А.Я. Флиер
ПОП-НАУКА: МЕЖДУ ПОЗНАНИЕМ И РАЗВЛЕЧЕНИЕМ*
Массовая культура, вытеснив последние элементы традиционной крестьянской культуры из жизни горожан, стала основной обыденной культурой городского населения Европы и Америки. В то же время массовая культура вступает в многочисленные симбиозы с явлениями элитарной культуры, в какой-то мере упростив ее специализированный язык и сделав многие ее продукты более доступными для понимания и пользования широкими слоями более или менее образованных граждан.
Плодом сращения академического научного знания, с одной стороны, и специфической интерпретации этого знания, нацеленной на решение задач массовой культуры - развлечение читающей публики, - с другой, является так называемая поп-наука (по определению А.Я. Флиера). Поп-наука фактически представляет собой своеобразный жанр научного или околонаучного поиска, сосредоточенного не столько на производстве нового знания как такового, сколько на создании новых экстравагантных и сенсационных интерпретаций знания, уже так или иначе находящегося в научном обороте.
Поп-науке свойственно постоянное, а порой и демонстративное отступление от академических норм научной строгости, корректности, аргументированности и доказательности. Вместе с тем поп-научные сочинения обладают существенной социальной значимостью благодаря немалой популярности у большого числа не-
* Флиер А.Я. Поп-наука: Между познанием и развлечением. - Режим доступа: www.http://zpu-journal.ru/zpu/contents/2013/1/Flier_Pop-Science/8_2013_1.pdf 162
профессиональных потребителей - более или менее интеллектуально продвинутых, хотя и не владеющих профильными знаниями людей. Повышенная доступность текстов для понимания неподготовленными пользователями, а также приятная стилистика изложения материала являются обязательными характеристиками этого направления.
Задача поп-научного исследования заключается в том, чтобы убедить читателя, что ракурс изучения проблемы, который предлагает автор, и полученный им результат представляют собой нечто особенное, не укладывающееся в известные науке правила и закономерности, радикальным образом меняющее все имеющиеся представления по данному вопросу.
Особую занимательность поп-научным разработкам придает то, что они, как правило, посвящены раскрытию каких-то тайн, т.е. информации, специальным образом скрываемой от непосвященных. Довольно часто поп-научные исследования являются конспи-рологическими интерпретациями истории, основанными на разоблачении тайных заговоров, движений и обществ как главной движущей силы исторических процессов.
В ХХ в. поп-наука оказалась особенно востребованной в связи с появившимся социальным запросом на сенсацию. Запрос на то, чтобы информационное пространство общественной жизни было заполнено чем-то неординарно интересным, возник и стал достаточно острым в условиях радикально возросшего уровня образованности основной массы населения, его приобщения к СМИ.
Явления поп-науки встречаются как в области естественных наук (например, уфология), так и наук о человеке (парапсихология), а также гуманитарных наук (параистория). Поп-научные исследования по истории и культуре характеризуются наличием определенной идеологической ангажированности авторов, которая может иметь и не явную выраженность. Порой ангажированность связана со специальным политическим заказом от власти, но чаще стимулируется личной мировоззренческой и идеологической позицией исследователя. Тенденциозная подтасовка фактов, умолчания, слабая убедительность аргументации, отсутствие академического ссылочного аппарата и т.д. нередко являются составляющими поп-исторических работ. Однако эти очевидные для профессионального ученого изъяны компенсируются в глазах непрофессионального читателя яркими образными описаниями фактуры, а
А.Я. Флиер
несоответствие предлагаемых концепций историческим фактам такой читатель сам определить не может.
Характерными примерами наиболее известных направлений поп-науки в области исторических и историко-культурных изысканий могут служить: новая христология Э. Ренана; эзотерические разработки Р. Генона (поиск мистических знаний древних цивилизаций); научная «артуриана» (поиск подтверждений историчности, а также интерпретация деяний короля бриттов Артура и его Круглого стола); научные изыскания по проблематике Святого Грааля (тайная история европейской цивилизации, выраженная в учениях и деятельности ордена тамплиеров, общества розенкрейцеров, приората Сиона и т.д.).
В России это концепция жидомасонского заговора (изыскания по теме еврейского «тайного мирового правительства»); эзотерическая «шамбалистика» (учения Е. Блаватской, Н. и Е. Рерихов); туранская теория (аргументация «противоестественности» культурных связей России с Европой (работы Л. Гумилёва и др.) и т.д.
Приобщенность к поп-культуре рассматривается ее поклонниками как признак социальной престижности человека, его модности. При этом культивируется чувство сплоченности, особой социальной общности разных групп фанатов, что играет большую роль (особенно для молодежи) в реальных социокультурных условиях жизни современных мегаполисов с ее высокой атомизированно-стью каждого индивида. Поп-культура - одно из эффективных средств психологической компенсации социальной атомизирован-ности современного общества, восстановления у людей ощущения культурного единства хотя бы на уровне общих интересов и увлечений.
Разумеется, далеко не все авторы, подвизающиеся на ниве поп-науки, являются намеренными обманщиками и манипуляторами сознанием публики. Ученые, работающие в этом жанре, как правило, преследуют собственные амбициозные цели, не очень задумываясь о социальных эффектах и последствиях своей работы. Для них главный результат - достижение публичной славы или личная творческая самореализация. Среди них есть и такие, кто искренне уверен в непреходящей научной ценности своих разработок. Однако фактический социальный эффект от их работы сравним с воздействием социальных мифологий всех эпох человеческой истории. 164
Работы в жанре поп-науки оппонируют пафосной идее, легшей в основу социальной идеологии индустриальной эпохи, которая гласит, что знание является главным инструментом переустройства мира. Поп-научная мифология, напротив, объясняет, что все наши знания о мире имеют сугубо поверхностный характер, являются лишь имитациями некоего «подлинного знания», на самом же деле человеческим обществом правят тайные силы - скрывающиеся пришельцы, паранормальные явления психики, тайные правительства и др. Мифология, создаваемая поп-наукой, не ставит перед собой никаких конструктивных целей и специальных задач ориентации человека на какой-то тип поведения. Она обслуживает другой сегмент социального бытия - не продуктивную деятельность, а досуг, свободное время, систему развлечений, а потому должна быть занимательной, а не конструктивной.
Т.А. Фетисова