Научная статья на тему 'Японская семья в различные периоды истории'

Японская семья в различные периоды истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3737
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЯПОНИЯ / PHSIHOLOGY / FAMILY / RELATIONSHIP IN THE FAMILY / JAPAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воркина Ксения Сергеевна

Статья посвящена исследованию семейных отношений в различные периоды истории Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family in different periods of Japanese history

This article is concerning changes in family institute by different periods of Japanese history.

Текст научной работы на тему «Японская семья в различные периоды истории»

ЯПОНСКАЯ СЕМЬЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ

К.С. Воркина

Кафедра иностранных языков Филологический факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена исследованию семейных отношений в различные периоды истории Японии.

Ключевые слова: психология, семья, семейные отношения, Япония.

Прежде, чем приступить к описанию семейных отношений в Японии, постараемся дать определение понятию семья.

Семья является одним из самых древних тоциальных институтов. Oна возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. К определению прирoды и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых шпыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью oн считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей.

Однато Платон не был последoвателен во взглядах на семью. В прoектах «Идеального государства» в целях достижения сплoченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества.

Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное — это семья. Таким образом, семья — это, если угодно, прообраз политических обществ...». Философы античности, Средневековья и отчасти даже Нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие семьи определяется как «группа живущих вместе близких родственников; объединения людей, сплоченных общими интересами» [9].

В реальной жизни все гораздо глубже, многограннее и сложнее.

Семейная жизнь — это микромир, заслуживающий не меньшего внимания исследователей-обществоведов, чем мир экономики или мир политики. В этом микромире переплетаются в сложном клубке проблемы экономические и психологические, демографические, социальные, идеологические и физиологические.

Процессы, происходящие внутри миллионов семейных молекул, оказывают в совокупности огромнейшее воздействие на все стороны общественной жизни любого государства. Находясь в зависимости от экономического положения страны, от политики и уровня культуры, семейная жизнь людей в свою очередь влияет на состояние национальной экономики и развитие внутриполитических событий. Именно в семье человек впитывает культурные ценности, и в то же время семья отражает психологию социума.

Характер отношений в семье может меняться в соответствии с доминирующим в данный период социальным укладом общества и определяемым им положением женщины. Так как же изменялась форма семьи в японском обществе и какими отличительными чертами она обладала?

В период Яёй (III в. до н.э. — III в. н.э.) Япония заимствовала много полезных знаний из Кореи и Китая, таких, как использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов (меди, бронзы и железа), заливное рисосеяние, но самое важное — это строительство защищенных жилищ. Люди жили в поселках в два-три дома, они являлись родственниками друг для друга. Считается, что именно с этих пор зародилась семья.

В давние времена в Японии самым важным на свете для мужчины и женщины считалось чувство влюбленности. Если это чувство проходило, то супруги расставались и заново бракосочетались. Брак в древний период носил название цумадой кои (досл. спросить у жены). Видимо, не случайно: это говорит о равноправии мужа и жены в браке. Ведь супруги имели одно состояние и распоряжались им свободно.

Мужчина и женщина, хотя и были женаты, но в течение длительного времени жили порознь. Днем они практически не встречались. Только лишь ночью они проводили время вместе в доме родителей жены. Если на раннем этапе брачных отношений появлялись дети, они жили в доме матери. И только спустя некоторое время муж переезжал в дом жены. Считалось вполне естественным, что на раннем этапе жилье супругам предоставляли их родители, а уже в последствии они строили свой собственный новый дом и создавали в нем уют.

Обязанности между всеми членами семьи были четко разделены: за то, где нужно было проявить физическую силу, ответственным был муж; любое мастерство — дело рук жены; но и дети не оставались не у дел, хотя и выполняли самую несложную работу.

Начиная с периода Хэйан (794—1185), когда вся власть была сосредоточена в руках аристократии, и до периода Муромати (1336—1600), когда формально правил император, но реальная власть принадлежала влиятельным дворянам (дай-мё) и военачальникам (сёгунам), форма японской семьи претерпевала изменения. В эпоху Хэйан в среде аристократов дети наследовали занятие родителей. В результате это занятие превращалось в семейное дело, которое наследовал не просто один член семьи, а все семейство (дом — иэ). Из рода в род только один ребенок (старший сын) являлся наследником этого дела. Так и зародилась система иэ, где мужчина представляет род и ведет все дела единолично. Глава дома пользовался у членов семьи непререкаемым авторитетом и властью.

Он распоряжался имуществом дома, от его воли зависели судьбы членов семьи: по его единоличному усмотрению, в частности, заключались браки детей и внуков [3. P. 4]. А женщине поручали заведовать финансами семьи. С этими обязанностями она справлялась умело. В случае смерти мужа жена всю ответственность брала на себя и порой даже становилась во главе иэ [5. P. 136].

Постепенно форма брака приобретала иные формы: уже не муж приходил в родительский дом жены, а наоборот. Большое значение имели теперь не просто чувства, а практицизм: имущественный ценз двух семей, социальная принадлежность и образованность. Поэтому стало не так просто пожениться и так же не просто стало развестись. Жить отдельно от родителей становилось все тяжелее, поэтому все чаще две, а то и больше семей жили под одной крышей. В связи с этим говорили так: «живем все вместе, но стараемся не встречаться».

Японцев с самого детства приучали к пониманию своего места в жесткой иерархии иэ. Глава дома всегда рассчитывал на привилегированное отношение, и его обычно обслуживали другие члены семьи. Например, его еда должна была быть сытнее, его должны были всегда приветствовать, когда он приходил домой, и его место за столом всегда было выше, чем у остальных членов семьи. Более того, глава семейного клана полностью контролировал состояние семьи через право прямого наследования, что давало ему значительную экономическую власть. Однако, как указывает Кавасима, эти элементы патриархата в системе иэ были значительно сильнее в семьях самураев, чем у крестьян и ремесленников [1. P. 39].

Таким образом, в общественном сознании японцев клановая семья иэ представляла собой нечто постоянное, вечное по сравнению с жизнью отдельных людей. От поколения к поколению в рамках иэ наследовались и имущество, и профессиональные знания, и социальное положение членов семьи.

Преемственность (непрерывность) семейного клана была чрезвычайно важна в системе иэ. Сознание того, что все члены семьи принадлежат к одному роду, делало их сплоченными, нацеленными на сотрудничество и укрепление своего иэ. В особенности это относилось к самураям, дорожившим кровным родством с главой своего рода. Поэтому самурай из высшего сословия кроме официальной жены мог иметь много наложниц для продолжения фамильной родословной; одной из главных обязанностей жены было родить сына — наследника и продолжателя рода. Для статуса самурая имело большое значение наличие и количество известных предков в роду.

Исчезновение привычных норм патриархально-клановых семей приходится на период вступления Японии на новую ступень политического и экономического развития после реставрации Мэйдзи 1868 г.

Конец XIX — начало XX столетия характеризуется началом переформирования сфер влияния на мировой арене. Япония превратилась из изолированного государства в мощную державу.

В связи с этим естественным образом произошло заимствование неких черт, присущих западному обществу. Отношения в семье стали более демократичными. Однако, перенимая такой уклад, современные японские семьи по-прежнему сохраняют от прошлого ряд специфических особенностей: чувство покорности

и подчиненности перед старшими по возрасту или социальному положению людьми; чувство особого почитания умерших; чувство смирения жены перед мужем.

Нужно отметить, что новая конституция Японии (1947 г.) предоставила женщинам равный статус с мужчинами. Патриархальная система была формально осуждена, и униженное положение женщины по закону ликвидировано.

В посемейных списках («дзинсин косеки» от яп. ^Ш), которые начали создавать в 1872 г. (5-й год Мэйдзи), было записано, что понятие «клановая семья иэ» было преобразовано в понятие «отдельная семья». В понятие «единица иэ» вкладывался следующий смысл: «грех измены считался уголовным преступлением и всячески скрывался. Защита жизни каждого члена каждого члена семьи зависела от охраны жизнедеятельности клана. Однако после ликвидации клановой системы произошло смещение в сторону охраны жизнедеятельности всего общества» [6. P. 250].

После реставрации Мэйдзи (1868 год), когда была осуществлена модернизация страны, семейная система феодального общества иэ утратила свой юридический смысл, и большая патриархальная семья, которая играла значимую роль в богатой стране воинов, превратилась в «модернизированную маленькую семью» [6. P. 251].

Конституция, Глава III, Статья 14, поправка 1:

«Все равны перед законом независимо от пола, расы, социального положения,

отношения к религии» [7. P. 6].

Глава III, Статья 24, поправка 1:

«Брак должен быть основан на взаимном уважении обоих супругов, которое достигается посредством совместных усилий и равных прав мужа и жены» [7. P. 6].

Новый кодекс значительно изменил патриархальные устои японской семьи и общества, но не уничтожил их полностью. Равноправие супругов было зафиксировано на бумаге, на деле же скорее произошло разделение сфер влияния.

Сфера деятельности основных интересов мужчины — работа, трудовой коллектив, с которым он проводит не только рабочее время, но и значительную часть свободного времени.

Социальная роль, положение в обществе, престиж семьи — все это зависит от того места, которое мужчина может занять в рамках предприятия, компании, фирмы, среди работников, с которыми в силу все еще устойчивых традиций пожизненного найма ему предстоит прожить всю свою трудовую жизнь.

Женщина, как правило, выходя замуж, оставляет работу. Иногда к этому вынуждают семейные обстоятельства: рождение ребенка, отсутствие помощи дома, нехватка детских учреждений, но чаще — традиционное стремление работодателей избавляться от работниц, семейное положение которых не позволяет с полной «отдачей» и «преданностью» служить интересам дела.

Зато в рамках семьи японка — полноправная хозяйка: в ее руках семейный бюджет, уклад и быт семьи, а также самое главное — воспитание и образование детей.

Сокращение количества детей (как правило, не более двух), развитие системы услуг и широкое внедрение самой разнообразной бытовой электротехники значительно сократили время, необходимое для домашней работы, и это позволило японской женщине уделять больше внимания подрастающему поколению.

Подобно всем матерям мира, они глубоко заинтересованы в будущем своих детей: участвуют в работе школьных родительских комитетов, деятельность которых в Японии носит активный и многоплановый характер. Их заботит состояние детских учреждений, проблема безопасности на транспорте.

Японская женщина активно включилась в движение за улучшение качества продуктов питания, по охране среды обитания, культурных памятников и прочее. Все это способствует росту самосознания женщины, расширяет ее кругозор, делает ее более активным членом общества. О повышении социальной значимости женщин говорят такие факты, как наличие женщин — депутатов парламента, членов политических партий, активных участниц движения за мир.

Таким образом, после принятия Конституции права женщин были еще далеко не равны правам мужчин. Значительные социальные завоевания японских трудящихся в меньшей мере коснулись женщин. Сохранялась дискриминация женщин в оплате труда и при найме на работу.

Такое положение женщины в японском обществе было одним из основных признаков отставания всей системы общественных отношений в Японии в послевоенные годы по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами [2. С. 19].

Постепенно ситуация менялась. На сегодняшний день женщины могут пользоваться всеми привилегиями статуса независимости: получить высокооплачиваемую работу, а вместе с тем приобрести высокий социальный статус.

Однако, парадоксально то, что «в последнее время увеличивается количество женщин, мечтающих снова занять позицию домохозяек и, как прежде, направить все свои усилия на создание домашнего уюта» [8], — отмечает профессор семейной психологии в Японском университете Чуо (Chuo University) Масахиро Ямада.

Очевидно, что, несмотря на модернизацию семейного права и открытие новых горизонтов для женщин, в современной Японии по-прежнему сохраняется преемственность патриархальных традиций. Крепкая японская семья — это та семья, в которой для женщины является приоритетом забота о доме, а мужчина живет интересами той компании, в которой работает.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кавасима Т. Нихон сякай но кадзокутекикосей (Семейное устройство японского общества). — Tokyo: Iwanamishoten, 2000.

[2] Коваленко И.И., Сенаторов А.И. Япония наших дней (справочное издание). — М.: Наука, 1983.

[3] Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. — М., 1985.

[4] Fukutake T. The Japanese Family. — Tokyo, 1980.

[5] Hoku Kosatoi Daiedoningen Chishikizerokarano. Hirotoshi Kitajima. — Gentosha, 2009.

[6] Nihonkazokushi kodai kara gendai e. — Sekiguchi Yuko ("Azusa" shuppansha), 1989.

[7] The Constitution of Japan and Criminal Status (Ministry of Justice Japan. 1958. Issued by Government Printing Bereau).

[8] Japan Times. Weekly FYI. Masami Ito. Marriage ever-changing institution. Japan Times Academy. Tuesday, Nov. 3. 2009. URL: http://www.japantimes.co.jp/text/nn20091103i1.html

[9] URL: http://www.ozhegov.ru/slovo/47723.html

FAMILY

IN DIFFERENT PERIODS OF JAPANESE HISTORY

K.S. Vorkina

Department of Foreign Languages Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198

This article is concerning changes in family institute by different periods of Japanese history. Key words: phsihology, family, relationship in the family, Japan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.