Научная статья на тему 'XXVII международные Огаревские чтения в Саранске'

XXVII международные Огаревские чтения в Саранске Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
380
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XXVII международные Огаревские чтения в Саранске»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

XXVII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОГАРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ В САРАНСКЕ

8 — 9 декабря 1998 г. в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева проходили XXVII Ога-ревские чтения. Давно став традиционными, тем не менее на этот раз они разительно отличались от предыдущих: во-первых, своим статусом — международные; во-вторых, тем, что посвящены были юбилею — 185-летию со дня рождения Н. П. Огарева (1813 — 1877); в-третьих, формой проведения. Помимо привычных пленарного заседания и секционной работы прошел круглый стол „Наследие Н. П. Огарева и XX век: традиции и современность в диалоге“ и была представлена неофициальная театрализованная часть „В гостях у Огарева“.

В музее истории университета была развернута юбилейная экспозиция о жизни и творчестве Огарева, в фойе зала — книжная выставка произведений Огарева и о нем.

Оргкомитет чтений получил более 200 заявок от ученых дальнего (США, Венгрия) и ближнего (Латвия, Эстония, Украина) зарубежья, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Твери, Пензы, Казани, Ульяновска и других центров России.

К международным чтениям вышли сборник материалов и тезисов „Н. П. Огарев от XIX к XXI веку“ (16 п. л.) и библиографический указатель „Материалы к библиографии произведений Н. П. Огарева и летературы о нем (1831 — 1916)“ (14 п. л.).

Пленарное заседание открыл ректор Мордовского госуниверситета академик Н. П. Макаркин. С докладами выступили профессор Н. И. Воронина — „Н. П. Огарев и XX век“ и доцент Г. С. Комарова — „Художественный мир Н. П. Огарева в контексте эпохи“. Чтения приветствовали иностранные гости: Джек Рютер (США), Индрек Сярг (Эстония), Эдит Бенчик (Венгрия).

В докладах и приветствиях отмечалось, что в последние 5 — 6 лет происходит

очищение нашего сознания от сложившихся стереотипов, в том числе и во взглядах на личность Н. П. Огарева как только друга А. И. Герцена по революционной борьбе, поэта-демократа. Многогранная фигура поэта, мыслителя, уче-ного-философа, этика, эстетика, психолога, педагога, обладающего такими уникальными качествами, как интеллигентность и гуманизм, заслуживает самого пристального внимания исследователей. Все это весьма актуально в русле осмысления российской культуры в целом, когда история практически переписывается. Меняются взгляды на ее творцов, раскрывается загадка каждой личности, прежде всего ее человеческие качества.

В выступлениях огаревоведов были затронуты самые разные линии жизни и творчества Огарева во всем многообразии их проявлений.

Проблеме преемственности его идей посвятили свои выступления Р. И. Александрова, А. А. Сычев, И. Н. Шеров („Н. П. Огарев и М. М. Бахтин — к вопросу о некоторых философских параллелях“); Л. Г. Васильев („Пушкинские реминисценции в поэзии Н. П. Огарева“); Е. А. Курносикова («Рефлексия Н. П. Огарева и Б. П. Вышеславцева о „богоподобии“ человека») и др.

Лингвисты анализировали звуковой строй художественной речи (А. В. Лемов), метафору в структуре общения (А. И. Сергеев), проблемы „языковых игр“ (Н. Л. Новикова), некоторые аспекты речевой культуры женщин (Н. В. Щан-кина) и речевые шаги в немецкой диалогической речи (Т. А. Сергеева).

Культурологи рассматривали как теоретические вопросы культуры и эстетики, так и их прикладные аспекты: от мировоззренческих вопросов отдельных персоналий (Ф. Ницше, К. Леонтьев, П. Бицилли, В. Зеньковского, Ж. Дюби, М. Хайдеггера, М. Лермонтова и многих других) до частных проблем мифологии, философии культуры, феномена и уни-

версума книги и т. д. Интересными были дискуссии по проблемам провинциальной культуры (ее прошлого: дворянский быт, русские усадьбы, их библиотеки и коллекции — и настоящего: сохранение национального культурного наследия, этнических ценностей в условиях постмодерна).

Секция философии и методологии гу-манитаристики обсуждала категории свободы и случайности (А. В. Беличенко), исторические метаморфозы (Н. Г Баранец), метастрофологию устойчивого развития (В. Т. Ганжин), со-бытийность как путь освоения духа (А. И. Селиванов), философский финализм (Д. П. Кузнецов).

Психологи и педагоги рассматривали школьные проекты Огарева, его психо-лого-педагогические взгляды, проблемы воспитания (Н. И. Мешков, С. И. Бреев, Ж. А. Конакова, И. Л. Сиротина); были вынесены на обсуждение вопросы формирования психологической компетентности (М. В. Бегоулов), основ саморазвития детей (Н. П. Вирясова) и др.

Социологи констатировали, что социологическое наследие Огарева пока мало изучено, тем не менее имеет большое значение для понимания современных реформ в России (В. М. Сидорки-на, А. И. Сухарев). Особое внимание членами секции было уделено проблемам гендерных отношений в окружений Огарева (О. И. Бурова, Т. И. Дадаева, Л. Ф. Чегринская, К. . В. Фофанова), а также регионализации (В. В. Козин, А. М. Магдеев) и молодежной политике (В. А. Писачкин, О. М. Родионова).

Участники чтений единодушно признали недооценку исторической роли Огарева в культуре России, подчеркнули его „нарочитую зрячесть ума“ (С. Булгаков), которая проявляется в обращении мыслителя к глубинам народной души, к российской истории, к человеческому духу и его тайниками, к современности и современникам. Мудрость светлого ума тем не менее не всегда могла охранить Огарева от губительной страсти, скорее недуга, которым он страдал (пьянство),

но для других он оставался советником, ценителем, руководителем, воспитателем.

В том же контексте затрагивались вопросы веры Огарева и значения для него христианства и православия. Практически это новая проблема в осмыслении мировоззрения Огарева, так как до сих пор рассматривался его атеизм. В „Истории русской философии“ В. В. Зень-ковский лишь вскользь касается убеждений Огарева, но основательно рассматривает отношение к религии Герцена, Белинского, Хомякова, Кетчера, Бакунина и др., т. е. тех, с кем Огарев в России жил бок о бок и находился в состоянии непрекращающегося дискурса. Мог ли быть Огарев в этом кругу атеистом? Однозначно, нет. Судя по письмам, он постигал величие и силу христианства, читал Библию и Евангелие. Его поэзия навеяна религиозным вдохновением, в своем отношении к любимым женщинам, к семье и детям Герцена он являет собой образ верующего христианина. Огарев принимает деятельное участие в осуществлении проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах архитектора А. Л. Витберга.

XXVII Международные Огаревские чтения проходили' под знаком преемственности идей Огарева в гуманитарных науках. Важно было попытаться не только по-новому, но и целостно представить совокупность научных положений и принципов Огарева, дать этим принципам верную общеметодологическую интерпретацию; ввести в научный обиход новые материалы жизни и творчества Огарева (а такие открываются в хранилищах и архивах до сих пор); рассмотреть в перспективе и преемственности оригинальные идеи мыслителя в диалоге культур. Названные задачи были в основном решены, а главное — была создана новая ориентация в раскрытии поступков конкретного человека — Огарева, в оценке его благотворительной и меценатской деятельности, педагогических опытов, социальной работы.

Н. И. ВОРОНИНА, доктор философских наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.