зов / Б.И. Липский, Б.В. Марков. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 495 с.
3. Степин B.C. Философия и религия в социокультурном контексте // Вопросы философии.
- 2008. - №7.
4. Степин B. С. Цивилизация и культура. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 408 с.
5. http://slovari.yandex.ru
6. Ортега-и-Гассет X Восстание масс // «Вопросы философии», 1989. - № 3, 4.
7. Горшков М.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // СОЦИС, №12(320), 2010. С. 30-41.
8. Матвеев ДА Осмысление феномена одиночества в философии Востока // Научные записки НГУЭУ (электронное научное издание). 2007. №3.
9. Назарчук AB. Сетевое общество и его философское осмысление. - Вопросы философии. - №7. 2008. С. 61-75.
Evgrafova T.N. WORLD MODERN MAN: PARADOXES XXI CENTURY
The article describes the different types of vision, its structural elements and interactions of mythological, religious and scientific worldviews such rights in the information society. Attempts are made to philosophical understanding of man's place in the modern world that is at a crucial stage of civilizational development.
Keywords: ideology, myth, religion, science, philosophy, morality, traditional and technological civilization, global issues, people, person, «man weight».
ЕВГРАФОВА Татьяна Николаевна, родилась в 1972 г., окончила Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1995), канд. филос. наук (2006), доцент (2011) кафедры философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации. Автор 65работ. E-mail: [email protected]
Существуют различные подходы к пониманию сущности человека, но ближе всех к нему подобрались экзистенциалисты: они открыли такие события и переживания, присущие именно человеку: страх, забота, тревога, свобода, ответственность и им подобные модусы человеческого бытия в мире. Представители экзистенциализма утверждают: «Человек слаб и беззащитен, как былинка в поле». Таким он был еще 40-60 тыс. лет назад, когда только обрел разум, и остается таким сегодня, в техногенном мире, когда его разум достиг небывалого величия.
Источники и литература
1. Бучило Н.Ф. Философия: электронный учебник / Н.Ф. Бучило; А.Н. Чумаков. - Электрон. текстовые данные. - М.: КноРус, 2009.
2. Липский Б.И. Философия: учебник для ву-
УДК 929
Я.В. СОКОЛОВ - УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Е.А. Еленевская, А.А. Семенов
Статья посвящена выдающемуся деятелю бухгалтерской науки нашего времени — Ярославу Вячеславовичу Соколову, его неоценимому вкладу в воссоздание и продолжение исторической летописи бухгалтерского учета и развитию современной бухгалтерской науки.
Ключевые слова: история развития бухгалтерской мысли, факты хозяйственной жизни, ограниченные возможности двойной записи, парадоксы бухгалтерского учета, мистификация и демистификация бухгалтерского учета, проблемы развития вузовского образования и подготовки бухгалтерских кадров.
Становление и развитие бухгалтерского учета как сферы деятельности, отрасли знания и науки связано со множеством имен. Ярослав Вячеславович Соколов (19382010) — ученый с мировым именем, внес особый вклад в развитие отечественной бухгалтерской науки, который трудно переоценить.
Несколько лет назад, обращаясь к научной общественности со страниц журнала «Бухгалтерский учет» Я.В. Соколов писал о необходимости молодежи, делающей только первые шаги в науке, «...помнить о вкладе великих ученых, выдвинувших основополагающие идеи в области бухгалтерского учета и сформировавшие его» [6].
Для того чтобы молодые люди, связавшие себя с бухгалтерским учетом, как сферой профессиональной и научной деятельности могли внести свою лепту в развитие и совершенствование этого направления экономической науки, они должны знать историю учета, имена людей, которые на соответствующем историческом этапе сделали вклад в становление и развитие учета. В июле исполнилось два года, как ушел из жизни выдающийся ученый, доктор экономических наук, профессор, первый президент Института профессиональных бухгалтеров, член методологического совета при Министерстве финансов РФ — Ярослав Вячеславович Соколов. Размышляя об этой невосполнимой утрате для мирового бухгалтерского сообщества, хочется с позиции сегодняшнего дня показать его роль в развитии бухгалтерского учета, как сферы деятельности, отрасли знания и одного из направлений экономической науки.
Учет и экономика всегда привлекали внимание ученых и образованных людей. Их изучение — это реализация объективной необходимости познания мотивов действия людей в хозяйственной жизни, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля, Ксенофонта до наших дней.
История бухгалтерской науки стала интересовать Я.В. Соколова еще со студенческих лет. И это понятно, поскольку отец его, Вячеслав Дмитриевич Соколов (1893-1982), несмотря на то, что занимал крупные посты в системе торговли, вплоть до должности главного бухгалтера Главного управления Министерства торговли, много сделал для развития истории бухгалтерского учета, активно пропагандируя его как интереснейшую сферу профессиональной деятельности. Именно он увлек студента Я. Соколова историей бухгалтерского учета, которой Ярослав Вячеславович занимался на протяжении всей своей жизни.
Профессор Я.В. Соколов собирал материалы по истории учета в разных странах. Его, естественно, занимала и истории вычислительной техники в учете. Его перу принадлежат публикации об истории происхождения контрольно-кассовых машин, арифмометра, биография их изобретателя — Вильготта Однера, создавшего счетный прибор, использовавшийся почти весь XX век вплоть до начала 90-х г., статьи по истории бухгалтерских журналов и общественного движения бухгалтеров, наконец, развитие образа бухгалтера в художественной литера-
туре. Все это является истинным подтверждением того, что работа над историей учета была разносторонней и комплексной. В ходе этой работы Я.В. Соколов пополнил редкими изданиями и своими трудами замечательную бухгалтерскую библиотеку, собранную его отцом, встречался с потомками выдающихся русских бухгалтеров: Адольфа Марковича Вольфа (1854-1920) — редактора первого и наиболее влиятельного русского бухгалтерского журнала «Счетоводство» (1888-1905), Александра Павловича Руданов-ского (1863-1934) — автора капитальных трудов по балансоведению и оценке, Николая Севастьяновича Лунского (1866-1956) — создателя балансовой школы, Рахмилия Яковлевича Вейцмана (1870-1936) — автора популярнейшего учебника по бухгалтерии и др. Ярослав Вячеславович поддерживал тесные контакты с зарубежными историками учета
и, прежде всего, со знаменитым историком бухгалтерского учета Эрнестом Стевелинком, в переписке с которым он состоял и изучение публикаций и трудов которого очень помогло ему в работе над историей бухгалтерского учета и над биографией Луки Па-чоли.
Исследование жизни и трудов Пачоли вылилось в публикацию «Трактата о счетах и записях» и биографического очерка «Лука Пачоли — человек и мыслитель», сделавших Я.В. Соколова знаменитым не только в России, но и за рубежом. Несмотря на широкое общественное признание, он все же не стал останавливаться на достигнутом, наоборот, продолжил работу в заданном направлении, а именно исправил перевод Эдуарда Григорьевича Вальденберга (1836-1895), сделанный по текстам Иегера и Джитти (Jager and Gitti) и изданный в 1894 г.
Я.В. Соколов выпустил в свет 4 издания «Трактата» и, кроме того, опубликовал исследование, представленное на 33-м конгрессе Европейской ассоциации бухгалтеров (EAA) (19-21 мая 2010 г.) в Стамбуле о судьбах труда Луки Пачоли в России.
Помимо исследований в области истории мирового учета, национальная школа учета всегда стояла в центре внимания Ярослава Вячеславовича Соколова. С его именем связывают создание нового направления «История развития бухгалтерской мысли» как области современной экономической науки в России. Он совместно со своими учениками опубликовал целую серию статей, посвященных истории отечественных бухгалтерских журналов, развития бухгалтерского
образования и общественного движения бухгалтеров, различных школ и отдельных авторов. Особая заслуга профессора Я.В. Соколова в подтверждении гипотезы об английском происхождении первой русской книги по бухгалтерскому учету на русском языке «Ключ коммерции», опубликованной в России в 1783 г. Данный труд, как показали исследования профессора Я.В. Соколова, представляет собой перевод известного учебника, Джонсона Хавкинсона, изданного им в Англии в 1689 г.
Я.В. Соколовым по истории бухгалтерского учета был опубликован ряд работ, получивших всеобщую известность. В 1985 г. вышла первая его монография по истории бухгалтерского учета «История развития бухгалтерского учета», найти которую сегодня можно только в крупных библиотеках и коллекции Стевелинка в университете Нанта. Вслед за ней в 1991 г. были опубликованы «Очерки по истории бухгалтерского учета», содержавшие историю камеральной бухгалтерии, учета в сельском хозяйстве, профессионального движения бухгалтеров в России и другие специфические аспекты истории учета, а в 1996 г. в издательстве ЮНИТИ была опубликована монография «Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней», ставшая наиболее полным исследованием истории учета на русском языке и основой для всех последующих работ в области учета в России и ряде других стран. Ни одно серьезное исследование в области истории да и теории учета на русском языке не обходится без ссылки на эту книгу. На ее основе Ярослав Вячеславович в 2003 г. совместно с Вячеславом Ярославовичем Соколовым издал популярный учебник по истории учета, входящий в программу всех вузов, в которых готовятся специалисты по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. Бухгалтерией, а не бухгалтерским учетом называл нашу науку профессор Я.В. Соколов, подчеркивая, что в русском языке все науки непременно женского рода.
Особо следует отметить вклад Я.В. Соколова в развитие теории бухгалтерского учета. Его активная профессиональная деятельность постепенно сформировала научное направление по исследованию процессов создания количественной экономической информации, которое можно назвать школой Соколова, основное звено которой составляет учение о концептуальной реконструкции фактов хозяйственной жизни.
Термин «факты хозяйственной жизни»
был введен профессором Я.В. Соколовым в русский бухгалтерский учет в 1970-х годах, которые в дальнейшем и определяются им как предмет бухгалтерской науки. Сама идея возникновения данной научной категории выглядит достаточно примечательной. Изначально Ярослав Вячеславович предложил термин «факты хозяйственной жизни» в качестве замены понятия «хозяйственные операции». Однако в советском обществе, считавшем вслед за Лейбницем, что «все действительное разумно», термин «факты хозяйственной жизни» был заменен на термин «факты хозяйственной деятельности». Лишь в результате проведенной экономической реформы термин принял изначально предложенный автором вариант. Так в новом федеральном законе «О бухгалтерском учете» значатся факты хозяйственной жизни.
Под фактом хозяйственной жизни автор понимал «элементарный момент хозяйственного процесса, изменяющий или подтверждающий состав средств предприятия или их источников или средств и источников одновременно» [3]. То есть бухгалтерский учет, распадающийся на теорию (счетоведение) и практику (счетоводство), начинается с фактов хозяйственной жизни, также как «наука начинается с какого-то элементарного факта: математика — с числа, физика — с атома, химия — с молекулы, биология — с клетки, политическая экономия — с цены и т.д. и т.п.» [3].
Большинство фактов хозяйственной жизни, отражаемых в бухгалтерском учете, могут быть охарактеризованы как с экономической, так и с юридической точек зрения (юридическая и экономическая мантии). Каждая из мантий содержит определенный набор информационных слоев, состоящих из определенной области человеческих знаний и которые формируют информацию о факте. Для характеристики фактов хозяйственной жизни, для понимания их роли в формировании финансового положения организации, их юридическое и экономическое содержание имеют равное значение, следовательно, они должны быть воспроизведены при отражении в учете данных фактов хозяйственной жизни, что устанавливается в процессе концептуальной реконструкции факта.
Под концептуальной реконструкцией понимается «целенаправленный информационный процесс, в ходе которого воспроизводятся и организуются факты хозяйственной
жизни посредством специальной ЯЗЫКОВОЙ системы, позволяющей наиболее простым способом и с необходимой полнотой описывать их (факты)» [3]. С целью более глубокого понимания смысла концептуальной реконструкции необходимо уточнить следующие понятия, основанные на оценке самого Ярослава Вячеславовича: целенаправленный информационный процесс и языковая система. Суть первого заключается в том, что «реконструкция не касается самого хозяйственного процесса, а только воспроизводит его информационными средствами в зависимости от задач, стоящих перед предприятием» [3]. Следовательно бухгалтерский учет понимается как толкования реальной хозяйственной жизни, результаты которой доносятся до заинтересованных лиц с помощью определенной языковой системы. Под языковой системой принято понимать набор символов, их семантическую интерпретацию и синтаксические связи, что в бухгалтерском учете представляет собой перечень специальных терминов, их истолкование и указание на различные взаимосвязи между терминами и объектами, а также вывделение логических отношений.
Согласно данному учению, бухгалтер отражает факты хозяйственной жизни, составляющие предмет учета, причем большинство этих фактов уже совершены на этот момент. Регистрируя факты, бухгалтер их концептуально реконструирует, в результате чего факт превращается в некое единство объективного (того, что было на самом деле) и субъективного, т.е. того, что вкладывает бухгалтер из поставленных им целей в реконструируемый факт. Следовательно, можно говорить о том, что реконструированный бухгалтером факт всегда неадекватен факту реальному.
В целях необходимости осознать механизмы конструирования бухгалтерской информации и восприятия её пользователями, анализирующими данные отчетности, концептуальную реконструкцию фактов хозяйственной жизни рассматривают в пространстве и во времени.
Первая происходит посредством корреспонденции счетов, обеспечивающей подвижность оценки фактов хозяйственной жизни, их концептуальной реконструкции в пространстве четырех полей (четыре типа хозяйственных операций: дебет + кредит +; дебет + кредит -; кредит + дебет —; дебет
— кредит —), регистрации в учете и анализа данных, полученных в результате реконструк-
ции. Говоря о втором, следует иметь в виду, что оценка существует только во времени. Отсюда необходимо отдельно рассматривать оценку в прошедшем как реальность, оценку в настоящем как убеждение в ее правильности и оценку в будущем как идеал. Сделанная в прошлом или настоящем оценка прошлых, настоящих или будущих событий воспринимается хозяйствующим субъектом в текущий момент времени сквозь призму своего собственного понимания экономической реальности, что и формирует оценку фактов хозяйственной жизни. Это позволяет построить четыре шахматных баланса (матрицы) и перейти в учете от методов регистрации к методам исчисления, которая является результатом концептуальной реконструкции. Каждому факту хозяйственной жизни соответствует N методов его концептуальной реконструкции, что невозможно получить абсолютную истину, но сама идея концептуальной реконструкции на то и направлена, чтобы приблизиться к ней настолько, насколько это целесообразно для дела, для практики.
Не менее важными являются исследования Я.В. Соколова, посвященные проблемам определения границ возможностей бухгалтерской методологии. Основываясь на основополагающем содержании концепции скептицизма, который положен профессором Соколовым в качестве основы метода своих исследований, а также на положениях работ Карла Поппера (1902-1994), посвященных определению двух критериев научной истины
— верификации и фальсификации, Я.В. Соколов писал, что предметом любой науки выступают проблемы, которые ей, науке, приходится решать. В связи с этим он считал, что задача исследователя сводится к нахождению границ как самой проблемы, так и ее возможных решений. Основное внимание при рассмотрении методологических границ современного учёта Я.В. Соколов уделял вопросам двойной записи, метода во многом, по его мнению, мифологизированного, как возможности отразить на счетах любой факт хозяйственной жизни.
Основываясь на постулате равенства активов и пассивов, современная трактовка двойной записи ограничивает ее набором типов изменений баланса (пермутаций и модификаций), являющихся следствием конкретных фактов хозяйственной жизни. Это выводит за границы двойной бухгалтерии целый ряд фактов хозяйственной жизни, делая невозможным их представление в
традиционных формах бухгалтерской отчетности. Более того, концептуальная реконструкция в форме двойной записи заключает бухгалтера и всех пользователей продуктами его труда, — прежде всего финансовой отчетности, в некую безвыходную логическую и языковую клетку.
Профессор Я.В. Соколов был также известен широкой аудитории по выявлению и изучению парадоксов бухгалтерского учета. Таких парадоксов Ярослав Вячеславович выделил тридцать два. Они возникают из самой жизни, ее сложностей и противоречий. «И только изощренность науки позволяет избежать заблуждений, к которым эти противоречия могут привести и, увы, слишком часто приводят» [3].
Первым парадоксом, фактически являющимся причиной возникновения всех прочих, Я.В. Соколов называет то, что «бухгалтерский учет нельзя понять из него самого». Бухгалтерский учет представлен, — считает он, прежде всего, в виде процедуры регистрации фактов хозяйственной жизни, но процедура не раскрывает содержания этих фактов. Представленные в ней факты можно читать, но понимать с помощью бухгалтерского учета, привлекая его аппарат, нельзя [3].
Следует учесть тот факт, что вариантов такого «прочтения» бухгалтерского текста множество. Тогда ожидания пользователей учетной информации, связанные с восприятием формирующих ее символов, таких как прибыль, активы, капитал, доходы, расходы и пр., их ассоциации, формируемые их «экономической апперцепцией», могут не совпадать со смысловым наполнением этих символов, присущим применявшейся методологии учета и формирования отчетности. Однако реакция на получаемую информацию, этот «экономический рефлекс» пользователей отчетности вызывается именно теми ожиданиями, которые они связывают с представленными в отчетности символами. Это и создает парадоксы, о которых пишет Я.В. Соколов.
В качестве предотвращения, имеющих место быть в современных реалиях парадоксов, должна прийти на помощь демистификация учета, в необходимости которой был убежден профессор Я.В. Соколов. «Учет представляет собой текст, изложенный на специальном профессиональном языке, и одна из важнейших задач любого человека, который пытается в нем разобраться, заключается в необходимости «снять шелуху» слов и обнажить смысл» [3]. Любопытно, — отме-
чал Я.В. Соколов, — что сначала формируется специальный язык, который мистифицирует хозяйственную деятельность; потом возникает необходимость его (языка бухгалтерии) демистификации.
Необходимо понимать, утверждал Я.В. Соколов, что «бухгалтерский учет» как практическая деятельность (счетоводство) мистифицирует содержание информационных процессов, причем активно используется в теории двойной записи. Решением проблемы будет выступать скептицизм как специфический метод демистификации данных бухгалтерского учета.
В своей статье «Парадоксы бухгалтерской отчетности» он писал: «Бухгалтерская отчетность отражает факты хозяйственной жизни, имевшие место в прошлом, но смысл отчетности в том, чтобы дать возможность потенциальным пользователям принимать решения на будущее» [17]. Это, может быть, самый важный и самый главный парадокс. Его могло бы и не быть (возможно, в том случае, когда в хозяйственной деятельности предприятия прослеживаются четкие закономерности), но в реальной жизни закономерностей почти не бывает. Следовательно, предсказательная функция или находится под большим сомнением, или же вообще отрицается. Тогда, если данный факт подтвердится, то в лучшем случае бухгалтерский учет необходим только для контроля хозяйственной деятельности, которая протекала и протекает, но бесполезен для прогнозов будущего. Прошлые успехи могут только посеять иллюзии и слишком радужные надежды на будущее, прошлые неудачи могут породить необоснованный пессимизм у тех, кто принимает решения.
Следует обратиться к еще одному опусу профессора, которую он хотел довести до широкой аудитории: «... данные счетоводства имеют очень ограниченное значение для принятия действенных управленческих решений. Но при всей ограниченности данных бухгалтерской отчетности, если они составлены в строгом соответствии с требованиями действующих нормативных документов, эти данные могут принести очень большую пользу всем участникам хозяйственного процесса. Необходимо избежать двух крайностей: убеждения, что все, что имеет бухгалтер, если он только не лукавит, правильно, и того, что все написанное бухгалтером, в лучшем случае, нужно налоговому инспектору, но никак не деловым людям. Именно тут надо помнить завет ве-
ликого поэта и хорошего бухгалтера К. Горация (65 г. до н. э. — 8 г. до н. э.): «Во всяком деле есть границы, по обе стороны которых лежит ложь» [17].
Впервые идеи концептуальной реконструкции были изложены Я.В. Соколовым в работе «Бухгалтерский учет как концептуальная реконструкция хозяйственного процесса» (ЛИСТ, Сборник научных трудов, 1976). Свое развитие эти идеи получили в знаменитой дилогии — «Введение в теорию бухгалтерского учета» (1979) и «АСУ и проблемы теории бухгалтерского учета» (1981), написанные в соавторстве с В.Ф. Палием. Теорию концептуальной реконструкции профессор Я.В. Соколов завершил в своей последней и главной книге «Бухгалтерский учет как сумма фактов хозяйственной жизни» (2010).
Заметим, что название книги Я.В. Соколова «Бухгалтерский учет как сумма фактов хозяйственной жизни» было выбрано им неслучайно и, конечно, имеет подтекст. Это прямая отсылка к «Сумме» Луки Пачоли, продолжателем дела которого считал себя автор.
Важной сферой деятельности профессора Я.В. Соколова была подготовка бухгалтерских кадров. По его учебникам не одно поколение студентов изучало основы теории бухгалтерского учета, теорию и историю бухгалтерского учета, бухгалтерский учет в торговле и другие специальные дисциплины.
Профессор занимался также вопросами подготовки будущих специалистов в области бухгалтерского учета, особенно в связи с переходом высшей школы на двухуровневое образование. Его размышления по данному вопросу нашли свое отражение в таких известных публикациях, как «Традиции и перспективы подготовки бухгалтеров в России» (2007) в соавторстве с В.Я. Соколовым, «Какие учебники нужны высшей школе» (2007) совместно с Т.О. Терентьевой, «Квалификация и (или) компетенция» (2010).
Говоря о современных проблемах высшей школы, Ярослав Вячеславович делает экскурс в исторический аспект подготовки будущих бухгалтеров на разных этапах развития России. Согласно точке зрения автора, система подготовки бухгалтерских кадров, господствовавшая в царской России вплоть до революции, не соответствовала уровню стран Западной Европы. Оттого и вывод, впрочем, оказался неутешительным: «... ни нововведения Петра Великого как «Петровские школы», ни опыт широкого распрост-
ранения подготовки специалистов со средним образованием (коммерческие училища) не давали достаточно хороших результатов, а по сравнению с западом наши достижения выглядели скромно» [12].
Однако после революции, по мнению Я.В. Соколова, «экономическое образование получило новый мощный импульс, лучшим проявлением которого стала вузовская подготовка бухгалтеров» [12]. Курс обучения был интенсивным и длительным. Сам бухгалтерский учет был включен в номенклатуру специальностей. Это обусловило приток студентов, желающих получить специальность «Бухгалтерский учет». Наиболее способные и одаренные выпускники вузов получили возможность послевузовского образования, поскольку при кафедрах крупных вузов были открыты аспирантуры и докторантуры, то в конечном итоге привело к дальнейшему поступательному развитию академической карьеры в области бухгалтерского учета.
Исследуя современную систему подготовки бухгалтерских кадров высшей квалификации Ярослав Вячеславович Соколов отмечал, что применяемые в высшей школе методы обучения не соответствуют современным требованиям подготовки кадров. По его мнению, лекционная система архаична: «Лекции в высшей школе — это родимые пятна феодализма. И они опасны, ибо развращают и студентов, и преподавателей» [7]. И сегодня мы соглашаемся с этой точкой зрения выдающегося педагога и ученого, поскольку видим, что, несмотря на усилия преподавателей, современный студент в большинстве своем, к сожалению, ориентируется только на прочитанные в аудитории педагогов лекции, не владеет навыками работы с учебной, а тем более научной литературой, черпая необходимую информацию для написания курсовых, дипломных и научных работ преимущественно из непроверенных источников Интернет-ресурсов. Причем, в большинстве случаев, студенты при подготовке предпочитают прямое копирование материала сомнительного содержания.
Не лучше положение дел и с практическими занятиями по учетным дисциплинам. Они, как правило, строятся по двум схемам: либо студенты в течение всего семестра на бланках решают большую (сквозную) задачу, которая должна закончиться составлением бухгалтерской отчетности; либо на каждое занятие дается небольшая задача, существенная часть решения которой при-
ходится на работу дома. В этом случае используются не бланки, а Т-модели (самолетики) для бухгалтерских записей. Указанные методы ведения практических и семинарских занятий, по мнению Ярослава Вячеславовича, не в полной мере помогают решить проблемы отечественного университетского образования бухгалтерских кадров, ибо «...эти недостатки приводят к не лучшим последствиям. И самый главный из них — это довольно низкий уровень обучения будущих бухгалтеров» [12].
В связи с нестабильностью нормативной базы, регулирующей различные аспекты бухгалтерского учета, авторы большинства учебников и учебных пособий, по мнению Я.В. Соколова, делают основной упор «... не на анализ учетных проблем, не на то, что делает знание наукой, а на изучение бухгалтерских, действующих на данный момент инструкций и на изложение процедур их реализации» [12].
Кризис в сложившейся системе подготовки бухгалтерских кадров по мнению профессора, можно изменить при двухступенчатой системе образования. Вступление России в Болонский процесс ознаменован переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования, при которой на первой ступени готовят бакалавров, а на второй — магистров. Первые получают квалификацию, предполагающую умение работать, вторые — компетенцию, то есть умение понимать свою работу.
В связи с этим Я.В. Соколов предлагает следующие изменения в методике обучения:
1) лекции должны остаться лишь в качестве инструмента дискуссии по большим, спорным или сверхновым проблемам научной дисциплины или как встречи с людьми, обогатившими науку. Среди новаций предлагается создание в каждом университете библиотеки звуко- и видеозаписей замечательных ученых, в которой каждый студент добровольно сможет послушать такой курс.
2) основной акцент образовательного процесса должен быть сделан в пользу практических занятий, семинаров и строгих опросов усвоенного материала. Экзамены должны проводиться только в письменной форме и таким образом, не превращая ее, при этом, в средство консультирования.
«Бакалавры должны изучать прежде всего бухгалтерский учет: азбуку и секреты диг-рафического учета; магистры — проблемы микро- и макроэкономики, а также социально-экономическую статистику» [12].
На обоих этапах необходимо изучать в обязательном порядке финансовый учет (курс бухгалтерского учета, ориентированный не на отраслевой разрез, а на план счетов, который и должен задавать порядок изучения и содержания материала); управленческий учет (дисциплина, которая должна включать все то, что излагалось в курсе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, а также новые аспекты, связанные с принятием управленческих решений); аудит.
Теория учета, по глубокому убеждению Я.В. Соколова, которое он неоднократно озвучивал на научных конференциях и заседаниях учебно-методического объединения по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», не должна рассматриваться как начальный курс, ее следует трактовать как обобщающую дисциплину. Вместо исторических дисциплин, не имеющих никакого отношения к профессии, историю бухгалтерского учета, по мнению Я.В. Соколова, надо освещать как историю бухгалтерской мысли.
Интересна и как нельзя своевременна мысль педагога о том, что необходимо резко повысить значение правовой подготовки будущих учетных работников, ибо в рыночной экономике вне права нет бухгалтерии. Уже в настоящее время почти все трудности, связанные с практической работой, возникают из-за недостаточной юридической осведомленности бухгалтеров в действующем законодательстве. И это положение должно быть как можно быстрее исправлено.
Бакалавр, приобретающий квалификацию «должен освоить план счетов и условия применения положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), уметь составлять бухгалтерские записи, ознакомиться с содержанием и назначением первичной документации, системой учетных регистров, правилами заполнения бланков бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций» [7]. В соответствии с данными требованиями должна быть подготовлена и соответствующая учебная литература.
Учебник для магистрантов, по мнению профессора Я.В. Соколова, должен быть составлен так, чтобы внимание студентов концентрировалось на вопросах:
1) в чем смысл бухгалтерских проблем;
2) в чем их сложность;
3) как решить эти проблемы, избегая по возможности искажений.
Размышляя о подготовке научных кад-
ров в области бухгалтерского учета, профессор Я.В. Соколов в статье «Диссертационные исследования по бухгалтерскому учету и аудиту: оценка состояния» (2008), писал: «... выполнение диссертаций, как уже защищенных, так и еще только подлежащих защите, вызывает определенное беспокойство. И больше всего настораживает однообразие тематики» [6]. В качестве одной из причин Ярослав Вячеславович выделяет то, что «...соискатели и, что гораздо опаснее, их научные руководители часто просто не понимают, что такое наука»[6], и выдумывают темы диссертаций, содержание которых к теории учета имеет лишь косвенное отношение, тем самым пренебрегая принципу: диссертация — это научное исследование.
Критически оценивая тематику диссертаций, защищаемых по специальности 080012 «Бухгалтерский учет, статистика» автор статьи обращает внимание научной общественности на необходимость отказа от сложившейся практики тиражирования одной научной проблемы по отраслевым аспектам, увлечения так называемыми «модными» темами, когда «... ввели новую категории гудвилл — и посыпались темы о гудвилле. Возникли опционы — и вот все хотят писать об опционах. А об МСФО и упоминать не нужно» [6].
Для кардинального улучшения качества диссертаций профессор Я.В. Соколов предлагает не ограничиваться рамками бухгалтерской тематики, а искать пути решения проблемы на стыке с экономической теорией, финансами, юриспруденцией, статистикой.
Кроме того, любая диссертация должна содержать в себе определенный исторический обзор. Иными словами в работе необходимо указать фундаментальные исследования выдающихся ученых по бухгалтерскому учету. В этом случае как никогда актуальны слова Я.В. Соколова: «Нам нельзя забывать главное: наука — это люди, которые ее творят. Мы должны помнить о вкладе великих ученых, выдвинувших основополагающие идеи в области бухгалтерского учета, сформировавшие его» [6].
Отдавая должное активной педагогической деятельности Ярослава Вячеславовича Соколова необходимо отметить его подвижническую роль в качестве просветителя в области учета и пропагандиста бухгалтерской профессии.
Предметом особой гордости является книга: «Бухгалтер — профессия молодых» (1987). Она как по форме, так и по содержа-
нию представляет собой путеводитель для начинающих, которые выбрали стезю учетной профессии. Благодаря доступному изложению материала и кругу освещенных вопросов (в чем сущность и миссия профессии бухгалтера, историческая летопись развития бухгалтерии, азбука бухгалтера и др.) она не теряет актуальности и по сей день. Интересно высказывание самого автора, который в некоторой степени можно воспринять как наказ молодому поколению: «Бухгалтерский учет тем и хорош, что не оставляет человека в праздности, а праздность — мать всех пороков. Каждое мгновение нашей жизни не должно быть пустым, не должно проходить в безделье» [2].
Из под пера профессора Ярослава Соколова вышли замечательные воспоминания о людях, которых он знал, и выдающихся бухгалтерах и экономистах, повлиявших на учет. Все эти воспоминания составили неоконченную книгу: «Лики людей счетной профессии». В течение многих лет профессор собирал материалы о литературных героях-бухгалтерах, вошедших в замечательную книгу, написание которой было завещано ему отцом — «Образ бухгалтера в литературе и кино» (2003). А также он опубликовал «Записки старого бухгалтера», в которых в беллетризированной форме описал случаи из собственной жизни под псевдонимом Дорофеев.
В 2011 г., спустя год, после ухода из жизни профессора Я.В. Соколова издательство «Альфа-книга» издало сборник его статей, которые были опубликованы в рубрике «Занимательная бухгалтерия» журнала «БУХ.1С» и интернет-ресурса для бухгалтеров с 2001 по 2010 г. [16]. Объединенные под названием «Бухгалтерский учет — веселая наука», они составили мудрую и глубокую книгу большого ученого, легко, с улыбкой ведущего разговор с читателем о деле всей своей жизни — бухгалтерском учете. В ней затрагиваются различные аспекты теории и методологии бухгалтерского учета, но, вместе с тем эту книгу можно рассматривать как работу по популяризации учета, поскольку манера, в которой она написана делает её одинаково доступной и полезной широкому кругу читателей: от маститого ученого и его студентов — до практикующих бухгалтеров. Небезынтересна она и для более широкого круга лиц, являющихся настоящими и будущими специалистами в области экономики и обработки бухгалтерской информации и использующих ее для при-
нятия управленческих решений различного уровня.
Неоценимы заслуги профессора Я.В. Соколова и в том, что именно он открыл России имена западных теоретиков учета, будучи главным редактором серии книг по бухгалтерскому учету и аудиту издательства «Финансы и статистика». Под его редакцией были переведены многие наиболее авторитетные учебники зарубежных авторов по бухгалтерскому учету. В их числе такие, например как, «Принципы бухгалтерского учета» Б. Нидлза, X. Андерсона, Д. Колдуэлла (1993); «Бухгалтерский учет: управленческий аспект» Ч.Т. Хорнгрена и Дж. Фостера (1995); «Теория бухгалтерского учета» Э.С. Хендрик-сена, М.Ф. Ван Бреды (1997); «Вводный курс по бухгалтерскому учету, аудиту и анализу»
Э. Бриттона, К. Ватерстона (1998); «Бухгалтерский учет: теория и практика» Ж. Риша (2000); «Совреме нное понимание бухгалтерского баланса» Ф. Обербринкманна (2003) и другие.
Помимо заслуг в научной и педагогической деятельности Ярослава Вячеславовича нельзя не отметить его активное участие в общественной жизни. Именно он стал первым Президентом Российского института профессиональных бухгалтеров; возглавлял Палату аудиторов Северо-Запада России, состоял членом Методологического совета по бухгалтерскому учету Министерства Финансов РФ; являлся действительным членом Международной академии историков бухгалтерского учета; принимал активное участие в работе Санкт-Петербургского дома ученых; работал в экспертном совете ВАК РФ, возглавлял диссертационный совет на экономическом факультете СПбГУ.
Подводя итог рассмотрению основных сфер деятельности Ярослава Вячеславовича Соколова считаем необходимым подчеркнуть следующие моменты.
Научные идеи и исследования Я.В. Соколова оказали существенное влияние на развитие бухгалтерской науки 90-х гг. XX — начала XXI вв. Сфера научных интересов Ярослава Вячеславовича относится к разным областям бухгалтерской науки. Его работы и работы его учеников и последователей составляют научную школу его имени [15].
Научная школа не только подразумевает формулирование и разработку новых научных идей, теорий и позиций, но и синтезирует эволюцию научных взглядов на основе анализа, получения новых знаний, аккуму-
лирует научно значимые идеи и учеников, эти идеи разделяющих, развивающих и пропагандирующих.
Среди направлений научных исследований Я.В. Соколова можно выделить: [15]
- определение исторических этапов развития бухгалтерского учета, которые характеризуются определенной парадигмой (совокупностью определенных знаний), смена парадигм, по его утверждению, означала новый уровень абстракции в познании фактов хозяйственной жизни и интеллектуальную революцию в развитии бухгалтерской мысли;
- анализ основных бухгалтерских категорий, понятий и тенденций развития отечественного бухгалтерского учета в исторической ретроспективе;
- формулирование базовых принципов русской бухгалтерии, обусловленных характером экономики и менталитетом людей: примата государственной собственности; материальной ответственности; личной ответственности; коллективной ответственности; урока, или твердого задания; коллации; примата административных правоотношений; затратного ценообразования; приоритета формы над содержанием;
- исследование и анализ научного наследия отечественных и зарубежных специалистов, научных школ;
- исследование и анализ состояния бухгалтерского учета в других странах;
- формулирование, обоснование и введение в научный оборот категории «факты хозяйственной жизни»;
- определение понятия, необходимости, содержания и методов концептуальной реконструкции фактов хозяйственной жизни в пространстве, во времени; определение ее границ;
- определение природы оценки, влияния временных факторов, т. е. рассмотрение и анализ оценки во времени как бухгалтерской категории; оценка в прошедшем как реальность; оценка в настоящем как убеждение в ее правильности; оценка в будущем как идеал;
- определение методологических пороков и ограниченных возможностей двойной записи;
- формулирование и классификация общих парадоксов бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- введение в научный оборот понятий «мистификация и демистификация бухгалтерского учета»;
- обоснование относительности данных бухгалтерского учета;
- признание документов как языка;
- исследование психологических аспектов работы бухгалтера как фактора исполнения его профессиональных обязанностей.
О любом представителе славной плеяды ученых о масштабе его личности судят по вкладу, который он внес в науку, тому чем он обогатил ее, по фундаментальным исследованиям, основополагающим идеям, концепциям и т.д.
Гениальный ученый, выдающийся педагог, Ярослав Вячеславович Соколов во многом определил направление развития современной бухгалтерской науки. Теория информационных слоев факта хозяйственной жизни, информационные парадоксы бухгалтерского учета, учетная «система координат», денежная оценка в пространстве и времени, границы возможностей методологии учета — это далеко не полный перечень его идей.
Именно профессор Я.В. Соколов впервые глубоко исследовал и систематизировал историю бухгалтерского учета в России, написал фундаментальные монографии и учебники, сделал историю предметом учебной программы в подготовке бухгалтеров. Несомненной его заслугой является и то, что Ярослав Вячеславович вернул к жизни многие имена практически забытых гениальных российских бухгалтеров. Он был сторонником философского осмысления теории и практики бухгалтерского учета, рассмотрения учетной методологии в связи с правовыми, экономическими, социальными и общефилософскими принципами современной науки.
Постоянно обращаясь к его трудам, можно каждый раз извлекать из них новые грани, поскольку они относятся к той категории книг по бухгалтерскому учету, к которым следует возвращаться по многу раз, ведь в них прошлое органично связано с настоящим и устремлено в будущее.
Научная школа Я.В. Соколова: его идеи, направления исследований теории и истории бухгалтерского учета, — была бы невозможна без принципов, которым следовал Ярослав Вячеславович всю свою жизнь:
- бесконечная любовь к своему делу, своей профессии;
- абсолютно бескорыстное служение бухгалтерскому учету, подвижничество, увлеченность;
- вера в людей, стремление помочь раскрыть им свои способности и талант;
- скромность и совестливость;
- ответственность и готовность позитивно решать вопросы;
- постоянное совершенствование собственной эрудиции;
- понимая меру своих возможностей, делать свое дело честно.
Размышляя о будущем развитии бухгалтерского учета в России, Ярослав Вячеславович особо акцентировал внимание бухгалтерской общественности на том, что: «... главная идея — это не просто перейти на МСФО, а заменить по возможности методы регистрации, которые почти безраздельно господствуют в учете со времен Луки Пачоли методами исчисления». Эту мысль те, кому не безразлично будущее бухгалтерской науки, должны воспринимать как научное завещание профессора Я.В. Соколова.
Источники и литература
1. Пятое М.Л. Направления развития современной теории бухгалтерского учета в свете работы Я.В. Соколова «Бухгалтерский учет как сумма фактов хозяйственной жизни» / М.Л. Пя-тов // Финансы и бизнес. 2011. № 1. С. 122-130.
2. Соколое Я.В. Бухгалтер — профессия молодых / Я.В. Соколов, С.А. Стуков. - М.: Финансы и статистика, 1987. 126 с.
3. Соколое Я.В. Бухгалтерский учет как сумма фактов хозяйственной жизни: учебное пособие / Я.В. Соколов. М.: Магистр; Инфра-М, 2010. 224 с.
4. Соколое Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учебное пособие для экономических вузов / Я.В. Соколов. М.: ЮНИТИ, 1996. 638 с.
5. Соколов Я.В. История бухгалтерского учета: учебник для вузов / Я.В. Соколов, В.Я. Соколов. М.: Финансы и статистика, 2003. 271 с.
6. Соколое Я.В. Диссертационные исследования по бухгалтерскому учету и аудиту: оценка состояния / Я.В. Соколов // Бухгалтерский учет. 2008. № 22. С. 5-9.
7. Соколое Я.В. Какие учебники нужны высшей школе / Я.В. Соколов, Т.О. Терентьева // Бухгалтерский учет. 2007. № 20. С. 56-59.
8. Соколое Я.В. Квалификация и (или) компетенция? / Я.В. Соколов // Бухгалтерский учет. 2010. № 3. С. 96-97.
9. Соколое Я.В. Образ бухгалтера в литературе и кино / Я.В. Соколов. М. : ФБК-ПРЕСС, 2003. 231 с.
10. Соколое Я.В. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни организации / Я.В. Соколов, М.Л. Пятов // Бухгалтерский учет. 2007. № 13. С. 49-52.
11. Соколое Я.В. Предмет и метод бухгалтерского учета: сущность и содержание элементов
/ Я.В. Соколов // Бухгалтерский учет. 2007. № 19. С. 56-59.
12. Соколое Я.В. Традиции и перспективы подготовки бухгалтеров в России / Я.В. Соколов,
B.Я. Соколов // Бухгалтерский учет. 2007. № 2.
C. 6-10.
13. Соколое Я.В. Три проекции русской экономической мысли / Я.В. Соколов // Финансы и бизнес. 2008. № 4. С. 154-165. Библиогр.: с. 164165.
14. Соколое Я.В, Терехое А.А. «Очерки развития аудита». М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 376 с.
15. Цыпленкое В.В. Научная школа Я.В. Соколова и теория бухгалтерского учета / В.В. Цып-ленков, М.Л. Пятов // Бухгалтерский учет. 2011. № 5. С. 113-116.
16. Соколое Я.В. Бухгалтерский учет — веселая наука: М.: «Альфа-книга», 2011. 638 с.
17. «Элитариум — Центр дистанционного образования» www.elitarium.ru
Elenevskaya E.A.|, Semyonov A.A. Y. SOKOLOV: A SCHOLAR, TEACHER, PUBLIC FIGURE The article is devoted to the prominent figure in the sphere of accounting Y. Sokolov and his inestimable contribution in renewal and modernization of historical chronicle of accounting and development of modern accounting.
Keywords: chronicle of accounting development; events in economic life; restricted possibilities in double-entry accounting; mystification and demystification of accounting; problems of high education development and accounting personnel training.
ЕЛЕНЕВСКАЯ Евгения Анатольевна, (1948-2012), окончила Киевский торгово-экономи-
ческий институт (1973), аспирантуру при кафедре бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Московского кооперативного института (1975-1979), д-р экон. наук (2002), профессор (2003). Автор 150 работ.
СЕМЕНОВ Артур Анатольевич, родился в 1992 г., студент Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 17работ. E-mail: semyonov-artur@yandex. ru
УДК 34:342.4
ПРАВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ НАЧАЛА XX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА*
Е.М. Михайлова
В статье анализируются факторы оформления правоконсервативной идеологии и политического движения в контексте модернизационных процессов российского общества начала XX в. В ней предпринята попытка рассмотрения правоконсервативной традиции как ответа на вызовы либерального пути модернизации России в начале XX столетия.
Ключевые слова: модернизационный процесс, социальные противоречия, революционное движение, правый консерватизм.
В конце XIX — начале XX вв. Россия перешла в активную стадию модернизацион-ного процесса. Вступив в капиталистические отношения позже западноевропейских государств, российское общество на рубеже веков быстрыми темпами переходило на индустриальный уровень, войдя в целом на общемировой модернизационный прогрессистский путь. По важнейшим экономическим показателям Россия значительно приблизилась к ведущим странам Запада. По наблюдениям американского экономиста П. Грегори, «темпы роста царской экономики были относительно высоки с точки зрения мировых стан-
дартов конца XIX — начала XX в. Россия принадлежала к группе стран с наиболее быстро развивающейся экономикой, таких как США, Япония и Швеция»1. Однако быстрый модернизационый темп порождал массу проблем, углубляя и обостряя как имевшиеся противоречия, так и детерминируя новые.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проведения научных исследований («Правоконсервативное движение начала XX века в Поволжье в контексте модернизационных процессов»), проект №12-11-21010а.
1 Цит. по: Петрое Ю.А Российская экономика в начале XX в. // Россия в начале XX века. - М., 2002. - С. 170.