Научная статья на тему 'ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ В 2022 Г. - ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА ПРАВЛЕНИЯ ФУМИО КИСИДА'

ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ В 2022 Г. - ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА ПРАВЛЕНИЯ ФУМИО КИСИДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
175
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИСИДА / БАЙДЕН / ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЙ СОЮЗ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНТРУДАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филиппов Дмитрий Александрович

В данной статье анализируются ключевые события и тенденции в японо-американских отношениях в сфере безопасности в течение первого года премьерства Фумио Кисида. На фоне вооруженного конфликта на Украине Япония и США подтвердили как важность двустороннего союза для восточноазиатской стабильности, так и его цели и приоритеты. В статье рассматриваются шаги японского правительства по укреплению оборонного потенциала с помощью как повышения расходов на оборону, так и приобретения «контрударного» потенциала для превентивного или ответного удара по базам потенциального противника, в число которых для Японии в 2022 г. попала и Россия. Наконец, оцениваются перспективы гладкого, стабильного развития двусторонних отношений с точки зрения долговечности правительства Кисида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US-JAPAN SECURITY RELATIONS IN 2022 - AFTER ONE YEAR OF THE KISHIDA ADMINISTRATION

This article analyses the key events and trends in the US-Japan security relations throughout the first year of Fumio Kishida’s premiership. Among the armed conflict in Ukraine, Japan and the US confirmed the bilateral alliance’s role in upholding stability in East Asia, as well as its goals and priorities. The article examines the Japanese government’s steps towards bolstering its defence posture through both increasing the defence budget and acquiring counterstrike capabilities allowing Tokyo to carry out preventive or retaliatory strikes at the bases of potential enemy, among which Japan now counts Russia. Finally, it looks at the prospects for a smooth, stable development of US-Japan ties through the lens of the Kishida administration’s longevity.

Текст научной работы на тему «ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ В 2022 Г. - ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА ПРАВЛЕНИЯ ФУМИО КИСИДА»

ФИЛИППОВ ДА. * ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ В 2022 г. - ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА ПРАВЛЕНИЯ ФУМИО КИСИДА

Аннотация. В данной статье анализируются ключевые события и тенденции в японо-американских отношениях в сфере безопасности в течение первого года премьерства Фумио Кисида. На фоне вооруженного конфликта на Украине Япония и США подтвердили как важность двустороннего союза для восточноазиат-ской стабильности, так и его цели и приоритеты. В статье рассматриваются шаги японского правительства по укреплению оборонного потенциала с помощью как повышения расходов на оборону, так и приобретения «контрударного» потенциала для превентивного или ответного удара по базам потенциального противника, в число которых для Японии в 2022 г. попала и Россия. Наконец, оцениваются перспективы гладкого, стабильного развития двусторонних отношений с точки зрения долговечности правительства Кисида.

Ключевые слова: Кисида; Байден; японо-американский союз; стратегия национальной безопасности; контрударный потенциал.

FILIPPOV D.A. US-Japan Security Relations in 2022 - After One Year of the Kishida Administration

Abstract. This article analyses the key events and trends in the US-Japan security relations throughout the first year of Fumio Kishida's premiership. Among the armed conflict in Ukraine, Japan and the US confirmed the bilateral alliance's role in upholding stability in East Asia, as well as its goals and priorities. The article examines the Japanese government's steps towards bolstering its defence posture

* Филиппов Дмитрий Александрович - PhD; научный сотрудник Отдела Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам РАН.

through both increasing the defence budget and acquiring counterstrike capabilities allowing Tokyo to carry out preventive or retaliatory strikes at the bases of potential enemy, among which Japan now counts Russia. Finally, it looks at the prospects for a smooth, stable development of US-Japan ties through the lens of the Kishida administration's longevity.

Keywords: Kishida; Biden; US-Japan alliance; national security strategy; counterstrike capabilities.

Для цитирования: Филиппов Д.А. Японо-американские отношения в области безопасности в 2022 г. - итоги первого года правления Фумио Кисида // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. - 2023. - № 2. -С. 147-156. DOI: 10.31249/rva/2023.02.08

2022 год в японо-американских отношениях в области безопасности был характеризован дальнейшим стратегическим сближением двух государств на почве их общей позиции по «специальной военной операции» России в Украине и поддержке России со стороны Китая. Хотя у премьер-министра Японии Фумио Киси-ды в отличие от его предшественника Ёсихидэ Суга пока не было возможности установить теплые личные отношения с президентом США Джо Байденом, лидеры двух стран подтвердили общие взгляды на важные внешнеполитические вопросы. Япония и США как на двустороннем, так и на многостороннем уровне придерживаются дипломатии, основанной на схожих ценностях, продвигая видение Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона (СОИТР) и укрепляя сотрудничество в рамках Четырехстороннего диалога по безопасности, или Четверки (Quad). Решение японского правительства по повышению расходов на оборону, а также дипломатическая и финансовая поддержка Украины тоже были встречены в США весьма позитивно.

Кисида начал работу в качестве премьер-министра 4 октября 2021 г. после внутрипартийных выборов в правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Победу он одержал во многом благодаря поддержке Синдзо Абэ, который, несмотря на уход в отставку в сентябре 2020 г., оставался партийным «тяжеловесом», имевшим большой авторитет. Поддержка Кисиды со стороны Абэ, пожалуй, неудивительна - Кисида служил министром иностран-

ных дел в правительстве Абэ в течение пяти лет (2012-2017), став самым «долговечным» в истории Японии деятелем на этом посту. Впрочем, Кисида придерживался более либеральных убеждений по сравнению с Абэ и возглавлял в ЛДП фракцию Котикай, известную своими умеренными, прокитайскими позициями. Имевший по вопросам внешней политики репутацию «голубя», Кисида заявил после избрания премьер-министром, что будет проводить «гуманную» дипломатию, основанную на трех столпах - японской Конституции, японо-американском союзе и силах самообороны Японии [1]. Спустя чуть более года его премьерства можно с уверенностью утверждать, что Кисида является сторонником крепкого японо-американского союза и полагает, что лидирующие позиции двух стран как в регионе, так и на международной арене в целом обеспечат успешную реализацию концепции СОИТР. Очевидно, что в сфере безопасности Кисида придерживается курса Абэ - сочетание союза с США как краеугольного камня стратегии национальной безопасности с созданием сети партнерств как в рамках Четверки, так и со странами АСЕАН.

Победа Кисиды на выборах была встречена в США положительно - новый японский лидер занимал по многим вопросам более умеренные позиции, чем Абэ, и являлся куда опытнее в дипломатических вопросах, чем Суга. Более того, за те годы, что он служил министром иностранных дел, Кисида обзавелся большим числом связей с американскими дипломатами. 5 октября, спустя всего день после вступления на должность премьер-министра он провел телефонный разговор с президентом Джо Байденом, в ходе которого Байден подтвердил гарантии по защите Японии в соответствии с Пятой статьей договора о безопасности между Японией и США, которая включает острова Сэнкаку, на которые претендует Китай.

В январе 2022 г. Япония и США провели регулярное совещание в рамках консультативного комитета по безопасности в формате «2+2», куда входят министры иностранных дел и обороны двух стран [2]. Хотя последующее совместное заявление являлось скорее дежурным документом, стоит упомянуть несколько содержащихся там фрагментов. Во-первых, совместное заявление продолжает тенденцию, заданную аналогичным прошлогодним документом, адресно критикуя Китай за попытки нарушить осно-

ванный на общих правилах региональный и мировой порядок (в заявлениях до 2021 г. Китай не назывался). Во-вторых, Япония подтвердила свою решимость в укреплении оборонного потенциала в целях обеспечения национальной безопасности и поддержания мира и стабильности в Восточной Азии. Эта решимость нашла отражение в планах японского правительства по постепенному увеличению оборонного бюджета, которые будут проанализированы ниже. Наконец, на фоне возросшего напряжения в сфере глобальной безопасности США и Япония подтвердили совпадение целей и приоритетов союза, которые были детально изложены в новых стратегиях национальной безопасности обеих стран, которые были опубликованы в конце года. Влияние новой стратегии Японии на будущее развитие ее национальной безопасности и оборонного потенциала является предметом отдельного анализа; в этой же статье будут лишь обозначены ключевые нововведения, обозначенные в документе, в контексте отношений Японии и США в сфере безопасности.

Предыдущая национальная стратегия по безопасности Японии была опубликована в 2013 г., однако за прошедшие девять лет региональная расстановка сил изменилась (по мнению некоторых японских чиновников, климат в области безопасности, сложившийся вокруг Японии на текущий момент, является наиболее неблагоприятным со времен послевоенной американской оккупации [3]), в связи с чем назрел вопрос об обновлении и дополнении существующей стратегии.

Китайский военный потенциал еще 10 лет назад превосходил японский, а за это время это превосходство стало лишь более драматичным. В августе Китай в ходе военных учений запустил баллистическую ракету, которая упала в японской исключительной экономической зоне (существование которой Пекин не признает). Кроме того, Северная Корея продвинулась в разработке ядерного оружия и баллистических ракет, что повышает риск конфликта с Японией. Наконец, действия России в Украине, прекращение российско-японских переговоров о мирном договоре и стратегическое сближение Москвы с Пекином привели к тому, что Япония теперь воспринимает Россию как третий фронт потенциального военного конфликта вдобавок к Китаю и Северной Корее

(в сингапурской речи в июне 2022 г. Кисида предостерег, что «Украина сегодня может стать Восточной Азией завтра» [4]).

Стоит также упомянуть и возросшую роль Тайваня как фактора в развитии внешней и военной политики Японии. Незадолго до визита на Тайвань 2 августа 2022 г. тогдашнего спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси ряд японских чиновников, включая бывшего министра обороны Сигэру Исиба, также посетили остров, где заявили о желании Японии подписать с Тайванем оборонительное соглашение. Чуть раньше, в июне Токио впервые направил на Тайвань регулярного военного атташе.

В целом политике Токио в отношении Тайваня присуща двойственность, связанная с внутриполитическими факторами -внутри правящей партии Японии между прокитайскими и протай-ваньскими группами сохраняется противостояние, в том числе и в силу жестких ограничений по применению военной силы за пределами страны, установленной японской конституцией. В новой стратегии национальной безопасности Японии была впервые закреплена заинтересованность Японии в стабильности в Тайваньском проливе.

Внимания заслуживают планы японского правительства по увеличению оборонного бюджета. Хотя начиная с 2012 г. Япония тратила на оборону все больше и больше средств, эти расходы все равно составляли менее 1% ее ВВП. Тем не менее 27 апреля 2022 г. комиссия ЛДП по вопросам национальной безопасности представила рекомендации по постепенному увеличению оборонного бюджета до эквивалента 2% ВВП в течение пяти лет, а также усилению японского военного потенциала. Рекомендации комиссии были учтены японским Министерством обороны, которое 31 августа запросило в качестве оборонного бюджета более 5,5 трлн иен, что впервые превысило 1% от ВВП страны [5]. Главным вопросом, стоящим перед кабинетом Кисиды, является источник финансирования столь существенного повышения расходов на оборону. Также убийство в июле 2022 г. экс-премьера Абэ, бывшего, вероятно, самым влиятельным сторонником повышения оборонного бюджета до 2% от ВВП, лишает Кисиду важной политической поддержки и может поубавить амбициозные планы ЛДП.

Японское правительство также заинтересовано в создании «контрударного потенциала», дающего возможность наносить

удары по местам запуска вражеских ракет как превентивно, так и в ответ на нападение, в связи с чем Министерство обороны начнет производство ракет поверхность-корабль Типа 12, которые смогут достигать прибрежных районов Китая и Северной Кореи. Кроме того, ведутся дискуссии о приобретении вооружений, обладающих еще большей дальностью, например крылатых ракет подводного базирования «Томагавк» или баллистических ракет средней дальности. В контексте союза с США обладание Токио контр ударным потенциалом станет важным новым фактором в сдерживании потенциальных противников, а также укрепит статус Японии как союзника США - на сегодняшний день кроме них «Томагавки» есть только у Великобритании [3]. Стоит отметить, однако, что даже с учетом увеличения оборонного бюджета модернизация вооружений и их поддержание сопряжены с колоссальными затратами, которые вкупе с расходами Японии на содержание вооруженных сил США на своей территории, вероятно, потребуют от правительства Кисиды компромиссов в других областях, связанных с национальной безопасностью.

Стоит также упомянуть шаги Кисиды по продвижению двух внешнеполитических инициатив Японии, зародившихся еще при Абэ, а именно Четырехстороннего диалога по безопасности, или Четверки, и СОИТР. Четверка, включающая в себя помимо Японии США, Австралию и Индию, является стратегическим диалогом по безопасности, инициированным Абэ в 2007 г. Хотя страны-участницы успели провести лишь одну встречу перед тем, как Австралия вышла из диалога, не желая ухудшения отношений с Китаем, Четверка была возрождена в 2017 г. на саммите АСЕАН в Маниле. В течение последующих пяти лет можно наблюдать постепенную институционализацию Четверки, которая из неформального диалога трансформируется в региональный механизм по обеспечению безопасности, функционирующий на регулярной основе. Наметилась также и адаптация диалога к существующей политической реальности: на смену традиционным договорам безопасности приходят соглашения, не содержащие четкого механизма, и обязательства по оказанию военной помощи в случае вооруженного конфликта между страной-участницей и другим государством. Новые соглашения между четырьмя странами предусматривают более гибкое взаимодействие в сфере безопасно-

сти, например заключенное в 2022 г. соглашение о взаимном доступе между Австралией и Японией; суть данного соглашения заключается в возможности принимать войска дружественного государства на собственной территории. Чуть позже, в октябре два государства подписали еще одно соглашение, которое укрепит их сотрудничество в сфере разведки и кибербезопасности [6].

Что касается СОИТР, то данная стратегия была выдвинута Абэ в 2016 г. на Токийском саммите в Кении, и ей присуща скорее экономическая направленность в противовес Четверке, ориентированной на военно-политическое сотрудничество. Ключевыми направлениями СОИТР помимо обеспечения экономического процветания в Индо-Тихоокеанском «мегарегионе» являются верховенство закона, свобода морской навигации, а также борьба с морским пиратством, изменением климата и угрозами в киберпространстве. В 2017 г. СОИТР была объявлена и в качестве официальной региональной стратегии США, однако стоит отметить, что по сравнению с Японией, американская стратегия СО-ИТР делает больший акцент на военном элементе и имеет более антикитайскую направленность. За год своего премьерства Кисида продемонстрировал приверженность принципам СОИТР, которая была отражена и в его выступлении на Диалоге в Шангри-Ла в 2022 г., и в обещании подготовить к весне 2023 г. «План мира в свободном и открытом Индо-Тихоокеанском регионе» [7].

В то же время за последние несколько лет Япония столкнулась с необходимостью четко определить рамки и цели концепции СОИТР вследствие появления новых региональных механизмов и инициатив, таких как вышеупомянутая Четверка или партнерство AUKUS между Австралией, Великобританией и США [8]. Вопрос «разделения труда» данных механизмов стал более актуальным в 2022 г., после того как Джо Байден объявил о запуске Индо-Тихоокеанской экономической основы для процветания (Into-Pacific Economic Framework for Prosperity), которая как по составу стран-участниц, так и по целям «наслаивается» на уже существующие в регионе инициативы и партнерства. Хотя в центре восточ-ноазиатского регионализма традиционно находился АСЕАН, концепция СОИТР может быть воспринята некоторыми его членами как попытка узурпировать главенствующее положение ASEAN, а потому перед правительством Кисиды стоит задача как можно

конкретнее идентифицировать и артикулировать роль данной концепции в региональном порядке.

Поступательность развития японо-американского союза зависит и от стабильности японского правительства. В конце 2000-х и начале 2010-х годов японской политической системе был присущ феномен так называемой вращающейся двери премьер-министров, - японские лидеры приходили к власти и уходили в отставку спустя примерно один год, не успев достичь значимых результатов во внешней политике или привнести в японскую дипломатическую стратегию что-либо новое. Абэ, ставший самым «долговечным» премьер-министром в истории Японии, казалось бы, положил конец этой тенденции, однако его преемник Ёсихидэ Суга подал в отставку, пробыв на своем посту лишь год.

Хотя на сегодняшний день Кисида уже преодолел годовой рубеж, сложно с уверенностью прогнозировать, как долго он продержится на своей должности. С одной стороны, он более хариз-матичен, чем Суга, и зарекомендовал себя как опытный дипломат, будучи неразрывно связан с политическим наследием Абэ. Кроме того, в июле 2022 г. ЛДП одержала уверенную победу на выборах в верхнюю палату парламента, а следующие выборы в нижнюю палату должны пройти лишь в 2025 г., и контроль ЛДП над обеими палатами дает Кисиде почти три года на то, чтобы провести запланированные реформы без риска того, что их саботирует оппозиция. Наконец, несмотря на то что в августе Кисида заразился коронавирусом, в целом вопрос борьбы с пандемией стоит перед его правительством далеко не так остро, как перед Суга (в октябре 2022 г. Япония отменила жесткие пограничные ограничения, пытаясь привлечь как туристов, так и иностранных рабочих) [9].

В то же время для Кисиды остается крайне актуальной проблема повышения цен, в том числе и на энергоносители, связанная с беспрецедентными санкциям, введенными его правительством против России в связи с СВО. В октябре общественная поддержка кабинета Кисиды впервые упала ниже психологического порога 30%, достигнув 27,4% (ниже самой низкой отметки правительства Суги) [10]. Таким образом, если премьер-министру не удастся стабилизировать общественное одобрение, не исключено, что у ЛДП не останется другого выбора, кроме как провести новые внутрипартийные выборы и найти Кисиде замену.

Первый год премьерства Фумио Кисиды был ознаменован положительной динамикой военно-политических отношений с США в связи с общими позициями обеих стран по Индо-Тихоокеанской стратегии, противостоянию «специальной военной операции» России на территории Украины и усилению японского оборонного потенциала в связи с усилением региональных и глобальных угроз. Важным событием стали планы правительства Ки-сиды по ежегодному повышению расходов на оборону до уровня 2% от японского ВВП в течение пяти лет, а также созданию контрударного потенциала для уничтожения мест запуска вражеских ракет в случае гипотетического военного конфликта. Обновленные национальные стратегии по безопасности как Японии, так и США, подготовленные к концу года, закрепляют на следующие несколько лет цели, роли и приоритеты японо-американского союза с учетом последних изменений в сфере международной безопасности.

Список литературы

1. Асахи симбун. Кисида Фумио-ттэ дарэ? Кайгай но мэсэн ва гайко: сюван я сэйкэн но антэйсэй ни китай мо = Кто такой Кисида Фумио? За рубежом ожидают умелую дипломатию и стабильность администрации. - 2021. - URL: https://www.asahi.com/articles/ASP9Y6T7PP9YUHBI032.html (дата обращения 08.01.2023). - Яп. яз.

2. U.S. Department of State. Joint Statement of the U.S.-Japan Security Consultative Committee ("2+2"). - 2022. - URL: https://www.state.gov/joint-statement-of-the-u-s-japan-security-consultative-committee-22/ (дата обращения 05.01.2023).

3. Center for Strategic and International Studies Japan' Transformational National Security Strategy. - 2022. - URL: https://www.csis.org/analysis/japans-transforma tional-national-security-strategy (дата обращения 10.01.2023).

4. Prime Minister's Office of Japan. Keynote Address by Prime Minister Kishida Fumio at the IISS Shangri-La Dialogue. - 2022. - URL: https://japan.kantei.go.jp/ 101_kishida/statement/202206/_00002.html (дата обращения 08.01.2023).

5. Никкэй симбун. Бо: эйхи, GDP хи ити па: сэнто коэ но року тё: эн дай сия гайсан ё: кю: го тэн року тё: эн = Оборонный бюджет в будущем превысит один процент от ВВП, составив около 6 триллионов иен; для бюджета просят выделить 5,6 триллионов иен. - 2022. - URL: https://www.nikkei.com/article/ DGXZQ0UA265VN0W2A820C2000000 (дата обращения 05.01.2023) - Яп. яз.

6. Australian Government Department of Foreign Affairs and Trade. Australia-Japan Joint Declaration on Security Cooperation. - 2022. - URL: https://www.dfat.gov. au/countries/japan/australia-japan-joint-declaration-security-cooperation (дата обращения 10.01.2023).

7. Ministry of Foreign Affairs of Japan. Keynote Address, Friday 10 June 2022, Fumio Kishida, Prime Minister of Japan. - 2022. - URL: https://www.mofa.go.jp/ files/100356160.pdf (дата обращения 08.01.2023).

8. Koga, Kei. Indo-Pacific Vision that Promises Peace and Prosperity // East Asia Forum. - URL: https://www.eastasiaforum.org/2022/09/10/indo-pacific-vision-that-promises-peace-and-prosperity/ (дата обращения 10.01.2023).

9. The Guardian. Japan Opens Borders to Tourists as Last Pandemic Travel Restrictions Eased. - 2022. - URL: https://www.theguardian.com/world/2022/ oct/11/j apan-opens-borders-to-tourists-as-last-pandemic-travel-restrictions-eased (дата обращения 01.11.2022).

10. Дзидзи. Найкаку сидзи дзокураку нидзю: нана па: сэнто хацу но санвари варэ, фудзирицу ендзю: сан па: сэнто - Дзидзи еронте: са = Одобрение кабинета опустилось до 27%, впервые достигнув ниже 30%, неодобрение составляет 43% - опрос общественного мнения от Дзидзи. - 2022. - URL: https://www.jiji.com/jc/article?k=2022101300735&g=pol,(дата обращения 06.11.2022). - Яп. яз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.