Научная статья на тему 'Якутская духовная школа'

Якутская духовная школа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Е. Парышев / «Якутская духовная школа» / школа при Якутском Спасском мужском монастыре / история духовного образования / S. E. Paryshev / «The Yakut Theological School» / the school at the Yakut Spassky Monastery / the history of spiritual education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парышев Стефан Евгеньевич

Переиздание статьи краеведа, преподавателя Якутской духовной семинарии С. Е. Парышева (? – 1947), увидевшей свет на страницах журнала «Якутские епархиальные ведомости» в 1900 году. Статья посвящена обстоятельствам открытия и некоторым особенностям работы первого в крае духовного учебного заведения – школе при Якутском Спасском мужском монастыре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yakutsk Theological School

The paper presents a reprint version of an article by S.E. Paryshev (? 1947), a local historian and teacher at the Yakutsk Theological Seminary, which was published on the pages of the journal "Yakut Diocesan Gazette" in 1900. The article focuses on the circumstances of the opening and some features of the work of the first theological educational institution in the region the school at the Yakut Spassky Monastery.

Текст научной работы на тему «Якутская духовная школа»

Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2022. Вып. 17. С. 114–129

Collection of Research Papers of the Yakutsk Theological Seminary. 2022. Issue 17. P. 114–129

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В ЯКУТИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

Научная статья

УДК 377.014.52:271.2(571.56)

doi:

Якутская духовная школа*

Стефан Евгеньевич Парышев

Якутская духовная семинария

Аннотация. Переиздание статьи краеведа, преподавателя Якутской духовной семинарии С. Е. Парышева (? – 1947), увидевшей свет на страни- цах журнала «Якутские епархиальные ведомости» в 1900 году. Статья посвящена обстоятельствам открытия и некоторым особенностям работы первого в крае духовного учебного заведения – школе при Якутском Спасском мужском монастыре.

Ключевые слова: С. Е. Парышев, «Якутская духовная школа», школа при Якутском Спасском мужском монастыре, история духовного образования Для цитирования: Парышев С. Е. Якутская духовная школа / публ. Т. В. За- харовой, А. Н. Корнильцева // Сборник трудов Якутской духовной семина- рии. 2022. Вып. 17. С. 114–129.

HISTORY OF ORTHODOXY IN YAKUTIA: INTELLECTUAL HERITAGE

Original article

YAKUTSK THEOLOGICAL SCHOOL

Stephan E. Paryshev

Yakutsk Theological Seminary

* Статья публикуется по: Якутские епархиальные ведомости. 1900. № 10 (16 мая). С. 122-124;

№ 11 (1 июня). С. 137-140; № 13 (1 июля). С. 155-159; № 16 (16 авг.). С. 222-224; № 19 (1 окт.).

с. 267-268; № 22 (16 нояб.). С. 314-316; № 23 (1 дек.). С. 329-331.

© Захарова Т. В., Корнильцев А. Н. Якутск, 2022

Abstract. The paper presents a reprint version of an article by S.E. Paryshev (? - 1947), a local historian and teacher at the Yakutsk Theological Seminary, which was published on the pages of the journal "Yakut Diocesan Gazette" in 1900. The article focuses on the circumstances of the opening and some features of the work of the first theological educational institution in the region - the school at the Yakut Spassky Monastery.

Keywords: S. E. Paryshev, «The Yakut Theological School», the school at the Yakut Spassky Monastery, the history of spiritual education

For citation: Paryshev S. E. Yakutskaya duhovnaya shkola [The Yakut Theological School] / publ. by T. V. Zakharova, A. N. Korniltseva. Sbornik trudov Jakutskoj duhovnoj seminarii – Collection of Research Papers of the Yakutsk Theological Seminary, 2022, is. 17, pp. 114–129. http://

До настоящего времени в исследованиях, касающихся истории как вообще Сибири (Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири Щеглова) [9], так, в частности, Якутского края (Летопись Якутского края Приклонского и Зачатки народного образования в Якутской области Майнова) [7, 3], древнейшим учебным заведением в Якутске считается гражданское уездное училище, учрежденное в 1808 или 1809 году.

Между тем есть полное основание считать из существующих в Якутске учебных заведений древнейшим духовную школу, основан- ную по Высочайше утвержденному указу от 16 июня 1800 г. в Спасском монастыре.

Мы при этом не принимаем в расчёт школу, открытую при том же монастыре еще в 1735 году приснопамятным епископом Иркутским Иннокентием II (Неруновичем), о которой упоминается в некоторых специальных исследованиях по истории духовного просвещения (Духовные школы в России до реформы 1808 года проф. П. Знаменского и Миссионерство в Сибири Сумарокова) [1, 8], потому что она, как и многие другие низшие духовные школы того времени, была, так сказать, домашней и возникла без правительственного пособия, благодаря единственно просветительному усердию архипастыря-миссионера. Кроме того, сколько времени существовала эта школа и существовала ли она во время, ближайшее к XIX веку, нам ничего неизвестно*.

* Впрочем, есть большое основание полагать, что эта школа после смерти своего основателя преосвященного Иннокентия в 1747 году прекратила существование и не возобновлялась. В этом убеждает как совершенное отсутствие в делах монастырского архива указаний на нее, так и последовавшие неблагоприятные обстоятельства в жизни всей епархии, которая со смерти преосвященного Иннокентия оставалась в течение почти 7 лет без архипастыря, а особенно Якутского Спасского монастыря, который с оставлением за штатом с 1764 года стал быстро беднеть и приходить в упадок. На отсутствие школы при монастыре во второй половине XVIII века указывает и необразованность местного духовенства. Все священно- и церковнослужители (преклонных и средних

Поэтому духовную школу, открытую официально первого января 1801 года, по настоящему мнению, нужно считать родоначальницей настоящих духовно-учебных заведений в Якутской епархии, потому что с открытия ее духовное образование не прерывалось, а постепенно развивалось. Якутская духовная школа открыта при Преосвященном Вениамине (Багрянском), одном из просвещеннейших архипастырей того времени, закончившем свое образование в Лейденском университете. Открытие ее стоит в связи с поднятым общим вопросом об организации духовно-учебных заведений в царствование императора Павла I, когда вместе с семинариями увеличилось и число низших духовных школ, особенно когда Св[ятейший] Синод в 1800 году сделал распоряжение об учреждении по епархиям русских элементарных

школ для приготовления главным образом причетников.

Высочайший указ из Св. Правительствующего Синода от 16 июня 1800 г., введенный в Полное Собрание Законов*, кроме Якутской духовной школы, касается еще устроения семинарии во вновь учрежденных тогда епархиях: Калужской, Пермской, Саратовской, Слободской, Укаинской, Уфимско-Оренбургской и вместе с тем назначе- ние казенной суммы на семинарию, заведенную в Волынской епархии.

Выписываем часть указа, касающуюся Якутской школы: «Во исполнение именных Высочайших указов, состоявшегося прошлого 1799 года – первого октября в 16-й день на докладе Св. Синода о распоряжении епархий сообразно пределам губерний и учреждении новых епархий, а второго ноября 9-го дня о рассмотрении Св. Синоду прошения, присланного на Высочайшее Его Императорского Величества имя Иркутской епархии Кангаласского улуса князца Ильи Шадрина касательно изъясненных им в 9-ом пункте того прошения нужд в учреждении при Якутском трехклассном монастыре семинарии сообразно Иркутской для обучения христианскому закону якутского юношества. Св. Синод, получа нужные сведения и сообразуясь с настоящими обстоятельствами, находит необходимо нужным устроение семинарий в новоучрежденных епархиях, также и учрежде- ние в Якутском монастыре для обучения христианскому закону якутского юношества школы послужит к образованию и утверждению тамошних народов в законе христианском и потому полагал следую- щее свое мнение: 1-е, Иркутской епархии в трехклассном Якутском монастыре для обучения якутского юношества учредить школу,

лет), за исключением немногих учившихся в Иркутской семинарии, в клировых ведомостях отмечены:

«В школах не бывал или в школах не учился». Даже помощник знаменитого миссионера Григория Слепцова сын его священник тоже Григорий ни в какой школе не учился.

* ПСЗ, т. XXVI, № 19 455 [7].

в которой преподавать русскую грамматику, чтение, писание, катехизис, священную историю и краткое нравственное наставление о должностях верноподданного, и оной школе быть под распоряжением Иркутского епархиального архиерея, определя в учительские должности из монашествующих того монастыря, каковое заведение там школы может полезно быть и для самих священно- и церковнослужительских детей тех церквей, кои в отдаленности состоят от города Иркутска; 2-е, на содержание этих семинарий и школы положено денежной суммы 16 200 рублей в год, причем 3-е, к сохранению казенного интереса в число этой суммы обращено 1 950 рублей, с 1764 года ассигнуемых на содержание 13-ти проповедников в епархиях с иноверным населением (Казанской, Астраханской, Тобольской, Рязанской, Нижегородской, Вятской, Тамбовской и Иркутской), кои в том 1799 году вовсе упразднены, яко уже ненужные.

Свят. Правительствующий Синод приказали: 4-е, Его Преос- вященству (Иркутскому), во-первых, для помещения учрежденной ныне при Якутском трехклассном монастыре школа, учителей и учеников велеть Вам настоятелю устроить из состоящих в том монастыре, по донесению Его Преосвященства, способнейших амбаров жилые покои и прочие службы, какие надобны, употребля на сие сумму из имеющей остаться от той же положенной по силе помянутого доклада на ту школу суммы, сколько ее нужно будет к немедленному устроению и открытию той школы. Согласно тому, как об сем предписывается Преосвященным о новоучреждаемых семинариях (а им было предписано все подготовить к открытию учения не позже начала 1801 года, для чего была и отпущена сполна вся ассигнованная сумма на 1800 год), а потом, назнача для обучения изъясненным в оном докладе наукам способных из монашествующих, а по недостатку оных и из белого духовенства нужных учителей, открыть ту школу преподаванием наук, принимая в оную из юношества якутского желающих как ныне сколько их на первый случай может оказаться, так и впредь принимать и приохочивать столько, сколько на остающейся ежегодно за распределением учителям жалованья и другими расходами сумме содержать их будет можно, а по окончании ими преподаваемого в сей школе учения отпускать их на прежние жилища; тех же учеников кои продолжать пожелают и другие науки, невозбранно определять на казенное содержание в Иркутскую семинарию, доставив им, буде возможность позволить, и способы к переезду из Якутска в Иркутск, в прочем и о сей школе ежегодно присылать Его Преосвященству в Св. Синод об обучающихся обыкновенные ведомости. И как сие новое заведение по отдален-

ности Якутского края даже и от Иркутска и по непросвещению обитающих тамо народов требует наипаче благоразумного управле- ния и наставления, то не оставьте, приняв сие обстоятельство в особенное свое внимание, сделать от себя какие будет нужно назначенному от Вашего Преосвященства к управлению той школы предписания, для объявления же тамошним обитателям о сей Высочайшей Его Императорского Величества к ним милости дать знать от Его Преосвященства тамошнему гражданскому начальству».

Отпущена была сполна одновременно с новоучрежденными семинариями на Якутскую школу и сумма на весь 1800 год в количестве 500 рублей.

Указ этот был послан Иркутской Консисторией на имя настоятеля Якутского монастыря архимандрита Нифонта с предписанием на основании 4-го отделения в указе приложить старание для помещения школы, учителей и учеников, устроить из состоящих в том монастыре амбаров жилые покои и прочие службы, буде оные окажутся к сему предмету способными или как за наилучшее по рассуждению усмотрится, да и прочие нужные относящиеся до открытия оной школы потребности как наивозможно стараться исправлять и с каким успехом сия деятельность будет происходить, о том к Его Преос- вященству немедленно рапортовать.

Указ был получен в Якутске 12 сентября, и есть основание предполагать, что вскоре же по получении его началась подготовка к открытию учрежденной школы, тем более что много ранее начались и не были еще окончены строительные работы по восстановлению монастырских зданий, сильно пострадавших от большого пожара 1781 года. Школы решено было открыть в том же 1800 году, как можно судить по указу Иркутской Консистории от 20 октября того же года на имя Якутского заказчика протоиерея Ф. Скрябина, потому что указ этот упоминает о рапорте Якутского духовного правления, при котором последнее представило консистории ведомость о священно- и церковнослужительских детях, поступивших во вновь учрежденную

в монастыре школу.

Но из этого же указа открывается, что заказчик протоиерей Ф. Скрябин, по мнению Иркутской духовной консистории, явился чересчур ревностным исполнителем предначертаний высшего начальства: он до получения точного предписания от Иркутской духовной консистории Якутскому духовному правлению о высылке священно- и церковнослужительских детей из уездов в школу сам распорядился высылкой их в Якутск «собственным коштом» и за такое самовольно учиненное распоряжение получил упомянутый указ об

отмене его распоряжения с строжайшим выговором и подтвержде- нием «впредь без предварительного о том распоряжения Иркутской духовной консистории к этому делу не приступать под неопуститель- ным за неисполнение оштрафованием».

Официально школа открыта 1-го января 1801 года, как можно видеть из отношения Якутского духовного правления от 3-го января того же года, которым последнее извещало настоятеля монастыря архимандрита Нифонта, что о высылке в школу сына умершего священника Якутской Предтеченской церкви Федота Заровняева Николая, который по неоднократным за ним посылкам оказался жительствующим вместе с матерью у дяди своего Борогонского улуса Соттуцкой волости родника Стефана Заровняева, сделано распоряже- ние в Якутский нижний земский суд.

Протоиерей Афанасий Виноградов, писавший о Якутском Спасском монастыре в своей брошюре, почему-то ограничился только следующим кратким замечанием об этой школе: «При управлении монастырем архимандрита Нифонта учреждена в монастыре школа для обучения духовного юношества в 1800 году конечно ненадолго». Это замечание дает право думать, что вновь учрежденная школа вскоре прекратила свое существование и, таким образом, не заслуживает никакого внимания наряду с другими подобными духовно-учебными заведениями в России.

На самом деле в монастырском архиве сохранились указания, на основании которых можно безошибочно считать эту школу непрерывно существовавшей со дня открытия до преобразования ее в Приходское духовное училище в 1819 году, так что 1 января будущего года Якутское епархиальное ведомство имеет полное право праздновать столетие с начала духовного и вместе народного в области. Правда, эти указания не могут дать полного и ясного представле-

ния о жизни школы, потому что «дела монастыря хранятся во всей целости в Иркутской духовной консистории» (как замечается в подстрочном примечании к брошюре протоирея А. Виноградова), но при скудности материала и они ценны в том отношении, что касаются всех сторон школьного дела, и нам кажется, что пренебрегать ими нельзя. Вот эти свидетельства о непрерывном существовании Якутской духовной школы. Отношением от 23 февраля 1801 года Якутское духовное правление извещало настоятеля архимандрита Нифонта о том, что по указу Иркутской духовной консистории от 5 февраля того же года сын расстриженного священника Прокопия Винокурова, Василий, 8-ми лет, принят в школу на казенное содержание. Указом Иркутской духовной консистории от 16 декабря 1801 года на имя

архимандрита Нифонта предписывалось последнему в случае выезда его в Иркутск на время отлучки монастырь сдать Духовному правлению, а школу при монастыре – учителю, священнику Гавриилу Громову. Это, по всей вероятности, был первый учитель школы. Он же был учителем в 1803 и следующих годах, только неизвестно до которого.

В 1802 году школа пережила вместе с монастырем материальный кризис в своем существовании, когда обитель оставалась без хлеба, и архимандрит Нифонт для ходатайства о материальных делах, бывший в Иркутске подавал генерал-губернатору прошение, в котором взывал:

«Не имения прошу, ни драгих утварей церковных, ни о сродниках моих, но хлеба самонужнейшего пропитания от Вас ожидаю. Да престанет ропот, слезы и вопль престарелых собратий моих и обучающегося якутского юношества, которые от глада ныне погибают»*.

Указ Иркутской духовной консистории от 20 февраля 1804 года на имя архимандрита Иоасафа (Мордовского), назначенного вместо Нифонта в сентябре 1803 года, свидетельствует, что учебное дело во вновь открытой школе не только шло нормально, но и развивалось. Указом этим по резолюции преосвященного Вениамина в Якутскую школу определен вторым учителем студент богословия Иркутской семинарии Анемподист Винокуров, который «должен был обучать и латинской грамматике, дабы способные ученики могли продолжать учение в Семинарии преподаваемое». Жалованья ему, как и священ- нику Громову, «по малости ассигнуемой суммы» назначено

75 рублей в год. Указом Консистории от 28 июня 1804 года архимандриту Иоасафу предписано вытребовать в школу сына Жиганского священника Евфимия Винокурова Дмитрия, просившегося к той же церкви пономарем, так как он «очень молод и может еще удобно поступить к вышнему учению».

От 22 февраля 1805 года сохранился указ Консистории, свидетельствующий о том, что епархиальное начальство следило за внутренним строем школы. Указ этот служит ответом на рапорт архимандрита Иоасафа, при котором последний от 31 января 1804 года представил Преосвященному Вениамину ведомости об обучающихся в школе учениках и о прочих обстоятельствах, на этой ведомости последовала такая резолюция: «Благоразумными советами убеждать».

Указ Консистории от 5 октября 1805 года на имя архимандрита Иоасафа вскрывает неблаговидные стороны в жизни заведения. Именно от 19 сентября того же года какой-то Николай Попов донес

* Виноградов, Якутский Спасский монастырь, с. 17.

Преосвященному прошением, что учитель Винокуров, беспрестанно напиваясь вином, делается безобразным и в таком состоянии причиняет прочим обиды и т. д. На прошении Преосвященный положил резолюцию: «Спросить отца архимандрита, кто таков сей Попов и правду ли пишет, что учитель Винокуров так нечисто себя ведет, и ежели правда, то бы старался исправить его». Неизвестно, насколько было правды в этом доносе, только Винокуров долгое время после оставался учителем, кажется до смерти, последовавшей в 1825 году. В 1808 году он женился и в Иркутске посвящен был во священника к Якутской Николаевской церкви, в 1815 году Преосвященным Михаилом, бывшим тогда в Якутске, за беспорочное и ревностное прохождение священнической и учительской должности награжден набедренником.

Не была забыта Якутская школа и при подготовке общей реформы духовно-учебных заведений по плану 1808 года. Об этом свидетельствует указ от 19 октября 1806 года на имя архимандрита Иоасафа, которым предписывалось последнему доставить в Консисторию сведения о школе, необходимые для сообщения Обер- Прокурору Св.[ятейшего] Синода князю А. Голицыну по следующим вопросам: 1-е, сколько в училище учеников и каких лет, 2-е, в каком месте находится училище, т. е. в монастыре или где в наемном доме, 3-е, сколько в училище на казенном содержании и сколько за каждого учащегося на своем содержании платится каждогодно, и 4-е, если есть библиотека, то доставить каталоги книгам, а также план училища. По последнему пункту велено, где нет планов, сочинить их вновь или доставить хотя бы описание, т. е. в казенных ли строениях или монастырях помещены или где и в наемных, то сколько комнат занимается и сколько в год за оное платится. Какой был дан ответ на это, неизвестно.

Указ 19 января 1807 года архимандриту Иоасафу, как настоятелю монастыря и смотрителю училища, касается разбора детей духовенства и всех праздных церковников, который объявило правительство в конце 1806 года, когда по случаю войны с французами понадобились военные люди. Указом предписывалось составить и представить именные ведомости: 1-е, о числе находящихся при отцах и без должностей священно- и церковнослужительских детей возрастом выше 15 лет, обученных и необученных грамоте порознь, 2-е, о числе детей от сущего младенчества до 12 лет и от 12 до 15 обученных и необученных порознь же, 3-е, о церковниках, кои или по малому сведению грамоте или по непорядочному поведению впредь быть при церквах не могут, присылая ежемесячно таковые же о вновь рождающихся и

умерших. Монастырские настоятели также дали бы знать Консистории, не находится при монастырях кого не в надежду монашеского пострижения и ежели находится, то кто именно. Смотрители училищ, подобно, как и ректора семинарии, должны были донести, нет ли таких учеников, кои или по непонятию, или по худому поведению впредь остаться в заведении не могут. Архимандрит Иоасаф, как видно из указа от 20 апреля 1807 года, не замедлил ответить Консистории, что как в монастыре не в надежду пострижения, так и из учеников Якутской школы неспособными никого не оказалось, при том спрашивал Консисторию, должно ли считать оную школу духовным училищем. В ответ на последний вопрос Консистория рассудила:

«Хотя по силе указа Св. Правит.[ельствующего] Синода 1800 года о учреждении Якутской школы прямо почитать оную духовным училищем и не можно; но так как в оном указе между прочим в 1-ом отделении сказано, что заведение там школы может полезно быть и для самих священно- и церковнослужительских детей тех церквей, кои в отдаленности состоят от города Иркутска именным же Его Императорского Величества указом, данным Св. Правит. Синоду

26 октября 1806 года, велено между прочим учинить разбор о священно- и церковнослужительских детях, не обучающихся в школах и живущих праздно при отцах своих; равным образом и в указе Св.[тейшего] Синода во 2-ом отделении между прочим сказано: из находящихся при отцах, но не обучавшихся в училищах, ежели они имеют более 15-ти лет, обратить в военную службу: то по силе всего этого детей священно- и церковнослужительских, в Якутской школе обучающихся, в разбор сей включать и не следует, ибо они не праздно живут, но способные из них приуготовляются к вышним наукам семинарии».

Указ Консистории истории от 4 декабря 1809 года по поводу представленной за первую половину года ведомости об учениках Якутской школы в силу указа Св.[ятейшего] Синода о семинариях и духовных училищах предписывал архимандриту Иоасафу ведомости об учениках представлять ежегодно при наступлении года сверх следуемых к Его Преосвященству и семинарское правление, чтобы из оного вместе с семинарскими можно было доставлять удобнее в Св.[ятейший] Синод.

В указе от 17 марта 1811 года в ответ на рапорт архимандрита Иоасафа с представлением шнуровой приходо-расходной книги о сумме на содержание школы за 1810 год последовало о сделанных собственною рукою архимандрита книге ремарках замечание, чтобы впредь книга была присылаема в надлежащей чистоте. Подобный

же указ был получен от 30 апреля 1813 года. В нем говорится, что

«по многим расходным статьям в книге нет приемщиковых расписок, в таком случае за действительные оные статьи принять в противность законов не могло и для того означенная книга обращается с тем, чтобы кому следует, приказано было ее исправить по-надлежащему и тогда представить в Консисторию».

В 1812 году у учителя школы священника Анемподиста Винокурова вышло столкновение с светским учебным начальством по поводу домашнего обучения Винокуровым детей городских обывателей. Именно в этом году Якутское уездное училище по требованию директора училища Иркутской губернии Миллера просило духовное правление, на основании Высочайше одобренной 25 мая 1811 года записки о содержателях пансионов, истребовать от священника Анемподиста Винокурова ведомость об обучающихся по последнего детях городских обывателей разных сословий. Винокуров в двух объяснениях разъяснил Правлению, что в школе (при монастыре) кроме духовных и якутских детей других нет, на дому же он обучает в разное время неодинаковое количество детей городских обывателей, в настоящее время (в 1812 году) он обучает их 30 человек, а не 17, как говорит Уездное городское училище, о чем известно и полиции, которая и может дать ведомость от себя.

Летом 1815 года Якутск посетил преосвященный Иркутский Михаил II (Бурдуков), который несомненно уже был озабочен вопросом о подготовке к преобразованию всех духовно-учебных заведений в своей епархии, в том числе и Якутской школы по уставу 1814 года. Во время пребывания Преосвященного Удский священник Андрей Конюхов подавал ему прошение о том, что он сыновей своих Василия и Михаила, обучающихся в монастырской школе, отправить в Иркутскую семинарию не имеет средств. На прошении была дана резолюция: «Детей просителевых, равно и прочих священно- и церковнослужительских детей, предназначенных семинарии из города Якутска, представитель ко мне при реестре для поезда со мною до Иркутска, приказав родителям снабдить их, сколько можно, пристойную одеждой». 7 июля Духовное правление представило при реестре Преосвященному детей городских и уездных священно- и церковнослужителей в возрасте от 9-ти до 18-ти лет ( один был даже 21 года) 27 человек, из которых 10 в то же лето увезены в Иркутск, остальные оставлены в Якутской школе, а великовозрастные определены на места. В то же время увезен был преосвященным Михаилом в Иркутск один Намский инородец Ф. Поротов, по его собственному желанию, для поступления в семинарию, в которой

он успешно учился до философии включительно, откуда по болезни должен был выйти и возвратиться в свое общество. Впоследствии он взял увольнение от общества и служил в духовном ведомстве.

Что Якутская духовная школа с пользой исполняла свое назначение в епархиальном ведомстве, видно из того, что в клировых ведомостях, которые по распоряжению просвещенного Михаила были заведены с 1815 года, все молодые церковнослужители уже отмечены учившимися в этой школе. Кроме того, эта школа, как единственное на первых порах в Якутске образовательное заведение, имела более широкое назначение. Это видно из того, что когда в 1819 году вскоре после преобразования школы в Приходское духовное училище между членами Духовного правления возник спор по вопросу о том, оставить ли училище по-прежнему в монастырском помещении или перенести в особый дом около собора, то один из членов в жару полемики стал умалять значение старой монастырской школы и сказал, будто это училище было безуспешно; «Нет! – сказано на это в донесении Духовного правления Его Преосвященству – оно удостоивалось принимать особ превосходительных и высокодоходных и доказать успехи на опыте с похвалою; а ближе успехи сии доказываются тем, что из учившихся в оном из не знающих даже букв российского языка ныне состоят кто в благородстве, а другие в хороших писарях, управляя дела законов».

Учителями в школе за этот период, кроме священника Громова и Винокурова, были еще дьякон А. Соколов (учитель русской грамматики с 1812-го по 1815-й годы), впоследствии священник на острове Ситхе, и соборный протоирей Ф. Амвросов, некоторое время смотритель и главный деятель по преобразованию школы в Приходское духовное училище. С 1804-го по 1814-й годы вторым учителем был Евсевий Протопопов, впоследствии протоиерей. Были ли еще какие учителя за это время, нам в точности неизвестно.

На основании выше приведенных свидетельств, непрерывное существование школы с 1801 года до преобразования ее в 1819-м году в Приходское духовное училище можно считать фактом бесспорным.

Теперь при помощи тех же и некоторых других данных позволим себе высказать мнение о том, к какому типу тогдашних учебных заведений принадлежала Якутская монастырская школа. Для этого, прежде всего, обратим внимание на то, что школа своим возникновением обязана всеподданнейшей просьбе якута, а не духовенства и русского общества в Якутске. Не без основания в некоторых исследованиях по истории Сибири замечается, что по стремлению к образованию некоторые инородческие племена

в XVIII веке стояли гораздо выше русского населения сибирских городов и в пример приводятся именно якуты, которые в XVIII веке просили правительство открыть у них школы (Хронологический перечень важнейших данных из истории Щеглова, примечание на стр. 235, причем замечание Щеглова, что «Якутская семинария открыта также по настойчивой просьбе якутов», нужно относить именно к монастырской школе, потому что якут Шадрин просил учредить семинарию). Лет за десять еще до Шадрина подобное же прошение подавал Императрице Екатерине II якутский князец Алексей Аржаков. В ответ на это прошение в 1790-м году был отдан именной указ генерал-поручику Пилю, в котором между прочим заведение училища для обучения якутских детей признано делом полезным и к исполнению оного велено приложить всевозможное попечение (ПСЗ, т. XXIII, № 16 829) [5]. Но по этому распоряжению училище не было заведено.

Все это показывает, что потребность в образовании среди якутов тогда была сильная и, к слову сказать, имела, вероятно, связь с жалобами их правительству Екатерины II на непосильность ясака и с домогательствами собственного управления при подчинении, помимо воевод, только Иркутскому генерал-губернатору (Кочнев Д.А. Очерки юридического быта якутов, стр. 80-81) [2]. Для нас в данном случае важно то, что стремление якутов к образованию как раз совпало с широкой преобразовательной деятельностью правительства в царствования Екатерины II и Павла I в пользу народного и духовного просвещения, когда по части постановки того и другого вышло несколько проектов не только из правительственных комиссий, но и из среды самого народа.

Соображая курс Якутской школы с учебно-воспитательными проектами екатерининского времени, можно видеть в нем отражение мыслей духовно-учебного проекта 1766 года и проекта комиссии «Об учреждении народных училищ» 1782 года. По проекту 1766 года (составленному епископом Тверским Гавриилом (Петровым), епископом Псковским Иннокентием (Нечаевым) и иеромонахом Платоном (Левшиным)) между прочим предположено было сверх духовных семинарий (больших и малых) открыть в каждой епархии по три-четыре низших духовных школы при монастырях под названием гимназий. Гимназиям этим придавалось назначение двойственное: с одной стороны, общенародное, всесословное для обучения детей всякого состояния и чина; с другой, специальное, собственно для детей духовенства, значение заведений, приготовительных к семинарским; от того против курса еще более низших благочинни-

ческих школ (чтение, пение и чистописание), в их курс предположено ввести преподавание арифметики и первых оснований латинской и греческой грамматик (см.: Духовные школы в России до реформы 1808 г. проф. П. Заменского, стр. 473) [см.: 1]*. В проекте комиссии под председательством Завадовского, вырабатывавшей устав для народных училищ, предметами обучения поставлена: азбука со складами церковная и гражданская, исчисление буквами и цифрами, молитвы, катихизис «Христианские добродетели», учителями все духовенство и вольные лица грамотные и благонадежные (см. С. Миропольского, Школа и государство, стр. 95) [см.: 4].

Хотя первый проект остался не утверждённым императрицей и второму не суждено было осуществиться, но многие мысли их, бывшие выражением современных понятий о духовном и народном образовании, не остались без приложения к практике школьной жизни в близкое последующее время и, в частности, вероятно, имели значение при обсуждении в Св. Синоде (когда митрополит Гавриил, один из составителей духовно-учебного проекта 1766 года, был ещё членом Синода) прошения якута Шадрина о необходимости учредить в Якутске семинарию сообразно Иркутской для обучения христианскому закону якутского юношества. В удовлетворение такому желанию Шадрина и всех искренне заботившихся о будущности края и учреждена была при Якутском монастыре школа не специальная для детей духовенства, а всесословная, общеобразовательная и даже с миссионерским назначением; в указе Св. Синода прежде всего сказано, что «учреждение в Якутском монастыре для обучения якутского юношества школы послужит к образованию и утверждению тамошних народов в законе христианском», а затем уже признается полезным и ее специальное назначение для священно- церковнослужительских детей тех церквей, кои в отдаленности находятся от Иркутска. Да иначе и не могло быть дело поставлено в таком крае, где до того не было ни одной нормальной школы и грамотность только начиналась.

Теперь для нас становится понятным и запрос, в 1807 году сделанный архимандритом Иоасафом Иркутской духовной консистории о том, должно ли считать школу духовным училищем, и ответ Консистории, которая не решилась тогда прямо высказаться по этому вопросу. Что школа эта не была специально духовно- учебным заведением, видно из того, что в программе ее не было важных предметов церковнической специальности – церковного

* Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань: тип. Имп. ун-та, 1881. С. 473. 807 с.

пения и церковного устава, которые значатся в курсе тогда же заведенных по указу 1800 года причетнических школ. Для духовных воспитанников Якутской школы, желающих продолжить образование в Иркутской семинарии, с 1804 года введено было в ней в обучение латинской грамматике.

Кроме элементарных общеобразовательных предметов обучения (русской грамматики, катихизации и священной истории) в курсе школы введен еще особенный предмет того времени, – это «краткое нравственное наставление о должностях верноподданного». Этот предмет, можно думать, тогда появился в первой и едва ли не единственной школе духовного ведомства Якутской, может быть, по-особенному ее положению среди инородческого населения; позже, в 1803 году, по проекту Петербургского Митрополита Амвросия он введен был в расширенные причетнические классы, которые стали учреждать для воспитанников семинарий, не успевающих в латинском языке, с целью дать им доступ не к одним причетническим, а к священнослужительским должностям; но классы эти не получили самостоятельного значения и вскоре прекратились.

Во введении этого предмета в курс школы нельзя не видеть влияния мысли комиссии 1782 года о водворении в воспитанниках и народе «христианских добродетелей, состоящих в должности подданных к государству, в беспрекословном повиновении государственным узаконениям, в послушании и почитании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему» (С. Миропольский. Школа и государство, стр. 96) [см.: 4, с. 96]. Для этой цели писались даже особые книги и руководства, которые обязательно прочитывались в церквах; книги эти для вящего назидания раздавались безграмотному народу, а священникам вменялось в обязанность при исповеди свидетельствовать, каждый ли в целости хранит свою книгу и т. д. Специально для употребления в народных училищах, по повелению самой императрицы Екатерины II, издана была книжка «О должностях человека и гражданина»; по ней велось преподавание в школах христианских добродетелей; она была введена по проекту митрополита Амвросия в причетни- ческие школы; по ней же, конечно, предположено было вести и «краткое нравственное наставление о должностях верноподданного» в Якутской школе.

Список источников

1. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань: тип. Имп. ун-та, 1881. 807 с.

2. Кочнев Д.А. Очерки юридического быта якутов. Казань: Типо-литография Имп. ун-та, 1899. 177 с.

3. Майнов И. И. Зачатки народного образования в Якутской области // Сибирский сборник. Год XII. Вып. III-й. – Иркутск, 1897. С. 172–229. (Приложение к журналу

«Восточное обозрение» на 1897 г.);

4. Миропольский С. И. Школа и государство: обязательность обучения в России: (исторический этюд). 2-е изд. СПб. : Тип. Глазунова, 1883. 248 с.

5. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. Т. 23. 1789 – 6 ноября 1796.

6. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб.: Тип. 2-го Отделения Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. Т. 26. 1800-1801. № 19 455.

7. Приклонский В. Л. Летопись Якутского края, составленная по официальным и историческим данным. Красноярск: издание Г.В. Юдина, 1896. 206 с.

8. Сумароков П. Миссионерство в Сибири // Христианское чтение. 1883. № 9-10. С. 411-435; № 11-12. С. 561-593; 1884. № 1-2. С. 113-147; № 5-6. С. 639-673;

№ 9-10. С. 327-347; № 11-12. С. 657-685.

9. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг.

/ Сост. И. В. Щеглов; под ред. В. И. Вагина. Иркутск: Издание Вост.-Сиб. отдела Императорского Русского географич. о-ва, 1883. 778 с.

References

1. Znamensky P. V. Duhovnye shkoly v Rossii do reformy 1808 goda [Theological schools in Russia before the reform of 1808]. Kazan, 1881.

2. Kochnev D. A. Ocherki yuridicheskogo byta yakutov [Sketches of the legal life of the Yakuts]. Kazan, 1899.

3. Mainov I. I. Zachatki narodnogo obrazovaniya v Yakutskoj oblasti [The rudiments of public education in the Yakutsk region]. Sibirskij sbornik [Siberian collection]. Year XII. Vol. III-th., Irkutsk, 1897, pp. 172-229.

4. Miropolsky S. I. Shkola i gosudarstvo: obyazatel'nost' obucheniya v Rossii: (istoricheskij etyud) [School and State: Compulsory Education in Russia: (Historical Sketch)], 2nd ed., St. Petersburg, 1883.

5. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [Complete Collection of the laws of the Russian Empire]. Collection 1-st. From 1649 to December 12, 1825, St. Petersburg, 1830, V. 23. 1789 - 1796.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [Complete Collection of the laws of the Russian Empire]. Collection 1-st. From 1649 to December 12, 1825, St. Petersburg, 1830, Vol. 26. 1800-1801.

7. Priklonsky V. L. Letopis' Yakutskogo kraya, sostavlennaya po oficial'nym i istoricheskim dannym [The Chronicle of the Yakut territory, compiled according to official and historical data]. Krasnoyarsk, 1896.

8. Sumarokov P. Missionerstvo v Sibiri [Missionary work in Siberia]. Hristianskoe chtenie – Christian reading. 1883. №9-10. pp. 411-435; №11-12. pp. 561-593; 1884.

№1-2. pp. 113-147; №5-6. pp. 639-673; № 9-10. pp. 327-347; №11-12. pp. 657-685.

9. Hronologicheskij perechen' vazhnejshih dannyh iz istorii Sibiri: 1032-1882 gg. [Chronological list of the most important data from the history of Siberia: 1032-1882]. Irkutsk, 1883.

Информация об авторе

С. Е. Парышев, кандидат с правом получения степени магистра Казанской духовной академии (1884), преподаватель Якутской духовной семинарии и духовного училища, Епархиального женского училища, краевед.

Information about the author

S. E. Paryshev, candidate with the right to receive a master's degree from the Kazan Theological Academy (1884), teacher at the Yakut Theological Seminary and the Theological College, the Diocesan Female School, local historian.

Статья принята к публикации 29.10.2022.

The article was accepted for publication 29.10.2022.

Публикация Т. В. Захаровой и А. Н. Корнильцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.