Научная статья на тему 'Ян-Инь и дополнительность'

Ян-Инь и дополнительность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2260
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ / НЕРАЗДЕЛИМОСТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ / ЯН-ИНЬ / МАТЕРИЯ / ДУХ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арманд Алексей Давидович

Статья посвящена принципу дополнительности. Автор на ряде многочисленных примеров: в древнекитайской философии (концепция ЯН-ИНЬ) и современной науке определяет (доказывает) неразделимость противоположений, принцип дополнительности как фундаментальный закон, имеющий всеобщее значение в мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ян-Инь и дополнительность»

А.Д.Арманд

Ян-Инь и дополнительность

Два загадочных явления загадочным образом нашли друг друга, объединились, и раздался взрыв гремучей смеси. Загадочные явления - это соотношение неопределенностей квантовой физики (принцип Бора-Гейзенберга) и концепция Ян-Инь древнекитайской философии. Существование связи между ними понял еще Нильс Бор, который избрал символ Ян-Инь (Тайцзи) своим гербом и добавил к нему изречение «Contraria sunt complimenta» (противоположности дополнительны). В учении Гермеса Трисмегиста, основоположника мировоззрения древних египтян, объявился «бинер» (всеобщая двоичность), прослеживаются высказывания других мыслителей прошлого, антиномии Гегелевской диалектики. Возникла настоятельная необходимость выяснить, каким образом прозрение древних мудрецов может дополнить научное миросозерцание просвещенного современника.

Принцип дополнительности

Что такое дополнительность? Соотношение Бора-Гейзенберга1 указывает на то, что чем точнее физик измерит координаты (положение) в какой-то момент времени мчащейся элементарной частицы, тем больше будет ошибка в определении энергии (импульса) частицы. Причем эта фатальная неполнота сведений об объекте, который он взялся исследовать, не зависит ни от характера или настроения ученого, ни от совершенства его приборов. Природа так постановила, и закон этот никакими хитростями обойти не удастся.

1

1 См.: Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории. Л.-М.: ГТГИ, 1932.

В повседневном понимании, совпадающем также с математическим определением, дополнительность - это когда две или несколько величин (множеств) вместе составляют одно целое. Целое может быть выражено суммой дополняющих друг друга частей или их произведением. Приведем пример.

Длины двух плеч рычага дополнительны, в сумме они составят полную длину рычага: Ах + А2 = А = Const. Увеличивая одно плечо, мы автоматически на такую же величину сокращаем другое.

Тот же рычаг демонстрирует другой тип дополнительной зависимости. Здесь пару составляет длина плеча Ах и сила Fr Их произведение, называемое моментом силы М, - величина постоянная для данной системы: М = Ах • Fj = Const. На другом конце рычага возникает вторая пара с обратным соотношением плеча и силы, но с той же константой: М = А2 • F2 = Const.

Первый вид дополнительности применим к переменным, которые измеряются одной и той же мерой. Такие величины носят название аддитивных. На графике их зависимость выглядит как прямая линия с обратным наклоном (рис. 1а). Сумма двух перпендикуляров, опущенных из любой ее точки на каждую из осей координат, не меняется, это и есть константа. Переменные, относящиеся ко второму виду дополнительности, мультипликативные, качественно различны, у них сохраняет постоянство не сумма, а произведение. На графике взаимозависимость двух дополнительных мультипликативных величин представлена в форме гиперболы (рис. 1б). Концы гиперболы устремлены в бесконечность. Константа здесь равна произведению перпендикуляров, опущенных из каждой точки кривой на обе оси, т.е. площади соответствующего прямоугольника.

Рис. 1. Графики дополнительной зависимости переменных: а) аддитивных (А1+ А2 = Const) б) мультипликативных (A • F = Const).

На чертежах аддитивная и мультипликативная дополнительности выглядят как совершенно различные закономерности. Но они переводятся одна в другую несложной операцией логарифмирования или потенцирования, что подтверждает их «кровное родство».

Всеобщий закон

Нильс Бор, вероятно, первый понял, что принцип дополнительности - фундаментальный закон, имеющий всеобщее значение в нашем мире1. В частности, он указывал, что аналогичные ограничения во взаимозависимости двух величин существуют между механистической и телеологической концепциями в биологии, между позицией наблюдателя и действующего лица в психологии. В этом случае Бор ссылался на Лаоцзы и Будду. Как только мы начинаем анализировать свои чувства, так перестаем их переживать. В науке об этносах и нациях Н.Бор обнаружил дополнительные отношения между традициями и психологическими установками разных народов. Объем понятия, содержащегося в слове, дополнителен к его содержанию. Философия встречается с дополнительной парой: свобода воли - причинность. В конечном счете, даже хаос и порядок, по мысли ученого, неразрывно связаны, но при этом несовместимы и вынуждены замещать друг друга во времени.

В дальнейшем на ряде примеров мы постараемся проиллюстрировать и развить эти мысли великого ученого. Двойственность противоположностей, или антиномичность неразделимых вещей, событий и мыслей, действительно пронизывает всю нашу жизнь. Это свойство окружающей действительности достаточно хорошо было понято нашими далекими предками.

Ян-Инь

Представление о том, что мир состоит из противоположностей, привычно и нам. Может показаться, что в этом нет ничего интересного. Иначе рассудил автор сочинения «Ицзин» (китайской «Книги перемен»), которым по традиции считается древний правитель Китая Фуси. На «Книге перемен», созданной, по-видимому, в начале 3-го тысячелетия до н.э., основана многовековая культура китайской цивилизации, как европейская культура - на Библии. Фуси первым обратил внимание просвещенной публики на неравнозначность соединенных в пары противоположных величин2. Они получили названия Ян - мужское начало и Инь - женское начало. Как правая и левая руки человека, эти начала симметричны, противоположны, выполняют разные функции. Их разные функции в мировой эволюции заключаются

1 Бор Н. Причинность и дополнительность // Бор Н. Избранные научные труды. М.: Наука, 1971. Т. 2. С. 204-212. См. также: Бор Н. Единство знаний //Бор Н. Избранные научные труды. М.: Наука, 1971. Т. 2. С. 481-496.

2

2 См.: Петухов С.В. Бипериодическая таблица генетического кода и число протонов. М.: Молодежный книжный центр, 2001.

в том, что Инь - символ инерции, устойчивости, консерватизма, тогда как с Ян связывается всякое движение, энергия, прогресс, новизна.

В древнеиндийской философии тот же смысл имеют противопоставляемые друг другу гуны: инертная тапас и постоянный источник возбуждения раджас. В славянской мифологии есть у двух начал свои названия: Явь символизирует мужское, Навь - женское начало. Аналогичная пара в корейской традиции носит названия Сунг-Санг и Хьюн-Санш.

Разделение на два дополнительных начала - среди основных философских положений у Трисмегиста1.

Идея расщепления мира на неразделимые Ян и Инь проникла в конфуцианское учение и даосизм. Оказалось, что два начала могут быть символами частей пространства, отрезков времени, природных стихий, чисел, цветов, органов тела, социального и семейного поло-жения2.

Неразделимость противоположных величин нашла отражение в особом понятии, утверждающем их единство: Ба Гуа у китайцев, сат-тва - третья гуна, означающая равновесие, у индийцев. В индуистской религии начала нашли своих персональных носителей в лице богов Тримурти, индийской Троицы: Брама - бог созидания, Шива отвечает за разрушение созданного (для подготовки новых творений), Вишну - бог сохранения всего созданного, олицетворяющий равновесие. В чем-то аналогичное разделение функций существует и у христианской Троицы (в ее эзотерическом толковании): Бог Отец - символ фундаментального женского начала (Инь), Бог Сын - мужского (Ян), Бог Дух Святой - единства того и другого, аналогия Ба Гуа3.

В древнем труде «Го юй» все «земные» события связываются с Инь, «небесные» - с Ян. Нарушение гармонии между ними приводит к стихийным бедствиям и социальным смутам. В таком же ключе начинает толковаться космогоническое представление наших предков (книга Дзиан) о переходе от однородного начального хаоса ко множеству всего что есть. Развивается учение о взаимопроникновении спящих мужского и женского начал друг в друга, что позволяет первоначальному хаосу перейти к творчеству организованных форм материи. Движущей силой эволюции считается непрерывное взаимодействие Ян и Инь. По достижении определенной стадии развития

1 См.: Странден Д.В. Герметизм, его происхождение и основные учения. Сокровенная философия египтян. М.: Беловодье, 2001.

2

2 См.: Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М.: Восточная литература, 1997.

3 См.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, синтез науки, религии и философии. Т. 1. Космогенезис. Минск: Лотаць, 1997.

они закономерно переходят друг в друга1. Начала становятся знаками времен года, дня и ночи. Мыслителю Дун Чжуншу принадлежит идея об общественном, нравственном смысле двух начал. При этом философ все доброе, высокое отдал мужскому Ян, все низкое - женскому Инь. Вероятно, мудрому старцу не повезло с женой.

В Новое время идея мира, разделенного надвое и соединенного вновь в третьем, была переосмыслена Г.Гегелем2 в форме антиномий: теза - антитеза - синтез. Эту конструкцию использовал затем Ф.Энгельс3 в своей материалистической диалектике.

Только из обоих начал одновременно можно сконструировать уравновешенный развивающийся мир, в котором все полезное новое будет сохраняться, а все устаревшее обновляться4.

В повседневности

Наше мышление основано на различении вещей, событий, качеств. Проще и нагляднее дать определение чему-то, когда у этого чего-то есть антипод, противоположность. Холод - это когда не хватает тепла. Слабость - когда не хватает силы. Философы считают антиномичность способом, даже законом человеческого мышления. Как, например, мы узнали бы, что есть свет, если бы не существовала темнота? Чтобы изобразить яркий свет, художник углубляет тени. Чтобы вызвать ощущение тепла - усиливает интенсивность холодных цветов. Но при этом свет борется с темнотой и тепло борется с холодом: увеличение одного возможно лишь за счет уменьшения другого. В музыке так борются и поддерживают друг друга мелодия и ритм. (Могут и забить насмерть, как, например, тяжелый рок.) Полярности не только мирно сосуществуют в нашей жизни, они еще могут и сражаться за власть.

Есть, однако, надежда, что, хорошо или плохо, закон дуализма отражает не только закон мышления, но и существующую вне нас действительность. Мы привыкли доверять физике как матери объективного знания. И первый пример дополнительности среди физических явлений, который приходит в голову, - положительный и отрицательный электрический заряд. Элементарные заряды равны по величине и противоположны по направлению действующих сил. При столкновении позитрона и электрона они полностью нейтрализуют друг друга. Но природа почему-то отдала во власть отрицательных зарядов легкие частицы из тех, что составляют материальную основу

1 См.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1.

2

2 См.: Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2002.

3

3 См.: Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1987.

4 См.: Григорьева Т.П. Дао человека //Дельфис. М., 2003. С. 43-49.

мира, электроны, а положительным зарядом снабдила тяжелые протоны. Противоположно заряженные двойники легких и тяжелых частиц, позитроны и антипротоны, хотя где-то в мире и существуют, но такой большой для нас роли не играют. Мир в нашем представлении оказался построенным из активных огненных носителей отрицательного заряда и инертных массивных носителей положительного. По историческому недоразумению физика присвоила энергичному (Ян) электрону знак минус, а инертному (Инь) протону - плюс.

Четные числа, согласно китайской философии, имеют четко выраженное женское лицо, нечетные - мужское. Не так ли в человеческой повседневности устойчивостью, склонностью замкнуться на себя обладает пара мужчина-женщина, тогда как одиночки или системы «третий лишний» далеки от равновесия? Возможно, поэтому последователи школы Пифагора, проповедники идеи духовной эволюции, отчаянно ненавидели четные числа.

В химии равновесные молекулярные системы включают четное число электрических (положительных и отрицательных) зарядов. Ионизированные молекулы не уравновешены по электрическому потенциалу и потому в целом такой устойчивостью не обладают.

Два способа мышления

Удивительно, почему такое распространенное явление, как разделение вещей и событий на дополнительные Ян и Инь, так поздно обратило на себя внимание мыслителей Запада. Есть подозрение, что однобокое мышление было задано логикой Аристотеля, провозглашающей принцип исключенного третьего, принцип несводимости, непримиримости противоположных явлений и понятий. В формальной записи это положение логики выглядит как АпА (А или не-А, третьего не дано). Обратное утверждение: АиА (А и не-А, единство противоположностей) - больше отвечает традиции восточной филосо-фии1. Западной науке пришлось спуститься в бездну внутриатомного мира, чтобы из него вытащить на поверхность догадку о возможности широкого распространения отношений дополнительности.

Последняя девятка

Таинственно выглядит закон платы за точность, который еще называют законом «последней девятки». Чем точнее мы измерили, например, диаметр стального шарика, тем больше девяток после запятой будет содержать оценка точности нашей работы. И тем больше

1

1 См.: Григорьева Т.П. Дао человека. С. 43-49.

хлопот и денег потребует процедура изготовления такого шарика. Для того чтобы уменьшить допустимый разброс результатов, например при обработке детали на токарном станке, вдвое, надо построить станок как минимум в четыре раза дороже прежнего. Точность обточки, стремление как можно ближе подойти к заданному размеру находится, несомненно, в компетенции женского принципа. Соответственно, затраты времени, денег, изобретательской мысли при конструировании более совершенного станка - это функция начала Ян. Они взаимодействуют по мультипликативному закону: абсолютная точность возможна лишь в воображении, при бесконечно больших затратах. По правилу дополнительности (рис. 1б) A (погрешность - величина, обратная точности) может стремиться к нулю, а F (стоимость) - к бесконечности, но не могут их достичь.

С принципом «последней девятки» постоянно приходится сталкиваться экологам. Дело в том, что очистка загрязненной морской или речной воды, почвы, выхлопных газов или выбросов заводских труб становится безумно дорогой, когда мы стараемся достичь первозданной чистоты. Довести сточные воды от 90% до 99,9% от исходной стерильности стоит в 100 раз дороже, чем очистить ее до 90%1. Если степень загрязнения воды, воздуха, почвы обозначить символом Y, а стоимость очистки - символом Z, то logY + logZ ~ Const, или, в другой форме: Y • Z « Const. При приближении загрязненности очищаемого объекта к нулю сопряженная величина-стоимость очистки взлетает до бесконечности. Поэтому заверения об «экологически чистых» производствах вводят неосведомленных читателей в заблуждение: такие производства неосуществимы, даже если на одно очистное сооружение потратить весь бюджет страны. Здесь обнаруживается то же противостояние сохраняющего (чистоту окружающей среды) женского начала Инь и «нарушителя» стабильности (чистоты) начала мужского Ян.

Риск как валюта

Люди легко мирятся с рисками, даже когда вероятность выпадения нуля подсчитана. По нормам Минатома считается допустимым риск гибели персонала атомных электростанций от облучения - один на тысячу человек за год2. Наш ежегодный материальный ущерб от техногенных аварий достигает 15% национального дохода3. Это никем не запланированная, но неотвратимая коллективная плата за пользование

1 См.: Ягодин Г.А. Требуются специалисты. Интервью //Знание - Сила. 1985. № 7. С. 1-3.

2

2 См.: Крышев И.И., Рязанцев Е.П. Экологическая безопасность ядерно-энергетического комплекса России. М.: ИздАТ, 2000.

3

3 См.: Ревзон А.Л., Камышев А.П. Природа и сооружения в критических ситуациях. Дистанционный анализ. М.: Триада Лтд, 2001.

благами современной цивилизации. Считается, что риск при прыжках с парашютом составляет 1:1 ООО ООО. Люди готовы заплатить одним мертвым за миллион повторений душещипательного переживания. Риск получить рак легких при курении = 1:1О (один из десятерых). Риск получить СПИД или венерическое заболевание от проститутки велик, но не настолько, чтобы остановить джентльменов. Риск не дожить до 4О лет для наркомана близок к 1. Риск не вернуться живым при полете на самолете (1:1ОО ООО), поездке на поезде, вождении автомобиля известен страховым компаниям, но без крайней надобности не публикуется, чтобы не повлиять на доходы транспортников.

Что мы имеем в результате? Наши знакомые Ян и Инь, выступая под разными личинами, всюду стремятся заменить друг друга, «заплатить» друг за друга, когда одно из них оказывается в дефиците. Порой эта плата может показаться чем-то мистическим, например, плата временем за качество материального предмета или информации, плата страхом за некое удобство. Но кто сказал, что мужское и женское начала должны существовать исключительно в осязаемых, грубых формах, например в форме вещества и энергии?

Константа дополнительности может иметь как материальную, так и идеальную природу. Подвергая свою жизнь риску с помощью таких инструментов, как личный автомобиль, компьютер, парашют, сигарета, мы производим обмен дискомфорта от отсутствия этих символов цивилизации на дискомфорт ожидания трагического исхода. Готовность платить неприятностью за уменьшение другой неприятности означает, что между ними существует отношение дополнительного типа. Со временем мы, возможно, научимся вычислять величину, отвечающую словесной формуле: дискомфорт риска • дискомфорт отсутствия вещи (удобства, удовольствия) = Const.

Плюс обратная связь

Отношение дополнительности кладет ограничение на изменение суммы или произведения двух переменных, но не запрещает их изменение вообще. Они могут жить своей жизнью, развиваться, перемещаться в одну или другую сторону по линиям своих графиков или даже изображать «качели», двигаться то туда, то обратно. Динамикой системы руководит наложенная на дополнительность обратная положительная, конкурентная или отрицательная обратная связь.

Напомним: в системе понятий «причина» и «следствие» обратная связь может быть определена как такая пара явлений А и Б, в которых явление А - причина изменений явления Б, а Б, в свою очередь, причина дальнейшего изменения явления А. Причина и следствие периодически меняются местами.

В терминах теории информации обратная связь означает, что источник/передатчик информации А передает по какому-либо физическому каналу связи сообщение приемнику Б, а тот, соответственно, передает, в начальном или трансформированном виде, частично или полностью, эту информацию обратно к А, которое при этом превращается в приемник. Информационная система с обратной связью А-Б приобретает определенную независимость от воздействия внешней информационной или физической среды, траектория ее все больше определяется свойством, называемым саморегулированием (синонимы -самоуправление, саморазвитие). Если по ходу изменений происходит перестройка структуры системы, то процесс заслуживает названия самоорганизации.

Пример 1. Охлаждение воздуха вызывает конденсацию содержащейся в нем влаги и освобождение скрытой теплоты парообразования, что замедляет охлаждение воздуха.

Пример 2. СМИ, заостряя внимание на скандале, придает ему общественное звучание и система «скандал - СМИ» раскручивается в крупномасштабный конфликт.

Различаются три типа обратной связи: отрицательная, конкурентная и положительная.

Отрицательная обратная связь (+ -) - увеличение одной переменной влечет за собой уменьшение другой, как и в случае отношения дополнительности. Но их не следует смешивать, природа этих отношений различна. Во втором случае информация от одной величины к другой передается мгновенно, зависимость имеет сущностный характер. Обратная связь, напротив, внешняя, для ее осуществления требуется особый носитель информации, канал связи и время на передачу. Отрицательная обратная связь может стать причиной гармонических колебаний.

Конкурентная обратная связь (—) ставит связанные переменные в условия взаимного отталкивания. Каждая из них стремится подавить или вовсе уничтожить друг друга. В промежутке между ними располагается точка неустойчивого равновесия. В общем случае такая система действует по принципу триггера, переключателя.

Положительная обратная связь (+ +) также уводит систему от средних состояний к наибольшему перекосу пары в пользу одной из переменных. Но такой механизм не обладает свойством переключателя, т.к. приоритетом пользуется только одна из двух величин, которая постоянно «перетягивает на себя» двойную систему.

Правила отрицательной обратной связи выполняются при качании маятника. Здесь работает пара переменных, связанных отношением дополнительности: потенциальная Еп и кинетическая Ек формы энергии. Дополнительность сочетается с обратной связью, которая управ-

ляет колебаниями. Маятник представляет собой механизм по периодическому преобразованию энергии то в одну форму, то в другую. При этом соблюдается закон дополнительности: Еп + Ек = Const, если не считать потери на трение и сопротивление воздуха. Энергию, способную накапливаться и бесконечно храниться в структурах вещества, Еп , мы с полным основанием можем назвать энергией женского начала Инь, а энергию вечного движения Ек - связать с мужским Ян.

Материя и дух

Историки различают развитие человечества по пути материальной культуры и по пути духовной культуры. Они связаны между собой, но особым образом. С одной стороны, очевидно, что прогресс каждой ветви культуры невозможен без соответственного движения второй ветви. С другой стороны, они конкурируют между собой за место в сознании людей. Место в сознании ограничено, так же как ограничено и время каждого отдельного человека, которое он делит между достижением материальных и духовных целей. Вследствие этого вся жизненная активность индивидуума проходит в режиме переключения от повседневных забот - к действиям, с материальными интересами не связанными, и обратно. Для верующих дела духовные - это время, отданное молитве. В широком понимании духовная жизнь включает нравственное самосовершенствование, бескорыстную помощь, создание предметов, украшающих жизнь (музыкальных, литературных, живописных произведений), всякое творчество, не направленное исключительно на заработок.

Особенностью человеческой психики является способность совмещать в сознании ценности духовного и материального планов. Но состояние равновесия между одним и другим неустойчиво, почти неизбежно «сползание» в одну или другую сторону. (Отсюда и возникло представление о том, что нельзя одновременно служить Богу и маммоне.)

Ситуация переключения воспроизводится и на уровне общественного сознания. Независимо от чьего-либо желания история демонстрирует развитие общества по принципу маятника. Исследования П.Сорокина1, Л.Гумилева2, А.Тойнби3 убедительно показали наличие колебаний от преобладания материальных интересов к духовным и обратно в масштабе столетий и тысячелетий. Например, в цикле европейской истории от античности к Средневековью и далее к Новому

1 См.: Sorokin P.A. Social and cultural dynamics. N.Y.: Amer. Book, 1939-1941. Vol. 1-4.

2 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

3

3 См.: Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

времени П.Сорокин обнаружил два полных больших цикла такого типа и ряд более мелких. В полном соответствии с принципом дополнительности Инь и Ян и правилом маятника.

Историки задаются вопросом, что в этом процессе ведущее: прогресс материальной ветви культуры или духовной? К.Маркс ответил однозначно: общественное бытие определяет общественное сознание. Сознание, очевидно, больше относится к сфере духа, чем к материи. Неудавшийся опыт построения общества с коммунистическим сознанием людей в Советской России заставил, однако, усомниться в правоте классика. Согласно представлениям синергетики, «мотором» последовательного развития сложных систем, как правило, бывает положительная обратная связь между переменными, например, между двумя состояниями общественного сознания. В этих случаях не имеет смысла говорить о «ведущем» и «ведомом» начале, они в равной степени необходимы для движения. Как раз так, как и утверждает древнее учение Ян-Инь.

Обратная отрицательная связь делает ведущей то одну сторону нашей жизни, то другую. Каналом связи между сознанием людей и их деятельностью служат в наше время средства массовой информации: пресса, телевидение, Интернет. Все они работают не только как пассивные передатчики информации, но и как усилители. Другими словами, информация о событиях при всякой возможности возвращается к потребителям в форме сенсаций, преувеличенная по своей значимости. Или, наоборот, сведенная к не заслуживающей внимания хронике, она, может быть, вообще не выпускается за стены редакции. Это свойство средств массовой информации усиливает раскачку, дестабилизирует общественную систему.

Согласно учениям Древнего Востока, большой цикл развертывания-свертывания Вселенной, Махаманвантара, делится на две части. В первой половине набирает силу материальная составляющая Бытия, во второй происходит возврат к духовной составляющей. Острота современных взаимоотношений двух ветвей культуры, материальной и духовной, определяется, скорее всего, тем, что наше время близко к середине цикла, к перелому, где отношения особенно обостряются.

Между двумя мирами

Мозг человека - одно из самых убедительных подтверждений устройства мира в соответствии с принципом дополнительности. Физически, физиологически, функционально два полушария мозга разделены, но при этом настолько неотделимы одно от другого, что без каждого из них человек существовать не может. Двум половинкам нашего биокомпьютера отвечает два набора программ, два типа

мышления. Левое полушарие заведует логическим мышлением, правое - образным. Если не углубляться в детали, то схема нашей сознательной жизни состоит в обмене: правое полушарие формирует из внешних и внутренних ощущений чувственные образы и отправляет их налево, где из них создаются логически строгие понятия, база для построения моделей и принятия решений. В свою очередь, решения и последствия совершенных действий снова передаются на экспертизу аппарату, заведующему чувствами, для вынесения приговора: хорошо или плохо. Но при этом включение и загрузка одной из подсистем мышления в каждый момент времени притормаживает, согласно принципу доминанты Ухтомского, работу другой подсистемы, так что весь мыслительный прибор работает в режиме качелей. Если прибор «зашкаливает» в одну сторону, мы становимся свидетелями бессмысленной ярости, истерики, депрессии, религиозного или националистического фанатизма. Или, наоборот, холодной рассудочной жестокости, иногда даже к самому себе. Так что мудро устроенные мозговые «весы» выполняют функцию, подобную автомату, устраняющему чрезмерный крен судна в море или самолета в воздухе.

Реализуя эти свои способности, человек и внешнюю свою жизнь строит, если можно так сказать, в двух проекциях. Рациональная, разумная сторона жизни складывается из действий, результат которых продуман, цель известна и намечен план по ее достижению. План требует знаний, знания складываются из жизненного опыта и научного багажа, накопленного предками.

Второй круг наших поступков рождается в глубине сердечных движений и вырывается наружу внезапно, как извержение вулкана. Управлять этими извержениями непросто, но многовековой опыт человечества позволил вылить их, подобно расплавленному металлу, в насколько форм. Мы их называем разными формами творчества, в том числе в области искусства. В отличие от разумного действия, искусства в своей основе не озабочены достижением какой-то пользы, выгоды. Мерилом успеха становится чувство: красиво - некрасиво, нравится - не нравится.

Таким образом, человек от рождения поделен на две части: часть материальную и часть духовную, так сказать, земную и небесную.

Граница между землей и небом не размечена пограничными столбами, можно размышлять, какие свойства направлены наверх, какие вниз, к земле. Примем без длинных рассуждений, что телесная жизнь человека со всеми ее пятью внешними чувствами и сигналами от внутренних органов, а также чувства радости, жалости, горя и все, что переживает человек, и мысли о его земных делах - все это нижний этаж человеческого существа. К верхнему этажу отнесем переживания, подобные тем, что испытывает религиозный человек во время

молитвы, и мысли на такие «бесполезные» темы, как смысл жизни, устройство мира, красота, добро и зло.

При таком раскладе то, что мы называем человеческим сознанием, распадается на две части: высокое сознание и низкое. Высокое сознание, по терминологии известного психолога П.В.Симонова1, - сверхсознание, отвечает за наши творческие способности, низкое, или подсознание - за повседневную жизнь. Безусловным рефлексам, инстинктам отводится место еще ниже, на полке «бессознательного», или «досознательного».

Верхняя, «небесная», часть сознания, в соответствии с древним учением о Ян и Инь, принадлежит мужскому, творческому началу.

Человек способен переключать сознание с высокого вниз и обратно, жить в двух мирах поочередно. Это норма нашего существования. Но переключения вверх открывают путь к жизни более совершенной, переключение вниз - путь к деградации. Опасность не в самих качаниях, опасность в утрате способности идти вверх. И балансировать без конца в равновесии тоже не удается. Сознание подобно накопленному капиталу: он не сохраняет своей ценности на одном уровне, он должен или увеличиваться или уменьшаться.

Неразделимые противоположности

Борьба противоположностей для Гераклита, а позже для Гегеля -причина вечного изменения мира. В представлении Аристотеля каждая вещь представляет собой единство пассивной материи и активной формы. Но путь познания мира извилист.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможно, наши потомки признают главной ошибкой философов Запада то, что противоположности по большей части рассматриваются как категории несовместимые, взаимоисключающие. Отсюда - вечная борьба между носителями «истины» (своей) и «заблуждения» (своих оппонентов), материализма и идеализма, добра и зла. Редко встречается понимание, что в этой борьбе не может быть победы одного над другим. Если, к несчастью, такое случится, мир перестанет развиваться, а без развития нет существования. Только противоположности способны стимулировать движение друг друга.

Но поочередное перетягивание то в одну сторону, то в другую -повседневное явление. Колебания, в свою очередь, представляются если не обязательной составляющей поступательного развития, то, во всяком случае, сильнейшим его катализатором.

Подобные рассуждения давно подвели ищущую мысль ряда философов к заключению, что истина - в соединении противоположностей.

1

1 Симонов П.В. Мозг и творчество //Вопросы философии. 1992. № 11. С. 3-24.

Целью всякой философии, всякого мышления, всяких исканий духа Джордано Бруно объявил «Comtidentia oppositoшm» - соединение противоположностей1. По выражению Павла Флоренского, «истина есть суждение само-противоречивое». С приближением к абсолютному знанию антиномия противоположностей должна быть дополнена представлением о их неразделимости, а непримиримость мировоззрений надо признать не более чем произведением человеческого ума. Идеалистическая и материалистическая философии незаметно превратились в хищные диссипативные структуры и в соответствии с правилами игры взялись уничтожать или, по меньшей мере, принижать конкурента. Для лучшего понимания: диссипативные структуры - это материальные или мысленные конструкции, которые неудержимо возбуждают и усиливают себя подобно снежной лавине, или кухонной ссоре, или раковой опухоли.

Раскол в философии можно считать необходимым этапом эволюции человеческой мысли, но сейчас он превратился в симптом стагнации, тупика философии, пока не преодоленного. И в такой же степени это показатель кризиса общества. Узел может быть развязан лишь возвратом, согласно закону спирали, к синтезу материалистического Инь и идеалистического Ян на основе новой синтетической философии. По крайней мере, к такому решению направляет принцип дополнительности.

Логика требует признать оба начала равными по их способности влиять на развитие материальных и идеальных систем, так сказать, их равномощность. Третий закон Ньютона толкует по существу о реализации этого правила в сфере механики: действие равно противодействию. В противном случае развитие давно и неизбежно привело бы мир или к стагнации (безраздельному господству Инь) или к хаосу (господству Ян).

Между тем количественное равенство противодействующих сил вовсе не означает их качественной идентичности. В дополнительности мы находим отражение более общего принципа: фундаментальной несимметрии нашего мира. В нем соревнуются не просто противоположно направленные силы, а начало активное и начало пассивное.

Современная наука, начиная с Декарта, непрерывно решает задачу получения объективного знания «в чистом виде» и очищения его от мусора субъективизма. Лишь в середине прошедшего столетия сильнейший удар по этой тенденции нанесло открытие дуализма волны и частицы и сформулированное Гейзенбергом соотношение

1 См.: Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма / Опыт комментария В.Шмакова. Киев: София, 1993. С. 92; Странден Д.В. Герметизм, его происхождение и основные учения.

неопределенностей1. Объективная действительность оказалась связанной с сознанием субъекта не только в прямом, но и в обратном направлении. Не только мир влияет на сознание, но и сознание влияет на мир. Тем не менее идея несовместимости объективного и субъективного все еще господствует в умах большинства ученых. По-видимому, объективизм, доведенный до своей крайней формы, позитивизма, не способен дать людям плодотворного знания2. Никакие операции с «голыми» фактами без привлечения априорного метафизического знания не дадут представления об истине, причинности, объективности, историчности, обо всем, без чего не существует наука. В свою очередь, доведенный до крайности субъективизм приводит к устранению самого субъекта как какой-либо реальности. По существу, этот вывод прямо следует из принципа дополнительности: неразделимость оппонентов мышления, субъекта и объекта, делает невозможным чисто «объективное» сознание.

Бытие-небытие

Бытие - одно из основополагающих и потому наиболее трудно определимых понятий философии. Главная, если не единственная, возможность уловить смысл понятий такого уровня общности - через противопоставление. Все дальнейшие определения отталкиваются от этого. Антитезой бытия является небытие. Небытие, однако, можно толковать различно: как абсолютное несуществование или как несуществование в материальной форме. Восток, Древний Китай и Индия придерживались второй точки зрения. Для Гераклита бытие связывается с неизменностью. Поскольку в мире, по его мнению, нет ничего постоянного, то нет и бытия. В традиции философий Востока, наоборот, только непрерывный процесс может считаться неизменным свойством бытия.

Современная философия склоняется к признанию бытия в двух формах: реальной и идеальной. Мир демонстрирует себя в виде возможности и действительности. Действительный, проявленный мир ассоциируется с физической реальностью, ощущаемой непосредственно или доступной восприятию с помощью приборов. Мир непрояв-ленных возможностей скорее всего можно сопоставить с метафизической реальностью мысли, с идеальной стороной бытия, с сущностью вещей, эйдосом Платона и Гуссерля. В философиях Упанишад и позднего индуизма (ньяя, веданта и др.) непроявленное бытие рассматривается как этап на пути эволюции духа. В мировоззрении Пифагора

1 См.: Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории.

2 См.: Маркова Л.А. От математического естествознания к науке о хаосе //Вопросы философии. 2003. № 7. С. 78-91.

оппозицией проявленному миру выступает мир чисел. Говоря современным языком, Пифагор представлял математические формулы и законы как модель, согласно которой строится реальный мир. Числа, модель - возможность, мир физический - реализованная возможность. Синергетика в наши дни развила этот тезис: устойчивые конструкции неравновесной динамики, называемые аттракторами, выполняют роль не просто идеальных моделей реальности, но и структур, имеющих наибольшую вероятность воплотиться в веществе и энергии среди бесконечного множества возможных образований.

В мире, независимом от наших представлений, легко предположить существование ряда постепенных переходов от тончайшего состояния духоматерии, от высшего духа, до наиболее плотной формы вещества. Такой ряд постулируется в мировоззрении теософии1. Мир наш представляется лестницей, состоящей из возможностей и действительностей, или, лучше сказать, все более действительных состояний. Последней, «самой действительной» ступенькой надо считать мир материи. Представление о разных степенях бытия (степенях проявленности) можно сопоставить с парадигмой современной науки о поэтапном возникновении Вселенной из сингулярности. Философы школы санкья, наоборот, считают мир плотной материи наименее реальным из всех, но «лестница» уровней сохраняется.

Здравый смысл подсказывает, что для перехода с одного уровня на другой возможности недостаточно. Объективная возможность, как золотой талант в евангельской притче, может пролежать в земле и никак себя не проявить. Переход к новому качеству требует побудительного импульса, говоря проще - желания, а также реальной силы, которая для нас предстает в облике силы воли. Древние мыслители это недостающее звено назвали Эросом, богом желания. Современная позитивная наука подошла вплотную к обнаружению побудительного начала в развивающейся материи, но последнего шага не сделала. Физика признает способность преобразовывать вещество в новые, не существовавшие ранее формы, конструкции за свободной, не «измученной» работой энергией. Но это только способность, на месте желания и воли - по-прежнему пустое место. Пугающая тень идеализма, как дракон, не дает ученым умам оторваться от земли, чтобы завершить недостроенную картину динамичной Вселенной.

Порядок и хаос

Интуиция без труда справляется с определением того, что такое порядок и хаос: хаос - это когда никакого порядка, и наоборот. Для

1 См.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина.

их более аккуратного определения следует принять во внимание, что дуализм хаоса-порядка вторичен по отношению к другой паре понятий: возможность-действительность (реализованная возможность). Поле возможностей - идеальная субстанция. Когда жизнь делает свой выбор и один из предлагаемых возможных вариантов материализуется, все остальные возможности исчезают, но не абсолютно, а для данного выбора. Сразу или в несколько этапов исчезает неопределенность, существовавшая перед этим. Если это была гора не связанных между собой хаотически перемешанных деталей, то в результате решения возникает система, где каждый элемент подчиняется некоторому априорному порядку. Отсюда возникает определение, возможно, не исчерпывающее, но полезное для дальнейших рассуждений: хаос - это состояние действительности с большим разнообразием возможностей; порядок - тоже действительность, но после введения ограничений разнообразия в соответствии с некоторым правилом или алгоритмом. В сфере статических структур это может быть конструкция, соответствующая некоторым геометрическим фигурам: кубу, шару или соответствующая критерию красоты (в произведениях искусства), соответствующая закону гармонии в музыке, физическому закону в научном эксперименте. Неважно, осознан кем-то этот закон или нет, главное, что он существует как реальность в окружающем мире. В сфере движения порядок определяется тем, подчиняются ли движущиеся предметы, частицы, волны закону прямолинейного, центробежного, вихревого или другого закономерного движения. Природой или человеком может быть навязан более сложный алгоритм, отвечающий, например, смене сезонов года или цели: построить дом, разгромить военного противника. Чем жестче ограничения, заданные нематериальными компонентами системы: математической зависимостью, законом природы, идеей, - тем больше упорядочена материальная система, чем больше отклонений от них, тем больше хаоса.

Эту идею положили в основу количественных мер хаоса-порядка Людвиг Больцман, давший миру формулу энтропии, и Клод Шеннон, автор выражения количества информации.

Уравнение Больцмана: S = к 1п Ш (где S - количественная мера энтропии, к - постоянная Больцмана, связывающая энтропию физической системы с ее термодинамической вероятностью, Ш - статистический вес состояния, характеризующий число различных возможных микроскопических состояний, отвечающих данному макроскопическому состоянию газа) расшифровывается как логарифм вероятности получить неоднородное и, значит, следующее какому-то правилу порядка распределение тепла в некотором реальном объеме газа. Когда происходит рассеяние тепла, энтропия S растет, начиная от нуля, и

достигает максимума в состоянии полной равномерности, которое рассматривается как синоним абсолютного хаоса. Чем больше внешние условия нарушают равномерность, тем энтропия меньше.

В выражении количества информации I = - L р; • log2p; (где р; -вероятность реализации i-го варианта из полного набора возможных сообщений, суммарная вероятность которых равна единице) используется та же идея: наибольший порядок в системе, которая принимает информацию со стороны, достигается тогда, когда единственный вариант реализуется с вероятностью I, а вероятность остальных равна нулю. Неопределенность полностью устранена. Количество переданного порядка равняется количеству неопределенности (информационной энтропии), устраненной в результате передачи. Поскольку речь идет о величине, обратной хаосу незнания, знак информации обратен знаку энтропии. Беспорядок незнания заменяется равным количеством реализованной информации. Б.Кадомцев1 строго обосновал выражение дополнительности энтропии и информации: I + S = Const. «Вещь в себе» (I) обменивается по правилу дополнительности на «вещь для нас» (S).

Как и энергия, информация деградирует, обесценивается, когда она равномерно распределяется по своим носителям, человеческим головам. Лекция профессора один раз читается студентам, при повторении ее тем же слушателям она теряет смысл. Порядок в обоих случаях способен «течь» по направлению градиента, вытесняя хаос, и теряет эту способность с достижением однообразия. В борьбе с этим обесцениванием информации средства массовой информации непрерывно гонятся за сенсациями, порой рискуя имиджем благопристойности, нередко даже подвергают смертельному риску своих корреспондентов. Но общепринятое отождествление однообразия с хаосом выглядит здесь по меньшей мере односторонним.

Понятие «информация» в настоящее время расширило свое содержание и понимается не только как некий текст, несущий адресату полезные сведения, но и как мера порядка в любой его форме. Информация обладает способностью перекодироваться, менять носителя, менять физическую форму, сохраняя смысл сообщения: из текста превращаться в звуковые и электромагнитные волны, нотную запись переводить в колебания струн и запись в нервных клетках мозга и т.п. При этом и количество информации в принципе не зависит от формы ее существования, лишь при передаче происходят неизбежные потери - головная боль связистов. В информационных и физических процессах порядок в форме статических структур: текстов, материальных

1 См.: Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. М.: Редакция журнала «Успехи физических наук», 1997.

конструкций, нагретых объемов газа - способен превращаться в порядок движения частиц или волн и снова в статику магнитных записей, накоплений потенциальной энергии и т.п.

Способность информации переходить из непроявленной формы в явную породила представление о порождении ее из хаоса, о «творческой роли» хаоса1. В этом нет ошибки, если понимать происхождение порядка из хаоса так же, как происхождение света из тьмы.

Потери порядка?

Особого разговора заслуживает неустранимая потеря порядка, сопровождающая информационные и термодинамические процессы. Обнаружение закона роста энтропии привело Л.Больцмана к заключению о неизбежности тепловой смерти Вселенной, в которой все пространство будет равномерно заполнено остывшими до предела частицами вещества. Эта идея вызвала бурю споров, прежде всего потому, что она никак не согласуется с распространенным мировоззренческим представлением о вечном существовании этого мира. Если Больцман прав, то этот предел уже давно был бы достигнут, а Вселенная ограничена во времени.

Противоречие может быть разрешено, если обратиться к способности порядка переходить из одной формы в другую, из статики в динамику и обратно. Так называемая «деградация» энергии состоит в ее превращении в тепло и рассеянии по пространству. Молекулы нагретого газа в результате теплового отталкивания разбегаются от общего центра масс, и при этом возрастает потенциал гравитационного поля всей совокупности частиц. Другим путем «утечки» высокоорганизованной энергии является рассеяние со скоростью света длинноволнового излучения, третьим - диффузионное выравнивание температуры в твердых телах. В том и другом случае порядок одного типа: концентрация в пространстве - заменяется порядком другого, дополнительного типа: равномерным распределением в пространстве. Если принять во внимание закон эквивалентного перехода вещества в энергию и обратно: Е = тс2, то рассеяние материи в фотонной форме тоже нельзя рассматривать как потерю качества энергии. В глубинах Космоса, а может быть, и рядом с нами постоянно происходит обратный процесс «овеществления» полевой формы материи. Подобный тому, господство которого предполагается физиками вскоре после Большого Взрыва. «Высококачественная» потенциальная энергия в ходе расширения мира должна возрастать, компенсируя

1 См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой.

М.: Прогресс, 1986.

потери энергии кинетической. В дальнейшем потенциальная энергия снова превращается в кинетическую и тепловую в процессах аккреции, концентрации рассеянной межзвездной пыли при образовании звезд, планет, галактик, возможно также при концентрации масс «темной» материи. Круг замыкается, баланс качества энергии может быть спасен.

Итак, состояние, которое мы по традиции называем хаосом, - не более чем состояние скрытого порядка, еще не проявленного в форме материальных структур или в идеальной форме наших знаний. Порядка, который существовал и раньше. Как скульптура Родена уже существовала в куске мрамора до прикасания резца, следовало лишь освободить ее от множества других вариантов.

Процессы самоорганизации, таинственного перехода от хаоса к порядку, становится легче объяснить как передачу порядка, существовавшего в одних формах в одном месте, в другое место в другой форме - под руководством математических законов передачи порядка в нелинейных процессах.

Возможно также, что знакомый нам мир - это результат огромного множества воплощений (манвантар в метафизике Востока), в ходе которых он прошел цепь мутаций (проб) и отбора жизнеспособных вариантов. Так что каждый закон природы - своего рода генотип, в котором аккумулирован опыт прошлых существований, банк необходимой для существования Вселенной информации. Или творение Высшего Разума. Если и в этом случае следовать принципу дополнительности, то логично считать наш мир за дитя обоих родителей -разумного начала и слепого отбора из разнообразия вариантов.

Вместе с превращениями энергии из одной формы в другую мы являемся свидетелями превращения материи из более тонкой формы в более плотную и обратно. Тесная связь между миром возможностей и миром реализованных возможностей проявляется в фактах превращения не имеющих массы фотонов в инертные элементарные частицы. Если допустить, что порядок способен принимать форму как потенциального, так и реализованного порядка, то нетрудно сделать и следующий шаг: согласиться с утверждением сторонников эзотерического учения об эволюции мира, как ряде реализаций возможностей все более «грубой» материи1.

По мере «погружения» в плотные слои бытия перевес получает инертное женское начало Инь. Но, согласно принципу дополнительности, этот «перекос» может быть лишь временным отклонением мирового маятника от равновесия. Следующая фаза эволюции Вселенной должна быть возвратом к доминированию идеального Ян.

1 См.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина.

В этом пункте древние учения поддерживают астрофизическую гипотезу «пульсирующей Вселенной» и помогают снять проблему конечности-бесконечности нашего мира.

Тот поразительный факт, что наша Вселенная до сих пор не исчезла и не остановилась в своем развитии, позволяет предложить, пока в форме гипотезы, существование закона сохранения не только вещества-энергии, но и сохранения информации. В широком смысле - сохранения порядка.

Ну и что?

Если собрать сухой остаток всех предыдущих словоизлияний, он выразится в нескольких коротких тезисах:

а) мир пронизан оппозициями;

б) в каждом (или почти в каждом) явлении взаимодействуют консервативное начало под кодовым названием Инь и революционное начало - Ян;

в) взаимодействие оппозиций состоит одновременно во взаимном отрицании и абсолютной зависимости друг от друга: по отдельности они не существуют;

г) правилу (закону?) дополнительности подчиняются как мир возможностей, идей, так и мир реализованных возможностей, материальный. Эти два мира в свою очередь представляют собой оппозиции, связанные дополнительностью;

д) логическое следование принципу дополнительности приводит к мысли о существовании тройственного закона сохранения: вещества, энергии и порядка (информации в широком смысле слова).

На первый взгляд, эти отвлеченные и не вполне очевидные спекуляции могут иметь интерес разве что для профессиональных философов. Нет ничего ошибочнее такого мнения. Вся жизнь человека проходит под знаком борьбы противоположных сил: жизни и смерти, радости и печали, добра и зла. Жизнь общества состоит из преодоления экономических, политических, религиозных конкурентов. Противоположные силы контролируют существование живых организмов, химических веществ, атомов, звезд и галактик. Отражая действительность, наше мышление и наша психика тоже принимают эти правила игры, сознание воспринимает дуализм мира как его естественное свойство. С такой точки зрения это только половина истины. Для массового мышления чужда идея неразделимости противоположностей. Отсюда постоянное стремление разрезать окружающую действительность на «хорошо» и «плохо», оставить себе то, что хорошо, и уничтожить то, что плохо. В борьбе за власть политические деятели стремятся непременно любыми средствами, вплоть до физи-

ческого уничтожения, устранить конкурентов, оппозиционные партии, инакомыслящих. Чем это кончается, нам без конца дает уроки история, включая историю Советского Союза. Одинаково губительны как деспотизм, так и безбрежная демократия. Не только среди геополитиков, но и среди историографов популярна мысль, что существует некая «образцовая», эталонная для всех народов культура, к которой, несмотря на сопротивление, надо подтягивать всех «отсталых». В философии идет война «на уничтожение» между сторонниками разного мировидения, прежде всего материалистами и идеалистами. В искусстве непримиримы сторонники классики и модерна. В науке покрывают друг друга презрением дарвинисты и креационисты, сторонники геологической теории дрейфа плит и фиксисты, защитники формационной и этногенетической концепций в истории. Не отстают и деятели религий, в большинстве своем «убежденные» в том, что только их вера даст пастве спасение, а всякая другая ведет в геенну огненную.

Между тем, пока дети Земли занимаются взаимоуничтожением, история идет своим путем. Исторический «маятник» соверщает свои колебания от Ян к Инь и обратно, не давая надолго решительного преимущества ни одному из них. Если по нашему упрямству это все-таки совершается, такая политическая, экономическая, культурная система попросту выводится из игры. Современная эпоха кризиса человеческой цивилизации поставила землян перед выбором: объединиться против глобальных угроз - экологической, ядерной, террористической, или погибнуть. И, хотим мы или не хотим, запущена программа глобализации. Не силовой, а мирной, экономической, культурной. Если она идет не так, как нам хочется, то это только следствие отставания сознания от реальности. От необходимости принять за норму нераздели-мость противоположностей, принцип дополнительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.