сколько раз одиночные особи попадались нам на придорожных участках между посёлками Уренгой и Тазовский.
Литература
Головатин М.Г., Пасхальный С.П. 2005. Совы севера Западной Сибири: распространение, численность и статус пребывания // Совы Северной Евразии. М.: 321-331.
Емцев А.А., Попов С.В., Сесин А.В. 2006. К фауне птиц севера Ханты-Мансийского автономного округа // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 75-101.
Растительный покров Западно-Сибирской равнины. 1985. Новосибирск: 1-251. Рябицев В.К. 2008. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург: 1-634.
Рябицев В.К., Рябицев А.В. 2010. Птицы Ямало-Ненецкого автономного округа: Справочник-определитель. Екатеринбург: 1-448.
Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808. Стрельников Е.Г. 2005. Совообразные Ханты-Мансийского округа // Совы Северной Евразии. М.: 332-334.
Стрельников Е.Г. 2009. Ястребиная сова в Юганском заповеднике // Совы Северной Евразии: экология, пространственное и биотопическое распределение. М.: 169-170.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 617: 2193-2195
Ястребиная сова Surnia ulula в Юганском заповеднике
Е. Г. Стрельников
Второе издание. Первая публикация в 2009*
Орнитологические исследования в заповеднике «Юганский» были начаты в 1984 году. В первые годы исследования носили рекогносцировочный характер, а начиная с 1988 года - стационарный. Полевой сезон охватывает весенне-летний период, с апреля по ноябрь. Зимой стационар посещался периодически, в отдельные годы — ежемесячно. Стационар расположен на правом берегу реки Нёгусъяха, правого притока Большого Югана (59°58' с.ш., 74°22' в.д.).
* Стрельников Е.Г. 2009. Ястребиная сова в Юганском заповеднике //Совы Северной Евразии: экология, пространственное и биотопическое распределение. М.: 169-170.
В ареале ястребиной совы Surnia ulula заповедник «Юганский» расположен у южных пределов, тем не менее, характер её пребывания здесь до конца не ясен. Дело в том, что ястребиная сова в местных условиях ведёт себя как типичный инвазионный вид. В одни годы она здесь гнездится, а в другие не встречается вообще. Можно выделить три периода, когда она встречалась и когда её не было. Первый период — 1980-е годы, второй — 1990-е, третий — первые годы XXI века. В первый период ястребиная сова, бесспорно, гнездилась на территории заповедника, во второй период - полностью отсутствовала, даже после «мышиных» лет (известна всего одна встреча в августе 1995 года). В последние годы она вновь появилась.
Вероятно, разгадка этого кроется во взаимоотношениях ястребиной совы и бородатой неясыти Strix nebulosa. Если данное предположение верно, то, вероятно, в ближайшее время следует ожидать увеличения численности бородатой неясыти, так как 2008 год отличался высокой численностью полёвок, и в тот же год ястребиные совы исчезли. Во взаимоотношениях этих двух видов большую роль играет не столько трофическая конкуренция, сколько сходство требований к месту гнездования. В отличие от других видов местных сов, гнездящихся в дуплах и полудуплах, только ястребиная сова и бородатая неясыть используют сломы стволов. Понятно, что бородатая неясыть, как более крупный вид, имеет преимущество перед более мелкой ястребиной совой. Нам известно место, где ястребиная сова почти 20 лет не встречалась в гнездовое время. В 1986 году пара этих птиц активно выражала беспокойство на участке гидроморфного кедрача (59°52.14' с.ш., 74° 21.05' в.д.). Птенцы не были найдены, но всё говорило о гнездовом пребывании здесь ястребиных сов (активно атаковали собаку). Осенью выводок держался на болоте переходного типа, граничащего с кедрачом. В вечерние часы птицы охотились на лесных леммингов Myopus schisticolor, обычных в тех условиях. Все 1990-е годы там гнездились бородатые неясыти. В 2004 году на этом участке неясыти не появились, но объявилась ястребиная сова. 23 июня 2004 в вечерние часы слышали голос птенцов недалеко от избушки. Но взрослые птицы активно беспокоились на противоположном берегу, чем нас дезориентировали. В результате птенцов мы не нашли. Когда через 2 недели мы вернулись сюда вновь, оказалось, что в наше отсутствие птенцы какое -то время сидели на крыльце, о чём свидетельствовали погадки, помёт и перья. Но самих сов не было, они уже переместились. Заметными они стали лишь осенью, когда вылетали на болото для охоты.
Следует сказать, что в 2004 году ястребиная сова была встречена и непосредственно на стационаре, который удалён от переходной избушки на 12 км. Между этими точками ежегодно проводятся учёты птиц по реке, поэтому можно утверждать, что в промежутке другие
пары ястребиных сов не гнездились. Появление лодки с человеком на гнездовом участке провоцирует беспокойство. А так как Нёгусъях — река неширокая, да и самки, как и у других сов, находятся при выводках, а забота о потомстве лежит на самцах, пропуски практически исключены.
Есть предположение, что пары занимают участки ещё осенью. По крайней мере, так было в 2003 году, когда ястребиная сова появилась на стационаре в октябре. А на следующий год здесь в апреле звучала песня самца, летом птицы летали в поисках добычи, осенью все члены семьи охраняли свою территорию, изгоняя другие виды мелких сов, в частности, мохноногих сычей Aegolius funereus.
В последние годы ястребиная сова стала встречаться если не регулярно, то периодически. Видимо, обязательным условием для этого вида является сочетание массивов леса и болота. Лесные сообщества используются как гнездовые, а болотные — как кормовые. Лесные биотопы в местных условиях отличаются большой сомкнутостью крон, что затрудняет маневренный полёт во время охоты. Но в них совы получают возможность большого выбора мест для гнездования. Леса на современном этапе относятся к категории перестойных, выпадающих после пожарной сукцессии. Здесь много обломленных стволов, верхушки которых эти совы обычно используют для откладки яиц.
Поскольку учёта мышевидных грызунов в последние годы не проводили, то не представляется возможным связать возвращение сов с численностью этих зверьков. Визуально, после схода снежного покрова, следов жизнедеятельности лесных леммингов стало заметно меньше, но были годы вспышек их численности, однако ястребиные совы не появлялись.
Возможно, сдерживающим фактором для ястребиной совы является высокая плотность бородатой неясыти, которая в 1990-е годы активно наращивала свою численность. Примером этому может служить тот факт, что ястребиные совы гнездились на участке, который в предыдущие годы занимали бородатые неясыти. После того, как не стало этих неясытей, и появились ястребиные совы.
Кроме описанных выше встреч, имеется ещё несколько, но все они относятся к концу лета и к осени. Вероятно, временем распада выводков и началом послегнездовых кочёвок является октябрь, так как именно на это время приходятся остальные встречи, не связанные с сезоном гнездования.