XXXIX МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯЛТЕ» От Пушкина до Чехова: классика и современность 15-19 апреля 2019 года
В апреле в Доме-музее А. П. Чехова в Ялте прошла тридцать девятая Международная научно-практическая конференция «Чеховские чтения в Ялте». Организаторами Чтений выступили Министерство культуры Республики Крым, ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник» и Чеховская комиссия при Совете по истории РАН. Тема конференции 2019 года — «От Пушкина до Чехова: классика и современность» связана с юбилейными датами 2019 года: 220-летие Александра Пушкина, 120-летие Белой дачи Антона Чехова, а также 65-летие самих Чеховских чтений. В связи с этим сотрудники Дома-музея подготовили временную тематическую выставку, на которой представлены редкие документы, музейные издания и фотографии, отражающие историю знаменитой конференции: от 1954 года до наших дней.
Л Т и и
У истоков чеховских чтений стояла сестра писателя и первый директор его музея Мария Павловна Чехова(186з-1957).
Пленарное заседание конференции 15 апреля 2019 года открыл Владимир Борисович Катаев —
председатель Чеховской
комиссии Совета по истории мировой культуры РАН, заведующий кафедрой истории русской литературы Московского государственного университета. Его доклад был посвящён работам З. С. Папер-ного и А. П. Чудакова в контексте образования.
Продолжила пленарное заседание Светлана Борисовна Евдокимова(Университет Браун, США) с докладом о русской интеллигенции и западных интеллектуалах. В докладе рассматривалось понятие «интеллигенция» и «интеллектуал» в западной идеологии, типы интеллигенции, а также то, как об этом пишет А. П. Чехов. Акцент был сделан на сложности терминов и на изменении наших представлений.
Третий доклад конференции — презентация нового проекта «Чеховская карта мира», который представили сотрудники организатора конференции — Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника Юлия Георгиевна Долгополова и Ольга Олеговна Пернацкая. Данный социально-гуманитарный проект — это инициатива, продолжающая многолетнюю работу музея на различные темы, которые объединяет географический подход к исследованиям, а также презентация результатов в ходе просветительской работы. Предложены следующие разделы проекта:
научные исследования, просветительская и образовательная деятельность, туризм и маркетинг, международные контакты, а также имиджевая составляющая. Это визуализация (современными техническими средствами) путешествий А. П. Чехова, география театральных постановок, влияние как писателя и драматурга, выявление новых объектов культурного наследия, введение в научный оборот ранее неизвестных фактов из жизни и творчества. К сотрудничеству
приглашаются исследователи из организаций России и других стран.
После перерыва пленарное заседание продолжилось докладом Маргариты Моисеевны Одесской (Российский государственный гуманитарный университет) с докладом о сходствах и различиях взаимоотношений отцов и сыновей в произведениях А. С. Пушкина и А. П. Чехова «Скупой рыцарь» и «Тяжёлые люди». Отдельно докладчик
остановилась на возможных причинах и предпосылках, генетической основе конфликтов, сходстве в поведении отца и сына.
Андрей Дмитриевич Степанов (Санкт-Петербургский государственный университет) в своём докладе подробно рассказал об авторском видении сходства и различия биографий и творческих установок Антона Чехова и Исаака Левитана. В докладе отмечалось, что оба автора балансировали между объективным и субъективным, реальным и ирреальным, в то же время рассказывалось о противопоставлении пародии, шутки, а также серьёзность и фотографичность.
Елена Ивановна Стрельцова (Государственный центральный
театральный музей имени
А. А. Бахрушина) посвятила доклад поэтике святочного пространства. Своё исследование докладчик построила на сравнении пьесы А. П. Чехова «Три сестры» и сцене сна Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Пленарное заседание завершилось сообщением Анатолия Самуиловича Собенникова (Военный институт ЖДВ и ВОСО)о ситуации адюльтера в рассказах А. П. Чехова «Несчастье», «Страх», «О любви». Рассмотренные гендерные аспекты вызвали живой отклик при обсуждении доклада как непосредственно после выступления, так и во время межсекционного общения.
Во второй день конференции «Чеховские чтения в Ялте», 16 апреля 2019 года, работала секция «Чехов, Пушкин и современный литературный процесс», где выступали исследователи из России, Австрии и Германии.
Работу секции открыла Аллы Витальевны Громовой (Московский городской педагогический университет) докладом об интерпретациях русского литературного процесса Борисом Зайцевым, о его трактовке
" " Т)
творчества и личностей писателей. В завершении исследователь презентовала свою недавно вышедшую книгу: «Проза Б. К. Зайцева: поэтика жанра и стиля».
Алексей Даниилович Сёмкин (Российский государственный институт сценических искусств) рассказал о телеологических моделях у Чехова и Пушкина. Отметил наличие бинарных оппозиций в произведениях А. С. Пушкина. При рассмотрении произведений Пушкина и Чехова опирался на предложенную классификацию телеологических моделей: случайное упоминание, феномен, ради которого написан рассказ, столкновение и дуэль мировоззренческих моделей, оппозиция двух моделей «в одной голове» и калейдоскоп — целый «веер» телеологических моделей.
Следующий докладчик — Кира Дмитриевна Гордович (Высшая школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна) — рассмотрела принципы использования Чеховым бытовых описаний: отношения между героями описываются через бытовые особенности: обстановку, еду, запахи, общение. Для сравнения привела изображение быта другими литераторами: Довлатовым и Улицкой.
Марина Прокофьевна Кизима (Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации) выступила с докладом о прецедентностив пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехова и её изучении в этом аспекте в американской литературе ХХ века, учитывая то, что текст произведения стал известен в 20-е годы. Исследователь сравнила
произведение Чехова с пьесой середины XX века «Осенний сад» американской писательницы Лилиан Хеллманн.
Ларионова Марина Ченгаровна (Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук) продолжила секцию докладом «Рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника»: коды традиционной культуры».
Живое обсуждение вызвал доклад Виктории Викторовны Кондратьевой (Таганрогский институт имени А. П. Чехова, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)) об оппозиции «столица — провинция» в рассказах А. П. Чехова.
После перерыва конференция продолжилась докладом Татьяны Анатольевны Болдовой (Московский педагогический государственный университет) «Дискурс в субъектноцентрической перспективе: Пушкин и Чехов». Представленное автором лингвистическое исследование было посвящено восприятию текстов и переводов китайскими аспирантами, которые учатся на музыкальных специальностях факультета. Отдельно описала особенности восприятия текстов Чехова китайскими аспирантами.
Макуренкова Светлана Александровна (член Союза литераторов России) во время доклада представила свою новую книгу, напомнила о значимой дате — 200-летии пребывания А. С. Пушкина в Гурзуфе, которое будет отмечаться в следующем году, а также привела поэтические описания «климата» А. С. Пушкина.
Спачиль Ольга Викторовна (Кубанский государственный университет) провела презентацию монографии «А. П. Чехов и Кубань», изданную в 2018 году Кубанским государственным университетом. По словам автора, в книге представлена Кубань, которую мог бы увидеть Чехов.
Александр Хартль (студент из Австрии Российского государственного гуманитарного университета) представил доклад «Любовь и образ женщины у Ф. Ницше и в поздних рассказах
А. П. Чехова». В своем исследовании он опирался на упоминания Ф. Ницше в письмах Чехова, а также провёл анализ философского романа Ницше «Так говорил Заратустра» и рассказов Чехова «Попрыгунья», «Душечка», «Ариадна».
Второй день конференции завершился докладом «Берегите в себе человека!» (интерпретация рассказа «Ионыч») Жаклин Шайфельиз Германии (студентка Российского государственного гуманитарного университета).
Рабочий день закончился творческим вечером артистов театра «Современник».
Третий день конференции «Чеховские чтения в Ялте» (17 апреля 2019 года) начался с работы секции «(Поэтика. Интертекст». С первым докладом «Система эпиграфов как средство характеристики героев в романе А. С. Пушкина „Евгений Онегин"» выступила Наталья Владимировна Францова (Курский государственный университет). В романе «Евгений Онегин» каждая глава снабжена эпиграфом из русской и зарубежной литературы. Отмечено, что эпиграфы представляют собой композиционное кольцо из четырёх слоев: в центре — герой, далее — пространство, затем — нравственная основа. Именно с этой точки зрения был представлен анализ роли эпиграфов.
В следующем докладе о рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья», который представила Ольга Васильевна Астафьева (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена), раскрыт многослойный потенциал, который включает в себя отсылку к знаменитой басне Эзопа, знакомой нам по переводу И. Крылова «Стрекоза и муравей». Цикада (стрекоза) — это почитаемый в древности служитель муз, упомянутый ещё у Анакреонта. Существуют разные трактовки басни; отмечено, что гендер героев также меняется.
Иванова Наталья Фёдоровна (Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого) проанализировала знаменитый рассказ Ивана Бунина, опубликованный в 1904 году под названием «Счастие» с посвящением Марии Павловне Чеховой. В 1907 году название изменено на «Счастье» и было снято посвящение, а в 1926 году в Париже рассказ был переработан ещё раз и вышел уже под названием «Свидание». Предположительно, это произведение связано с историей взаимоотношений И. А. Бунина и М. П. Чеховой.
Наталия Георгиевна Добрынская (историко-краеведческий альманах «Старая Ялта») выступила с докладом «„Дама с собачкой": пушкинский ключ к пространству Афродиты».
В докладе Марии Борисовны Лоскутниковой (Московский городской педагогический университет) приведён анализ стилистических приёмов Чехова на примере некоторых его рассказов.
Елена Николаевна
Петухова (Санкт-Петербургский государственный экономический университет) рассмотрела понятие «стыд» у героев Пушкина, Толстого, Достоевского и провела подробный анализ этого понятия в произведениях Чехова. Отметила
разнообразные способы выражения и нюансы значений «стыдно»; указано, что в отдельных рассказах способность стыдиться — это характеристика персонажей.
Алла Сергеевна Степанова (заведующая редакцией классической
литературы издательства «Азбука») рассказала об издании произведений А. П. Чехова в серии русской классики. Сейчас издательством выпущено 14 сборников произведений Чехова с новыми комментариями, и работа над ними продолжается.
После перерыва начала работу следующая секция конференции: «Классики на сцене: движение времени». Первой выступила Галина Вячеславовна Коваленко (Российский государственный институт сценических искусств) с сообщением «Чехов в эстетике постдраматического театра (часть 3)». В её докладе были затронуты вопросы замены литературного текста сценическим, подробно рассмотрено явление постдраматического театра.
Валентина Геннадьевна Викторова (библиотека-филиал № 12 имени А. П. Чехова, Ярославль) рассказала об истории постановок чеховских пьес на сцене ярославского театра. В презентации на экране было показано много афиш, докладчик также кратко рассказала о работе чеховской
библиотеки.
Чэнь Канюй (аспирант Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне) представил доклад о понимании чеховского
комического, а в многочисленных ответах на вопросы слушателей рассказал о популярности пьес А. П. Чехова в Китае.
Тереза Вальтер (Австрия) и Бьёрн Ковецкий (Германия) (оба — студенты Российского государственного гуманитарного университета) выступили с докладами «Женщины в ранних пьесах Чехова» и «Страсть или скука: о двух экранизациях „Дамы с собачкой" Чехова» .
Элис Смит из Южно-Африканской Республики (Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова) — с докладом «От „Моцарт и Сальери" до Треплева и Тригорина».
Максимилиан Кендерс из Германии (студент Российского государственного гуманитарного университета) в своём исследовании опирался на принципы деконструктивистского прочтения текста в традиции Жака Дерриды. В докладе подробно рассмотрена деконструкция чеховских текстов на примере диалогии «Фирсиада» В. Леванова.
По завершении научной части мелиховский театр «Чеховская студия» представил спектакль «Барыня».
В четвёртый день конференции «Чеховские чтения в Ялте» (18 апреля 2019 года) работали две секции конференции. Первая — «Пушкин и Чехов: вопросы преподавания». Виктор Сергеевич Зайцев (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля), рассказал об исследовании, в ходе которого в Москве и Воркуте опрашивались школьники по вопросам классической литературы, отношения к ней и к отдельным литераторам. Приведены как количественные, так и качественные результаты опроса, докладчик рассмотрел особенности написанного школьниками текста там, где предполагался свободный ответ.
Участниками конференции широко обсуждался доклад Елены Викторовны Устиновой (гимназия № 45 имени Л. И. Мильграма, Москва), в ходе которого она рассказала о некоторых особенностях изучения Чехова в начальной школе: о практиках, например, литературных играх, а также о применении действующих ФГОС.
Продолжил выступления в секции Александр Павлович Фурсов (главный редактор журналов «Русская словесность», «Духовно-нравственное воспитание») с докладом «Отчего не сменят Иеронима? Лучи Вечной
Зинаида Борисовна Стародубцева (Российский государственный архив литературы и искусства) в ходе своего доклада продемонстрировала множество фотографий чеховских постановок в московских театрах в 2010-е годы.
Эльвира Равильевна Начарова (Санкт-Петербургский государственный университет) представила доклад «Литературное творчество глазами Чехова и его героев».
О разнообразной работе по популяризации творчества Чехова в Ярославле, в том числе о различных мероприятиях и о создании видеороликов, рассказала Елена Александровна Белова (филиал № 12, Централизованная библиотечная система города Ярославля).
Завершил работу секцию Дмитрий Хартманн из Германии (Российский государственный гуманитарный университет), который рассмотрел опыт переводов на немецкий язык написанного в Ялте рассказа «Дама с собачкой». В 60-х годах в Германии случился настоящий «чеховский бум» и появился запрос на новые качественные переводы. Докладчик привёл критерии для оценки различных переводов, сравнил разные варианты перевода названия ялтинского рассказа, транскрипций имён. Отмечены современные и устаревшие формы, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие при многозначности лексических единиц, существование непереводимых слов.
На секции конференции «120 лет белой даче. Музеи. Архивы. История» выступали сотрудники крымских учреждений культуры и музейные сотрудники других регионов.
Людмила Григорьевна Касьяненко (Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького) рассказала о чеховских постановках на сцене Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького.
Юлия Георгиевна Долгополова (Дом-музей А. П. Чехова в Ялте) и Елена Николаевна Спотарь (Ливадийский дворец-музей) представили уникальное издание — двухтомный альбом-каталог «Необыкновенный сад А. П. Чехова». В первом томе «История» приведена истории создания Чеховым сада в Ялте, опубликованы (многие — впервые) предметы фондовой коллекции ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник». Второй том «Современность» описывает современное состояние «Сада вечной весны», приведена карта с отметками деревьев, которые высадил Антон Павлович. Докладчики входят в авторский
Гуманитарная парадигма
www.humparadigma.ru № 4 (11) — декабрь 2019 г.
коллектив по созданию альбома-каталога, поэтому рассказали о том, как задумывался этот проект и как он был реализован.
Коллега из Литературно-художественного музея книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» Евгения Павловна Фирсова рассказала о масштабной работе по изучению чеховских переписных карточек, почерковедческой экспертизе, а также о работе с наследниками тех, кто в этих карточках упомянут.
Оксана Васильевна Фролова (Историко-литературный музей «А. П. Чехов и Сахалин»)рассказала об истории создания музея в Александровске-Сахалинском: о переписке Сергея Михайловича Чехова с создателями музея, о переданных в дар линогравюрах.
Ирина Сергеевна Ганжа (Ялтинская центральная библиотечная система имени А. П. Чехова) рассказала о книгах библиотеки Николая Михайловича Туликова, которые хранятся в отделе Редкой книги, в презентации показала наиболее интересные страницы.
Последний конференционный доклад Ирины Григорьевны Обуховой (психолог, музыковед) был посвящён способам повышения мотивации изучения творчества А. П. Чехова.
Культурная программа финального дня конференции — спектакль «Дачный театр Антоши Чехонте» мелиховского театра «Чеховская студия», который проходил в окружении фотографий, личных вещей А. П. Чехова — в зале постоянной литературной экспозиции.
Завершилась конференция 19 апреля подведением итогов и посещением Музея А. С. Пушкина, а также Дачи А. П. Чехова и О. Л. Книппер в Гурзуфе.
Автор обзора выражает благодарность всем, кто помогал в организации конференции, участникам и гостям. Отдельно — научному сотруднику отдела «Дача А. П. Чехова и О. Л. Книппер в Гурзуфе» Е. Е. Рачковой за фотографии, которые были использованы при подготовке обзора конференции.
Ольга Олеговна Пернацкая
Заведующая отделом «Дом-музей А. П. Чехова в Ялте» ГБУК РК «Крымский литературно-художественный Мемориальный музей-заповедник»