Научная статья на тему '«Я прямо писал оркестровую партитуру» (о создании Н.А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь»)'

«Я прямо писал оркестровую партитуру» (о создании Н.А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Н.А. Римский-Корсаков / Н.В. Гоголь / «Майская ночь» / партитура / автограф / либретто / Nikolai Rimsky-Korsakov / Nikolai Gogol / “May Night” / score / autograph / libretto

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зивар Махмудовна Гусейнова

Рукописи Н.А. Римского-Корсакова позволяют выявить особенности творческого процесса композитора на разных этапах создания сочинения — от замысла до полного воплощения. В статье рассматривается автограф партитуры оперы «Майская ночь», хранящийся в Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории и представляющий собой непереплетенные последовательно изложенные номера. В конце многих законченных номеров композитором указаны даты и место написания сочинения. Первой особенностью процесса создания является то, что опера фиксировалась, по высказыванию композитора, сразу в партитуре, причем начата она была с третьего, наиболее интересного для автора, действия. Второй — что Римский-Корсаков выступил и в качестве либреттиста, самостоятельно создав текст на основе любимой им повести Н.В. Гоголя и сформировав стихотворный вариант прозаического источника. Многочисленные текстовые корректуры нашли отражение на листах автографа. Изучение рукописи показало, что работа над сочинением проходила очень интенсивно: композитор варьировал текст либретто, изменял вокальные партии, корректировал оркестровку, вводил клавирные эпизоды, вычеркивал значительные фрагменты уже созданного текста и др. В статье предварительно выделен для рассмотрения только аспект, связанный преимущественно с текстовыми, структурными и драматургическими изменениями, вносимыми в процессе работы, приведены отдельные сведения о разночтениях между автографами и первыми изданиями оперы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“I Wrote Directly the Orchestral Score” (On Creation of Opera “The May Night” by N.A. Rimsky-Korsakov)

The manuscripts of N.A. Rimsky-Korsakov make it possible to identify the features of his work at different stages of creation from conception to full implementation. The article deals with the autograph of the opera score of The May Night, which is kept in the Department of Manuscripts of the St. Petersburg Conservatory along with other composer’s documents and represents an unbound, sequentially set out numbers of the opera. At the end of many completed numbers the composer indicates the dates and places of composing. The first peculiarity of the creation process is that the opera appeared, according to the composer, directly as the score, and it began with the third act, the most interesting for the author. The second peculiarity was that Rimsky-Korsakov also worked as a librettist, independently creating the text based on his favorite novel by Nikolai V. Gogol and forming a poetic version of the prosaic source. Numerous textual proofs are specified in the autograph. The study of the manuscript showed that the work on the composition was rather intensive: the composer varied the text of the libretto, changed the vocal parts, corrected the orchestration, introduced keyboard episodes, crossed out significant fragments of the already created text, certain information about the discrepancies between the autographs and the first editions of the opera is also given.

Текст научной работы на тему ««Я прямо писал оркестровую партитуру» (о создании Н.А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь»)»

Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 158-177

СТАТЬИ

Научная статья УДК 782

doi: 10.26156/OM.2023.15.3.010

«Я прямо писал оркестровую партитуру»

(о создании Н. А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь»)

Зивар Махмудовна Гусейнова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Кор-сакова, Санкт-Петербург, Россия, zivar-g@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8940-6485

Аннотация. Рукописи Н. А. Римского-Корсакова позволяют выявить особенности творческого процесса композитора на разных этапах создания сочинения — от замысла до полного воплощения. В статье рассматривается автограф партитуры оперы «Майская ночь», хранящийся в Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории и представляющий собой непереплетенные последовательно изложенные номера. В конце многих законченных номеров композитором указаны даты и место написания сочинения.

Первой особенностью процесса создания является то, что опера фиксировалась, по высказыванию композитора, сразу в партитуре, причем начата она была с третьего, наиболее интересного для автора, действия. Второй — что Римский-Корсаков выступил и в качестве либреттиста, самостоятельно создав текст на основе любимой им повести Н. В. Гоголя и сформировав стихотворный вариант прозаического источника. Многочисленные текстовые корректуры нашли отражение на листах автографа.

Изучение рукописи показало, что работа над сочинением проходила очень интенсивно: композитор варьировал текст либретто, изменял вокальные партии, корректировал оркестровку, вводил клавирные эпизоды, вычеркивал значительные фрагменты уже созданного текста и др. В статье предварительно выделен для рассмотрения только аспект, связанный преимущественно с текстовыми, структурными и драматургическими изменениями, вносимыми в процессе работы, приведены отдельные сведения о разночтениях между автографами и первыми изданиями оперы.

Ключевые слова: Н. А. Римский-Корсаков, Н. В. Гоголь, «Майская ночь», партитура, автограф, либретто

Для цитирования: Гусейнова З. М. «Я прямо писал оркестровую партитуру» (о создании Н. А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь») // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 158-177. https://doi.org/10.26156/0M.2023.15.3.010.

Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. P. 158-177

ARTICLES

Original article

doi: 10.26156/OM.2023.15.3.010

"I Wrote Directly the Orchestral Score"

(On Creation of Opera "The May Night" by N. A. Rimsky-Korsakov)

Zivar M. Guseinova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia, zivar-g@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8940-6485

Abstract. The manuscripts of N. A. Rimsky-Korsakov make it possible to identify the features of his work at different stages of creation from conception to full implementation. The article deals with the autograph of the opera score of The May Night, which is kept in the Department of Manuscripts of the St. Petersburg Conservatory along with other composer's documents and represents an unbound, sequentially set out numbers of the opera. At the end of many completed numbers the composer indicates the dates and places of composing.

The first peculiarity of the creation process is that the opera appeared, according to the composer, directly as the score, and it began with the third act, the most interesting for the author. The second peculiarity was that Rimsky-Korsakov also worked as a librettist, independently creating the text based on his favorite novel by Nikolai V. Gogol and forming a poetic version of the prosaic source. Numerous textual proofs are specified in the autograph.

The study of the manuscript showed that the work on the composition was rather intensive: the composer varied the text of the libretto, changed the vocal parts, corrected the orchestration, introduced keyboard episodes, crossed out significant fragments of the already created text, certain information about the discrepancies between the autographs and the first editions of the opera is also given.

Keywords: Nikolai Rimsky-Korsakov, Nikolai Gogol, "May Night", score, autograph, libretto

For citation: Guseinova Z. M. "I Wrote Directly the Orchestral Score" (On Creation of Opera "The May Night" by N. A. Rimsky-Korsakov). Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. P. 158— 177. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/0M.2023.153.010.

© Zivar M. Guseinova, 2023

Зивар Гусейнова

«Я прямо писал оркестровую партитуру» (о создании Н. А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь»)

Партитура второй оперы Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь» является основным автографом данного сочинения 1 именно с нее началась работа композитора; клавир был написан позже 2. В «Летописи моей музыкальной жизни» композитор отмечает:

В течение зимы 1877 / 78 гг. «Майская ночь» все более и более начала занимать меня, и в феврале я принялся настоящим образом за работу. Я начал с 3-го действия. Делая только самые черновые, отрывочные карандашные наброски, я прямо писал оркестровую партитуру на долевой нотной бумаге огромного размера. <.. .> Кроме написанного куска, у меня накопилось уже довольно много материала и для всей оперы [Римский-Корсаков 1926, 207].

В «Воспоминаниях» В. В. Ястребцева приводится фраза, сказанная супругой композитора Н. Н. Римской-Корсаковой в феврале 1894 г., когда зашла речь о формировании текста данных «Воспоминаний»:

«А вы отметили в них то, — сказала Надежда Николаевна, — что „Майская ночь" мною была предложена и даже, вернее, навязана Николаю Андреевичу?» [Ястребцев 1959, 152].

Сюжет, «предложенный (навязанный)» Римской-Корсаковой, был воплощен в опере, ей же и посвященной. Композитор в «Летописи» отмечает:

1 СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1891ОР. 248 л.

2 В «Летописи моей музыкальной жизни» композитор отмечает в связи с работой над «Майской ночью»: «В октябре [1878 г.] была написана первая картина 11-го действия, кроме рассказа Винокура, и хор „Просо" для 1-го действия; а в начале ноября — рассказ Винокура и 2-я картина 11-го действия. Таким образом, вся опера была окончена в оркестровой партитуре, и я тотчас же принялся за переложение для фортепиано с голосами, которое окончил, приблизительно, около Нового года» [Римский-Корсаков 1926, 214].

Сюжет «Майской ночи» для меня связан с воспоминаниями о времени, когда жена моя сделалась моей невестой, и опера посвящена ей [Римский-Корсаков 1926, 216].

Партитура оперы ныне хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории. Т. З. Сквирская, составившая описание автографов композитора з, пишет в одной из своих работ:

Кроме полной партитуры «Майской ночи» имеются отдельные партитурные фрагменты оперы (10 единиц хранения), а также авторизованная копия партитуры с печатью издательства М. П. Беляева и типографскими пометами. На авторизованной копии есть посвящение оперы Н. Н. Римской-Корсаковой. Почти все материалы «Майской ночи» имеют разночтения с изданием [Сквирская 2011, 15].

Среди отдельных фрагментов оперы есть, например, эскиз партитуры начала увертюры (два листа), где выписаны только отдельные партии инструментов 4 (ил. 1).

Основная работа Римского-Корсакова над партитурой шла, как известно, во время пребывания семьи композитора на даче в Лигово. На одном из листов автографа сохранилась запись адреса: «Станц[ия] Лигово. Дача Лапотниковой № 3» [СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1891ОР. 248 л. Л. 62 об. 5

3 См.: Сквирская Т. З. Автографы Н. А. Римского-Корсакова в фондах Отдела рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Каталог-справочник. Санкт-Петербург: СПбГК, 1996. 30 с.

4 В примечаниях к изданию «Летописи моей музыкальной жизни» 1926 г. редактор А. Н. Римский-Корсаков указывает: «Сведение о сочинении в это лето увертюры (в партитуре) не совпадает с утверждением В. В. Стасова в письме к [А. П.] Бородину от 17 / VI 1879, где он пишет: „Римлянин дописал партитуру (кроме увертюры) и сдал в Дирекцию". В письме к Бородину, не датированном, но несомненно относящемся к 1879 г., Н. А. [Римский-Корсаков] пишет: "...покончив дела с „Майской ночью" (увертюру я написал), я тщательно просмотрел Ваш № 1."» [Римский-Корсаков 1926, 214]. 12 августа 1879 г. Римский-Корсаков сообщал С. Н. Кругликову: «Я за все лето написал только увертюру к „Майской ночи" и то сочинял ее и писал начерно одну неделю, а потом одну неделю переписывал"» [Римский-Корсаков 1981, 20].

5 Известный дом князя А. Б. Куракина, позднее дача «Посольская» (здесь жили английские купцы), в 1838-99 — купцов Лапотниковых. Находилась в дачном поселке Ли-гово (в настоящее время: Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа). Подробнее о Ли-гово см.: Верландер А. П. По Балтийской дороге. Путеводитель. Санкт-Петербург.: Тип. Д. И. Шеметкина, 1883. 274 с.

Ил. 1. Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь». Увертюра [СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1882ОР. Л. 1]

Выделим также автограф, содержащий эскиз партитуры «Песни с хором» (конец первого действия), где вокальные партии не вписаны, многие такты вообще не заполнены, в них содержатся ссылки на предыдущие такты, что сделано для ускорения письма [СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1885ОР. 8 л.], и другие.

Данные разночтения (в издании клавира и партитуры оперы в Полном собрании сочинений они тщательно обозначены редакторами томов 2А и 2Б) обнаруживаются не только при сравнении всех автографов «Майской ночи» между собой и с изданием М. П. Беляева, но также между всеми первыми публикациями оперы. Из них самым ранним следует считать издание (Rahter/Büttner) Ратера (Гамбург) — Битнера (Санкт-Петербург) 6, не имеющее даты, но предположительно относящееся к началу 1880-х гг., то есть еще до издания Беляева 1893 г. В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков сообщает, что Беляев перекупил у фирмы Битнера право на издание «Майской ночи» [Рим-ский-Корсаков 1926, 296]. Сравнение двух изданий (Битнера и Беляева 1895 г.) демонстрирует, что текст в издании Беляева практически точно, страница в страницу, с сохранением нотного и текстового шрифтов повторяет текст в издании Битнера, за исключением нескольких больших выпущенных фрагментов, не вошедших и в последующие издания. К ним относится, в частности, эпизод «Танцы и сцена русалок» (с. 290), где в издании Беляева отсутствует фрагмент, расположенный на с. 290-292 клавира Битнера. Далее нами приведены с. 290 обоих изданий, где в третьем такте начинается расхождение в тексте: вступает соло первой русалки (наседки) «Полно, девицы», отсутствующее в издании Беляева (ил. 2 а, б).

Автограф партитуры в настоящее время представляет собой последовательно подобранные номера оперы, непереплетенные, зафиксированные, как отмечалось, на листах крупного альбомного формата (34 X 51 см), где страницы каждого законченного эпизода пронумерованы отдельно 7. В автографе, наряду с собственно нотными текстами самого композитора, выписаны и фрагменты, выполненные другими почерками. О том, что в переписывании и копировании отдельных эпизодов прини-

6 Автор статьи в энциклопедии «Немцы России» пишет: «„Битнер — Ратер" — ното-издательская фирма в Санкт-Петербурге. В конце 1840-х гг. открылся музыкальный магазин, а в 1851 — нотное издательство. <...> Первым владельцем был Ал. Битнер (A. Büttner), комиссионер Петербургского отделения издательства Русского музыкального общества. В 1869 фирму приобрел Даниэль Фридрих Генрих (Даниил Федорович) Ратер (Rahter) (1828, Гамбург — 7 апреля 1891, там же). В 1879 Ратер основал гамбургский филиал издательства» [Карев 1999, 201].

7 Сквозная пагинация в партитуре — только архивная.

Г. ТАНЦЫ II ИГРЫ РУСАЛОКЪ. d. TÄNZE UND SPIELE DER NIXEN

ViVO. J = 80

(хороводъ останавливается.) (mit dem Reigen einhaltend.)

(Танцы.) (Tanze.)

тшуш^шуш

fftf щш

Yiolini

Ил. 2 а. Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь». Leipzig: M. P. Belaieff, [1890] Fig. 2 а. Nikolai Rimsky-Korsakov. "May Night". Leipzig: M. P. Belaieff, [1890]

Ил. 3. Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь». Действие 1. Троицкая песня [СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1881ОР. Л. 54]

мали участие друзья, свидетельствует переписка композитора, например, с С. Н. Крутиковым весной 1879 г. 8 К тому же в автографе несколько раз встречаются сделанные рукой Римского-Корсакова указания: «См. переписанный» (ил. 3).

Композитор в рукописях в процессе работы, как известно, проставлял даты окончания отдельных фрагментов или больших разделов. В рассматриваемом автографе, например, титульный лист 3-го действия, с которого началась работа над оперой, включает, кроме названия, ремарки:

Начато 26 февраля 1878 г. С. Пет[ербург]. Кончено 11 августа 1878 Лигово [СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1881ОР. Л. 156].

Кроме того, на титульном листе 3-го действия автографа позднее красным карандашом рукою композитора выписана последовательность номеров (ил. 4):

Ил. 4. Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь». Титульный лист 3-го действия. СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1881ОР. Л. 156]

Fig. 4. Nikolai Rimsky-Korsakov. May Night. Title page of the 3rd act

[Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Scientific music library.

Department of manuscripts. No. 1881ОР. Folio 156]

8 См., в частности, письмо композитора к С. Н. Кругликову от 22 мая 1879 г. и ответные письма от 22 мая и 2 июня 1879 г. [Римский-Корсаков 1981, 15-16].

№ 13. Интродукция 3-го действия

a. Вступление и Речитатив

b. Колыбельная песня

c. Сцена

^ Хор Русалок е. Хоровод Русалок £ Танцы и игра в ворона g. Дуэттино № 14. Сцена и Хор № 15. Хор. Финал

№ 16. Финал (зачеркнуто) [Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь». Титульный лист 3-го действия. СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1881ОР. Л. 156].

На титульном листе первого действия, наряду с заголовком «Майская ночь. Действие 1-е», содержится выписанный композитором красным карандашом перечень эпизодов данного акта. Самая же интересная деталь — размашистая запись композитора простым карандашом, выполненная «вниз головой»: «Кто может объять необъятное! К. Прутков» (ил. 5):

Ил. 5. Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь». Титульный лист 1-го действия. СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1881ОР. Л. 1]

Период работы над сочинением обозначен рукой Римского-Корсакова на партитуре:

Опера начата в феврале 1878 г. в С. Петербурге. Окончательно отделана в июне 1879 г. (кроме увертюры). Конец оперы. НА Р-К 8 июня 1879 г. Лигово.

Со свойственной ему скрупулезностью В. В. Ястребцев в «Воспоминаниях» в записях от 12 ноября 1894 г. при изучении партитуры выписал этапы работы композитора [Ястребцев 1959, 227-229]. Ястребцев сообщает, что подлинная партитура «Майской ночи» была подарена автором Глазунову [Ястребцев 1959, 227], по ней Ястребцев, следуя указаниям автора оперы, составил хронологию работы над партитурой, в результате чего у исследователей появляется возможность шаг за шагом следить за процессом написания произведения.

Особенность работы композитора над сочинением обусловлена также тем, что он выступил и в качестве либреттиста. При этом, по словам А. А. Гозенпуда, он

...держался «в точности сюжета Гоголя», «поскольку возможно сохраняя разговорный текст, имевшийся в изобилии в его повести». Отклонения от сюжета столь незначительны, что о них можно не упоминать. <...> Римский-Корсаков бережно и любовно перенес в либретто характерную речь гоголевских героев. Косвенная, описательная речь умело превращена им в прямую. Целые куски прозаического диалога сохранены без изменений (рассуждения Каленика, чтение записок), кое-где при помощи инверсий усилена ритмичность [Гозенпуд 1952, 911].

Текст Н. В. Гоголя написан, как известно, на русском языке, но стихотворные эпизоды — на украинском. Композитор сохраняет эти фрагменты текста, но в собственном переводе с украинского языка на русский, придавая им более строгую поэтическую форму, например:

Н. В. Гоголь

Сонце низенько, веч1р близенько, Вийди до мене, мое серденько!

Ой та, мкяцю, мш мкяченьку! I ти, зоре ясна! Ой, свтть там по подв1'р1, Де д1вчина красна.

Н. А. Римский-Корсаков

Солнышко низко, вечер уж близко. Выйди, сердечко мое, хоть на миг.

Ой ты, месяц, светел месяц,

Светел месяц, месяц ясный!

Посвети ты, месяц, посвети ты путь-дорожку

Ко девчине красной!

Ил. 6. Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь». Действие 3. Песня Левко «Как тихо, как прохладно тут» СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1887ОР. Л. 2]

В том же стиле композитор перерабатывает и прозаические тексты, придавая им поэтическую форму, например:

Н. В. Гоголь

— Что станешь делать с ним? Притворился старый хрен, по своему обыкновению, глухим: ничего не слышит и еще бранит, что шатаюсь бог знает где, повесничаю и шалю с хлопцами по улицам. Но не тужи, моя Галю! Вот тебе слово козацкое, что уломаю его.

Н. А. Римский-Корсаков

Что ты будешь делать с ним! Притворился, черт, глухим, Точно ничего не слышит, Да бранит еще за то, Что шатаюсь с козаками Да шалю. Но не тужи: Слово я тебе даю, Что отца уж уломаю.

Композитор излагает текст 4-хстопным хореем, наиболее популярном в русской литературе, с частичной рифмой (у С. М. Бонди нерифмованный 4-хстопный хорей назывался «народным стихом» [Бонди 1978, 387]. При этом композитор использовал и другие размеры:

Н. В. Гоголь

Я не буду бояться; и буду спокойно спать ночь. Теперь-то не засну, если не расскажешь. Я стану мучиться да думать... Расскажи, Левко!..

Н. А. Римский-Корсаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я бояться не буду, Я спокойно засну. Расскажи мне, Левко, Расскажи, мой милый!

Работа над текстом либретто проводилась Римским-Корсаковым не только до начала создания партитуры, но и параллельно с ней, что нашло отражение в рассматриваемом автографе. Например, в эпизоде «Украинская ночь и песни Левко» в начале 3-го акта, с которого композитор начал работу над оперой, карандашом им выписаны варианты текста песни (ил. 6).

Здесь в автографе первоначальный текст:

Как сладок запах тополей сребристых. Заснуло все, лишь соловей не спит, И громко, громко его песня льется

заменен на последующий вариант:

последняя строка в итоге в тексте либретто обрела форму: «И громко, громко песня раздается». Композитор сознательно идет на расширение последней строки, вводя повтор слова, преодолевая квадратность распева и вводя акцентированный мелодический ход на второе «громко». В итоге в либретто текст представлен в следующем виде:

Как тихо, как прохладно тут, Как искрится красиво пруд! Как сладок запах тополей! Все спит, не спит лишь соловей, И громко, громко песня раздается.

Выделим основные особенности процесса работы Римского-Корсако-ва, замеченные в автографе.

Композитор безжалостно вычеркивает большие фрагменты партитуры, отказываясь от многих выразительных эпизодов (ил. 7).

В процессе работы Римский-Корсаков делает вклейки, вписывает измененный музыкальный текст, делает пометки самому себе, подчас с интересным комментарием: «Рогов не надо, лучше трубы „Д". Будет прозаичнее, и рога отдохнут и освежатся». При этом партии «рогов» (валторн) композитором зачеркнуты (ил. 8).

Композитор в отдельных случаях добавляет на свободных нотных строчках клавирный вариант номера, вероятно, готовя его отдельное концертное исполнение. Например, песня Левко «Спи, моя красавица» (3 д.) добавлена карандашом в виде клавирной записи с ремаркой «Фортепианное переложение» (ил. 9).

Разумеется, во всей партитуре представлены множественные исправления отдельных нот, фраз, элементов оркестровки, значительных эпизодов. Композитор для корректировки изредка применяет, наряду с черными чернилами, также красные, простой, синий и красный карандаши и проч., необходимость в которых возникает, предположительно, в процессе работы при последующих просмотрах.

Обозначенные в данной статье исправления и дополнения Н. А. Рим-ского-Корсакова в партитуре затронули лишь небольшую часть той огромной работы, которую проделывал композитор в процессе создания оперы. За рамками статьи осталась самая, пожалуй, главная ее часть — исправления собственно нотного текста. Они затрагивают работу с мелодикой, особенностями ее изложения и разработки, поиски оптимального интонационного воплощения того или иного эпизода, кристаллизация формы, особенности ладогармонического решения и многое другое — все, что должно стать предметом самостоятельного исследования.

Ил. 7. Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь». [СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1881ОР. Л. 162 об.]

\ «Д ' A ■4 X 1 4 \ ) > >

5 is - 4 r

e ■s > \ ) > \ *• ) t J

3 1 [ ь v jit ') )

c-^ с

vi 1 V' 1

Ил. 8 Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь». Действие 3. № 14. Речитатив и Хор [СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1881ОР. Л. 218]

Ил. 9. Н. А. Римский-Корсаков. «Майская ночь». Действие 3. Песня Левко «Спи, моя красавица» [СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1881ОР. Л. 161

Рукописные источники

СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1881ОР. Римский-Корсаков Н. А. Опера «Майская

ночь». Партитура. 248 л. СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. №1882ОР. Римский-Корсаков Н. А. Опера «Майская

ночь». Увертюра. Партитура 2 л. СПбГК. НМБ. Отдел рукописей. № 1887ОР. Римский-Корсаков Н. А. Опера «Майская ночь». Действие III. Вступление и сцена Левко. 5 л.

Список источников

[1] Бонди 1978 — Бонди С. М. Народный стих у Пушкина // Бонди С. М. О Пушкине.

Москва: Художественная литература, 1978. С. 372-441.

[2] Гозенпуд 1952 — Гозенпуд А. А. Гоголь в музыке // Пушкин. Лермонтов. Гоголь /

АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Москва: Изд-во АН СССР, 1952. (Литературное наследство; Т. 58). С. 893-924.

[3] Карев 1999 — Немцы России: энциклопедия: в 3-х томах. Т. 1: А-И / редкол. В. Ка-

рев и др. Москва: ЭРН, 1999. 832 с.

[4] Римский-Корсаков 1926 — Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной

жизни (1844-1906) / ред. А. Н. Римский-Корсаков. Москва: Музгиз, 1926. 480 с.

[5] Римский-Корсаков 1981 — Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений.

Литературные произведения и переписка / ред. комис.: Б. В. Асафьев и др. Том VIII А: Переписка с С. Н. Кругликовым. Москва: Музыка, 1981. 253 с.

[6] Сквирская 2011 — Сквирская Т. З. Рукописное наследие Н. А. Римского-Корсако-

ва : учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 25 с.

[7] Ястребцев 1959 — Ястребцев В. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Вос-

поминания. 1886-1908. В 2-х т. / под ред. А. В. Оссовского ; предисл. М. Янковского. Том I. Ленинград : Музгиз, 1959. 527 с.

References

[1] Bondi, Sergey M. (1978). "Narodnyy stikh u Pushkina" ["Pushkin's folk verse"]. In Ser-

gey M. Bondi, OPushkine [AboutPushkin]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, pp. 372-441 (in Russian).

[2] Gozenpud, Abram A. (1952). "Gogol v muzyke" ["Gogol in music"]. In Pushkin. Ler-

montov. Gogol [Alexander Pushkin. Mikhail Lermontov. Nikolai Gogol]. (Literatur-noe nasledstvo; Vol. 58). Moscow: Izdatel'stvo AN SSSR, pp. 893-924 (in Russian).

[3] Karev, Vladislav M. (1999). Nemtsy Rossii [Germans of Russia]: encyclopedia: in 3 vol-

umes. Vol. 1: A-I, editorial board Vladislav M. Karev and others. Moscow: ERN, 832 p. (in Russian).

[4] Rimsky-Korsakov, Nikolai A. (1926). Letopis' moey muzykal'noy zhizni (1844-1906)

[Chronicle of my musical life (1844-1906)], general editorship of Andrey N. Rimsky-Korsakov. Moscow: Muzgiz, 480 p. (in Russian).

[5] Rimsky-Korsakov, Nikolai А. (1981). Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvede-

niya i perepiska [Complete colletion Complete works. Literary works and correspondence], general editorship of Boris V. Asafyev etc. Vol. VIII A: Perepiska s S. N. Krug-likovym [Correspondence with Semyon N. Kruglikov]. Moscow: Muzyka, 253 p. (in Russian).

[6] Skvirskaya, Tamara Z. (2011). Rukopisnoe nasledie N. A. Rimskogo-Korsakova [Manu-

script heritage of N. A. Rimsky-Korsakov]: tutorial. St. Petersburg: Izdatel'stvo Poli-tekhnicheskogo universiteta, 25 p. (in Russian).

[7] Yastrebtsev, Vasily V. (1959). Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov. Vospominaniya.

1886-1908 [Nicolai Rimsky-Korsakov. Memories. 1886-1908]: in 2 vols. Vol. 1, general editorship of Alexander V. Ossovsky; introductory article by Moisey O. Yan-kovsky. Leningrad : Muzgiz, 527 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 22.06.2023; одобрена после рецензирования: 21.07.2023;

принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023. The article was submitted: 22.06.2023; approved after reviewing: 21.07.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.