонны ткачей прошли по улицам города. Переговоры возобновились, и на следующий день была достигнута договоренность о введении с 1 ноября
2 Великовский И. Народы моря. Человечество в амнезии / Пер. с англ. Л.В. Харламовой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
3 Рутенбург В.И. Народные движения в городах Италии. XIV - начало XV в. М., Л.: Издательство АН СССР, 1958; Рутенбург В.И. Чомпи и гранды / Из истории трудящихся масс Италии. М.: Наука, 1959. С. 171-178.
нового тарифа. Однако соглашение не устраивало фабрикантов, которые на тайном совещании они приняли решение в ответ на локаут организовать 21 ноября новую манифестацию. В ходе восстания Лион полностью оказался в руках восставших. Обе стороны понесли большие потери: около тысячи человек было убито и ранено. Правительство отправило экспедиционный корпус, насчитывающий 20 тысяч солдат и офицеров, под командованием сына короля, герцога Орлеанского. Выступление рабочих было подавлено, хотя, опасаясь повторения событий, власти не рискнули прибегнуть к самым жестким мерам. Лишь в июле 1832 г. начался судебный процесс над некоторыми участниками ноябрьского восстания. Но обвинение не рискнуло раскрыть подлинных причин рабочего движения и попыталось убедить присяжных в том, что восстание якобы носило монархический характер. Однако присяжные вынесли оправдательный приговор почти всем подсудимым. Восстания лионских ткачей, подобно чартистскому движению в Англии (1836 - 1848) и восстанию силезских ткачей (1844), свидетельствовали о выходе на историческую арену рабочего класса. Закономерно, что в некоторых странах власти попытались предложить правовой путь решения данной проблемы. Например, в Германии в 1830-е гг. начинается разработка первого в Европе социального законодательства.
В середине XIX в. социальный протес охватывает Америку. И опять в лидерах идут работники текстильной промышленности. 8 марта 1857 г. текстильщицы Нью-Йорка прошли маршем по улицам Манхэттена, протестуя против низких заработков и плохих условий труда. «Марш пустых кастрюль» выдвигал требования текстильщиц о повышении зарплат, улучшении условий труда и равных прав для женщин. День 8 марта не случайно был выбран для праздника солидарности трудящихся женщин всего мира в борьбе против угнетения, неравенства, за свои права4.
В 1880-х гг. американские рабочие развернули широкое движение на улучшение условий труда и введение 8-ми часового рабочего дня. С 1880 г. наблюдался постоянный рост забастовочного движения. 1 мая 1886 г. во время массового выступления в Чикаго 350 тысяч трудящихся бастуют, требуя 8-ми часового рабочего дня. Выступление было подавлено. 3 мая во время многотысячного митинга были столкновения митингующих со штрейкбрехерами. Полиция открыла стрельбу по протестующим, в результате которой погибли шесть человек. На следующий день Хей-маркетской площади проходил новый митинг. Этот день вошел в историю рабочего движения как Хеймаркетская бойня. По обвинению в под-
4 Терновая Л.О. Политическое шаривари: «марши пустых кастрюль» // Власть истории и история власти. 2021. Том 7. Часть 8. (№34). С. 983-993.
стрекательстве к терроризму были схвачены лидеры рабочего движения, которыми были анархисты. В память о событиях мая 1886 г. и казни рабочих-анархистов 1 мая было провозглашено в июле 1889 г. на конгрессе Второго Интернационала проходившего в Париже днем выступлений за права рабочих.
Столь же острой, как за сокращение рабочего дня, была забастовочная борьба трудящихся за сокращение рабочей недели5. Например, в начале XIX в. обычный рабочий день в США составлял для промышленных рабочих около 14 часов. В 1840 г. президент Мартин ван Бюрен специальным актом ограничил 10 часами рабочий день на федеральных общественных работах. В середине XIX в. британские рабочие впервые заставили работодателей ограничить продолжительность рабочего дня десятью часами. Но в России, как в некоторых других странах, до конца XIX в. рабочее время законом не ограничивалось и составляло 14 - 16 часов в сутки. В 1914 г. Генри Форд удвоил зарплату и сократил продолжительность смены с девяти часов до восьми. Национальная ассоциация производителей резко критиковала его за это, но вскоре многие конкуренты последовали его примеру. К 1937 г. 40-часовая рабочая неделя стала стандартом на всей территории США. В Испании в 1919 г. благодаря забастовке в Барселоне на крупнейшем энергетическом предприятии La Canadiense было завоевано право на 40-часовую рабочую неделю. Тогда анархо-синдикалисты первыми в стране добились удовлетворения этого требования рабочего класса. Однако ухудшение условий жизни и труда привели к удлинению рабочего времени. Во Франции в результате Всеобщей забастовки 1935 г. трудящиеся добились такой же по продолжительности рабочей недели.
Факты, указывающие на то, что многие социальные завоевания трудящихся были получены в итоге забастовочной борьбы, и что власти, как правило, исключительно жестоко расправлялись с забастовщиками, способствовали формированию устойчивого восприятия забастовки как высшей формы, взлета подспудно развивающегося конфликта. Фридрих Энгельс оценивал забастовку как школу борьбы за захват власти. Михаил Бакунин видел в забастовке как орудие революции. Роза Люксембург считала массовую всеобщую стачку выражением политической солидарности. французский философ, марксист, теоретик революционного синдикализма Жорж Сорель рассматривал забастовку как символ и практику прямого действия. Владимир Ленин видел в забастовке инструмент разрушения государственного аппарата. Такие подходы отражали разные стороны соотношения повседневной борьбы трудящихся
5 Гольдин Г.Г., Вознесенский И.С. Правовое закрепление организации рабочего времени: из прошлого в будущее // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2021. № 3 (62). С. 33-39.
и тех теорий, стратегий рабочего движения, которые создавались профессиональными революционерами.
Забастовкам всегда придавалось особое значение не только в силу их яркости, дерзости требований, сопутствующей жертвенности, но и потому что они все активнее обретали политический смысл. Бастующие требовали смены правительства, изменения законодательства и пр. Когда такие требования, безусловно, имеющие в основе несовершенную организацию труда, повышенную эксплуатацию трудящихся, их притеснение, приходились на переломные моменты политической жизни общества и истории, как, например, Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 г., забастовка воспринималась как самый мощный инструмент политической борьбы.
В истории рабочего движения сложились в основном позитивные оценки забастовочной борьбы. Сформировалась типология забастовок, включающая целый ряд разновидностей: классическая стачка (со стачкомом и пр.), итальянская забастовка, забастовка в форме снижения производительности труда, наступательная забастовка, оборонительная забастовка, перемежающаяся забастовка, забастовка на рабочих местах, забастовка «усердия», забастовка на решающем месте, сидячая забастовка, забастовка в сверхурочное время, административная забастовка, забастовка с захватом предприятия, подземная забастовка. Появились забастовки с национальным характером: польская забастовка — впервые вошедшая в практику в Польше оккупационная, захват предприятия самими рабочими; итальянская забастовка — протест, заключающийся в пунктуальном исполнении работниками своих должностных инструкций, вплоть до бессмысленных параграфов, что вызывает существенное падение производительности труда.
На самом деле не одни забастовки, а многочисленные акции протеста трудящихся, которыми была наполнена повседневная жизнь социума: саботажем, замедлением производства, прогулами и другими формами нарушения трудовой дисциплины и трудового ритма, заставляли совершенствовать рабочее законодательство и меняли трудовую культуру. О культуре забастовок свидетельствует текст из «Стачечного бюллетеня», ежедневного выпускаемого редакцией газеты Western Labor News во время виннипегской стачки 1919 г. в Канаде. В одном из выпусков были изложены следующие рекомендации: «Единственное, что рабочие должны сделать, чтобы выиграть эту стачку — ничего не делать. Просто ешьте, спите, развлекайтесь, любите, смейтесь и смотрите на солнце... — в этом и состоит ваша борьба»6. Для сравнения процитируем тест инструкции
6 Masters D.C. The Winnipeg General Strike. Toronto: University of Toronto Press, 1950. P. 49.
Генсовета британских тред-юнионов о поведении во время забастовки, опубликованной в первом номере газеты British worker, издававшейся во время Всеобщей забастовки (англ. General Strike) в 1926 г.:
«Постарайтесь действовать так, чтобы все окружающие вас имели улыбку на лице. Для достижения этой цели вам самим надлежит улыбаться.
Делайте все возможное, чтобы не дать ходу идеям насилия и беспорядкам.
Занимайтесь всякой работой на дому.
Постарайтесь забавлять и развлекать деток теперь, когда в вашем распоряжении имеется для этого время.
Следите за своим здоровьем: ежедневная прогулка — моцион сохранит вам свежесть сил.
Не сидите, сложа руки, занимайтесь чем-нибудь.
Болтать на улицах, обмениваться слухами, никуда не годится»7.
Всеобщая забастовка в Англии оставила яркий след в истории социальной борьбы Соединенного королевства, став своеобразным пособием по организации забастовок во всем мире. Прежде всего, забастовке предшествовал длительный период общественного напряжения, закончившийся объявлением 1 мая 1926 г. английскими шахтовладельцами локаута. Несмотря на разногласия в руководстве, Генсовет объявил забастовку, правда, выпустив инструкции с призывами к сохранению спокойствия и начав переговоры с правительственной комиссией. Также важно, что, хотя забастовка закончилась поражением рабочих, она была примером солидарных действий шахтеров, железнодорожников и металлургов в попытке добиться улучшения положения трудящихся. Так, в Англии вскоре после забастовки был принят Закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзах, существенно ограничивающий права профсоюзов и забастовщиков. Затем на Эдинбургском конгрессе тред-юнионов (1927). было официально положено начало политике «мира в промышленности», т.е. сотрудничества профсоюзов с предпринимателями.
Опыт как канадского, так и английского забастовочного движения первой трети XX столетия исключительно показателен, поскольку он раскрывает специфику действий весьма организованного рабочего класса, обладающего длительными традициями забастовочной борьбы, зародившейся почти одновременно с капиталистически организованной промышленностью. Именно такая «образцовость» британского опыта социального про-
7 Документы и речи английских вождей о всеобщей забастовке / Сост. Левин И., Зубок Л. М.: Профинтерн, 1926. С. 56.
теста вынуждала исследователей длительное время рассматривать его в качестве некоего паттерна. Однако в реальности проявление социального протеста зависит множества факторов, включая национальный, индивидуальный, экономический, психологический, конфессиональный и др. Только в совокупности они влияют на характер развертывания протестных действий в конкретной ситуации.
Британское лекало в большинстве случаев оказывается непригодным для описания иного национального опыта, независимо от того исторического периода, в котором разворачивались события. Например, после прихода большевиков к власти в России приложение британской модели к российской практике привело к утверждению теории, что забастовки свойственны лишь обществу, основанному на эксплуатации, и после победы пролетарской революции их причины будут исчерпаны. Из мало вспоминаемой истории Советского Союза известно, что забастовки проходили вплоть до начала 1930-х гг. Сообщения о них появлялись даже в советской печати. Так, венгерский писатель, участник Гражданской войны 1918 - 1920 гг. в СССР, герой национально-революционной войны в Испании 1936 - 1937 гг. Мате Залка в одном из писем из Солнечногорска в 1932 г. писал, что здесь «за год было 5 или 6 забастовок». Мартемьян Рютин, партийный деятель, один из немногих пытавшихся организовать сопротивление Сталину, в письме «Ко всем членам ВКП(б)» отмечал, что «забастовки рабочих, несмотря на свирепый террор, аресты, увольнения и провокации, вспыхивают то здесь, то там»8. Как и довоенные забастовки в СССР замалчивались протесты более позднего времени, наиболее трагическим из которых стал Новочеркасский бунт. («Новочеркасский расстрел») — события, произошедшие 1 - 3 июня 1962 г. в форме забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода им. С.М. Будённого (НЭВЗ) и поддержавших их горожан в ответ на повышение цен. Здесь проявлялось неумение непосредственного руководства предприятий оперативно и конструктивно находить пути выхода из состояния социального конфликта, а также нежелание руководства страны понять, что рабочие, протестуя, выражали связь своих интересов с экономическими и социальными реформами в государстве, но желали, чтобы эти реформы учитывали их подлинные интересы и мнения. Подобная советской оценка забастовочной борьбы сложилась у руководства правящих марксистско-ленинских партий в государствах, пытавшихся строить социализм. Однако на практике во многих странах Восточной Европы именно забастовки были мощным орудием расшатывания социалисти-
8 Назимова А. Забастовка // 50/50. Опыт словаря нового мышления / Ред.-сост. Г. Козлова; Под общ. ред. Ю. Афанасьева, М. Ферро. М.: Прогресс; Париж: Пайо, 1989. С. 303.
ческого строя, о чем говорит успех польского забастовочного движения и 1956 г., и 1970 - 1980-х гг., уже организуемых под руководством профсоюза «Солидарность» (польск. Solidarnosc, полное название Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность», польск. Niezalezny Samorzqdny Zwiqzek Zawodowy «Solidarnosc»).
В течение всего прошлого столетия забастовка, приобретая форму гражданского давления на власти, служила показателем развития демократии в обществе. Появились забастовки как реакция на международные события или на нарушения охраны окружающей среды. Однако со временем в рабочем движении всего мира стала проявляться тенденция к разочарованию в забастовочной борьбе, как форме достижения своих целей. Это же разочарование разделяли лидеры многих социалистических партий, отмечавшие слабую эффективность такой формы протеста по сравнению с другими политическими действиями. К забастовкам начали обращаться другие группы трудящихся, в том числе, служащие и чиновники государственного и частного сектора, инженерно-технический персонал, торговцы, крестьяне, учителя, вузовские преподаватели и студенты. Многим из этих социальных групп пришлось отстаивать право на забастовку, что повышало оценку этой формы протеста как мощного воздействия на предпринимателей и правительства.
Протест трудящихся превратился в отличительную черту международной жизни. На него не могли не обращать внимания международные организации. Созданная в 1919 г. Международная организация труда (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) признает забастовки как метод борьбы в ходе трудовых конфликтов9. Однако по рекомендации № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951) следует воздерживаться от забастовок и локаутов во время переговоров и рассмотрения вопроса арбитражным органом, хотя особо подчеркивается, что положения рекомендации «не могут истолковываться как ограничение» забастовки10. Есть конвенция МОТ № 87 от 1948 г. «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», в которой определяются права рабочих организаций в случае забастовок11. При нарушении положений МОТ, ратифицированных национальными государствами, организация имеет право потребовать от
9 Гольдин Г.Г., Терновая Л.О. Международная организация труда: столетний опыт регулирования социально-трудовых отношений // Власть истории и история власти. Том 5. Часть 3. 2019 (№ 17). С. 242-256.
10 Рекомендация Международной Организации Труда № 92. Рекомендация о добровольном примирении и арбитраже // URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=541.
11 Конвенция Международной Организации Труда № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.) // URL: http://base.garant. ru/2540592.
правительств этих стран объяснений. Документы МОТ подтверждаются Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятом ГА ООН 16 декабря 1966 г. ООН и МОТ были также утверждены международные Стандарты справедливого труда12. МОТ считает, что накал забастовочной борьбы тесно связан с развитием профсоюзного движения, а также с положением рабочих партий в политической системе той или иной страны.
В целом, возможность участия Организации Объединенных Наций (ООН, англ. United Nations, UN) в международном регулировании труда основывается на положениях п. 1 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, определивших задачи международного сотрудничества по разрешению социальных проблем, обеспечению уважения к правам человека и основным свободам. В принятой в качестве резолюции Генеральной ассамблеи ООН в 1948 Всеобщей декларации прав человека были сформулированы основные права и свободы человека, в число которых входят такие важнейшие трудовые права, как: право на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы; право на справедливые и благоприятные условия труда; право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; право на удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него и его семьи; право на создание профсоюзов и вступление в них; право на отдых, включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск. В то же время Всеобщая декларация прав человека не имеет обязательного для государств характера, а носит рекомендательный характер. Поэтому важнейшими документами, носящими императивный характер, для государств, участвующих в них, в рамках ООН стали международные пакты о правах человека.
Отнесение права на забастовку к разряду социальных и культурных прав можно рассматривать в качестве понимания перемен не только правового пространства, но и, в целом, социально-политического климата. Для подтверждения можно привести известную «социальную энциклику» Laborem Exercens — первую социальную энциклику папы Иоанна Павла II от 4 сентября 1981 г. В ней провозглашалась законность забастовки как меры социального протеста при условии их недопущения в общественно значимых службах, например, здравоохранении13.
С последней трети XX в. в Западном мире ускоренными темпами шла
12 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml.
13 Ioannes Paulus PP. II. Laborem exercens // URL: http://www.vatican.va/holy_father/ john_paul_ii/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_14091981_laborem-exercens_en.html.
трансформация отношений между предпринимателями, профсоюзами и наемными работниками. Забастовка, понимаемая ранее как апофеоз социального протеста, нашла свое место в так называемой «триаде» профсоюзных прав, которая предполагала свободное создание трудящимися собственных ассоциаций, заключение коллективных договоров с предпринимателями и судебную защиту в случае нарушения ими условий такого договора и, наконец, саму забастовку. Не отставала также и разработка «антизабастовочного» законодательства.
Существенное влияние на снижение необходимости отстаивания прав работающих посредством забастовки оказывал рост образованности и квалификации рабочего класса, изменения его представлений об уровне и качестве жизни, а также жизненных запросов. Необходимо учитывать и такие реальности, характерные, в первую очередь, для западных государств, как распространение новых требований к организации и управлению производством, позволяющих существенно повысить производительность труда и применение новых форм стимулирования труда.
Все эти перемены привели к кардинальному изменению лица забастовки. Она перестала замыкаться в рамках лишь рабочего движения. Бастовать могли и представители весьма респектабельных профессий, например, судей, служителей церкви. Появились экзотические формы забастовок: касок, молочная, мокрая, без штрафов и пр. Выработалась символика идентификации участников протеста, изначально имеющего спонтанный и низовой характер, например, движения Желтых жилетов (фр. mouvement des Gilets jaunes). Многие акции протеста глобализировались. Однако при этом изначальные смыслы забастовок не исчезли. И если власти и общество будут эти смыслы не замечать, или, замечая, отказываться вдумчиво реагировать, то отсутствие реакции пагубно скажется не только на истеблишменте, но и на всем социуме.
Библиографический список:
[1] Великовский И. Народы моря. Человечество в амнезии / Пер. с англ. Л.В. Харламовой. Ростов-на-Дону:
Феникс, 1997. 544 с.
[2] Гольдин Г.Г., Вознесенский И.С. Правовое закрепление организации рабочего времени: из прошлого в
будущее // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2021. № 3 (62). С. 33-39.
[3] Гольдин Г.Г., Терновая Л.О. Международная организация труда: столетний опыт регулирования соци-
ально-трудовых отношений // Власть истории и история власти. Том 5. Часть 3. 2019 (№ 17). С. 242-256.
[4] Документы и речи английских вождей о всеобщей забастовке / Сост. Левин И., Зубок Л. М.: Профинтерн,
1926. 138 с.
[5] Конвенция Международной Организации Труда № 87 о свободе ассоциации и защите права на органи-
зацию (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.) // URL: http://base.garant.ru/2540592.
[6] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200
А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/pactecon.shtml.
[7] Назимова А. Забастовка // 50/50. Опыт словаря нового мышления / Ред.-сост. Г. Козлова; Под общ. ред.
Ю. Афанасьева, М. Ферро. М.: Прогресс; Париж: Пайо, 1989. С. 303.
[8] Рекомендация Международной Организации Труда № 92. Рекомендация о добровольном примирении и
арбитраже // URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=541.
[9] Рутенбург В.И. Народные движения в городах Италии. XIV - начало XV в. М., Л.: Издательство АН
СССР, 1958. 383 с.
[10] Рутенбург В.И. Чомпи и гранды / Из истории трудящихся масс Италии. М.: Наука, 1959. С. 171-178.
[11] Терновая Л.О. Политическое шаривари: «марши пустых кастрюль» // Власть истории и история власти. 2021. Том 7. Часть 8. (№34). С. 983-993.
[12] Ioannes Paulus PP. II. Laborem exercens // URL: http://www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/encyclicals/ documents/hf_jp-ii_enc_14091981_laborem-exercens_en.html.
[13] Masters D.C. The Winnipeg General Strike. Toronto: University of Toronto Press, 1950. XV, 159 p.
[14] Parra Ortiz J.M. La primera huelga de la historia, en el Egipto de Rameses III // Historia y Vida. 1997. № 352. Julio. Р. 65-75.
References
[1] Velikovsky I. Peoples of the sea. Humanity in amnesia / Per. from English. L.V. Kharlamova. Rostov-on-Don:
Phoenix, 1997. 544 p.
[2] Goldin G.G., Voznesensky I.S. Legal consolidation of the organization of working time: from the past to the
future // Scientific works of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2021. № 3 (62). P. 33-39.
[3] Goldin G.G., Ternovaya L.O. International Labor Organization: Centenary Experience in Regulating Social and
Labor Relations // Power of History and History of Power. Volume 5. Part 3. 2019 (№ 17). P. 242-256.
[4] Documents and speeches of the English leaders on the general strike / Comp. Levin I., Zubok L. M.: Profintern,
1926. 138 p.
[5] International Labor Organization Convention № 87 on freedom of association and protection of the right to
organize (San Francisco, July 9, 1948) // URL: http://base.garant.ru/2540592.
[6] International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. Adopted by resolution 2200 A (XXI) of the
General Assembly of December 16, 1966 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactecon.shtml.
[7] Nazimova A. Strike // 50/50. Experience of the dictionary of new thinking / Ed.-sost. G. Kozlov; Under total ed.
Y. Afanasiev, M. Ferro. Moscow: Progress; Paris: Payot, 1989. P. 303.
[8] Recommendation of the International Labor Organization № 92. Recommendation on voluntary conciliation
and arbitration // URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=541.
[9] Rutenburg V.I. Popular movements in the cities of Italy. XIV - beginning of the XV century. M., L.: Publishing
House of the Academy of Sciences of the USSR, 1958. 383 p.
[10] Rutenburg V.I. Ciompi and the Grandees / From the history of the working masses of Italy. M.: Nauka, 1959. P. 171-178.
[11] Ternovaya L.O. Political Sharivari: "Marches of Empty Pots" // Power of History and History of Power. 2021. Volume 7. Part 8. (№ 34). P. 983-993.
[12] John Paulus P.P. II. Laborem exercens // URL: http://www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/encyclicals/ documents/hf_jp-ii_enc_14091981_laborem-exercens_en.html.
[13] Masters D.C. The Winnipeg General Strike. Toronto: University of Toronto Press, 1950. XV. 159 p.
[14] Parra Ortiz J.M. La primera huelga de la historia, en el Egipto de Rameses III // Historia y Vida. 1997. № 352. Julio. P. 65-75.
Рябова Е.Л.
Доктор политических наук, главный редактор журнала «Этносоциум и межнациональная культура».
Терновая Л.О.
Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Явные и скрытые смыслы забастовок Аннотация. В стране рассмотрен исторический опыт забастовочной борьбы, которая идет еще со времен Древнего Египта и не прекращается в настоящее время. За этот исключительно длительный исторический период забастовки не утратили свои первоначальные смыслы, которые качались не только требований улучшения условий труда и выплаты заработной платы, но и были сигналами социуму и власти о имеющемся неблагополучии в политическом управлении, неэффективности социально-экономического курса. Именно такой посыл, отправляемый рабочим движением предпринимателям и правительствам привел к тому, что многие лидеры социалистического движения переоценили силу забастовок и не заметили процесса их трансформации, который продолжается до настоящего времени.
Ключевые слова: история, политика, рабочее движение, социальный протест, забастовка.
Ryabova E.L.
Doctor of Political Sciences, Professor, International Publishing Center.
Ternovaya L.O.
Doctor of Historical Sciences, Professor MADI (The Moscow Automobile and Road Construction University).
Explicit and hidden meanings of strikes Abstract. The country considers the historical experience of the strike struggle, which has been going on since the times of Ancient Egypt and does not stop at the present time. During this exceptionally long historical period, the strikes have not lost their original meanings, which included not only demands for better working conditions and payment of wages, but were also signals to society and the authorities about the existing trouble in political management, the inefficiency of the socio-economic course. It is this message sent by the labor movement to employers and governments that has led many leaders of the socialist movement to overestimate the power of strikes and overlook the process of transformation that continues to this day.
Key words: history, politics, labor movement, social protest, strike.