Научная статья на тему '«я закончу игру»: к реконструкции биографического мифа Рикошета'

«я закончу игру»: к реконструкции биографического мифа Рикошета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
552
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««я закончу игру»: к реконструкции биографического мифа Рикошета»

“.Подробнее об этом см.: Трои Д., Троегубов В., Пушкина М. Указ. соч.

12 Фоменко И.В. Указ. соч. С. 37.

13 Там же. С.45.

© Т.А. Сибаева, 2010

О.Э. НИКИТИНА

Тверь

«Я ЗАКОНЧУ ИГРУ»: К РЕКОНСТРУКЦИИ БИОГРАФИЧЕСКОГО МИФА РИКОШЕТА

Воин противостоит убогости мира, сражаясь с большинством. Воин ищет себя истинного среди ложных химер, продолжая битву со злом в себе. Воин помогает тем, кто слабее его. Достигнув равновесия в себе, Воин посвящает свою жизнь совершенству и накоплению знаний. Обретя главное знание, Воин передает его ученикам. Как только Воин выполнил свою миссию, он исчезает из этого мира. И тогда битва продолжается уже в другой реальности.

Н. Новикова

Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

Дайдодзи Юдзан

Часто, берясь за исследование творчества, а тем более - жинетворче-ства, кого-либо из современных ему поэтов, литературовед цинично заявляет, что его исследование не претендует на всеохватывающую полноту, поскольку поэт еще жив. К сожалению, подобные заявления небезосновательны. В частности, попытка реконструировать биографический миф ныне живущего рок-поэта наталкивается, по крайней мере, на одну непреодолимую до известного момента сложность - его «в словах данная чудесная личностная история»1 не является завершенной, она творится по сей день, постоянно обрастая новыми чертами и подробностями, а иногда и вовсе нивелируя, казалось бы, уже сложившийся, мифологизированный образ поэта. Когда же «написанным» оказывается не только «текст жизни», но и «текст смерти», исследователь получает объект своего научного интереса в идеальном, относительно завершенном виде2.

В марте 2007 года в мартиролог русских рок-поэтов было вписано имя Александра «Рикошета» Аксёнова, за которым только после смерти закрепился статус легенды отечественного рока, культового и одновременно самого недооцененного рок-музыканта3. В связи с этим особое звучание обретает фраза из рецензии музыкального критика Дениса Ступникова на альбом Рикошета «Не снимать! Черные очки» (2001): «Мог бы, в принципе, войти в когорту “легенд”, но, вот, не задалось помереть вовремя»4. Хо-

тя, как известно, для того чтобы стать легендой, умирать вовсе не обязательно, ведь многих рок-поэтов уже более десяти лет называют «живыми легендами», но в случае с Рикошетом смерть действительно стала единственным условием получения им статуса легенды. В этом смысле Рикошет - пример того, что активное жизнетворчество, моделирование своей судьбы и ее мифологизация свидетельствуют лишь о наличии автобиографического мифа, получающего онтологический статус в сознании самого поэта и бытующего среди его ближайшего окружения: родных, друзей и коллег по творческому цеху. Возникновение мифа биографического невозможно без сотворчества целого ряда лиц (собственно биографов, аудитории художника) и репродукции в средствах массовой информации и устном предании, свидетельствующей о широкой сфере его бытования.

Мифотворчество аудитории вокруг образа Рикошета начинается только после смерти рок-поэта. В первую очередь функцию творцов его биографического мифа выполняют друг Рикошета Константин Кинчев, музыкальный критик Денис Ступников, участники форума неофициального сайта группы «Объект насмешек», возникшего незадолго до смерти рок-поэта, авторы многочисленных, поразительно однообразных, некрологов, как правило, остающиеся безымянными. Квинтэссенцией мифа можно считать посвященный Рикошету документальный фильм «Рикошет. Путь Самурая», показанный весной 2008 года в рамках проекта «Культурный слой» на «Пятом канале». Однако биографический миф Рикошета так и не получил широкого распространения и не превратился в факт массовой культуры, что позволяет говорить о его типологическом сходстве с биографическим мифом Михаила «Майка» Науменко, подробно описанным в книге Ю.В. Доманского «“Тексты смерти” русского рока»5. Понимая невозможность полной реконструкции биографического мифа Рикошета в рамках научной статьи, мы остановимся лишь на анализе ключевой семы мифа и вариантов ее актуализации.

И в средствах массовой информации, и в устном предании Рикошет фигурирует, прежде всего, как Воин. Именно эта сема становится ключевой для его биографического мифа. Её формирование связано с закрепившейся за Рикошетом в рок-сообществе репутацией бескомпромиссного борца с несправедливостью, уличного бойца, готового к постоянной встрече с врагом. Свою роль сыграла в этом и автобиографическая легенда Александра Аксёнова, репродуцируемая его творчеством, высказываниями6, образом жизни, имиджем и во многом предопределенная его увлечением восточными боевыми искусствами, голливудским кино, чтением самурайских кодексов и книг Карслоса Кастанеды о Пути Воина.

Уже одно только киношно-ковбойское прозвище Александра Аксёнова - Рикошет - говорит о том, насколько органичным было формирование биографического мифа о Воине вокруг того, кто это прозвище носил. У возникновения прозвища есть автобиографический подтекст: школьная группа Аксёнова называлась «Резиновый рикошет». Однако сам Алек-

сандр не соотносил это слово с собой до тех пор, пока в самом начале 80-х годов прозвищем «Рикошет» его не наградил легендарный питерский панк Андрей «Свин» Панов. Прозвище прижилось, стало творческим именем рок-поэта и даже, как это водится с обычными именами, получило среди ближайшего окружения Александра Аксёнова уменьшительный вариант -Рики. Сам Александр считал, что прозвище соответствовало его внутреннему и внешнему облику7. Рикошет - это отраженный от преграды полет пули или снаряда. Именно в этом ключе воспринимает прозвище рок-поэта и его аудитория: «...не привязываться к сокровищам мiра сего, отскакивая от них рикошетом, попутно поражая окружающую фальшь, ханжество и изворотливость» (Денис Ступников)8.

Со временем появляется и «логотип» Рикошета, на котором буква «О» изображена в виде мишени. Такое начертание традиционно интерпретируется друзьями и аудиторий рок-поэта в русле ключевой семы биографического мифа Рикошета: «Мишень - потому что как он взял в начале своего Пути название “Объект Насмешек”, так в него всю жизнь и стреляли» (Константин Кинчев)9; «.мишень не случайна и символизирует готовность принять удар на себя, стать изгоем ради идеалов» (Димитрий Чух)10. Хотя подобные высказывания могут быть интерпретированы и как своеобразная редукция ключевой семы, основанная на несовместимости понятий «воин» и «объект насмешек», «изгой».

Интересно, что при жизни Рикошета сема Воин подвергается постоянной редукции в средствах массовой информации, нивелируя образ рок-героя до образа обычного уличного хулигана. Примером этого является, в частности, ироничное именование Рикошета в самиздатовской прессе «борцом с несовершенствами мира сего»11 и намёк на его склонность решать все вопросы при помощи кулаков: «Ох, не попасться бы на глаза Рикошету, а то моя, едва начавшаяся карьера журналиста на том и прервет-ся...»12. Сам Рикошет в одном из интервью, вспоминая о 80-х годах, говорит о том, что среди питерских панков его воспринимали как «борца ни с чем и неизвестно за что»13.

Как Воина, со всей серьезностью присущей этому образу, Рикошета воспринимало только его ближайшее окружение, о чем свидетельствует тот факт, что при жизни рок-поэта именование его Воином в прессе встречается, пожалуй, только в статье Александры Панфиловой - супруги Константина Кинчева: «Модный, короче, парень, тридцати трех лет от роду. Настоящий воин по жизни. И не могу не отметить - красавец»14.

После смерти Александра Аксёнова сема Воин постоянно репродуцируется в прессе в разных вариациях, основными среди которых являются, казалось бы, никак не связанные между собой семы самурай и ковбой.

Самурай. Через эту сему в биографическом мифе Рикошета репродуцируется в первую очередь культурный миф о японском воине. Именно миф, поскольку средневековые трактаты самураев, в которых они излагали

основы этической системы своего сословия, идеализировали образ японского воина.

Анализ случаев репродукции семы самурай, а также творчества и творческого поведения Рикошета как источников этой репродукции показывает, что биографический миф Рикошета впитал в себя практически все ключевые моменты, обозначенные в самурайских кодексах, а именно:

1) «Самурай, жаждущий схватки с врагом, всегда помнит о смерти. Только тот, кто всегда помнит о смерти и никогда не забывает о неизбежности встречи с врагом, может пройти многотрудным путём вои-теля-буси»15.

Этот самурайский принцип часто репродуцируется в высказываниях друзей Рикошета и его аудитории: «.Александр - панк и в какой-то степени воин, идущий на мир с открытым забралом, готовый сражаться и умереть в этой битве» (Димитрий Чух)16; «Выходя из “парадной”, просчитывал опасность. Играл в войну. Всегда» (Александра Панфилова)17; «Рикошет всегда обострённо чувствовал чужую боль, стоял горой за Правду и резко ополчался против лицемерия, ханжества и хитрости» (отец Вячеслав)18; «Вокалист группы “Объект Насмешек” прожил жизнь как самурай, готовый умереть каждую минуту и умирать не собиравшийся»19; один «из

последних героев русского рока, который дрался и искал справедливости

20

всю свою жизнь» .

С этим самурайским принципом напрямую связана мифологизация смерти Александра Аксёнова. Восприятие Рикошета ближайшим окружением как воина, как самурая само по себе предполагало, что покинуть мир живых он должен как герой, погибнув в схватке с врагом. Об этом в частности говорит Евгений «Ай-яй-яй» Федоров в фильме «Рикошет. Путь Самурая»: «Все были уверены, что он должен погибнуть в какой-нибудь драке от ножа с какой-нибудь гопотой, которую он не переваривал. Никто не думал, что тихо в своей квартире».

Негероическая по своей сути естественная смерть Александра Аксёнова должна была разрушить его миф, но, как и в случае с Майком21, этого не произошло. Во многом благодаря Константину Кинчеву и православному мистику Денису Ступникову смерть Рикошета приобретает мистический подтекст. Сразу после смерти Александра Аксёнова Ступников пишет в «Живом журнале»: «Я ведь предчувствовал неладное. Все две предыдущие недели только и думал, что о Рикошете. Позавчерашней ночью я отвратительно спал, постоянно пробуждался от неотступного присутствия Беды. Мне снилось, будто бы я наконец-то посмотрел фильм Рашида Нугманова “Дикий Восток”, где Рикошет снялся вместе со своим “Объектом Насмешек”. И увиденное наполнило меня безысходностью»22 Не нарушая традицию культурной мифологии, Ступников трактует песни с альбома «Телетеррор», вышедшего уже после смерти Рикошета, как предчувствие рок-поэтом собственной смерти: «Историю о покинувшем героя Ангеле-хранителе можно расценивать как прощание со всеми нами.

А фраза из “Риска” звучит как своеобразное завещание: “Реже любуйся своею сестрой - чаще смотри, кто твой брат ”»23. При этом упомянутая Ступниковым песня «Ангел» звучала еще в первом альбоме «Объекта насмешек».

Константин Кинчев, когда его спрашивают о последних днях и смерти Рикошета, прибегает к таинственному умалчиванию, сознательно мифологизируя таким образом смерть друга: «Рикошет оставался самодостаточным до последнего дня. И умер как Воин. Я не буду рассказывать всю подоплеку, поскольку вам незачем знать. Поверьте на слово: он принял решение и вступил в новую войну для того, чтобы спасти других»24; «Он умер, как жил: вступил в очередную войну - и просто не рассчитал своих сил, опасности со стороны противника. На этой войне и погиб. Такая смерть Воина. За несколько недель до его смерти мы с ним говорили. Он рассказал, что вступает на тропу войны. Дальше я расшифровывать не буду. Все сводилось к следующему: чтобы спасти человека, ему необходимо узнать врага получше, поэтому он приступает к разведке. Я его предупредил: ой берегись, ой осторожно! Но случилось так, как случилось.»25. Эти высказывания Кинчева перекликаются с самурайской мудростью: «Даже во время сражения, которое заведомо нельзя выиграть, надо воспрянуть духом и быть решительным, дабы никто не смог превзойти тебя в непреклонности»26, - тем самым поддерживая формируемый миф.

Не удивительно, что практически ни в одном из некрологов не говорится о причинах смерти Александра Аксёнова, и только в одном из них нам встретилось упоминание о смерти от сердечного приступа27. Автобиографическая легенда Рикошета требовала соответствующего финала: Воин может умереть только в бою, на войне, - поэтому реальные обстоятельства смерти в творимом аудиторией рок-поэта мифе редуцируются.

Понимание Рикошетом самурайского представления о неизбежности смерти было более глубоким. Будучи хорошо знакомым с самурайскими кодексами чести, он знал, что постоянная готовность к смерти и встрече с врагом не означает, что Воин должен искать смерть и принимать участие в любой битве28. Так в конце 80-х годов, когда в рок-сообществе и прессе Рикошета воспринимали исключительно как «борца неизвестно с чем и неизвестно за что», он предлагает совершенно другой образ самого себя, выдержанный в духе самурайской традиции: «Протест ради протеста мне всегда был полусмешон, полуотвратителен. Я не понимаю, почему мы должны быть в оппозиции всегда!»29; «.я как бы не лезу на баррикады...»30.

Отношение к смерти, войне и битве с врагом в песнях Рикошета тоже вполне соответствует самурайской традиции:

«И если ты очень боишься смерти - на ночь посещай полигон» («Если») 31 - звучит в духе самурайских наставлений о том, как следует избавляться от страха смерти;

«Если ты хочешь стать полудурком - всегда применяй каратэ» («Если»); «Глупый воин ловит пулю зубами, рискуя остаться без нескольких пломб. / Умный воин не ходит там, где свистят пули, - это правило воина, а не просто понт» («Духи») - констатация того, что существуют вещи, ради которых не следует вступать в битву, а строки из песни «Духи» можно воспринимать как отсылку к известной фразе Брюса Ли: «Лучший бой -тот, который не состоялся»;

«Твой отец напуган миром и отсутствием внешних врагов. / Он предложил совершить мне подвиг, он сказал, что он для орденов. / Я сказал: “Я давно пустой”. /Я ответил: “Я давно холостой”. /Я сказал: “Я спустил все, что мог”. /Но он был словно глухой» («Твоя мать мне сказала») -для лирического героя Рикошета неприемлема борьба ради получения награды;

«Жизнь не жизнь, а куча... /Когда в ней нет риска. /Жизнь не жизнь, а просто так, / Когда в ней нет риска» («Риск») - здесь репродуцируется еще одна этическая установка самураев: «Неважно, к какому сословию принадлежит человек - высшему или низшему, если он хотя бы раз не рисковал жизнью, то у него есть повод для стыда»32.

2) «Путь самурая - это прямой путь, не допускающий промедления, и поэтому главное - действовать сразу»33.

Рикошета все и всегда воспринимали как человека прямолинейного, как человека действия. Именно вокруг этой черты рождалось больше всего слухов и легенд. Константин Кинчев так вспоминает о Рикошете: «Он был мягкий и душевный человек. Но если он видел несправедливость, он бил сразу без раздумий в табло. Боец и мягкость - это сочетаемые вещи. Боец и трус - нет»34. От прямолинейности и кулаков Рикошета пострадали не только многочисленные люберы и гопники, в уличных драках с которыми он неоднократно участвовал, но и коллеги по рок-цеху: гитарист его же группы Андрей «Дюша» Михайлов, питерский художник и исполнитель главной роли в фильме «Асса» Сергей «Африка» Бугаев, Николай «Ник-Рок-н-ролл» Кунцевич35. Известно, что Африке досталось за то, что он выпрашивал у иностранцев жевательную резинку, а Нику Рок-н-роллу - за сцену эксгибиционизма, устроенную им во время импровизированного концерта. Здесь уместно вспомнить еще одно высказывание из кодекса самурая: «.по дорогам империи шатается немало дураков, которых следует поучить манерам.»36. В своем самурайском стремлении к правильному Рикошет предпочитал действовать без промедления и не тратить время на слова, поскольку «путь самурая не приемлет рассуждений; рассуждающий воин не добьется успеха»37. Надо отметить, что прямолинейность Рикошета всегда позволяла ему добиться успеха в восстановлении справедливости и правильного порядка вещей. По словам Дениса Ступни-кова даже на поминках «присутствующие стали воодушевлённо вспоминать, какие увечья им нанёс покойник при жизни. Какой-то дяденька гордился, что однажды Рикошет сломал ему два ребра и один палец»38.

Самая известная легенда о поразительном умении Рикошета действовать решительно была озвучена Львом Лурье в фильме «Рикошет. Путь Самурая»: «Августовская ночь. Конец 80-х. Рикошет сидит при открытом окне, выпивает, пишет композицию. И вдруг слышит крики о помощи. Хватает велосипедную цепь, сбегает вниз. Г олый торс, кожаные брюки. И видит: девушку насилует какой-то маньяк. Увидев страшного Рикошета, маньяк пустился наутек, а Аксёнов-Рикошет за ним, и как ударит его велосипедной цепью между лопаток. Потом схватил его, скрутил, отвел в милицию. В милиции Рикошета поблагодарили и дали ему специальную грамоту. Первый и единственный панк, получивший благодарность от милиции».

Источником подобных слухов и легенд стала не только выбранная Рикошетом модель поведения, но и его творчество:

«У нас ещё есть много времени, / Но мы не будем ждать свой звёздный час» («Тот, кто не с нами»); «А смерть бывает лишь раз, / Ты мне моешь кости, вместо того чтоб дать в глаз» («Нет злости») - для лирического героя предпочтительнее решительный поступок, нежели пустые слова, кроме того, в песне «Нет злости» актуализирован мотив неизбежности смерти, также очевидна отсылка к самурайскому изречению: «Воин никогда не забывает о смерти, он знает цену словам и поступкам»39;

«Только кровь рождает героев, / И только смерть с нас снимет запрет» («Тот, кто не с нами»); «Ночью на улице всё понятно без слов, / Они стоят на пути - значит им нужна наша кровь. <...> Это право доказать, что нам нечего терять в эту ночь, / Эй, попробуй подойди, ну а если ты боишься, то прочь! /Это заповедь бойца, это правило дворов, /Бей с правой!» («Бей с правой») - еще один самурайский принцип: «Мужское дело

40

всегда связано с кровью» ;

«Тот, кто не смеет ударить в лицо /Когда-нибудь выстрелит в спину («Берегись крыс») - неспособность человека к открытому решительному действию воспринимается рок-поэтом, как склонность к подлому поступку.

3) «В сражении следует быть жестоким и дерзким. Но не в повседневной жизни»41.

Многие из окружения Рикошета отмечают, что в нём поразительным образом сочетались сила и мягкость: «Он был мягкий и душевный человек. <.> Боец и мягкость - это сочетаемые вещи»42; «При всей бунтарности на сцене он был эстетом, очень тонким, ранимым»43 (Константин Кинчев); «С одной стороны, Рикошет очень сильный, но в социальном плане абсолютно беспомощный»44 (Игорь «Панкер» Гудков); в своей речи на похоронах Рикошета отец Вячеслав отметил, что встречал у него «проявления милосердия и сентиментальности в таких ситуациях, в которых ожидал этого от Рикошета меньше всего»45.

4) «Во всех делах старайся помогать другим»46.

Именно это качество позволило Александру Аксёнову стать самым авторитетным персонажем отечественной рок-сцены и наставником для молодого поколения рок-музыкантов. Он никогда не отказывался, когда они приглашали его на запись своих альбомов, выступал в качестве продюсера многих музыкальных групп. Друзья же вспоминают его «как очень проницательного помощника, чьи советы и рекомендации относительно сложных ситуаций били всегда точно в цель»47. И в этом отношении поведение Рикошета вновь репродуцирует самурайскую традицию: «Советчик поступит так, как требует Путь, приняв решение после искренних и беско-

48

рыстных раздумий, поскольку лично его самого это не касается» .

5) «Разве можно стать настоящим самураем без учтивых манер»49.

Казалось бы, этот самурайский принцип совершенно не вписывается в

структуру биографического мифа панка. Вряд ли можно говорить об учтивости манер того, кто «бьет сразу в табло» и поет о том, что любит «шокировать ханжей» отсутствием в своем лексиконе «классических форм» и «непохожестью вида»50. Однако окружение Александра Аксёнова отзывается о нем как о человеке интеллигентном и умеющем совместить прямоту и тактичность: «При необходимости он мог проявить хорошие манеры» (Евгений Федоров)51; «Он мог позволить себе роскошь всегда говорить то, что думает. При этом он умел сказать это так, чтобы не обидеть человека. Интеллигентный панк, серый кардинал русского рока - более верно про него не скажешь...» (Сергей Елгазин)52

О репродукции этого принципа в структуре мифа Рикошета говорит и его манера давать интервью, и тот факт, что в его, по большей части резких, плакатных, бескомпромиссных песнях, практически отсутствует характерная для творчества панков ненормативная лексика.

6) «Смелый и доблестный воин чужд праздности и лени, даже в редкие минуты отдохновения читает он древние манускрипты или совершенствуется в искусстве боя»53.

Рикошет занимался восточными единоборствами, спортом, читал философские трактаты, не только самурайские, но и принадлежащие перу Николая Бердяева, Карлоса Кастанеды.

Ковбой. Эта сема биографического мифа Рикошета репродуцирует достаточно широкий круг мифов о героях Дикого Запада, созданных комиксами и голливудским кинематографом, но известных в нашей стране именно благодаря последнему. Через нее воплощается такое важное качество «текста жизни» Александра Аксёнова, как кинематографичность. Сниматься в кино и писать сценарии к фильмам было для него делом ничуть не менее интересным, чем музыка. Кинематографичность как эстетический принцип жизни является цементирующим мотивом в его песне «Духи»:

И тот, кого он должен был защитить грудью, упал,

Как актер, когда ему платят в кино.

<...>

Его жена была с незнакомцем.

Они были, как актеры, когда им платят в кино.

<...>

Все было в крови, все было красиво,

Как у актеров, когда им платят в кино.

<...>

Они поднимались довольно красиво,

Как актеры, когда им платят в кино

О кинематографичности «текста жизни» Рикошета упоминает и Константин Кинчев в одном из интервью: «.мышление Рикошета было кинематографичным. Он и жил в придуманном им фильме. Всю жизнь воспринимал через формат кинематографа»54.

Активное моделирование сюжетной схемы своей судьбы по законам кинематографа начинается для Александра Аксёнова с записи альбома «Жизнь настоящих ковбоев» (1989) и съемок в фильме Рашида Нугманова «Дикий Восток» (1993). Снятый в жанре «истерн» этот фильм является отечественным ремейком американского вестерна «Великолепная семерка» (реж. Джон Стёрджес, 1960)55, который в свою очередь является ремейком японского фильма «Семь самураев» (реж. Акира Куросава, 1954). Рикошет сыграл в «Диком Востоке» роль Битника - постоянно пьяного панка, одного из семи «ковбоев», согласившихся защищать Детей Солнца (бывших цирковых карликов) от банды байкеров. Через иерархию кинотекстов образ Битника синтезирует в себе две семы биографического мифа Александра Аксёнова: самурай и ковбой. Очевидно, что Рикошет отождествлял себя со своим героем, создавая тем самым на экране художественный образ самого себя. В этом заключается типологическое сходство его биографического мифа с биографическим мифом еще одного рок-поэта - Виктора Цоя56 Воплощая на экране образ самого себя, Рикошет репродуцирует созданный голливудским кинематографом миф о ковбое -«хорошем плохом парне»57. Его жизнь не безупречна, он не расстается с бутылкой и не совсем бескорыстен в своей готовности помочь Детям Солнца, однако в решающий момент Битник жертвует своей жизнью ради них. В этой связи важным в структуре «текста смерти» Рикошета оказывается замечание одного из поклонников рок-поэта по поводу смерти его персонажа: «Р<икошет> блестяще выглядит в этом фильме, жаль что не показали как погиб Битник (это прибавило бы фильму острых ощуще-ний)»58. Сцена героической смерти персонажа, - только такая смерть может быть у Воина, ковбоя и самурая - спроецированная на смерть сыгравшего его актера, безусловно, стала бы еще одним поводом для мифологизации его образа в сознании аудитории и отразилась бы на семантике текста его смерти.

Своеобразной музыкально-поэтической открыткой питерских ковбоев стала песня Рикошета «Жизнь настоящих ковбоев» с одноименного альбома. Она вполне могла бы войти в саундтрек к фильму «Дикий Восток»,

хотя бы уже потому, что ее лирический герой и образ Битника - художественные проекции одного и того же человека, между ними очевиден параллелизм: лирический герой «Жизни настоящих ковбоев» после очередной панковской пьянки не в состоянии вспомнить имена некоторых из тех, с кем пил вчера («Алло, привет! Да мы все сидим тут, / Вот ещё один проснулся, я не помню, как зовут. / Он разгребает бычки, найти пытаясь хоть один, / Но я его опередил, ему идти в магазин»); в первой сцене, где появляется Битник, он спит за барной стойкой с бутылкой в руке59

Сема ковбой вскрывает противоречивость биографического мифа Рикошета, в то время как сема самурай аккумулирует исключительно положительные черты его мифологизированного образа, идеализирует его. С одной стороны, она функционирует в структуре мифа в том же ключе, что и сема самурай, и, избавившись от присущего последней восточного колорита, мы могли бы рассмотреть такие ее компоненты, как умение идти на риск, решительность, отсутствие страха смерти, готовность прийти на помощь по первому зову нуждающегося, учтивость манер60. Все это в достаточной мере исчерпывает компонент «хороший» в структуре кинематографического мифа о ковбое как мифа о «хорошем плохом парне». Но остается еще компонент «плохой», без которого этот тип мифа существует в своем редуцированном варианте, поэтому, с другой стороны, сема ковбой в структуре биографического мифа Рикошета не позволяет представить его как абсолютного героя.

Создавая автобиографическую легенду, Рикошет избегает идеализации самого себя, откровенно заявляя: «50 процентов времени занимаюсь спортом, 50 - пью водку. Ну, еще в свободное время даем концерты»61. Мотивы алкоголя, драк (занятия спортом нужны, чтобы побеждать в них) и музыки в сочетании с ковбойскими привычками тесно переплетаются и в творчестве Александра Аксёнова, например, в песне «Неформальный рок-н-ролл»: «Я всё равно буду класть ноги на стол, /Давай дегенератам свои советы. / Занятие парней - это рок-н-ролл, / Занятие парней - это кастеты. <...> От меня всегда пахло пивом и вином, / С тобой я провонял французскими духами». Поддерживает создаваемую Рикошетом автобиографическую легенду и образ Битника, но при этом, испытывая на себе влияние восприятия Рикошета окружающими, переводит ее в ироническую плоскость. Практически на протяжении всего фильма Битник держит в руках бутылку, за исключением того момента, когда он берет в руки автомат. Здесь слышен отголосок фразы, когда-то произнесенной одной из поклонниц Рикошета: «Спортивный парень... Ему бы пулемет в руки!»62 И в то же время, это классический (если не считать тип оружия) образ ковбоя, созданный американским кинематографом: завсегдатай салунов, иногда с трудом поднимающий голову от барной стойки, ковбой мгновенно трезвеет, вскакивает в седло, берет в обе руки пистолеты и стреляет без промаха, как только возникает необходимость восстановить нарушенную справедливость. О двойственности мифологизированного образа Алек-

сандра Аксёнова говорит и Константин Кинчев в фильме «Рикошет. Путь самурая», называя стиль его борьбы «пьяным стилем». Как квинтэссенцию такой противоречивости образа следует воспринимать обложку трибьюта Рикошета «Выход Дракона», на лицевой стороне которой, выражаясь словами Кинчева, Рикошет «получился алкоголический, но шкодный»63, а на оборотной стороне размещена фотография Рикошета в роли Битника, с автоматом в руках.

В этой связи интересным фактом является то, что аудитория увидела в образе Битника репродукцию еще одного киномифа. На форуме неофициального сайта «Объекта насмешек» в теме, посвященной фильму «Дикий Восток», Рикошет в образе Битника назван «пьяным мастером с ППШ»64, что является прямой отсылкой к фильму «Пьяный мастер» (реж. Ву-Пин Юэн, 1978) с Джеки Чаном в главной роли. Очевидно, что здесь же следует искать и истоки «пьяного стиля» Рикошета.

Эстетика вестерна выдержана и в клипе «Объекта насмешек» на песню «Дождь»: здесь и эффект состаренной пленки, и унылый степной пейзаж, воссоздающий весь колорит североамериканской прерии, и одежда музыкантов, вполне соответствующая внешнему облику ковбоев, в частности, Рикошет одет в джинсы, рубашку, остроносые ботинки с имитацией крепления для шпор, широкополую ковбойскую шляпу, длинный ковбойских плащ, на шее - традиционная ковбойская бандана.

Песня «Г отовый убивать», в которой солирующим музыкальным инструментом является сухая испанская гитара, - еще один «вестерн» от Александра Аксёнова. Выдержанная в манере country and western она и в текстовом плане легко ложится на видеоряд практически любого ковбойского фильма:

Видит ястреб, как внизу движется цель.

Помнит прицел, что все тени - враги.

Рыба чувствует, как ей обойти мель.

Слышит песок шорох, чужие шаги

<...>

Г отовый к убийству,

Так и не нашедший приют.

Готовый к убийству,

Не успевший узнать, что уже где-то ждут.

Г отовый к убийству.

Один шаг, один взгляд, один вздох до черты.

Г отовый к убийству.

Я знаю, что все это так.

Г отовый к убийству.

Но, может быть, это не ты -

Готовый к убийству

Еще одним киномифом, репродуцируемым творчеством Александра Аксёнова, является миф о самом юном бандите Дикого Запада Билли Киде,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

точнее - тот его вариант, который был предложен в фильме «Молодые стрелки» режиссерами Кристофером Кэйном (1988) и Джеффом Мерфи (1990) и исполнителем главной роли Эмилио Эстевезом65. Принципиально важной для раскрытия художественной идеи второй части фильма является рассказанная Билли Кидом притча о трех китайцах, играющих в маджонг: «Кто-то к ним подходит и говорит: “Слушайте: наступает конец света”. Первый китаец говорит: “Чёрт! Я еще успею помолиться”. Второй говорит: “Чёрт, надо купить бочку вина и шесть лошадей успеть”. А третий говорит: “А я закончу игру”. Так вот я закончу игру, Док!»66. Эта реплика в диалоге Билли Кида с его другом Доком формулирует жизненную концепцию юного бандита и решающим образом влияет на его дальнейшую судьбу и судьбы его друзей, приводит их к трагическому финалу. Как обращение к некому субъекту «ты» построена песня Рикошета «Закончить игру», и в ней от лица лирического героя звучит все та же притча и рефреном - ключевая фраза притчи: «Но пока есть время, мы раскинем буру. /И не надо вспоминать о завтра - забудь. / Я хочу закончить игру».

О возможной репродукции «текстом жизни» Рикошета этого варианта мифа о Билли Киде говорит и характерологическое сходство рок-поэта и экранного персонажа, созданного Эмилио Эстевезом. В «Молодых стрелках» Билли Кид показан как человек, никогда открыто не демонстрирующий своей любви и привязанности к людям, любящий иронизировать и подшучивать над своими друзьями и скрывающий за маской спокойствия душу большого ребенка, лишенного настоящего детства. Таким же предстает в воспоминаниях друзей и Александр Аксёнов: «Он всегда некой иронией прикрывал свою незащищенность. И он не мог показать своего искреннего отношения к человеку. Потому что это было бы для него соплежуйство, не достойное воина. Поэтому над тем, к кому он хорошо и тепло относился, он все время подшучивал, и всячески его подкалывал» (Константин Кинчев)67; «Он совмещал в себе ранимость ребенка и силу воина. Ребенок-воин искал путь» (Александра Панфилова)68.

Таким образом, семы самурай и ковбой в структуре биографического мифа Рикошета дополняют друг друга и синтезируются в ключевой семе Воин. Однако этот вывод не завершает реконструкцию его биографического мифа, а является лишь первым шагом на пути к ней. Очевидно, что в дальнейшем необходимо рассмотреть по возможности весь пласт культурных текстов, оказавших влияние на формирование мифа, к числу которых, кроме уже рассмотренных, следует отнести традиционную мифологию Китая и Японии, книги Карлоса Кастанеды, философские труды Николая Бердяева, киномифы о гангстерах и др. Затрудняет реконструкцию биографического мифа Рикошета отсутствие издания его поэтического наследия (авторских вариантов текстов его песен нет даже в сети Интернет). Несомненно, в круг источников его мифа должны быть включены и его книга о питерских панках, и художественная проза, и сценарии - все это так и осталось незавершенным.

Не оставляя идею реконструировать биографический миф Александра Аксёнова во всей его полноте, мы видим в этом необходимость отдать дань уважения одному из самых неоднозначных и безусловно талантливых русских рок-поэтов.

1 ЛосевА.Ф. Диалектика мифа // ЛосевА.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991. С. 169.

2 Мы имеем в виду, что и после смерти рок-поэта, а иногда - только после смерти, его биографический миф активно формируется. Однако смерть, ставящая точку и в жизни, и в творчестве поэта, позволяет говорить о мифе, как о сложившейся структуре, все возможные трансформации которой будут связаны с уже свершившимися актами жизнетворчества.

3 См. об этом, например: рецензии па альбом «Телетеррор» па сайтах: RMRU. Режим доступа: http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=5A24BB317AC241EC94C9CC5CC600ED2B;

NEWSmusic.RU. Режим доступа: http://www.newsmusic.ru/news_2_10700.htm; некрологи па сайтах: Power Pop. Режим доступа: http://www.powerpop.ru/news/2007/03/23_1.shtml; Alisavip. Режим доступа: http://.narod.ru/pamat_rikoshet.html; обсуждения па форуме неофициального сайта группы «Объект насмешек», в частности сообщение пользователя Александра С. от

13.07.09, 14:17. в теме «Дикий Восток» (режим доступа: http://zabeich.borda.ru/?1-5-0-00000010-000-0-0-1247483859), сообщение пользователя Zabey от 03.04.08, 19:54. в теме «День памяти» (режим доступа: http://zabeich.borda.ru/?1-5-0-00000023-000-0-0-1207940513). Словами: «Как странно складывается жизнь... Рикошет уже стал Легендой» закапчивает свое интервью порталу «КМ^Ш Константин Кипчев (Константин Кинчев: «Рикошет вступил в очередную войпу и пе рассчитал опасности» [Электронный ресурс] // RMRU: мультипортал. Режим доступа: http://music.km.ru/article.asp?id=0d6e70bebc594b5b98527f3a09e72913).

4 Ступников Д. Рикошет. «Не снимать! Черные очки» [Электронный ресурс]: Рецензия // Легенды русского рока: портал о легендарных рок-группах и НЕпопсовой музыки. Режим доступа: http://www.rusrock.ru/rock/rezenz/article/?groupid=95&docid=1.

5 Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: Пособие к спецсеминару. Тверь, 2000. С. 73-107.

6 В частности, па фестивале «Наполним пебо добротой», организованном группой «ДДТ» Рикошет предваряет свое выступление словами: «Да помогут нам души умерших воинов!».

7 См. об этом: Рикошет: «Я пе лезу па баррикады» [Электронный ресурс] // Звуки Ру: музыкальная энциклопедия. Режим доступа: http://www.zvuki.ru/R/P/16250#

8 Ступников Д. Брат Рикошет. [Электронный ресурс]: Электронная статья. // Правая. RU: православно-аналитический сайт. 30 марта 2007 г. Режим доступа: http://www.pravaya.ru/column/! 1755

9 Константин Кинчев: «Рикошет вступил в очередную войну и не рассчитал опасности».

[Электронный ресурс] // КМ^^ мультипортал. Режим доступа:

http://music.km.ru/article.asp?id=0d6e70bebc594b5b98527f3a09e72913

10 Похороните достойно, или почему осквернен Крест на могиле Рикошета [Электронный ресурс]: сообщение пользователя форума Димитрий Чух от 13.03.2009, 05:57:50. // Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева. Режим доступа: http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&topic=198883

11 Рексович Т. Объект пасмешек. «Смеётся тот, кто смеётся последний» // РОКСИ. Осепь

1986 г. № 11 (IV). Цит. по сайту: Аквариум: справочное пособие для «БГ-ологов» и «Аквари-умофилов». Режим доступа: http://handbook.severov.net/handbook.nsf/Main?OpenFrame

Set&Frame=Body&Src=1/666425A0D46DFD5DC3256B3B005EB958%3FOpenDocument.

12 СтруковА. Объект пасмешек. «Жизнь настоящих ковбоев» // РОКСИ. Осепь 1990 г. N° 15. Цит. по сайту: Аквариум: Справочное пособие для «БГ-ологов» и «Аквариумофилов». Режим доступа:

http://handbook.severov.net/handbook.nsf/Main?OpenFrameSet&Frame=Body&Src=Sources%3FO

penPage

13 Интервью Александры Панфиловой с Рикошетом (1997 год) цитируется по источнику: Умер паш друг Александр «Рикошет» Аксёнов [Электронный ресурс]: Сообщение пользова-

теля форума СерёгА // Форум студии «Стёкла. Яи». Режим доступа: http://www.styokla.ru/forum/viewtopic.php?t=131&view=previous.

14 Там же.

15 Тайра Шигесуке. Бусидо Сосинсю // Клири Томас. Кодекс самурая. Современный перевод «Бусидо Сосинсю» Тайра Шигесуке. Ростов-н/Д., 2001. С. 57.

16 Похороните достойно, или почему осквернен Крест на могиле Рикошета [Электронный ресурс]: сообщение пользователя форума Димитрий Чух от 13.03.2009, 05:57:50. // Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева. Режим доступа: http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&topic=198883.

17 Ступников Д. «Алиса» выпускает с известными рокерами альбом памяти Рикошета [Электронный ресурс]: Электронная статья // KM.RU: мультипортал. Режим доступа:

http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=571FF0C7CD7F42BDBE68A905D681AE18

18 Ступников Денис. Брат Рикошет...

19 Выходит посмертный альбом Рикошета «Телетеррор» [Электронный ресурс]: Электронная

статья // NEWSmusic.RU: новости шоу-бизнеса. Режим доступа:

http://www.newsmusic.ru/news_2_10700.htm

20Леоіуї-таяїег. Рикошет... [Электронный ресурс]: Запись в блоге // Livejoumal / Блог пользователя acolyt-master. Ещё одна страничка моей летописи дней. 8 апреля 2008 г. Режим доступа: http://acolyt-master.livejournal.com/25145.html.

21 См.: Доманский Ю.В. Указ. соч. С. 75.

22 Ступников Д. Невосполнимая потеря [Электронный ресурс]: Запись в блоге // Livejournal / Блог пользователя kubovitch (Денис Ступников). Смотрел я на радугу с пеной у рта.

23 марта 2007 г. Режим доступа: http://kubovitch.livejournal.com/?skip=200 (дата обращения:

15.09.2009).

23 Ступников Д. «Объект Насмешек». «Телетеррор» (2008). [Электронный ресурс]: Рецензия //

KM.RU: мультипортал. Режим доступа:

http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=5A24BB317AC241EC94C9CC5CC600ED2B

24 Рикошет. Путь Самурая. ТРК «Петербург», 2007.

25 Константин Кинчев: «Рикошет вступил в очередную войну. »

26 Сиба Ёсимаса. Тикубасё // Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. М., 2004. С. 304.

27 Ступников Д. Брат Рикошет.

28 Например, Сиба Ёсимаса в своем трактате пишет следующее: «Не следует стремиться избежать предстоящей битвы лишь из-за ее огромной важности. Однако не следует настаивать на сражении, которого можно избежать из-за его второстепенности». (Сиба Ёсимаса. Указ. соч. С. 304).

29 Кич К. Спортивный парень, или «Не надо нас подлечивать». Интервью с Александром

«Рикошетом» Аксёновым // РОКСИ. Январь-апрель 1988 г. №14 (II). Цит. по сайту: Аквариум: справочное пособие для «БГ-ологов» и «Аквариумофилов». Режим доступа:

http://handbook.severov.net/handbook.nsf/Main?OpenFrameSet&Frame=Body&Src=1/36500CE13 55AF784C3256B55003CCD50%3FOpenDocument

30 Рикошет: «Я не лезу на баррикады. »

31 Тексты Александра Аксёнова цитируются по расшифровкам аудиозаписей.

32 НабэсимаНаосигэ. Настенные надписи господина Набэсимы // Кодекс Бусидо... С. 390.

33 Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ // Кодекс Бусидо. С. 90.

34 Рикошет. Путь Самурая. ТРК «Петербург», 2007.

35 Правда, свидетельница инцидента с Кунцевичем Нина Барановская утверждает, что Рикошет «не то чтобы “выкинул”, но как-то так сделал, что тот сам ушел» (Барановская Н. «По дороге в рай.», или Беглые заметки о жизни и творчестве Константина Кинчева // Константин Кинчев. Жизнь и творчество, стихи, документы, публикации. СПб, 1993. С. 33).

36 Тайра Шигесуке. Указ. соч. С. 56.

37 Ямамото Цунэтомо. Указ. соч. С. 66.

38 Ступников Д. Похороны Рикошета [Электронный ресурс]: Запись в блоге // Livejournal / Блог пользователя kubovitch (Денис Ступников). Смотрел я на радугу с пеной у рта. -

26 марта 2007 г. Режим доступа: http://kubovitch.livejournal.com/?skip=200 (дата обращения:

15.09.2009).

39 ТайраШигесуке. Указ. соч. С. 35.

40 Ямамото Цунэтомо. Указ. соч. С. 33.

41 НабэсимаНаосигэ. Указ. соч. С. 390.

42 Рикошет. Путь Самурая. ТРК «Петербург», 2007.

43 Выходит посмертный альбом Рикошета.

44 Рикошет. Путь Самурая. ТРК «Петербург», 2007.

45 Ступников Д. Брат Рикошет.

46ХодзёНагаудзи. Двадцать одпо правило Ходзё Суна // Кодекс Бусидо. С. 335.

47 Ступников Д. Брат Рикошет.

48 Ямамото Цунэтомо. Указ. соч. С. 23.

49 Тайра Шигесуке. Указ. соч. С. 56.

50 По существу вся песня Александра Аксёнова «Я люблю шокировать» представляет собой редукцию указанного самурайского принципа, поскольку ее лирический герой не признает хороших манер, которым его обучали с детства, что вполне соответствует образу жизни панка.

51 Рикошет. Путь Самурая. ТРК «Петербург», 2007.

52 Цит. по источнику: Умер наш друг Александр «Рикошет» Аксёнов [Электронный ресурс]: Сообщение пользователя форума admin // Форум студии «Стёкла. RU». Режим доступа: http://www.styokla.ru/forum/viewtopic.php?t=131&view=previous.

53 Тайра Шигесуке. Указ. соч. С. 74.

54 Константин Кинчев: «Рикошет вступил в очередную войну. »

55 Конечно, интертекстуальные связи «Дикого Востока» оказываются гораздо шире и отсылают не только к одному из самых известных американских вестернов, но и к отечественному кинематографу, в частности, к фильмам «Чапаев» (бр. Васильевы, 1934) и «Неуловимые мстители» (реж. Э. Кеосаян, 1966). Однако в контексте биографического мифа Рикошета эти связи оказываются несущественными. Важным для его реконструкции становится не простое цитирование «Диким Востоком» «Великолепной семерки», а через пее - «Семи самураев», а очевидное родство фабул этих трех фильмов и общность их концепций. Однако этот вопрос по понятным причинам мы оставляем за рамками данного исследования.

56 См.: Доманский Ю.В. Указ. соч. С. 53.

57 Об образе «хорошего плохого парня» см.: ШестаковВ.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М., 1988. С. 171-172; типичные персонажи вестерпов подробно рассмотрены также в книге: Карцева Е.Н. Вестерп. Эволюция жанра. М., 1976.

58 Дикий Восток [Электронный ресурс]: Сообщение пользователя форума Александр С. от

13.07.09, 14:17. // Форум неофициального сайта группы «Объект насмешек». Режим доступа: http://zabeich.borda.ru/?1-5-0-00000010-000-0-0-1247483859.

59 Другим связующим образом текста песни и кинотекста является образ Монро (в песне) / Мэрлин (в фильме), репродуцирующий еще один киномиф - миф об одной из самых известных голливудских кинодив.

60 Об этих и других чертах героев вестерпов см.: Карцева Е.Н. Указ. соч.

61 Рикошет: «Я не лезу на баррикады. »

62 Кич К. Спортивный нарепь, или «Не падо пас подлечивать. »

63 Константин Кинчев: «Рикошет вступил в очередную войну. »

64 Дикий Восток [Электронный ресурс]: Сообщение нользователяфорума Romich от 24.09.07, 18:55. // Форум неофициального сайта группы «Объект насмешек». Режим доступа: http://zabeich.borda.ru/?1-5-0-00000010-000-0-0-1247483859.

65 Функция этого варианта киномифа о Билли Киде в мифопоэтике Александра Аксёнова и в структуре его биографического мифа заслуживает отдельного разговора, но здесь мы остановимся лишь на факте цитации Рикошетом этого кинотекста и репродукции в его биографическом мифе одной из существенных черт образа, созданного Эстевезом.

66 Молодые стрелки-2. Morgan Creek Productions, 1990. Реж. Джефф Мерфи.

67 Рикошет. Путь Самурая. ТРК «Петербург», 2007.

68 Ступников Д. «Алиса» выпускает с известными рокерами альбом памяти Рикошета.

© О.Э. Никитина, 2010

Н.Н. СИМАНОВСКАЯ

Москва

МЕТРИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ ВЕНИ Д’РКИНА

Веня Д’ркин (наст имя - Александр Литвинов, 1970-1999) - один из самых интересных авторов неформального течения рок-песни девяностых годов. Нами были исследовано 67 текстов, к сожалению, до сих пор тексты не были изданы традиционным, «бумажным» образом, поэтому исследование велось по вариантам, представленным на сайте www.drdom.ru.

Таблица 1. Метрическое разнообразие песен Вени Дркина в сопоставлении с рок-авторми 80-х годов

Я Х 2П А Д Ам Ан 3П А Лог ПК 5сл Дк Т Акц Все го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наумен ко 2 3 2 33 2 42

% 4 о-- ■■■ оо 7,1 % 4,8 % 78,6 % 4,8 %

Цой 6 2 4 1 1 4 2 58 11 1 90

6,7 % 2,2 % %4 * 4 1,1 % 1,1 % %4 * 4 2,2 % 64,4 % 12,2 % 1,1 %

Шевчук 17 8 1 5 2 3 2 1 11 8 58

29,3 % 13,8 % 1,7 % 8,6 % %3 * 4 5,2 % %3 ^ 4 1,7 % 19 % 13,8 %

Мака- ревич 24 14 4 6 15 1 29 6 99

24,2 % 14,1 % 4% 6,1 % 15,2 % 1% 29,3 % 6,1 %

Николь- коль- ский 4 1 2 1 8

50 % 12,5 % 25 % 12,5 %

Рома- нов 2 2 3 1 2 1 2 1 14

14,3 % 14,3 % 21,4 % 7,1 % 14,3 % 7,1 % 14,3 % 7,1 %

Башла- чев 9 7 2 1 7 8 3 2 1 1 3 10 54

16,7 % 13 % о 3% 1,9 % 13 % 14,8 % 5,6 % %3 ^ 7 1,9 % 1,9 % 5,6 % 18,5 %

Дягиле- ва 8 7 2 1 2 3 1 2 3 29

27,6 24,1 6,9 3,4 6,9 10,3 3,4 6,9 10,3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.