Научная статья на тему 'Ритуальный аспект мистерии Цам в бурятских дацанах'

Ритуальный аспект мистерии Цам в бурятских дацанах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
223
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦАМ / ДАЦАН / ПЕСОЧНАЯ МАНДАЛА / РИТУАЛ / ШКОЛА ДУЙНХОР / TSAM / MONASTERY / SAND MANDALA / RITUAL / DUYNHOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жамсуева Дарима Санжиевна, Лувсан Оюунцэцэг

В статье рассматриваются аспекты мистерии Цам театрализованного представления танца-пантомимы в бурятских дацанах. Авторы выявляют отдельные элементы возрожденного буддийского ритуала построения песочной мандалы, ритуальные стороны Цама, на основании архивных документов указывают, в каких дацанах практиковалась традиция тантры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RITUAL ASPECT OF MYSTERY TSAM IN THE BURYAT DATSANS

The article deals with some aspects of the mystery of Tsam, which is a theatrical performance of dance-pantomime in Buryat datsans. Special attention is paid to revealing of canonic functional elements of the Buddhist ritual of creation the sand mandala. On the base of archival documents the authors characterize the ritual aspects of Tsam, show the peculiarities of the Tantra traditions’ realization, and ritual practice in Buryat datsans.

Текст научной работы на тему «Ритуальный аспект мистерии Цам в бурятских дацанах»

2 019' 0 3

ВЛАСТЬ

189

УДК 294.3 (571.54)

ЖАМСУЕВА Дарима Санжиевна — кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела философии, религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН(670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, [email protected]) ЛУВСАН Оюунцэцэг —ученый секретарь Академии бурятоведения (Монголия, г. Улан-Батор; оуип_Ь@ yahoo.com)

РИТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МИСТЕРИИ ЦАМ В БУРЯТСКИХ ДАЦАНАХ

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты мистерии Цам - театрализованного представления танца-пантомимы в бурятских дацанах. Авторы выявляют отдельные элементы возрожденного буддийского ритуала построения песочной мандалы, ритуальные стороны Цама, на основании архивных документов указывают, в каких дацанах практиковалась традиция тантры. Ключевые слова: Цам, дацан, песочная мандала, ритуал, школа Дуйнхор

В последние годы в Бурятии идет интенсивное возрождение буддийской духовной традиции, которая была нарушена в 30-е гг. прошлого столетия. Кроме восстановления и открытия буддийских дацанов, религиозных институтов, возобновилась и традиция проведения мистерии Цам. Цам (тиб. -'cham) - религиозная мистерия, театрализованное представление (танец-пантомима). Впервые возрожденный Цам был исполнен в 2010 г. ламами Дуйнхор-дацана с Верхней Березовки (пригород Улан-Удэ) под руководством Буда-ламы, при поддержке буддийского учителя тантры из Индии Агвана Жамцо, стоявшего у истоков создания Дуйнхор-дацана и открытия тантрического факультета Дуйнхор Буддийского университета имени Дамба Даржа Заяева. Местом проведения тантрических ритуалов - мистерии Цам и построения песочной мандалы тибетскими монахами из Индии - стал Художественный музей г. Улан-Удэ1.

С 2011 г. Цам стал ежегодно проводиться при Дуйнхор-дацане на Верхней Березовке и в Иволгинском дацане (Иволгинский район Республики Бурятия). Цам этого года в Дуйнхор-дацане на Верхней Березовке был посвящен построению песочной мандалы - дворца Калачакры. Цам и песочная мандала - это дополняющие друг друга части тантрической традиции. Считается, что тантрические ритуалы, предусматривающие построение песочных дворцов и приглашение в них просветленных существ, очищают пространство, восстанавливают нарушенный баланс в природе и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров. Церемония избавляет от болезней, страхов и дурных помыслов. Ритуал создания песочной мандалы продолжителен и своеобразен, а сам процесс построения требует немалого терпения и сосредоточенности, а также отточенной техники. Рисунок песком мандалы неизменно сопровождается молитвой, песнопениями и игрой на музыкальных инструментах.

Структура и цветовое решение песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть. На начальных стадиях освоения песочных мандал они могут время от времени сверяться с живописными изображениями, однако настоящие профессионалы

1 Мистерия Цам Калачакры. Доступ: https://www.infpol.ru/126579-misteriya-tsam-kalachakry (проверено 25.04.2019).

работают исключительно по памяти. Структура мандалы - это круг (Вселенная) со вписанным в нее квадратом, а внутри квадрата - еще один круг (мир божеств и просветленных существ). В мандале все излучается от центра к краю, и все это представлено группой кругов, установленных в ряд квадратов, обозначающих четыре стороны света (белый - восток, красный - запад, желтый - юг, зеленый - север). В центре - пятая часть, ее цвет - синий. Это место, где находятся божества.

Изображения в каждом секторе идентичны, создают симметрию мандалы. Это стены дворцов, деревья желаний, различные животные и птицы. Каждая мандала соответствует определенному тексту в тантрическом учении, и ее изображение неизменно и традиционно. Монахи могут воспроизвести по памяти сотни видов мандал. Каждая мандала - это зашифрованный с помощью графических символов текст тантры, расшифровать который можно, лишь зная тайный язык мандал. Мандала уничтожается в процессе особого ритуала, в ходе которого она разрезается особым «ножом» - ваджрой. Ваджра - это символ величия несокрушимого разума, способного силой своего воздействия преобразовывать несовершенство сознания. Когда все ритуальные разрезы сделаны, песок мандалы собирается в чашу. Часть этого песка будет отдана тем, кто присутствовал при церемонии построения мандалы, и станет ритуальным оберегом от бед и болезней. Но основная часть высыпается в воду реки. Именно через воду, вездесущую и перемещающуюся с помощью потоков воздуха в виде облаков по всему миру, буддистские монахи распространяют божественное благословение на всех живущих на этой планете.

Ритуальный аспект самой мистерии Цам, по словам настоятеля Дуйнхор-дацана Буда-ламы, состоит в установлении защиты и устранении всех препятствий для возведения песочной мандалы. «Танец Цам оповещает всех божеств, хозяев местности и других о том, что начинается строительство мандалы Калачакры. Также он является эффективной очистительной церемонией действа Дуйнхор хурала»1.

Цам хотя и театральное представление, «но, тем не менее, это священный религиозный обряд, мистерия, ставящая себе целью не только поучать зрителей, напоминая им о невечности всего сущего и о разных таинственных силах... но и войти в особое мистическое единение с этими силами» [Владимирцов 1928: 99].

В целом, мистерия Цам - многочасовой комплекс танцев-пантомим монахов и лам в специальных ритуальных масках, изображающих различных божеств, духов и героев. Необходимо отметить, что мистерия Цам обладает всеми качествами театра, т.к. в ней все расписано структурно и досконально от начала до конца. Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами в ярких специализированных костюмах, которые находятся в роли докшитов (хранителей). Они надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с другими ламами-созерцателями, выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками. Танец - это театральное искусство, выполненное квалифицированными танцорами, изображающими внешний облик и характеры различных божеств и дьяволов, животных или реальных людей. Каждому персонажу присуща своя мелодия и ритм.

Известно, что Цам исполнялся в буддийских монастырях Бурятии летом, и только там, где существовала школа Дуйнхор, которая обеспечивала астроно-

1 Мистерия Цам состоялась сегодня в одном из буддийских храмов Бурятии. Доступ: http://vtinform. com/news/138/46726/?sphrase_id=9134458 (проверено 25.04.2019).

2019'03

ВЛАСТЬ

191

мическую и астрологическую буддийскую службу. В ее основу входят комментарии к тантрийскому сочинению «Калачакра»: сведения о движении солнца, луны, звезд и планет, о затмениях солнца и луны, о потребностях прихожан. В молебствиях выражались молитвенные благопожелания, чтобы в будущей своей жизни молящиеся возродились в блаженном царстве Шамбала, перед лицом обитающего там бурхана Дуйнхор. Хурал последнего месяца весны посвящен памяти легендарного события, когда Будда Шакьямуни впервые начал проповедовать тантрийское учение [Ламаизм... 1983: 214].

Известно, что школа Дуйнхор (Калачакра) в Забайкалье была основана в 1878 г. при Анинском дацане. В бурятских дацанах сумэ Дуйнхор было немного, но в 7 дацанах - Агинском, Гусиноозерском, Цэжинском, Эгитуйском, Анинском, Зугалайском и Хужиртайском - проводился Цам Дуйнхора. В Гусиноозерском дацане, начиная с 1877 г. (при хамбо-ламе Шойдое Мархаеве) на площадке перед цокчен-дацаном разыгрывались мистерии Цам. Вначале это был Цам докшитов, затем, уже в начале XX в., - Цам Дуйнхора (Калачакры).

Цам Дуйнхора, или так называемая калачакринская мистерия, в Агинском дацане была введена в 1906-1907 гг. Обучал танцам и ставил всю мистерию Цам лама из Лаврана, специально приглашенный по этому случаю и проживавший в Агинском дацане несколько лет. Затем гара-бакшой (ламой-балетмейстером) стал молодой лама Дондогой Сойнзон, до этого танцевавший в Цаме Дуйнхора. Цам Дуйнхора исполнялся без масок. Танцующие были одеты в нарядные халаты и головные уборы с высокой макушкой, украшенной по нижней линии пятью маленькими черепами, от которых свисала черная бахрома, закрывающая лоб и брови до уровня глаз. Цам Дуйнхора был малочисленным по составу, его исполняли от 17 до 40 человек, включая оркестр [Очерки. 1972: 424].

Ламы-исполнители Цама Дуйнхора в конце 1920-х гг. давали представление в Петрограде, в Антирелигиозном музее и Петербургском буддийском храме. Кроме того, ламы помогали Антирелигиозному музею в разборке и описании конфискованных культовых предметов.

В Анинском дацане мистерия Калачакры появилась примерно в 1907-1908 гг. [Очерки. 1972: 425]. Традиционно Цам совершался в тот день, в который впервые в монастыре введено было его служение [Позднеев 1887: 393].

В 1913 г. ширетуй Зугалайского дацана возбудил ходатайство о постройке Дуйнхор-сумэ в честь 300-летия дома Романовых. При этом он представил приговор общества, план, фасад, смету предполагаемого сумэ1. В том же году Дуйнхор-сумэ был построен2, здесь происходил Цам с одноименным названием.

В течение нескольких недель перед исполнением мистерии Цам начиналась подготовка, проходили специальные службы, исполнители ролей погружались в медитацию, отождествляя себя с персонажами мистерии, приводились в порядок музыкальные инструменты, костюмы. Вот как исследователь Б. Барадин описывает приготовления к мистерии в Гусиноозерском дацане. «При нашем обозревании происходила под открытым небом около главного дацана репетиция Цама, который ежегодно происходит 15 числа монгольского последнего летнего месяца. В репетиции принимали участие около 50 человек взрослых и малых. Кроме этих 50 человек еще сидели в два или три ряда человек около 20. Они были репетиторами Цама. Участники репетиции, будучи без масок божеств, исполняли перед репетиторами под такт их священных плясовых пений, звуков бубен, цимбалов и различных духовых инструментов различного рода священные пляски. Они образовали круг кольцом по одному

1 Институт восточных рукописей (ИВР РАН). Ф. 44. Оп. 1. Д. 173. Л. 109.

2 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 44. Оп. 1. Д. 173. Л. 109.

или ряды по два, плясали вкруговую сначала медленно, постепенно увеличивая скорость до невозможной быстроты, при этом делая различные движения телом и манипуляции, изображая собою различных божеств, так, например, между ними можно было отличить 21 Дары их грациозными движениями» [Дневник... 2013: 15].

Существовала одна важная деталь: ламы-танцовщики приносили жертвоприношения Калачакре от имени женских божеств. В танцах этой мистерии огромное значение имели символические жесты и движения пальцев и кистей рук, 12 из которых были включены в обязательную лексику образа жертвоприношения. Танец длился 2 часа, и если смысл магических формул, произносимых исполнителями танцев, находился для большинства из них за семью печатями, то символический язык жестов, мимики, телодвижений был понятен, по крайней мере, взрослым танцовщикам - ламам, имеющим посвящение1.

Как правило, ритуальные аспекты мистерии Цам преследуют несколько целей: усмирение и нейтрализацию злых духов, которые мешают вере; устрашение врагов буддизма; показ зрителям присутствия божества на земле; очищение сознания (состояние просветления) и души (состояние бардо), которое приводит к следующей реинкарнации; распространение блага на местность (обеспечение благополучия в предстоящем году).

Работа выполнена при поддержке РФФИ-МОКНМа в рамках научно-исследовательского проекта № 18-512-94003 «Сохранность и трансформация фольклорных и этнокультурных традиций бурят России, Монголии и Китая».

Список литературы

Владимирцов Б.Я. 1928. Тибетские театральные представления. - Восток. № 3. С. 98-107.

Дневник вольнослушателя Санкт-Петербургского университета Базара Барадина по бурятским дацанам (1903-1904) (подг. к публ., пред., комм., указ. Д.С. Жамсуевой). 2013. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 237 с.

Ламаизм в Бурятии XVIII- начала ХХвв. 1983. Новосибирск: Наука. 247 с.

Очерки истории и культуры Бурятии. 1972. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. Т. 1. 490 с.

Позднеев А. 1887. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб: Тип. Имп. Акад. Наук. Т. XVI. 492 с.

1 Мистерия Цам Дуйнхор. Ожившая мандала. Доступ: https://arigus.tv/afisha/exhibition/112591/ (проверено 25.04.2019).

2 019' 0 3

ВЛАСТЬ

193

ZHAMSUEVA Darima Sanzhievna, Cand.Sci. (Hist.), Senior Researcher, Associate Professor of the Department of Philosophy, Culture Studies and Religion Studies, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (6Sahjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected]) LUVSAN Oyuuntsetseg, Scientific Secretary of the Academy of Buryat Studies (Ulan-Bator, Mongolia; oyun_tb@ yahoo.com)

THE RITUAL ASPECT OF TSAM MYSTERY IN THE BURYAT DATSANS

Abstract. The article deals with some aspects of the Tsam mystery, which is a theatrical performance of dance-pantomime in Buryat datsans. Special attention is paid to revealing canonic functional elements of the Buddhist ritual of creation the sand mandala. On the base of archival documents the authors characterize the ritual aspects of Tsam, show the peculiarities of the Tantra traditions' realization, and ritual practice in Buryat datsans. Keywords: Tsam, monastery, sand mandala, ritual, Duynhor School

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.