Научная статья на тему 'Я-концепция личности в контексте организационной культуры'

Я-концепция личности в контексте организационной культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
484
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / SELF-CONCEPTION OF PERSONALITY / ORGANIZATION CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефрюшкина Ольга Владимировна

Проанализированы основные характеристики Я-концепции, а также выделены важнейшие аспекты взаимосвязи Я-концепции и социального влияния. В качестве наиболее значимого ком-понента социального окружения субъекта профессиональной деятельности выделена организационная культура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-conception of personality in the context of organization culture

There is an analysis of self-conception basic characters and the most important aspects of interconnection between self-conception and social influence. Organization culture is marked out as the most significant component of social circle of a professional activity subject

Текст научной работы на тему «Я-концепция личности в контексте организационной культуры»

Психология

УДК 159.923

Ефрюшкина Ольга Владимировна

Efryushkina Olga

Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

SELF-CONCEPTION OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF ORGANIZATION CULTURE

Проанализированы основные характеристики Я-концепции, а также выделены важнейшие аспекты взаимосвязи Я-концепции и социального влияния. В качестве наиболее значимого компонента социального окружения субъекта профессиональной деятельности выделена организационная культура

There is an analysis of self-conception basic characters and the most important aspects of interconnection between self-conception and social influence. Organization culture is marked out as the most significant component of social circle of a professional activity subject

Ключевые слова: я-концепция личности, организаци- Key words: self-conception of personality, organization

онная культура culture

Я-концепция относится к категории, которая в терминологической системе современной персонологии занимает достаточно устойчивый статус и активно используется для описания глубинных структур личности. Переход от описательных к динамическим схемам изучения Я-концепции определяет необходимость выделения процессуальных элементов, связанных с формированием, развитием, изменением Я-концепции и, соответственно, детерменирующих этот процесс воздействий.

При этом необходимо учитывать значимость тех или иных внешних или внутренних факторов в различные периоды жизненного пути личности. Так, юношеский возраст рассматривают как наиболее сензитивный для становления Я-концепции. В последующие периоды важную функцию в развитии Я-концепции выполняет профессиональная дея-

тельность. Исследования показывают, что профессиональное развитие связано не только с самой деятельность, но и с особенностями среды, в которой осуществляется эта деятельность. В качестве такой среды выступает само предприятие и его организационная культура.

Организационная культура понимается авторами как система норм поведения, установок и ценностей, которые являются правилами различной степени стандартизированно-сти. Возникает вопрос о степени влияния сформированной системы установок восприятия организационной среды на составляющие Я-концепции. Определение характера взаимосвязей системы представлений о себе и организационной культуре может быть перспективным направлением исследований проблем детерминации процесса формирования глубинных личностных структур. С другой стороны, изучение этих взаимосвязей дает возмож-

ность использовать принцип обратной связи и рассматривать Я-концепцию личности сотрудника как один из параметров анализа и оценки особенностей организационной культуры.

Целью проведенного нами исследования явилось выявление особенностей характера взаимосвязи личностных и профессиональных характеристик в образе Я представителей различных типов организационной культуры, а также выявление особенностей восприятия респондентами организационной культуры предприятия.

Следует отметить, что существуют различные подходы к выделению типов организационной культуры (С. Ханди, Г. Хофштед, Т. Дейл, А. Кеннеди, Р. Акофф, М. Бурке и др.). В данном исследовании за основу нами была принята классификация американского социолога С. Ханди. На основе таких характеристик, как процесс распределения власти, структура организации, характер деятельности, ценностные ориентации личности, отношение индивида и организации, автор выделяет 4 типа организационной культуры: Культура власти; Культура роли; Культура задачи; Культура личности. Базой нашего исследования явились предприятия в первую очередь по признаку формы собственности: коммерческие предприятия; государственные: предприятия Дальневосточного филиала ОАО «РЖД» и муниципальные предприятия. В дальнейшем сотрудники ОАО «РЖД» были выделены в отдельную группу.

Для исследования использованы следующие методики: анкета, разработанная нами на основе работ Е.А. Могилевкина и Ю.Т. Семенова, опросник «Уровень организационной культуры» (А.А. Деркач), свободный ассоциативный эксперимент. Выборка составила 164 чел.

На первом этапе получены и проанализированы данные об организационной культуре выбранных для исследования предприятий. В результате анкетирования мы определили, что для сотрудников государственных предприятий более характерна позиция исполните-

ля. Они достаточно ясно представляют круг своих профессиональных обязанностей, действуют согласно инструкции. Во многом это обусловлено тем, что проявление инициативы и творческого подхода не требуется и не поощряется на предприятии. В то же время респонденты очень высоко оценивают значимость собственной деятельности. Для них характерно положительное отношение к организации, осознание принадлежности к некой объективной и значимой системе. Железнодорожники в большей степени удовлетворены системой обучения и продвижения по службе. Для сотрудников железнодорожных предприятий характерно позитивное отношение к системе целей в организации; понимание процесса управления как объективного процесса, осуществляемого без сбоев. При этом возможность проявления инициативы; значимость моральных характеристик деятельности в организации; возможности общения в процессе работы оцениваются ими как менее значимые.

Сотрудники коммерческих организаций в большей степени оценивают себя как инициативных и деятельных участников общего дела, отмечают значимость занимаемого положения и выполняемой работы. Для сотрудников характерно позитивное отношение к системе це-леполагания в организации, оценка наличия в процессах управления нарушений, значимость моральных характеристик деятельности в организации; высокая оценка дружеских отношений между сотрудниками и общего уровня организационной культуры.

Для сотрудников государственных предприятий характерно негативное оценивание организации в целом; понимание процесса управления как объективного процесса, осуществляемого без сбоев; внимание к социально значимым качествам сотрудников; высокая оценка дружеских отношений между сотрудниками и коммуникационных, организационных процессов в целом; четкое представление о своих обязанностях в организации; отсутствие представления о продвижении по службе.

На втором этапе был проведен ассо-

циативный эксперимент с предъявлением стимулов «Я - личность», «Я - сотрудник организации», «Моя организация», а также исследование самоустановок с помощью комплекса личностных опросников: методики определения самоэффективности, морфологического теста жизненных ценностей, пятифакторного личностного опросника, опросника «Якоря карьеры».

В ходе анализа результатов свободного ассоциативного эксперимента использована методика тематической классификации ассоциаций.

В ответах сотрудников предприятий железнодорожного транспорта наиболее ярко выраженными явились следующие тематические группы.

«Я - сотрудник организации»:

Индивидуализированные положительные оценочные характеристики профессиональной деятельности с акцентом на роль организации и профессиональной деятельности в жизни сотрудника. Например: «престиж», «самореализация», «член команды» 32,4 %

Указание на профессионально-значимые качества. Например: «дисциплина», «трудолюбивая», «ответственный», «честность» 29,7 %

Группа личностных характеристик, имеющих косвенное отношение к профессиональной деятельности. Ассоциации данной группы были выявлены только в ответах сотрудников государственных предприятий. Например: «хороший», «эмоциональный», «общительный» 16,2 %

Наименее представленной явилась группа отрицательных оценочных характеристик профессиональной деятельности. Например: «инициатива наказуема, сказали копать -копаем, сказали не копать - не копаем» 8,1 %

«Я - личность»:

Указание на конкретные личностные свойства. Например: «интерес», «добрый», «зрелого ума» 35,1 %

Указание на профессиональную принадлежность и профессиональные характеристики (положительные). Например: «специалист, который необходим организации», «в моей организации» 18,9 %

«Моя организация»:

Указание на значимость организации. Например: «некая ячейка в системе ОАО «РЖД», которая тянет на себе самую «тяжелую» «лямку» в перевозочном процессе» 42,3 %

Положительные оценочные характеристики. Например: «меняустраивает» 30,8 %

Наименее представленной явилась группа формальных характеристик. Например: «серьезная», «централизованная», «большая» 3,8 %

Соотношение выделенных групп ассоциаций может свидетельствовать о ярко выраженном положительном отношении к организации с акцентом на социальную значимость. Ценностное отношение к организации и

собственной роли в ней сочетаются с личностными и профессиональными характеристики.

В ответах сотрудников коммерческих предприятий наиболее ярко выраженными явились следующие тематические группы.

«Я - сотрудник организации»:

Указание на профессионально-значимые качества. Например: «выполняющий свою работу», «трудоголик» 38 %

«Я - личность»:

Наиболее общие характеристики. Например: «человек», «индивид» 23,8 %

Более индивидуализированные (уникальные) оценочные характеристики. Например: «в быту, в общественной жизни независим в меру того, насколько мне это позволяют окружающие» 23,8 %

Указание на профессиональную принадлежность и профессиональные характеристики (положительные). Например: «исполнительность», «добросовестность», «своего профиля» 23,8 %

Наименее представленной явилась группа отрицательных характеристик, указывающих на профессиональную принадлежность и профессиональные характеристики. Следует отметить, что ассоциации данного типа были выявлены только в ответах сотрудников коммерческих предприятий. Например: «на работе, при общении с огромным количеством людей с разными характерами, не всегда чувствуешь себя личностью - это очень огорчает» 4,8 %

«Моя организация»:

Положительные оценочные характеристики. Например: «состоит из многоступенчатой структуры и работает как часы», «самая хорошая», «мои друзья» 47,6 %

Отрицательные оценочные характеристики. Например: «хорошая, успешная, очень развитая, но не хватает одного - уважения к своим сотрудникам», «не самая лучшая» 28,3 %

Эти данные свидетельствуют об амбивалентности оценивания организации. При этом положительные и отрицательные оценки связаны с разными сторонами жизни организации. Ещё одной отличительной чертой ответов сотрудников коммерческих предприятий

является наличие индивидуализированных личностных характеристик.

В ответах сотрудников государственных предприятий наиболее ярко выраженными явились следующие тематические группы.

«Я - сотрудник организации»:

Указание на профессионально значимые качества. Например: «высококлассный специалист», «ответственный» 50 %

Более индивидуализированные положительные оценочные характеристики профессиональной деятельности. С акцентом на то, что дает организация. Например: «я тот, на кого надеются дети, доверяют, а также уважает начальник», «я нужен» «звено в длинной цепи» 43,8 %

«Я - личность»:

Более индивидуализированные (уникальные) оценочные характеристики. Например: 50 %

«потому что я человек, который мыслит», «сильный морально человек»

Наименее представленной явилась группа социально значимых характеристик. Например: «обладаю социально значимыми качествами» 6,3 %

«Моя организация»:

Положительные оценочные характеристики. Например: «имеет большие возможности. Развивается динамично»

50 %

Тематический анализ полученных ассоциаций позволил выявить особенности восприятия организации и профессиональной деятельности, присущие сотрудникам предприятий с разным типом организационной культуры.

Для ответов всех групп респондентов характерно смешение профессиональных и личностных характеристик с выделением в Я-концепции профессионально важных качеств. При этом для сотрудников железнодорожных предприятий характерно более ярко выраженное ценностное отношение к организации, к себе как к сотруднику. Сотрудники государственных предприятий большое значение придают коммуникативным навыкам как в профессиональной деятельности, так и в других сферах жизни.

При наличии общей тенденции к амбивалентности оценок следует отметить, что в центре внимания сотрудников коммерческих предприятий оказались менее формализованные характеристики организации и качества, связанные с собственной активностью.

Полученные результаты были дополнены данными исследования самоустановок с помощью личностных опросников. Полученные данные показали, что сотрудники железнодорожных предприятий выделяют такие качества, как относительная самостоятельность, экс-травертированность и компетентность, стремление к повышению уровня образования и стремление к интеграции жизненных сфер, внимание к процессуальным характеристикам деятельности, волевое регулирование, активность и проявление индивидуальности в сфере

увлечений. Данные характеристики свидетельствуют о внимании к профессионально значимым и деятельностным свойствам личности.

Для сотрудников государственных предприятий характерен акцент на таких качествах, как ответственность, стабильность, самопри-нятие, приспособление, активность, стабильность, экспрессивность, любознательность, доминирование внепрофессиональной жизни. Данные характеристики свидетельствуют о значимости для респондентов социально важных характеристик.

Сотрудники коммерческих предприятий выделили такие характеристики, как престижность, материальное положение, активность, сохранение индивидуальности, деятельностная самоэффективность и саморазвитие, аккуратность.

Полученные результаты являются основой для последующего углубленного изучения выделенных тенденций. В результате проведенного исследования выявлено, что для сотрудников, осуществляющих профессиональную деятельность в различном организационном контексте, характерны отличия в реагировании на одинаковые стимулы. Анализ полученных данных позволяет сделать выводы об особенностях содержания профессионального аспекта образа Я, который, в свою очередь, оказывает влияние и на Я-концепцию личности. Основные характеристики самовосприятия представителей трёх групп испытуемых соотносятся с особенностями восприятия организационной культуры, что подтверждает предположение о влиянии организационной культуры на Я-концепцию.

1. Занковский, А.Н. Организационная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А.Н. Занковский. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.

Коротко об авторе__________________________________

Ефрюшкина О.В., аспирантка, преподаватель кафедры «Психология», ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», ДВГУПС Ие!аа [email protected]. [email protected]

Научные интересы: психология субъекта профессиональной деятельности, проявление индивидуальнотипологических характеристик субъекта в контексте определенного типа организационной культуры, психосемантические аспекты восприятия организационной культуры

____________________________________Литература

2. Семенов, Ю.Т. Организационная культура: управление и диагностика [Текст] / Ю.Т. Семенов. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004.

_____________________________Briefly about author

Efryushkina O., graduate, Professor of Psychology Department, PEI HPE "Far-Eastern State University of Communications"

Scientific interests: psychology of a professional activity subject, display of individually typological characters of a subject in the context of organization culture certain type, psychosemantic aspects of organization culture perception

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.