ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
Ф
УССКИИ ТРАДИЦИОННЫМ КОСТЮМ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 7.031
С. А. Глебушкин
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается русский традиционный костюм как объект познавательной и художественно-творческой деятельности. Обобщается и систематизируется материал известных российских ученых по исследованию русского народного костюма. Обосновывается необходимость дальнейшего изучения традиционного костюма как важной части народной художественной культуры. Приводятся примеры использования деталей народного костюма современными художниками-модельерами.
Ключевые слова: традиционный русский костюм, народное творчество, стиль, декор, народные мотивы, вышивка, ткачество, художник-модельер.
S.A. Glebushkin
Moscow State University of Culture and Arts
RUSSIAN TRADITIONAL COSTUME AS AN OBJECT OF COGNITIVE AND ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES
The article examines the Russian traditional costume as an object of cognitive and artistic activity. The famous Russian scholars' materials for the study of the Russian native costume are generalized and systematized. The author justifies the goal of a need for further study of the traditional costume as an important part of national culture. There appears a task in the sphere of aesthetic education of modern generation. There are also examples of how some details of the national costume are used by modern artists and fashion designers.
Keywords: traditional Russian costume, folk art, style, decor, folk motives, emnroidery, weaving, artistdesigner.
Изучение народной художественной культуры во всем ее многообразии дает возможность подрастающему поколению прикоснуться к тому великому прошлому, в котором закодированы представления народа о мироздании, отношение к окружающему миру. Изучение разнообразных знаков и символов, их смысла и образного содержания помогает осознать значимость и величие наследия нашего Отечества.
Истинные произведения народной художественной культуры уходят корня-
120 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-
ми в далекое прошлое, служат отражением национального характера и его менталитета, формируют чувство национального самосознания.
Собранный в экспедиционных поездках и опубликованный материал о русском народном костюме разных областей России позволяет воспитывать у молодежи определенное восприятие мира, эстетические чувства, эмоционально-ценностное отношение к явлениям действительности, стремление к сохранению культурного богатства народа.
август 2013 120-122
^ Социально-культурная деятельность
Специфические особенности русского народного костюма как объекта эстетической познавательной и художественной деятельности выражаются в том, что русский народный костюм выступает как часть национальной художественной культуры русского народа во времени и пространстве. В его конструктивном и декоративном решениях отражена глубина содержания народной жизни.
В русском народном костюме органично соединились такие виды декоративно-прикладного творчества, как ткачество, вышивка, шитье, аппликация, кружево, плетение, нанизание жемчугом и бисером. Все это усиливает практическую ценность приобретаемых технико-технологических знаний, трудовых умений и навыков молодежи.
Таким образом, помимо формирования у молодежи определенного восприятия мира, эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности, стремления к сохранению культурного богатства народа, изучение народного костюма воспитывает уважение к труду, расширяет знания в области национальной художественной культуры, развивает интерес к исследованию и сохранению народного творчества, дает возможность современникам прикоснуться к тому великому прошлому, в котором жил русский народ и творил свою бессмертную историю.
В наши дни традиционный костюм представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической точек зрения. Народный костюм — важная часть традиционной художественной культуры. И эта часть народного искусства отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом.
Особенно ценен народный костюм как художественный ансамбль для специалистов, создающих современную одежду. Часто при ее создании идет процесс творческого пере-
осмысления традиций с учетом современных условий. В моделях используются современные материалы — ситец, сатин, льняное полотно, пестроткани, ткани с печатными рисунками по народным мотивам, платки, шали, шарфы, косынки с узорами из традиционных элементов, тесьма узорного переплетения, плетеное кружево, ленты и т.д.
Художники-модельеры, обращаясь к народному русскому костюму, черпают вдохновение в самых разных чертах его самобытности: конструкции, крое, деталях костюма, фактуре ткани, характерном декоре, а также в художественном образе народной одежды в целом. Главным является не подражание традиции, а творческое ее использование, переосмысление первоисточника и создание на этой основе новых современных видов одежды. Основная ценность народного костюма, его философия — в демократичности, широко понятой функциональности, логике форм и конструкций, его рациональности и целесообразности. Народный костюм по праву считается неиссякаемым источником обогащения современного костюма.
Конструкция народной одежды дает возможность сформировать свой ассортимент видов одежды: костюмов, пальто, платьев, блуз, курток и т.п.
Одежда, выполненная по народным мотивам, отличается большим разнообразием отделки. Используются вставки разнообразных тканей, вышивки, ленты, кружево. Традиционно в народном костюме располагают декор или другую отделку на зрительно просматриваемых участках рукавов, в области груди, вдоль швов, по низу модели.
Живой интерес к изучению и современному переосмысливанию русского народного костюма проявляла Н. Ламанова — замечательный художник по бытовому и театральному костюму. Она утверждала, что основные формы народной одежды всегда мудры — их простота и целесообразность должны быть использованы в современном костюме [1].
К теме русского народного костюма обращались Джанни Версаче, Пако Рабано, мадам Шанель и др. Он не утратил своей ак-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
туальности и в наши дни. Многие ведущие российские модельеры использую в своих коллекциях элементы народного костюма и создают современные коллекции с этническими мотивами.
Необходимо извлекать то традиционное зерно, которое всегда присутствовало в национальном костюме — его художественную выразительность и функциональность. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством народных традиций, как Россия: многообразие форм и образов, необычные конструктивно-композиционные решения, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки, — все это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для дизайнеров, модельеров, конструкторов одежды.
«Сохранить народный костюм можно, лишь дав ему новую жизнь... Обращение к тайне народной мудрости, глубокое проникновение в суть предмета и привнесение в нашу действительность, в наш костюм по крупицам элементов фольклора дают возможность современному художнику-модельеру постоянно оставаться художником своей страны, своего народа.» (В. Зайцев) [3].
Подтверждением этих слов можно считать выставку «Вышивки России. Традиции и современность», организованную в залах Российской академии художеств Музейно-выставочным центром «Музей Моды». Разнообразие орнаментов, узоров и приемов исполнения традиционной вышивки в народном костюме давало возможность увидеть мастерство и фантазию русских вышивальщиц. В разных губерниях вышивальщицы использовали любимые ими техники, разные
виды орнамента, особые цветовые решения. В настоящее время современные мастера имеют возможность использовать накопленный опыт тех мастериц и умело вносить в сегодняшнюю моду.
В зале, названном «Традиции», были представлены традиционные русские костюмы разных губерний, головные уборы украшенные жемчугом, платки и шали с затейливыми узорами из Музея художественных тканей МГТУ им. Косыгина и личного собрания автора статьи. На выставке была представлена также одежда светского общества XIX века из коллекции Александра Васильева, сценические костюмы народной артистки России Надежды Бабкиной.
Коллекция Славы Зайцева, выполненная в русском стиле из платков и шалей Павлово-Посада, пользовалась огромной популярностью. На этой выставке вызвала интерес зрителей коллекция современного костюма Валентина Юдашкина. Выставка «Вышивки России. Традиции и современность» призвана возрождать и приумножать традиции украшения костюма, проследить связь времён и преемственность поколений.
Упомянутый выше проект ярко иллюстрирует как идею гражданского единства многонационального государства, так и важнейшие параллели между прошлым, настоящим и будущим России через творческое начало, присущее всем поколениям. Цель проекта — показать единение граждан нашей многонациональной страны, несмотря на различия между ними по профессии, социальному статусу, происхождению; продемонстрировать приверженность сегодняшних россиян своим истокам и передать современникам художественные приемы и методы, которыми пользовались наши предшественники в своих художественных произведениях.
Примечания
1. Козлова, Н. Б. Магия русского стиля / Н. Б. Козлова. — Москва : Учебники и картолитографии, 2008.
2. О современном костюме // Красная Нива. — 1924. — № 27.
3. Русская мода // Красная Нива. — 1923. — № 30.