Научная статья на тему 'ЯПОНСКАЯ ДИАСПОРА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX-XXI ВВ.)'

ЯПОНСКАЯ ДИАСПОРА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX-XXI ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНСКАЯ ДИАСПОРА / США / ИММИГРАЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / АМЕРИКАНЦЫ ЯПОНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ / ПОКОЛЕНИЕ "САНСЭЙ" / ИНТЕРНИРОВАНИЕ ЯПОНЦЕВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимирова Диана Альбертовна

В данной статье представлена жизнь японской диаспоры (японских американцев) в третьем поколении, хронологические рамки исследования - вторая половина XX в. - конец 2022 г. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются уже ассимилированные в американском обществе японцы, затронуты проблемы интернированных японских американцев. Представлен ряд законов, принятых Американским правительством, которые позволили американским японцам занять свою нишу в американском социуме, однако проблемы азиатского происхождения по-прежнему являются актуальными как для самих японцев, так и для американцев. В исследовании данного вопроса использованы такие методы, как сравнительный анализ, системный анализ, прогнозирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE JAPANESE DIASPORA IN THE PUBLIC AND POLITICAL LIFE OF THE UNITED STATES IN THE SECOND HALF OF THE XX-XXI CENTURIES

This article presents the life of the Japanese diaspora (Japanese Americans) in the third generation, the chronological scope of the study is the second half of the 20th century, the end of 2022. It reveals the problems faced by Japanese Americans already assimilated in American society, touches on the problems of interned Japanese Americans. A number of laws passed by the American government that have allowed Japanese Americans to carve out a niche for themselves in American society are presented, but the problems of Asian descent are still a concern for Japanese and Americans alike. In the study of this issue used the next methods as: comparative analysis, system analysis, forecasting.

Текст научной работы на тему «ЯПОНСКАЯ ДИАСПОРА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX-XXI ВВ.)»

Известия Восточного института. 2023. № 2. С. 23-35. Oriental Institute Journal. 2023. No. 2. P. 23-35.

Научная статья УДК 325

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-2/23-35

Японская диаспора в общественно-политической жизни США (вторая половина

XX-XXI вв.)

Диана Альбертовна ВЛАДИМИРОВА

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, vladimirova.da@dvfu.ru

Аннотация. В данной статье представлена жизнь японской диаспоры (японских американцев) в третьем поколении, хронологические рамки исследования - вторая половина XX в. - конец 2022 г. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются уже ассимилированные в американском обществе японцы, затронуты проблемы интернированных японских американцев. Представлен ряд законов, принятых Американским правительством, которые позволили американским японцам занять свою нишу в американском социуме, однако проблемы азиатского происхождения по-прежнему являются актуальными как для самих японцев, так и для американцев. В исследовании данного вопроса использованы такие методы, как сравнительный анализ, системный анализ, прогнозирование.

Ключевые слова: японская диаспора, США, иммиграция, гражданские права, американцы японского происхождения, поколение "сансэй", интернирование японцев

Для цитирования: Владимирова Д.А. Японская диаспора в общественно-политической жизни США (вторая половина XX-XXI вв.) // Известия Восточного института. 2023. № 2. С. 23-35. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-2/23-35

Original article

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-2/23-35

The Japanese diaspora in the public and political life of the United States in the second

half of the XX-XXI centuries

Diana A. VLADIMIROVA

Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia, vladimirova.da@dvfu.ru

Abstract. This article presents the life of the Japanese diaspora (Japanese Americans) in the third generation, the chronological scope of the study is the second half of the 2oth century, the end of 2022. It reveals the problems faced by Japanese Americans already assimilated in American society, touches on the problems of interned Japanese Americans. A number of laws passed by the American government that have allowed Japanese Americans to carve out a niche for themselves in American society are presented, but the problems of Asian descent are still a concern for Japanese and Americans alike. In the study of this issue used the next methods as: comparative analysis, system analysis, forecasting.

Keywords: japanese diaspora, USA, immigration, civil rights, Japanese Americans, "sansei" generation, internment of Japanese

For citation: Vladimirova D.A. The Japanese diaspora in the public and political life of the United States in the second half of the XX-XXI centuries // Oriental Institute Journal. 2023. № 2. P. 23-35. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-2/23-35

Американцы японского происхождения являются одной из крупнейших иммигрантских групп в США и представляют собой значительную часть населения в таких штатах, как Калифорния, Нью-Йорк, Иллинойс и Гавайи. Многие американские японцы занимают высокие политические должности, включая членство в Конгрессе США и руководящие посты в правительственных структурах. Они также активно участвуют в общественной жизни, осуществляют благотворительную деятельность, поддерживают социальные проекты. В прошлом американские японцы столкнулись с дискриминацией и преследованием во время Второй мировой войны. В настоящее время они продолжают бороться за справедливость и равноправие в обществе.

Послевоенная жизнь для американцев, имеющих японские корни, складывалась непросто. Несмотря на меняющиеся к лучшему настроения в обществе, все же еще имели место настороженность и определенное чувство превосходства соб-

© Владимирова Д.А., 2023

ственной расы. Многие японские американцы и японские иммигранты были лишены доступа к некоторым рекреационным и розничным услугам. Большинству пришлось начинать жизнь заново - строить свои дома, налаживать бизнес, восстанавливать разрушенную жизнь. Квалифицированные специалисты во многих областях не могли найти работу по специальности, брались за любую работу, не требующую высокой квалификации. Как когда-то их предки японцы первого поколения, японцы второго и третьего поколений работали в сфере обслуживания, в сельскохозяйственной и угледобывающей промышленности, то есть в отраслях, малопривлекательных для белых американцев. Однако было и значительное отличие между поколениями: «иссэй» были иммигрантами без западного образования и подтвержденной квалификации, в отличие от «нисэй» и «сансэй», которые уже имели образование в различных сферах, но не могли работать по своим специальностям из-за расизма и дискриминации при приеме на работу.

В 1952 году был принят Закон Уолтера-МакКаррана, в значительной степени благодаря усилиям японских американцев, задействованных в правительстве на разных должностях. Этот закон позволил японским иммигрантам и другим азиатским иммигрантам, ранее не имевшим права на получение гражданства, стать гражданами США. К 1965 году более 48,000 человек стали полноправными гражданами США. Активное содействие принятию данного решения сыграла «Японская Американская гражданская лига» - крупнейшая азиатско-американская организация по защите гражданских прав в Соединенных Штатах Америки. Она активно лоббировала интересы представителей японских граждан внутри и за пределами страны после Второй мировой войны. Данный документ Лига рассматривала как потенциально важный прецедент для дальнейшей возможности ассимиляции японцев в американском обществе [7, р. 36].

Движение афроамериканцев за гражданские права в 1950-60хх гг. стало важным событием, повлиявшим на жизнь и самоопределение японцев в США. Многие из них родились уже в послевоенное время, часть ещё помнили время, проведенное в лагерях для интернированных, хотя и были младшего возраста. Лишь небольшая часть американцев с японскими корнями были достаточно взрослыми в период интернирования. Основная часть взрослела в период более мирный. Движения афроамериканцев за равные гражданские права, женские движения, движения против войны во Вьетнаме, проходившие в 1960-1970-х годах, в значительной степени оказали влияние на молодых представителей третьего поколения японских американцев.

Это молодое поколение «сансэй» начали свое «Движение за реабилитацию и возмещение ущерба». Создавая это движение, молодые японские американцы хотели добиться получения официальных извинений от правительства США и полной компенсации убытков за заключение в тюрьму своих родителей, бабушек и дедушек во время войны. Они делали упор не на документально подтвержденных потерях, а на ментальных и моральных потерях и потрясениях своих родственников в период Второй мировой войны. Данная общественно-политическая активность молодых «сансэй» привела к возрождению истории японского интернирования. Хотя только малый процент японцев третьего поколения помнит об опыте концентрационных лагерей, все же период интернирования оказал огромное влияние на становление и взросление «сансэй» - можно сказать, что они были психологически травмированы опытом своих родителей. Хотя многие из японцев-иммигрантов первого поколения и японцев второго поколения предпочитали не говорить о том периоде, который они охарактеризовали как «позор» и «унижение», за что они испытывали стыд даже перед своими детьми-«сансэй». Помимо устройства собственных судеб, для восстановления исторической памяти и справедливости некоторые американцы японского происхождения (особенно на Гавайских островах и Западном побережье США) стремились к работе в политической сфере общества и активно были задействованы в государственной службе на местном, региональном и государственном уровнях [20, р. 256].

В 60-х годах XX века серия правительственных решений оказала значительное влияние на развитие японской диаспоры в США. Правительство Соединенных Штатов приняло решение увеличить иммиграционную квоту, в том числе для эмигрантов из Японии. Ответственность за данную инициативу взял на себя Джон Ф. Кеннеди. Другое знаменательное событие 60-х годов - отмена сегрегационного Закона об иммиграции 1924 года. По мнению Кеннеди, данный закон «не имел никаких оснований на существование. США, которые стремятся к свободному и демократичному миру, не могут издавать такие законы» [18, р. 118].

В 1963 году умер Кеннеди, пост президента занял Линдон Джонсон, он призвал правительство к реформированию иммиграционного законодательства. В результате в 1965 году был принят Закон об иммиграции. Согласно закону, иммиграция японцев в США увеличилась с 2,000 до 4,000 человек в год. Закон отдавал предпочтение образованным и высококвалифицированным японцам. В течение следующего десятилетия в США въехало около 20,000 японских иммигрантов [8, р. 73].

Японское «Движение за реабилитацию и возмещение ущерба» постепенно давало результаты, многие американцы японского происхождения смогли занять должности в политике. В 1959 году Гавайские острова вошли в состав США, и Дэ-ниэл Иноуэ, ветеран знаменитой боевой группы 442-го полка во время Второй мировой войны, стал первым сенатором японского происхождения [9]. Японский американец Норман Минэтта в раннем возрасте был интернирован вместе с родителями в лагерь Харт-Маунтин (Вайоминг). Его политическая карьера началась в 1967 году, он был назначен на вакантное место в городском совете Сан-Хосе [17]. В 1964 году Пэтси Такэмото Минк стала первой американкой японского происхождения, избранной в Палату представителей [12].

В декабре 1969 года молодые «сансэй» решили привлечь внимание к вопросу интернирования и провели акцию в поддержку «Движения за реабилитацию и возмещение ущерба». Группа из примерно 150 человек - в основном молодых японцев третьего поколения - поехала в долину Оуенс, штат Калифорния, где находился концентрационный лагерь Манзанар. Они развернули акцию протеста у лагеря. Данное событие освещалось в новостях по всей стране и было названо «Паломничество Манзанар». Многие молодые американцы присоединились к движению, начали изучать историю периода интернирования. Таким образом, движение набирало силу и поставило своей задачей побудить правительство взять на себя ответственность за процесс интернирования [8, р. 64].

В 1972 году Лагеря Манзанар и Туле-Лейк, штат Калифорния получили статус исторического памятника, на сегодняшний день уже 10 бывших лагерей для интернированных лиц получили статус исторического памятника. Туристы, в огромных количествах посещающие эти лагеря, могут увидеть, как выглядели концентрационные лагеря для японских американцев, а также подробнее узнать историю интернирования японских американцев в концентрационные лагеря в период Второй мировой войны [21, р. 79].

Вопрос о возмещении ущерба поднимался на встрече Японской Американской гражданской лиги в Сан-Франциско и Чикаго в 1970 году. Конгрессмен Норман Минэтта из Калифорнии - этнический японец, озвучил свое предложение в Конгрессе в 1972 году. В результате «Японской Американской гражданской лигой» был создан Национальный комитет по возмещению ущерба. В 1978 году на встрече в Солт-Лейк-Сити Лига выступила с обращением, где было отмечено, что японские американцы не получили компенсации за свои потери, произошедшие в период интернирования в концентрационные лагеря, и призвала правительство к выплатам, определив размер компенсации для каждого пострадавшего в 25,000 долларов США [8, р. 75].

Правительство США согласилось с доводами «Японской Американской гражданской лиги» что японские американцы, пострадавшие от интернирования, имеют право на выплаты. Спустя тридцать четыре года после того, как Франклин Д. Рузвельт подписал Чрезвычайный указ № 9066, указ был отменен другим президентом - в 1976 году президент США Джеральд Форд признал, что «интернирова-

ние было ошибочной мерой, американцы японского происхождения были и остаются лояльными американцами». Преемник Форда Джимми Картер полностью разделял мнение, высказанное Фордом. При поддержке членов Конгресса этнических японцев, таких как сенатор С. И. Хаякава, он создал Президентскую комиссию по рассмотрению дел по переселению и интернированию гражданских лиц с японскими корнями во время войны (CWRIC) [6, р. 73].

Комиссия пыталась установить, являлся ли процесс интернирования таким необходимым действием по обеспечению безопасности Соединенных Штатов в военное время. Комиссия было опрошено 750 свидетелей - японцев из разных штатов. Комиссия также изучила архивные записи периода Второй мировой войны и приняла к рассмотрению исследования историков того периода. В 1983 году Комиссия опубликовала свой окончательный отчет. В отчете Комиссия отразила основные положения об исследовании ситуации с интернированием, а также приложила список рекомендаций. Правительству было рекомендовано принести извинения пострадавшим японским американцам за пережитый ими опыт в концентрационных лагерях, создать организацию поддержки всех пострадавших лиц во время интернирования, а также выплатить компенсацию всем пострадавшим в размере 20,000 долларов на человека. Первый пункт не вызвал возражений в отличие от второго пункта [15, р.107].

В результате Закон о возмещении ущерба был принят Палатой представителей только в 1987 году, Сенат также принял его только несколько месяцев спустя. Президент Рональд Рейган подписал Закон о гражданских правах 4 августа 1988 года. Закон содержал официальные правительственные извинения, но не выделял средств-компенсаций бывшим интернированным лицам. В конце 1989 года сенатор Д. Иноуэ добавил важные пункты к законопроекту, предложив новое чтение. На этот раз Конгресс принял Закон «О денежной компенсации». Президент Джордж Буш - старший подписал законопроект 21 ноября 1989 года [6, р. 75].

Согласно закону, все выжившие жертвы интернирования численностью 82,219 человек получили выплаты в размере 20,000 долларов США. Хотя выплаты компенсации и извинения никогда не могли полностью восполнить отдельным выжившим огромные материальные потери, унижение и психологическую травму, перенесенную японцами, американское общество в целом почувствовало, что огромное бремя снято. Тем более что кроме социально-политической реабилитации и материальной компенсации, в адрес пострадавших в тот период японских американцев не раз высказывались извинения от официальных представителей власти федерального уровня. Не стал исключением и нынешний президент Джозеф Байден, который выступил 19 февраля 2021 года, ровно через 79 лет после подписания печально известного Указа Рузвельта, с заявлением, в котором подтвердил «официальные извинения федерального правительства перед американцами японского происхождения, пострадавшими от такой политики» [11].

Подавляющее большинство японских американцев всегда старались интегрироваться в современную американскую жизнь и занимать активную гражданскую позицию, многие из них преуспели в политике, бизнесе, культурной и научной областях - каждый своим примером старался показать, что «Америка - страна великих возможностей». Приведем лишь несколько примеров:

Рэй Ёсида родился на Гавайских островах в 1930 году и, закончив учебу, поступил в Школу Художественного института (SAIC, Чикаго), а затем в 1958 году в Сиракузский университет (Нью-Йорк). Будучи профессором Школы Чикагского художественного института, Ёсида оказал влияние на большое количество художников, в том числе имажинистов 1960-1970-х годов [19].

Кевин Кен Цудзихара (род. 1964 г.) - американский бизнесмен японского происхождения. Цудзихара является бывшим председателем и генеральным директором кинокомпании Ворнер Бразерс (Warner Bros Entertainment) - компании ежегодно выпускающей сотни мультфильмов, фильмов и сериалов в США. Цудзихара сменил Барри Мейера на посту генерального директора в марте 2013 года и председателя правления в декабре 2013 года, ранее занимая пост президента Warner

Bros. Цудзихара присоединился к Ворнер Брос в 1994 году в качестве директора по финансированию специальных проектов, в основном занимаясь интересами компании в тематических парках, которые были приобретены материнской компанией. Взяв на себя роль генерального директора, Цудзихара стал первым американцем азиатского происхождения, возглавившим крупную киностудию [27].

Мидори Гото - американская скрипачка японского происхождения. Мидори родилась в 1971 году. Она дебютировала с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в возрасте 11 лет в качестве приглашенной солистки на новогоднем гала-концерте в 1982 году. В 1986 году ее выступление на музыкальном фестивале в Тэнглвуде с Леонардом Бернштейном, дирижирующим своей собственной композицией, попало на первые полосы газет Нью-Йорк Таймс (The New York Times). Мидори назвали «вундеркиндом» в мире классической музыки. Она является одной из выдающихся скрипачек мира [8, p. 83].

По результатам переписи населения США в 2000 году, численность японцев составляло 1,152,324 человека, из них 61% являлись гражданами США.

Благодаря достижениям таких общественных деятелей, как сенаторы США С.И. Хаякава, Спарк Мацунага и Дэниэл Иноуэ (ветеран 442-й полковой боевой группы), а также генерал Эрик Синсэки, архитектор Минору Ямасаки, фигуристка Кристи Ямагути и скульптор Исаму Ногучи, американцы японского происхождения широко известны в американском обществе и находятся в постоянном фокусе внимания.

В августе 2021 года в Лос-Анджелесе в Музее Японских американцев прошла выставка работ Минэ Окубо. В 2021 году исполнилось 75 лет графическим мемуарам Минэ Окубо «Гражданин 13660», впервые её мемуары были опубликованы в 1946 году. Это был не только первый полноформатный отчет об американских концентрационных лагерях с точки зрения бывшего заключенного, но и ранний пример графических мемуаров. В «Гражданин 13660» через серию из почти 200 иллюстраций, каждая из которых сопровождается подписью, Минэ Окубо запечатлела, как Вторая мировая война и последующее заключение в тюрьму перевернули ее жизнь.

Музей проводит активную работу среди американцев через своих волонтеров американцев с японскими корнями. Национальный музей Американской истории посвятил несколько интерактивных экспозиций тем японцам, которые пережили период интернирования, затем были призваны в армию и погибли на полях сражения. Таким примером может служить судьба Стэнли Хаями, который погиб в 1945 г. в Италии, оказывая помощь двум раненым сослуживцам. В 16 лет он вместе с родителями был интернирован в лагерь Хатмаунтин.

В 2000 году перепись населения показала, что в США проживает 800 тыс. японских иммигрантов, в то же время данные Pew Rеsearch Center фиксируют, что большинство из них прибыло в США в конце XX в. в качестве студентов или бизнесменов. Начало XXI в. характеризуется более спокойной иммиграцией [10].

Японская иммиграция в США пережила активный период и вошла в фазу вялотекущего процесса. По данным Статбюро, количество резидентов с японскими корнями на период с 2013 по 2022 годы переживало как спады, так и подъемы. По состоянию на конец 2022 года в США проживало 418,84 тысячи японцев, что показывает уменьшение их числа по сравнению с 2020 г. - около 426,4 тысячи жителей Японии. Период пандемии сыграл свою роль; так, количество японцев по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 27 тысяч человек. Статистика основана на информации, собранной дипломатическими представительствами Японии за рубежом, не включает потомков японских эмигрантов (никкэйдзин), не имеющих японского гражданства [27].

Данные Pew Research Center, основанные на показателях Бюро по переписи населения, говорят о стабильном росте количества японцев, проживающих в США и считающими себя американцами. По данным на 2019 год японская диаспора в США составляла 1,498,000 человек, это 7% от всего азиатского населения Америки. Из них 63% проживают в США более 10 лет, 37% от года до десяти лет. 73%

Foreign born

All Asians All Americans

All 127 34 18

Г

U.S. born ■ :i9] 29 ] 34 18

[26l |22| 33 19

19ПГ 30 II 24 I

l39] 29 | 20 13

10

High shool or less

20 30 40 50 60 70 80 90 100

] Some college □ Bachelor's degree □ Postgrad degree

Рис. 1. Уровень образования японских американцев. Источник:[3].

Fig. 1. Educational attainment of Japanese Americans. Source [3].

от общего числа были рождены в США. Средний возраст американцев японского происхождения составляет 41 год, интересно отметить, что средний возраст японцев, рожденных вне США и ныне проживающих в США, составляет 48 лет, в то время как средний возраст рожденных в США - 36 лет. Одни приехали с устойчивым культурным багажом в рамках традиции дальневосточной цивилизации, другие постигали свою культуру через призму американской культуры в искусственно созданных условиях своей культурной реальности. Молодое поколение японцев (возраст старше 21 года), прибывшее в США, составляет 47%.

Из них 85% хорошо говорят по-английски, это те, кто говорит дома только по-английски, или, если они говорят дома не на английском языке, они указывают, что могут говорить по-английски как минимум «очень хорошо». Из них 98% родились в США, 53 % за пределами США, взрослое население составляет 84%.

Японцы остаются традиционно верными ведению бизнеса, основанному на семейном домохозяйстве. Статистика показывает, что 65% японцев - это семейные пары, ведущие совместный бизнес, лишь 22% японцев не заняты в семейном бизнесе, а 13% ведут бизнес в кооперации с другими семьями. Разнятся показатели по самозанятости японцев, 70% - это рожденные в США, вести свой бизнес им позволяет знание английского языка, местного законодательства.

Интересны данные того же Центра по уровню бедности американцев с японскими корнями, что свидетельствует о проблемах среди японских американцев. Информация дана на 2019 год и интересна тем, что можно сравнить с общими цифрами по представителям азиатских народов (китайцы, корейцы, вьетнамцы). Как видно из приведенных данных, 9% японцев, родившихся вне США, проживают на уровне черты бедности, 7% японцев, родившихся в США, также живут в черте бедности, что составляет 8% от всего азиатского населения США. В целом же азиаты, чьи условия жизни характеризуются как «бедность», составляют 10%. Если посмотреть эти показатели по возрастной категории, то большую часть составляют люди старше 65 лет - 7%, из них рожденные в США - 6%, рожденные вне США - 10%. Уровень безработицы невысок - всего 3%. Статус работающего имеет 60% японцев.

Все исследователи отмечают, что американцы азиатского происхождения являются самой быстро растущей этнической группой в электорате США. По данным Pew Research Center, в 2020 году 5% имеющих право голоса на избирательном

участке составляли американцы азиатского происхождения, а это 11 млн. человек. 67% - это натурализованные граждане и лишь 33% - те, кто родился в США. Шесть групп происхождения: китайцы, филиппинцы, индийцы, вьетнамцы, корейцы и японцы - составляют большинство азиатских избирателей США. Японцы как электорат - это 530 тыс. избирателей [2]. К сожалению, нет данных, какой партии отдают предпочтение японцы. Однако многолетние наблюдения Pew Research Center показывают, что азиатские избиратели поддерживают Демократическую партию [25].

Необходимо отметить и стремление японцев получить образование как на уровне бакалавриата, так и ученую степень.

Как видно из приведенной таблицы, японцы, рожденные вне США, но получающие степень бакалавра в США, составляют 33%, примерно столько же американских японцев (рожденных в США) стремятся получить высшее образование - 34%. В этих данных учитываются резиденты старше 25 лет. Диаграмма также показывает, что 18% японцев стремятся получить ученую степень. В 2019 году 52% японцев имели степень бакалавра.

Как правило, американцы японского происхождения более здоровы, чем другие американцы. Они имеют самый низкий уровень детской смертности среди всех этнических групп в Соединенных Штатах. Относительно небольшое количество младенцев, рожденных в таких семьях, имеют низкий вес при рождении, и только 8 процентов родов были преждевременными по сравнению с 10 процентами среди всех рас в 1997 году. Сравнивая здоровье японцев старше 60 лет, проживающих на Гавайских островах, с другими этническими группами можно отметить их крепкое здоровье. Исследователи связывают это с традиционными культурными ценностями - это связь с семьей, приоритет семейных интересов над личными, забота о старших членах семьи. В то же время исследователи отмечают, что американцы японского происхождения недостаточно пользуются услугами психиатрических служб по сравнению с другими этническими группами [23]. Однако подвержены различным психическим заболеваниям, например шизофрении. Японцы считают постыдным обращаться за помощью к врачу при наличии подобных заболеваний.

На 2019 год можно выделить города США с наиболее компактным японским населением, это Гонолулу - 190 тыс., Лос-Анджелес - 177 тыс., Сан-Франциско - 66 тыс., Нью-Йорк - 56 тыс., Сиэтл - 57 тыс., далее такие города, как Сан-Хосе, Сан-Диего, Сакраменто, Вашингтон, в которых японские американцы составляют около трёх десятков тысяч.

Помимо резидентов США, Министерство иностранных дел Японии составило «Статистические данные о количестве японцев, проживающих за границей», в которой суммируется оценочное количество японских граждан, которые находились за пределами Японии в течение трех или более месяцев. Самый высокий показатель в США - 426 354 человека, что на 4% меньше по сравнению с 2019 годом. По-прежнему самыми популярными городами для японцев являются Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сиэтл стоит лишь на 7-м месте [29].

Среднегодовой доход домохозяйств составляет 82,880 USD, среди японцев низкий процент безработных - 3%, что не сильно разнится с цифрами в целом по азиатам, проживающим в США. 70% японцев являются частными предпринимателями, это характерно и для рожденных в США, и для тех, кто приехал и стал резидентом страны.

Азиатское население в США выросло за период 2000-2019 гг. на 81%, с примерно 10,5 миллиона до рекордных 18,9 миллиона, согласно анализу Pew Research Center по оценкам населения Бюро переписи населения США [1].

Рост численности американцев азиатского происхождения в США происходит на фоне сообщений о дискриминации и насилии в отношении этой группы с начала вспышки коронавируса. По данным опроса Pew Research Center, проведенного в начале марта 2021 года (до того, как 16 марта в Атланте были застрелены шесть азиатских женщин и еще два человека), 87% американцев азиатского происхождения заявили, что в обществе существует значительная или некоторая дискри-

минация по отношению к ним. В ходе опроса, проведенного в июне 2020 года, 31% азиатов сообщили, что они стали предметом оскорблений или шуток с момента начала вспышки COVID-19, а 26% заявили, что опасались, что кто-то может угрожать им или физически напасть на них из-за их расы или этнической принадлежности [1]. С мая по июль 2020 года в США произошло более 2100 случаев физического нападения на американских граждан азиатского происхождения [4]. Опросы показывают, что 4 из 10 американцев стали относится с подозрением к лицам азиатской национальности, при этом они не делают различий между китайцами и японцами.

Многие американцы азиатского происхождения обвиняют бывшего президента Дональда Трампа в том, что он усилил опасность и враждебное отношение к лицам азиатских корней, говоря о вирусе в расовых тонах. Их били ножом, избивали, издевались, плевали, толкали, преследовали, основываясь на ложном предположении, что они виноваты в распространении Covid-19. Дж. Байден продемонстрировал полную поддержку американцам азиатского происхождения. В мае президент подписал двухпартийный Закон о преступлениях на почве ненависти COVID-19, ускоряющий рассмотрение Министерством юстиции антиазиатских преступлений на почве ненависти и предоставляющий федеральные гарантии.

Однако есть опасения, что расследование в США о происхождении COVID-19 приводит к усилению враждебного отношения к американцам азиатского происхождения как к враждебным иностранцам [13].

Активную работу ведет в этом направлении ведет Stop AAPI (Asia Americans and Pacific Ilands) Hate - это некоммерческая организация, которая управляет Центром, отслеживающим случаи ненависти и дискриминации в отношении американцев азиатского происхождения и жителей островов Тихого океана в Соединенных Штатах. Патриция Кинага активный член AAPI, будучи японкой, рожденной в США, оказывает юридическую помощь тем, кто попадает в ситуацию дискриминации со стороны белого населения Америки.

Практически все азиаты, и японцы не исключение, испытывают избегание взаимодействия, словесные оскорбления. В марте 2021 г. была открыта стрельба в спа-салоне, где обслуживались азиатские женщины. Нападения часто совершаются на пожилых людей. Американские домохозяйства азиатского происхождения в два раза чаще, чем белые домохозяйства, признавали, что им не хватало еды во время пандемии, потому что они боялись выходить на улицу, а не из-за доступности или проблем с транспортом. В отличие от этого, домохозяйства других расовых групп заявили, что они столкнулись с отсутствием продовольственной безопасности из-за пандемии [13]. Всё это приводит к тому, что азиатское сообщество старается разделиться, не ассоциировать себя с китайцами.

Американцы азиатского происхождения весьма обеспокоены общим настроением в американском обществе. Их беспокоит, что другие люди могут относиться к ним с подозрением из-за их расы или этнической принадлежности, если они носят маски для лица в магазинах или в других общественных местах. Надо отметить общую привычку азиатов (японцев, корейцев, китайцев) в периоды простудных заболеваний носить маски для лица. В то же время 65% взрослых американцев надевают маски, когда входят в магазины, казалось бы, у них не должны вызывать подозрения американцы азиатского происхождения, которые предпринимают аналогичные действия. К сожалению, статистика и реальные события показывают обратное.

Один из самых ярких стереотипов, который связывают с американскими азиатами, это «образцовое меньшинство», прежде всего это понятие относится к японской диаспоре. Термин был введен ещё в 1960-х годах Уильямом Петтерсеном, это время бурных социальных протестов (война во Вьетнаме, гражданские права, гендерное равенство), японцы традиционно представлялись трудолюбивыми и наиболее «совместимыми». «Образцовое меньшинство» противопоставлялось «проблемному меньшинству» - афроамериканцам [5]. Американцев азиатского происхождения лишали инициативы и возможности «бороться» за свои права.

Второй стереотип - «вечный иностранец». Содержание данного стереотипа игнорирует широкомасштабную иммиграцию в США китайцев и японцев, а также других представителей Восточной и Южной Азии. Как и много лет назад, азиатские американцы считаются аутсайдерами в американской культуре, их мнение не учитывается в таких острых дискуссионных вопросах, как дискриминация на этнической и расовой почве [28, p. 112]. Американские азиаты возмущены тенденцией, которая наметилась в Голливуде, показывать азиатских американцев плохо говорящими на английском языке и менее образованными, чем белые американцы. К тому же герои явные злодеи, несущие «желтую опасность», можно пересмотреть фильм «Завтрак у Тиффани» и обратить внимание на мистера Юниоши, которого играет Микки Руни. Женщины-азиатки, как правило, смиренны и легко доступны, как в фильме «Цветок лотоса», «Гейша», либо коварны и используют свои женские уловки, чтобы соблазнить мужчин. Это все провоцирует американское население на дальнейшее отчуждение азиатских американцев, ведет к дальнейшей дискриминации и насилию [14].

В 2020 году на интернет-страничке японского сообщества «DiscoverNikkei.org" была опубликована статья Сигэхару Хигаси «Я американский японец». Основной посыл данной статьи - пересмотреть «унизительный» термин американский японец. Данный термин появился в США в 1970-х гг. во время студенческих движений (автор упомянул Калифорнийский университет в Беркли), впервые был поднят вопрос об азиатской идентичности, вслед за этим в обиход вошёл термин «американец азиатского происхождения», от него все производные - «американец японского/китайского/корейского происхождения».

Сам автор родился в Японии и переехал в США будучи достаточно взрослым, проживает в Лос-Анджелесе уже более 30 лет. Сигэхару Хигаси полагает, что социальная ситуация в Японии и США заключается в том, что обе страны должны строить позитивные отношения с многоэтническими группами, чего раньше никогда не было.

С точки зрения японских иммигрантов, поколение иссэй дало больше крупных предпринимателей, чем второе поколение, которое намного быстрее ассимилировалось в американском социуме. Однако между теми, кто родился в США, и японцами, рожденными в Японии, есть разница. В полиэтническом обществе выделяются не те люди, которые ассимилировались, а те, у кого сильная культура своей страны. Именно осознание своих корней дает возможность японцам двигаться вперед. С другой стороны, пока будет использоваться термин «американец японского происхождения», граница между людьми, проживающими в одном социуме, не исчезнет [22]. Активно входит в употребление два термина Nikkei и японцы, которые делят японское сообщество на тех, кто является резидентами США и тех, кто является резидентами Японии.

Однако и вопрос ассимиляции для японцев непростой. Показательна история Цунэхиса Накадзима, который приехал в США, получив грин-карту по лотерее. На момент своего переезда в США ему было 24 года, он много знал об Америке, увлекался джазовой музыкой. Переехал в Соединенные Штаты вместе с женой в 2004 году в возрасте 25 лет, приземлился в Беркли в Северной Калифорнии. Плохое знание языка, представление об Америке по книгам и фильмам - всё это лишь осложнило его жизнь в Америке. Зарабатывал Цунэхиса 7 долларов в час, чего явно не хватало для стабильной жизни. Развод, бездомная жизнь, случайный заработок - всё это подталкивало Цунэхиса вернуться в Японию, но родители не разрешили ему этого сделать: «Не возвращайся, пока не сможешь с гордостью вернуться домой» [30]. В данном случае особую роль играет принцип «сохранения лица», что очень важно для всех представителей дальневосточной цивилизации.

Несмотря на то, что японское сообщество старается объединиться в группы для защиты своих интересов, для американцев они всё же представляют собой «американцев азиатского происхождения». Вряд ли американцы могут отличить японца от китайца или корейца. С другой стороны, и само японское сообщество

разделено по профессиональным интересам, что подчеркивают и сами «американские японцы», связи между этими группами довольно-таки слабые.

По всей стране японо-американские общественные центры, газеты и церкви пытаются выжить. А некоторые терпят неудачу. New York Nichibei закрылась в 1993 году вслед за газетами в Лос-Анджелесе и Солт-Лейк-Сити. Сильнейшими сторонниками этих институтов были нисеи, дети японских иммигрантов. Этим американцам японского происхождения сейчас за 80 лет, но лишь немногие из их детей и внуков, ассимилированных в мейнстримную Америку, выступают в качестве новых лидеров. Лига японско-американских граждан, крупнейшая азиатская политическая группа в стране, раздиралась распрями между старшими и молодыми американцами японского происхождения в поисках новой объединительной цели. В то время как старшие члены хотели сохранить наследие интернирования, молодые члены подталкивали лигу к тому, чтобы она стала группой за гражданские права для всех азиатов [16]. В Результате на смену Лиги пришла AAPI, борющаяся за права всех американских азиатов.

Вряд ли получение американского гражданства отменяет факт принадлежности к японской культуре. Поколение рожденных в Японии, переживает кризис идентичности, порой ощущая себя в качестве «азиатского меньшинства», у них низкая самооценка, неуверенность в себе. Натурализованные японцы, которые прибыли в США за последние 20 лет, пытаются оказать помощь тем, кто родился в США, но не может себя идентифицировать ни как японец, ни как американец. Японское сообщество популяризирует традиционные японские праздники, традиционную культуру, помогает в освоении японского языка. Третье поколение японцев привлекают к участию в общественных фестивалях, в азиатских политических и юридических организациях.

В японско-американских общинах отмечают Новый год во многом так же, как это делали иссэи, следуя обычаям Японии эпохи Мэйдзи. Новый год - время, когда нужно платить долги и улаживать ссоры.

В японско-американских домах стараются соблюдать традиции, новогодние подношения устанавливаются в различных почетных местах вокруг дома. Подношение состоит из двух моти (рисовых лепешек), полосы конбу (морских водорослей) и цитрусовых, расположенных на «бумаге счастья», на которой изображены один или все семь богов удачи. Подношения символизируют гармонию и счастье из поколения в поколение.

Социолог Гари Китано (Harry Kitano) заметил, что американские японцы третьего поколения развили конгруэнтную японскую культуру в рамках американского общества, что было вызвано скорее необходимостью, чем выбором, поскольку у первых японских иммигрантов было мало возможностей войти в социальную структуру общества [23].

Многие японцы идентифицируют себя как многорасовые, т. е. рожденные в смешанных браках, чьи бабушки и дедушки, возможно, также состояли в межрасовых браках. Смешанные браки - это просто факт жизни в японо-американской культуре, где процент смешанных браков является самым высоким среди всех этнических групп в стране.

На смену третьему поколению идёт поколение ёнсэй - четвертое поколение японцев. Американская история японцев ставит ряд вопросов, что ждёт в будущем американских японцев, сохранят ли они ценности традиционной культуры или будут полностью ассимилированы принимающим их социумом, что смогут передать они следующему поколению американских японцев. Стоит ли ожидать новую волну иммиграции японцев, которая сможет оживить практически ассимилировавшихся американцев с японскими корнями..

Литература

1. Asian Americans are the fastest-growing racial or ethnic group in the U.S. // Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2021/04/09/asian-americans-are-the-fastest-growing-racial-or-ethnic-group-in-the-u-s/ (дата обращения: 10.11.2021).

2. Budiman A. Asian Americans are the fastest-growing racial or ethnic group in the U.S. / A. Budiman, N. Ruiz // Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/05/07/asian-americans-are-the-fastest-growing-racial-or-ethnic-group-in-the-u-s-electorate/ (дата обращения: 10.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Budiman A. Japanese in the U.S. Fact Sheet / A. Budiman // Pew Research Center. URL: //www. pewresearch.org/social-trends/fact-sheet/asian-americans-japanese-in-the-u-s/ (дата обращения: 10.11.2021).

4. Chen J. Racist Attacks Against Asian Americans Are Still on The Rise During COVID-19. URL: https://www. oprahdaily.com/life/a33432883/racist-attacks-asian-americans-coronavirus/ (дата обращения: 10.11.2021).

5. Chin M.M. "The 'model minority' myth hurts Asian Americans - and even leads to violence." / M.V. Chin, D.P. Yung // The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/2021/04/19/model-minority-myth-hurts-asian-americans-even-leads-violence/ (дата обращения: 10.11.2021).

6. Fremon D. The Internment of Japanese Americans in United States History / D. Fremon. Springfield: Enslow, 2014. 128 p.

7. Glenn E. Three Generations of Japanese American Women in Domestic Service / E. Glenn. Philadelphia: Temple University Press, 1986. 290 p.

8. Ingram, S. Immigration to the United States, Japanese Immigrants / S. Ingram. Washington: Govt. Print. Off, 2004. 96 p.

9. Inouye Daniel Ken. URL: https://history.house.gov/People/Detail/15647 (дата обращения: 10.11.2021).

10. Japanese population in the U.S., 2000-2019. URL: https://www.pewresearch.org/social-trends/fact-sheet/asian-americans-japanese-in-the-u-s/ (дата обращения: 10.11.2022).

11. Mink Patsy Takemoto. URL: https://history.house.gov/People/Detail/18329 (дата обращения: 10.11.2022).

12. More Than 9,000 Anti-Asian Incidents Have Been Reported Since the Pandemic Began. URL: https:// www.npr.org/2021/08/12/1027236499/anti-asian-hate-crimes-assaults-pandemic-incidents-aapi (дата обращения: 10.09.2022).

13. National Stereotypes / Asia. TV Tropes. URL: https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/NationalStereotypes/ Asia (дата обращения: 10.10.2022).

14. Ng W. Japanese American internment during World War II / W. Ng. London: Greenwood Press, 2002. 204 p.

15. Norimutsu Onishi. Japanese in America Looking Beyond Past to Shape Future / Norimucu Onishi // New York Times. 25 December 2020.

16. Norman Y. Mineta Former Secretary of Transportation, 2001-2006. URL: https://history.house.gov/ People/Detail/15647 (дата обращения: 10.11.2021).

17. Onozawa N. Immigration from Japan to the U.S.A., Historical Trends and Background / N. Onozawa // Social Science. Anthropology. 2003. №7. P.115-125.

18. Ray Yoshida David Nolan New York Gallery. URL: https://www.davidnolangallery.com/artists/ray-yoshida (дата обращения: 10.11.2021).

19. Robinson G. By order of the president: FDR and the internment of Japanese Americans / G. Robinson. Cambridge: Harvard University Press, 2001. 321p.

20. Robson D. The internment of Japanese Americans / D. Robson. San Diego: Reference point Press, 2014. 96p.

21. Stanley E. Easton and Lucien Ellingto. Japanese Americans. URL: https://www.everyculture.com/multi/ Ha-La/Japanese-Americans.html (дата обращения: 10.10.2022).

22. Stanley E. Easton and Lucien Ellington. Japanese Americans / E. Stanley. URL: https://www.everyculture. com/multi/Ha-La/Japanese-Americans.html (дата обращения: 10.11.2022).

23. The Changing Racial and Ethnic Composition of the U.S. Electorate // Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/2020/09/23/the-changing-racial-and-ethnic-composition-of-the-u-s-electorate/ (дата обращения: 10.11.2021).

24. Total number of residents from Japan living in the United States from 2013 to 2020. URL: https:// www.statista.com/statistics/1038589/japan-number-japanese-residents-united-states (дата обращения: 10.03.2022).

25. Tsujihara, K. URL: https://www.imdb.com/name/nm2493597/ (дата обращения: 10.11.2022).

26. Tuan M. Forever foreigners or honorary whites? The Asian ethnic experience today / M. Tuan. Rutgers University Press, 1988. 202 p.

27. Вновь официальное извинение г-на Байдена за интернирование американцев японского происхождения «Это самый постыдный период в американской истории». // Mainichi Shimbun. URL: https://mainichi.jp/articles/20210220/

k00/00m/030/231000c (дата обращения: 10.11.2022).

28. ЖШ#. Сигэхару Хигаси. Я американец с японскими корнями // Discover Nikkei. Japanese migrants and their Descendants. URL: http://www.discovernikkei.org/en/ journal/2010/10/5/watashi-ha-amerikakei-nihonjin/ (дата обращения: 10.11.2022).

29. = Число японцев в Сиэтле увеличилось // URL: https://napost.com/ja/ isseki-1101/ (дата обращения: 10.11.2022).

30. — Фй'б&ёА. = Цунэхиса Накадзима. 18 лет в Америке. URL: http://www.discovernikkei.org/ja/journal/2020/11/4/tsunehisa-nagajima/ (дата обращения: 10.10.2022).

References

1. Asian Americans are the fastest-growing racial or ethnic group in the U.S. // Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2021/04/09/asian-americans-are-the-fastest-growing-racial-or-ethnic-group-in-the-u-s/ (accessed 10.11.2021).

2. Budiman A. Asian Americans are the fastest-growing racial or ethnic group in the U.S. / A. Budiman, N. Ruiz // Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/05/07/asian-americans-are-the-fastest-growing-racial -or-ethnic-group-in-the-u-s-electorate/ (accessed 10.11.2021).

3. Budiman A. Japanese in the U.S. Fact Sheet / A. Budiman // Pew Research Center. URL: //www. pewresearch.org/social-trends/fact-sheet/asian-americans-japanese-in-the-u-s/ (accessed 10.11.2021).

4. Chen J. Racist Attacks Against Asian Americans Are Still on The Rise During COVID-19. URL: https:// www.oprahdaily.com/life/a33432883/racist-attacks-asian-americans-coronavirus/ (accessed 10.11.2021).

5. Chin M.M. "The 'model minority' myth hurts Asian Americans - and even leads to violence." / M.V. Chin, D.P. Yung // The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/2021/04/19/model-minority-myth-hurts-asian-americans-even-leads-violence/ (accessed 10.11.2021).

6. Fremon D. The Internment of Japanese Americans in United States History / D. Fremon. Springfield: Enslow, 2014. 128 p.

7. Glenn E. Three Generations of Japanese American Women in Domestic Service / E. Glenn. Philadelphia: Temple University Press, 1986. 290 p.

8. Ingram S. Immigration to the United States, Japanese Immigrants / S. Ingram. Washington: Govt. print. Off, 2004. 96 p.

9. Inouye, Daniel Ken. URL: https://history.house.gov/People/Detail/15647 (accessed 11.10.2021).

10. 10. Japanese population in the U.S., 2000-2019. URL: https://www.pewresearch.org/social-trends/fact-sheet/asian-americans-japanese-in-the-u-s/ (accessed 10.11.2022).

11. Mink, Patsy Takemoto. URL: https://history.house.gov/People/Detail/18329 (accessed 10.11.2022).

12. More Than 9,000 Anti-Asian Incidents Have Been Reported Since the Pandemic Began. URL: https:// www.npr.org/2021/08/12/1027236499/anti-asian-hate-crimes-assaults-pandemic-incidents-aapi (accessed 10.09.2022).

13. National Stereotypes / Asia. TV Tropes. URL: https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/NationalStereotypes/ Asia (accessed 10.10.2022).

14. Ng W. Japanese American internment during World War II / W. Ng. - London: Greenwood Press, 2002. 204 p.

15. Norimutsu Onishi. Japanese in America Looking Beyond Past to Shape Future / Norimucu Onishi // New York Times. December 25, 2020.

16. Norman Y. Mineta Former Secretary of Transportation, 2001-2006. URL: https://history.house.gov/ People/Detail/15647 (accessed 10.11.2021).

17. Onozawa N. Immigration from Japan to the U.S.A., Historical Trends and Background / N. Onozawa // Social Science. anthropology. 2003. No. 7. P.115-125.

18. Ray Yoshida David Nolan New York Gallery. URL: https://www.davidnolangallery.com/artists/ray-yoshida (accessed 10.11.2021).

19. Robinson G. By order of the president: FDR and the internment of Japanese Americans / G. Robinson. Cambridge: Harvard University Press, 2001. 321p.

20. Robson D. The internment of Japanese Americans / D. Robson. - San Diego: Reference point Press, 2014. 96 p.

21. Stanley E. Easton and Lucien Ellingto. Japanese Americans. URL: https://www.everyculture.com/multi/ Ha-La/Japanese-Americans.html (accessed 10.10.2022).

22. Stanley E. Easton and Lucien Ellington. Japanese Americans / E. Stanley. URL: https://www.everyculture. com/multi/Ha-La/Japanese-Americans.html (accessed 10.11.2022).

23. The Changing Racial and Ethnic Composition of the U.S. Electorate // Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/2020/09/23/the-changing-racial-and-ethnic-composition-of-the-u-s-electorate/ (accessed 10.11.2021).

24. Total number of residents from Japan living in the United States from 2013 to 2020. URL: https://www. statista.com/statistics/1038589/japan-number-japanese-residents-united-states (accessed 10.03.2022).

25. Tsujihara, K. URL: https://www.imdb.com/name/nm2493597/ (accessed 10.11.2022).

26. Tuan M. Forever foreigners or honorary whites? The Asian ethnic experience today / M. Tuan. Rutgers University Press, 1988. 202 p.

27. Biden's formal apology again for Japanese American internment "This is the most shameful period in American history." // Mainichi Shimbun. URL: https://mainichi.jp/articles/20210220/k00/00m/030/231000c (accessed 10.11.2022) (In Jap.).

28. Shigeharu Higashi. I am an American with Japanese roots // Discover Nikkei. Japanese migrants and their Descendants. URL: http://www.discovernikkei.org/en/journal/2010/10/5/watashi-ha-amerikakei-nihonjin/ (accessed 10.11.2022) (In Jap.).

29. The number of Japanese in Seattle has increased. URL: https://napost.com/ja/isseki-1101/ (accessed 10.11.2022) (In Jap.).

30. Tsunehisa Nagajima. 18 years in America. URL: http://www.discovernikkei.org/ja/journal/2020/11/4/ tsunehisa-nagajima/ (accessed 10.10.2022) (In Jap.).

Диана Альбертовна ВЛАДИМИРОВА, канд. ист. наук, доцент, профессор кафедры Тихоокеанской Азии Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия, e-mail: vladimirova.da@dvfu.ru

Diana A. VLADIMIROVA, Candidate of Historical Sciences, Professor, Department of Pacific Asia, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: vladimirova.da@dvfu.ru

Поступила в редакцию (Received) 20.03.2023

Одобрена после рецензирования (Approved) 10.05.2023

Принята к публикации (Accepted) 05.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.