«Я — не один»
Программа постинтернатного сопровождения выпускника школы-интерната
Надежда Васильевна Медведева,
директор московской школы-интерната № 53, заслуженный учитель РФ
Елена Евгеньевна Копайгора,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Людмила Фёдоровна Солдаткина,
педагог-психолог, кандидат педагогических наук
Ольга Вадимовна Медведева,
социальный педагог
Д.А. Медведев в Послании Президента Федеральному Собранию отметил: «...во всех регионах необходимо завершить разработку программ социальной адаптации выпускников детских домов». Публикуемая программа постинтернатного сопровождения выпускников, разработанная сотрудниками московской школы-интерната № 53, направлена на решение актуальных проблем детей-сирот, вступивших в самостоятельную жизнь, и прежде всего — на их социальную адаптацию.
• дети-сироты • социальный педагог • соц и альн о -педагоги ческое сопров ожден и е
• постинтернатное сопровождение
Сегодня, по мнению исследователей, основная проблема выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — разрыв между их представлениями о жизни и реальностью. Эта проблема включает несколько аспектов:
• потребительская позиция воспитанников по отношению к окружающей действительности;
• отсутствие у большинства выпускников навыков работы с информацией;
• отсутствие способности ориентироваться в условиях современной рыночной экономики;
• отсутствие адекватного осознания своих возможностей в профессиональном самоопределении.
В настоящее время для работы с детьми-сиротами уже недостаточно разработанных принципов и концептуальных установок. Необходимо создание целостной системы постинтернатного сопровождения, которая способствовала бы их адаптации в социуме. Именно с этой целью в специальной (коррек-ционной) школе-интернате № 53 г. Москвы была разработана программа постинтернатного сопровождения «Я — не один» (авторы программы — Н.В. Медведева, Л.Ф. Солдаткина, Е.Е. Копайгора).
-э-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода воспитанника от помощи к самопомощи. То есть в процессе постинтернатного сопровождения воспитатель создаёт условия, оказывает необходимую поддержку выпускнику для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Поддержка, с одной стороны, предваряет педагогическое сопровождение, а с другой — следует за ним по запросу.
Сопровождение воспитанника подразделяется на основное и целевое.
Основное сопровождение — это формирование социального опыта воспитанников в условиях школы-интерната. Мы полагаем, что постинтернатное сопровождение не может быть успешным без подготовительной, целенаправленной системы формирования социального опыта воспитанников в условиях школы-интерната.
Основное сопровождение включает вариативно-программный подход и дополнительное профессиональное обучение.
Вариативно-программный подход обеспечивает развитие и коррекцию воспитанников в различных видах деятельности. Личностно-ориентированные, коррекционно-развивающие, личностно-деятель-ностные технологии позволяют достичь положительных результатов в социальной адаптации детей-сирот с особенностями развития.
Программы по формированию социального опыта воспитанников школы-интерната № 53
Направления Цель Название программ
Гражданско-патриотичес-кое воспитание Формирование гражданской позиции «Я — гражданин» «Палитра души»
Социально-правовое воспитание Формирование социально-правового самосознания «Я среди людей» «Я и закон»
Духовно-нравственное воспитание Формирование духовно-нравственной культуры «Народные традиции» «Палитра души»
Спортивно-оздоровительное воспитание Формирование культуры здорового образа жизни «Моё здоровье»
Нравственно-эстетическое воспитание Формирование нравственно-эстетической культуры «Кукольный театр» «Театральная студия» «Хореография» «Вокал» «ИЗО» «Тестопластика» «Глинопластика» «Роспись по ткани»
Трудовое воспитание. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение Формирование адекватного осознания своих возможностей в профессиональном самоопределении «Я в мире профессий» «Азбука профессий» «Найди своё призвание»
Н.В. Медведева, Е.Е. Копайгора, Л.Ф. Солдаткина, О.В. Медведева. «Я — не один»
Основы безопасности жизнедеятельности Формирование безопасности жизнедеятельности «Школа безопасности» «Безопасная дорога»
Семейное воспитание Формирование позитивной модели семейной жизни «СемьЯ»
Дополнительное профессиональное обучение
1. В колледже архитектуры и менеджмента № 17 выпускники 9-х классов получают дополнительное профессиональное образование, свидетельство профессиональной подготовки по специальностям: маляр-штукатур, столяр строительного дела (двухгодичное обучение проводится с 8-го класса).
2. В учебных центрах благотворительного фонда «Цвет жизни» получают дополнительное образование по таким курсам: парикмахерское дело, компьютерная графика, основы кулинарного мастерства (двухгодичное обучение, начиная с 8-го класса).
3. Ученики 10-х классов продолжают углублённое трудовое обучение (один год) в условиях производственной практики ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» по рабочим специальностям: столяр, швея, маляр-штукатур.
4. Выпускники получают профессиональное образование в образовательных учреждениях:
• ГОУ СПО «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23» по специальностям: озеленитель, специалист уборочных машин;
• ГОУ СПО «Строительный колледж № 26» по специальности: маляр-штукатур;
• ГОУ СПО «Колледж сферы услуг № 32» по специальности: повар-кондитер.
Система по формированию социального опыта и полученные результаты позволили сделать вывод: социальная адаптация воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната проходит успешно. Наши воспитанники получают опыт в профессиональном самоопределении, трудовой деятельности, построении новых социальных отношений, общения.
Целевое сопровождение обеспечивает профессиональную комплексную поддержку выпускнику в его самостоятельной жизни.
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
Алгоритм включения выпускника в социальную сеть сопровождения
Комплексная профессиональная поддержка включает:
• социально-правовую помощь выпускнику в защите его прав и законных интересов;
• психолого-педагогическую поддержку, которая обеспечивает консультативную, психологическую помощь в разрешении социальных, межличностных проблем;
• социально-педагогическую помощь в разрешении жизненных и социально-бытовых проблем.
Выпускникам школы-интерната оказывается помощь в трудоустройстве на ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» и другие производственные предприятия по рабочим специальностям: маляр, столяр, швея, уборщица. А также в организации дополнительного профессионального обучения по специальностям: парикмахер, повар-кондитер, швея, столяр строительного дела, маляр-штукатур.
Постинтернатное сопровождение выпускника — это процесс социально-психологической адаптации. При комплексном взаимодейст-
Н.В. Медведева, Е.Е. Копайгора, Л.Ф. Солдаткина, О.В. Медведева. «Я — не один»
вии и поддержке выпускник с особенностями развития наиболее успешно усваивает новые формы социальных отношений, ролей, поведения, жизненных ценностей.
Условия реализации программы «Я — не один»
№ Условия Выход
1 Организационные Социально-психолого-педагогическая поддержка выпускника, создание банка по выявлению потребностей в сопровождении
2 Мотивационные Потребность выпускника в постинтернатном сопровождении
3 Научно-методические Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросам постинтернатного сопровождения, участие в семинарах, конференциях, круглых в столах по обмену опытом
4 Материально-технические Создание библиотеки научно-методической, нормативно-правовой литературы, слайды, фото-видеоматериалы
Литература
1. Бобылева И.А. Постинтернатная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей. М.: Генезис, 2008.
2. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки для детей-сирот и подростков. М., 2003.
3. Владимирова Н.В., СпаньярдХ. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М.: Генезис, 2007.
4. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищённости выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: СЛОВО, 2001.
5. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/Под научной редакцией Г.В. Семья. М.: СИМС, 2009.
6. Найди своё призвание. В помощь выпускникам школ интернатного типа /Государственный Центр профориентации и психологической поддержки населения. М., 2002.
7. Коррекционная педагогика: Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин.2-е изд. «Феникс, МарТ», 2010.
8. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений / журнал «Вестник № 1». Психологические науки. М.: Изд. МГОУ. 2010.
9. Медицинская психология: новейший справочник практического писхолога/ сост.С.Л. Соловьёва. М..АСТ; СПб.2007.
10. Специальная педагогика и коррекционная психология: Неретина Т.Г. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010.