1
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОЛИТИКИ
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ В XXI ВЕКЕ:
ВЗГЛЯД НА СТРАТЕГИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ
DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2018.1.3
Кононов Леонид Алексеевич, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии ФГКВУ ВО «Военный университет» МО РФ, e-mail: [email protected].
Статья посвящена осмыслению перемен происходящих в сфере ядерных вооружений и анализу причин нарушения стратегической стабильности. Целью настоящей статьи является научный поиск перспективных подходов консолидации международных усилий в интересах снижения опасности развязывания ядерного конфликта на планете. Предложен инициативный проект формирования международного института независимых экспертов, предназначенного для международных оценок действий государств (их коалиций) в сфере ядерных вооружений. геополитика; международная безопасность; международные договоры по ограничению и сокращению ядерных вооружений; международные договоры по сокращению ядерных потенциалов; мировая политика; национальная безопасность; режим ядерного нераспространения; стратегические вооружения; стратегическая стабильность; ядерная безопасность; ядерная война; ядерная геополитика; ядерный конфликт; ядерный мир; ядерное оружие; ядерная опасность; ядерные угрозы; ядерная политика.
Источник нарушения стратегической стабильности в начале XXI века. В начале XXI-го века мир становится более непредсказуемым и опасным, особенно это касается ядерной сферы, где возрастают риски развязывания ядерных конфликтов в различных регионах мира. Причин тому множество, но во многом риски вызваны процессами глобализации.
Глобализация охватила экономическую, культурную, информационную и иные сферы. Наряду с этим процесс проник в сферу ядерную.
Аннотация.
Ключевые слова:
Усиление ядерных взаимозависимостей между странами, а также негосударственными структурами привело к формированию некого глобального ядерного пространства, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимозависимых государств и негосударственных формирований. В результате достаточно разрозненный мир с ядерным оружием и ядерными технологиями в настоящее время трансформировался в глобальную систему - сообщество ядерно зависимых государств и негосударственных формирований, куда входят не только ядерные, но также неядерные государства, обладающие ядерными технологиями (атомные электростанции, атомные реакторы, корабли с атомными силовыми установками и др.), а также международные организации, влияющие на стратегическую стабильность в сфере ядерных вооружений. В монографии «Основы ядерной геополитики: становление научного направления»1 этой системе автор присвоил название «Ядерный мир». Более подробно данный феномен описан в том же труде.
Становление ядерного мира существенно трансформировало координаты ядерных угроз. Одни угрозы, например, угроза мировой ядерной войны, перешли из разряда реальных в разряд потенциальных угроз низкого уровня риска. Другие, например, применение обычного оружия по атомным электростанциям и другим ядерным объектам, ограниченное применение ядерных боеприпасов малой мощности, наоборот вышли из тени потенциальных угроз и стали реальными. Значительно возросли риски ядерного терроризма и шантажа. А некоторые прежние угрозы, например, распространение ядерного оружия и технологий, продолжают оставаться на высоком уровне риска.
В новых координатах ядерных угроз существенно снизилась эффективность действующих международных договоров предотвращения ядерной войны. Это, прежде всего, касается Договора о нераспространении ядерного оружия, международных договоров о сокращении стратегических вооружений и ядерных потенциалов, об ограничениях развития ядерных вооружений и других договоров, затрагивающих ядерную сферу. Достигнутые в своё время межгосударственные договоры ориентировались на сложившиеся к тому времени координаты ядерных угроз и не могли учитывать возможные их изменения в обозримой перспективе. В результате этого мир стал менее предсказуемым и более опасным с точки зрения развязывания ядерного конфликта.
Учитывая происходящее, некоторые страны всерьез стали опасаться за свою безопасность и изменили курсы своей военной политики. Не надеясь больше на международные договоры, они сосредоточились на силовом решении проблемы обеспечения национальной безопасности, стали создавать собственное ядерное оружие (неядерные страны), модернизи-
1 См.: Кононов Л.А. Основы ядерной геополитики: становление научного направления: монография. М., 2011. С. 198-220.
ровать существующие образцы ядерных вооружений, разрабатывать, производить и наращивать новые виды ядерных вооружений (ядерные государства). Такие действия подорвали с трудом достигнутый баланс сил и повысили уровень глобальной ядерной опасности. Усугубил ситуацию и политический хаос, возникший в ряде регионов мира, характеризующийся многочисленными цветными революциями, военными интервенциями, гражданскими войнами, информационными войнами и санкционными давлениями на государства.
Всё происходящее привело к нарушению стратегической стабильности - основе мирного сосуществования современных государств. Непосредственным же источником нестабильности выступил феномен «действие / противодействие в сфере ядерных вооружений», периодически возникающий во время острых военно-политических конфликтов между государствами (коалициями государств). Его суть состоит в том, что на действия в сфере ядерных вооружений одной стороны, другая отвечает противодействием. Затем, на оказанное противодействие вновь реагирует первая сторона, предпринимая ответные действия. В результате спираль «действие-противодействие» в сфере ядерных вооружений циклично раскручивается, углубляя кризисную ситуацию между двумя конфликтующими сторонами. С каждым новым циклом «действий / противодействий» ситуация выходит на новый более высокий уровень угрозы развязывания ядерного конфликта, вовлекая в воронку конфликта всё новые страны.
В недалёком прошлом мировое сообщество уже сталкивалось с этой угрозой. В ретроспективе международных отношений имели место острые межгосударственные конфликты, в ходе которых проявлялся данный феномен. К ним можно отнести Арабо-израильский (1956 г.), Берлинский (1961 г.), Карибский (1962 г.), Индо-пакистанский (1998 - 1999 гг.) конфликты. И большой удачей можно считать то, что во время этих конфликтов не было применено ядерное оружие, хотя уместно вспомнить что во время Карибского кризиса мир вплотную приблизился к порогу ядерной войны.
Казалось бы, после происшедшего мировое сообщество получило надёжную прививку от повторения подобных конфликтов. И действительно в XX веке стартовали процессы ограничений развития и сокращений стратегических вооружений, был установлен режим ядерного нераспространения, модным термином в международных отношениях того времени стало слово «разрядка». Тогда многие политики и учёные всерьёз полагали, что предпринятые меры надолго обеспечат стратегическую стабильность. Однако, как показала практика, на деле этого не произошло. Начало XXI века вновь охарактеризовалось острым военно-политическим конфликтом, где в очередной раз проявился феномен «действие / противодействие в сфере ядерных вооружений». В 2010 - 2017 годах неоднократные военные учения США и Южной Кореи, проведённые вблизи границ КНДР, спровоцировали руководство Северной Кореи на ответные меры. Северная Корея провела запуски баллистических ракет, произвела и испытала ядерные заряды
и, в конце концов, было создано северокорейское ядерное оружие1. Данные ответные меры Вашингтон и Сеул восприняли как вызов своей национальной безопасности, на которые, они посчитали, необходимо было дать ответ. Здесь уместно вспомнить направление в 2017 г. авианесущих американских кораблей к берегам КНДР2 и проведение новых военных учений вблизи границ этой страны. Во время данного конфликта впервые в практике международных отношений обострилась риторика политических руководителей конфликтующих государств. В адрес друг друга посыпались взаимные обвинения с угрозами применения ядерного оружия. В результате маховик «действие / противодействие в сфере ядерных вооружений» получил новый импульс развития. И пока неизвестно, чем закончится этот конфликт.
На наш взгляд, нечто подобное назревает между США и Россией. Пока кризис между странами проявляется в воинствующей риторике на страницах средств массовой информации, в разработках программ развития ядерных вооружений, в ядерной стратеги США, где Россия рассматривается их противником3, в экономических санкциях / контрсанкциях, в политических заявлениях и в других недружественных шагах государств по отношению друг к другу. Если процесс обострения конфликтной ситуации будет развиваться такими же темпами, то не исключено, что дело может дойти до взаимных угроз применения ядерного оружия и практических действий с ядерным оружием, подкрепляющих политические заявления руководства государств.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:
1) в начале XXI в. резко возросли риски возникновения межгосударственных конфликтов, во время которых может возникнуть феномен «действие / противодействие в сфере ядерных вооружений» - непосредственный источник нарушения стратегической стабильности;
2) в обстановке становления ядерного мира и трансформации координат ядерных угроз, ведения информационных войн и усиливающегося геополитического хаоса, возникновение этого феномена становится одной из основных причин нарушения стратегической стабильности и доминирующей угрозой развязывания ядерной войны на планете;
3) если не предпринять превентивных мер международного характера, то в XXI веке мировое сообщество будет балансировать на грани развязывания ядерной войны с более высокими рисками скатиться в пропасть ядерной катастрофы.
1 Степаненко Е. Имеет ли Северная Корея ядерное оружие? Страны с ядерным оружием // ФБ.ру. 2017. 5 октября. URL: http://fb.ru/article/346957/imeet-li-severnaya- koreya-yadernoe-orujie-stranyi-s-yadernyim- orujiem.
2 Minemura K. (2017) U.S. to deploy 3rd carrier group to deter North Korea. The Asahi Shimlun. Available at: http://www.asahi.com/ajw/articles/AJ201705270029.html.
3 Борисов А. На колени! Новая ядерная стратегия США угрожает России // Лента.ру. 2018. 15 января. URL: https://lenta.ru/articles/2018/01/15/war/.
Следует заметить, что в прошлом учёными неоднократно предпринимались попытки найти пути обеспечения стратегической стабильности. Так, Р. Макнамара в своем труде «Путём ошибок - к катастрофе»1 обосновывал необходимость поддержания стратегических вооружений между США и СССР на уровне гарантированной доставки в ответном ударе около 400 боевых блоков с обеих сторон. Однако такой подход обеспечения стабильности основан на страхе взаимного уничтожения. Более «мягким вариантом» предлагалось обеспечение стратегической стабильности на уровне нанесения неприемлемых для сторон ущербов. Но все эти подходы напрямую не затрагивали сам источник стратегической нестабильности «действие / противодействие государств в сфере ядерных вооружений». В связи с чем можно утверждать, что в новых условиях обстановки остро обозначилась потребность научного поиска путей нейтрализации данного источника ядерных угроз. Эта задача в последние годы приобретает особую международную важность.
Возможный подход нейтрализации феномена «действие / противодействие в сфере ядерных вооружений». По нашему мнению, одним из таких подходов может стать международная оценка шагов государств (коалиций государств), а также политических заявлений в сфере ядерных вооружений, предусматривающая политическое осуждение (порицание) предпринимаемых шагов или же их не осуждение. Такая оценка может стать важным аргументом в пользу принятия конфликтующими сторонами конструктивных решений, направленных на нейтрализацию феномена «действие / противодействие» и деэскалацию конфликтной ситуации в ядерной сфере.
Здесь очень важно понять, от кого будут исходить такие оценки? Очевидно, оценки не должны исходить со стороны государств, т.к. государства в спорах между собой в основном ориентируются на национальные интересы, которые у них почти всегда противоречивы. Поэтому трудно ожидать от государств достижения компромисса и совпадающих объективных оценок. По этой же причине нельзя считать объективными оценки со стороны международных правительственных организаций, т.к. представители государств-участников этих организаций всегда будут ориентироваться на характер отношений с конфликтующими странами.
На наш взгляд, для объективных оценок предпринимаемых шагов в сфере ядерных вооружений нужна третья сила, которая должна стоять выше национальных интересов государств и сложившихся на момент конфликта ориентаций в межгосударственных отношениях. Именно такая третья сила на правах равноправного субъекта международных ядерных отношений должна оценивать события и действия государств в сфере ядерных вооружений.
Возникает естественный вопрос, в каком формате может быть представлена третья сила? Возможно её станут представлять международные
1 См.: Макнамара Р. Путём ошибок - к катастрофе. М.: Наука, 1988.
дискуссионные площадки, на которых авторитетные эксперты в процессе дискуссий будут оценивать события и шаги, предпринимаемые государствами (их коалициями) в сфере ядерных вооружений? Однако наблюдение за ходом политических дискуссий на отечественных и зарубежных дискуссионных площадках даёт повод усомниться в объективности таких оценок. Участники дискуссий, как правило, ведут между собой ожесточённые споры, часто не слышат друг друга, каждый из них отстаивает свою точку зрения, не обращая порой внимания на приводимые оппонентами аргументы. В условиях информационных войн при обсуждении ядерных проблем такие дискуссионные площадки сами по себе могут стать источниками ядерных угроз. Участники дискуссий, используя выгодную им и часто недостоверную информацию, по собственному усмотрению могут оценивать действия государств в сфере ядерных вооружений, опираясь на личные представления о том, что есть «хорошо», а что есть «плохо». Хотя общеизвестно, что при личностном восприятии событий всегда высоки риски ошибок. По этой причине участники дискуссий могут оценить провоцирующий шаг в сфере ядерных вооружений как не провоцирующий, представить ядерного агрессора в качестве жертвы ядерной агрессии, назначить виновником ядерного конфликта страну, которая по существу таковой не является. Слабо аргументированные ошибочные оценки, особенно исходящие авторитетных лиц, могут негативно повлиять на общественное мнение и подтолкнуть политиков и военных к деструктивным шагам. Именно по этой причине формат традиционных дискуссионных площадок непригоден для оценок действий государств в сфере ядерных вооружений.
По нашему мнению, наиболее удачным форматом третьей силы может стать международный институт независимых экспертов по оценкам действий государств в сфере ядерных вооружений. Этот институт должен в корне отличаться от традиционных дискуссионных площадок. Независимые эксперты обязаны оценивать действия государств, опираясь исключительно на научно обоснованные оценочные методы, разработанные специально для таких случаев. Любая самодеятельная оценка событий без опоры на научные методы недопустима. При реализации такого подхода международные оценки независимых экспертов станут носить научно обоснованный характер и, что самое главное, совпадать между собой, т.к. будут получены на основе использования одних и тех же научных методов.
Становление подобного рода института внесёт существенный вклад в дело поддержания стратегической стабильности при одном условии, если его формирование и деятельность будут осуществляться в тесном взаимодействии с авторитетными международными организациями, такими как ООН и его структурными подразделениями МАГАТЭ и ЮНЕСКО, а в некоторых случаях даже под их патронажем1. Тогда оценки независимых экспер-
1 Патрон - лат. покровитель, заступник, либо благодетель. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избранные статьи / под ред. Л.В. Беловинского. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С. 311).
тов будут иметь международный статус, что придаст им весомость и определённую легитимность.
Становление такого международного института потребует проведения масштабных международных научных исследований по разработке научных методов оценки действий (шагов) государств (коалиций государств) в сфере ядерных вооружений, что предполагает необходимость консолидации усилий учёных различных стран по разработке таких методов. К сожалению, в современном глобальном научном пространстве пока отсутствует сегмент подобного рода научных исследований. Восполнение пробела предполагает:
- создание международной сети исследовательских центров, занимающихся научным исследованием глобальных ядерных проблем и разработкой методик международной оценки действий государств в сфере ядерных вооружений;
- развитие научного направления, предметом исследования которого будет ядерный мир и всё, что связано с ним;
- формирование открытого информационного ресурса по глобальным ядерным проблемам, в том числе создание арсенала научно-обоснованных методов оценки действий государств (их коалиций) в сфере ядерных вооружений;
- проведение международных научных исследований по проблемам ядерных отношений на международной арене;
- наличие отлаженной системы проведения международных научных мероприятий (симпозиумы, научные конференции, научно-теоретические семинары, круглые столы), на которых будут обсуждаться разработанные методы оценки действий государств (их коалиций) в ядерной сфере.
В формате становления данного научного пространства учёные из различных стран консолидируют свои усилия по научному осмыслению современных глобальных ядерных проблем и поиску методов международной оценки шагов государств (их коалиций) в сфере ядерных вооружений.
Необходимо отметить, что первые шаги в этом направлении уже предпринимались ранее. Так автор монографии «Ядерная геополитика. Теория и практика»1 разработал и опубликовал в своём труде несколько методов международной оценки ядерной геополитики государств: «исторических аналогий»; «виртуальных ротаций»; «оценки провоцирующих / непро-воцирующих шагов в области стратегических вооружений» и др. Данные методы не следует рассматривать как нечто завершённое, возможно, потребуется их доработка. В перспективе же предполагается проведение масштабных научных исследований по разработке более широкого спектра оценочных методов. Необходимо создать целый арсенал таких мето-
1 См.: Кононов Л. Ядерная геополитика. Теория и практика. Berlin: Изд-во «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG», 2011.
дов, позволяющий независимым экспертам оценивать практически всевозможные шаги государств (их коалиций), организаций и даже заявления отдельных лиц в сфере ядерных вооружений.
Другим важным условием становления института независимых международных экспертов в сфере ядерных вооружений является формирование единого образовательного пространства по подготовке независимых экспертов и других заинтересованных лиц. Однако следует заметить, что в современном глобальном образовательном пространстве пока отсутствует такой образовательный сегмент. Восполнение пробела может начаться со старта образовательного процесса по обучению независимых экспертов и других заинтересованных лиц работе с оценочными методами. При этом важно отметить, что обучение должно осуществляться по единым образовательным программам, планам и методикам.
В настоящее время эксперты, оценивающие шаги государств в сфере ядерных вооружений, а также лица, участвующие в принятии решений по глобальным ядерным проблемам, получили образование в национальных вузах, где за основу обучения принят принцип приоритета национальных интересов. В силу этого у многих современных экспертов существует барьер взаимного непонимания, который не позволяет им солидаризироваться при оценках действий государств в сфере ядерных вооружений. Совсем другое дело, если независимые эксперты и лица, участвующие в принятии решений по ядерным проблемам, будут обучаться по единым образовательным программам, планам и методикам. Тогда в их сознании сформируются общие представления о понятийном аппарате, о методиках оценок действий государств (их коалиций) в сфере ядерных вооружений. Всё это существенно снизит барьер взаимного непонимания и будет способствовать получению экспертами солидаризированных оценочных результатов.
На наш взгляд, единое образовательное пространство по подготовке независимых экспертов и других заинтересованных лиц может выглядеть следующим образом:
- формирование международной сети взаимодействующих между собой образовательных центров, на базе которой будут обучаться независимые эксперты, лица, участвующие в принятии решений по ядерным проблемам, а также другие заинтересованные лица;
- разработка единых международных образовательных стандартов, предназначенных для обучения независимых экспертов и других лиц;
- формирование общего методического ресурса (учебные программы, учебные планы, рабочие программы, тематические планы, методики обучения и другие методические материалы);
- создание единого образовательного ресурса (учебники, учебные пособия, курсы лекций и др.);
- становление системы организации и проведения образовательных мероприятий (методические конференции, методические семина-
ры, круглые столы по проблемам обучения независимых экспертов и других заинтересованных лиц).
Первый шаг по формированию такого образовательного пространства уже был предпринят российскими учёными. На базе отмеченных выше монографий разработан и опубликован учебник «Ядерный мир: геополитические и военно-политические аспекты современности»1. В нём раскрыты перемены, происходящие в ядерной сфере, изложены методы международной оценки ядерной геополитики государств и обозначены перспективы международного сотрудничества. Данный учебник можно рассматривать в качестве задела для создания полноценного образовательного ресурса.
Инициативный проект снижения рисков нарушения стратегической стабильности. На основе сказанного выше предлагается реализация следующего Международного проекта по решению обозначенной проблемы:
- формирование института независимых экспертов в сфере ядерных вооружений;
- содействие становлению научного и образовательного пространств, в рамках которых будет осуществляться разработка оценочных методов и будет организован образовательный процесс по подготовке независимых экспертов.
Стартом для данного Проекта может стать инициатива нескольких кафедр вузов различных стран (ядерных и неядерных) с намерением - объединить усилия в научном поиске подходов обеспечения стратегической стабильности в новых координатах ядерных угроз и условиях ведения информационных войн. Первоначальной формой совместной деятельности может рассматриваться консорциум2 кафедр (научных и образовательных центров). Консорциум должен тесно взаимодействовать с ООН и организациями, находящимися в её системе МАГАТЭ и ЮНЕСКО. Участие данных организаций в Проекте, например, выдача дипломов ЮНЕСКО лицам, прошедшим курс обучения по международным программам, придаст международное признание самому консорциуму и институту независимых экспертов в сфере ядерных отношений. Кроме того, консорциум должен тесно взаимодействовать с неправительственными международными организациями, деятельность которых непосредственно связана с вопросами обеспечения ядерной безопасности.
Для успешной реализации данного Проекта потребуется его информационное сопровождение. Целесообразно было бы создать сайты университетов и научных организаций - членов консорциума, периодически
1 Анненков В.И., Кононов Л.А., Моисеев А.В. Ядерный мир: геополитические и военно-политические аспекты современности: учебник. М.: Изд-во «Русайнс», 2016.
2 Консорциум (лат. consortium - соучастие, сообщество) 1) временное объединение юридических лиц на основе особого (так называемого консорциального) соглашения для совместного достижения каких-либо целей, обычно для реализации крупных экономических проектов, при сохранении ими организационной самостоятельности... (Консорциум // Энциклопедия юриста. М.: Юринформцентр, 2005. URL: http://enc-dic.com/enc_lawyer/Konsorcium-32.html).
проводить между ними интернет-конференции, интернет-форумы, интернет-опросы. Очень важно для реализации Проекта организовывать PR-кампании по популяризации Института независимых экспертов среди учёных, политиков, студенческой молодежи и т.д.
Серьёзной проблемой на пути реализации данного Проекта может стать вопрос его финансирования. На наш взгляд, финансирование должно осуществляться по нескольким каналам. Это могут быть:
- платная образовательная деятельность кафедр-членов консорсиума по обучению независимых экспертов в сфере ядерных отношений, а также государственных служащих, принимающих участие в подготовке и принятии решений по ядерным проблемам, и других заинтересованных лиц;
- проведение научных исследований по международным грантам и лотам;
- организация платных научно-методических мероприятий (конгрессов, симпозиумов, семинаров, конференций, круглых столов);
- государственное содействие и финансовая поддержка заинтересованных организаций и частных лиц.
Ожидаемые результаты от реализации инициативного Проекта.
По нашему мнению, успешная реализация данного Проекта может кардинально изменить коммуникативную среду субъектов международных ядерных отношений:
- будут существенно ограничены возможности государств и отдельных лиц использовать двойные стандарты при оценках шагов в сфере ядерных вооружений и сопряжённых с ними систем, а также использовать ложную и подтасованную информацию для получения выгодных оценок;
- снизится барьер взаимного непонимания представителей различных стран при оценках действий друг друга в сфере ядерных отношений;
- международные оценки, поддерживаемые ООН, могут стать нейтрализаторами феномена «действие / противодействие в сфере ядерных вооружений» и оказывать существенное влияние на принятие конфликтующими сторонами решений в пользу деэскалации конфликта между ядерными странами.
На наш взгляд, реализация предложенного Проекта, наряду с уже действующими механизмами предотвращения ядерной войны, будет во многом способствовать обеспечению стратегической стабильности в новых координатах ядерных угроз, что может существенно снизить риски развязывания ядерного конфликта в XXI веке.
Библиографический список
1. Анненков В.И., Кононов Л.А., Фокин Ю.Е. Перспективы международного сотрудничества в ядерной сфере // Международная жизнь. 2015. № 5.
2. Анненков В.И., Кононов Л.А. Ядерный мир как феномен глобализации // Международная жизнь. 2014. № 4.
3. Анненков В.И., Кононов Л.А., Моисеев А.В. Ядерный мир: геополитические и военно-политические аспекты современности: учебник. М.: Изд-во «Русайнс», 2016.
4. Борисов А. На колени! Новая ядерная стратегия США угрожает России // Лента.ру. 2018. 15 января. URL: https://lenta.ru/articles/2018/01/15/ war/.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избранные статьи / под ред. Л.В. Беловинского. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
6. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. 2014. 30 декабря.
7. Кононов Л.А. Основы ядерной геополитики: становление научного направления: монография. М., 2011.
8. Кононов Л. Ядерная геополитика. Теория и практика. Berlin: Изд-во «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG», 2011.
9. Консорциум // Энциклопедия юриста. М.: Юринформцентр, 2005. URL:http://enc-dic.com/enc_lawyer/Konsorcium-32.html.
10. Макнамара Р. Путём ошибок - к катастрофе. М.: Наука, 1988.
11. Степаненко Е. Имеет ли Северная Корея ядерное оружие? Страны с ядерным оружием // ФБ.ру. 2017. 5 октября. URL: http://fb.ru/ article/346957/imeet-M-severnaya-koreya-yadernoe-orujie-stranyi-s-yadernyim-orujiem.
12. Minemura K. (2017) U.S. to deploy 3rd carrier group to deter North Korea. The Asahi Shimlun. Available at: http://www.asahi.com/ajw/articles/ AJ201705270029.html.