Научная статья на тему 'ЯРМАРКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «1703» И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК РОССИИ (ОБЗОР)'

ЯРМАРКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «1703» И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК РОССИИ (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯРМАРКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «1703» И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК РОССИИ (ОБЗОР)»

УДК 7.038.5; 7.06

DOI 10.24412/2686-7443-2022-2-90-100

Щетинина Наталия Владимировна, кандидат искусствоведения, главный редактор, независимый исследователь. Научный рецензируемый журнал «Art Innovation», Россия, Санкт-Петербург, а/я 192. 195257. kadares@gmail.com

Shchetinina Nataliya Vladimirovna, PhD in Art History, editor-in-chief, independent researcher. Peer-reviewed scientific journal Art Innovation, P.O. box 192, 195257 Saint Petersburg, Russian Federation. kadares@gmail.com

ЯРМАРКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «1703» И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК РОССИИ (ОБЗОР)

CONТЕMPORARY ART FAIR "1703" AND ART MARKET IN RUSSIA (REVIEW)

Санкт-Петербургская ярмарка современного искусства «1703» прошла 16-19 июня 2022 г. в Центральном выставочном зале «Манеж». Ярмарка стала зеркалом, отражающим художественный и рыночный вкус галеристов России.

Это событие в рамках культурной программы Петербургского международного экономического форума было приурочено к 350-летию Петра I. Экспозиция в «Манеже» объединила три секции: «Галереи», «Коллекции» и «Цифровое искусство». Всего участвовали 20 галерей, художники России, Казахстана и Кореи, студенты и выпускники Университета ИТМО.

Значительную часть экспозиции — центральную часть первого этажа — отдали галерее Marina Gisich Gallery. Как и у любой галереи, у Гисич есть характерный почерк и стиль: мрачная перверсивная эстетика, концептуальная и колористическая простота и большой, очень большой размер полотен. Костяк коллекции составляет типично экспортная тематика: медведи (Илл. 1) и разрушающаяся русская глубинка, серо-коричневый цвет и графичность, преобладающая над живописными качествами. Общий корпус похожих друг на друга картин разбавлен интересными работами молодых современных художников Ивана Горшкова (Илл. 2), Марины Алексеевой (Илл. 3), Ивана Карпова и Даниила Ко-ронкевича (Илл. 4) и Тани Ахметгалиевой (Илл. 5). Они ярко иллюстрируют разницу поколений художников 1990-х -2000-х гг. и художников второго десятилетия XXI в. Первые сильны классической академической выучкой и умением подчинять руку мысли, последние более «интернациональны», открыты новым материалам и техникам, их искусство в целом апеллирует к созерцательности.

Раздел галереи «KGallery» демонстрирует прекрасную коллекцию живописи высокого уровня — это творчество художников 1970-1980-х гг. из ленинградской группы «Одиннадцать». Это искусство традиционалистское, в основе лежат поиски русского сезаннизма. Ярослав Крестовский (Илл. 6), Завен Аршакуни (Илл. 7), Валерий Ватенин, Виктор Тетерин (Илл. 8) и другие представляют широкий срез искусства, которое создавалось вне советского официального канона: эскапистское, лиричное, иногда насмешливое и всегда сложное по нюансировкам цвета, рисунка, композиции и настроению (Илл. 9).

Секция «Цифровое искусство» обрисовала главную тенденцию в развитии цифрового искусства России: по-

иск форм и первоначальное освоение законов, по которым функционирует цифровая визуальная сфера. При этом очевидны проблемы, которые пока не позволяют создавать высококачественный продукт. Это и нехватка художественного опыта и практики, и ограниченный доступ к первоклассному техническому оборудованию, и неумение создавать концептуальный проект. Поэтому большинство примеров цифрового искусства на выставке больше похожи на компьютерные видеозаставки. Единственная работа, выходящая за рамки компьютерного дизайна — абстрактный видео-арт «Aquatechture» («Акватектура») Марии Мощенской1: мигающая контрастная сине-черная пульсирующая фактура с белыми бликами. Простые формы, напоминающие поверхность не то сталактитов, не то воды, мелькают в быстром и сложном ритме. Постоянная смена частоты пульсации и расположения раппорта дает ощущение развития и внутренней логики в этом мельтешении абстрактных форм.

Экспозиция второго этажа оказалась гораздо разнообразнее из-за большего числа представленных галерей: от авторитетного «Триумфа» до новичков арт-рынка, которые существуют только онлайн. Галерея «Sample», например, выросла из онлайн-аукциона по типу Saatchiart.com. Основной продукт галереи — искусство «масс-маркет». В нем нет чрезмерной интеллектуальной и профессиональной изысканности, но оно свежее и прекрасно вписывается в интерьеры скандинавского дизайна, ресторанов или лофтов. Прочие представленные имена: «FUTURO», «FINEART GALLERY», «K2», «a-s-t-r-a», «Центр визуальной культуры Béton», «WHITE LINES», «Azot gallery» и т.д.

Самой сильной выглядит коллекция галереи «Триумф», основанной в 2007 г. и работающей с такими авторами, как: АЕС+Ф, Recycle Group, Павел Отдельнов, Ольга Тобрелутс и другие. На стенде галереи не было ни одной проходной работы или объектов с нулевой эстетической и концептуальной ценностью (Илл.10, 11).

Ярмарка современного искусства «1703» 2022 г. представляет собой каталог вкусов и пристрастий галеристов, демонстрирует смену моды и эстетического курса на арт-рынке России. Главное, она показала, что художественный рынок есть, он развивается. На нем активно работают и сильные профессиональны, и новички, и аутсайдеры: без жесткого ценового и эстетического ценза, открытый для всех — это уникальная ситуация для мирового арт-рынка, которая позволяет искать, экспериментировать, создавать.

Примечание:

1 Видео Aquatecture (2020) Марии Мощенской доступно по ссылке: https://youtu.be/rweRYfbIlPw

Илл.1. Григорий Майофис. Весна. 2016. Бромойль, дублированный на холст. Коллекция Екатерины и Игоря Смольниковых. Фото: Наталия Щетинина

Илл. 2.1. Иван Горшков. Заря. 2021. Композитный лист, смешанная техника. 200 ж 300 см. Коллекция Марины Гисич. Фото: Наталия Щетинина.

Илл. 3.1.-3.5. Марина Алексеева. Серия «Дом». 2007. Лайтбокс. Смешанная техника. 24,5 х 28,4 ж 16,3 см. Коллекция Натальи и Константина Зыряновых. Фото: Наталия Щетинина

Илл. 4. Иван Карпов и Даниил Коронкевич. Объект №2 из проекта «Весна 21». 2021.

Монстера, хлорелла, вода, лабораторное стекло, гибкий неон, техническое освещение. 230 х 60 х 23 см. Коллекция Марины Гисич. Фото: Наталия Щетинина

Илл. 5. Таня Ахметгалиева. Болото туманов. 2013. Из серии «Моя комната». Текстиль, вышивка, нити. 90 х 90 см. Коллекция Анны и Сергея Семак. Фото: Наталия Щетинина

Илл. 7. Завен Аршакуни. Портрет Люси. 1981. Холст, масло. 198 х 108 см. Коллекция ОДаПегу. Фото: Наталия Щетинина

Фото: Наталия Щетинина

Илл. 9. Валерий Ватенин. Узор. 1967. Холст на картоне, темпера. 80 х 100 см. Коллекция KGallery. Фото: Наталия Щетинина

Илл.10. Владимир Карташов. Лебедь. 2022. Холст, масло. 200 х 300 см. Фото: Наталия Щетинина

Илл.11. Даша Мальцева. Горизонт событий IV (Осязание). 2021. Холст, акрил. 150 х 200 см. Фото: Наталия Щетинина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.