Научная статья на тему '«я был совершенно нормален, выполняя задания по уничтожению». Биография Р. Хесса-коменданта Аушвица'

«я был совершенно нормален, выполняя задания по уничтожению». Биография Р. Хесса-коменданта Аушвица Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
510
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЗМ / "ТРЕТИЙ РЕЙХ" / КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ ЛАГЕРЯ / АУШВИЦ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аристов С. В.

Посвящена анализу биографии Рудольфа Хесса коменданта нацистского концентрационного лагеря Аушвиц. На основе актуальных достижений европейской исторической науки рассматривается судьба человека, организовавшего и руководившего процессом массового уничтожения и эксплуатации узников в Освенциме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аристов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«I WAS ABSOLUTELY NORMAL, CARRYING OUT OF THE TASK ON DESTRUCTION». THE BIOGRAPHY OF THE R.HESS-COMMANDANT OF AUSCHWITZ

The Article is devoted to the analysis of the biography of Rudolf Hess the commandant of Nazi concentration camp Auschwitz. On the basis of actual achievements of the European science is considered the destiny of the person organized and supervising process of mass destruction and operation of prisoners in Oswiecim.

Текст научной работы на тему ««я был совершенно нормален, выполняя задания по уничтожению». Биография Р. Хесса-коменданта Аушвица»

УДК 301

С.В. Аристов, канд. ист. наук, зав. кафедрой, 8-4967- 55-59-41, aristov [email protected] (Россия, Подольск, МОГИ)

«Я БЫЛ СОВЕРШЕННО НОРМАЛЕН, ВЫПОЛНЯЯ ЗАДАНИЯ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ...». БИОГРАФИЯ Р. ХЕССА-КОМЕНДАНТА АУШВИЦА

Посвящена анализу биографии Рудольфа Хесса - коменданта нацистского концентрационного лагеря Аушвиц. На основе актуальных достижений европейской исторической науки рассматривается судьба человека, организовавшего и руководившего процессом массового уничтожения и эксплуатации узников в Освенциме.

Ключевые слова: нацизм, «третий рейх», концентрационные лагеря, Аушвиц.

Биография Рудольфа Хесса является объектом внимания западных ученых начиная с 1950-х гг. прошлого века, когда в Польше впервые были опубликованы воспоминания коменданта Аушвица, написанные им в заключении [7; 1; 4; 9; 12; 10; 5]. В России же подобные исследования, основанные на современной источниковой и исследовательской базе, до сих пор отсутствуют. Целью данной работы является актуализация научной дискуссии по данному вопросу с учетом достижений западной историографии.

Рудольф Хесс родился 25 ноября 1900 г. в ревностной католической семье [9, с. 105]. С юных лет все воспитание мальчика было подчинено лишь одной цели - подготовить его рукоположению в сан священника. Особенно значимую роль в этом играл отец - Франц Ксавье Хесс - фанатик, давший обет отдать сына церкви, как только он достигнет совершеннолетия. Именно отец, человек весьма деспотичный, заложил основу для формирования в Рудольфе такого качества, как исполнительность, в особенности перед тем, кто старше, или более авторитетен. С другой стороны, желая воспитать верного пастыря церкви, отец смог привить ребенку веру. Хотя правильнее было бы отметить, что он развил в Рудольфе религиозное чувство, не имевшее в мальчике глубоких корней и державшееся на авторитете отца, со смертью которого, а также под влиянием ряда внешних обстоятельств, сменившего объект поклонения - вместо поступления в семинарию Рудольф Хесс в 1921 г. стал членом НСДАП.

Смерть отца в 1914 г. совпала с началом Первой мировой войны, и юный Рудольф, освободившийся от постоянного контроля, стремится попасть на фронт. Сначала он помогает работникам Красного Креста ухаживать за больными, пытается тайком, на проходивших поездах, отправиться на фронт, пока в 1916 г., при помощи ротмистра, с которым он познакомился в лазарете, Хесс отправляется в Турцию на иракский фронт. Тягу к участию в войне в воспоминаниях он объяснял зовом «солдатской крови» своих предков. Хотя, безусловно, романтика войны, для 15 летнего моло-

дого человека играла не меньшую роль. К концу войны Р. Хесс был в звании самого молодого унтерофицера с наградами в виде Железных крестов первой и второй степени. Именно война стала для него центральным пунктом социализации, своеобразной инициацией в мир мужчин (солдат) [9, с. 107]. В своих мемуарах он так охарактеризовал этот момент: «Дрожащий от страха, сбежавший от матери школьник, превратился в усталого сурового солдата» [2]. Однако после войны мир, к которому привык и в котором хотел жить Р. Хесс, перестал существовать. Как и всему «фронтовому поколению» ему пришлось адаптироваться в новой Германии, стране проигравшей мировую войну.

Безработица, охватившая Германию, а также личная неустроенность, заставили Хесса искать внешней опоры, понятной и привычной окружающей действительности. Все это он нашел в «добровольческих корпусах» (Freikorps) - «Добровольческом корпусе Восточной Пруссии по охране границы» и «Добровольческом корпусе Росбаха». Там он снова обрел «родину, уверенность в себе, товарищей», стал членом «братства», без которого не мыслил своего существования [2].

«Добровольческие корпуса», воспроизводившие военные порядки, были далеки от гражданских ценностей и принципов. Одним из главных постулатов их существования было абсолютное подчинение своему начальнику, приказы которого не обсуждались. Для Р. Хесса, человека неукоснительно выполнявшего волю вышестоящих авторитетов, подобный принцип был воспринят без каких-либо сомнений.

С конца 1919 г. участники «добровольческих корпусов» начали организовывать так называемые «сельскохозяйственные» или «рабочие» общины, членом одной из которых стал и Р. Хесс. Целью подобных организаций была не только поддержка бывших солдат, но и сохранение контакта между ними на случай выступления против ненавистной им Веймарской республики. Рудольф Хесс стал курьером, связывавшим членов подобных нелегальных организаций с одним из их идейных лидеров - Эрихом Лю-дендорфом, который познакомил его в 1921/1922 г. с Г. Гиммлером.

31 мая 1924 г. произошло событие, ставшее одной из значительных вех в судьбе Р. Хесса. Неподалеку от имения Нойхоф близ Пархима с особой жестокостью и цинизмом был убит школьный учитель Вальтер Кадов. Убийцы избили его палками, затем перерезали горло и, наконец, добили двумя выстрелами из пистолета. Как выяснилось в ходе следствия, он погиб от рук своих товарищей по организации, среди которых был и Р. Хесс. В воспоминаниях, уже ожидая своей смерти в польской тюрьме, Хесс отмечал, что Кадов якобы был виновен в выдаче французам Лео Шлагетера -немецкого партизана, участвовавшего в диверсиях против французов во время оккупации Рура в 1923 г. и приговоренного за свою деятельность французским военно-полевым судом к смерти. Однако фактов подтверждающих эти заявления так и не было обнаружено. 15 марта 1924 г. Хесс

был приговорен к 10 годам лишения свободы. Он оказался один на один с самим собой, изолированным, и не столько от общества, полноценным членом которого он так и не стал, но в первую очередь от того «военного братства», в котором видел свою опору. Тюремное одиночество стало для него серьезным испытанием. Он находился в поисках смысла своего существования, пытаясь вернуться к вере, жить не задумываясь об окружающей реальности. По прошествии двух лет Хесс был на грани помешательства, переживая «тюремный психоз». Тем не менее с помощью тюремных врачей ему удалось сохранить рассудок.

Но кроме опыта поиска смысла жизни в Бранденбургской тюрьме Хесс внимательно наблюдал за тюремным миром. В своих мемуарах перед казнью он описал тюремный опыт 1924 - 1928 гг., подробно охарактеризовав различные группы узников, их нравы, привычки, модели поведения. Очевидно, что этот опыт он использовал в дальнейшем, в первую очередь при организации Аушвица.

14 июля 1928 г. Рудольф Хесс был амнистирован. Он приехал в Берлин, который «раздавил» его своим шумом, ритмом, новой, непривычной жизнью. Именно поэтому, а также следуя своей мечте - создать единоличное крестьянское хозяйство, Хесс отправился в деревню, где и работал в различных сельхозобъединениях до 1934 г. В поиске новой организационной опоры в жизни он вступил в антиурбанистический, антиславянский, антисемитский союз «Артаманен» [6]. Именно в этом объединении он познакомился со своей будущей женой, а также вновь встретил Генриха Гиммлера, который в 1930 г. руководил отделением «Артаманен» в Баварии. Но в начале 1930-х гг. объединения «Артаманен» начали распадаться, а их участники переходить в НСДАП. Р. Хесс будучи членом нацистской партии в 1934 г. был приглашен Гиммлером в объединение СС «Мертвая голова». В декабре 1934 г. Хесс вместе с семьей переехал в Дахау [8, с. 100].

В Дахау под руководством Т. Эйке он знакомился с принципами организации лагерной жизни заключенных, рассматривая новое знание сквозь призму своего тюремного опыта. В течение нескольких лет он поднялся по служебной лестнице от блокфюрера и рапортфюрера Дахау, до адъютанта и, наконец, в 1939 г. шутцхафтлагерфюрера Заксенхаузена. Подобный карьерный рост был возможен только при условии, что Хесс безукоризненно, с точки зрения руководства, выполнял возложенные на него обязанности, доходя порой в своей деятельности до фанатизма. Вероятно, что именно это его качество, а также личное знакомство с Гиммлером во многом определило его назначение в 1940 г. на должность коменданта концентрационного лагеря Аушвиц.

Новый этап в развитии нацистской лагерной системы - интернационализация лагерей - был обусловлен началом Второй мировой войны [3, с. 261-286]. Массовые аресты, проводившиеся нацистами на территории ок-

купированной Польши, привели к тому, что тюрьмы оказались переполненными. Требовались новые места заключения, которыми и стали старые артиллерийские казармы в польском городке Освенциме.

Став комендантом, Р. Хесс получил возможность реализации на практике своего видения управления узниками. При этом он как и всегда развил бурную деятельность по воплощению в жизнь отданного ему распоряжения, показывая пример напряженного труда своим подчиненным, но требуя от них того же [2]. В своих мемуарах Хесс подчеркивал, что желал создать лагерь, кардинально отличавшийся от тех, в которых он работал. Лагерь, где заключенные хорошо питались и продуктивно работали, а к ним достойно относились. Однако эсесовцы, оказавшиеся в Аушвице вместе с Хессом, по его мнению, были не способны к решению новой задачи - в их сознании имелось лишь то видение организации концентрационного лагеря, которое они получили от Т. Эйке, а именно применение телесных наказаний, изнуряющего труда и недостаточного питания в отношении к узникам. Подобная стратегия объяснения происходившего в Ау-швице - перенос вины с себя на другого, использовалась Р. Хессом в его мемуарах достаточно часто. Таким образом, он осуществлял элементарный процесс рационализации, пытаясь объяснить окружающим, а может быть и себе, каким образом было возможно подобное бесчеловечное преступление, которое в течение многих лет происходило в Аушвице. Кроме того, для мемуаров людей преступивших закон, характерной чертой является создание собственного образа «жертвы», оказавшейся под влиянием внешних обстоятельств [11, с. 553-570].

По свидетельству Р.Хесса, летом 1941 г. он получил новое, секретное задание от рейхсфюрера СС Гиммлера - начать уничтожение европейских евреев в Аушвице: «Это суровая и тяжелая работа. Она потребует от исполнителя всей его личности целиком» [2]. Вернувшись в Освенцим, Хесс вместе с Эйхманом разработали метод реализации поставленной «задачи» - использовать газовые камеры с «Циклоном Б». Уже осенью 1941 г. группа советских военнопленных впервые была уничтожена подобным образом. В последующие годы функционирования Аушвиц-Биркенау в нем было убито свыше 1 миллиона человек, большую часть из которых составили евреи [3, с. 347; 9, с. 345-346]. При этом Хесс считал, что подобные вещи можно исполнять, если подавлены «все человеческие порывы», действует «железная решимость», основанная на приказах фюрера.

В конце 1943 г. Хесс принял предложение О. Поля стать исполняющим обязанности начальника службы Э I в Главном администативно-хозяйственном управлении, занимавшуюся руководством лагерной системой рейха [8, с. 100]. Только в мае 1944 г. он официально возглавил данный отдел. Именно в это время Хесс возглавил операцию по уничтожению 430 000 венгерских евреев в Аушвице [8, с. 100].

После окончания войны Р. Хесс скрывался от правосудия под фамилией Франца Ланга. Однако в 1946 г. неподалеку от Фленсбурга он был арестован английской военной полицией. В дальнейшем в качестве свидетеля он выступал на Нюрнбергском трибунале, а также на процессе Американского военного трибунала по делу Главного административно-хозяйственного управления СС и «И.Г. Фарбен». В 1946 г. он был выдан польским властям. В ожидании приговора Р. Хесс написал свои воспоминания, озаглавив их «Моя душа. Становление, жизнь и переживания», которые и стали одним из основных источников для понимания как его биографии, так и всего того, что было связано с массовым уничтожением людей в Аушвице. В начале 1947 г. Хесс вновь стал католиком и исповедовался. 2 апреля 1947 г. Верховный народный трибунал Польской республики приговорил Р. Хесса к смертной казни через повешение. Приговор был приведен в исполнение рядом с территорией концентрационного лагеря Аушвиц.

Судьба Рудольфа Хесса - пример, как выразился немецкий историк М. Брошат, «клинической картины далеко зашедшего безумия времен Гитлера» [2]. Этот человек из 46 лет своей жизни лишь годы детства прожил в обществе, где присутствовали общепринятые моральные принципы и законы. Все остальное время он жил на основе иных ценностей и ориентиров, будь то время мировой войны, период участия в военизированных отрядах, заключение в тюрьме и, наконец, работа в нацистских концентрационных лагерях. Отдельный человек, тем более если он был чужим по крови или убеждениям, не значил в его системе ценностей ничего. Вне своего мира и окружения, начало формированию которого положила Первая мировая война, Р. Хесс так и не смог жить. Он постоянно искал его поддержки, возвращался к нему. Живя в своем мире, со своими законами, он лишь исполнял то, что считал должным и «нормальным». В этом Хесс был типичным представителем нацистов.

Заложенное еще в детстве отцом религиозное чувство, не имея внутренней опоры, получило новый объект поклонения, которому Хесс следовал до самой смерти. Вкупе с исполнительностью и педантичностью его фанатизм сделал из него ревностного исполнителя тех задач, которые ставило нацистское руководство.

Лишь за несколько дней до своей казни, может быть впервые, Рудольф Хесс признал бесчеловечность той системы ценностей, в соответствии с которой жил в собственном мире. Он написал письмо прокурору, в котором просил прощения у Бога и людей, в первую очередь у польского народа, за совершенные им преступления.

Список литературы

1. Аушвиц глазами СС. Освенцим: Государственный музей Аушвиц-Биркенау, 2008. 231 с.

2. Комендант Освенцима. Автобиографические записки Р. Гесса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gulag. narod.ru / hoess / 23.01.2012.

3. Котек Ж., Ригуло П. Век лагерей: лишение свободы, концентрация, уничтожение. Сто лет злодеяний. М.: Текст, 2003. 687 с.

4. Deselaers M. "Und Sie hatten nie Gewissensbisse?": die Biografié von Rudolf Höss, Kommandant von Auschwitz, und die Frage nach seiner Verantwortung vor Gott und den Menschen. Leipzig: Benno-Verlag, 1997. 424 s.

5. Gilbert G. Nürnberger Tagebuch. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag. 455 s.

6. Kater M. Die Artamanen -völkische Jugend in der Weimar Republik // Historische Zeitschrift. 1971. Heft 3. S. 577-638.

7. Kommandant in Auschwitz. Autobiographische Aufzeichnungen des Rudolf Höss / Hrsg. M. Broszat. 15 Auflage. München, 1996. 288 s.

8. Lexikon des Holocaust / Hrsg. Benz W. München: Verlag C.H. Beck oHG, 2002. 262 s.

9. Orth K. Die Konzentrationslager-SS. Göttingen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2004. 396 s.

10. Ritzler B., Singer M. MMPI-2 by Proxy and the Rorschach: A Demonstration Assessment of the Commandant Auschwitz // Journal of Personality Assessment. 1998. Vol.71. Issue 2. P.212-238.

11. Rosen A. Autobiography from the other side: The Reading of Nazi memoirs and confessional ambiguity // An Interdisciplinary Quarterly. 2001. Vol.24., Issue 3. P. 553-570.

12. Segev T. Soldiers of Evil. The commandants of the Nazi concentration camps. New York: Mc Graw - Hill Book Company, 1987. 240 p.

S.V. Aristov

«I WAS ABSOLUTELY NORMAL, CARRYING OUT OF THE TASK ON DESTRUCTION ...». THE BIOGRAPHY OF THE RHESS-COMMANDANT OF AUSCHWITZ

The Article is devoted to the analysis of the biography of Rudolf Hess - the commandant of Nazi concentration camp Auschwitz. On the basis of actual achievements of the European science is considered the destiny of the person organized and supervising process of mass destruction and operation of prisoners in Oswiecim.

Key words: Nazism, «The Third Reich», concentration camp, Auschwitz.

Получено 20.05.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.