Научная статья на тему '«ЯНДЕКС» КАК МУЛЬТИКАНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ДИСТРИБУЦИИ МЕДИАКОНТЕНТА'

«ЯНДЕКС» КАК МУЛЬТИКАНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ДИСТРИБУЦИИ МЕДИАКОНТЕНТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
622
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поисковая система / Яндекс / мультиканальная платформа / новостной портал / персонализация / сервисы Яндекс / медиаконтент / search engine / Yandex / multichannel platform / news portal / personalization / Yandex services / media content

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прохорова Елена Николаевна

Изначально «Яндекс» был создан в качестве поисковой системы. Со временем он превратился в мультиканальную платформу, которая служит площадкой для размещения и дистрибуции медиаконтента. Сервисы «Яндекс.Новости», «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Эфир» помогает современным медиа соответствовать феномену эгокастингу и персонализировать контент с помощью искуственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initially, Yandex was created as a search engine. Over time, it has developed into a multichannel platform that serves as a platform for hosting and distributing media content. Yandex.News, Yandex.Zen and Yandex.Ether services help modern media meet the egocasting phenomenon and personalize content using artificial intelligence.

Текст научной работы на тему ««ЯНДЕКС» КАК МУЛЬТИКАНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ДИСТРИБУЦИИ МЕДИАКОНТЕНТА»

No. 2, 2021

«Яндекс» как мультиканальная платформа для размещения и дистрибуции медиаконтента

Прохорова Елена Николаевна

Изначально «Яндекс» был создан в качестве поисковой системы. Со временем он превратился в мультиканальную платформу, которая служит площадкой для размещения и дистрибуции медиаконтента. Сервисы «Яндекс. Новости», «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Эфир» помогает современным медиа соответствовать феномену эгокастингу и персонализировать контент с помощью искуственного интеллекта.

ABSTRACT

Initially, Yandex was created as a search engine. Over time, it has developed into a multichannel platform that serves as a platform for hosting and distributing media content. Yandex.News, Yandex.Zen and Yandex.Ether services help modern media meet the egocasting phenomenon and personalize content using artificial intelligence.

Ключевые слова: поисковая система, Яндекс, мультиканальная платформа, новостной портал, персонализация, сервисы Яндекс, медиаконтент

Key words: search engine, Yandex, multichannel platform, news portal, personalization, Yandex services, media content

Большая конкуренция на современном медиарынке вынуждает средства массовой информации решать вопросы позиционирования и продвижения. Для этого им приходится менять и характер подачи информации, форматы, способы доставления информации до аудитории, чтобы максимально соответствовать запросам современных потребителей

Бакалавр

Российский государственный гуманитарный университет

АННОТАЦИЯ

контента. Некоторые мультимедийные платформы предоставляют возможность не только размещать материалы, но и сразу же заниматься их продвижением, привлечением новой аудитории. Одной из них является «Яндекс» — российская IT-компания и одна из наиболее востребованных поисковых систем.

Технически это технологически сложная конвергентная медиаплатформа, многоуровневое системное объединение различных ресурсов и медиасервисов, где находится собственный контент и/или агрегируется контент с внешних веб-ресурсов, информационных агентств и т.д. с помощью RSS-каналов и других веб-технологий.

Изначально идея создания локального поиска по тексту, адаптированного под русскую морфологию, появилась у программиста Аркадия Воложа в 1989 году. Он был основателем фирмы CompTek, занимающейся оборудованием и программным обеспечением компьютеров. В 1993 году он и ещё двое специалистов (Илья Сегалович и Аркадий Борковский) открыли компанию «Аркадия», которая в последствии стала департаментом CompTek. Они написали пробный вариант приложения своей программы под названием <^ndex» (yet another indexer (с англ. «ещё один индексатор» или как «Языковой Индекс»)) [1]. 23 сентября 1997 года на выставке информационных и коммуникационных технологий Softool программисты впервые анонсировали «Яндекс» как новую поисковую систему.

На сегодняшний день в работе «Яндекса» можно выделить некоторые основные функции: поиск достоверных документов и выявление копий, поиск по тексту с учетом морфологических норм русского языка, подбор наиболее релевантных ответов на поисковые запросы с учетом порядка слов в формулировке данного запроса. Сразу в это же время разработчики организовали страницу для специальных обсуждений пользователей, чтобы выявлять недостатки работы системы и совершенствовать ее в соответствии с желаниями аудитории. За пару лет работы была улучшена система поиска, которая стала работать целенаправленнее, ограничили доступ к некоторым сайтам и появился конструктов сайтов «Народ.ру». Все нововведения и открытие дочерних серверов вывело «Яндекс» на новый уровень, который выделял его на фоне других поисковых систем. В 2000 году Аркадий Волож заключает договор об инвестировании с ru-Net Holdings, и с этого момента «Яндекс» официально становится самостоятельной компанией. Генеральный директор начал делать еще больший акцент на мультипортальность, расширяя платформу сервисами, не связанными непосредственно с поиском информации. Так появляется почта, картинки, Яндекс. маркет, открытки. В 2004 начинает работу конкурент «Яндекса» — Google. Тогда компания расширяет штат сотрудников, открывает свою рекламную сеть, представительство на Украине, в Белоруссии, Турции, Татарстане, Казахстане и США; появляется «Яндекс.Вебмастер», «Яндекс.блог», «Яндекс.Метрика» [1]. А летом 2020 «Яндекс» запустил собственную платформу для проведения видеоконференция «Телемост», так как в период пандемии этот формат работы был очень востребован, а не все сервисы, которые доступны в рунете, давали возможность проводить рабочие совещания и встречи на большое количество

пользователей единовременно. И это далеко не все возможности платформы.

Первостепенное назначение «Яндекса» — поисковая система. Сами по себе такие системы — это специальные комплексы, предназначенные для поиска информации в сети Интернет и реагирующие на запросы пользователей в текстовой форме [2]. Ответ на такой запрос предоставляется в виде ссылок на различные источники в порядке релевантности. Любая поисковая система должна обладать следующими характеристиками подбора информации: точность (соответствие найденных ответов запросу пользователя), полнота (количество найденных подходящих ответов к общему числу документов в сети), актуальность (формирование списка ресурсов в соответствии с временем публикации документов, если по его прошествии информация могла измениться), скорость поиска (время на обработку поискового запроса и выдачу соответствующего ответа).

Данная платформа остаётся главным русскоязычным поисковиком, но помимо этого ее функционал расширяется чуть ли не ежедневно.

На ноябрь 2020 года «Яндекс» — это 87 сервисов, а ещё в марте текущего года их было около 80 [3]. Определение сервисов в digital-журналистике возникло совсем недавно. Под ними подразумевают системы, которые предоставляет людям запрашиваемую информацию или электронную услугу [4]. Главной целью интернет-портала становится сбор информации из различных источников, создание единой системы доступа к персонализированной информации, библиотек, категорий контента, придает этим новейшим веб-платформам статус персонализированного медиафильтра в сети. Таким образом, в контексте коммуникативных процессов интернета развитие новейших сетевых платформ стало следующим логическим звеном в эволюции социальной коммуникации и медиакультуры. Максимально удобное для пользователей сочетание на мощной веб-платформе большого количества онлайн-сервисов, гиперссылок на другие ресурсы, собственного информационного наполнения, различных информеров (валютные, биржевые, погодные и т.д.), интерактивных и мультимедийных приложений делает порталы стартовой страницей пользователей интернета и их действий в нем, а для медийщиков и ученых — одним из перспективных векторов исследований.

Новостной контент сетевого ресурса «Яндекс» формирует вокруг него сообщество (community) пользователей, которые систематически общаются с ресурсом, авторами или между собой в форумах, комментариях, чате или в другом структурном элементе новостного портала. Некоторое время соответствующее явление существовало без четкого научного обоснования, повлекшее приписывание ему различных черт других сайтов, которые выполняли подобную функцию в интернете.

В частности, длительное время новостными порталами называли обычные сетевые каталоги веб-ресурсов, поскольку физически они имели перечень, например, интернет-медиа, иногда с кратким описанием и возможностью с помощью размещенных на таком каталоге ссылок «перейти на страницу издания». Таким образом они якобы выполняли

функцию «отправного пункта», поэтому по этому критерию их можно было бы включить в число «новостных порталов». Но нужно понимать, что целью этих ресурсов было создание каталога сетевых медиа с четким перечнем по рейтингу или классификации и т.д., а не распространение новостной информации и обеспечения медиаплатформе для коммуникации.

Новостной портал — это медиаресурс, который состоит из объединенных между собой (как по содержанию, так и по навигации) веб-страниц и специализируется на новостном контенте и выполняет функцию СМИ в интернете [5, с. 84]. Но помимо этого функциональная платформа его может состоять из более, чем одного сайта, иметь много вспомогательных сервисов, онлайн-услуг, содержать как собственный, так и заимствованный контент (текстовый, изобразительный, аудиовизуальный, интерактивный, мультимедийный и т.д.), адаптироваться к личностно-ориентированным запросам пользователей и автоматически генерировать различные контентные выборки. Основной идеей функционирования новостного портала «Яндекс» является формирование критического (максимально расширенного) объема информационных услуг и сервисов с целью привлечения как можно большей аудитории.

Таким образом, новостной портал «Яндекс» для пользователя является сетевым медиаресурсом, что предоставляет интерактивные новостные порталы, которые работают в рамках единого ресурса, служат точками доступа к новостной информации и помогают искать ее в интернете.

«Яндекс.Практикум», «Яндекс.Учебник» — сервисы для получения новой специальности и школьного образования. «Яндекс NY2017» предоставляет возможность онлайн-путешествия по Орбите, а с помощью сервиса «Яндекс.Автопоэт» можно сгенерировать стихотворение на основе последних поисковых запросов. Есть приложение, которое помогает глухонемым людям общаться с помощью перевода устной речи в текст и обратно — «Яндекс.Разговор».

В целом, все мультимедийные порталы «Яндекса» можно разделить на соответствующие категории: поисковые, мультимедийно-поисковые, картографические, рынок и услуги, справочно-информационные, рекламные и статистические, для бизнеса, персонализированные, социальные сервисы и прочие. Существуют также программы и приложения для некоторых сервисов.

Важным фактором, формирующим информационную среду каждого медиапотребителя, является феномен эгокастинга («ограничение своих информационных горизонтов» [6, с. 37]). Он заключается в том, что человек сознательно или бессознательно выбирает именно те источники информации (людей, медиа), которые разделяют или пропагандируют близкие и комфортные для него ценности или взгляды. Таким образом, образуется своеобразный защитный кокон, что делает пребывание человека в зоне информационного и эмоционального

комфорта. Пробить эту защиту могут только медиа с высоким уровнем персонализации и адаптивности [7, с. 274].

Этот фактор является одним из основополагающих для компании «Яндекс», так как абсолютно все их сервисы работают как агрегаторы и автоматически анализируют поисковую историю человека, выявляя наиболее интересные и подходящие для него предложения.

«Яндекс.Новости» не позволяет идентифицировать «Яндекс» как средство массовой информации. «Мы не СМИ» [8]. — поясняют сами разработчики. То есть публикация новостей происходит при помощи автоматического формирования новостной ленты. Формирование качественного контента на основе присылаемых материалов от нескольких тысяч СМИ ежедневно — процесс непростой. Необходимо отобрать самую важную информацию, провести фактчекинг и структурировано предоставить читателям. Но всё это происходит без редакторов и модераторов — аудитория лишь видит краткие выдержки и имеет возможность контекстного перехода на сайт с той или иной новостью для ознакомления с полным вариантом текста. Ранжируются новости с опорой на два критерия: цитируемость и оперативность с помощью автоматического агрегатора. То есть в ленту попадают только самые актуальные новости от различных средств массовой информации. Так как многие пользователи используют новостную ленту «Яндекса» как основной новостной ресурс, интернет-издания заинтересованы в попадании именно их материалов в ленту.

Второй платформой, которую СМИ используют для размещения своего контента является «Яндекс.Дзен». Это аналог социальной сети, мессенджера или блога. Впервые он был запущен в 2017 году [9]. В первую очередь, это рекомендательный сервис. Система работает автоматически и создает персональную ленту новостей, учитывая указанный круг интересов пользователя и анализируя посещаемые им странице в «Яндекс.Браузере» [9]. Пользователь выбирает интересные ему каналы, может подписаться на них. На основе этого «Яндекс» автоматически составляет список рекомендаций материала для каждого пользователя и он, соответственно, видит тот контент, который ему интересен.

Платформа дает возможность любому человеку или компании/СМИ создать свой канал и публиковать материалы с помощью специального встроенного редактора. Большой плюс, что публикации автоматически адаптируются и под мобильные устройства. Чтобы стать успешным автором на данной платформе, публикации должны удовлетворять всем требованиям «Яндекса» и законодательству Российской Федерации. Возможность подключения монетизации становится доступной, когда за неделю публикации набирают не менее семи тысяч просмотров. А вот поле подключения монетизации свой сайт можно привязать в качестве источника, и в дальнейшем все записи оттуда будут автоматически транслироваться в «Дзене». Также успешным авторам, которые смогли стать лидерами месяца предоставляется спонсорская поддержка от самого «Яндекса».

Еще одна платформа для размещения медиаконтента — «Яндекс.Эфир». Этот сервис

появился в марте 2020 года, контент — видео, которые могут публиковать блогеры и профессиональные производители контента, то есть средства массовой информации. В 2017 они запустили «ТВ Онлайн», именно в тот момент, когда интерес к этому видео контента набирал обороты. Тогда они подписали соглашение с Первым каналом, НТВ, РЕН ТВ, Bazelevs, Amedia, «Средой», «Мосфильмом» и «Ленфильмом» [10]. То есть доступ был только к трансляции контента первого и второго мультиплексов и некоторых тематических каналов. Тогда они планировали работать по рекламной модели и обеспечивать перечисленные компании организованной площадкой и возможностью монетизации видеоконтента в Интернете. Учитывая, что формат работы был новый, разработчики платформы планировали наблюдать за аудиторией, их интересами и реакциями на предлагаемые форматы. Постепенно они формировали библиотеку. В 2019 году название изменилось на «Яндекс. Эфир» и загружать контент уже могли некоторые блогеры, которых приглашал «Яндекс». Некоторые программы были загружены с платформы YouTube, а некоторые начали вести новые шоу — например, «Такая история» с Егором Кридом. А в 2020 «Яндекс» открыл доступ к размещению контента для всех пользователей, правда материалы должны быть только высокого, эфирного качества. Для пользователей — это также возможность монетизации (как и в случае с «Яндекс.Дзен»), так как ролики, набравшие более 50 тысяч просмотров, смогут монетизировать свою работу. А представители «Яндекса» обещают поддерживать авторов и помогать им в создании и продвижении видеоматериалов [11]. Аудитория же может просматривать, комментировать, искать похожий контент (видео, сопутствующие графические изображения, текст или иные материалы). Новый пользователь заводит себе канал, где размещает описание профиля, добавляет изображение, может смотреть статистику и размещать видео. Некоторые эксперты медиа считают, что это попытка сделать «русский YouTube» (например, аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян). Но эта площадка может привлечь совершенно другую аудиторию, также контент ограничен только русскоязычными видео, меньше стримов и больше возможностей продвижения и заработка [12].

Итак, изначально «Яндекс» был создан как поисковая система. Сегодня он, конечно, остается главным русским поисковиком, но помимо этого является глобальной мультимедийной платформой. По данным за ноябрь 2020 года «Яндекс» — это 87 сервисов, которые можно разделить на поисковые, мультимедийно-поисковые, картографические, рынок и услуги, справочно-информационные, рекламные и статистические, для бизнеса, персонализированные, социальные сервисы и прочие. Абсолютно все сервисы работают как аргераторы на основе искусственного интеллекта, то есть самостоятельным медиа «Яндекс» считать нельзя.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Поисковая система Яндекс (Yandex). История создания и развития поисковика №1 в рунете [Электронный ресурс]. // Мистерия онлайн. М., 2012. - Режим доступа: https://max1net.com/poiskovaya-sistema-yandeks-yandex-istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-poiskovika-1-v-runete/, свободный.

2. Поисковые системы Интернета: Яндекс, Google, Rambler, Yahoo. Состав, функции, принцип работы. // SeoNews. М., 2006. - Режим доступа: https://www. seonews.ru/masterclasses/poiskovye-sistemy-interneta-yandeks-google-rambler-yahoo-sostav-funktsii/, свободный.

3. Все сервисы Яндекса / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// yandex.ru/all, свободный.

4. Cambridge Dictionary Online: Free English Dictionary and Thesaurus. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dictionary.cambridge.org, свободный.

5. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: теоретические основы. Академический учебник. - Москва.: Академия медиаиндустрии, 2018. 370 с.

6. Макарова Н. Я. Навыки работы в социальных медиа в системе профессионального медиаобразования [Электронный ресурс]. // М.: Проблемное поле медиаобразования, 2017. №3 (25). С. 37-40. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/navyki-raboty-v-sotsialnyh-media-v-sisteme-professionalnogo-mediaobrazovaniya, свободный.

7. Брайант Дж. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. - М.: Изд. дом Вильямс, 2011. - 432 с.

8. Как устроены Яндекс.Новости. [Электронный ресурс]. // Блог Яндекса. М., 2014. - Режим доступа: https://yandex.ru/blog/company/76641, свободный.

9. Яндекс Дзен. [Электронный ресурс]. // Система сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой. М, 2017. - Режим доступа: https://www.calltouch. ru/glossary/yandeks-dzen/, свободный.

10. «Яндекс» начал тестировать трансляцию ТВ-контента на своих площадках [Электронный ресурс]. // Ведомости, 2020. - Режим доступа: https://www.vedomosti. ru/technology/news/2017/03/13/680857-yandeks-testirovat-translyatsiyu-tv-kontenta, свободный.

11. «Яндекс.Эфир» разрешил пользователям загружать собственные видео — но только высокого качества. [Электронный ресурс]. // VC.ru, 2020. - Режим доступа: https://vc.ru/services/113780-yandeks-efir-razreshil-polzovatelyam-zagruzhat-sobstvennye-video-no-tolko-vysokogo-kachestva, свободный.

12. Сможет ли «Яндекс.Эфир» стал русским YouTube [Электронный ресурс]. // Телеспутник, 2020. - Режим доступа: https://telesputnik.ru/materials/video-v-internete/ article/smozhet-li-yandeks-efir-stat-russkim-youtube/, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.