Научная статья на тему 'Янгажинский дацан как объект культурного наследия России'

Янгажинский дацан как объект культурного наследия России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
720
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУДДИЗМ / ДАЦАН / ГОСУДАРСТВО / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / ЛАМА / BUDDHISM / DATSAN / ANTIRELIGIOUS POLICY / LAMA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жамсуева Дарима Санжиевна, Жалсанова Бутит Цыдыпмункуевна

Статья посвящена истории становления и развития Янгажинского дацана и современным взаимоотношениям государства и буддийской конфессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history of formation and development of Yangajinsk datsan and to the modern relationships between the state and Buddhist religion.

Текст научной работы на тему «Янгажинский дацан как объект культурного наследия России»

Дарима ЖАМСУЕВА, БутитЖАЛСАНОВА

ЯНГАЖИНСКИЙ ДАЦАН КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

Статья посвящена истории становления и развития Янгажинского дацана и современным взаимоотношениям государства и буддийской конфессии.

The article is devoted to the history of formation and development of Yangajinsk datsan and to the modern relationships between the state and Buddhist religion.

Ключевые слова:

буддизм, дацан, государство, антирелигиозная политика, пама; Buddhism, datsan, antireligious policy, lama.

ЖАМСУЕВА Дарима Санжиевна — к.и.н., доцент; старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

ёатап@гатЫгг.ги

ЖАЛСАНОВА

Бутит

Цыдыпмункуевна — к.и.н., заместитель директора Национального архива Республики Бурятия, г. Улан-Удэ [email protected]

В середине 1950-х гг. здание Янгажинского дацана (буддийский монастырь) — одного из самых красивых культовых сооружений на территории этнической Бурятии — было взорвано. В настоящее время Хамбо-лама (титул главы духовного управления буддистов Бурятии) Дамба Аюшеев, общественность Бурятии поднимают вопрос о необходимости восстановления храмового комплекса как объекта культурного наследия России.

История сооружения и развития Янгажинского дацана связана со стремлением представителей шести добайкальских селенгинских родов основать свой «родовой» дацан. С 1745 по 1784 гг. они совершали богослужения в Ацайском дацане, основанном в 1743 г. представителями монгольского рода Атаган. В результате расселения и увеличения численности шесть добайкальских родов в 1769 г. отделились от Ацайского дацана, основав Загустайский дацан, который, в свою очередь, в 1811 г. отделил Иройский и в 1830 г. — Янгажинский дацаны.

Первое здание Янгажинского дацана было войлочным. Стационарное деревянное здание было сооружено в 1831 г. на левом берегу р. Оронгой, в урочище Янгажин. На его строительство было собрано более 15 тыс. руб., 1 500 бревен и 800 досок. По официальным документам, стационарное здание Янгажинского дацана было внесено в реестр списка бурятских дацанов указом иркутского губернского правления 5 февраля 1831 г. за № 4631.

В этот период наблюдался строительный бум. Увеличилось общее число дацанов по всей территории расселения бурят, произошли существенные изменения в их облике. Фактически в этот период большинство бурятских дацанов были заново перестроены и реконструированы, здания цокчен дуганов (соборных храмов) заменены новыми, несмотря на ограничительные статьи «Положения о ламаистском духовенстве...» и специальных циркуляров. Строительный бум свидетельствовал об усилении материальной базы дацанов, развитии культовой системы бурятского ламаизма и росте влияния буддийской церкви и духовенства в жизни бурятского общества. В 1868 г. старое здание Янгажинского дацана с разрешения генерал-губернатора было полностью отремонтировано: заменена крыша, стены с наружной стороны обшиты тесом и окрашены.

Основательная реконструкция архитектурного облика Янгажинского дацана произошла к концу первой четверти XX в. К основному зданию цокчен дугана была сделана пристройка служебной части дацана, а старое здание стало служить алтарной частью.

Архитектура первого деревянного здания Янгажинского дацана,

1 СПб ИВ РАН, ф. 44, оп. 1, д. 133, л. 16(об).

144

ВЛАСТЬ

2 01 0' 11

выстроенного с помощью русских плотников и мастеров, отличалась несомненным влиянием традиций русского церковного зодчества. Если судить по планам и чертежам, удостоверенным подписью губернского архитектора от 30 апреля 1854 г., то здание Янгажинского дацана было сконструировано по типу пятиглавого русского поповского храма1.

В 1911 г. Хамбо-лама Ч. Иролтуев по пути в хоринские кочевья посетил Янгажинс-кий дацан, ширетуем (настоятелем) которого в то время был Д. Итыгилов. Уезжая, он высказал пожелание о постройке нового каменного дацана, поскольку нынешний не имеет подобающей формы из-за сходства с русской церковью. Выполняя это пожелание, ширетуй Цырен Аюшев в 1913 г. построил на пожертвования лам и прихожан трехэтажный каменный цокчен дацан (общеприходской храм).

Первоначально общеприходскими храмами, кроме цокчен дацана, были су-мэ (малые буддийские храмы) Докшит, Аюши, Гунрика, Шакьямуни, построенные в 1831—32 гг. В 1902 г. все малые храмы Янгажинского дацана были полностью перестроены и значительно расширены. Сумэ Шакьямуни не только увеличено в размерах, но и трансформировано в 2-этажную философскую школу цаннит2, занятия в которой начались в 1889 г. Всего в комплексе Янгажинского дацана вокруг центрального каменного соборного храма было 8 деревянных сумэ: Гунрик, Докшит, Дуйнхор, Арья-бало, Дара-эхэ, Майдари, Абида и Лхамо.

Дэважин сумэ (сумэ Гунрик) для молебствий о перерождении в раю Дэважин был построен в 1904 г. первоначально как резиденция Далай-ламы XIII, прибывшего в Ургу в том же году. Его полномочный представитель, бурят Агван Доржиев посулил привезти его в Россию, по дороге он должен был остановиться в Янгажинском дацане. В 1907 г. янгажинцы приобрели,

1 ЦВРК ИМБТ СО РАН, фонд Г.Н. Нацова, оп. 3, д. 7 «О Янгажинском дацане Селенгинского аймака».

2 Собственные богословские школы в бурятских дацанах возникли в середине XIX в. Наибольшей популярностью пользовались школы цанни-та (называемые чойра) в Цугольском (1850 г.), Анинском (1858 г.) Агинском, Гусиноозерском

(1861 г.) дацанах. Цугольские ламы-философы были основателями школ чойра в бурятских дацанах, но вместе с тем многие ламы, в т.ч. янгажин-ские, ездили учиться в Тибет.

выписав из Пекина, дэважин стоимостью 700 руб., трансформировав это здание в сумэ Дэважин.

По другим данным, Дэважин сумэ был построен в 1905 г. в память о воинах, погибших во время войны и воинов-милостыне-дателей Янгажинского дацана3. В 1911 г. здание в результате пожара сгорело, восстановлено было в том же году на средства настоятеля Д.-Д. Итыгилова и прихожан.

Дара-эхэ сумэ был построен в 1918 г. на средства населения Иволги.

Дуйнхор сумэ был построен в 1918 г. на средства ширетуя дацана Нинбу Маракелова и прихожан для проведения одноименного хурала, посвященного памяти легендарного события, когда Будда Шакьямуни впервые начал проповедовать тантрийское учение. В Янгажинском дацане ежегодно проводился и Цам Дуйнхор (религиозная мистерия).

Манба сумэ был построен в 1917 г. под руководством Эмчи-ламы Доржи Амурова и был предназначен для изучения индотибетской медицины.

Для поклонения будущему пятому Будде Майдари был воздвигнут Майдари сумэ, построенный на средства Д.-Д. Итыгилова в 1920 г. 16-метровую статую изготовил знаменитый скульптор, лама Янгажинского дацана Санжи Цыбиков, а украшения, внешний и внутренний декор здания были изготовлены художником Базаром Будаевым.

Джуд сумэ был возведен в 1923 г. на средства прихожан дацана и все состояние умершего настоятеля Нинбу Маракелова.

К началу XX в. Янгажинский дацан представлял собой большой монастырский комплекс с ритуальными, учебными, служебными, хозяйственными зданиями, типографией, вокруг которого располагались свыше 200 ламских домов. Вокруг монастыря были возведены обо (культовые места). Согласно оценочным сведениям от 16 августа 1926 г., 8 строений Янгажинского дацана оценивались в 18 728 руб. При дацане проживало 111 лам.

9 ноября 1937 г. постановлением президиума Селенгинского аймисполкома было решено закрыть Янгажинский дацан Оронгойского сомона. Основанием по-

3 ЦВРК ИМБТ СО РАН, ф. Г.Н. Нацова, оп. 3, д. 7 «О Янгажинском дацане Селенгинского аймака».

служили постановления общих собраний населения Оронгойского сомона, которое отказалось от дальнейшего содержания дацана и выступило с ходатайством о его немедленном закрытии и использовании помещения для нужд колхоза. Решения общих собраний были подтверждены личными подписями 597 граждан. В постановлении отмечалось, что в «дацане богослужебных обрядов не проводится с 1934 г., культслужителей (лам) в нем осталось всего 5—9 человек, в данное время дацан приведен в бесхозяйственное состояние, охраной не обеспечен».

13 января 1938 г. решение президиума Селенгинского АИКа о закрытии Янгажинского дацана было утверждено. Использование помещения дацана со всеми пристройками было предоставлено Совнаркому БМАССР, Наркомфину и Антирелигиозному музею. БМАССР поручалось провести ликвидацию имущества дацана1.

Антирелигиозный музей БМАССР предложил законсервировать Янгажинский дацан Оронгойского сомона Селенгинского аймака в качестве своего филиала со всем его содержимым, включая ламский жилой дом, расположенный в ограде дацана, ходатайствовать перед Комитетом охраны памятников Академии наук СССР о регистрации Янгажинского дацана как памятника старины. Свое ходатайство музей обосновывал тем, что Янгажинский дацан расположен всего в 50 км от г. Улан-Удэ, в непосредственном соседстве с Кяхтинским трактом. «Это обстоятельство вместе с лучшей по качеству дорогой значительно облегчает как постоянное наблюдение за дацаном, проведение в нем научно-исследовательской работы, руководство им как филиалом музея, так и организацию в него экскурсий и индивидуальных посещений из города... Место, занимаемое дацаном, не имеет особого интереса с точки зрения возможности организации курорта (голая степь) или других особо хозяйственных перспектив.

і НАРБ, ф. Р-475, оп. 2, д. 158.

Дацан — один из наиболее сохранившихся и наименее расхищенных. Все 5 храмов Янгажинского дацана, имеющие различные специальности, сосредоточены вблизи друг от друга и обнесены крепкой общей каменной стеной. Это дает возможность осуществить надежную и недорогую охрану памятника и сразу продемонстрировать посетителю все основные функции дацана». В письме музея есть упоминание о том, что статуя Майдари Янгажинского дацана — единственная статуя, сделанная местными мастерами.

Представляет интерес телеграмма из Комитета охраны памятников ВЦИК за подписью Ильина Совнаркому БМАССР от 27.01.1938 г. о необходимости сохранить Янгажинский дацан как памятник, предоставив его Антирелигиозному музею. Директор Центрального антирелигиозного музея г. Москвы Кузьмин в своем письме просит председателя Совнаркома БМАССР законсервировать Янгажинский дацан как памятник и взять под охрану государства. В случае невозможности сохранения дацана как памятника, он просит отложить ликвидацию дацана до лета с тем, чтобы Центральный антирелигиозный музей имел возможность принять участие в разборе экспонатов, необходимых для пополнения коллекций музея по ламаизму.

12 июля 1940 г. на заседании Совнаркома БМАССР рассматривался вопрос о передаче гражданских построек и дуганов бывшего Янгажинского дацана под служебные и жилые помещения аймцентра. Янгажинский дацан был закрыт в 1938 г. и ликвидирован решением заседания Совнаркома Бурятской АССР от 12 июля 1940 г. Все жилые помещения были переданы в распоряжение Иволгинского исполкома.

Таким образом, необходимость восстановления храмового комплекса Янгажинского дацана продиктована не только необходимостью возврата верующим места традиционного поклонения, восстановления объекта культурного наследия России, но и исторической справедливостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.