ИСТОРИЯ
УДК 930.1 (519.5) ББК 63.1(5 Кор)
Д.И. Бураев, Ю.Е. Крупенникова
ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА КНДР В КОРЕЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Статья посвящена ядерному кризису, который имеет место на Корейском полуострове уже с 1993 г Автор раскрывает позиции, занимаемые корейскими политиками, учеными, экспертами по поводу ядерной проблемы. В статье сделана попытка сопоставить оценки ситуации, которые дают в Северной и Юмшш КорёКлючевые слова: Северная Корея, Южная Корея, ядерная проблема, ядерное оружие, шестисторонние переговоры.
This article is devoted to the nuclear crisis which has been taking place on the Korean peninsula since 1993. The author describes positions of Korean politicians, scientists, experts about nuclear problem. There is comparison of North and South Korean assessments of the situation in the article.
Key words: North Korea, South Korea, nuclear weapon, nuclear problem, Six-Party Taifa-,
Несмотря на то что ядерный кризис Северной Кореи на протяжении многих лет был предметом детального изучения российских политиков, ученых, историков и экспертов в ядерной области, их заключения нельзя считать объективными, если во внимание не принимаются исследования ученых других заинтересованных в решении проблемы стран. В частности, особого внимания требуют материалы, публикуемые в Южной и Северной Корее, поскольку именно эти страны имеют самое непосредственное отношение к кризису. Однако эти материалы остаются недоступными читателям и даже исследователям по разным причинам.
Тем не менее в Южной Корее издается большое количество периодических изданий, в которых подробно рассматриваются причины, ход и возможные последствия ядерной проблемы КНДР. В этих изданиях отчетливо выражено отношение корейских исследователей к сложившейся ситуации, причем в русскоязычных материалах подобная информация отсутствует.
Так, например, еще в 1991-1993 гг. корреспонденты газеты «Тона Ильбо» Ким Ча Ун и Нам Чан Сун критиковали великие державы за то, что они уделяют недостаточное внимание решению ядерного вопроса на Корейском полуострове [1]. Также они писали о том, что Москва проводит проамериканскую политику в вопросах, связанных с Северо-Восточной Азией (СВА) [2].
В 1993 г. Северная Корея вышла из Договора по нераспространению ядерного оружия (ДНЯО). В опубликованном 13 марта 1993 г. заявлении правительства КНДР говорилось: «Создавшиеся исключительные обстоятельства (резолюция Совета Управляющих МАГАТЭ, учения американских военно-морских сил «Тим Спирит-93», усиление давления на Северную Корею) поставили нас в такое положение, что мы не можем больше выполнять обязательства по ДНЯО» [3]. Свой выход они назвали мерой, направленной на защиту высших интересов страны, мерой самообороны.
В правительственных кругах Южной Кореи существовали разные, даже противоположные мнения по поводу ядерного кризиса. Сторонники «жесткой линии» утверждали, что их вывод о стремлении Пхеньяна лишь выиграть время и получить американские уступки полностью оправдался. Прогноз же приверженцев умеренно прагматичного подхода о возможности честного и конструктивного диалога с Севером не подтвердился.
На юге Корейского полуострова звучат и критические замечания в адрес Вашингтона из-за его «неумения разгадать тактические уловки северных корейцев». Южнокорейское правительство советует Соединенным Штатам в диалоге с КНДР делать упор на требовании исполнять свои международные обязательства, нежели идти на какие-либо уступки.
Президент РК Ким Ен Сам сказал: «Опыт подсказывает, что когда мы делаем уступки Северной Корее, то вместо положительного результата получаем новые требования. Сейчас США испытывают такие же трудности в переговорном процессе» [4].
Рамочные соглашения 1994 г. в целом были расценены южнокорейскими СМИ как удовлетворительные, несущие мир и спокойствие не только на Корейский полуостров, но и на весь Азиатско-
D.l. Buraev, Yu.E. Krupennikova
HISTORIOGRAPHY OF NORTH KOREA'S NUCLEAR PROBLEM (BASED ON KOREAN LITERATURE)
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2009/8
Тихоокеанский регион. Однако и после подписания этих соглашений в РК были недовольны тем, что не уделяется должного внимания возобновлению диалога между Севером и Югом. Об этом заявил заместитель премьер-министра Южной Кореи На Ун Пэ [5].
16-18 ноября 1998 г. Северную Корею посетил чрезвычайный посланник США Картман. На встрече в Сеуле 19 ноября он сообщил, что по итогам его визита в КНДР выяснилось, что Северная Корея, продолжая требовать экономической помощи, запрещает проводить проверки на подземных ядерных объектах в районе Кымчалли [6].
Выходит, что, несмотря на формальное урегулирование ситуации, американцы могут только догадываться о том, что такое ядерная программа КНДР.
Профессор университета Сэчжон Ким Чжон Вон пишет, что в такой ситуации американцы могут предполагать три сценария своих дальнейших действий в отношении Северной Кореи, и по какому из них будут развиваться события зависит от КНДР.
Первый - игнорировать действия Пхеньяна, который постоянно использует ядерное оружие как средство угрозы, «выбивая» дополнительные средства. Второй - при каких-то обстоятельствах затормозить ядерные разработки Севера с помощью американо-северокорейских переговоров или с помощью независимого судьи. Третий - прекращение всех переговоров. Однако такой сценарий неизбежно приведет к войне[7].
Южнокорейские авторы полагали, что если США не сумеют уговорить Северную Корею соблюдать Рамочные соглашения, то корейская политика американской администрации потерпит поражение, а это негативно скажется на безопасности Корейского полуострова [8].
В такой ситуации южные корейцы начали активизировать свои действия в северном направлении, что нашло отражении в «политике солнечного тепла» Ким Дэ Чжуна, которая положительно оценивается исследователем Хан Ги Хыном [9]. Но для того чтобы добиться реальных результатов в северной политике, указывает автор, более всего важны ответные шаги КНДР. Кроме того, необходима поддержка США и Японии.
2000 г. был ознаменован выдающимся событием в истории двух Корей - подписанием 9 февраля Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который стал политико-юридическим символом и формальной базой новой системы двусторонних отношений.
В 2001 г. ситуация на Корейском полуострове развивалась в мирном направлении, что дало ряду правительственных деятелей РК повод говорить о том, что примерно в 2002-2003 гг. у МАГАТЭ есть возможность начать проверки для выяснения ядерной деятельности Северной Кореи в прошлом.
По словам корреспондента «Тона Ильбо» Ким Ен Щика, это как раз соответствует регламентированному в Женевской конвенции порядку: в то время как Северной Корее поставляются детали для реактора на легкой воде, она допускает проверки МАГАТЭ[10].
То есть, судя по южнокорейским источникам, складывалась довольно благоприятная обстановка для дальнейшего улучшения отношений и снижения уровня напряженности.
Но оптимистические прогнозы показали свою несостоятельность осенью 2002 г., когда вспыхнул новый ядерный кризис.
При этом президент США Дж.Буш был уверен, что Северная Корея в скором времени откажется от развития своей ядерной программы. Поэтому сообщил северокорейской стороне, чтобы «они не надеялись на изменение позиции США».
Корейские исследователи проследили сценарий, по которому развиваются события, связанные с ядерной программой КНДР. Сначала американцы требуют от корейцев отказаться от ядерного оружия, затем следует неповиновение Северной Кореи и в ответ - давление мирового сообщества, далее прекращается помощь от окружающих стран и, в конце концов, в Женевскую конвенцию вносятся поправки, еще более ужесточающие давление на Север. При таком методе «ведения переговоров» американцы видимо надеются, что Пхеньян сам пойдет на попятную. К тому же в ходе саммита АТЭС (2002) мировое сообщество во главе с РК, КНР и Японией поддержало США, и от этого уверенность Штатов еще больше укрепилась [11].
Когда с 2003 г. начал действовать механизм шестисторонних переговоров, многие корейские ученые надеялись на то, что проблема будет решена в ближайшем будущем. Однако, когда в результате четырех раундов никаких сдвигов не наметилось, исследователь Ли Сыль пояснил, что Америка и КНДР нарочно затягивают переговоры, ссылаясь на различные факторы. Особенно трудно придется США, считает автор, если КНДР успешно проведут второй запуск ракеты, что даст им возможность выдвигать новые требования [12].
Д.И. Бураев, Ю.Е. Крупеиникова. Ядерная проблема КНДР в корейской историографии
Среди специалистов РК распространено мнение, что США, Россия, Китай и другие страны, обладающие ядерным оружием, намеренно исключают Южную Корею из процесса проверки ядерной программы КНДР. Для себя корейцы объясняют это давними подозрениями мирового сообщества по поводу стремления РК к ядерному вооружению. Но если разногласия все-таки будут преодолены и южнокорейские специалисты будут допущены к работе по наблюдению и проверке ядерного оборудования, то доступ к информации будет облегчен, т.к. не будет трудностей в общении с северокорейскими рабочими по причине языкового родства, считают в Южной Корее[ 13].
В 2006 г., когда Северная Корея провела первое подземное ядерное испытание, правительство Южной Кореи заявило, что провокационные действия Пхеньяна мешают делу установления мира и стабильности на Корейском полуострове.
Однако в интервью, которое корреспондент Ли Сыль брал у профессора Университета Кснги Нам Чжу Хона, который в течение 30 лет занимался научным наблюдением за развитием ситуации в Северной Корее, прослеживается совершенно другой взгляд на проблему:
• Ядерное испытание Северной Кореи не было неожиданным. Это был закономерный шаг в политике Пхеньяна.
• Может возникнуть непредвиденная ситуация, если обе Кореи, владея ядерным оружием, начнут гонку вооружений.
• Поскольку' Южная Корея не в состоянии создавать собственное ядерное оружие, для нес лучшим вариантом будет использовать ядерный зонтик США [14].
Южнокорейские чиновники осудили провокационные действия Северной Кореи, но спустя некоторое время осознали, что такая позиция не поможет в деле стабилизации обстановки на Корейском полуострове. Тогда они сменили жесткий тон на заверения Пхеньяна в том, что заключив договор об экономическом сотрудничестве между Севером и Югом, южнокорейское правительство взяло бы на себя затраты по объединению страны [15].
Однако более действенными, нежели уговоры южан, стали экономические санкции, единогласно принятые в СБ ООН, осуждающие действия Пхеньяна. Осознав свое положение, Пхеньян решил вернуться за стол переговоров.
В результате шестого раунда шестисторонних переговоров страны пришли к договоренности о выводе из строя к 31 декабря 2007 г. трех ядерных объектов КНДР и приступили к конкретным действиям по ее реализации. Мировое сообщество приветствовало такое решение.
В конце февраля 2008 г. главой южнокорейского правительства стал Ли Мен Бак. В отличие от своего предшественника Но Му Хена, он считает, что ссверокорейское правительство получало слишком много привилегий и не торопилось предпринимать ответные шаги. Поэтому теперь Южная Корея будет придерживаться более жесткой политики. «Ничего не делать, пока северные корейцы не откажутся от ядерного оружия», - так выразился президент Ли [16]. Это привело к осложнению в отношениях двух Корей, и 28 марта КНДР провела испытания нескольких противокорабельных ракет, которые упали в Желтое море [17]. Однако и это не произвело должного впечатления на Сеул. Новый глава Комитета начальников штабов вооруженных сил Южной Кореи Ким Тэ Ен на закрытом обсуждении своей кандидатуры в Национальном собрании (южнокорейский парламент) высказывался в пользу мощного превентивного удара по КНДР в случае возникновения реальной угрозы ядерного нападения с Севера.
В начале апреля Северная Корея объявила, что находится на пороге новой войны с Югом.
В конце июня США договорились с КНДР об исключении ее из списка стран, поддерживающих терроризм. Вашингтон пошел на этот шаг в обмен на предоставление Пхеньяном списка его ядерных программ. В июле 2008 г. КНДР взорвала охлаждающую башню (градирню) реактора в Йонбене, который использовался для создания ядерного оружия, и раскрыла суть своих программ в области атома.
Летом 2008 г. с Корейского полуострова стала поступать противоречивая информация о состоянии здоровья лидера КНДР. Так, на страницах южнокорейской прессы появились сообщения, что Ким Ок, супруга и бывший секретарь Ким Чен Ира, начинает играть в северокорейском государстве ключевую роль. По сообщениям южнокорейской разведки, она не только ухаживает за больным лидером КНДР, но и подписывает от его имени официальные документы [18]. Несмотря на это, официальный представитель МИД КНДР Хюн Хак Бонг назвал сообщения о болезни Ким Чен Ира не соответствующими действительности: «Это всего лишь преднамеренная ложь тех, кто не желает давать положительную оценку нашей стране» [19].
В начале октября США и КНДР пришли к соглашению о возобновлении шестисторонних переговоров. 8 декабря переговоры начались, но как отмечает корреспондент Чжо Су Чжин, проходили в
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2009/8
крайне напряженной обстановке. Глава южнокорейской делегации Ким Сук отметил, что практически никто не ожидает положительных результатов от этой встречи. [20] Это вызвано тем, что после прихода к власти нового президента отношения между двумя Кореями значительно ухудшились.
Южные корейцы призывают страны-участницы шестисторонних переговоров не позволять Северной Корее вести себя столь вызывающе, т.к. если так пойдет и дальше, то все усилия по денукле-ризации Корейского полуострова обратятся в прах. Вместо этого нужно усилить давление на Север, поскольку в противном случае, позволив КНДР иметь ядерное оружие, невозможно будет совладать с ядерной проблемой в Иране. [21]
В заключение хотелось бы отметить, что в Южной Корее издается великое множество периодических изданий, в которых представлен широкий круг статей и заметок, демонстрирующих плюрализм во мнениях, присущий демократическому государству.
Что касается северокорейских публикаций, то в них представлена лишь позиция правящей партии, что также неудивительно, поскольку социалистический строй, как свидетельствует наше недавнее прошлое, не терпит других мнений.
Похожее наблюдение сделано автором во время устных бесед с южными и северными корейцами. Т.е. в разговоре с южанами выясняется, что они по-разному оценивают ситуацию, сложившуюся в мире по поводу ядерных амбиций КНДР, но все однозначно осуждают действия Северной Кореи и в первую очередь се лидера, председателя ГКО Ким Чен Ира. С другой стороны, студенты и вообще молодое поколение винит не столько правительство КНДР, сколько американскую администрацию.
А вот северные корейцы, с которыми автору удалось побеседовать на тему ядерного нераспространения, как один утверждают, что у КНДР есть ядерное оружие, но уклоняются от дальнейших расспросов, ссылаясь на сайт Посольства КНДР в Москве, мол, там все написано.
Таким образом, исследуя проблему ядерного оружия в Северной Корее, мы можем прийти к выводу, что историографический аспект данного вопроса не изучен в полной мере и требует дальнейшей теоретической разработки.
Literature
1. ЦЩ ь\Ц ^ А/N Y т А}^, - 7} $ - it Щ 1992-03-03 (Cause of a Coun-trary Effect of Passed Pressure on North Korea's Nuke/NYT's Leading Article. - The reporter Kim Cha-ung. - The date of publication 1992-03-03)
2. "^H^^l ]Ш 7-lf^H. _ 7] лх} - 1992-06-17 ("Sandwich Pressure" on North Korea's Nuke/Bush and Yclcyn's Collaborate Counternieasure . - The reporter Nam Chan-sun. -The dale of publication 1992-06-17
3. - 1993-03-13 (Rodong Shinmun. - 1993-03-13)
4. ^ ^-Sfl -7]ЛИ- 1993-05-22 (The Governmental Stretagy for Peaceful Resolving of North Korea's Nuclear Problem. - The reporter Kim Cha-su. - The date of publication 1993-05-22)
5. ' ^Щ-fj ^HltN ^H^IK-M^ 1995-05-10,-
7] лд)- 7? (Showing off the South Korea's Role in the Negotiation on North Korean Nuclear Problem. ~ The reporter Pak Jie Gun. - The date of publication 1995-05-10.
6. ^ШЩ ^ЪЩ . -У] 5LA 333L 1998-11-21 (A North Korean Nuke's Wen and Klinton's Indemnification. - The reporter Kim Jeong-won. - The date of publication 1998-11-21)
7. See the previous one
8. i^^tflsi- XflTfl -7] JL*} #7]%-. -ik^Q 1999-01-05 (An Early Stage of the Korean Crisis [the Propulsion of Negotiation Resumption between Norht and South Korea's Authorities . The reporter Han Gl-hyn. - The date of publication 1999-01-05)
9. See the previous one
10. IAEA 2 7pg-^, -7l -«HM 2001-05-29 (The Possibility for IAEA Inspection during 2 years. - The reporter Kim Yieon-sik. - The date of publication 2001-05-29)
11. 'Jttr fit «И 2002-10-29 (Bush Confidence about North's Nuke... Diplomatic Relations with the Ally - Conviction in Resolving through Economical Sanction. - The reporter Kim Yicon-sik. - The date of publication 2002-10-29)
12. oj tt^ - 2006-08. - p. 54 (Li Syl. North Korea Wants to be Isolated/News I languk. - 2006-08. - p. 54)
13. ^/^MIMVi.-Vol. 175, 2006 2 -p. 11-15 (The Issue on North Korea Nuke's Inspection/Pukhan Journal. - Vol. 175,2006 nieon 2 wol. - p. 11-15)
Д.К Бураев, Ю.Е. Крупенникова. Ядерная проблема КНДР в корейской историографии
14. о}^ ^ и}/^^. _ 2006-11.-р. 21-25 (Lee Syl. North Korea Nuclear Test/News Hanguk. - 2006-11. - p.21-25)
15. Щ-ЩЛЪ -§-\НИ Щ-Щ ^Ш^К/tfl. -2006-11. -р. 19 (Kang Yn-ji. Prevention of North Korea's Nuke Possession, the Necessity to Resolve the Problem in a Peaceful Way/Tongilsidea. -200-U.-p.19)
16. ± ' о] ^ Щ $ Щ 4 Q Щ 'bfl Щ ъ-ЩоУЪ0}^.2008-02-04 (North Korea Must be Adapted to 4-principal of Lee Miong Bak/Donga Ilbo. - The date of publication 2008-02-04)
17. % 5 ЗИЗ - ¿1Ж - ШЩ _ 7)5LZ} X . -^ ^ ^ 2008-03-29 (North Korea, 5-day of Unity - Diplomatic Relations - Onmidirection Military Agression/ Donga Ilbo. - The reporters Sin Seok-ho, Yun Sang-ho, Pak Jeong-hun, Kil Jin-giun. - The date of publication 2008-03-29)
18. http://www.p-bs.ru/obzor/news 2008-09-22-19-26-59-228.html 18-04-2009
19. % <g ^-i; $... Щ Ц, ^ И # я.*??} ёЩЧЩ-оЩИ. - 7} 11*} o>. «J 2008-07-26 ("Kim Jong II's Laughing on Dokto Conflict.. .if Korea and Japan are Kept out it will Bring Damage"/Donga Ilbo. - The reporter Ceo Yeong-a. - The date of publication 2008-07-26)
20. 6 1 f - 7l ¿ti!. - il 2008-12-09 (Although Six-Party Talk's Delegations Met in 5 months, ..the Open Ceremony was Pretty Cold/Donga Ilbo. - The reporter Jo Su-jin. - The date of publication 2008-12-09)
21. ЭД^ ЧЫ^/Ъ0}^. - ^ - ^^ 2008-12-12 ([Leading Article] To the Last Dissipated Nuclear Inspection /Donga Ilbo. - Mieonjiong opinion. - The date of publication 2008-12-12)
Сведения об авторах
Бураев Дмитрий Игнатьевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, археологии и этнографии Восточного факультета БГУ, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а. Восточный факультет -ул. Пушкина 25. [email protected]
Крупенникова Юлия Евгеньевна - соискатель кафедры истории, археологии и этнографии Восточного факультета Буряпгского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а. Восточный факультет -ул. Пушкина 25. e-mail: [email protected]
Data on authors
Buraev Dmitriv Ignatievich - BSU, Oriental department, history, archeology & ethnography chair, professor (Ulan-Ude), Smolina 24 a, e-mail: [email protected]
Krupennikova Yulia Evgenievna - BSU, Oriental department, Ph.d.- student of chair of history, archeology & ethnography, Ulan-Ude, Smolina st. 24a. [email protected]