Научная статья на тему 'Якутская национальная одежда в современной моде повседневности (социокультурный проект)'

Якутская национальная одежда в современной моде повседневности (социокультурный проект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1011
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Якутская национальная одежда в современной моде повседневности (социокультурный проект)»

ный сон» компании «Virgin atlantic», повествующий о взаимоотношениях двух влюбленных друг в друга мужчин, но заканчивающийся пробуждением героя в самолете со спящим соседом по креслу у него на плече и предложением воспользоваться отдельным спальным местом в полете!

Заповедь пятая - «Красивая». Затрагивает эстетические потребности человека и отталкивается от принципа, «.. .который называют «приятными чувствами от ассоциации с приятными вещами.» [1, с. 19]. Сюжет, построенный на раскрытии красоты предметов, вызывает подсознательное чувство удовольствия. Свидетельство тому - ироничный и одновременно красивый рекламный ролик автобусов компании «Midttrafic», разработанный агентством «M2Film».

Заповедь шестая - «Трагическая», тяготеющая к социальной проблематике и ставящая перед сценаристом задачу использования сильнодействующих выразительных средств: сцен техногенных катастроф и экологических бедствий, показа последствий пагубных привычек и болезней, нарушения каких-либо общечеловеческих норм, демонстрации конфликта поколений, социальных групп и т.д.

Заповедь седьмая - «Law Story». Расшифровки, думается, не требующая. Акцентирует внимание на взаимоотношениях влюбленных всех времен и народов. О чем и рассказывает скромный по бюджету, но затейливый по

идее ролик «At Last» о пробуждении нежных чувств, снятый агентством «Ringleader Production» для компании «Guinness».

Список можно продолжить, чем и собирается заняться автор. Необходимо лишь отметить, что данные «заповеди» не самоцель, а способ достижения необходимого результата. И очень часто действительно хороший результат получается при определенной вариативности, при одновременном использовании нескольких «заповедей», сочетание которых и рождает авторскую, творческую модель интересного рекламного ролика.

Список литературы:

1. Голядкин Н. А. Творческая телереклама. М.: Аспект Пресс, 2005. - 171 с.

2. Павлов А. Ю. Сценарное мастерство. Теория и практика создания киносценария. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2012. - 184 с.

3. Психография как метод // http://priisk74.ru/ advt003.htm, 12.05.14

4. Фрумкин Г. М. Сценарное мастерство: кино - телевидение - реклама. 4-е изд. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2011. - 224 с.

5. Шубина. И. Б. Основы драматургии и режиссуры рекламного видео: Творческая мастерская рекламиста. М.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. - 320 с.

ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ)

Васильева Е.Е.

Студентка 2 курса ИЯКН СВ РФ СВФУ им. М.К.Аммосова, г. Якутск, Россия Научный руководитель: Попова Г.С., профессор, к.п.н.

Актуальность проблемы исследования определена важностью сохранения народной культурной традиции. На этот счет в повседневном сознании людей образовалось два мнения. Одни считают, что традиции нужно сохранять, чтобы народ помнил свои национальные черты, а другие считают, что все в жизни меняется, и надо освобождаться от старого, изжитого. Между тем, мода постоянно обращается к традициям народного искусства в целом и, в частности, к национальному костюму, тканям. Народное искусство, являющееся неотъемлемой частью национальной культуры, активно влияет на формирование художественного вкуса, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики. Мода всегда развивается в общем русле искусства и жизни, а главное - определена социальным устройством многонационального общества. Творческий поиск композиции нового модного направления может быть самостоятелен лишь при глубоком анализе того или иного национального источника с учетом региональных особенностей его распространения. При этом закономерным можно считать тот факт, что в настоящее время произошло некоторое слияние национальных черт в современном обобщенном образе. В таком случае требуется определить: где это может быть положительным фактором, а где - момент, требующий деликатного вмешательства специалиста. Та-

кое аналитическое отношение к народному костюму способствует развитию современного моделирования [8]. Костюм - это закодированная система изобразительного языка. Таким образом, он является и связующим элементом, своеобразной коммуникационной связью между различными национальностями, и отличительной особенностью каждой нации [3].

Также забота о сохранении национальных традиций есть способствование процессу национального самосознания людей, историческому самоутверждению, а вместе с тем и дальнейшему развитию современной национальной культуры. Это особенно актуально и необходимо для многонациональных государств. Обращение к национальным ценностям служит делу эстетического и патриотического воспитания и самоопределения молодежи. Исходя, из этого мы создали социокультурный проект «Якутская национальная одежда в современном стиле культуры повседневности».

Объект и предмет исследования: традиционная культура повседневной одежды в современном якутском социуме. Цель: создать творческий социокультурный проект по разработке повседневной национальной одежды якутов в современном стиле и тем самым осуществлять инкультурацию населения в традиционную культуру повседневности. Задачи для достижения данной цели: Изучение научной литературы по национальной одежде и ее

реконструкции и разработать методологию и теоретическое обоснование проекта; Продумать механизмы реализации идеи проекта; Разработать план реализации идеи проекта; На основе опыта работы по данному проекту сделать обобщение и разработать практические рекомендации по использованию проекта в других улусах республики. Методологические основания проекта: проект опирается на научные труды по культуре повседневности и по реконструкции национальной одежды (Бродель, Гав-рильевой, Петровой и др.). Методы исследования: теоретический анализ, метод проектирования, социологические методы (беседа, наблюдение, мониторинг), прогнозирование.

Ключевые понятия проекта: якутская национальная традиционная одежда, культура повседневности, культура одежды, символы, знаки, орнамент, цвета, узор, бисер, мода, дизайн, модельная конструкция, графический дизайн модели.

Идея проекта. Основной идеей проекта выступает то, что культура повседневной одежды станет своего рода "модой" в современном социуме, вытесняя из употребления населения неподходящую для местных климатических условий синтетическую одежду, которая является причиной многих простудных заболеваний на современном Севере. Безработные молодые домохозяйки с навыками шитья, пробудив в себе наследственный дар своих предков, становятся активными участниками проекта, т.е. становятся мастерицами-швеями, имеющими спрос у населения. Они шьют современную одежду с элементами якутского традиционного костюма по заказу предприятий и жителей наслега, тем самым пробуждают национальный дух и чувство гордости у сельчан, что послужит основой для постоянной положительной морально-эмоциональной атмосферы как в семье, так и в социуме.

Механизмы реализации идеи проекта: компетентность, организаторские способности и творческий энтузиазм проектанта, творческие способности и наследственное дарование швей, самоидентификация субъектов якутского социума, поддержка общественности, административных ресурсов и предприятий.

Новизна идеи проекта: собирается небольшой творческий коллектив, который создает и изготавливает всем предприятиям наслега модели единой рабочей формы с элементами якутской национальной одежды и спецодежды на основе традиционной якутской промысловой одежды; домохозяйки-мастерицы находят себе место работы, тем самым решается проблема рабочих мест на селе; повседневная одежда жителей наслега становится частью национального якутского костюма; в результате реализации проекта у жителей, особенно у подрастающего поколения, повысится национальный дух, чувство уважения к культуре своего народа и произойдет актуализация патриотических чувств к Родине;

Теоретическое обоснование проекта должно раскрыть следующий понятийный аппарат исследования. Обыденная (повседневная) культура - сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпатии, чувства долга по отношению к детям, пожилым. Специализированная культура - сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Мода ( фр. mode, от лат modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды,

идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. Неотъемлемый атрибут моды — погоня за новизной; при этом степень новизны/модности предмета или явления зависит не столько от его объективного времени создания (возникновения), сколько — от момента обретения им популярности и общественного признания. Модные элементы одежды — как правило, имеют прямые аналоги в прошлом. Дизайн (англ. design замысел, план, проект, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать) — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но, главным образом, структурные и функциональные взаимосвязи, определяющие изделие в качестве единого целого как для, так и для. Дизайн распространяется на все аспекты, обусловленной промышленным производством. Дизайнер — человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнер) [Википедия].

Традиционный якутский костюм — это национальный костюм якутов. В нём сочетаются культурные традиции разных народов, он приспособлен для полярного климата, что отражается как в крое одежды, так и в её оформлении [3]. В республике идет интенсивное изучение и реконструирование наследия народа в области культуры одежды. Так, известны и пользуются успехом труды не только искуствоведов и историков Гаврильевой Р.С., Петровой С.И., но и народных мастеров Скрябиной А.П., Герасимовой Д.С., Неустроева Б.Ф.-Мандар Уус, Садовни-ковой З.С. и мн. др. [1; 2; 5; 6; 7; 9]. Уровень развития духовного богатства, культуры народа, говорят, прекрасно виден по его национальной одежде, по тому, как он одевается, как относится к тем или иным благам. Одежда людей - одно из явлений материальной культуры народа, помогает изучать его этнические и этнокультурные связи. Она показывает традиции, социальные отношения, веру и понятие о прекрасном.

Каждый народ имеет свою историю развития, кроме этого, он имеет неразрывную связь со своим прошлым, традициями, укладом жизни своих предков. В старину наши предки очень придирчиво относились к одежде. Отношение к ней было мудрое, бережное. Поэтому кроме воспитательной функции, она имеет и защитное, оберегающее свойство.

Все мастера указывают на важную роль сочетания цвета в культуре одежды. Есть даже мнение, что существуют отдельные для якутов цвета - "саха 323-дьцИцнэ". Самым выразительным средством в традиционном шитье является цвет. Тем, кто занимается национальным шитьем, необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании изделия. В науке о восприятии цвета (цветоведение) существует классификация единого цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между ними различают еще множества переходных цветовых тонов и оттенков. Такие цветовые краски называются хроматическими. Белый цвет, черный и оттенки серого цветов - ахроматическими. Цвета условно распределяются на две группы: теплые и холодные. Теплые —

красный, оранжевый, желтый — напоминают о солнце и тепле. Холодные — зеленый, голубой, синий, фиолетовый

— о холоде. Якутский хроматизм в переводе примерно выглядит таким образом: красный — кыкыл; оранжевый

— кьЛыл ара±ас, арыы саhархай; желтый - ара±ас, сайар-хай; зеленый — от ^ех; голубой — халлаан ^ех; синий

— унаар ^ех; фиолетовый — еИех кыЬыл.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье на сегодняшний день также систематизированы и классифицированы. В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, зооморфные (звериные). Антропоморфные (человекообразные) виды орнаментов обычно не используются широко в орнаментальном искусстве якутов. Они встречаются лишь в шаманских атрибутах. Излюбленными узорами-знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» или «кур-дааИын ойуу» (прямая линия), «таналай ойуу» (двухсторонний зигзагообразный мотив), «тынырах ойуу», «сар-бынньах ойуу» (небесный мотив орнамента), «айа ырбата» (стреловидный мотив), «кесюр ойуу», «кегёр ойуу» (лировидный мотив), «сюрэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кюн», «туосахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки) [2; 7, с. 14]. С.И.Петрова ведет в нашем институте научно-исследовательскую лабораторию по реконструкции якутской национальной одежды.

Коротко остановимся на том, о чем говорят узоры. Все узоры в якутской одежде строго симметричны. Это как бы повторяет симметрию человеческого тела. Левая сторона, где расположено сердце, считается женской, правая, соответствующая рабочей руке, - мужской. Из этих соображений подбираются и аксессуары. Главный элемент традиционного якутского орнамента - цветок ли-лии-сарданы. Она одновременно напоминает якутский музыкальный инструмент хомус и лиру - символ, известный во многих культурах мира [6, с. 13]. Известный модельер Августина Филиппова называет ее кодом общения для всего человечества и считает, что она символизирует творческое начало. "Якутский узор всегда состоит из непрерывной разветвленной линии. Таким образом, предки хотели напомнить своим потомкам, что их род не должен прерываться. Чем больше ответвлений, тем больше детей у того человека, кто носит этот узор. Древние якуты проделали долгий путь из далеких земель, прежде чем расположиться там, где они сейчас живут. Вся история долгих скитаний также передается в длинных извилистых завитках. Шапку всегда делали похожей на камелек. Лицо из нее выглядывает, как огонь из печурки. На верхушке обычно оставляли отверстие - для того, чтобы туда, как в жилище-урасу, заглядывали солнце и луна и оставляли семечко мальчика или девочки. Ушки на шапке означают связь человека с космосом. Это своего рода антенны. В последнее время их принято украшать бисером... Якуты старались, чтобы в их костюме сочетались все цвета года. Черный символизирует землю и весну, зеленый - лето, красный и коричневый - осень, а серебряные украшения -звезды, снег и зиму" [1].

План реализации проекта излагаем в сокращенном варианте, останавливаясь лишь на ключевых его разделах. Укажем Этапы реализации проекта: Подготовительный этап. Сроки: зима 2015 - январь. Теоретическая подго-

товка, поиск базы проекта и участников проекта, уточнение идеи и механизмов проекта. Беседы с предприятиями наслега. Стартовый этап. Срок: Март 2015 г. Проводится открытие предприятия «Yakutian fashion style». Место: КСК «Сэргэ» Мархинского наслега. Мероприятие проводится по отдельному сценарию, с целью пробуждения интереса к проекту жителей наслега используется метод современных шоу-проектов. Этап реализации (преобразующий этап). Сроки: 2015-2018 гг. Автор проекта и участники в ходе реализации своей идеи проводят мониторинг и тем самым прогнозируют дальнейшее развитие проекта. Заключительный этап. 2019 г. Производится обобщение опыта проекта, разрабатываются рекомендации и новые идет (модели одежды), опыт распространяется по другим наслегам.

Содержание работы по проекту. Набирается 4-5 домохозяек с навыком шитья из своего наслега. Создаем ателье «Yakutian fashion style», и по заказу населения мастерицы шьют повседневную одежду, разрабатывают единые формы с якутским элементом ученикам и учителям школы, продавцам магазина, дошкольникам, работникам связи и т.п.. Дизайнер создает рабочую форму для всех предприятий наслега. В ходе работы разрабатываются все новые и новые идеи для моделирования. Со временем работа переходит в стадию расширения сферы обслуживания, открывается свой магазин, обслуживающий соседние наслега и улус. Мастерская функционирует за счет средств реализации своей продукции, но в первое время возможно привлечение средств спонсорской помощи, кредитования и государственной ссуды. В идеале - маленькое предприятие постепенно превращается в маленькую фабрику, выпускающую линию одежды под своим брендом, и удается развернуть реализацию моделей одежды на широком рынке.

Кадровое обеспечение проекта: социально-культурный проектировщик; 4-5 швей-мастериц с наследственным умением шить; дизайнер одежды; модельер-консультант. База проекта: Нюрбинский улус, Мархин-ский наслег. Нужно найти дом под аренду, которая подходит для рабочей обстановки. Документация проекта: эскизы моделей, договоры с заказчиками.

Заключение. Забота о сохранении национальных традиций - это способствование процессу национального самосознания людей, историческому самоутверждению, а вместе с тем и дальнейшему развитию современной национальной культуры. В качестве ожидаемых результатов проекта можно отмечать следующее: Создание и воплощение проекта сможет повысить у жителей наслега интерес и уважение к родной культуре. Колорит национальной одежды придаст самосознанию народа дальнейшее развитие и преклонение традициям и обычаям предков обретет реальный смысл. Изучение особенностей национальной одежды в целом дополняет красоту природы новой красотой, познанной человеком, развивает чувство прекрасного, ощущение самодостаточности и гордости принадлежности к своему народу, как этносу. Тем самым будет успешно происходить процесс самоидентификации субъектов этносоциума наслега, что повлечет за собой и процесс их успешной инкультурации и социализации. Также снизится уровень сезонных и хронических простудных заболеваний во всех слоях населения.

Могут возникнуть некоторого рода отрицательные моменты и проблемы, связанные с реализацией проекта: со стороны предприятий отсутствие поддержки, недовольство заказчика по результатам работы мастериц и, возможно, что со стороны населения не будет заказов на длительное время и др. В случае возникновения подобных моментов в ходе реализации проекта необходимо вносить коррективы, усилить работу по рекламе и дизайну, пересматривать модели одежды, материал для изготовления и т.п.

Критерии достижения конечных результатов проекта: - материальное обеспечение домохозяек-мастериц; -обеспечение школьников единой школьной формой, работников предприятий рабочей формой в якутском стиле и сохранение спроса на продукцию мастерской; - востребованность национального костюма и одежды населением; - чувство гордости за свою школу, предприячтие, чувство единения, свидетельствующие о пробуждении патриотического духа у населения (что можно узнать путем наблюдения и социологических методов исследования).

Использованная литература:

1. http://dom.ya1.ru/1930-yakutskie-kostyumy-avgustiny-filippovoj.html

2. Петрова С.И. Традиционное якутское шитье и вышивка. Художественно-конструктивные особенности национального шитья // http://www.olonkho.info/ru/index.php/

3. Традиционный_якутский_костюм // wikipedia. org/wiki/

4. Бродель Ф. Структуры повседневности. М., 1986.

5. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII-XVIII вв. Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие РАН, 1998.

6. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002.

7. Петрова С.И. Современная якутская одежда. Якутск: Изд-во Департамента профтехобразования, 2001.

8. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. Стили и направления. М., 2003.

9. Садовникова З.С. 9бYгэлэр Yгэстэрин сал^аан иистэнньэн буоларга уhуйуу. Дьокуускай, 2003.

ПРОСТРАНСТВО В АСПЕКТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО СОПОСТАВЛЕНИЯ

Категория пространства является одной из важнейших категорий в культуре и языке любого народа, которая особенно важна при осуществлении межкультурной коммуникации между представителями разных лингвокуль-тур. Знание того, как относятся к пространству представители какой-либо отдельной культуры, в силу исторически сложившихся стереотипов, либо в силу социальной или политической обстановки, может существенно облегчить коммуникацию, а незнание, напротив, усложнить ее, либо вообще сделать невозможной.

Говоря о категории пространства, следует отметить, что категория пространства является одной из базовых для каждой культуры и находит отражение в различных языковых формах, адекватный перевод которых невозможен без знания особенностей отношения к пространству в данной культуре.

Весьма интересным представляется исследование категории пространства на примере кросскультурного сопоставления таких культур как культура Китая и России. Выявляются различные пространственные стереотипы свойственные этим культурам, а также определяются сходства и различия в осмыслении пространства, позволяющие усложнить или напротив, сделать проще и успешнее коммуникацию между представителями этих лингво-культурных сообществ. Проблема взаимодействия России и Китая особенно актуальна для Дальнего Востока на данном этапе своего развития, поскольку отношения между указанными регионами имеют прочную основу не только для торгово-экономического сотрудничества, но и всячески способствуют укреплению межкультурных связей.

Каждой культуре свойственны свои представления о пространстве и в частности о границах личной зоны.

Воробец Лариса Викторовна

Канд. культурологии, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУВПО «КнАГТУ», г. Комсомольск-на-Амуре

Культура является главным фактором, определяющим отношение к территории. Китай, будучи коллективистской культурой, демонстрирует нам высокую степень скученности людей, что для представителей указанной лингво-культуры является признаком теплой и приятной близости. Замечено, что иногда китайцы предпочитают находиться как можно ближе друг к другу. Большая плотность населения предполагает сужение границ личного пространства. Однако это не означает, что у китайцев нет представления о том, что такое «уединение». Для китайца, понятие «уединение» связано только с личным домом. Он рассматривает эту область как свою собственную и с негодованием отвергает вторжение в нее.

Совершенно другой подход к пространству можно наблюдать в русской культуре. У русских людей более широкие границы личной зоны по сравнению с китайцами, и несоблюдение этих границ неизбежно повлечет за собой негативную реакцию. Для Россиян пространство -это расстояние между предметами, а для русской культуры оно пусто. Китайцы же, напротив, воспринимают пространство, его форму и организацию, как осязаемые предметы. Это проявляется не только в том, как они создают композиции из цветов или украшают интерьер, но и в разбивке садов и парков, где отдельные элементы пространства гармонично соединяются в едином целом.

«Для русских существуют границы в общественном месте. Когда русский стоит в очереди, то ему кажется, что его место нерушимо. Китаец не признает уединенности в общественном месте и, если он сможет влезть в очередь, он считает, что он вправе так сделать»[3, с. 58].

Согласно наблюдениям Э. Холла, китаец вне зависимости от того, насколько близко он хочет оказаться по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.