Научная статья на тему 'Кадровые решения временных высших церковных управлений на территориях, занятых «Белой» армией в 1919-1920 гг'

Кадровые решения временных высших церковных управлений на территориях, занятых «Белой» армией в 1919-1920 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олихов Дмитрий Владимирович

В статье анализируется деятельность Временного высшего церковного управления Сибири в области кадровых решений. Автор обращает внимание на то, что Временные высшие церковные управления Сибири и Юга России приняли на себя всю полноту канонической власти на территории, занятой «белыми» армиями. Вопрос об архиерейских хиротониях, имевших место в 1919-1920 гг. в Омске и Симферополе, явился прецедентом «канонической свободы», задавшим определенный вектор развития церковной жизни и впоследствии позволившим Церкви сохраниться в отечестве в период гонений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олихов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровые решения временных высших церковных управлений на территориях, занятых «Белой» армией в 1919-1920 гг»

^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Протоиерей димитрий Олихов «Кадровые решения Временных высших церковных управлений на территориях, занятых белой армией в 1919-1920 гг.»

удк 322

КАДРОВЫЕ РЕШЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ВЫСШИХ ЦЕРКОВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ЗАНЯТЫХ БЕЛОЙ АРМИЕЙ В 1919-1920 гг.1

Протоиерей Димитрий Олихов, кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент, первый проректор Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье анализируется деятельность Временного высшего церковного управления Сибири в области кадровых решений. Автор обращает внимание на то, что Временные высшие церковные управления Сибири и Юга России приняли на себя всю полноту канонической власти на территории, занятой «белыми» армиями. Вопрос об архиерейских хиротониях, имевших место в 1919-1920 гг. в Омске и Симферополе, явился прецедентом «канонической свободы», задавшим определенный вектор развития церковной жизни и впоследствии позволившим Церкви сохраниться в отечестве в период гонений. Ключевые слова: Временное высшее церковное управление Сибири, Гражданская война

PERSONNEL DECISIONS OF HIGHER CHURCH AUTHORITIES ON TERRITORIES OCCUPIED BY THE "WHITE"

ARMY IN 1919-1920S.

Protopriest Dimitry Olikhov, PhD in Theology.

PhD in History, Associate Professor, First Vice-Rector of Omsk orthodox theological Seminary

Abstract. The article analyses activities of the Temporary higher church authorities of Siberia in the sphere of personnel decision. The author points out that the Temporary higher church authorities of Siberia and the South of Russia took upon themselves all scope of canonical authority on the territory occupied by the "white" army. The issue of archbishop ordinations which took place in 1919-1920 in Omsk and Simferopol served as a precedent of "canonical freedom" which defined the vector of church life development and later helped the Church survive in Russia during the time of prosecution. Key words: Temporary Higher Church authorities in Siberia, the Civil War

Й Г

IIe

1918-1920 гг. на таковых территориях действовали Временные высшие церковные управления (ВВЦУ) Сибири и Юга России, которые претендовали на [всю полноту духовной власти над православными. Осуществляя адаптацию церковных структур к изменившимся социально-политическим реалиям, эти учреждения вынуждены были принимать кадровые решения, прежде находящиеся в компетенции высшей церковной власти (Святейшего Патриарха и Священного Синода).

Временное высшее церковное управление Сибири, приступив к исполнению обязанностей, возложенных на него Томским соборным совещанием, на своем первом заседании 9 декабря 1918 г. рассмотрело ряд вопросов:

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № а (ц) № 17-81-01021 «Создание и деятельность Высшего церковного управления

Сибири (1918-1920 гг.)».

В том числе - учреждение должности священников в отдельных частях армии и флота и управление ими. В связи с этим было постановлено, что положения об учреждении должности священников в воинских частях и об управлении военным духовенством через Главного священника армии и флота следует признать отвечающим существующим нормам и каноническим правилам. При этом было указано, что Главный священник армии и флота управлял военным духовенством временно впредь до момента восстановления связи с патриархом, а до этого момента находился в каноническом общении с Высшим временным церковным управлением [1, 4]. Таким образом, члены ВВЦУ подчеркивали временный характер своей деятельности, что вводило их решения в область канонически допустимых.

Также было принято решение о временном замещении епископом Михаилом (Богдановым) Владивостокской кафедры [1, 4].

16 декабря в расположение ВВЦУ пришло известие о смерти архиепископа Иркутского Иоанна (Смирнова). Высшее церковное управление поручило совершить погребение преосвященному Мелетию, епископу Забайкальскому, совместно с Иркутским викарием Зосимой, епископом Киренским. Последнему поручалось управление овдовевшей кафедрой [1, 5].

5 января 1919 г. решали вопрос о временном замещении Пермской кафедры ввиду убийства местных епископов, где постановили поручить временное управление Пермской епархией преосвященному Борису, епископу Чебоксарскому, викарию Казанской епархии. Епископ Борис прибыл в Пермь 14 февраля 1919 г. и вступил в управление Пермской епархией, при этом на ектениях его поминали как епископа Чебоксарского. В этот же день ВВЦУ было постановлено оставить за Зосимой, епископом Иркутским, временное управление Якутской епархией до получения соответствующих распоряжений [1, 6].

11 мая 1919 г. на своем заседании ВВЦУ приняло важнейшее каноническое решение - о возведении в сан епископов архимандрита Софрония (Арефьева) и архимандрита Варлаама (Новгородского). Будущему владыке Софронию присваивался новый титул епископа Семиреченского и Верненского, викария Туркестанской епархии и поручалось управление Якутской епархией, а владыка Варлаам назначался епископом Соликамским, викарием Пермской епархии с временным управлением Сарапульским викариатством [2, 1]. Не вдаваясь в рассуждения о достоинствах кандидатов - оба были ректорами семинарий (Иркутской и Оренбургской соответственно), людьми образованными, имеющими необходимый духовный и административный опыт, - необходимо выяснить вопрос о канонической оценке принятого решения, а именно - имело ли Временное церковное управление право распространять свою ответственность до такой степени, как избрание и рукоположение архиереев?

По канонам православной церкви избрание на епископскую степень осуществляется при участии первого архиерея области (в РПЦ - Святейшего патриарха и Священного синода при нем). Но именно этот принцип был в условиях Гражданской войны и наличия линии фронта наиболее труднособлюдаем. Таким образом, руководствуясь стремлением сохранить церковную иерархию, ВВЦУ создает в некоторой степени канонический прецедент, который в дальнейшем послужит примером к действию в 1920-е гг.

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Протоиерей димитрий Олихов «Кадровые решения Временных высших церковных управлений на территориях, занятых белой армией в 1919-1920 гг.»

В связи с этим необходимо выяснить, какую оценку получили действия ВВЦУ Сибири у высшей духовной власти в лице Святейшего патриарха и Священного Синода. На сегодняшний день неизвестно ни одного церковно-исторического документа, прямо оценивающего деятельность этой временной структуры. Косвенным же актом, по-видимому, одобряющим деятельность Сибирского и других временных управлений, можно считать известное Постановление Тихона, патриарха Московского, Священного синода и Высшего церковного совета № 362 от 20 ноября 1920 г., в котором, в частности, говорится: «В случае если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением, или само Высшее церковное управление во главе со Святейшим патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного высшего церковного правительства или митрополичьего округа или как-то иначе). Попечение об организации Высшей церковной власти для целой группы оказавшихся в вышеуказанном положении епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану архиерея» [3, 6-7]. Не исключено, что появление этого документа вызвано деятельностью временных церковных структур Сибири и Юга России.

Таким образом, Высшая церковная власть в лице патриарха впоследствии легитимизировала деятельность Сибирского ВВЦУ, оправдав ее сложными и уникальными историческими условиями. Как одобрение можно расценивать и тот факт, что впоследствии все кадровые решения, включая наградные, никем не оспаривались, и вопрос об их правомочности не поднимался. Кроме того, само назначение будущего епископа Софрония управляющим Якутской епархией носило временный характер до возвращения преосвященного Евфимия, епископа Якутского и Вилюйского. Поскольку преосвященный Евфимий не вернулся, епископ Софроний утверждался Якутским и Вилюйским [2, 1].

В период с 25 февраля по 17 июня 1919 г. на своих еженедельных заседаниях, прерываемых постовыми и пасхальными службами, Временное высшее церковное управление рассматривало вопросы об утверждении членов епархиальных советов. Так, были утверждены:

25 февраля - Уфимский епархиальный совет,

4 марта - Оренбургский епархиальный совет,

10 марта - Енисейский и Омский епархиальные советы,

14 марта - Тобольский епархиальный совет,

1 апреля - Забайкальский епархиальный совет,

11 апреля - Пермский епархиальный совет,

15 мая - Владивостокский епархиальный совет,

1 июня - Томский епархиальный совет,

17 июня - Иркутский епархиальный совет. [2, 2].

Заседание 6 июня 1919 г. было посвящено награждению священнослужителей. При этом ВВЦУ считало себя вправе распоряжаться наградами не только низшими,

но и высшими, в настоящее время требующими утверждения главной церковной власти в лице святейшего патриарха, - саном протоиерея и палицей. На указанном заседании палицей были награждены 17 протоиреев, саном протоиерея - 24 священника (1 - саном игумена), золотым наперсным крестом - 36 священнослужителей, подчиняющихся ВВЦУ епархий [2, 3-4].

Также, по мнению А.А. Кострюкова, Святейший патриарх Тихон впоследствии признал все распоряжения, сделанные и ВВЦУ на Юго-востоке России [4]. Среди таких распоряжений - назначение на Екатеринославскую кафедру епископа Гер-могена (Максимова), хиротония викария Екатеринославской епархии епископа Мариупольского Андрея (Мурина), хиротония викария Полтавской епархии епископа Лубенского Серафима (Соболева), увольнение на покой епископа Кубанского Иоанна (Левицкого), воссоединение с Церковью епископа Сергия (Лаврова), уклонявшегося в англиканство, и назначение его управляющим Черноморской епархией, учреждение самостоятельной Царицынской епархии, увольнение на покой в соответствии с решением архиерейского суда архиепископа Екатерино-славского Агапита (Вишневского) за прекращение общения с Патриархом Тихоном (впоследствии, по ходатайству Председателя ВВЦУ архиепископа Димитрия (Абашидзе) Патриарх простил архиепископа Агапита и восстановил его на Екатеринославской кафедре) [5; 6].

Вот как описывает хиротонию свщмч. Серафима (Соболева) Мария Родзин-ская: «В тяжелые дни гражданской войны, 1 октября 1920 г. в кафедральном Алек-сандро-Невском соборе Симферополя архимандрит Серафим (Соболев) был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию возглавил митр. Киевский Антоний (Храповицкий). Несмотря на торжественность и благолепие богослужения, которое совершили пять архиереев в сослужении сонма духовенства, собравшегося в Симферополе практически со всей России в поисках спасения от красноармейского произвола и насилия, в своей речи архимандрит Серафим вспоминал страшные слова Апокалипсиса: «и бысть трус велий, и солнце мрачно бысть яко вретище власяно, и луна бысть яко кровь: и звезды небесныя па-доша на землю...» (Откр. 6, 12-13). Через сорок дней практически все духовенство, принимавшее участие в хиротонии епископа Серафима, было вынуждено срочно покинуть Симферополь с последними частями Белой армии. 1/14 ноября 1920 г., на последнем покидающем Севастопольскую бухту комендантском пароходе «Хер-сонес», вместе с комендантом города генералом Стоговым, покинул Россию и епископ Серафим» [7].

Таким образом, Временные высшие церковные управления Сибири и Юга России приняли на себя всю полноту канонической власти на территории, занятой «белыми» армиями. Вопрос об архиерейских хиротониях, имевших место в 19191920 гг. в Омске и Симферополе, явился прецедентом «канонической свободы», задавшим определенный вектор развития церковной жизни и впоследствии позволившим Церкви сохраниться в Отечестве в период гонений. Тот факт, что впоследствии этот вопрос не только не подвергался сомнению, но даже не обсуждался в высших органах управления Русской православной церкви, придает данным рукоположениям характер безусловной легитимности, вызванной обстоятельствами

№ 1, 2017 (2)

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия_

Протоиерей димитрий олихов «Кадровые решения Временных высших церковных управлений на территориях, занятых белой армией в 1919-1920 гг.»

переживаемого времени. Патриарх Тихон впоследствии по умолчанию признал все решения ВВЦУ, касающиеся дисциплинарной и канонической практики. Всей своей деятельностью ВВЦУ Сибири и Юга России продемонстрировали эффективность подобных структур, способствующих сохранению церковной жизни в экстремальных ситуациях.

Библиографический список:

1. Сибирский Благовестник. - 1919. - № 1.

2. Сибирский Благовестник. - 1919. - № 3/4.

3. Церковные ведомости. - 1926. - № 17.

4. Кострюков А. А. Деятельность Церковного управления на юго-востоке России в годы Гражданской войны // Гражданская война на Востоке России: Материалы Всероссийской научной конференции (г. Пермь, 25 - 26 ноября 2008 г.). Пермь: Пермский государственный архив новейшей истории, 2008.

5. Махароблидзе Е. Поправка справок // Церковные ведомости. - 1926. - № 1718. - С. 19.

6. Махароблидзе Е. 20-летие Российской церковной «конституции» // Церковное обозрение. Белград. - 1940. - № 11-12. - С. 10.

7. Розинская М. Светильник веры: к 55-летию со дня кончины архиепископа Серафима (Соболева) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬДр://ги$кПпе. ги/тош1:ог1пд_$т1/2005/03/28/$уе1:1!_п1к_уегу_к_55-!е1:1уи_$о_Спуа_копсЫпу_ агЫер^кора (дата обращения 12.02.2017).

€)к 64 ЬЬУдРАЧЬЧдРАЧЬ^дРАЧЬЧдРАЧЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.