К 425-летию ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
К. Ю. Милованов
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Центр истории педагогики и образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
E-mail: [email protected]
Konstantin Yu. Milovanov,
PhD (History), Senior Researcher, Laboratory of History of Pedagogy and Education,
Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
Е. Е. Никитина
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр истории педагогики и образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
E-mail: [email protected] Ekaterina E. Nikitina,
PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМА ПРОТЕСТАНТСКОЙ УЧЕНОСТИ
Введение. Статья посвящена рассмотрению важнейшей проблемы историко-педагогического осмысления теологического наследия Я. А. Коменского. Конфессиональная составляющая учения Я. А. Коменского в полноте своей всегда была сокрыта от глаз научно-педагогической общественности по ряду причин, и в первую очередь — идеологических, к тому же теологический пласт научной и образовательной деятельности педагога неизменно ретушировался и переводился «прогрессивными» исследователями в разряд «второстепенных» и зачастую «лишних». Поэтому возникает насущная необходимость восстановить философско-логическую и историческую ценность религиозного вектора педагогического учения Коменского.
Основная часть. Установлено, что общехристианские основания педагогики Коменского стоят над конфессиональными противоречиями (на примере взаимоотношений различных протестантских течений и католицизма), поскольку для воспитания молодого поколения педагог считал приоритетными базовые религиозные нормы, одинаковые для всех христиан. Таким образом, педагогическое учение Я. А. Коменского по сути носило универсальный, а с богословской точки зрения экуменический («межхристианский») характер, что и позволило ему распространиться по многим странам Европы. Выдвигается на первый план тезис о том, что Я. А. Коменский дал старт процессу продуктивного эволюционного развития европейской школы. Пройдя последовательно от
Как цитировать статью: Милованов К. Ю., Никитина Е. Е. Ян Амос Коменский и историческая эпистема протестантской учености // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 5 (43). С. 8-22.
элитарности к эгалитаризму, от обучения избранных к массовизации образовательной деятельности, от конфессионального учебного заведения к созданию современной общеобразовательной школы и педагогическому строительству на государственном и наднациональном уровнях.
Заключение. Авторы приходят к выводу, что универсальное учение просветителя — отнюдь не противоречивое, но сложносоставное, с определенными для своей исторической эпохи допущениями неортодоксального характера (философскими, богословскими, педагогическими), что вызвано оригинальностью научных воззрений Коменского.
Ключевые слова: Я. А. Коменский, протестантская ученость, история педагогики, история образования, школа.
Введение. Конфессиональная составляющая учения Я. А. Коменского в полноте своей всегда была сокрыта от глаз научно-педагогической общественности по ряду причин, и в первую очередь — идеологических (как со стороны «либералов», так и со стороны «материалистов»). К тому же теологический конструкт не вписывался в общую канву культа «великого Коменского», неизменно ретушировался и переводился «прогрессивными» исследователями в разряд «второстепенных» и зачастую «лишних». Поэтому возникает насущная необходимость восстановить логико-историческое единство учения Коменского, указав на его ведущий религиозный вектор. В связи с этим возрастает важность актуализации исследований в области изучения теологических воззрений Я. А. Коменского.
Основная часть. Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) родился в самом центре коронных владений Габсбургов — имперском маркграфстве Моравия (современная Чешская Республика) в семье мельника, потомка мадьяра-переселенца. Родители Коменского принадлежали к одной из территориальных общин протестантской деноминации Моравская (Чешскобратская) церковь, официальное латинское название которой было — Unitas Fratrum, а чешское — Jednota Bratrska, в различных переводах на русский язык — «братство», «братское единение», «братское единство», «братская община» [15]. Данное обстоятельство сыграло немаловажную роль в судьбе Я. А. Коменского и наложило определенный отпечаток на всю дальнейшую профессиональную деятельность мыслителя.
Формирование данной религиозной организации было напрямую связано как с идейным наследием таборитской ветви Гуситского нацио-
нально-освободительного и религиозного движения XV в., так и, век спустя, с деятельностью многочисленных анабаптистских течений, которые отражали чаяния «низовой», «плебейской» Реформации с ее радикальным хилиазмом, сетевой организацией, автономией приходских общин, надсословностью, социальным утопизмом и мессианством, избранничеством, харизматичными «пророками» и вполне материальным Градом Божьим на земле.
Принадлежность к гонимому «малому стаду» — религиозной организации, постулаты, каноны и общежитийный строй которой были неприемлемыми не только для католиков-«тридентцев» (сторонников рекатолизации Европы и Контрреформации), но и для некоторых территориальных протестантских церквей (сторонников «королевской» или «княжеской» Реформации), закалила Коменского. Жизненные трудности и перипетии судьбы, гонения за веру превратили его в непреклонного сторонника свободы человеческой воли, апологета всеобщего просвещения, поборника справедливости, противника всякого религиозного или этатистского волюнтаризма и любых форм насилия.
Обучаясь, Я. А. Коменский прошел четыре образовательных учреждения - Стражницкую братскую школу, Пршеровскую латинскую школу, кальвинистскую Герборнскую академию (гимназию повышенного типа) в немецком княжестве Нассау и завершил путь, поступив на зимний семестр 1613/14 гг. в Гейдельбергский университет в Курпфальце. Данный университет, в ту историческую эпоху поддерживаемый и оберегаемый покровителями — курфюрстами Пфальца из старшей (кальвинистской) ветви династии Виттельсбахов, являлся уникальным по своей просветительской значимости культурным, образовательным и научным центром, оплотом ортодоксальной протестантской учености, прославленной Высшей школой евангелизма и «второй Женевой». Университет был своего рода кузницей духовных кадров для кальвинистского вероисповедания. Это учебное заведение готовило богословов и министров (пасторов и проповедников конгрегаций (локальных общин) и центральных консисторий) для территориально удаленных «поместных» церквей.
Цели Реформации в эпоху Коменского смещаются из собственно вероучительной плоскости в сторону деятельного идейного просвещения и масштабного по тем временам педагогического строительства. От требований «дешевой церкви», упрощения богослужения, уничтожения трехчинной иерархии, понятных проповедей и молитвенников на род-
ном языке (столь характерных для XVI в.) был осуществлен переход к организации сети конфессиональных учебных заведений, поголовной грамотности членов общин и понимания не только буквы, но и сути Священного Писания. Еще одним фактором формирования исторической эпистемы протестантской учености в XVII в. стала активная рекатолизация, в том числе и в области образования.
Тридентский собор (1545-1563 гг.), объявивший идеологический «крестовый поход» против еретиков, захвативших исконные католические земли Европы, в период своей деятельности рассмотрел два «педагогических» вопроса. Первый касался повышения образовательного уровня клира через систему семинарий и духовных академий, а второй заключался в создании под эгидой Церкви общеевропейской сети «латинских» (общеобразовательных) школ и «академий» нового типа, причем формально светских, однако дающих не только образовательную, но и идейно-воспитательную подготовку соответствующей направленности. Основной удар планировалось нанести по «зараженным ересью» странам Западной Европы (Французское королевство, Священная Римская империя германской нации), вспомогательный удар был направлен на территории Центральной и Восточной Европы (Западная Венгрия, Трансильвания, Чехия, Польско-Литовское государство) и «варварскую», «схизматическую» Московию.
Подняв знамя собора, основанное в 1534 г. Societatis Jesu («Общество Иисуса») покрыло карту тогдашней Европы сетью образовательных учреждений — иезуитскими коллегиями и школами, а также подготовило значительное число специализированных педагогических кадров: «идейно подкованных» гувернеров, воспитателей, домашних учителей, репетиторов и педагогов-переводчиков, тайных катехизаторов и миссионеров для внедрения их в знатные и состоятельные семьи «схизматиков» и «еретиков».
Как никто угрозу педагогической Контрреформации, ощущение близкого проигрыша в борьбе за умы и души детей ощутил Я. А. Коменский и предпринял все возможные усилия, дабы отвести напасть рекатоли-зации. Иезуитская система обучения и воспитания с ее проблемно-тематическими «уроками», протоклассной системой, занимательными «переменами», театрализованными постановками, дополнительным образованием и грамотно организованной внешкольной деятельностью (в том числе и в период каникул) выгодно отличалась от «зубрежки»
и «начетничества» протестантских школ «женевского типа». Точно так же, как харизматичные и интеллектуально «гибкие» отцы-иезуиты от мрачных пасторов и причетников. Для избранных и духовно близких — учащихся «с перспективой» — предлагалась особая медитативная практика умственных упражнений, воздействующих как на сознание, так и на подсознание, и последующая карьера в орденской организации. В педагогической практике иезуитов как нельзя лучше воплотился лозунг отца-основателя Ордена И. Лойолы: «Стань для всех всем, чтобы получить все!». Ян Амос Коменский стал выстраивать свою педагогическую систему, детально осмыслив, обобщив и творчески переработав весь практический учебно-воспитательный опыт и организационную деятельность иезуитских коллегий. Он систематизировал классно-урочную систему и приложил все усилия для того, чтобы сделать протестантскую школу нового типа популярной и массовой на общеевропейском уровне.
Моравский просветитель последовательно прошел свой жизненный путь от учителя до руководителя школы и от священника до епископа — исторически последнего предстоятеля Чешскобратской церкви. В его личности, судьбе и творчестве сплелись воедино, казалось бы, несовместимые вещи — схоластическая традиция Средних веков, и наследие эпохи Высокого Возрождения, и примат научного знания бэконианского периода, и концентрированный рационализм новоевропейской философии, и Предпросвещение. Сам педагог высоко оценивал «сословие ученых, занимающихся работою мысли» [5, c. 80]. Имя Я. А. Коменского по своему научному звучанию, эпохальности, масштабу личности, богатству теоретического наследия, продуктивности идей и практических разработок ничуть не уступает именам своих выдающихся современников — Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, а в чем-то и превосходит их. Так, по мнению некоторых исследователей, усилиями Я. А. Коменского «была заложена европейская система образования, которая в значительной степени начала ориентироваться на науку» [6, c. 204].
Поражает своей масштабностью «педагогическая география» Коменского, количество тогдашних европейских стран, посещенных великим педагогом с культурно-просветительскими целями или с задачами по организации образовательных учреждений: Англия, Венгрия, Священная Римская империя германской нации, коронные владения австрийских и испанских Габсбургов, Соединенные Провинции (Нидерланды), Речь
Посполитая, Швеция. Уникальность жизненного пути Я. А. Коменского состоит еще и в том, что, пожалуй, ни один из мыслителей XVII столетия не побывал в стольких конфессионально-религиозных, династических, политических конфликтах, своего «горячих точках» тогдашней Европы. В этом списке помимо локальных противостояний, все заглавные военно-политические конфликты того времени — страшная, опустошившая и обескровившая Западную и Центральную Европу Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), Английская революция (1640-1660-х гг.), Северная война (1655-1660 гг.), знакомая нам по роману «Потоп» лауреата Нобелевской премии по литературе Г. Сенкевича.
Я. А. Коменский был истинным патриотом своей родины, пытался всеми силами способствовать обретению ею подлинной независимости от гнетущего владычества ненавистных Габсбургов. Он горячо приветствовал создание протестантской Евангелической унии и краткое «однозимнее» правление последнего независимого короля Чехии Фридриха Первого (1619-1620 гг.). Занимаясь деятельностью по организации школ в различных европейских странах, будучи своеобразным «кондотьером от педагогики», Коменский не терял надежду на то, что правительства этих государств (особенно протестантских) смогут помочь Чехии в обретении свободы и государственного суверенитета.
Образовательная практика протестантских деноминаций анабаптистского, нонконформистского и диссентерского толков оказали значительное влияние на формирование целостного мировоззрения и педагогических взглядов Я. А. Коменского. Чешскобратская церковь восприняла значительное число гуманистических идей из учений Яна Гуса и Петра Хельчицкого: общинность как основа религиозности, христианская вера как фундамент идеального общественного и политического устройства, отрицание сословности, власть и собственность должны принадлежать праведным, правдоискательство и распространение истинного знания как обязанность для каждого члена общины, понятность и простота языка проповеди, активный пацифизм [15, с. 299-300].
Несомненно, что данные принципы организации повседневной жизни общин Моравской церкви самым серьезным образом отразились и на философско-педагогическом учении Я. А. Коменского. Вожди Реформации высоко оценивали труд учителя, так как, по словам М. Лютера, «я не хотел бы иметь более никакую другую службу, чем быть учителем или воспитателем мальчиков, потому что я знаю, что эта профессия после
проповеднического служения наиболее необходимая, наиважнейшая и самая лучшая» [7, c. 148-149].
Пытаясь вернуться во времена апостолов (если уж не исторически, то хотя бы подражательно), проводя в жизнь евангельские принципы и восстанавливая, как им казалось, раннехристианские порядки, протестантские общины различных толков в тот исторический период организовывали общинные школы для обучения детей и подростков. Так, по мнению крупнейшего протестантского богослова XVI в., создателя лютеранской церкви, философа, педагога, просветителя и «учителя Германии» Ф. Меланхтона, «родители, следуя воле Божьей, должны отдавать детей в школу, вооружая тем самым Господа Бога, который сможет использовать их на благо другим людям» [9, c. 59].
Следует отметить, что в нонконформистских протестантских общинах дети дошкольного возраста обоих полов помещались в специализированные «материнские дома», своего рода общественные воспитательные учреждения, где за ними присматривали назначенные общиной наставницы. Был организован процесс развивающего обучения через назидательные тематические беседы, формировались элементарные представления об окружающем мире на обыденных житейских примерах. Детей приучали к соблюдению норм личной гигиены и правильному уходу за собой, постепенно вводились начатки физического воспитания. После окончания курса дошкольного обучения все дети переводились в «школьные дома», где и оставались несколько лет, обучаясь под руководством школьных наставников чтению, родному языку, счету, письму, вероучению, соответствующему конфессиональной принадлежности, а также труду. В основу трудового обучения был положен многовековой социогендерный принцип: мальчики занимались различными формами ремесленного дела, а девочки — ведению домашнего хозяйства, готовке, прядению и ткачеству. Также детей приучали к необходимой дисциплине.
Очевидно, что многие характерные черты подобного исторического типа воспитания и обучения вошли на правах закономерностей в педагогическое учение Я. А. Коменского. Среди таковых - ведущие теоретические принципы школьного строительства: дошкольное воспитание как особый сегмент образовательной деятельности, принцип всеобщего обучения в школе на родном языке, трудовое обучение (воспитание), школьная дисциплина, учет возрастных, умственных и физических особенностей учащихся, витализм, природосообразность и религиозность.
Также великий педагог предпринимает попытку «выстроить систему мотивации у обучающихся. С его точки зрения, это важнейшая задача учителя» [16, с. 13].
Помимо кальвинизма, через учебные заведения которого прошел Коменский, многочисленные течения Реформации оказали значительное влияние на формирование стройного педагогического учения выдающегося просветителя. Они импонировали ему своим демократизмом, принципом единения всех людей, трудолюбием, убежденностью в своей правоте, стремлением донести Свет истины, особым избранничеством и стилем жизни первых христиан. Данный специфический религиозно-общинный демократизм выразился у Я. А. Коменского в политико-педагогических требованиях к строительству единой общеобразовательной школы на государственном уровне [20], введении всеобщего надсословного обучения детей и молодежи. Также в педагогическом учении выдающегося мыслителя не учитывались различия в социальном статусе, не брался в расчет имущественный ценз, конфессиональная и половая принадлежность и вообще отсутствовала как таковая любая социальная, этнонациональная и политическая сегрегация при организации школьного дела. Безусловно, что не только для XVII в., но даже и для европейских государств первой половины ХХ в. эти предложения были новаторскими и сверхактуальными.
В общинной жизни Моравской церкви, прихожане которой в подавляющем большинстве были ремесленниками, религиозность всегда сочеталась с практическим подходом к организации того или иного рода внутрибратской деятельности, что являлось обыденным отражением историко-культурного феномена протестантской трудовой этики. Например, в педагогическом учении Я. А. Коменского, в особенности при определении общих целей обучения и воспитания, проявились как специфические протестантские вероучительные мотивы, так и характерные для всего новоевропейского периода утилитарно-рационалистические черты, связанные с распространением гуманитарного знания через обучение основам наук. Он высоко оценивал философию сенсуализма Ф. Бэкона, с его погружением в исследование ощущений, эмоций и чувственного опыта. Отдельные положения педагогической теории Коменского испытали на себе влияние идей Высокого Возрождения XVI в. Здесь гуманизм, гармоничность, философия витализма, целеустремленность, стремление к высоким идеалам, природосообразность и возвеличивание человека
как Чудесного макрокосма и даже некая специфичная утонченность.
Традиционно в советской историко-педагогической науке мировоззренческая платформа Я. А. Коменского (с момента его официальной «реабилитации» во второй половине 30-х гг. ХХ в.) неизменно маркировалось как «двойственная» и «противоречивая» [4, c. 79]. Действительно, на первый взгляд, в философском учении мыслителя странным образом были переплетены элементы рационализма, механицизма и натуралистического реализма, ренессансные мотивы, предлокковский сенсуализм и последовательное изучение чувств и эмоций, неизменная ведущая потребность в опоре на практику и приоритет многогранного жизненного опыта. Вместе с тем все это дополняется истовой религиозностью, упованием на Провидение и авторитет Священного Писания, просветительским мессианством, катехизаторством и — вслед за Блаженным Августином — критикой «языческой» философии, «ложной» литературы и в целом античной мудрости. Следует, однако, отметить, что в данном аспекте позиция моравского педагога ничуть не отличалась от воззрений его современников — видных деятелей протестантизма, в частности крупнейшего поэта, религиозного и политического мыслителя, «английского Гомера» Джона Мильтона. Так, в своей знаменитой поэме-эпосе «Возвращенный рай» он утверждал:
Кто свыше просветлен Источником животворящим света,
Не может Тот в учениях нуждаться,
Которые основаны притом
Лишь на одних предположеньях ложных.
Увы, чему способны научить Все мудрецы подобные, когда Они самих себя не постигают,
Понятия о Боге не имея,
О таинствах великих мирозданья,
О горестном паденье человека... [14, с. 401].
Я. А. Коменский призывал к системному изучению ведущих научных и метафизических категорий современной ему философии — принципов основоположения естества, вещей, мер и явлений, свойств и качеств тех или иных объектов научного наблюдения. Язык мыслителя
изысканно метафоричен, символичен и наполнен идеями-образами. Учебно-воспитательный процесс у него «как лестница, школа-театр, куб мудрости, ум человека как зеркальный шар, город как лабиринт — примеры метафор, которые постоянно присутствуют в сочинениях Коменского — писателя, поэта, публициста, филолога, проповедника, переводчика» [8, c. 172].
Я. А. Коменский стремился выстраивать свои педагогические взгляды, избрав сложный методологический путь — от рядовых фактов к сложным, от обобщения к систематизаторству, от информационного массива к анализу и типологизации форм, методам и приемам учебной и воспитательной деятельности. Исторически ученый-просветитель «заложил основы стандартизации в образовании и разработал первые «стандарты» (классно-урочную систему, предметы, учебники, учебный год, стадии образования — «школы», требования к учителю и т.д.)» [17, c. 140].
Магистральной целью воспитания, по Коменскому, является подготовка человека к жизни вечной, что, однако, кардинально отличается от господствующей в его время протестантской трактовки человеческой личности как изначально греховной, поскольку мыслитель полагал человека совершенным творением Божьим. Для того чтобы приуготовить человека к Царствию Небесному, Я. А. Коменский определяет три базовых задачи воспитания: умственное воспитание через познание себя и окружающего нас мира, нравственное воспитание, заключающееся в управлении своими поступками и эмоциями, и, наконец, главное — религиозное воспитание через посвящение себя Богу и стремление к нему всеми помыслами. Таким образом, мы видим, что «педагогическая система Коменского по своему существу глубоко христианская» [10, с. 122].
Выдающийся педагог как никто из его современников исключительно высоко оценивал роль воспитания, ибо человек становится человеком лишь благодаря ему. Даже тех детей, которые были признаны неспособными к обучению, можно со временем воспитать и обучить. Почти религиозная вера в чудодейственную силу и необычайные способности института воспитания была продуктивной инновационной компонентой, привнесенной Я. А. Коменским в теорию и практику образования. «Сверхъестественное» могущество воспитания, рассматриваемое в философско-педагогическом контексте, подрывало главный догмат кальвинизма о безусловном (абсолютном) предопределении, ибо наполняло воспитание почти божественной силой изменять к лучшему
человеческие судьбы, совершенствуя человеческую природу, направляя человека на путь Спасения, невзирая на фаталистичную веру реформатов в предвечные установления.
Очевидно, что на формирование педагогической теории Коменского в части воспитания оказало определенное влияние учение о свободе человеческой воли выдающегося нидерландского богослова, а по версии кальвинистов-ортодоксов «еретика» и «вероотступника» Я. Арминия, который активно и обоснованно отрицал двойное предопределение: одних — «избранных» — ко спасению, других же, «изначально грешных»,— к мукам и вечной погибели. Я. А. Коменский в своем самом символическом произведении «Лабиринт света и рай сердца» высоко оценивает заслуги Арминия в деле просвещения. Он помещает его в число великих ученых-спорщиков, бурно дискутирующих друг с другом в Суде Мудрости, наряду с Платоном, Аристотелем, Цицероном, Н. Коперником, Э. Роттердамским, М. Лютером и другими мыслителями всемирного значения [5, c. 105].
Критически переработав арминианскую доктрину, Я. А. Коменский поставил ее на службу формирующейся в этот период теории воспитания. Безусловно, что одно из ведущих вневременных достижений «великого педагога — система универсального воспитания, блестяще им обоснованная, все еще остается идеалом и для современной цивилизации» [18, с. 98].
Также, по мысли ученого, правильное воспитание должно соотноситься и сообразовываться с природой. Неслучайно педагогику Коменского зачастую называют природосообразной [19]. С легкой руки выдающегося мыслителя принцип природосообразности прочно войдет в теоретико-методологическую канву педагогической науки, встречаясь в концепциях Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского [1; 12] и других выдающихся представителей классической педагогической мысли вплоть до современного этапа новейшего времени [2]. Данный теоретический принцип будет характерен для каждой последующей исторической эпохи, причем с обновленным содержанием в связи с тем или иным духом времени, идеологическим наполнением, политическим курсом, государственным или общественным заказом, реформой или модернизацией, актуальными требованиями, предъявляемыми к школе и системе профессиональной подготовки педагогических кадров [3; 13].
У самого Коменского принцип природосообразности заключается в том, что человек является неотъемлемой и важной частью природы,
подчиняясь в качестве частицы ее универсальным законам. Велика и могущественна сила природы, ибо, как оптимистично заключает просветитель, «каждое существо, даже неразумное от природы, приспособлено к тому, чтобы наслаждаться приятными и полезными для себя вещами и иметь влечение к ним» [5, с. 74]. Я. А. Коменский стремился установить общие закономерности природного развития, одинаково проявляющихся, по его мнению, в жизни растений, животного мира и людей. Он делал выводы из данных закономерностей по отношению к воспитанию как важнейшему социокультурном институту.
Историческая заслуга Коменского, выдвинувшего принцип природосообразности, заключается в том, что он стремился опереться на природу — то есть на саму жизнь. Определенная ограниченность его понимания принципа природосообразности состояла в том, что он так и не сумел соединить в своем философско-педагогическом учении ведущие драйверы природного развития и факторы-доминаторы социально-исторического развития современной ему эпохи. То есть те пути, по которым развивается общественная жизнь и в частности воспитание как одно из основополагающих явлений — конструктов социальной реальности. Детальная научно-теоретическая и практическая разработка принципов природосообразности, умственного, социального, исторического и пространственного развития, самодостаточности, автономности и независимости индивида, свободы воли человека, деятельного воспитывающего гуманизма стала возможной лишь столетие спустя — в век Просвещения в трудах К. А. Гельвеция, И. Г. Гердера, П. А. Гольбаха, Ж. Ламетри, М. В. Ломоносова, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо [11].
Заключение. Таким образом, Я. А. Коменский — один из крупнейших представителей общеевропейской культуры, богословской мысли, философской и педагогической наук. Великий мыслитель был «одним из основателей системы образования, благодаря ему педагогика стала отдельной областью знаний и самостоятельной наукой» [21, с. 20]. Универсальное учение просветителя — отнюдь не противоречивое, но вневременное сложносоставное, с определенными для своей исторической эпохи допущениями неортодоксального характера (философскими, вероучительными, педагогическими), что вызвано скорее оригинальностью, неформатностью научных воззрений самого Коменского. Я. А. Коменский дал старт процессу продуктивного эволюционного развития европейской школы: от элитарности к эгалитаризму, от обучения избранных
к массовизации образовательной деятельности, от конфессионального учебного заведения к созданию современной общеобразовательной школы и педагогическому строительству на государственном и наднациональном уровнях. Великий педагог футурологически определил ведущий перспективный тренд развития европейской и европоцентристской образовательной парадигмы на четыре столетия вперед.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
Литература
1. Богуславский М. В. Педагогическая судьба К. Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 (17). С. 6-18.
2. Богуславский М. В. Перспективы развития историко-педагогического знания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3. С. 25-32.
3. Дрига В. И. Развитие профессиональной карьеры современного педагога в условиях креативного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 4. С. 48-51.
4. История педагогики / под ред. Н. А. Константинова и М. Ф. Шабаевой. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1951. 651 с.
5. Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. М. : Педагогика, 1982. С. 74-193.
6. Костецкий В. В. Вводный курс философии: лекции. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2000. 252 с.
7. Лютер М. Проповедь о том, что нужно посылать детей в школу // Мартин Лютер — реформатор, проповедник и педагог / сост. О. В. Курило. М. : Изд-во РОУ, 1996. С. 118-154.
8. Марчукова С. М. Развитие идеи пансофийности впедагогических трудах Я. А. Коменского // Человек и образование. 2013. № 4 (37). С. 170-173.
9. Меланхтон Ф. Наставление визитаторов, предназначенное для пасторов в землях герцога Генриха Саксонского // Европейская педагогика от античности до Нового времени. Исследования и материалы: сб. науч. тр. / под ред. В. Г. Безрогова, Л. В. Мошковой: в 3-х частях. Ч. 3. М. : Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993. С 58-64.
10. Мельников Г. П. Теология в педагогической концепции Я. А. Коменского // Европейская педагогика от античности до Нового времени. Исследования и материалы: сб. науч. тр. / под ред. В. Г. Безрогова, Л. В. Мошковой: в 3-х частях. Ч. 3. М. : Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993. С. 117-125.
11. Милованов К. Ю. М. В. Ломоносов и образовательная парадигма века Просвещения в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 2. С. 140-148.
12. Милованов К. Ю. К. Д. Ушинский и эпоха Великих реформ в России (к истокам модернизации отечественного образования) // Проблемы современного образования. 2014. № 3. С. 22-28.
13. Милованов К. Ю. В лабиринте реформ: исторические коллизии и парадоксы // Родина. 2014. № 3. С. 18-20.
14. Мильтон Дж. Возвращенный рай // Потерянный и Возвращенный рай. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. С. 339-412.
15. Протестантизм: Словарь атеиста / под общ. ред. Л. Н. Митрохина. М. : Политиздат, 1990. 319 с.
16. Сорина Г. В., Меськов В. С. Вперед к Коменскому (глобальный характер проекта Коменского в современных условиях) // Ценности и смыслы. 2012. № 4 (20). С. 4-18.
17. Холкина А. С. Ян Амос Коменский: традиции и инновации // Отечественная и зарубежная
педагогика. 2014. № 1. С. 138-146.
18. Чемшит О. О., Шенгелая Й. Ш. Пансофiя: педагопчна фiлософiя Я. А. Коменського // Вюник СевНТУ Серiя: Фiлософiя. 2011. Вип. 115. С. 95-99.
19. Ян Амос Коменский: «Спорить с Природой — напрасное дело» // Этнодиалоги. 2012. 1 (38). С. 203-210.
20. Ярмак Ю. В. Педагогические идеи Я. А. Коменского и современные социально-политические коммуникации // Пространство и Время. 2015. Т. 8. Вып. 1. С. 7.
21. Grontsova I. The socio-pedagogical thinking of J. A. Comenius // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки». 2015. Т. 7, № 3. С. 16-21.
JOHN AMOS COMENIUS AND THE HISTORICAL EPISTEME OF PROTESTANT SCIENCES
Abstract. Introduction. The article is devoted to the consideration of the most important problem of the historical and pedagogical comprehension of the theological heritage of J.A. Comenius. The confessional component of the teachings of J.A. Comenius in its fullness has always been hidden from the scientific and pedagogical community for a number of reasons, and primarily ideological, and the theological layer of scientific and educational activity of the teacher has always been retouched and translated by “progressive” researchers into the category of “secondary” and often “Superfluous”. Therefore, there is an urgent need to restore the philosophical, logical and historical value of the religious vector of the pedagogical teachings of Comenius.
Main part. The authors found that the general Christian pedagogical principles of Comenius stand above the confessional contradictions (on the example of the relationship between various Protestant movements and Catholicism), since for the upbringing of the younger generation Comenius considered the basic religious norms to be priority, the same for all Christians. Thus, the pedagogical doctrine of J.A. Comenius, in fact, was universal, and from the theological point of view was ecumenical (“inter-Christian”), which allowed it to spread across many countries of Europe. The thesis that J.A. Comenius launched the process of productive evolutionary development of the European school comes to the fore. Having passed consistently from elitism to egalitarianism, from the training of the elect for the mass dissemination of educational activities, from the confessional educational institution to the creation of a modern general education school, and pedagogical construction at the state and supranational levels.
Conclusion. The authors come to the conclusion that the universal teaching of the Enlightener is by no means contradictory, but complex, with unorthodox assumptions (philosophical, theological, pedagogical), determined for his historical epoch, which is caused by the originality of scientific views ща Comenius.
Keywords: J.A. Comenius, Protestant learning, history of pedagogy, history of education, school.
References
1. Boguslavskiy M. V. Pedagogicheskaya sud'ba K. D. Ushinskogo // Otechestvennaya i zarubezh-naya pedagogika. 2014. № 2 (17). S. 6-18. [In Rus]
2. Boguslavskiy M. V. Perspektivy razvitiya istoriko-pedagogicheskogo znaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. № 3. S. 25-32. [In Rus]
3. Driga V. I. Razvitie professional'noy kar'ery sovremennogo pedagoga v usloviyakh kreativnogo obrazovaniya // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2012. № 4. S. 48-51. [In Rus]
4. Istoriya pedagogiki / Pod red. N. A. Konstantinova i M. F. Shabaevoy. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1951. 651 s. [In Rus]
5. Komenskiy Ya. A. Labirint sveta i ray serdtsa // Komenskiy Ya. A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: V 2-kh t. T. 1. M.: Pedagogika, 1982. S. 74-193. [In Rus]
6. Kostetskiy V V. Vvodnyy kurs filosofii: lektsii. Tyumen': Izd-vo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2000. 252 s. [In Rus]
7. Lyuter M. Propoved' o tom, chto nuzhno posylat' detey v shkolu // Martin Lyuter — reformator, propovednik i pedagog / Sost. O. V. Kurilo. M.: Izd-vo ROU, 1996. S. 118-154. [In Rus]
8. Marchukova S. M. Razvitie idei pansofiynosti v pedagogicheskikh trudakh Ya. A. Komenskogo // Chelovek i obrazovanie. 2013. № 4 (37). S. 170-173. [In Rus]
9. Melankhton F. Nastavlenie vizitatorov, prednaznachennoe dlya pastorov v zemlyakh gertsoga Genrikha Saksonskogo // Evropeyskaya pedagogika ot antichnosti do Novogo vremeni. Issledovaniya i materialy: Sb. nauch. tr. / Pod red. V. G. Bezrogova, L. V. Moshkovoy V 3-kh chastyakh. Ch. 3. M.: Izd-vo ITPiMIO RAO, 1993. S58-64. [In Rus]
10. Mel'nikov G. P. Teologiya v pedagogicheskoy kontseptsii Ya. A. Komenskogo // Evropeyskaya pedagogika ot antichnosti do Novogo vremeni. Issledovaniya i materialy: Sb. nauch. tr. / Pod red. V. G. Bezrogova, L. V. Moshkovoy. V 3-kh chastyakh. Ch. 3. M.: Izd-vo ITPiMIO RAO, 1993. S. 117-125. [In Rus]
11. Milovanov K. Yu. M. V. Lomonosov i obrazovatel'naya paradigma Veka Prosveshcheniya v Rossii // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2011. № 2. S. 140-148. [In Rus]
12. Milovanov K. Yu. K. D. Ushinskiy i epokha Velikikh reform v Rossii (k istokam modernizatsii otechestvennogo obrazovaniya) // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2014. № 3. S. 22-28. [In Rus]
13. Milovanov K. V labirinte reform: istoricheskie kollizii i paradoksy // Rodina. 2014. № 3. S. 18-20. [In Rus]
14. Mil'ton Dzh. Vozvrashchennyy Ray // Dzhon Mil'ton. Poteryannyy i Vozvrashchennyy Ray. SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2013. S. 339-412. [In Rus]
15. Protestantizm: Slovar' ateista / Pod obshch. red. L. N. Mitrokhina. M.: Politizdat, 1990. 319 s. [In Rus]
16. Sorina G.V., Mes'kov V. S. Vpered k Komenskomu (global'nyy kharakter proekta Komenskogo v sovremennykh usloviyakh) // Tsennosti i smysly 2012. № 4 (20). S. 4-18. [In Rus]
17. Kholkina A. S. Yan Amos Komenskiy: traditsii i innovatsii // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. № 1. S. 138-146. [In Rus]
18. Chemshit O.O., Shengelaya Y. Sh. Pansofiya: pedagogichna filosofiya Ya. A. Komens'kogo // Visnik SevNTU. Seriya: Filosofiya. 2011. Vip. 115. S. 95-99.
19. Yan Amos Komenskiy: «Sporit' s Prirodoy — naprasnoe delo» // Etnodialogi. 2012. 1 (38). S. 203-210.
20. Yarmak Yu. V. Pedagogicheskie idei Ya. A. Komenskogo i sovremennye sotsial'no-politicheskie kommunikatsii // Al'manakh Prostranstvo i Vremya. 2015. T. 8. Vyp. 1. S. 7. [In Rus]
21. Grontsova I. The socio-pedagogical thinking of J. A. Comenius // Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». 2015. T. 7, № 3. S. 16-21.