Научная статья на тему 'Я перестала понимать родной русский язык'

Я перестала понимать родной русский язык Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
309
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСЕМАНТИЗАЦИЯ СЛОВ / ИСКАЖЕНИЕ ФОРМЫ СЛОВА / ПРОСТОРЕЧИЕ / КОКНИ / УГРОЗА ЯЗЫКУ / НОВОЯЗ / DESEMANTIZATION / DISTORTION OF THE WORD FORMS / COCKNEY / THREAT TO THE LANGUAGE / NEWSPEAK / COLLOQUIAL SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сребрянская Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются тенденции последних лет к искажению формы слов русского языка, приводящие к их непониманию, а также десемантизация известных слов. Искажение форм слов инициируется малограмотными слоями населения, т.е. процесс идет снизу. Десеманизация применяется чиновниками, идеологами и политиками с целью введения в заблуждение простых людей, т.е. процесс идет сверху. Суммарное воздействие обоих процессов в значительной степени отрицательно влияет на русский язык: искаженные формы и значения ассимилированы языком. Проводится параллель с Новоязом Дж.Оруээла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I STOPPED UNDERSTANDING MY NATIVE RUSSIAN LANGUAGE

The article focuses on the tendencies of the latest years to produce distortion of word forms and use words in the meaning which is much different from their real meaning desemantization. The distortion comes from the speech of the representatives of lower layer of the population. This process of damaging the language is directed from the lower layers of the population upward to the language of all the population. Desemantization is used in the speech of politicians and ideologists to hide their real goals. This process is directed from the top of the society downward to the language of all people. Both processes present a threat to the Russian language as the phenomena are assimilated by the language. Parallel with the Orwell’s Newspeak can be seen.

Текст научной работы на тему «Я перестала понимать родной русский язык»

УДК 81 '271.16

Я ПЕРЕСТАЛА ПОНИМАТЬ РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Н.А. Сребрянская

В статье рассматриваются тенденции последних лет к искажению формы слов русского языка, приводящие к их непониманию, а также десемантизация известных слов. Искажение форм слов инициируется малограмотными слоями населения, т.е. процесс идет снизу. Десеманизация применяется чиновниками, идеологами и политиками с целью введения в заблуждение простых людей, т.е. процесс идет сверху. Суммарное воздействие обоих процессов в значительной степени отрицательно влияет на русский язык: искаженные формы и значения ассимилированы языком. Проводится параллель с Новоязом Дж.Оруээла. Ключевые слова и фразы: десемантизация слов, искажение формы слова, просторечие, кокни, угроза языку, Новояз.

I STOPPED UNDERSTANDING MY NATIVE RUSSIAN LANGUAGE

N.A. Srebryanskaya

The article focuses on the tendencies of the latest years to produce distortion of wordforms and use words in the meaning which is much different from their real meaning - desemantization. The distortion comes from the speech of the representatives of lower layer of the population. This process of damaging the language is directed from the lower layers of the population upward to the language of all the population. Desemantization is used in the speech of politicians and ideologists to hide their real goals. This process is directed from the top of the society downward to the language of all people. Both processes present a threat to the Russian language as the phenomena are assimilated by the language. Parallel with the Orwell's Newspeak can be seen. Keywords and phrases: desemantization, distortion of the word forms, colloquial speech, cockney, threat to the language, Newspeak.

Падение нации начинается с падения языка.

Иосиф Бродский

В последние годы я замечаю, что перестала понимать мой родной русский язык. Я имею в виду не научные термины, и не технические названия или компьютерный сленг, где затрудненное понимание гуманитариев вполне ожидаемо. Нет, я не понимаю язык простых людей в повседневном общении, в магазинах, на рынке. Первый раз я столкнулась с трудностями в понимании в 90-х годах на нашем Центральном рынке. Торговые ряды под открытым небом, громкий женский голос ритмично выкрикивает слово, похожее на «фрушка» или «врушка». Предполагаю, что это ватрушка. Но нет, голос ближе, «фрушка» уже превращается в «врушка» и затем в уже в «лаврушка». Я заинтригована: что это? Наконец я вижу высоко сотрясаемый над головами пук небольших веток лавра, называемый в кулинарной сфере и быту «лавровым листом». Голос принадлежал «жительнице юга России» (оригинальный эвфемизм, рекомендуемый для употребления в СМИ). Тогда я подумала, что у них там на юге

174

так говорят. Я ошиблась. Сейчас эта «лаврушка» активно употребляется в Центральной России и даже на центральном ТВ. Еще примеры.

1. Продавщица в овощном киоске объясняет покупательнице:

- Это опрело.

Покупательница что-то говорит. Я в полном замешательстве. ?????????

- Это опрелка.

- ????????? где?

Идет активный разговор, вижу, что покупательница понимает, о чем идет речь, задает вопросы «Привозные? Откуда? Почём?». Я предполагаю, что что-то опрело, сопрело, сгнило и продается значительно дешевле обычной цены, поэтому покупательница так заинтересована. И вдруг я поняла!

- Это опрелка - Говорит продавщица и показывает на сорт яблок «Апрельское» и я понимаю, что она произносит апрелка, имея в виду яблоки «Апрельские».

Самое удивительное, что и продавщица, и покупательница понимали друг друга, т.е. говорили на одном языке.

2. Развал с товарами на автобусной остановке. Подходит женщина и спрашивает:

- Есть ?????ачка?

Продавщица не слышит. Женщина громче:

- Есть ?????алочка

Продавщица что-то отвечает, но я не понимаю, о чем идет речь. Женщина обращается ко

мне:

- Это там ????????? ачка?

Я пожимаю плечами, но уже заинтригована: что же это такое. И вот продавщица отвечает женщине:

- Есть односпалка.

- Нет. Мне двуспалочку надо.

- Двуспалочка только желтого цвета.

И только когда они начинают разглядывать и трясти пододеяльниками, я понимаю, о чем идет речь.

3. Одна знакомая сообщает другой:

- У меня новая стиралка.

Только из дальнейшей беседы становится ясно, что это не ластик для стирания карандаша с бумаги, а стиральная машина.

Вышеуказанные слова подверглись процессу универбации, т.е. являются универбами. Все эти единицы возникают и живут в разговорной речи. Образование подобных форм -естественное для языка, нормальное явление. Тем не менее оказалось, что понимание этих слов было для меня затруднено, в результате я не смогла дать ответ о двуспалочке, т.е. произошел коммуникативный сбой. Причины, как представляется, заключаются в том, что процесс универбации в русском языке идет стремительно и всеохватывающе; количество просторечных форм в повседневной жизни настолько велико, что не каждый носитель языка успевает их осваивать. А такое образование, как апрелка, вероятно, возникает в очень узком кругу людей (в данном случае продавцов яблок), не выходит за рамки этого социального круга и, следовательно, малознакомо остальным носителям языка.

Эти формы стали проникать в литературный язык, письменную речь, на публичные каналы телевидения: I канал ТВ, Ксения Собчак: «игра в войнушку», «показать войнушку», «войнушка из-за мужиков» и т.д.

После просмотра программы с участием К. Собчак возникают вопросы: интересно, а что думают наши ветераны? Они участники «войнушки»? А миллионы советских людей гибли тоже на «войнушке»?

Откуда берутся эти новообразования? И главное, зачем? Не могу их назвать неологизмами, много чести для этих слов-уродов.

А вот пример своеобразной интерпретации слов. Супермаркет, прилавок с куриными окорочками: прошу продавщицу взвесить мне один окорок. Продавщица уходит куда-то далеко и несет кусок говядины. Я объясняю, что мне нужен куриный окорок. Продавщица взрывается:

- Вы просили окорок!

- Да, окорок.

- Ну я и несу Вам окорок!

Потом переходит на крик: «Вы показываете на окорочок! Вы что не видите, что это? Так прочитайте! Читать не умеете! Тут все написано - окорочка!».

Очевидно, что в данном случае диминутив вошел в состав терминологического словосочетания «куриные окорочка», что и послужило причиной коммуникативного недоразумения.

Эти примеры свидетельствуют о том, что идет активный процесс универбации в русском языке, возникает чрезмерное количество универбатов в повседневной речи, эти формы

проникают в письменную речь, на центральные каналы телевидения в речь телеведущих. Все это вызывает чувства определенной тревоги за язык и, в ряде случаев, неприятия этих форм.

Все эти новообразования идут «снизу», из народа. В английском языке для такого языка «низов» есть свое название - кокни. Кокни определяется как «один из самых известных типов лондонского просторечия, назван по пренебрежительно-насмешливому прозвищу уроженцев Лондона из средних и низших слоев населения» [Википедия]. Англичане должны радоваться, что кокни локализован только районами Лондона и не распространился на всю Великобританию. В отличие от «русского непонятного» языка.

Подчеркнем, что подобная трансформация русского языка идет снизу от простых людей. Но проблема в том, что сверху чиновники, политтехнологи, идеологи вносят свой вклад в уродование русского языка. Они навязывают нам свои новые слова или новые значения известных слов. В результате происходит их десемантизация. На первом месте - очень понравившееся им слово «оптимизация». Слово красивое, звонкое, приятное. Происходит от латинского optima - лучший. Оптимизировать значит улучшать. Но слово настолько изуродовали, что простые люди уже боятся оптимизации: объявили оптимизацию - жди беды. Приведу примеры.

Несколько лет назад жители Воронежа обнаружили в своих почтовых ящиках листовки, в которых говорилось, что «в целях оптимизации обслуживания населения, тарифы на телефонную связь со следующего месяца составят ...». Были указаны новые тарифы на телефонную связь, которые значительно превышали прежние.

Еще пример оптимизации. Правительство объявило оптимизацию выплат по листкам нетрудоспособности (больничным листам) и отпускных. Было объявлено, что теперь в результате нового порядка начисления выплаты увеличатся. Действительно, порядок изменился. В результате хитроумного вычисления оплата больничного листа никогда не составит 100% зарплаты, как было раньше. Таким образом, оптимизация стало означать уменьшение выплат, ухудшение.

«Оптимизация» настолько понравилась чиновникам, что они узурпировали это слово. Незадолго до кампании по закрытию вузов и школ центральные каналы ТВ и средства массовой информации провели подготовку населения к предстоящим «новшествам». Один из приглашенных на телевидение специалистов много говорил о заботе правительства о населении, предусматривалось повышение зарплаты врачам, учителям средних школ и преподавателям вузов. Средства будут изысканы благодаря оптимизации кадров и учреждений, «то есть увольнения и ликвидации поликлиник, школ и вузов» - цинично сказал он, сразу же установив

новое значение слова оптимизация - увольнение., ликвидация. Слово оптимизация в значении ликвидация, закрытие. увольнение сейчас широко используется в сфере образования и здравоохранения, и уже никто не смущается и не удивляется этому значению.

В ходе подготовки этой статьи неожиданно и впервые за все годы издевательства над этим словом с удовлетворением прочитала в газете строки, полностью созвучные моим мыслям и наблюдениям. В статье речь идет о закрытии родильных домов. Приведу строки полностью. «О том, что женщины России оказались в интересном положении (негде рожать), «Новая газета» писала еще 8 лет назад, когда повсеместно начали закрывать (подчеркивание наше. - Н.С.) родильные отделения, объясняя преобразования в нашей медицине латинским словом «оптимизация». Хотя вряд ли в Древнем Риме в это слово вкладывали подобный смысл, и вряд ли маму Горация возили рожать из Венузия в Рим на колеснице. За время оптимизации были сотни сообщений о закрытии родильных домов и родильных отделений в поселках, районных центрах и даже городах. И сегодня подобные новости идут лавиной. Мелькают прямолинейные заголовки типа «Оптимизация медицинских учреждений в Забайкальском крае лишает жителей небольших поселков роддомов и поликлиник». Или загадочное: «В двух городах Мурманской области рождаемость упала до нуля». Что, спрашивается, случилось в Апатитах и Ковдоре? Оказывается, женщины этих городов рожают теперь в Мурманске, Мончегорске, или на шоссе Мурманск - Санкт Петербург» [Бронштейн 2014: 4].

Еще одно слово-перевертыш - это реконструкция, которое тоже стало означать уничтожение. Несколько лет назад воронежская пресса писала о сносе памятника истории и архитектуры у Петровского сквера. Потом снесли памятник архитектуры на ул. Платонова, потом еще и еще. Как могло такое произойти? А очень просто. Чиновник написал на плане «реконструкция». Слово красивое, не придерешься, только значение чудовищное -уничтожение. Для большинства наивных, несведущих людей реконструкция означает созидательное преобразование. Но только не для чиновников и строительных компаний. В их узком кругу это слово означает только одно - уничтожение, ликвидация, снос.

Один человек рассказывал, что в однажды чиновничьем кабинете он увидел план гаражного кооператива, где гаражи были перечеркнуты и написано РЕКОНСТРУКЦИЯ. Он понял, что судьба гаражей решена.

Нельзя не сказать здесь еще об одних излюбленных словах в среде политтехнологов -особый и специальный. Кто не слышал об особом порядке судебного разбирательства, особом режиме в тюрьмах, особом отделе в учреждениях, особом режиме безопасности, отрядах специального назначения - спецназе, специальном субъекте преступления, спецприемнике?

Странным образом все они связаны с властью, с мерами и средствами подавления людей и употребляются в значении более жесткий, жестокий, ужесточенный. Сейчас появились новые словосочетания: специальные представители президента, специальные тарифы и др. Появились и автомобили, оборудованные спецсигналами, появился спецпроезд, спецобъекты, четко указывающие на абсолютное преимущество отдельных представителей власти перед народом страны на передвижение в автомобиле без соблюдения правил дорожного движения, на строительство дачи в заповедной зоне и охрану ее усиленными средствами и пр. А.И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГЕ» писал, что эти слова пользовались большой популярностью у сотрудников НКВД и означали, как правило, изощренные пытки и жестокость. Если считать, что в ХХ в. у слов специальный и особый появилось новое значение - жестокий, привилегированный (для власти) - то как тогда понимать «особый путь России» с её суверенной демократией?

Создается впечатление, что мы в Зазеркалье и слова обозначают прямо противоположное тому, что мы знаем об их значениях и ожидаем услышать. Шалтай-Болтай объясняет: «Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше». Именно так и поступают наши чиновники, обладающие большой властью и пытающиеся подчинить себе не только людей, но и язык, и отдельное слово. Алиса отвечает Шалтаю-Болтаю: «Вопрос в том, подчинится ли оно Вам?» [Кэрролл 1967: 178].

Дж. Оруэлл прекрасно смоделировал и описал процессы, которые мы сегодня наблюдаем в нашей стране, в том числе с русским языком. Подмена понятий, подмена знаков плюс на минус и минус на плюс в значениях слов является характерной чертой антиутопий. В связи с этими подменами вспоминаются не такие уж далекие реалии нашей жизни. Э. Радзинский приводит воспоминания одного из старых большевиков, записанные им: «Большевистские документы - особые. Если там написано 'мирная демонстрация', скорее всего это -вооруженное восстание. Общее правило: 'да' - почти всегда значит 'нет'. И наоборот. Кто-то назвал этот язык 'глубоким' - бездонный язык с двойными, тройными смыслами» [Радзинский 1997: 110]. Вряд ли Оруэлл имел доступ к архивам КПСС. Использование «глубокого» языка с «двойными, тройными смыслами» было собственной идеей писателя. И вряд ли он знал, что те языковые оборотни, которые он придумал, в кулуарах власти когда-то уже были реальностью. «Новояз Дж. Оруэлла является таким языком, в котором комбинации знаков не соотносятся с комбинациями вещей, а высказывания не показывают логическую форму действительности, но маскируют ее или, точнее говоря, деформируют и скрывают ее» [Шаховский и др. 1998: 127]. В Новоязе JOYCAMP - forced-labour camp, т.е. «Лагерь радости» - это лагерь принудительного

труда. Основанием для таких метаморфоз власти предержащие считали следующее: «The associations called up by a word like MINITRUE are fewer and more controllable than those called up by MINISTRY OF TRUTH" (Ассоциации, вызываемые словом МИНИВЕРНЫЙ малочисленнее и более контролируемые, чем ассоциации от МИНИСТЕРСТВА ПРАВДЫ»), Аналогично были выдвинуты лозунги War is peace (Война - это мир), Freedom is slavery (Свобода - это рабство), Ignorance is strength (Невежество - это сила) [Orwell 1984].

Построим логический ряд Оруэлла и, продолжая его, получим следующее:

Joycamp - forced-labour camp (Лагерь радости» - это лагерь принудительного труда).

War is peace (Война- это мир).

Freedom is slavery (Свобода - это рабство).

Ignorance is strength (Невежество - это сила),

Оптимизация - это уничтожение,

Реконструкция - это разрушение,

Особый, специальный - жестокий; привилегированный.

Эти слова противоположны, антонимичны самим себе, Что касается парадигматики этих слов-первертышей, то в результате сознательного искажения их значений эти слова вступают в такие парадигматические отношения, которые иначе, как изуродованными, не назовешь: антонимы становятся синонимами и наоборот,

Все это наносит вред русскому языку, Сегодня мы наблюдаем процесс его сознательной деформации и искажения. Этот процесс идет с двух сторон и, таким образом, на русский язык оказывают давление две силы, действующие в одном направлении в сторону искажения языка. Их суммарное действие является угрожающим, Первое направление воздействия на язык -снизу, от простых людей, которые особо не заботятся о правильности речи, которые считают, что сленг делает их речь современной. Сюда же можно отнести и проникновение в литературный и официальный язык слов, которые еще недавно считались нецензурными, Второе направление - сверху, от начальников, чиновников, руководителей, которые тоже не очень озабочены правильностью своей речи и чистотой языка, Но они озабочены идеологией, воздействием на сознание людей, С этой целью они манипулируют словами, применяя их искусственную десемантизацию, употребляя их в «обратных» значениях, Кроме десемантизации активно используется и затуманивание семантики, Сюда можно отнести такой классический прием политического дискурса, как употребление заимствованных слов, значение которых непонятно подавляющему большинству людей: транспарентные цели, обзавестись эндаументом, волатильность рынка, деривативы, фьючерсы, хеджирование, беквардейшн и пр,

В результате мы наблюдаем языковые изъяны, точно отражающие социальную и политическую ситуацию в стране. Новояз в России набирает силу.

Список литературы

Бронштейн Б. Не родись в машине // Новая газета. 10.02.2014. №1 4. Кэррол Л. Сквозь зеркало и что Алиса там увидела - София: Издательство литературы на иностранных языках, 1967. 226 с.

Радзинский Э. Сталин. М.: Вагриус, 1997. 637 c.

Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). Волгоград: Перемена, 1998. 149 c.

Orwell G. Nineteen eighty four. Animal farm. Harcourt, 1974. 385 p.

References

Bronshtein B. Don't be Born in a Car [Ne rodis' v mashine]. Novaya gazeta. 10.02.2014.

№ 14.

Carroll L. Alice's Adventures in Wonderland. Though the Looking-Glass. Sofia: Publishing house for the foreign literature, 1967. 229 p.

Radzinsky E. Stalin. M.: Vagrius, 1997. 637 p.

Shakhovsky V.I., Sorokin U.A., Tomasheva I.V. Text and its Cognitive-Emotive metamorphoses (intercultural understanding and linguistic ecology) [Text i ego kognitivno-emotivnye metamorfosy (mezhculturnoe ponimanie i lingvoecologiya)]. Volgograd: Peremena, 1998. 149 p.

Orwell G. Nineteen eighty four. Animal farm. Harcourt, 1974. 385 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Сребрянская Наталья Анатольевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английского языка

Воронежский государственный педагогический университет Россия, 394043, Воронеж, ул. Ленина, 86 E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR:

Srebryanskaya, Natalia Anatolievna, Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the

Department of English Language

Voronezh State Pedagogical University

86 Lenina street, Voronezh 394043 Russia

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.