Научная статья на тему '"Я-ОБРАЗ" СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ: ПОНЯТИЕ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ'

"Я-ОБРАЗ" СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ: ПОНЯТИЕ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"Я-ОБРАЗ" / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ "Я-ОБРАЗА" / СОТРУДНИК ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ / СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ложкина Наталья Владимировна

Цель. Изучить социально-психологические механизмы формирования «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции.Процедура и методы. При проведении исследования использованы современные количественные и качественные методы: историко-психологический анализ, обобщение и систематизация знаний, абстрагирование и конкретизация процесса познания, изучение психологического опыта, моделирование ситуаций служебной деятельности, психологический эксперимент и наблюдение, анкетирование и тестирование, беседа и опрос, экспертная оценка, методы обработки и статистического анализа экспериментальных данных (методы компьютерной обработки данных, графическая и табличная интерпретации результатов, методы математической статистики, корреляционный и факторный анализ), - подтвердившие положительную динамику формирования и развития «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции.Результаты. В статье анализируется процесс формирования «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции, существенно влияющий на качество профессиональной подготовки и служебное поведение. В контексте обозначенного процесса рассматриваются проблема негативного влияния общественного мнения и пути её нейтрализации с помощью формирования положительного «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции.Теоретическая и практическая значимость. В статье описываются полученные эмпирические данные, раскрывающие социально-психологические механизмы влияния общественного мнения на формирование «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции, а также сущностные признаки и особенности такого формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ложкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SELF-IMAGE” OF TRAFFIC POLICE OFFICERS: THE CONCEPT AND SOME ASPECTS OF ITS FORMATION

Aim. To study the socio-psychological mechanisms of the“Self-image” formation of traffic police officers. Methodology. The research uses modern quantitative and qualitative research methods: historical and psychological analysis, generalization and systematization of knowledge, abstraction and concretization of the cognition process, study of psychological experience, modeling of official activity situations, psychological experiment and observation, questionnaire and testing, interview and survey, expert evaluation, methods of processing and statistical analysis of experimental data (methods of computer data processing, graphical and tabular interpretation of results, methods of mathematical statistics, correlation and factor analysis), which confirmed the positive dynamics of the formation and development of the “Self-image” of a traffic police officers. Results. The article analyzes the process of forming the “Self-image” of traffic police officers, which significantly affects the quality of professional training and official behavior. In the context of this process, the problem of the negative influence of public opinion and ways to neutralize it through the formation of a positive “Self-image” of traffic police officers is being considered. Research implications. The article describes the empirical data obtained, revealing the socio-psychological mechanisms of the influence of public opinion on the formation of the “Self-image” of traffic police officers, and the essential signs and features of its formation.

Текст научной работы на тему «"Я-ОБРАЗ" СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ: ПОНЯТИЕ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ»

УДК 159.9.075 Ложкина Н. В.

Академия управления Министерства внутренних дел России

125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, Российская Федерация

«Я-ОБРАЗ» СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ: ПОНЯТИЕ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Цель. Изучить социально-психологические механизмы формирования «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции.

Процедура и методы. При проведении исследования использованы современные количественные и качественные методы: историко-психологический анализ, обобщение и систематизация знаний, абстрагирование и конкретизация процесса познания, изучение психологического опыта, моделирование ситуаций служебной деятельности, психологический эксперимент и наблюдение, анкетирование и тестирование, беседа и опрос, экспертная оценка, методы обработки и статистического анализа экспериментальных данных (методы компьютерной обработки данных, графическая и табличная интерпретации результатов, методы математической статистики, корреляционный и факторный анализ), - подтвердившие положительную динамику формирования и развития «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции. Результаты. В статье анализируется процесс формирования «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции, существенно влияющий на качество профессиональной подготовки и служебное поведение. В контексте обозначенного процесса рассматриваются проблема негативного влияния общественного мнения и пути её нейтрализации с помощью формирования положительного «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции.

Теоретическая и практическая значимость. В статье описываются полученные эмпирические данные, раскрывающие социально-психологические механизмы влияния общественного мнения на формирование «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции, а также сущностные признаки и особенности такого формирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

«Я-образ», общественное мнение как фактор формирования «Я-образа», сотрудник Госавтоинспекции, сущностные признаки и особенности

СТРУКТУРА

Введение

Профессиональный «Я-образ»

Психодиагностические методики и результаты исследования Заключение

АННОТАЦИЯ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

N. Lozhkina

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ul. Zoyi and Alexandra Kosmodemyanskikh 8, Moscow 125993, Russian Federation

"SELF-IMAGE" OF TRAFFIC POLICE OFFICERS: THE CONCEPT AND SOME ASPECTS OF ITS FORMATION

ABSTRACT

Aim. To study the socio-psychological mechanisms of the"Self-image" formation of traffic police officers.

Methodology. The research uses modern quantitative and qualitative research methods: historical and psychological analysis, generalization and systematization of knowledge, abstraction and concretization of the cognition process, study of psychological experience, modeling of official activity situations, psychological experiment and observation, questionnaire and testing, interview and survey, expert evaluation, methods of processing and statistical analysis of experimental data (methods of computer data processing, graphical and tabular interpretation of results, methods of mathematical statistics, correlation and factor analysis), which confirmed the positive dynamics of the formation and development of the "Self-image" of a traffic police officers.

Results. The article analyzes the process of forming the "Self-image" of traffic police officers, which significantly affects the quality of professional training and official behavior. In the context of this process, the problem of the negative influence of public opinion and ways to neutralize it through the formation of a positive "Self-image" of traffic police officers is being considered.

Research implications. The article describes the empirical data obtained, revealing the socio-psychological mechanisms of the influence of public opinion on the formation of the "Self-image" of traffic police officers, and the essential signs and features of its formation.

KEYWORDS

"Self-image", public opinion as a factor in the formation of "Self-image", an employee of the State Traffic Inspectorate, essential signs and features

ВВЕДЕНИЕ

«Я-образ» - это абсолютно устоявшееся понятие в социальной психологии. В нашем исследовании мы берём за основу классическое понимание «Я-образа», которое, безусловно, рассматривалось другими авторами, исследователями.

При определении ключевых понятий мы придерживались мнений авторитетных учёных и ориентировались на описание глубинных психологических структур и процессов личности через призму нескольких понятий «самосознание», «самооценка», «Я-концепция», «представление о себе» и др.

У. Джеймс в отношении «образа Я», считал, что глобальное личностное «Я» необходимо рассматривать как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Ме) [1]. В психосоциальной концепции Э. Эриксона, в школах межличностных отношений Г. Салливан, К. Хор-

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

ни, в теории «собственного Я» Х. Кохута, «Образ Я» рассматривался в рамках анализа взаимодействия человека как биологического существа и социума в различных плоскостях [6; 12; 14; 15]. Р. Бернс изучал влияние «образа Я» на различные характеристики когнитивных процессов [2]. В отечественной психологии «Я-образ» изучался в русле самосознания.

В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «образе Я» или «Я-концепции», осуществляется либо как поиск видов и классификаций «образов Я», либо как поиск «измерений», т. е. содержательных параметров этого образа [13].

И. С. Кон подчёркивает, что «образ Я» - это не просто психическое отражение в форме представлений или понятий, но и социальная установка, разрешаемая через отношение личности к себе самой [5].

В культурно-исторической концепции психического развития Л. С. Выготского, в теории деятельности А. Н. Леонтьева и работах С. Л. Рубинштейна отражено положение о том, что основным принципом для понимания природы самосознания (сознания) личности является принцип его социальной детерминированности [4; 7; 11].

Таким образом, исследователи определяют «Я-образ» как систему представлений личности о самой себе, состоящую из «Я-реального» и «Я-идеального», которые между собой коррелируются. «Я-образ» способствует формированию и развитию мировосприятия личности, оказывая при этом огромное воздействие на формирование его поведенческого типа.

«Я-образ» как один из важнейших психологических феноменов является постоянным статичным процессом, данным человеку раз и навсегда. При формировании «Я-образа» происходят перманентные изменения внутри личности. «Я-образ» в течение жизни поддаётся изменению, совершенствованию в зависимости от ряда социально-психологических факторов (семьи, образовательной организации, профессии, общественного мнения и др.).

Но в то же время «Я-образ» формируется не мгновенно и не единожды. Его формирование обусловлено постоянным развитием, преодолением определённых жизненных ситуаций, получением ежедневного практического опыта и т. д. Т. е. «Я-образ» формируется и развивается на протяжении всей человеческой жизни.

«Я-образ» является «сплавом» отдельных социально-психологических процессов, определяющих эмоциональное отношение человека к самому себе через процесс идентификации. |=

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ «Я-ОБРАЗ»

То же происходит и по отношению к выбранной профессии. В проведён- I Г1 ном исследовании изучались «Я-образ» через призму профессиональной де-

ятельности сотрудника Госавтоинспекции и процессы формирования общественного мнения.

В контексте исследования «Я-образ» изучался как динамический процесс, формирующийся при помощи сочетания внутриличностных процессов (самоидентификации, социальной идентификации, социальной рефлексии, профессиональной самоидентификации) с учётом профессиональной служебной деятельности и специфического проявления общественного сознания, отражающегося в оценках злободневных проблем, определяющего отношение большинства населения, которое выражается в одобрении или неодобрении [3, с. 182].

Специфика «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции в проекции профессиональной служебной деятельности сопряжена с «опасностью», «ответственностью», «сложностью». И, конечно же, особенностью службы подразделений Госавтоинспекции является непосредственное ежедневное взаимодействие с участниками дорожного движения - в большинстве случаев это благополучный слой населения, имеющий соответствующий уровень образования, уровень достатка и т. д., который накладывает соответствующие требования к профессиональной подготовке сотрудников Госавтоинспекции.

Образующийся правоохранительный опыт предполагает наличие и развитие соответствующих умений и навыков, что, в свою очередь, влияет на особенности формирования профессионального «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции.

Деятельность таких сотрудников и её специфика участвуют в формировании профессионального «Я-образа», развивая при этом профессиональные качества личности и обеспечивая возможность профессиональной самореализации. Проанализировав основные подходы в исследовании данной проблематики, мы предлагаем следующее авторское понятие «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции.

Формирование «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции обусловлено синхронизацией внутриличностных процессов (самоидентификации, социальной идентификации, социальной рефлексии, профессиональной самоидентификации) с основополагающими социально-психологическими факторами профессионального становления. «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции определяется как совокупность вышеназванных внутриличностных процессов, способствующих регуляции служебного поведения и нейтрализации негативного влияния общественного мнения. «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции состоит из трёх компонентов: |=

- когнитивного (представление сотрудника Госавтоинспекции о самом себе как о субъекте профессиональной деятельности);

- эмоционального (оценивание сотрудником Госавтоинспекции самого себя, своих действий, поступков с позиции профессиональной деятельности);

■<1

- поведенческого (осознаваемые профессиональные действия сотрудника Госавтоинспекции, сформированные под влиянием своих представлений о профессиональной деятельности) [9, с. 313].

Таким образом, «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции отражается в сформированности его компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого), сущностных признаков и особенностей.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В исследовании уровень сформированности «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции оценивался по пяти психодиагностическим методикам: методике «Шкала базисных убеждений» (изучение имплицитных, глобальных, устойчивых представлений индивида о мире и о себе (версия в редакции К. Сугоняева)); методике измерения самооценки (вариант методики Дембо-Рубинштейн, оценка дифференцированности ряда профессионально-личностных качеств (нестандартизированное самоописание с открытой формой)); опроснику для оценки самоотношения (изучения интегральной самооценки и самоуважения (самоценность, самоэффективность, нейро-тизм, локус контроля) (версия в редакции К. Сугоняева)); авторскому варианту методики «Кто Я как сотрудник Госавтоинспекции?» (вариант методики, разработанной М. Куном, Т. Макпартлендом в модификации Т. В. Румянцевой, исследование самоописания личности с позиции различных социальных ролей, что позволяет всесторонне изучить представления человека о самом себе); проективной методике «Незаконченные предложения» (вариант методики, разработанной Дж. Саксом и К. Сиднеем, изучение потребности самоактуализации и личностного совершенствования, а также потребности самоуважения) [8, с. 105].

Весь блок используемых нами психодиагностических методик соответствует предъявляемым к ним требованиям: методики являются стандартизированными, обладают валидностью и надёжностью.

Основная идея исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении эффективных средств и методов целенаправленного специально организованного психологического воздействия на формирование положительного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции посредством эффективной психотехнологии в форме тренин-говой работы, основанной на проблемно-ситуационном моделировании актуальных профессиональных задач, способствующих нейтрализации отрицательного воздействия общественного мнения на «Я-образ» сотрудника

- „ НОМЕРА

Госавтоинспекции, а также повышению качества служебной деятельности.

Выборку исследования составили 508 сотрудников Госавтоинспекции из различных субъектов Российской Федерации, замещающих должности в органах внутренних дел. Исследование проводилось в три этапа: аналити-

ЕЪ

ческий, экспериментальный и заключительный. Экспериментальный этап состоял из трёх подэтапов: констатирующего, формирующего и контрольного, в рамках чего осуществлялось сопоставление с результатами проведённой диагностики по выбранным психодиагностическим методикам.

Экспериментальная программа исследования представляет собой блок из трёх частей:

- диагностической части (антенный опрос, психодиагностические методики, опросники и др.);

- основной части по блокам (комплекс тренинговых занятий, направленных на формирование позитивного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции и на исследование уровня сформированнности «Я-образа»);

- заключительной части (интервью экспертов, повторное психодиагностическое исследование).

Проверка распределения на нормальность осуществлялась по значениям асимметрии и эксцесса с применением критериев Н. А. Плохинского (сравнение с ошибкой репрезентативности) и Е. И. Пустыльника (сравнение с рассчитанными по специальной формуле критическими значениями для асимметрии и эксцесса).

Формирование «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции осуществлялось с помощью внедрения на формирующем подэтапе исследования разработанной тренинговой программы, основанной на поэтапном формировании, совершенствовании «Я-образа». Разработанная программа имеет соответствующую логику построения, которая синхронизирована с выделенными нами внутренними социально-психологическими механизмами формирования положительного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции: первый этап - самоидентификация «Кто Я» (познание, актуализация, оценивание самого себя), социальная идентификация «Какой Я?» (определение самого себя с позиции социального окружения, детерминация собственных возможностей и способностей), социальная рефлексия «Я - глазами других» (оценивание самого себя в системе социального взаимодействия, межличностное взаимоотношение), профессиональная самоидентификация «Это Я» (осознание самого себя с позиции профессиональной деятельности, оценивание своих профессиональных действий и поступков).

Для проверки выдвинутой гипотезы исследования выполнялось сравнение ряда психодиагностических показателей, полученных благодаря выбранным психодиагностическим методикам. Так, в рамках экспериментальной части проведённого исследования результаты корреляционного анализа показали, что формирование положительного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции обусловлено основными сущностными признаками и особенностями. Прямая корреляционная зависимость обнаружена между «положительным образом сотрудника Госавтоинспекции» и «степенью профессиональной самореализации личности именно в данной профессии»

■<1

(г=0,341). «Возможность профессиональной самореализации» (р=0,040) как один из сущностных признаков формирования «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции при корреляционном анализе двух показателей сравниваемых экспериментальных групп («служить до получения права на пенсию» и «планирую увольнение») показал значительные отличия от других признаков. Это свидетельствует о том, что сотрудники Госавтоинспекции, которые не планируют увольнение, также наиболее лояльны к выбранной профессии и более привязаны к своей профессиональной деятельности.

Кроме того, корреляционный анализ показал прямую зависимость между профессионально личностными характеристиками и «положительным образом сотрудника Госавтоинспекции»: «уверенностью» (г=0,4909), «воспитанностью» (г=0,4909), «доброжелательностью» (г=0,4909), «принципиальностью» (г=0,4901), «толерантностью» (г=0,403) [10, с. 21].

Обнаружена также взаимосвязь между стажем службы в Госавтоинспекции, профессиональными качествами личности и мотивационными факторами выбора профессиональной деятельности. Так, например, сотрудники Госавтоинспекции, стаж службы которых по указанной должности составляет до 5 лет, являются ответственными (г=0,370), доброжелательными (г=0,376), коммуникабельными (г=0,376) и т. д. Но в то же время эти сотрудники не обладают профессиональными компетенциями, присущими более опытным коллегам, что, в свою очередь, влияет на качество служебной деятельности и уровень дисциплинированности (г= -0,376).

Внешним значимым социально-психологическим фактором в нашем исследовании, обуславливающим содержание служебной деятельности и качество профессионального общения сотрудников Госавтоинспекции, являлось общественное мнение о них.

В ходе проводимого корреляционного анализа установлено, что одной из важнейших причин увольнения сотрудников Госавтоинспекции и поиска новой работы является отрицательное общественное мнение о деятельности подразделений Госавтоинспекции.

Одновременно большинство населения, негативно относящееся к деятельности сотрудников Госавтоинспекции, наделяет их отрицательными личностными качествами: хамством (р=0,002), мстительностью (р=0,003), ленью (р=0,014), равнодушием (р=0,027) и агрессивностью (р=0,027).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты исследования обладают научной новизной и представляют ценность для психологической теории и практики благодаря разработанной методологически обоснованной структурно-функциональной основе социально-психологических механизмов формирования

■<■>

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

«Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции через призму влияния общественного мнения.

Поэтапное целенаправленное психологическое воздействие при формировании «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции обусловлено тем, что главный признак при отборе социально-психологических механизмов заключался в существующих закономерностях влияния внешних факторов на внутреннее представление личности о самой себе.

Выделенные нами социально-психологические механизмы основываются на социально-психологических механизмах идентификации, в частности на концепции профессиональной идентификации, которая помогает личности отождествлять себя с социальным окружением, с аспектами профессиональной деятельности.

Предложенная логическая последовательность выделенных нами социально-психологических механизмов базируется на теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении эффективных средств и методов целенаправленного специально организованного психологического воздействия на формирование положительного «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции посредством эффективной психотехнологии в форме тре-нинговой работы, основанной на проблемно-ситуационном моделировании актуальных профессиональных задач, способствующих нейтрализации отрицательного воздействия общественного мнения на «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции и повышению качества служебной деятельности.

В проведенном исследовании раскрыты этапы формирования «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции с использованием социально-психологических механизмов (самоидентификации, социальной идентификации, социальной рефлексии, профессиональной самоидентификации), способствующих регуляции служебного поведения и нейтрализации негативного влияния общественного мнения.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 07.09.2022 Статья размещена на сайте: 13.01.2023

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

Абдуллин А. Г., Тумбасова Е. Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 6. С. 4-16. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / под общ. ред. В. Я. Пили-повского. М.: Прогресс, 1986. 422 с.

■<■>

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

Бондаренко Т. А. Влияние СМИ на политические установки избирателей в конце 90-х гг. ХХ - начале XXI века: политико-психологический анализ // Современное общество и власть. 2016. № 1. С. 39-44. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, 1996. 510 с.

Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с. Кохут X. Восстановление самости / пер. с англ. А. Боковикова. М.: Когито-Центр, 2017. 316 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.

8. Ложкина Н. В. Изучение особенностей влияния негативного воздействия общественного мнения на формирование «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции // Человеческий капитал. 2021. № 4. С. 104-111.

9. Ложкина Н. В. К вопросу о социально-психологических факторах, влияющих на формирование профессионального «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 февраля 2020 г. / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 312-316.

10. Ложкина Н. В. К вопросу о влиянии общественного мнения на формирование личности сотрудника Госавтоинспекции // Юридическая психология. 2020. № 2. С. 21-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Питер, 2012. 224 с.

12. Салливан Г. С., Роттер Дж., Мишел У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности / пер. с англ. М.: Прайм-Еврознак, 2007. 128 с.

13. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского университета, 1983. 284 с.

14. Хорни К. Самоанализ / пер. с англ. А. Боковикова. СПб.: Питер, 2019. 224 с.

15. Эриксон Э. Трагедия личности / пер. с англ. Е. Длугача, М. Хорькова, Л. Бессоновой. М.: Родина, 2019. 256 с.

REFERENCES

1. Abdullin A. G., Tumbasova E. R. [The study of "Self-image" in foreign and domestic psychology]. In: Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the South Ural State University], 2012, no. 6, pp. 4-16.

2. Burns R. Self-concept development and education (Rus. ed.: Pilipovskii V. Ya., ed. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie. Moscow, Progress Publ., 1986. 422 p.).

3. Bondarenko T. A. [The influence of the media on the political attitudes of the voters in the late 90s. XX - early XXI century: political and psychological analysis]. In: Sovremennoe obshchestvo i vlast' [Modern society and power], 2016, no. 2, pp. 39-44.

■<■>

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

Vygotsky L. S. Psikhologiya razvitiya kak fenomen kul'tury: izbrannye psikhologicheskie Trudy [Development Psychology as a culture phenomenon: the selected works on psychology]. Moscow, Institut prakticheskoi psikhologii Publ., 1996. 510 p.

Kon I. S. Otkrytie «Ya» [Opening of "Self"]. Moscow, Politizdat Publ., 1978. 376 p.

Kohut H. The Restoration of the Self (Rus. ed.: Bokovikov A., transl. Vosstanovlenie samosti. Moscow, Kogito-Centr, 2017. 316 p.). Leontyev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Smysl Publ., 2005. 352 p.

Lozhkina N. V. [Study of the impact of the negative impact of public opinion on the formation of the "I-image" of the state traffic police officer]. In: Chelovecheskiikapital [Human capital], 2021, no. 4, pp. 104-111. Lozhkina N. V. [On the issue of socio-psychological factors influencing the formation of a professional "I-image" of an employee of the State traffic inspectorate]. In: Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovatsii: sbornik statei XXXI Mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Penza, 15 fevralya 2020 g. [Fundamental and applied scientific research: topical issues, achievements and innovations: collection of articles of the XXXI International Scientific and Practical Conference, Penza, February 15, 2020]. Penza, Nauka I Prosve-scheniye Publ., 2020, pp. 312-316.

10. Lozhkina N. V. [On the influence of a public opinion on the formation of the personality of an employee of the State road safety inspectorate]. In: [Legal psychology], 2020, no. 2, pp. 21-24.

11. Rubinshtein S. L. Chelovek I mir [Human and the world]. Moscow, Piter Publ., 2012. 224 p.

12. Sullivan G. S., Rotter J., Mischel W. Interpersonal Relationship Theory and Cognitive Theories of Personality (Rus. ed.: Teoriya mezhlichnostnykh otnosheniiikognitivnye teoriilichnosti. Moscow, Praim-Evroznak Publ., 2007/ 128 p.).

13. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Self-awareness of the individual]. Moscow, Moscow State University Press Publ., 1983. 284 p.

14. Horney K. Self-analysis (Rus. ed.: Bokovikov A., transl. Samoanaliz. St. Petersburg, Piter Publ., 2019. 224 p.).

15. Erikson E. The tragedy of personality (Rus. ed.: Dlugach E., Horkova M., Bessonova L., transls. Tragediya lichnosti. Moscow, Rodina Publ., 2019. 256 p.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ложкина Наталья Владимировна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отделения по изучению проблем психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра Академии управления МВД России; e-mail: lozhkina.2015@mail.ru

■<1

Natalia V. Lozhkina - Cand. Sci. (Psychology), Senior Researcher, Department for the Study of Problems of Psychological support of Operational and Service Activities of the Department for the Study of Problems of Branch Management of the Research Center of the Academy of Management, Ministry of Internal Affairs; e-mail: lozhkina.2015@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Ложкина Н. В. «Я-образ» сотрудников Госавтоинспекции: понятие и некоторые аспекты его формирования // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2023. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru

Lozhkina N. V. "Self-image" of traffic police officers: the concept and some aspects of its formation. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2023, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

■Ъ

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.