Научная статья на тему 'ЯКУТСКИЙ ПЕРИОД СЛУЖЕНИЯ ЕПИСКОПА СОФРОНИЯ (АРЕФЬЕВА)'

ЯКУТСКИЙ ПЕРИОД СЛУЖЕНИЯ ЕПИСКОПА СОФРОНИЯ (АРЕФЬЕВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПИСКОП СОФРОНИЙ (АРЕФЬЕВ) / ЯКУТСКАЯ И ВИЛЮЙСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЯКУТИЯ / РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ДУХОВЕНСТВА / ЭГО-ДОКУМЕНТЫ / ОБНОВЛЕНЧЕСКИЙ РАСКОЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрганова Инна Игоревна

В статье на основе привлечения различных видов источников - эго-документов, материалов следственного дела и периодики - приведены неизвестные ранее сведения о пребывании на Якутской кафедре в 1919-1921 гг. епископа Софрония (Арефьева), свидетельствующие о значимости его деятельности, характеризуемой как «начало подъема» религиозного настроения верующих и возрождения епархиальной жизни. Судьба последнего епископа Якутского и Вилюйского Софрония отражает все перипетии истории России начала ХХ столетия, заложниками которых стали представители духовного сословия: перемещаемый с кафедры на кафедру, стремящийся выжить и сохранить духовный сан, он не избежал арестов, ссылок, временного отпадения в обновленчество и расстрела. Якутский период деятельности епископа кратковременен и составляет два года, это было сложное время в жизни епархии, прихожан и архипастыря. Отмечено, что за небольшой период времени ему удалось приобрести авторитет и уважение у якутян, что и стало катализатором его арестов и последующей высылки. В статье подчеркивается, что епископ в условиях первых лет советской власти предпринимал попытки возобновления церковной деятельности: совершал пастырские поездки, способствовал упорядочению монастырской жизни, организовывал благочиннические собрания, чтения, беседы, лекции в храмах и учебных заведениях; были организованы церковные песнопения, созданы хоры, проведено несколько церковных концертов. Представляет интерес информация о стремлении епархиального архиерея оказывать влияние на работу революционного трибунала и предположение автора дневниковых записей священника Ф. Г. Сивцева о том, что местные советские власти проводили расстрелы во время его отсутствия. Выявленные сведения должны дополнить и уточнить данные о епископе Софронии (Арефьеве) и в целом расширить информацию об архиереях Русской Православной Церкви, жертвах политических репрессий первой половины ХХ столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YAKUT PERIOD OF SERVICE OF BISHOP SOFRONIY (AREFIEV)

Using various types of sources - ego-documents, investigative materials and periodicals - this article provides previously unknown data on the stay of Bishop Sofroniy (Arefiev) at Yakut see in 1919-1921. It shows the significance of his activities which were characterised as the “beginning of the rise” in the religious attitudes of churchgoers and as the revival of diocesan life. The fate of the last bishop of Yakutia and Viliuy Sofroniy refl ects all the vicissitudes in the history of Russia at the beginning of the twentieth century, the hostages of which were representatives of the clergy: he was transferred from one see to another, tried to survive and preserve his clerical rank, did not avoid arrests, exile, temporary fall into Renovationism and, in the end, execution by shooting. The Yakut period in his life was short and lasted only two years. It was a difficult time in the life of the diocese, churchgoers and the archpriest. The article shows that during this period, he managed to gain respect of local residents, which triggered his arrests and the subsequent exile. It is emphasised that the bishop in conditions of the first years of the Soviet state made efforts to revitalise church activity: he made pastoral trips, supported the structuring of life in monasteries, arranged congregational meetings, readings, discussions, lectures in churches and educational institutions. He organised church singing events, made choirs, ran several church cocerts. Of interest is the information about the desire of the diocesan archbishop to infl uence revolutionary tribunals; F.G. Sivtsev in his diary mentions that local Soviet authorities made executions during periods of his absence. The data gathered in this article are supposed to complement and make more precise our information about Bishop Sofroniy (Arefi ev) and, on the whole, the information about archpriests of the Russian Orthodox Church, about victims of political repression in the first half of the 20th century.

Текст научной работы на тему «ЯКУТСКИЙ ПЕРИОД СЛУЖЕНИЯ ЕПИСКОПА СОФРОНИЯ (АРЕФЬЕВА)»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Юрганова Инна Игоревна, д-р ист. наук, вед. науч. сотрудник

2021. Вып. 98. С. 118-129

Б01: 10.15382Миг11202198.118-129

Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера ФИЦ «Якутский научный центр» СО РАН

Российская Федерация, 143080,

Московская область, Одинцовский район,

Лесной городок, ул. Грибовская, 6-244

inna.yurganova@mail.ru

ОИСГО: 0000-0002-7751-8540

Якутский период служения епископа Софрония (Арефьева)

И. И. Юрганова

Аннотация: В статье на основе привлечения различных видов источников — эго-документов, материалов следственного дела и периодики — приведены неизвестные ранее сведения о пребывании на Якутской кафедре в 1919—1921 гг. епископа Софрония (Арефьева), свидетельствующие о значимости его деятельности, характеризуемой как «начало подъема» религиозного настроения верующих и возрождения епархиальной жизни. Судьба последнего епископа Якутского и Вилюйского Софрония отражает все перипетии истории России начала ХХ столетия, заложниками которых стали представители духовного сословия: перемещаемый с кафедры на кафедру, стремящийся выжить и сохранить духовный сан, он не избежал арестов, ссылок, временного отпадения в обновленчество и расстрела. Якутский период деятельности епископа кратковременен и составляет два года, это было сложное время в жизни епархии, прихожан и архипастыря. Отмечено, что за небольшой период времени ему удалось приобрести авторитет и уважение у якутян, что и стало катализатором его арестов и последующей высылки. В статье подчеркивается, что епископ в условиях первых лет советской власти предпринимал попытки возобновления церковной деятельности: совершал пастырские поездки, способствовал упорядочению монастырской жизни, организовывал благочиннические собрания, чтения, беседы, лекции в храмах и учебных заведениях; были организованы церковные песнопения, созданы хоры, проведено несколько церковных концертов. Представляет интерес информация о стремлении епархиального архиерея оказывать влияние на работу революционного трибунала и предположение автора дневниковых записей священника Ф. Г. Сивцева о том, что местные советские власти проводили расстрелы во время его отсутствия. Выявленные сведения должны дополнить и уточнить данные о епископе Софронии (Арефьеве) и в целом расширить информацию об архиереях Русской Православной Церкви, жертвах политических репрессий первой половины ХХ столетия.

© Юрганова И. И., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98.

С. 118-129.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, епископ Софроний (Арефьев), Якутская и Вилюйская епархия, Якутия, репрессии против духовенства, эго-документы, обновленческий раскол.

В 1870 г. в составе Православной Российской Церкви была учреждена 53-я епархия — Якутская и Вилюйская. Ее история до начала 1920-х гг. насчитывает имена десяти епископов, каждый из которых внес свой вклад в утверждение православия на якутской окраине. Среди них были духовные писатели и проповедники, полиглоты и миссионеры, пользовавшиеся уважением не только в церковной среде, но и в светском обществе. Наиболее длительным было служение (1870— 1883) епископа Дионисия (Хитрова), первого архиерея Якутии, заложившего основы епархиального управления. По два года пребывали на якутской кафедре епископы Никодим (Преображенский), Евфимий (Лапин) и Софроний (Арефьев). Все якутские архиереи происходили из духовного сословия, трое из них были уроженцами Сибири — Тобольской и Томской губерний. Все (кроме епископа Дионисия) имели академическое образование: двое — степень магистра богословия (епископы Иаков (Домский) и Иннокентий (Пустынский)), пятеро — кандидата богословия. Семеро епархиальных архиереев до епископской хиротонии возглавляли духовные семинарии (Благовещенскую, Пермскую, Иркутскую, Томскую и Тверскую). Епископ Мелетий (Якимов) причислен к Собору Сибирских святых, епископ Мелетий (Заборовский) возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского. В целом судьбы якутского епископата в советский период являются отражением истории страны: трое из них расстреляны, один скончался в эмиграции.

Деятельность епископа Якутской и Вилюйской епархии Софрония (Арефьева) пришлась на первые годы становления советской власти, когда Православная Церковь подверглась ожесточенным гонениям. Известно, что власть большевиков крайне негативно относилась ко всему, что так или иначе было связано с религией, и представители духовного сословия одними из первых подверглись репрессиям.

Историография, связанная с личностью епископа Софрония, немногочисленна и насчитывает всего несколько изданий. Его краткая биография изложена в монографии автора «Епископы Якутские», на сайтах Открытой православной энциклопедии и тех православных епархий, где он нес служение. Сведения о якутском периоде жизни епископа Софрония содержатся и в известном труде протоиерея Валерия Лавринова, где есть данные об арестах иерарха и высылке в

Ил. 1. Епископ Софроний (Арефьев)

Новониколаевск1. Сведения о епископе имеются в базе данных новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ в. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, включающей более 36 тыс. имен2. Наиболее информативной работой представляется статья Н. Кияшко «Архиепископ Софроний: "Еду туда, где всех сажают"», но якутский период жизни епископа в данном исследовании отражен схематично3.

Иван Алексеевич Арефьев родился 19 марта 1879 г. в семье псаломщика села Канаши Шадринского уезда Пермской губернии, что, очевидно, и предопределило выбор жизненного пути. Окончив Комышловское духовное училище и Пермскую духовную семинарию, в 1899 г. юноша прибыл в Москву и поступил в духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. Молодого богослова направили в Восточную Сибирь, где он стал сначала помощником инспектора Иркутской духовной семинарии, затем преподавателем (с 1905 г.), инспектором (с 1912 г.) семинарии. За успехи на административном и педагогическом поприще в 1907 г. он был награжден орденом св. Святослава 3-й степени, в 1911 г. — орденом св. Анны. В 1913 г. ему был присвоен чин коллежского советника.

В 1914 г. Иван Алексеевич был поставлен ректором семинарии, рукоположен во пресвитера и возведен в сан протоиерея. В 1914 г. 35-летний ректор получил орден св. Святослава 2-й степени. В 1912—1914 гг. И. А. Арефьев был цензором газеты «Иркутские епархиальные ведомости», с декабря 1914 г. возглавил редакцию газеты. Кроме того, в этот период Арефьев был председателем Благотворительного отдела при Братстве во имя святителя Иннокентия, Церковно-исторического и археологического общества при духовной семинарии и иркутского отдела Союза христиан-трезвенников. В годы Русско-японской и Первой мировой войн отец Иоанн был товарищем председателя Андреевского комитета Красного Креста по обеспечению больных и раненых воинов и семейств призванных на войну чинов запаса армии и флота и комитета о беженцах при Братстве во имя святителя Иннокентия, а также членом Совета Миссионерского комитета и Епархиального Училищного совета4.

Овдовев, он в 1915 г. принял монашеский постриг с именем Софрония в честь святителя Софрония (Кристалевского)5, третьего иркутского епископа, и

1 Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2006. С. 526—527.

2 Юрганова И. Епископы Якутии. Омск: ПЦ КАН, 2010. С. 69—71; Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. URL: // http: www.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs1.htm?ans (дата обращения: 23.04. 2020); Софроний (Арефьев) // Древо. Открытая православная энциклопедия. URL: https:// drevo-info.ru/articles/24791.html (дата обращения: 02.04.2020).

3 Кияшко Н. Архиепископ Софроний: «Еду туда, где всех сажают». URL: // https:// pravoslavie.ru/123844.html (дата обращения: 05.03.2020).

4 Формулярный список о службе ректора Иркутской духовной семинарии архимандрита Софрония (Арефьева), представленного к награждению орденом св. Анны 2-й степени, 1916. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 436. Д. 823. Л. 1-6.

5 Лейбович М. Иркутские архипастыри и викарии Иркутской епархии. Иркутск, 1898. С. 4-5.

был возведен в сан архимандрита6. События 1917—1918 гг. застали архимандрита в охваченной огнем гражданской войны Сибири, где установившаяся в конце 1917 — начале 1918 г. советская власть уже в мае была повержена антибольшевистскими вооруженными формированиями, в отличие от «красных», лояльно относившихся к Церкви и духовенству. Сибирское временное правительство отменило все декреты большевиков, в том числе и декрет об отделении Церкви от государства. Газета «Енисейские епархиальные ведомости» в 1918 г. сообщала, что «в сибирской епархиальной печати обсуждается вопрос о созыве Всесибир-ского церковного съезда клира и мирян... который должен определенно выявить волю православного населения Сибири в вопросах веры и Церкви»7. В г. Томске 14 ноября — 3 декабря 1918 г. состоялось Сибирское церковное соборное совещание, в работе которого приняли участие 39 человек, в том числе 13 правящих архиереев Сибири, Поволжья и Приуралья, из них 20 членов Всероссийского Поместного Собора, представляющих епархии, территориально занимавшие более половины территории Российской империи.

Одним из итогов работы совещания стало учреждение «сибирского центрального органа, который должен быть наделен административными полномочиями, чтобы разрешать все дела местной Церкви до восстановления сношений с Патриархом», а именно Высшего Временного Церковного Управления (ВВЦУ)8. В связи с тем, что резиденция Сибирского Временного правительства находилась в Омске, председателем ВВЦУ стал архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский). Он принял присягу от Верховного правителя России А. В. Колчака, восстановил институт военных священников, благословил участников съезда казачьих войск России и выразил поддержку движению Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени.

В это время в Якутской епархии, территориально входившей в подчинение ВВЦУ, епархиального архиерея не было, так как епископ Якутский и Вилюй-ский Евфимий (Лапин), выехав в Москву для участия в работе Всероссийского Церковного Собора, не смог вернуться. Более года духовное ведомство Якутии не имело главы и в условиях отсутствия постоянной связи с центром страны неоднократно обращалось в ВВЦУ с просьбой о назначении архиерея.

22 июня 1919 г. по указу ВВЦУ в домовой церкви Омского архиерейского дома состоялась хиротония архимандрита Софрония во епископа Семиречен-ского и Верненского, викария Туркестанской епархии, а уже 23 июня на него было возложено временное управление Якутской епархией и в перспективе (при условии невозвращения Евфимия) дальнейшее утверждение в должности епархиального епископа.

В сентябре 1919 г. епископ Софроний прибыл в г. Якутск, где действовала советская власть, и уже в ноябре 1919 г. совершил первую обзорную поездку по епархии.

6 Пострижение в монашество ректора семинарии протоиерея Иоанна Арефьева // Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1915. № 5. С. 191—193.

7 Енисейские епархиальные ведомости. 1918. № 16—17. С. 29.

8 Народная газета. 1918. 21 (8) ноября.

Исполняя ленинский Декрет об отделении церкви от государства, новая власть Якутской области стремилась ограничить деятельность духовного ведомства.

В отсутствие архиерея деятельность по преобразованию епархиальной структуры проходила под руководством духовной консистории. В начале 1919 г. была получена телеграмма от ВВЦУ о немедленной реорганизации церковных органов на основании решений Поместного Собора, и в конце января состоялось епархиальное собрание. Немногочисленные источники тех лет позволяют сделать вывод, что в марте — апреле 1919 г. было проведено несколько объединенных заседаний членов «вновь избранного епархиального совета» и духовной консистории, где обсуждались вопросы передачи дел Совету. Но деятельность Якутского епархиального совета была недолгой, и 9 марта 1920 г. приказом начальника Якутского военно-революционного штаба Красной армии он был ликвидирован. Но градское духовенство расценило приказ о ликвидации Совета только как государственного учреждения, заявив, что Совет сохраняет свои полномочия как орган церковного управления, избранный епархиальным со-бранием9.

Очевидно, что деятельность епископа Софрония в Якутске проходила в чрезвычайных условиях смены государственного строя. Изменения в стране разделили якутское духовенство на два враждебных лагеря: одна часть священнослужителей, обвиняя руководство епархии в консерватизме, выражала готовность сотрудничества с новыми органами власти, другая часть стояла за старый строй. Политическое кредо части якутского духовенства нашло отражение в статье в газете «Якутские епархиальные ведомости», отмечавшей, что «христиане должны уважать и власть языческую, лишь бы она честно выполняла свой долг перед народом»10.

Осенью 1919 г. и в начале 1920 г. в Якутске под руководством епископа Софрония были проведены заседания благочиннических собраний, членами которых стали представители духовенства и мирян. Известно, что некоторые из заседаний проходили непосредственно в покоях архиерея. Так, на собрании от 28 октября 1919 г. под председательством благочинного священника П. А. Суворова было принято решение о проведении городской приходской переписи для определения численности православного населения и внесения его в «приходскую книгу». Началом переписи стало 10 ноября, но завершить ее, очевидно, не удалось11.

Сохранность документов отделенной от государства и лишенной всех прав Церкви в этот период фрагментарна и отрывочна, в связи с чем деятельность епископа Софрония в Якутии восстанавливается по различным видам источников, в том числе и косвенным. Одним из таких источников являются эго-документы, а именно дневник священника Ф. Г. Сивцева, человека неординарного, дважды судимого духовным судом по обвинению в политической неблагонадежно-

9 Голос Якутской церкви. 1920. 8 апр. № 7. С. 35.

10 Николаев А. «Многие лета, Благоверное временное правительство!» // Якутский архив. 2001. № 3. С. 110.

11 Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НА РС(Я). Ф. 464. Оп. 1. Д. 11. Л. 8.

сти. Вместе с тем дневниковые записи якутского священника, интеллигента в первом поколении, оказавшегося вовлеченным в круговорот политических событий, дают представление о событиях первого десятилетия советской власти в национальной окраине. Заметим, что Сивцев априори негативно относится к епархиальному начальству и коллегам-священникам, обвиняя их в местничестве и считая себя незаслуженно обвиненным.

В дневнике имеется описание первой встречи Сивцева с прибывшим архиереем, встретившим автора словами: «Это вы красный священник и враг Монарха?», что характеризует отношение якутского общества к о. Федору, «против вас говорят среди духовенства, среди судейских, среди прокуратуры, в печати и повсюду. говорят о вас как о важном общественно-государственном преступнике»12.

Сивцев неоднократно подчеркивает, что время прибытия епископа Софро-ния в Якутск стало «началом подъема» религиозного настроения верующих и возрождения епархиальной жизни. Возобновились и стали регулярными богослужения, церковные и пастырские собрания, чтения, беседы, лекции в храмах, учебных заведениях и монастыре; были организованы церковные песнопения, созданы хоры и даже проведено несколько церковных концертов13.

Особое внимание священник обращает на простоту и доступность архиерея, характеризуя его как «человека высокогуманного и чуткого к народным страданиям». Автор дневника пишет, что архипастырь посещал светские учебные заведения города, «стараясь и там поднять религиозный дух учащихся, и часть молодежи из светских учебных заведений доверчиво шла к нему со своими нуждами и сомнениями. Простота и доступность архиерея импонировали населению — в нем многие видели учителя-миссионера. Много труда, усилий и забот стоила ему единственная в епархии обитель»14. Автор имеет в виду основанный в 1663—1664 гг. Якутский Спасский мужской монастырь, который был старейшим духовным учреждением Якутии и единственной монашеской обителью в епархии. Сивцев указывает, что «в монастыре он (епископ Софроний. — И. Ю.) старался собственным примером приучить иноков к труду и к физической работе на благо обители, не раз видели его и копающимся в огороде, и моющим стены храма, а также участвующим и в других монастырских работах». Несмотря на все заботы и старания владыки об устроении нормальной жизни в своем монастыре, общий развал, принесенный революцией и внутренними распрями среди местного духовенства, помешал и устроению монастырской жизни. Доходило до того, что иноки уходили на заработки вне келий15.

Возрождение церковной жизни не могло не вызвать озабоченности у местной власти, «в тогдашних правящих кругах в области начала расти и крепнуть молва об епископе как о контрреволюционере; и начала эта молва расти с того самого выступления его в народном клубе и в духовной семинарии, когда он устраивая "религиозные митинги", делился с присутствующими своими воспоминания-

12 Дневник священника Ф. Г. Сивцева // НА РС(Я). Ф. 3-п. Оп. 20. Д. 12. Л. 80.

13 Там же. Л. 106-107.

14 Там же. Л. 106-111.

15 Там же.

ми о деяниях большевиков за Уралом. Конечно, не дышали спокойностью для социалистов его проповеди»16. Сивцев указывает, что за епископом Софронием была установлена слежка, «немало было пережито владыкой неприятностей от частых у него и в монастыре обысков»17. «Были слухи, что владыка был неудобен для местных властей и ввиду его стремления вмешаться в попытки революционного трибунала освежить тюремную атмосферу, приведения по слухам к изъятию и "выводу в расход" врагов народа. Владыка, конечно... не мог оставаться безмолвным, и властям приходилось от него даже скрывать некоторые случаи своего "воздействия на народную психику" и пользоваться для расправы со своими врагами периодом отсутствия епископа в Якутске: так два последних расстрела в 1920 г. были произведены во время его поездок по епархии»18.

Беспокоили и настораживали власть и частые поездки епископа по епархии. Автор дневника приводит неизвестный ранее факт, связанный с желанием архиерея нанести визит в отдаленные приходы Якутии в Колымском и Охотском округах. Местной властью было решено использовать поездку епископа «как мобилизацию его обаяния в целях склонения населения к поддержке новой власти и в случае неудачи не выпускать эту вражью силу из Колымска». Сопровождать архиерея и контролировать его деятельность должен был представитель ЧК Макаров, но «после размолвки с ним (Софронием. — И. Ю.) он стал выливать в местной печати по адресу епископа ушаты грязи и. епископу так и не удалось осуществить эту поездку»19. Тем не менее в конце 1920 г. епископ Софро-ний отправился в поездку по Якутскому округу, и 16 декабря, во время пребывания на родине о. Федора в Таттинском улусе, состоялась их встреча и, вновь, не склонный к чинопочитанию, иерей отмечает, что приезд епископа «везде вызывал большое стечение народа, многие якуты [приезжали] даже из отдаленных улусов, несмотря на лютые морозы, антирелигиозное настроение власти и отсутствие пышности в церемонии архиерейского служения и даже певцов»20. Следует подчеркнуть, что архиерей совершал длительные поездки, в том числе во время суровой якутской зимы, на гужевом транспорте. Безусловно, что, будучи сибиряком, он был знаком с морозами, но якутская зима намного холоднее и длительнее зимы сибирской.

В дневниковых записях имеются данные об аресте епископа Софрония по обвинению «участия в заговоре» и последующем тюремном заключении, включающем, в том числе, и «содержание его в одном белье на морозе»21. Эго-документы априори субъективны, тем более при авторстве противоречивой персоны священника Сивцева, но вместе с тем именно они реконструируют «живые реалии» времени. Заметим, что на страницах того же дневника имеется и нелицеприятная характеристика епископа Владивостокского Михаила (Богданова), что свидетельствует об искренности в описании деятельности якутского архиерея.

16 Дневник священника Ф. Г. Сивцева // НА РС(Я). Ф. 3-п. Оп. 20. Д. 12. Л. 106-109.

17 Там же. Л. 109.

18 Там же. Л. 110-111.

19 Там же.

20 Там же.

21 Там же. Л. 152.

Епископ Софроний был арестован 5 февраля 1921 г. по обвинению «в участии в контрреволюционном заговоре и руководстве восстанием с целью свержения советской власти». На допросе, отвечая на предъявленное обвинение, он пояснял: «Слишком я утомлен жизнью, чтобы уклоняться в сторону от миссионерских заданий. Никакого я заговора не знал до заключения и никакого разрешения на поставку пулемета не давал, никто не спрашивал моего разрешения сделать сборный пункт в стенах монастыря. В случае удачи контрреволюционного переворота я стал бы на коленях требовать, чтоб не проливалась кровь»22. В следственном деле отмечено, что епископ отрицает свое участие в политической жизни, но следствие опасалось оставлять его в Якутске, так как «банда попов чувствует себя крепкой и пустившей глубоко корни в массы. только благодаря умелому руководству Софрония»23.

Не желая мириться с арестом архипастыря, прихожане Иоанно-Пред-теченского храма Якутска и Троицкого кафедрального собора обратились в следственные органы с ходатайством об его освобождении. В ходе исследования было выявлено еще одно прошение — от архимандрита Иннокентия (Винокурова), датированное апрелем 1921 г., направленное в Губернскую комиссию по ревизии мест заключений, где также была изложена просьба об освобождении архиерея на поруки и под личную ответственность24.

Архипастыря освободили 1 мая 1921 г. под личное поручительство и «впредь до особого распоряжения». Но преследования не закончились. В сентябре было принято решение о его высылке в г. Иркутск. В постановлении коллегии ГубЧК отмечено, что епископ был подвергнут аресту за причастность к контрреволюционному заговору и приговорен к высшей мере. По данному приговору было расстреляно 32 обвиняемых, но, учитывая политическую обстановку и недоказанность вины архиерея, было принято решение о его отправке в распоряжение Сибирского ЧК.

После прибытия в Иркутск епископ был вновь заключен в тюрьму, где находился до конца года, так как местные революционеры помнили и годы его ректорства, и его известность среди сибиряков.

В связи с тем, что центр Сибири находился в Новониколаевске (Новосибирске), туда в распоряжение СибЧК был доставлен епископ Софроний. Тогда же ему было поручено временное управление Петропавловским викариатством Омской епархии (не оставляя Якутской кафедры). Новониколаевское окружное церковное управление обратилось к патриарху Тихону (Беллавину) и членам патриаршего Священного Синода с ходатайством о назначении владыки Со-фрония епископом Новониколаевским, викарием Томской епархии, и 19 марта 1922 г. епископ получил указ Синода о назначении на новообразованную Новониколаевскую кафедру.

Летом 1922 г. епископ Софроний отпал в обновленчество. Как известно, обновленческий раскол через несколько месяцев после своего создания распался — епископ Антоний (Грановский), возглавлявший ВЦУ, объявил о создании

22 Кияшко Н. Указ. соч.

23 Архив УФСБ по Республике Саха (Якутия). Д. 2640-р. Л. 3.

24 Там же. Л. 5-5 об.

собственной структуры — «Союза церковного возрождения»25. Епископ Софро-ний, не признав женатого обновленческого «митрополита Сибирского» Петра (Блинова) и возглавляемого им «Сибирского церковного управления», примкнул к «Союзу церковного возрождения». Следующим шагом епископа Софро-ния было учреждение собственной «Сибирской митрополии», поле чего он приступил к объединению обновленческих сибирских епархий. Со своей стороны «Сибирское церковное управление» (в ведении обновленческого ВЦУ) отправило его на покой26. Однако советская администрация не желала оказывать поддержку и «Церковному возрождению», куда вошла, по мнению власти, «самая реакционная часть духовенства с принципами тихоновщины»27. В конце 1922 г. епископ вновь был арестован и выслан в Москву28. С позиций современности сложно представить повседневность православного иерея в годы «воинствующего безбожия» и, как следствие, не имеется морального права осуждать преследуемых и гонимых служителей Церкви. Вместе с тем обращение к поддерживаемому властью обновленческому расколу могло быть поиском путей сосуществования с новой реальностью и возможностью какой-либо самореализации.

Священник Павел Череханов, находившийся в Бутырской тюрьме вместе с владыкой Софронием, вспоминал: «Здесь был архиепископ Новониколаевский и Якутский Арефьев. Он рассказал, между прочим, как во время революции прислуга в семинарии отказалась убирать загаженные донельзя уборные и пришлось ему, ректору, убирать. руками, а в камере он готовил ваксу!»29.

30 марта 1923 г. по стандартному тогда обвинению в антисоветской агитации епископ Софроний был осужден на два года заключения с отбыванием срока в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Из заключения архипастырь был освобожден досрочно. Принеся покаяние в обновленческом расколе, он получил назначение на должность управляющего Архангельской епархией, где служил до 1927 г. В 1932 г. был назначен архиепископом Ирбитским, управляющим Свердловской епархией, затем через год направлен в Уфимскую епархию. Частые перемещения являлись следствием решений местных властей, отказывавших священнослужителям в регистрации и разрешении на проживание. В марте 1934 г. владыка Софроний был назначен архиепископом Олонецким, но в управление епархией не вступил. 11 мая иерарх стал архиепископом Свердловским, а 11 июня — Ижевским.

В феврале 1936 г. он получил свое последнее назначение — архиепископом Краснодарским и Кубанским. По воспоминаниям современников, его отговаривали: «"Куда Вы едете, владыка, разве можно?", и он с улыбкой отвечал:

25 Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 128-135.

26 Петров С. Обновленческий церковный раскол в Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 4. С. 79-82; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. С. 527.

27 Кияшко Н. Указ. соч.

28 Симон (Истюков), иером. Новосибирская епархия Русской Православной Церкви в 20-е годы XX века // Богословский сборник. Вып. 10. Новосибирская Православная ДС, 2015. С. 39.

29 Кияшко Н. Указ. соч.

"Еду туда, где всех сажают!" Приехал в Краснодар на Вербное воскресенье, худой-прехудой, высокий, изможденный, по жизни аскет. Прихожане думали, что и не услышат его голоса, а он как рявкнул басом. Каждый день служил Литургию, сам читал паремии и подпевал»30.

Архиепископ Софроний (Арефьев) был расстрелян 23 декабря 1937 г. постановлением тройки УНКВД по Краснодарскому краю. Реабилитирован в 1989 г., затем в 2000 г. прокуратурой Якутской АССР (по делу 1921 г.).

Судьба епископа Якутского и Вилюйского Софрония отражает все перипетии истории России начала ХХ столетия, заложниками которых стали представители духовного сословия. Перемещаемый с кафедры на кафедру, стремящийся выжить и сохранить духовный сан, он не избежал арестов, ссылок, обновленческого уклона, расстрела и посмертной реабилитации. Якутский период деятельности епископа кратковременен и составляет два года. Это было непростое время в жизни и епархии, и прихожан, и иерарха, сохранившего веру в свое предназначение. Собранные сведения подтверждают, что епископу Софронию удалось возобновить деятельность церковных учреждений города, объединить священнослужителей и паству и за небольшой период времени приобрести уважение и авторитет. Его влияние и значимость признавала и новая большевистская власть, стремившаяся к изоляции епископа и удалению из республики. Видовое разнообразие привлеченных источников свидетельствует, что пребывание Со-фрония во главе Якутской епархии представляло опасность для «беспощадной борьбы с религией» и, следовательно, было нежелательным для новой власти.

Проведенное исследование должно дополнить и уточнить немногочисленные данные о деятельности архиепископа Софрония (Арефьева) и в перспективе расширить спектр информации об архиереях Русской Православной Церкви и жертвах коммунистических репрессий первой половины ХХ столетия.

Список литературы

Кияшко Н. Архиепископ Софроний: «Еду туда, где всех сажают». URL: https://pravoslavie.

ru/123844.html (дата обращения: 05.03.2020). Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2006. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. Николаев А. П. «Многие лета, Благоверное временное правительство!» // Якутский архив. 2001. № 3. С. 108-111. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. URL: http: www.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs1. htm?ans (дата обращения: 23.04. 2020). Петров С. Г. Обновленческий церковный раскол в Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 4. С. 79-82. Симон (Истюков), иеромонах. Новосибирская епархия Русской Православной Церкви в 20-е годы XX века // Богословский сборник. Вып. 10. Новосибирская Православная ДС, 2015. С. 36-41.

Софроний (Арефьев) // Древо. Открытая православная энциклопедия. URL: https://

drevo-info.ru/articles/24791.html (дата обращения: 02.04.2020). Юрганова И. И. Епископы Якутии. Омск: ПЦ КАН, 2010.

30 Кияшко Н. Указ. соч.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2021. Vol. 98. P. 118-129 DOI: 10.15382/sturII202198.118-129

Inna Yurganova, Doctor of Sciences in History, Leading Researcher, Institute of Humanities-Related Studies of Indigenous Peoples of the North, Yakut Research Centre, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 6-244 Gribovskaya Str., Lesnoy gorodok, Moscow region, Odintsovo district 143080, Russian Federation inna.yurganova@mail.ru ORCID: 0000-0002-7751-8540

Yakut Period of Service of Bishop Sofroniy (Arefiev)

I. Yurganova

Abstract: Using various types of sources — ego-documents, investigative materials and periodicals — this article provides previously unknown data on the stay of Bishop Sofroniy (Arefiev) at Yakut see in 1919-1921. It shows the significance of his activities which were characterised as the "beginning of the rise" in the religious attitudes of churchgoers and as the revival of diocesan life. The fate of the last bishop of Yakutia and Viliuy Sofroniy reflects all the vicissitudes in the history of Russia at the beginning of the twentieth century, the hostages of which were representatives of the clergy: he was transferred from one see to another, tried to survive and preserve his clerical rank, did not avoid arrests, exile, temporary fall into Renovationism and, in the end, execution by shooting. The Yakut period in his life was short and lasted only two years. It was a difficult time in the life of the diocese, churchgoers and the archpriest. The article shows that during this period, he managed to gain respect of local residents, which triggered his arrests and the subsequent exile. It is emphasised that the bishop in conditions of the first years of the Soviet state made efforts to revitalise church activity: he made pastoral trips, supported the structuring of life in monasteries, arranged congregational meetings, readings, discussions, lectures in churches and educational institutions. He organised church singing events, made choirs, ran several church cocerts. Of interest is the information about the desire of the diocesan archbishop to influence revolutionary tribunals; F.G. Sivtsev in his diary mentions that local Soviet authorities made executions during periods of his absence. The data gathered in this article are supposed to complement and make more precise our information about Bishop Sofroniy (Arefiev) and, on the whole, the information about archpriests of the Russian Orthodox Church, about victims of political repression in the first half of the 20th century.

Keywords: Bishop Sofroniy (Arefiev), Yakut and Viliuy diocese, Yakutia, repression of Orthodox clergy, ego-documents, Yakutsk, Higher Provisional Church Administration, Renovationism.

References

Kiiashko N. Arkhiepiskop Sofroniy: "Edu tuda, gde vsekh sazhaiut". [Archbishop Sofroniy: "I'm going to the place where they put to prison everyone"], available at https://pravoslavie ru/123844.html (05.03.2020) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lavrinov V. (2006) Obnovlencheskii raskol vportretakh ego deiatelei [The Renovationist schism in portraits of its figures]. Moscow (in Russian).

Levitin-Krasnov A., Shavrov V. (1996) Ocherkipo istorii russkoi tserkovnoi smuty [Essays on the history of the Russian church tumult]. Moscow (in Russian).

Nikolaev A. (2001) "Mnogie leta, Blagovernoe vremennoe pravitel'stvo!" ["Long live the righteous provisional government!"]. Iakutskiiarkhiv, 3, p. 108-111 (in Russian).

Novomucheniki, ispovedniki, za Khrista postradavshie v gody gonenii na Russkuiu Pravoslavnuiu Tserkov' v XX v. [New martyrs, confessors, the ones who suffered for Christ during the persecution of the Russian Orthodox Church in the 20th century], available at http: //www. pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs1.htm?ans (23.04.2020) (in Russian).

Petrov S. (2014) "Obnovlencheskii tserkovnyi raskol v Sibiri" [Renovationist church schism in Siberia]. Gumanitarnye nauki v Sibiri, 4, p. 79—82 (in Russian).

Simon (Istiukov), hieromonk (2015) "Novosibirskaia eparkhiia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v 20-e gody XX veka" [Novosibirsk diocese of the Russian Orthodox Church in the 1920s]. Bogoslovskii sbornik (Novosibirsk), 10, p. 36—41 (in Russian).

Sofronii (Arefev), Drevo. Otkrytaiapravoslavnaia entsiklopediia [Sofroniy (Arefiev), A Tree. Open Orthodox encyclopaedia], available at https://drevo-info.ru/articles/24791.html (02.04.2020) (in Russian).

Yurganova I. (2010) Episkopy Iakutii [The bishops of Yakutia]. Omsk (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.