Научная статья на тему 'Японо-китайские отношения 2001-2007 годов'

Японо-китайские отношения 2001-2007 годов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
766
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / КИТАЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / 2001-2007 ГГ. / БЕЗОПАСНОСТЬ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Видмарович Б.

Рассматриваются отношения Японии и Китая с 2001 по 2007 г. Анализируются причины возникновения новой, постбиполярной волны проблем и разногласий, и исследуется их влияние на взаимоотношения двух государств в данном периоде по вопросам национальной безопасности и внешней политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japanese-Chinese relationships in 2001-2007

The article dwells upon Japan-China relations in the period from the year 2001 to 2007. The article analyses the cause of new, postbipolar world problems and discrepancies between two countries and their effect on Japan-China relations in terms of national security and foreign policy.

Текст научной работы на тему «Японо-китайские отношения 2001-2007 годов»

70

УДК 94:327(510+520) "2001/2007"

Б. Видмарович ЯПОНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 2001-2007 ГГ.

Рассматриваются отношения Японии и Китая с 2001 по 2007 г. Анализируются причины возникновения новой, постби-полярной волны проблем и разногласий, и исследуется их влияние на взаимоотношения двух государств в данном периоде по вопросам национальной безопасности и внешней политики.

The article dwells upon Japan-China relations in the period from the year 2001 to 2007. The article analyses the cause of new, postbipolar world problems and discrepancies between two countries and their effect on Japan-China relations in terms of national security and foreign policy.

Ключевые слова: Япония, Китай, международные отношения, 2001 — 2007 it., безопасность, Азиатско-Тихоокеанский регион.

В семилетнем периоде отношений двух стран временем начала серьезного похолодания является 2001 г. В мае этого года на должность премьер-министра Японии был избран настроенный на серьезные реформы Дзюингиро Коидзуми, действия которого во многом способствовали охлаждению отношений между Японией и Китаем. Вместе с тем необходимо отметить, что почва для этого существовала давно, и требовалась лишь цепь событий, которая бы активизировала негативный процесс. В 2001 г. произошло пять событий, оказавших непосредственное влияние на ухудшение взаимоотношений двух стран (два из них относятся ко времени еще до избрания Д. Коидзуми):

1) 03.04.2001 г. — правительство Японии утвердило новый школьный учебник по истории, в котором японская агрессия в Азии в период Второй мировой войны не была отражена, колонизация стран Азии Японией представлена как освобождение от господства Запада, а факты массовых убийств мирных жителей японцами были скрыты [1, с. 165] (до Коидзуми);

2) 22.04.2001 г. — посещение Японии экс-президентом Тайваня Ли Дэнхуэем. Несмотря на частный характер поездки, она затормозила диалог Пекина и Тайбэя и способствовала усилению недоверия Пекина и Токио [1, с. 166] (до Коидзуми);

3) 13.08.2001 г. — «премьер-министр Японии Д. Коидзуми совершил паломничество в Храм Ясукуни, который в странах Азии считают символом японского милитаризма и национализма» [1, с. 171];

4) 29.10.2001 г. — «на пленарной сессии верхней палаты парламента Японии приняты антитеррористический закон и два дополнения к законам о силах обороны и Управлении безопасности на море (УБМ). В соответствии с ними силам обороны дается право оказывать тыловую помощь действиям США в Афганистане, охранять американские базы на территории Японии, патрульным кораблям УБМ открывать огонь по судам в случае неподчинения в японских территориальных водах» [1, с. 177];

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 12. Гуманитарные науки. С. 70 — 74.

5) 06.11.2001 г. — «"Торговая война". Япония ограничила ввоз китайских товаров, а Китай ввел стопроцентные пошлины на целый ряд японских товаров» [2, с. 112].

Каждое из вышеперечисленных действий по-своему усугубило проблему диалога Токио —Пекин, с соответствующими последствиями, из которых экономические имели весьма ощутимый эффект. При анализе событий следует обратить внимание на каждый из факторов, что позволит получить ясное представление о том, как качественно изменялись отношения, внешнеполитические и внешнеэкономические курсы двух стран. У обоих государств есть значительные интересы как на региональном, так и на глобальном уровне. Говоря о региональных интересах, прежде всего следует обратить внимание на проблемы национальной безопасностях Японии и Китая.

Характеризуя переломные моменты в политике обеспечения безопасности Японии, следует указать на принятие вследствие трагических событий 11 сентября трех законов — антитеррористического закона и двух дополнений к законам о силах самообороны и УБМ. «В соответствии с ними, — отмечает Н.П. Тебин, — силам самообороны дается право оказывать тыловую помощь действиям США в Афганистане, охранять американские базы на территории Японии, патрульным кораблям УБМ открывать огонь по судам в случае неподчинения в японских территориальных водах» [1, с. 177—178]. Принятые законы внесли существенные изменения в состояние безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), так как создавали возможность возникновения вооруженного конфликта в случае спорных и непредвиденных обстоятельств. Наделенные новыми «полномочиями», корабли УБМ имели возможность прокладывать маршру т в непосредственной близости от Тайваня, тем самым находясь в наиболее чувствительной точке системы национальной безопасности Китая. При анализе же военной доктрины Китая подчеркивается приоритетность задач экономического развития, что определяет оборонительный характер доктрины. Такая политика имеет целью создать невоенными средствами внешние и внутренние условия, обеспечивающие достижение Китаем статуса великой державы, которой принадлежит доминирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [3, с. 198]. Самой важной для Китая проблемой национальной безопасности является вопрос Тайваня. «Китай ни при каких условиях не допустит провозглашения Тайванем независимости, — пишет Я. М. Бергер. — В ответ Пекин может пойти на любые меры, включая военные... Китай принял в 2005 г. "Закон о противодействии расколу государства". Более того, предполагается, что страна в ближайшей и среднесрочной перспективе будет с той же целью готовить свои вооруженные силы общего назначения к действиям в Тайваньском проливе» [3, с. 199]. Двадцать первого ноября 2001 г. «в Пекине прошли японокитайские межправительственные консультации на уровне представителей МИД, официальной причиной которых являлось достижение договоренности о возобновлении в 2002 г. прерванного диалога по вопросам безопасности и об обмене визитами кораблей ВМС двух стран. Встреча расценивалась как серьезный сдвиг в развитии отношений между двумя странами, однако 17 декабря газета «Санкэй симбун», ссылаясь на прави-

72

тельственные источники, раскрывшие содержание вышеупомянутых консультаций, писала, что Китай отрицательно отнесся к отправке кораблей японских ВМС для оказания тыловой поддержки ВМС США в ходе операции в Афганистане. По мнению Пекина, принятые в Японии законы, допускающие направление кораблей Японии в Персидский залив, «противоречат принципу пассивной обороны», которого до сих пор придерживалась Япония» [1, с. 179; 181 — 182]. В 2002 г. отношения Японии и КНР усугубились. Об этом лучше всего говорит тот факт, что в 30-ю годовщину восстановления дипломатических отношений не было зафиксировано ни одного официального визита первых лиц ни с одной из сторон. Атмосферу контактов лидеров, которые проходили всеща в рамках работы международных форумов, А.В. Семин называет атмосферой, не имеющей постоянного характера [2, с. 103]. Две делегации встретились в Токио 19 марта с целью проведения очередного раунда консультаций по вопросам безопасности. На этой встрече руководитель китайской делегации еще раз выразил обеспокоенность по поводу роста вооружений Японии и призвал ее «придерживаться мирного пути развития» [4, с. 149].

Я. М. Бергер в критическом обзоре книги «Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности» отмечает, что «важнейшие области национальной безопасности Китая — военная, внешнеэкономическая, энергетическая, экологическая — и его стратегия в этих областях анализируются не только сами по себе, но и в соотношении с интересами и политикой ведущих мировых центров силы и соседей Китая» [3, с. 198]. В течение нескольких лет (2001 — 2005) Китай стал важным экономическим игроком на мировых и региональных рынках. И теперь он стремится, отталкиваясь от своих успехов, во-первых, укреплять и далее собственные глобальные торговые и финансовые позиции и, во-вторых, играть определяющую роль в мировой политике и создании новой всемирной архитектуры безопасности наравне с признанными лидерами. В этих условиях Япония выполняет ряд параллельных действий по активизации усилий по приведению своих глобальных политических позиций в соответствие с «ушедшей в отрыв» японской экономической мощью. В этих целях она «продавливает» вопрос о расширении состава постоянных членов Совета Безопасности ООН и включении в их число Японии; расширяет границы использования сил самообороны (миротворческие операции за пределами Японии), поднимает вопрос о придании им статуса вооруженных сил и вынашивает планы внесения соответствующих изменений в Конституцию; корректирует военную доктрину, указывая как на возможную угрозу на Северную Корею, а также на ускорение «военного строительства» в Китае и, мотивируя тем самым необходимость увеличения собственных военных расходов, активизирует сотрудничество с США по созданию системы противоракетной обороны; развивает региональное сотрудничество в Северо-Восточной Азии (в рамках шесгисторонней встречи по Северной Корее) и Юго-Восточной Азии (по схемам «АСЕАН плюс Япония» и «АСЕАН плюс три»); обозначает интерес к центральноазиатским постсоветским республикам.

В 2005 г. председатель КНР Ху Цзиньтао выдвинул пять тезисов касательно развития китайско-японских отношений. Во-первых, необходимо

строго соблюдать три политических документа (Китайско-японское совместное заявление, Китайско-японский договор о мире и дружбе, Совместный китайско-японский манифест) и практическими действиями стремиться наладить в XXI в. развитие китайско-японской дружбы и сотрудничества. Во-вторых, необходимо действительно придерживаться прежнего курса, признавая уроки прошлого, смотреть в будущее. Развязанная японскими милитаристами агрессивная война в Китае принесла китайскому народу глубочайшие бедствия и в то же время нанесла ущерб японскому народу. Правильное понимание и правильный подход к прошлому подразумевают выражение раскаяния за содеянное путем Iфактических действий, так чтобы никогда в будущем Япония не наносила травмы чувствам народов Китая и заинтересованных азиатских стран. Желательно, чтобы японская сторона в вопросах истории сохраняла строгий и осмотрительный подход. В-третьих, необходимо правильно разрешить проблему Тайваня. Вопрос Тайваня является фокусом интересов Китая, он касается национальных чувств китайского народа. Японское правительство неоднократно заявляло о верности политике одного Китая и отказе поддерживать независимость Тайваня, однако фактически никаких шагов в этом плане Токио не предпринимал. В-четвертых, при разрешении китай-ско-японских разногласий необходимо твердо идти путем диалога и равноправных консультаций. Необходимо отработать методы урегулирования разногласий, так чтобы главное направление китайско-японской дружбы не подверглось вмешательству и помехам. В-пятых, необходимо усилить двусторонние обмены и сотрудничество в широкой сфере, усилить неофициальные контакты и визиты с тем, чтобы углубить взаимопонимание и расширить сферу совместных интересов, чтобы китайско-японские отношения смогли развиваться стабильно и на здоровой основе [7].

Годом размораживания китайско-японских отношений стал 2006 г., ознаменовавшийся визитом в Китай 8 октября премьер-министра Японии Синдзо Абе [5]. В китайско-японских отношениях закончился длительный период прохладных отношений, которые наблюдались после прихода к власти Коидзуми. Это стало ясно после того, как новый пре-мьер-министр Абе первой страной для своего визита выбрал Китай, а не США, как это следовало исходя из традиций послевоенной политики Японии. Этим визитом впервые после Второй мировой войны японское правительство пр о демонстрировал о желание улучшить отношения с Китаем и изменить ситуацию, когда политические отношения колеблются с большой амплитудой. Восемнадцатого ноября 2006 г. в Ханое во время саммита руководителей членов-стран АТЭС вновь состоялась встреча председателя Ху Цзиньтао и премьер-министра С. Абе, а с 17 ноября по 17 декабря того же года в Токио с успехом прошел фестиваль китайской культуры, который явился важным мероприятием в культурном обмене между народами двух стран.

В апреле 2007 г. премьер Вэнь Цзябао нанес визит в Японию, который стал первым за последние семь лет посещением руководителя китайского правительства. Этот визит быт чрезвычайно важен, так как проходил в 35-ю годовщину нормализации и установления дипломатических отношений между двумя государствами. Совместное заявление двух ли-

74

деров было комплексным, но основывалось в первую очередь на Совместном коммюнике 1972 г. и содержало следующие новые пункты:

а) стремление к полному свертыванию ядерных программ на корейском полуострове и поддержка АСЕАН; б) японо-китайский экономический диалог на высоком уровне; в) диалог между министрами иностранных дел КНР и Японии; г) военные контакты, обмен визитами кораблей ВМФ, разработка внешнеполитического механизма, позволяющего двум странам сотрудничать в области безопасности в регионе [6].

Заявление снова внесло позитивную ноту и добавило оптимизма относительно будущих отношений двух государств, главные ведомства которых стали готовить план сотрудничества на средний и долгосрочный периоды. Тенденция сохранилась и в 2008 г., что в конечном итоге привело к визиту на высшем уровне.

Отношения между КНР и Японией носят цикличный характер, который обусловлен: а) стремлением сторон к диалогу и осознанием проблем, которые ведут к ухудшению положения вещей и недоверию;

б) резкими ухудшениями, которые возникают из-за некоторых застарелых проблем и непрозрачных интересов одной из стран по отношению к другой стране или региону в целом. Подводя и тоги рассмотрению данного периода в истории КНР и Японии, нельзя не заметить, насколько колебания и величина их амплитуды зависят от личности и занимаемой позиции премьер-министра Японии и состава его кабинета. Так как на данный момент отношения двух государств испытывают подъем, можно предположить, что в будущем, при ином руководстве Китая и Японии, некоторые старые вопросы заново выйдут на поверхность.

Список источников и литературы

1. Тебин Н.П. Хроника внутриполитических событий и внешнеполитических контактов Японии в 2001 г. // Актуальные проблемы современной Японии. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2003.

2. Семин А. В. Японо-китайские отношения в начале XXI в.: состояние и перспективы // Актуальные проблемы современной Японии. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2004.

3. Бергер Я. М. [Рец. на кн.:] Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности / отв. ред. Г. И. Чуфрин. М., 2000 // Восток. 2007. №4.

4. Тебин Н.П. Хронология внутриполитических событий и внешнеполитических контактов Японии в 2002 г. // Актуальные проблемы современной Японии. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2004.

5. The Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: http://www.mofa.go.jp/region/ asiapaci/China/ joint0610.html

6. The Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: http://www.mofa.go.jp/region/ asiapaci/China/ pv0704/index.html

7. Китай: Факты и цифры. URL: http://russian.china.org.cn/business/archive/ rusz2006/node_7011559.htm

Об авторе

Б. Видмарович — асп., Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, vidmarovic@yahoo.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.