Научная статья на тему 'ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ КАК ФАКТОРЫ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ'

ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ КАК ФАКТОРЫ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздушный транспорт / облака / метеорологические данные / явления погоды / air transport / clouds / meteorological data / weather phenomena

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Городниченко И. А., Хамаев Д. В., Солодухин Н. С.

В статье рассматриваются опасные метеорологические явления, которые являются одной из ключевых составляющих группы факторов-причин возникновения авиационных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Городниченко И. А., Хамаев Д. В., Солодухин Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEATHER PHENOMENA AS A THREAT TO THE SAFETY OF AIRCRAFT FLIGHTS

The article discusses dangerous meteorological phenomena, which are one of the key components of the group of factors-the causes of aviation accidents.

Текст научной работы на тему «ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ КАК ФАКТОРЫ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ»

УДК 62 Городниченко И.А., Хамаев Д.В., Солодухин Н.С.

Городниченко И.А.

курсант 2 курса 1 факультета Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Челябинск, Россия)

Хамаев Д.В.

курсант 2 курса 1 факультета филиала Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Челябинск, Россия)

Солодухин Н.С.

курсант 2 курса 1 факультета Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Челябинск, Россия)

ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ КАК ФАКТОРЫ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Аннотация: в статье рассматриваются опасные метеорологические явления, которые являются одной из ключевых составляющих группы факторов-причин возникновения авиационных происшествий.

Ключевые слова: воздушный транспорт, облака, метеорологические данные, явления

погоды.

Существенную значимость имеют стабильные системы мониторинга и прогнозирования погодных условий, обеспечивающие безопасность выполнения задач, связанных с полетом в авиационной сфере. Помогают в формировании обоснованных решений, связанных с взлетами, посадками и выбором направления полета, эти самые прогнозы. Важно выявление специфических потребностей для разнообразных типов воздушных средств передвижения и тщательное планирование действий при критичных погодных условиях.

Применение передовых технологий позволяет осуществлять сбор и аналитику больших объемов данных, связанных с метеорологическими явлениями. Такой подход способствует значительному усовершенствованию принятия управленческих решений авиакомпаниями и службами, занимающимися координацией полетов. Кроме того, новейшие технологические разработки предоставляют инструменты для предсказания будущих погодных изменений с высокой точностью, что позволяет стратегически своевременно реагировать на них, тем самым минимизируя потенциальные риски для пассажиров и членов экипажа.

Доклады ИКАО за последние 30 лет указывают, что неблагоприятные метеорологические условия являются ключевым фактором, оказывающим влияние на безопасность полетов, и фигурируют как причина от 4% до 18% авиационных инцидентов.

Гроза, проявляющаяся многочисленными электрическими разрядами вместе с громом, представляет собой значимый и потенциально опасный природный феномен. Этот феномен часто влечёт за собой интенсивные осадки, оказывающие воздействие на авиационное сообщение. При этом обостряется необходимость в анализе рисков и в разработке процедур обеспечения безопасности, особенно в контексте внутримассовых и фронтальных гроз, что становится неотложной задачей.

Молнии, как стандартное явление в условиях влажной, непостоянной атмосферы, часто образуются внутри облаков во время гроз. Особенно распространены тепловые грозы, иначе называемые местными, возникающие в

результате нагрева воздушных течений земной поверхностью. В летние месяцы их высокая активность наблюдается в послеполуденное время, к вечеру активность этих гроз снижается. Таковые, включая тепловые молнии, могут возникать как изолированные феномены или множество событий, расположенные на расстоянии 15-25 км друг от друга, обеспечивая таким образом возможности для безопасного маневра самолетов между этими грозами.

Обычно меньшую мощность имеют грозы, возникающие на теплых фронтах, при этом они могут вызывать продолжительные осадки, а также генерировать молнии и вызвать образование тумана. Это формирование происходит за счет подъема теплого воздуха над более холодным слоем. Стабильное появление таких погодных явлений часто ассоциируется с нестабильными атмосферными условиями, которые возникают из-за снижения атмосферного давления.

Грозы, возникающие в условиях фронтов, несут риски для здоровья и жизни людей, а также вызывают ущерб аграрному сектору и инфраструктурным объектам. Отсюда появляется необходимость ответственного отношения к прогнозам погоды и реализации профилактических мер при вероятности подобных явлений. Активное движение воздушных масс во время гроз представляет серьезную опасность для авиации, даже при наличии высокой квалификации у пилотов и технической надежности воздушного судна, пренебрежение этим опасным метеорологическим составляющим неприемлемо.

Кучево-дождевые облака окутаны атмосферой с активными вертикальными потоками воздуха, представляющими собой риск для полетной безопасности различных летательных аппаратов и их команд. При этом дополнительным фактором угрозы для аэронавтики выступают молнии, обладающие способностью вносить разрушения в конструкции самолетов.

Кучево-дождевые облака являются источниками формирования электрических полей из-за изначально генерируемого высокого напряжения, что приводит к срабатыванию молний как результату искровых разрядов. Эти порождения электрической активности существуют между облачной жилищем и

землёй, внутри самой облачности или среди различных облаков. Трансформация зарядов в облаках может происходить благодаря изменению агрегатных состояний воды, таких как замерзание или таяние, что способствует их расхождению. Роль в разделении зарядов также играют кристаллы льда и действие разбрызгивания водных капелек по атмосфере.

Столкновение летательного аппарата с молнией может иметь серьезные последствия, особенно при сильном электрическом заряде молнии, хотя иногда последствия ограничиваются только статическим эффектом. Для минимизации рисков во время грозовых полетов необходимо использование передового технического оборудования и строгое соблюдение высоких стандартов безопасности. При этом, дополнительную защиту обеспечивает запрет федеральных авиационных правил на полеты в районы с активными кучево-дождевыми облаками.

В условиях, когда обойти районы с грозовой активностью и сохранить исключительно бесперебойную череду антенной связи представляется существенной проблемой для авиалайнеров, применяется оборудование уклонения от гроз.

Обычно касание молнией самолета не вызывает серьезной опасности, но всегда связано с важными финансовыми потерями. Необходимость временного изъятия самолета из эксплуатации для обширных проверок возникает немедленно после попадания молнии. В этот период, диагностирование и перенастройка систем связи и навигации проводится с пристальным вниманием. Такие шаги, в том числе всестороннюю инспекцию и замену поврежденных частей конструкции вертолета, ведут к значительной трате времени и ресурсов, увеличивая затраты компании на неэффективные операции.

Чаще всего шквалы, подразумевающие смену направления и ускорение ветра, ассоциируются с приближением атмосферных фронтов холодного типа. Шквальный удар может охватывать зону шириной от 150 до 6000 метров и высотой до двух-трёх километров, при этом протяжённость вдоль фронта достигает нескольких сотен километров. В этих условиях скорость ветра может

возрастать до 30-40 метров в секунду. Частые изменения, как в скорости потоков воздуха, так и в их направлении, известные как болтанка, провоцируют хаотические движения. Подобные резкие увеличения в скорости ветра значительно усложняют условия полёта для летательных аппаратов, особенно при их высоких скоростях.

Сокращение радиуса видимости до одного километра или ниже обусловлено туманом, который возникает из-за конденсации влаги у земной поверхности [1]. В этой ситуации, конденсация влаги схожа с процессом образования облаков, которые преобразовываются в низкие разорванно-слоистые скопления. Основное затруднение вызывает остывание приземного слоя атмосферы, приводя к ограниченной видимости как в горизонтальной, так и в вертикальной ориентации, что мешает. Обусловленные этим условия создают затруднения, особенно для пилотов, чьи умения не включают высшего уровня профессионализма, потому что им требуются условия повышенной видимости для совершения безопасных полетов, которые зачастую недоступны в подобных метеоусловиях на аэродромах.

Явление, принятое именоваться как обледенение, производит свое действие на самолете, представляя собой моменты застывания холодных водяных капель в лед. Этот лед обосновывается на различных наружных элементах, включая крылья, двигатели и антенны, особенно при перемещении воздушного судна сквозь зоны с переохлажденными влажностями. Факторы, способствующие этому процессу, включают насыщенность влагой атмосферы, уровень облачности, а также размер водяных капель. Обнаружение обледенения особенно вероятно при температуре окружающей среды от нуля до -10 градусов Цельсия.

Изменение обтекающей формы хвостовых элементов и частей крыла самолёта, вызванное их обледенением, может привести к потере управляющей способности и снижению эффективности аэродинамики. Для минимизации воздействия этого климатического аспекта рекомендуется избегать зон вероятного обледенения, а также применять методы и техники для

предотвращения формирования льда на поверхностях и активно использовать устройства, предназначенные для его удаления.

Специализированными метеослужбами, объединёнными целью поддержки авиации, способствовало появление, вызванное необходимостью аэроперевозок в метеорологической информации. Осуществление этими службами разнообразных задач охватывают такие аспекты, как анализ погоды у полос для взлёта и посадки, выбор локаций для строительства новейших аэропортов, и проведение глубинных исследований атмосферных условий, при этом все это существенно для обеспечения безопасности полётов.

Метеорология играет важную роль в различных областях практического применения, в том числе в формировании рейсов авиации. Безопасные, если брать в расчет взлеты и посадки, становятся возможными благодаря аккуратному осуществлению сбора и передачи данных о погоде в зоне, прилегающей к аэропортам, что представляет собой критическую необходимость для находящихся на борту аэронавигационных единиц.

Обязанность улучшения мер безопасности воздушного трансфера возлагается на управление авиакомпаний и членов экипажа, основная задача которых - координация действий для достижения наибольшего стандарта безопасности в отрасли. Ключевой элемент эффективности в этой области представляет основательная подготовка пилотов и операторов, с особым акцентом на развитии навыков управления в сложных погодных условиях. Тщательное обучение критически важно для успешного проведения летных миссий и является основополагающим фактором для уровня безопасности полетов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. https://apni.ru/article/8227-yavleniya-pogodi-kak-faktori-ugrozi-bezopasno;

2. https://lib.ulstu.ru/venec/disk/2015/Safonova_1 .pdf;

3. https://spbguga.ru/files/MU_LR_p2.pdf

Gorodnichenko I.A., Khamaev D. V., Solodukhin N.S.

Gorodnichenko I.A.

Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Chelyabinsk, Russia)

Khamaev D.V.

Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Chelyabinsk, Russia)

Solodukhin N.S.

Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Chelyabinsk, Russia)

WEATHER PHENOMENA AS A THREAT TO THE SAFETY OF AIRCRAFT FLIGHTS

Abstract: the article discusses dangerous meteorological phenomena, which are one of the key components of the group offactors-the causes of aviation accidents.

Keywords: air transport, clouds, meteorological data, weather phenomena.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.