Managing culture. 2022. No. 4
«Я БЫЛ ГОТОВ ЖИТЬ». СПЕКТАКЛЬ НАРОДНОГО ТЕАТРА «УСПЕХ» Г. КРАСНОВИШЕРСК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В. Т. ШАЛАМОВА
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
АННОТАЦИЯ
Рецензия на спектакль «Я был готов жить» народного театра «Успех» г. Красновишерскаявляется своеобразной даньюуважения народнымтеат-ральным коллективам провинциальных городов. Любительское творчество редко оценивается профессиональными критиками, хотя значение народных театров для культурной жизни малых городов сложно переоценить.
Спектакль по документам о строительстве Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и произведениям В. Т. Шаламова был показан в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции «Люди и стройки: социокультурный портрет эпохи первых пятилеток». Конференция была организована 28-30 октября 2022 г. Мемориальным музеем-заповедником истории политических репрессий «Пермь-36» при поддержке Администрации губернатора Пермского края, Министерства культуры Пермского края, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае и администрации Красновишерского городского округа.
Творчество писателя В. Т. Шаламова не часто становится источником вдохновения для современного театра, уж слишком серьезные вопросы поднимал писатель, честно и бескомпромиссно рассказывая о трагических событиях эпохи «большого террора». Но при этом Шаламов всегда оставался гражданином своей страны, советским писателем.
Участники народного театра «Успех» г. Красновишерска взялись за создание спектакля, в основе которого документальные материалы о строительстве Вишерского целлюлозно-бумажного комбината в годы первых пятилеток. Для них это не просто далекая история, это жизнь их предков (бабушек, дедушек), которые в условиях севера построили самый мощный в Европе целлюлозно-бумажный комбинат. Документы вплетены в канву воспоминаний писателя Шаламова, опубликованных в антиромане «Вишера». Спектакль рассказывает об испытаниях, выпавших на долю совсем еще молодого человека, о встречах с людьми, судьбы которых сплелись на «краю земли». Художественные строки писателя, соединяясь с сухими формулировками документов, придают спектаклю ритм, динамику. Этот прием сценариста и режиссера определяет спектакль как «документальный». Актеры театра - местные жители, являются потомками строителей комбината. Они не понаслышке знают, что такое «лагерь» (в топонимике города Красновишерска «лагерь» - место, где располагался «Вишлаг», а сейчас городской квартал), поэтому сыгранные ими персонажи воспринимаются как подлинные люди, наделенные характерами и судьбами, что вполне можно отнести к приему документального театра - вербатиму.
Сценарий написал К. А. Остальцев, начальник архивного отдела администрации Красновишерского городского округа, спектакль поставила режиссер С. А. Клементьева. После просмотра спектакля «Я был готов жить» четко формулируются простые, но такие важные в настоящий период мысли: надо жить, любить свою Родину, гордиться прошлым и оставаться человеком при любых испытаниях.
Художественный прием - объединение воспоминаний писателя и подлинных документов в единый сценический текст, позволяет, на наш взгляд, понять суть высказывания В. Шаламова: «Жизнь - штука серьезная, но бояться ее не надо». Надеемся, что спектакль народного театра «Успех» ждет долгая и счастливая творческая жизнь.
Стаина Ольга Алексеевна (канд. пед. наук, доцент) Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург,ул. Культуры, 3) @ [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Шаламов В. Т., народный театр, любительское театральное творчество, документальный театр, вер-батим, Красновишерск.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Стаина О.А. «Я был готов жить». Спектакль народного театра «Успех» г. Красновишерск по произведениям В. Т. Шаламова // Управление культурой. 2022. № 4. С. 68- 72.
29 октября 2022 года в городе Красновишерске Пермской области состоялась премьера спектакля народного театра «Успех». Спектакль «Я был готов жить» по произведениям В. Шаламова и архивным документам был удачно вписан в рамки конференции «Люди и стройки:
социокультурный портрет эпохи первых пятилеток» [1].
VII Всероссийская научно-практическая конференция «Люди и стройки: социокультурный портрет эпохи первых пятилеток» была организована Мемориальным музеем -заповедником истории политиче-
ских репрессий «Пермь-36» при поддержке Администрации губернатора Пермского края, Министерства культуры Пермского края,Уполномоченного по правам человека в Пермском крае и Администрации Красновишерского городского округа. Проходила конференция с 28 октября
по 30 октября 2022 года, тема конференции посвящена осмыслению исторического опыта эпохи индустриализации советского государства. Участники конференции рассматривали различные аспекты истории, экономики, культуры, психологии людей периода конца 1920-х-1930-х годов.
Город Красновишерск не случайно принял Всероссийскую конференцию. В этом городе, на севере Пермского края, в Вишерском лагере первый срок отбывал Варлам Тихонович Шаламов (18 июня 1907 -17 января 1982) - русский советский прозаик и поэт, наиболее известный как автор цикла рассказов и очерков «Колымские рассказы» [2]. В 30-е годы 20-го века силами заключенных был построен гигант советской промышленности -Вишерский целлюлозно-бумажный комбинат. «В течение нескольких десятилетий Вишерский целлюлозно -бумажный комбинат (с 1976 года -завод) достойно работал и оставался основным градообразующим предприятием Красновишерска» [3,с. 284]. К сожалению, в 90-е годы прошлого века предприятие не смогло «выстоять» в изменившихся социально-экономическихусловиях, и сегодня от комбината остались только руины. Но город живет, пытается найти новые точки для развития, одна из них - событийный туризм, связанный сжизнью и творчеством В. Т. Ша-ламова.
Программа конференции включала не только научное событие, но и обширную культурную программу: посещение музеев,участие в митинге, посвященном памяти жертвам политических репрессий, презентации нового издания антиромана «Више-ра», которое осуществлено по заказу Администрации губернатора Перм-
^п^ти.яи-.^тт.рттг^чпкттф« и ГКБУК ЩЦТ
«■»•-» Н О КЙЕВ^,
10 ноября ДК "Виигера" в 20.00
Спектакль но ироши«',; м-ипни Ь.1. Налами на
^Йк II М БЫЛ ГОТОВ
кГ >\ ЖИТЬ"
V V Сценарий; Остальцев К, А, йяя
Щ В слркрлсткл« "'< ■"
I пир* ■ ■ театра 'Угг.г-<
Рис. 1. Афиша к спектаклю.
ского края в рамках реализации государственной программы «Общество и власть» [4]. Одним из значимых событий конференции стал просмотр участниками спектакля по произведениям В. Т. Шаламова «Я был готов жить» (Рис. 1).
Необходимо отметить, что спектакли по произведениям писателя -крайне редкое явление на театральной сцене [5]. За последние пять лет наберется не более 3-4 спектаклей, поставленных по произведениям Шаламова в российских театрах. В 2019 году в Вологде, на родине писателя, был поставлен моноспек-такль«Шаламов. Колымские рассказы», режиссер-постановщик Сергей Закутин. Главную и единственную роль в спектакле исполняет актер Евгений Галанцев. Критическую реплику на спектакль можно прочитать у В. Есипова [6]. В Екатеринбурге еще в 2017 году Алексей Забе-гин на площадке театральной платформы Ельцин центра поставил спектакль «Колымские рассказы» [7].
Поэтому спектакль любительского театра «Успех» г. Красновишерска «Я был готов жить» по произведениям Шаламова, можно рассматривать как важное культурное событие не только для городского сообщества Красновишерска, но и серьезный шаг в осмыслении творческого наследия писателя. Проект «Я готов был жить» был поддержан Министерством культуры Пермского края и ГКБУК ПДНТ «Губерния» в рамках реализации краевого проекта «Творческие люди». «Краевой проект «Творческие люди» реализуется в рамках национального проекта «Культура» с 2020 года при поддержке Министерства культуры Пермского края. «Творческие люди» - часть огромной и важной работы по сохранению, развитию и популяризации творчества в Прикамье. Проект призван оказывать поддержку лучшим коллективам народного творчества, мастерам народных промыслов, коллективам казачьих обществ и творческим коллективам ветеранов Пермского края, способствуя продвижению лучших образцов народного искусства, популяризации творчества наиболее успешных любительских коллективов региона» [8].
Народный театр «Успех» (МБУК ДК «Вишера», г. Красновишерск) был организован 22 года назад [9]. За это время неоднократно становился призером и лауреатом театральных фестивалей и конкурсов различного уровня. Почетное звание «Народный коллектив»театр получил в 2020 году. Режиссер Светлана Александровна Клементьева, главный специалист потеатрально-му искусству МБУК РДК, родилась в г. Красновишерске, получила профессиональное образование в Пермском государственном институте культуры, работает сфере культуры более 40 лет.
Сценарий, по которому был поставлен спектакль «Я был готов жить», написал Остальцев Константин Александрович, начальник архивного отдела Администрации Красновишер-ского городского округа. В основе произведения - архивные документы и личные, дневниковые записи, отрывки из произведений В. Т. Шаламова. По способу организации текста - это «документальный театр». «Понятие «документальный театр» трактуется как текст, изначально не предназначавшийся для сцены и не являющийся сочинением драматурга, но все же представленный в виде спектакля или части его» [10].
Таким образом, 29 октября 2022 года в г. Красновишерске зрители присутствовали на премьере документального спектакля - актуального вида театрального представления, основанного не на вымысле, а на реальном факте. На основе подлинных документов сценарист К. А. Остальцев воссоздал драматический срез эпохи 30-х годов Советского государства: через повествование о строительстве Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и рассказ о судьбе одного из заключенных лагеря - Варлама Шаламова, известного русского писателя.
Режиссер театра, Клементьева Светлана Александровна, попыталась воссоздать атмосферу 30-х годов 20-го века разнообразными художественными средствами: сценическим оформлением, использованием музыкального ряда, вовлечением зрителей в театральную игру.
Сценографическое решение спектакля «Я готов был жить» поддер-
Мападшд сиИ:иге. 2022. N0. 4
Staina О.А.
Рис. 2. Исполнители роли Шаламова К. Осинцев и С. Васькин.
живает режиссерское обращение к документу - подлинные фотографии строительства комбината из архива Красновишерского городского округа становятся основой декораций. Объемные баннеры, на которых нанесены фотографии,являются кулисами и подчеркивают подлинность событий, происходящих на сценической площадке. В центре камерного пространства сцены располагается лагерная сторожевая вышка, в ходе спектакля она заставляется свечами (поминальными свечами) и воспринимается как художественный символ - как вечная память об испытаниях, выпавших на долю героев спектакля, кактрагический памятник непростым годам в истории страны. Несомненно, сценографическое решение является удачей спектакля.
В спектакле лейтмотивом звучит великолепный оркестровый эпизод сюиты «Время, вперёд!» Г. Свиридова, в сценах, отражающих единый порыв строителей комбината, под эту музыку актеры театра с энтузиазмом зачитывают документы о начале строительства одной из «великих строек» социализма - Ви-шерского ЦБК. На контрасте с бравурной музыкой, режиссером используется другой музыкальный ряд: в сценах размышлений самого героя спектакля - Варлама Шаламова звучит песнопение «Святый Боже» Георгия Свиридова в исполнении хора «Кредо» и музыка из кинофильма «Холодное лето 53-го» Владимира Мартынова. Однако подлинное документальное звучание в спектакле возникает в эпизоде с живым звучанием гармони. Как ни парадоксально, но именно живой звук и живые интонации исполнителя лагерных частушек и песен дают объемное звучание спектаклю.
Среди актерских работ в спектакле народного театра в первую очередь необходимо выделить исполнителей образа В. Т. Шаламова. По авторской задумке (сценариста и режиссера) на сцене одновременно два героя - «юноша» (молодой) В. Шаламов в исполнении Сергея Васькина и «взрослый» В. Шаламов в исполнении Константина Осталь-цева (Рис. 2). По актерскому темпераменту, по фактурным данным,
по манере говорить - это два совершенно разных персонажа. Но при этом мы принимаем правила игры, которые задает документальный театр. Да, это не вербатим. Ни тот ни другой актер не пытаются повторить манеру речи самого писателя [11]. Исполнители роли писателя произносят текст В. Шаламова, наполняя его своей собственной жизненной позицией и размышлениями о счастье, предназначении,о судьбе. Они как бы транслируют мысли и чувства В. Шаламова, но зрители верят актерам и принимают документальный текст как личный текст, прожитый и осмысленный исполнителями. Необходимо отметить, что оба актера не «педалируют» чувства, не стремятся «сыграть», их интонации просты и где-то даже «суховаты», и эта манера дает свой положительный эмоциональный эффект.
Помимо главных героев необходимо отметить несомненные удачи актеров, играющих второстепенных персонажей. В спектакле актер народного театра Руслан Лен-кин играет несколько ролей: следователя; конвойного; Матвеева, ротного нарядчика; блатаря Рахманова; нового начальника лагеря; инженера Покровского; радиста.
Еще один из исполнителей народного театра - Виктор Бреккель в спектакле - начальник конвоя, Щербаков, Пётр Исшин, бывший ректор Свердловского партийного институ-
та, Пименов, пожилой блатарь; Иван Гаврилович Филиппов, начальник Управления Вишерских лагерей.
Многоплановость, разнохарактерность образов, представленных актерами театра «Успех», поражает. И можно только поздравить актеров с удачей, т. к. возможность сыграть в одном спектакле несколько ролей выпадает не часто.
К сожалению, женским персонажам, представленным в спектакле, не повезло с разнообразием драматургического материала. Однообразное, обобщенное решение женских образов обедняет спектакль, зрители не видят судьбы за каждой из женских ролей. У каждой из актрис есть лирическое «соло» в спектакле, но исполнение стихов не наполнено индивидуальностью. И это не вина актрис, это недоработки сценария и режиссерского решения спектакля. Даже актриса, играющая первую жену В. Шаламова, у которой, казалось бы, должен быть свой характер и драматургия образа, к сожалению, ведет свою роль отрывочно, без логики развития. В каждом эпизоде, выходя на сцену, актрисы не несут шлейфа судьбы конкретной женщины. Хотелось бы пожелать каждой актрисе выстроить судьбу своей героини, играть не «вообще» работницу в красном платочке, стереотипно повторяя штампы,а найти неповторимый образ женщины, перенесшей все
трудности судьбы первых строителей комбината. И, думается, что в архиве найдется немало документов, по которым можно будет воссоздать характеры и судьбы героинь спектакля.
В спектакле «Я был готов жить» режиссер народного театра попытался разрушить «четвёртую стену» и трансформировать зрителя в участника событий. Возгласы из зала, расположение актеров среди зрителей, дают возможность включить всех участников спектакля в диалоговую форму общения, что и предполагает документальный театр. Однако эти попытки пока роб-
кие, не доведенные до своего логического завершения. Режиссерское решение спектакля дает возможность активно включать зрительный зал в обсуждение планов строительства комбината, актеры могли бы обращаться к залу, задавать вопросы, согласовывать с залом решение, вовлекать в голосование. Надеемся, что такие интерактивные формы будут освоены актерами народного театра в ближайшем будущем.
В заключение хочется поблагодарить весь творческий коллектив Народного театра «Успех» МБУК ДК «Вишера». Несмотря на драматические эпизоды, показанные в спек-
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
такле, сложную, болезненную для современного российского гражданина тему «свободы и принуждения», эффект от просмотра спектакля оптимистичный и светлый. Жизнеутверждающий посыл спектакля, который воплощается в веру, надежду и силу человеческой души -это «сверхзадача» спектакля и несомненная творческая удача коллектива. Спектакль «Я был готов жить» по произведениям В. Шаламова и архивным документам - культурное событие не только для жителей г. Красновишерска, но и для всех почитателей таланта русского советского писателя В. Т. Шаламова.
[1] Люди и стройки: социокультурный портрет эпохи первых пятилеток: VII Всероссийская научно-практическая конференция // Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края "Мемориальный музей-заповедник истории политических репрессий "Пермь-36": сайт. URL: http://mperm36.ru/ nauchnaya-deyateinost/konferentsii/vii-vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-iyudi-i-stroyki-sotsiokuiturnyy-portret-epokh/ (дата обращения: 26.11.2022).
[2] Варлам Шаламов // Культура РФ. URL: https://www.cuiture.ru/ persons/9884/variam-shaiamov (дата обращения: 26.11.2022).
[3] Остальцев К. Вишерский край: история и современность // Шаламов В. Т. Вишера: рассказы, очерки, стихи /[сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент.: В. В. Есипов]. Пермь, 2022. С. 27.
[4] Шаламов В. Т. Вишера: рассказы, очерки, стихи/[сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент.: В. В. Есипов]. Пермь, 2022.304c.: ил.
[5] Спектакли // Варлам Шаламов: сайт. URL: https://shaiamov.ru/ tags/46.htmi (дата обращения: 26.11.2022).
[6] Есипов Е. Шаламов с вологодским «размахом» // Варлам Шаламов : сайт.- URL: https://shaiamov.ru/events/12971.htmi (дата обращения: 26.11.2022).
[7] Ефременко О. Шаламов: между мифом и документом // Петербургский Театральный журнал. 10.06.2017 г URL: https://ptj.spb.ru/ biog/shaiamov-mezhdu-mifom-idokumentom/ (дата обращения: 26.11.2022).
[8] Краевой проект «Творческие люди» // Пермский дом народного творчества «Губерния» : сайт. URL:https://domgubernia.ru/ tvorcheskie-iyudi/ (дата обращения: 26.11.2022).
[9] Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дом культуры "Вишера" Красновишерский городской округ: сайт. URL: https:// vrdk.perm.muzkuit.ru/kiementeva/(дата обращения: 26.11.2022).
[10] Пружина И. А. Девяностолетний современный документальный театр // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. № 1. С. 63-71. URL: https://cyberieninka. ru/articie/n/devyanostoietniy-sovremennyy-dokumentainyy-teatr (дата обращения: 26.11.2022).
[11] Калужских Е. В. Специфика построения документальной и вербатим-пьес // Вестник ЧГАКИ. 2014. № 1 (37). С. 74-76. URL: https://cyberieni nka. ru/arti cie/n/spetsifi ka-postroeniya-dokumentainoy-i-verbatim-pies (дата обращения: 26.11.2022).
II
I WAS READY TO LIVE." PERFORMANCE OF THE FOLK THEATER "SUCCESS" IN KRASNOVISHERSK BASED ON THE WORKS OF V. T. SHALAMOV
ABSTRACT
The review of the play "I was ready tolive" by the folk theater "Success" in Krasnovishersk is a kind of tribute to the folk theater groups of provincial cities. Amateur creativity is rarely appreciated by professional critics, although the importance of folk theaters for the culturallife of small towns can hardly be overestimated.
The performance based on the documents on the construction of the Vishera Pulp and Paper Mill and the works of V. T. Shalamov was shown as
AUTHOR'S INFORMATION
Olga A. Staina
(Ph.D. of Ped. Sc., Assoc. Prof.) Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russia) @ [email protected]
Managing culture. 2022. No. 4
Staina O.A.
V.T. Shalamov, folk theater, amateur theatrical creativity, documentary theater, verbatim, Krasnovishersk.
FOR CITATION
Staina O.A. (2022). "I was ready to live." Performance of the folk theater "Success" in Krasnovishersk based on the works of V. T. Shalamov. Managing culture. No. 4. Pp. 68-72.
KEYWORDS part of the VII AU-Russian Scientific and Practical Conference "People and
Construction Sites: a Socio-Cultural Portrait of the First Five-Year Plans". The conference was organized on October 28-30, 2022 by the Perm-36 Memorial Museum-Reserve of the History of Political Repressions with the support of the Administration of the Governor of the Perm Territory, the Ministry of Culture of the Perm Territory, the Commissioner for Human Rights in the Perm Territory and the administration of the Krasnovishersky urban district.
The work of the writer V. T. Shalamov does not often become a source of inspiration for modern theater, the writer raised too serious questions, honestly and uncompromisingly talking about the tragic events of the era of the "Great Terror". But at the same time, Shalamov always remained a citizen of his country, a Soviet writer.
Participants of the folk theater "Success" in Krasnovishersk undertook to create a performance based on documentary materials about the construction of the Vishera Pulp and Paper Mill during the first five-year plans. For them, this is not just a distant history, it is thelife of their ancestors (grandparents), who built the most powerful pulp and paper mill in Europe in the conditions of the north. The documents are woven into the canvas of the memoirs of the writer Shalamov, published in the antinovel Vishera. The performance tells about the trials that befell a very young man, about meetings with people whose fates were intertwined at the "end of the earth."The artisticlines of the writer, combined with the dry wording of the documents, give the performance a rhythm and dynamics. This technique of the screenwriter and director defines the performance as a "documentary". The theater actors arelocal residents, descendants of the builders of the plant. They know firsthand what a "camp" is (in the toponymy of the city of Krasnovishersk, a "camp" is the place where Vishlag waslocated, and now the city block), so the characters played by them are perceived as genuine people endowed with characters and destinies, which is quite possible attributed to the reception of documentary theater - verbatim.
The script was written by K. A. Ostaltsev, head of the archive department of the administration of the Krasnovishersky urban district, the performance was staged by director S. A. Klementieva. After watching the performance "I was ready tolive", simple, but so important thoughts in the present period are clearly formulated: one mustlive,love one's Motherland, be proud of the past and remain a person in any trials.
The artistic technique - combining the writer's memoirs and original documents into a single stage text, allows, in our opinion, to understand the essence of V. Shalamov's statement: "Life is a serious thing, but you should not be afraid of it." We hope that the performance of the national theater "Success" will have along and happy creativelife.
REFERENCES:
[1] People and construction sites: a socio-cuiturai portrait of the era of the first five-year plans: VII Aii-Russian scientific and practical conference // State Budgetary Institution of Culture of the Perm Territory "Memorial Museum-Reserve of the History of Political Repressions" Perm-36": site. URL: http://mperm36.ru/nauchnaya-deyateinost/konferentsii/vii-vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-iyudi-i-stroyki-sotsiokuiturnyy-portret-epokh/ (date of access: 11/26/2022).
[2] Variam Shalamov // Culture of the Russian Federation. URL: https://www.cuiture.ru/persons/9884/variam-shaiamov (date of access: 11/26/2022).
[3] Ostaltsev K. Vishera region: history and modernity // Shaiamov V. T. Vishera: stories, essays, poems / [compiied, prepared. text, intro. Art. and commentary: V. V. Esipov]. Perm, 2022, p. 27.
[4] ShalamovV. T. Vishera: stories, essays, poems/[comp., prepared. text, intro. Art. and commentary: V. V. Esipov]. Perm, 2022.304c.: iii.
[5] Performances //Variam Shaiamov: site. URL: https://shaiamov.ru/ tags/46.htmi (date of access: 11/26/2022).
[6] Esipov E. Shaiamov with the Voiogda "sweep" // Variam Shaiamov: website. - URL: https://shaiamov.ru/events/12971.htmi (accessed: 11/26/2022).
[7] Efremenko O. Shaiamov: between myth and document // Petersburg Theater Journai. 06/10/2017 URL: https://ptj.spb.ru/biog/shaiamov-mezhdu-mifom-idokumentom/ (date of access: 11/26/2022).
[8] Regionai project "Creative peopie" // Perm House of Foik Art "Gu-bernia": site. URL: https://domgubernia.ru/tvorcheskie-iyudi/ (date of access: 11/26/2022).
[9] Municipai budgetary institution of cuiture "House of Cuiture "Vishera" Krasnovishersky urban district: website. URL: https://vrdk.perm. muzkuit.ru/kiementeva/ (date of access: 26.11.2022).
[10] Pruzhina I. A. Ninety-year-oid modern documentary theater//Uchenye zapiski Crimean Federai University named after V. I. Vernadsky. Phi-iosophy. Poiiticai science. Cuituroiogy. 2017. No. 1. S. 63-71. URL: https://cyberieninka.ru/articie/n/devyanostoietniy-sovremennyy-dokumentainyy-teatr (date of access: 11/26/2022).
[11] Kaluzhskikh E. V. The specificity of the construction of documentary and verbatim piays //Vestnik ChGAKI. 2014. No. 1 (37). pp. 7476. URL: https://cyberieninka.ru/articie/n/spetsifika-postroeniya-dokumentainoy-i-verbatim-pies (date of access: 26.11.2022).