Малая крачка Sterna albifrons — очень редкий вид. Регулярные регистрации и гнездование отмечаются только в пойме Оки.
Серебристая чайка Larus argentatus — ранее залётный, в последние годы очень редкий гнездящийся вид. До 2007 года встречи были редки. В 2007 году резко возросло количество встреч в разных ландшафтах. Выводки впервые найдены в 2007 году, гнёзда — в 2008 (на Нер-линской низменности и в Мещере; данные М.А.Сергеева и Ю.А.Быкова, соответственно).
Хохотунья Larus cachinnans, халей Larus heuglini, клуша Larus fus-cus — залётные виды, встречены на реках Клязьме и Оке в 2007-2009 годах.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1712: 6228-6229
Явление пересмешничества
А.С.Мальчевский
Второе издание. Первая публикация в 1962*
Способность к звукоподражанию, помимо человека, присуща только птицам. Из птиц эта способность характерна для представителей отрядов попугаев и воробьиных. У одной группы воробьиных, так называемых пересмешников, способность копировать звуки используется для построения видовой песни. В фауне СССР наиболее известными пересмешниками являются представители семейств вороновых, скворцовых, сорокопутовых, славковых и дроздовых. Степень совершенства звукоподражания сильно варьирует индивидуально, тем не менее склонность к постоянному пересмешничеству — отчётливо выраженный видовой или родовой признак. Представители разных родов одного семейства могут очень сильно отличаться по данному признаку.
Звуки, которые пересмешники включают в свою песню, могут быть очень разнообразными, однако чаше всего ими заимствуются тревожные сигналы различных видов птиц и значительно реже — обрывки песен. Таким образом, пересмешничество нельзя рассматривать как территориальный сигнал расширенного значения, даже если и признавать отпугивающее значение весеннего пения птиц. Пересмешники заимствуют из окружающей их звуковой среды в первую очередь, очевидно, такие звуки, которые сильнее всего действуют на их нервную систему. Пересмешничество — это один из существующих у птиц
* Мальчевский А.С. 1962. Явление пересмешничества II Материалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов, 2: 81-83. 6228 Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1712
типов построения видовой песни на основе использования звуков среды, один из способов стать заметнее в брачную пору. Биологический смысл пересмешничества такой же. как и смысл обычного пения птиц.
Существование индивидуальной, местной и географической изменчивости видовой песни у большинства видов воробьиных заставляет предполагать, что природные звуки могут оказывать влияние на пение не только пересмешников. Это влияние может выражаться в частичной и неполной копировке, в уклонении напева в сторону некоторого приближения к звукам, которые птица слышит вокруг себя. По всей видимости, воздействие могут оказывать как общий хор птичьих голосов, так и голоса отдельных особей чужого или своего вида. На молодых птиц в период формирования песни наибольшее влияние должно оказывать пение старых особей своего вида, поющих с наибольшей частотой и уверенностью. Благодаря этому наиболее заметная индивидуальная вариация песни иногда может, передаваясь от одной птицы к другой, постепенно распространиться и приобрести значение местного напева. Наблюдаемые у воробьиных птиц случаи узкой локализации напевов, по-видимому, не могут являться доказательством генетической обособленности небольших групп сходно поющих особей.
Помимо постоянных пересмешников, в фауне СССР имеется большое количество видов, перенимающих голоса других птиц от случая к случаю или проявляющих индивидуальную склонность к звукоподражанию. Наблюдения за воробьиными птицами в неволе указывают на способность к звукоподражанию даже у таких птиц у которых это явление почти никогда не наблюдается в природе. Всё это позволяет считать, что способность к звукоподражанию в скрытом виде существует у очень многих воробьиных. Таким образом, пересмешничество это частный случай проявления высокой организации воробьиных птиц. Различные факты из жизни пересмешников позволяют судить о наличии у птиц прекрасной слуховой памяти — качества, играющего первостепенную роль в приобретении и передаче личного опыта при помощи голоса. Наблюдения показывают, что многие пересмешники могут очень быстро перенимать звуки, надолго сохранять их в памяти и вновь воспроизводить спустя многие месяцы без тренировки.
Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1712
6229