Научная статья на тему '«Я — не один»'

«Я — не один» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Надежда Васильевна, Копайгора Елена Евгеньевна, Солдаткина Людмила Фёдоровна, Медведева Ольга Вадимовна

Программа постинтернатного сопровождения выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната № 53 (Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Надежда Васильевна, Копайгора Елена Евгеньевна, Солдаткина Людмила Фёдоровна, Медведева Ольга Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«I Am Not Alone»

The program of post-boarding school to support graduates of special (correction) boarding school № 53 (Moscow).

Текст научной работы на тему ««Я — не один»»



«Я — не один»

Программа постинтернатного сопровождения выпускника школы-интерната

Надежда Васильевна Медведева,

директор московской школы-интерната № 53, заслуженный учитель РФ

Елена Евгеньевна Копайгора,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Людмила Фёдоровна Солдаткина,

педагог-психолог, кандидат педагогических наук

Ольга Вадимовна Медведева,

социальный педагог

Д.А. Медведев в Послании Президента Федеральному Собранию отметил: «...во всех регионах необходимо завершить разработку программ социальной адаптации выпускников детских домов». Публикуемая программа постинтернатного сопровождения выпускников, разработанная сотрудниками московской школы-интерната № 53, направлена на решение актуальных проблем детей-сирот, вступивших в самостоятельную жизнь, и прежде всего — на их социальную адаптацию.

• дети-сироты • социальный педагог • соц и альн о -педагоги ческое сопров ожден и е

• постинтернатное сопровождение

Сегодня, по мнению исследователей, основная проблема выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — разрыв между их представлениями о жизни и реальностью. Эта проблема включает несколько аспектов:

• потребительская позиция воспитанников по отношению к окружающей действительности;

• отсутствие у большинства выпускников навыков работы с информацией;

• отсутствие способности ориентироваться в условиях современной рыночной экономики;

• отсутствие адекватного осознания своих возможностей в профессиональном самоопределении.

В настоящее время для работы с детьми-сиротами уже недостаточно разработанных принципов и концептуальных установок. Необходимо создание целостной системы постинтернатного сопровождения, которая способствовала бы их адаптации в социуме. Именно с этой целью в специальной (коррек-ционной) школе-интернате № 53 г. Москвы была разработана программа постинтернатного сопровождения «Я — не один» (авторы программы — Н.В. Медведева, Л.Ф. Солдаткина, Е.Е. Копайгора).

-э-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода воспитанника от помощи к самопомощи. То есть в процессе постинтернатного сопровождения воспитатель создаёт условия, оказывает необходимую поддержку выпускнику для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Поддержка, с одной стороны, предваряет педагогическое сопровождение, а с другой — следует за ним по запросу.

Сопровождение воспитанника подразделяется на основное и целевое.

Основное сопровождение — это формирование социального опыта воспитанников в условиях школы-интерната. Мы полагаем, что постинтернатное сопровождение не может быть успешным без подготовительной, целенаправленной системы формирования социального опыта воспитанников в условиях школы-интерната.

Основное сопровождение включает вариативно-программный подход и дополнительное профессиональное обучение.

Вариативно-программный подход обеспечивает развитие и коррекцию воспитанников в различных видах деятельности. Личностно-ориентированные, коррекционно-развивающие, личностно-деятель-ностные технологии позволяют достичь положительных результатов в социальной адаптации детей-сирот с особенностями развития.

Программы по формированию социального опыта воспитанников школы-интерната № 53

Направления Цель Название программ

Гражданско-патриотичес-кое воспитание Формирование гражданской позиции «Я — гражданин» «Палитра души»

Социально-правовое воспитание Формирование социально-правового самосознания «Я среди людей» «Я и закон»

Духовно-нравственное воспитание Формирование духовно-нравственной культуры «Народные традиции» «Палитра души»

Спортивно-оздоровительное воспитание Формирование культуры здорового образа жизни «Моё здоровье»

Нравственно-эстетическое воспитание Формирование нравственно-эстетической культуры «Кукольный театр» «Театральная студия» «Хореография» «Вокал» «ИЗО» «Тестопластика» «Глинопластика» «Роспись по ткани»

Трудовое воспитание. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение Формирование адекватного осознания своих возможностей в профессиональном самоопределении «Я в мире профессий» «Азбука профессий» «Найди своё призвание»

Н.В. Медведева, Е.Е. Копайгора, Л.Ф. Солдаткина, О.В. Медведева. «Я — не один»

Основы безопасности жизнедеятельности Формирование безопасности жизнедеятельности «Школа безопасности» «Безопасная дорога»

Семейное воспитание Формирование позитивной модели семейной жизни «СемьЯ»

Дополнительное профессиональное обучение

1. В колледже архитектуры и менеджмента № 17 выпускники 9-х классов получают дополнительное профессиональное образование, свидетельство профессиональной подготовки по специальностям: маляр-штукатур, столяр строительного дела (двухгодичное обучение проводится с 8-го класса).

2. В учебных центрах благотворительного фонда «Цвет жизни» получают дополнительное образование по таким курсам: парикмахерское дело, компьютерная графика, основы кулинарного мастерства (двухгодичное обучение, начиная с 8-го класса).

3. Ученики 10-х классов продолжают углублённое трудовое обучение (один год) в условиях производственной практики ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» по рабочим специальностям: столяр, швея, маляр-штукатур.

4. Выпускники получают профессиональное образование в образовательных учреждениях:

• ГОУ СПО «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23» по специальностям: озеленитель, специалист уборочных машин;

• ГОУ СПО «Строительный колледж № 26» по специальности: маляр-штукатур;

• ГОУ СПО «Колледж сферы услуг № 32» по специальности: повар-кондитер.

Система по формированию социального опыта и полученные результаты позволили сделать вывод: социальная адаптация воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната проходит успешно. Наши воспитанники получают опыт в профессиональном самоопределении, трудовой деятельности, построении новых социальных отношений, общения.

Целевое сопровождение обеспечивает профессиональную комплексную поддержку выпускнику в его самостоятельной жизни.

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

Алгоритм включения выпускника в социальную сеть сопровождения

Комплексная профессиональная поддержка включает:

• социально-правовую помощь выпускнику в защите его прав и законных интересов;

• психолого-педагогическую поддержку, которая обеспечивает консультативную, психологическую помощь в разрешении социальных, межличностных проблем;

• социально-педагогическую помощь в разрешении жизненных и социально-бытовых проблем.

Выпускникам школы-интерната оказывается помощь в трудоустройстве на ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» и другие производственные предприятия по рабочим специальностям: маляр, столяр, швея, уборщица. А также в организации дополнительного профессионального обучения по специальностям: парикмахер, повар-кондитер, швея, столяр строительного дела, маляр-штукатур.

Постинтернатное сопровождение выпускника — это процесс социально-психологической адаптации. При комплексном взаимодейст-

Н.В. Медведева, Е.Е. Копайгора, Л.Ф. Солдаткина, О.В. Медведева. «Я — не один»

вии и поддержке выпускник с особенностями развития наиболее успешно усваивает новые формы социальных отношений, ролей, поведения, жизненных ценностей.

Условия реализации программы «Я — не один»

№ Условия Выход

1 Организационные Социально-психолого-педагогическая поддержка выпускника, создание банка по выявлению потребностей в сопровождении

2 Мотивационные Потребность выпускника в постинтернатном сопровождении

3 Научно-методические Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросам постинтернатного сопровождения, участие в семинарах, конференциях, круглых в столах по обмену опытом

4 Материально-технические Создание библиотеки научно-методической, нормативно-правовой литературы, слайды, фото-видеоматериалы

Литература

1. Бобылева И.А. Постинтернатная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей. М.: Генезис, 2008.

2. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки для детей-сирот и подростков. М., 2003.

3. Владимирова Н.В., СпаньярдХ. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М.: Генезис, 2007.

4. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищённости выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: СЛОВО, 2001.

5. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/Под научной редакцией Г.В. Семья. М.: СИМС, 2009.

6. Найди своё призвание. В помощь выпускникам школ интернатного типа /Государственный Центр профориентации и психологической поддержки населения. М., 2002.

7. Коррекционная педагогика: Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин.2-е изд. «Феникс, МарТ», 2010.

8. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений / журнал «Вестник № 1». Психологические науки. М.: Изд. МГОУ. 2010.

9. Медицинская психология: новейший справочник практического писхолога/ сост.С.Л. Соловьёва. М..АСТ; СПб.2007.

10. Специальная педагогика и коррекционная психология: Неретина Т.Г. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.